Тематический педсовет с повесткой Метапредметный подход в практике преподавания основ наук в процессе реализации ООП НОО и ООП ООО (доклад и проект решения)
Доклад
на заседании тематического педсовета с повесткой:
«Метапредметный подход в практике преподавания основ наук в процессе реализации ООП НОО и ООП ООО».
Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе. Стандарт устанавливает требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения ООП НОО и ООП ООО, что коренным образом меняет подход к уроку, делает необходимым знание и понимание этих требований, чтобы обеспечить их достижение. Реализация требований к метапредметным результатам, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной, социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории, делает метапредметный подход в практике преподавания основ наук обязательным при планировании современного урока.. Цели и педсовета:
Обеспечение достижения метапредметных результатов в рамках реализации ООП НОО и ООП ООО
Задачи педсовета:
Осмысление понятий «метапредметный подход в образовании» и метапредметные результаты.
Анализ образовательного процесса на уровне начального и основного общего образования в аспекте реализации метапредметного подхода в практике преподавания основ наук.
Изучение передового опыта оценивания достижения планируемых метапредметных результатов освоения ООП НОО и ООП ООО, определение роли оценки в условиях реализации ФГОС.
Пути и средства реализации задач педсовета.
Заседание МС с повесткой: «О подготовке к педсовету с повесткой: «Метапредметный подход в практике преподавания основ наук в процессе реализации ООП НОО и ООП ООО»
Заседание школьных методических объединений.
Методическая оперативка по теме: «Метапредметный подход в образовании – требование ФГОС» (с ИКТ- сопровождением).
Теоретический семинар «Современные технологии построения УВП. ППО» по теме «Метапредметный подход в образовании: опыт, значение, перспективы» (с ИКТ- сопровождением)
Создание методического кейса
Уроки-демонстрации (уроки английского языка и биологии)
Посещение и взаимопосещение уроков
Анкетирование учителей
Анкетирование родителей
Анкетирование обучающихся по 3 методикам, в том числе по методикам из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения» Л.А. ЯсюковойУчастие во всероссийском метапредметном конкурсе «Изучай-ка» проекта «Знаника» (электронная школа)
В МБОУ Россошанской ООШ работает 9 учителей, в том числе обучают школьников уровня основного общего образования – 8 учителей (Писарь Н. В. работает в начальных классах и преподаёт музыку в 6,7 класах). Все учителя имеют высшее педагогическое образование, 8 из них имеют квалификационную категорию (4 – высшую: Икрянникова Л. А., Медведева И. А., Писарь Н. В., Джаджиева Т. И., 4 – первую: Ананьева О. П., Лисогор Л. А., Лопаткина Л. В., Севостьянова Н. В.). Фитисова И. И. прошла аттестацию на соответствие занимаемой должности в октябре 2016 г.
Все учителя в своей практической педагогической деятельности учитывают, что технологическое обеспечение уроков должно соответствовать ФГОС, основываться на системно-деятельностном подходе и обеспечивать достижение планируемых результатов освоения ООП НОО и ООП ООО. Такой вывод подтверждается результатами самооценки уроков учителями школы, проведённой по диагностической методике Л. В. Арсентьевой «Лист наблюдения урока «Почувствуйте разницу. 8 отличий в проектировании урока по ФГОС ООО». Цель указанной методики: диагностика реализации и понимания подходов к уроку по ФГОС. Низкого уровня самооценки (1-2) нет ни у кого, средний уровень (2,5-3,5) – 3 (Севостьянова Н. В. – 3, Лопаткина Л. В.-3,3, Ананьева О. П. – 3,4 ), выше среднего (3,6-4,5)- (Медведева И. А.- 4,5 Джаджиева Т. И. – 4,2, Писарь Н. В. – 4,3, ) высокий (4,6-5,0) - (Фитисова И. И. – 4,7, Лисогор Л. А. – 4,9). По школе уровень самооценки – 4, т. е. выше среднего.
Однако есть проблемные вопросы, касающиеся контроля и оценки на уроке и особенно диагностики достижения планируемых результатов: разброс от 1-2 (Медведева И. А., Джаджиева Т. И) до 4-5 (Лисогор Л. А., Писарь Н. В.), у остальных учителей – 3.
Анализ результатов самооценки реализации и понимания подходов к уроку по ФГОС показывает понимание, каким должен быть урок, соответствующий требованиям ФГОС. Однако имеются существенные противоречия результатов самооценки и реальной картины реализации ФГОС на уроках, посещённых в процессе подготовки к педсовету.
В процессе подготовки к педсовету были проведены открытые уроки-демонстрации в 6 классе: биологии по теме «Химический состав растений» 30.11.2016 г. и английского языка по теме «Мой любимый день» (учителя Лисогор Л. А., Джаджиева Т. И.), посещены администрацией школы и руководителями предметных ШМО уроки: русского языка в классе (17.12. учитель Икрянникова Л.А.), окружающего мира в 1 классе (16.12. учитель Писарь Н.В.), истории (17.12, учитель Медведева И. А.), алгебры в 7 классе (20.12., учитель Фитисова И. И.), русского языка (28.11. 2016 г., 03.12.2016 г., учитель Лопаткина Л. В.)
Концепция ФГОС, в основе которой находится системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование УУД- личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы образовательного процесса и определяет систему требований к уроку:
1. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока;
2. Определить место темы в учебном курсе;
3.Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;
4.И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, в перспективе.
5.Определить для себя и отдельно для учащихся - зачем он вообще нужен этот урок.
Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.
Какие цели ставили учителя на посещённых уроках (на примере посещённых уроков)?
Уроки – демонстрации:
Урок английского языка:
Цели урока: Образовательные:
Активизация навыков чтения, прогнозирования содержания текста, монологической речи, диалогической речи – расспроса о своём любимом дне недели.
Активизация употребления новой лексики в устной речи.
Активизация грамматического материала по теме «Present Simple».
Развивающие:
Развитие речевых способностей.
Развитие психологических функций, связанных с речевой деятельностью (память, внимание, мышление, способность логически мыслить, умение анализировать).
Развитие умений высказывать своё мнение по пройденной теме.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения друг к другу.
Воспитание умения слушать товарища.
3. Создание положительной мотивации для дальнейшего изучения языка.
4. Воспитание добросовестного отношения к учёбе;
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные:
1.Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
2.Развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных учебных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
3.Осознать значение английского языка как средства международного межкультурного общения, сближающего людей, обеспечивающего дружеские контакты и деловое взаимодействие.
4.Сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками.
Метапредметные:
Познавательные:
Уметь извлекать необходимую информацию
Понимать смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор видов чтения в зависимости от цели;
Уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме.
Регулятивные:
Формировать волевую саморегуляцию,
научить навыкам целеполагания, как постановки учебной задачи, и планированию своей деятельности в учебной ситуации;
Формировать навыки контроля и оценки своей работы и полученного результата.
Коммуникативные:
Формировать умение работать в паре (в группе в зависимости от выбора), самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения;
Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения и коммуникативной задачей.
Предметные:
1. Сформировать языковые, фонетические, орфографические, лексические навыки в рамках темы «Мой любимый день».
2. Совершенствовать навыки говорения через практику выражения главной идеи рассказа, ответов на вопросы, составления плана, через схематическое изображение основной информации (spidergram), диалог – расспрос о своём любимом дне недели.
3. Развивать навыки аудирования, поискового чтения в рамках предложенной темы.
4. Освоить способы логической временной связи внутри текста - повествования при помощи слов - связок.
Урок биологии:
Цели урока: предметные:
создание содержательных и организационных условий для расширения кругозора обучающихся о химическом составе растений и практическом применении растительных веществ.
метапредметные:
содействовать развитию умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент), созданию условий для развития умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения.
личностнные:
содействовать в осознании практической и личностной значимости учебного материала; необходимости бережного отношения к зелёным растениям, исходя из знания об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле
Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные): Личностные:
осознание необходимости бережного отношения к зелёным растениям, исходя из знания об их роли в жизни человека и всех живых организмов на Земле
Метапредметные:
наличие познавательных интересов
способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, работать с учебником и дидактическимими материалами
умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью информационных технологий
умений использовать научные методы познания (наблюдение, эксперимент)
Предметные:
представление о различных группах химических соединений, входящих в состав зелёных растений
умение объяснять роль растений в природе и жизни человека
умение приводить примеры органических и неорганических веществ, входящих в состав растений
понимание биосферного значения зелёных растений
Обратите внимание на таблицу (см. приложение 1)
уроки посещённые при подготовке к педсовету:
Уроки русского языка в 3 и 6 классе (см. приложение 2.)
Обратите внимание, можем ли мы говорить о планировании урока в соответствии с ФГОС, изучив цели урока?
2.Мотивация.
Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, и к конечному результату, и к практическому применению полученных знаний.
3.ОТБОР СОДЕРЖАНИЯ.
Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.
Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, если:
-она актуальна для учащегося, т.е. согласуется с потребностями и интересами ученика.
-согласуется с известной для ребенка информацией, сочетается с текущей ситуацией, т.е. соблюдается принцип «от простого к сложному»;
- затрагивает чувства конкретного ученика;
- на уроке используются различные средства обучения, различные приемы организации учебной деятельности
- знания, полученные на уроке, ученик должен уметь применить в новой для него ситуации;
- транслируется другому человеку в процессе вербального общения, что актуально при работе в парах, группах;
4.ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, отработка метапредметных универсальных действий. Учитель должен четко представлять, какие универсальные действия формируются на каждом этапе урока, например:
Этап урока:УУД
1. Объявления темы урока Познавательные, коммуникативные
2.Сообщение целей и задач Регулятивные целеполагания, комму никативные
3.Планирование Регулятивные планирования
4.Практическая деятельность Познавательные, коммуникативные,
учащихся регулятивные
5.Осуществление контроля Регулятивные контроля (самоконтроля)
коммуникативные
6.Осуществление коррекции Коммуникативные, регулятивые
7.Оценивание учащихся Регулятивные оценивания, (самооценивания),коммуникативные
8. Итог урока Регулятивные саморегуляции,
коммуникативные
9. Домашнее задание Познавательные, регулятивные,
коммуникативные
5. Построение каждого этапа урока производится по схеме:
Постановка учебного задания - деятельность учащихся по его выполнению-подведение итога деятельности-контроль процесса и степени выполнения-рефлексия.
6. Использование разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя- создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:
-узнавание нового материала;
-воспроизведение;
-применение знаний в новой ситуации;
-применение знаний в незнакомой ситуации;
-творческий подход к знаниям.
7.Подведение итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.
8. Наличие блоков самостоятельного получения знаний учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами Интернета)
9.Организация парной или групповой работы, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).
10. Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
11. Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Можно предложить «Лист успеха»:
1.Оцените свою работу на уроке…
2. Мне на уроке понравилось…
3. Мне показалось трудным…
4. Я бы еще хотел …
12.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
13.Минимализация и вариативность домашнего задания. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:
-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;
-задания, способствующие осмыслению материала учеником;
- задания, способствующие закреплению материала учеником;
14. Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения.
- требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;
- учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;
- учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;
-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;
-не должно быть однообразия в учебной работе;
- должно быть чередование слушания с практическими работами;
- все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям;
Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся - как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.
Далее обратите внимание на анализ уроков, представленный руководителями ШМО:
На уроке биологии в 6 классе учителем (Лисогор Л. А.) были созданы условия для реализации поставленных целей. Этому способствовала форма проведения урока, наглядные пособия. Урок построен в соответстсвии требованиям ФГОС с использованием элементов информационно-коммуникативных технологий. Средства обучения использовались целесообразно с учетом специфики программы, возраста учащихся и уровня их развития. В течение урока прослеживалось формирование УУД: формирование методологических познавательных умений. В процессе урока учащиеся осваивают основы исследовательской деятельности, определяют наличие органических веществ в клетках растений с помощью опытов; учатся, в ходе простейших биологических экспериментов фиксировать, анализировать, объяснять результаты опытов; работать с разными источниками информации; находить информацию о процессах жизнедеятельности растений в учебнике. Личностные: учащиеся развивают познавательные потребности на основе интереса к изучению жизнедеятельности растений, у них формируются ценностно-смысловые установки по отношению к растительному миру, происходит осознание необходимости бережного отношения к растениям. Активность ребят на уроке, знания по данной теме помогли успешной реализации задуманного. У учащихся наблюдался интерес к уроку и изучаемой теме, наличие навыков коллективной работы.
Урок истории в 6 классе (учитель Медведева И. А.) был проблемным и развивающим. Учитель умело направляет учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками, организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся, вывод делают они сами. Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности, был посилен для учащихся шестого класса. Активизация была представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий. На данном уроке применялись метапредметные технологии, позволяющие демонстрировать учащимся процессы становления научных и практических знаний, задачи и проблемы, значимые для детей. Они учатся выражать с помощью творческого подхода, ассоциаций то, что понимают, то, что хотят сказать, то, что пытаются помыслить или промыслить, то, что хотят сделать.
Предлагались разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Использовались средства обучения: технические средства обучения (компьютер, презентация).
На уроке происходило формирование универсальных учебных действий:
личностные: умение ясно, точно излагать свои мысли в устной и письменной речи, креативность мышления; инициативность, умение контролировать процесс и результат учебной деятельности, способствовать к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности;
регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уроке адекватной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение;
коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения, обосновывать собственную позицию; учитывать разные мнения и координировать позиции в сотрудничестве;
познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний (отличать новое от уже известного с помощью учителя); добывать новые знания (находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке).
Активность на хорошем уровне. Такая активность обусловлена тем, что структура урока, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу урока и возрастной категории ребят. Все что планировалось, было усвоено ребятами, поэтому урок поставленной цели достиг. Результаты оптимальны.
На уроке алгебры в 7 классе (учитель Фитисова И. И.) реализовался системно-деятельностный подход. Обучающиеся участвовали в определении темы, цели урока, отборе содержания и видов деятельности. В начале урока основной целью было быстро включить учащихся в деловой ритм, были актуализированы знания, необходимые для работы над новым материалом. Одновременно шла эффективная работа над развитием речи, мыслительных операций, о чем свидетельствовала деятельность учащихся. Для создания проблемной ситуации в начале урока были использован блиц - опрос, само задание не вызвало затруднения в нахождении результата, но проблемная ситуация мотивировала поиск нахождения ответа для изучения нового материала.
При изучении нового материала старалась, чтобы учащиеся сами анализировали задания, в результате чего, сами приходили к нужному ответу, учитель старался только направлять класс, для поиска нужного результата. На данном этапе прослеживалась межпредметная связь.
В процессе первичного закрепления задания решались с комментированием. При комментировании шла работа над речевой деятельностью, в которой они своими словами выражали суть выполняемых преобразований.
При работе в парах учащиеся развивали свою коммуникабельность, формировали умение работать в паре. При выполнении самостоятельной работы каждый ученик смог себя проверить, осознать: все ли он понял, запомнил алгебраическую запись. На данном этапе каждый ученик смог пережить ситуацию успеха, убедиться, что изученный материал им освоен (или не освоен), о чем свидетельствовали результаты их самооценки.
На уроке был использован дифференцированный подход к учащимся. Контроль усвоения материала осуществлялся в форме самоконтроля, взаимоконтроля. Использованы следующие принципы: принцип научности, принцип наглядности, принцип последовательности в овладении нового материала, принцип доступности, принцип прочности.
На этапе рефлексии учащиеся подвели итоги, получили достоверную информацию о достижении собственных планируемых результатов, оценили свои знания, увидели, что они не усвоили и над чем стоит еще поработать.
План урока выполнен, цели реализованы. Домашнее задание соответствует нормативным требованиям, оно дано с комментированием. Выбранный тип и форма проведения урока себя оправдали.
Открытый урок - демонстрация английского языка в 6 классе (учитель Джаджиева Т.И.), был построен на деятельностной основе. В начале урока учащиеся при помощи учителя сформулировали тему урока, цели деятельности, главную проблему урока. На уроке прослеживалось формирование УУД:
-методологических познавательных умений: наблюдение, использование понятийного аппарата для объяснения представленных результатов;
-информационно-коммуникационных умений и навыков: чтение и понимание письменного текста (ответы на вопросы к тексту, поиск примеров, подтверждающих выдвинутое положение); работа со словарём; развитие коммуникативных способностей учащихся: умение вести диалог, аргументированно обосновывать свою точку зрения;
-формирование регулятивных умений: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу; планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия.
Урок отличался высокой плотностью, частой сменяемостью и разнообразием видов деятельности. Итог урока имел личностно ориентированную направленность.
Урок окружающего мира в 1 классе (учитель Писарь Н.В.) был построен в соответствии с ФГОС, с использованием ИКТ. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли ученики с помощью учителя, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия. Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению. При постановке вопросов и определении заданий на уроке были учтены индивидуальные особенности учеников. Учитель давала положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке. Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Урок русского языка в 6 классе (учитель Лопаткина Л.В.) построен в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии. В содержание урока были включены элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. На уроке использовались методы практической работы в парах и индивидуально, методы эмоционального и интеллектуального стимулирования, метод устного контроля, информационные и коммуникационные технологии. На данном уроке использовались здоровьесберегающие технологии, технологии коллективного сотрудничества (конечно, речь идёт не о технологиях, а об их элементах). Все использованные на уроке приемы работы соответствовали возрастным возможностям учащихся. На уроке русского языка была создана доброжелательная психологическая атмосфера, характеризующаяся взаимной заинтересованностью всех участников урока. На протяжении всего урока учащиеся были активными участниками процесса – в обсуждении, в «открытии» нового знания, в его первичном усвоении и закреплении, и при рефлексии деятельности. Это позволило им сформировать запланированные УУД (а ведь они учителем не планировались) и реализовать поставленные цели. В конце урока были подведены итоги, проведена рефлексия – дети оценили свое эмоциональное состояние, высказали свое мнение о том, что получилось, какие полезные навыки они получили.
Анализ и самоанализ посещённых уроков показывает, что мы не достаточно владеем навыком анализа и самоанализа уроков (представлено было только 2 самоанализа). А ведь это одна из важнейших компетенций учителя, которой он должен обладать обязательно и обязательно делать самоанализ каждого урока.
Какой урок соответствует ФГОС? Какой урок является эффективным?
В качестве критериев эффективности урока учёные предлагают рассматривать такие как:
наличие у учителя учебного плана проведения урока в зависимости от готовности класса;
использование проблемных творческих заданий;
применение знаний, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» и что понравилось (не понравилось), но и почему, что бы хотелось выполнить ещё раз, а сделать по-другому, чему нужно ещё учиться;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чём ошибался;
отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильность, самостоятельность, оригинальность;
при задании на дом называется не только тема и объём задания, но подробно разъясняется, как следует рационально организовать свою учебную работу при выполнении домашнего задания.
При структурировании урока следует помнить общую закономерность, согласно которой постоянными этапами учебного занятия являются организационный в начале урока и этап выдачи домашнего задания. Все же остальные этапы урока варьируются в зависимости от того, в какой технологии работает учитель и на какой стадии находится изучение материала.
В настоящее время в школе существует очень серьёзная проблема, касающаяся оценивания планируемых результатов.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, которые представлены в междисциплинарной программе формирования универсальных учебных действий (разделы «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия»). Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт всех учебных предметов и внеурочной деятельности.
Основным объектом и предметом оценки метапредметных результатов являются:
способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
способность работать с информацией;
способность к сотрудничеству и коммуникации;
способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов должна осуществляться администрацией образовательной организации в ходе внутришкольного мониторинга. В нашей школе оценка достижения метапредметных результатов осуществляется только 1 раз в конце года во время промежуточной аттестации. При этом используются формы: комплексная работа на межпредметной основе в начальных классах и индивидуальный ученический проект в основной школе. Эффективность данного контроля низкая, так как не планируетсяи соответственно не осуществляется целенаправленная работа по устранению выявленных противоречий.
Содержание и периодичность внутришкольного мониторинга должны устанавливаться решением педагогического совета. Инструментарий строится на межпредметной основе и может включать диагностические материалы по оценке читательской грамотности, ИКТ-компетентности, сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий.
Наиболее адекватными формами оценки
читательской грамотности служит письменная работа на межпредметной основе;
ИКТ-компетентности – практическая работа в сочетании с письменной (компьютеризованной) частью;
сформированности регулятивных, коммуникативных и познавательных учебных действий – наблюдение за ходом выполнения групповых и индивидуальных учебных исследований и проектов.
Каждый из перечисленных видов диагностик проводится с периодичностью не менее, чем один раз в два года.
В процессе подготовки к педсовету учителями начальных классов было организовано участие обучающихся уровня НОО в метапредметном конкурсе «Изучай-ка» проекта «Знаника» (электронная школа). Данный конкурс является одной из возможных форм контроля и оценки метапредметных результатов.
Таким образом, нам следует продумать контрольно-оценочную деятельность по достижению планируемых образовательных результатов и в системе реализовывать её. Следует изменить подход к внутришкольному контролю, ориентируясь на требования ФГОС. Система оценки достижения планируемых результатов должна:
определять основные направления и цели оценочной деятельности, ориентированной на управление качеством образования, описывать объект и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;
ориентировать образовательную деятельность на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, реализацию требований к результатам освоения ООП НОО и ООП ООО;
обеспечивать комплексный подход к оценке результатов ООП НОО и ООП ООО, позволяющий вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов;
обеспечивать оценку динамики индивидуальных достижений обучающихся в процессе освоения ООП
При подготовке к педсовету было проведено анкетирование обучающихся.
В анкетировании принимали участие 11 обучающихся основной школы. Обучающимся было предложено анонимное анкетирование, но обучающиеся проявили заинтересованность личными результатами и подписали свои фамилии.
С учащимися 6,7,9 классов проведена анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой. Анализ выбранных учащимися вариантов ответа позволяет сделать следующие выводы:
Первый уровень. 25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности – 3 человека.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20-24 балла – хорошая школьная мотивация – 2 человека.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью – 3 человека.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Таким образом, 8 обучающихся из 11 (72,7 %) показали положительную мотивацию к учению, включая высокий и повышенный уровень
Четвертый уровень. 10-14 баллов – низкая школьная мотивация – 3 человека (27,3%).
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – таких детей нет.
С учащимися проведен тест на оценку самостоятельности мышления из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения» Л.А. Ясюковой.
Цель: изучение самостоятельности мышления как показателя одной из составляющих познавательных УУД.
Интерпретация:
Самостоятельность мышления Уровни
1 2 3 4 5
слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень
6-7 класс - 0–3 4–5 6 7
9 класс 0-4 5 6 7
Слабый уровень самостоятельности мышления. 6 класс – 2 человека (Иванес Тимофей, Абдокова Дарья), 7 класс – 1 человек (Пачко Алексей), Всего 3 ученика (27,3 %). Ребенок может действовать только тогда, когда непосредственно перед работой получает подробную инструкцию, как именно надо действовать. Если ему сказали, что надо делать, но не объяснили, как надо делать, то работу он выполнить не сможет. Ребенок может не испытывать затруднений, если в задании буквально повторяется алгоритм какой-то деятельности, которую он выполнял недавно (например, дома надо решить примеры, аналогичные тем, которые он делал в школе). Если в способ работы вносятся какие-то изменения, то ребенок может уже и не справиться. Если он сталкивается с какими-либо затруднениями, то обычно и не пытается разбираться самостоятельно, а ищет помощи у взрослых или одноклассников.
Часто несамостоятельность не ограничивается только интеллектуальной сферой. Если в семье излишне опекают ребенка, полностью продумывают и организуют его жизнь, стараются делать за него то, что он в состоянии сделать самостоятельно, то происходит задержка в личностном развитии (отрицательно сказывающаяся и на интеллектуальной деятельности), которая в целом характеризуется как воспитанная беспомощность.
Средний уровень самостоятельности мышления. 6 класс – 3 человека (Джаджиев Иван, Маргунова Вера, Литовченко Александра), 7 класс – 1 человек (Матвеев Кирилл), 9 класс – 1 человек (Фетисова Виктория). Всего 5 учеников (45,5 %) Ребенок нуждается в предварительных инструкциях, хотя и не абсолютно беспомощен. Если не дан четкий алгоритм, то он какое-то время может пытаться самостоятельно найти способ, каким надо действовать. Однако он чаще пытается припомнить, где ему попадались похожие задания, нежели идти путем логических рассуждений. Обычно ребенок может восстановить в памяти ограниченный набор алгоритмов, которые он часто использует. Если какой-то из них подходит, то ребенок с заданием справляется. Если среди них не оказывается ни одного подходящего, ребенок все равно использует какой-то из этих алгоритмов и выполняет работу неправильно. Если у него есть возможность сверить полученный ответ с тем, который должен получиться, то, видя несоответствие, он обращается за помощью к взрослым, но решать самостоятельно больше не пытается («я сделал все, что мог, и у меня не получилось»). Сам ребенок оценить результаты своей деятельности не способен, поэтому если возможность проверить решение отсутствует, задание может быть выполнено неверно, а ребенок будет уверен, что он все сделал правильно.
Хороший уровень развития самостоятельности мышления. 7 класс – 1 человек (Гавриляченко Валерия) 9 класс – 2 человека (Демидов Александр, Пачко Андрей). Всего 3 ученика (27,3 %) Ребенок если и не сразу видит, как надо выполнять то или иное задание, то, вспоминая и рассуждая, может самостоятельно найти адекватный алгоритм. Применяет только адекватные алгоритмы, видит, когда нет полного соответствия, и старается подобрать подходящий. За помощью обращается редко, поскольку она ему обычно не требуется. Если деятельность не требует от него ничего принципиально нового, то он с ней справляется. Если ребенок часто обращается за помощью, то нужно искать пробелы в знаниях или в общей осведомленности.
Высокий уровень развития самостоятельности мышления дети не показали.
С учащимися проведен тест на оценку сформированности навыков чтения (познавательные УУД) из методического комплекса «Прогноз и профилактика проблем обучения» Л.А. ЯсюковойЦель: изучение сформированности навыков чтения как одной из составляющих познавательных УУД.
Содержание
показателя Зоны
1 2 3 4 5
уровень патологии слабый уровень средний уровень хороший уровень высокий уровень
Навык чтения 0–4 5–7 8–9 10
Интерпретация: каждая из выделенных зон характеризует единицу восприятия текста при чтении и тем самым сформированность самого навыка.
Уровень патологии – 1 человек – Иванес Тимофей.
Зона 2. Слабый уровень сформированности навыка чтения не показал никто.
Зона 3. Средний уровень (Навык чтения сформирован не полностью):
6 класс – 2 человека;
7 класс – 1 человек,
9 класс – 2 человека.
Всего 5 учеников (45,5 %)
Зона 4. Навык чтения развит хорошо.
6 класс – 2 человека;
7 класс – 2 человека,
9 класс – 1человек.
Всего 5 учеников (45,5 %)
Зона 5. Навык чтения развит очень хорошо – высокий уровень не показал никто.
При подготовке к педагогическому совету было проведено анкетирование родителей по диагностической методике изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения, разработанной Е. Н. Степановым.
Участвовали в анкетировании родители 24 обучающихся.
Выбор ответа родители отмечали значком («+» или «v») в соответствующей клеточке таблицы.
– совершенно согласен, 3 – скорее, согласен, 2 – трудно сказать, 1 – скорее, не согласен, 0– совершенно не согласен.
№ п/пУтверждения 4 3 2 1 0
1 Класс, в котором учится мой ребёнок, можно назвать дружным. 13 7 3 1
2 кл. 2 В среде своих одноклассников мой ребёнок чувствует себя комфортно. 17 3 4 3 Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребёнку. 15 9 4 Я испытываю чувство взаимопонимания, контактируя с учителями и администрацией школы. 13 9 2 5 В классе, где учится мой ребёнок, хороший классный руководитель. 22 2 6 Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе моего ребёнка. 10 13 1 7 Мой ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями. 12 4 6 2
1-3кл.
1-9кл. 8 Учителя учитывают индивидуальные особенности моего ребёнка. 11 11 2 9 В школе проводятся мероприятия, которые интересны и полезны моему ребёнку. 19 4 1 10 Педагоги дают моему ребёнку глубокие прочные знания. 15 8 1 11 В школе заботятся о здоровье и физическом развитии моего ребёнка. 15 6 3 12 Школа способствует формированию достойного поведения моего ребёнка. 13 11 13 Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребёнка. 15 9 14 Школа по настоящему готовит ребёнка к самостоятельной жизни. 14 9 1 Анализ результатов анкетирования говорит об уровне удовлетворённости родителей:
по школе – уровень высокий (3,5), показатель ниже на 0,1 в сравнении с мартом 2016 г. и равен показателю марта 2015 года
по классам:
класс – высокий (3,7) (в анкетировании принимали участие 3 родителя)
класс – высокий (3,2), что на 0,4 меньше, чем в марте
класс – высокий (3,4), что на 0,2 меньше, чем в марте
класс - высокий (3,6), что на 0,2 меньше, чем в марте
класс – высокий (3,6), что на 0,3 меньше, чем в марте
класс- высокий (3,5), что на 0,3 меньше, чем в марте
класс – высокий (3,4) что на 0,3 меньше, чем в марте
Сравнительный анализ результатов анкетирования родителей свидетельствует о снижении эффективности работы с родителями обучающихся, а также о снижении эффективности индивидуальной работы классных руководителей с родителями школьников: во всех классах понизились показатели удовлетворённости родителей деятельностью школы. Значительно снизилось число родителей, которые совершенно согласны с предложенными утверждениями.
Все согласны или скорее согласны с такими предложенными в диагностической методике утверждениями, как:
Педагоги проявляют доброжелательное отношение к моему ребёнку.
В классе, где учится мой ребёнок, хороший классный руководитель.
Школа способствует формированию достойного поведения моего ребёнка.
Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей моего ребёнка.
Большинство родителей согласны или скорее согласны с остальными утверждениями.
В тоже время следует обратить внимание, на следующие факты:
3 родителя затрудняются сказать, что класс, в котором учится их ребёнок, можно назвать дружным (1 из 6 класса, 1 из 7 класса, 1 из 3 класса); 1 родитель (2 класс) отметили выбор «скорее не согласен»;
4 родителя затрудняются сказать, что в среде своих одноклассников их ребёнок чувствует себя комфортно (2 из 3 класса, 1 из 2 класса, 1 из 7 класса);
6 родителей затрудняются сказать, а 2 родителя скорее не согласны (1 – из 3 класса, 1 из 9 класса), что их ребёнок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями
Всем классным руководителям целесообразно внести коррективы в работу с родителями обучающихся с учётом результатов проведённого анкетирования. На родительском собрании в январе обратить внимание родителей на время, которое должен ребёнок затрачивать на выполнение домашнего задания.
В заключении хочу обратить внимание на предполагаемые результаты подготовки и проведения педсовета:
Реализация ООП НОО и ООП ООО в полном объёме
Осмысление передового опыта оценивания достижения планируемых метапредметных результатов освоения ООП НОО и ООП ООО, выявление отличий в роли оценки в условиях реализации ФГОС.
Внесение коррективов в План контрольно-оценочной деятельности.
Стимулирование учителей к самоанализу деятельности по обеспечению достижения планируемых метапредметных результатов, заложенных в ООП НОО и ООП ООО и изменению контрольно-оценочной деятельности на уроках.
Подготовка к созданию творческой группы учителей для работы по проблеме «Контрольно-оценочная деятельность учителя в школьной системе оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП»
Решение педсовета с повесткой
«Метапредметный подход в практике преподавания основ наук в процессе реализации ООП НОО и ООП ООО».
(проект)
Отметить уроки-демонстрации Лисогор Л. А., Джаджиевой Т. И., проведённые в рамках подготовки к педсовету как уроки реализации системно-деятельностного и метапредметного подходов.
Администрации школы внести коррективы в План контрольно-оценочной деятельности с целью обеспечения внутришкольного мониторинга достижения метапредметных результатов.
/до 12.01.2017 г./
Разрабатывать программу деятельности педагогического коллектива по результатам годовой промежуточной аттестации с целью обеспечения систематической целенаправленной работы педагогического коллектива по коррекции развития УУД у обучающихся.
/до 12.01.2017 г./
Реализовывать мероприятия по развитию профессиональной компетентности в области анализа и самоанализа уроков в аспекте достижения планируемых результатов ООП
/в процессе планового посещения уроков/
МС школы продумать и реализовать организационные мероприятия по созданию творческой группы учителей для работы по проблеме «Контрольно-оценочная деятельность учителя в школьной системе оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП»
/до 20.03.2017 г./
Разработать план деятельности творческой группы по проблеме «Контрольно-оценочная деятельность учителя в школьной системе оценивания достижений планируемых результатов освоения ООП»
/до 01.04.2017 г./
3.3Провести методические оперативки и занятии теоретического семинара:
МО «Новые подходы к оцениванию образовательных результатовобучающихся в современной школе»
/апрель 2017 г./
МО «Методы и приёмы формирующего оценивания»
/август 2017 г./
Т.С. «Развитие профессиональной компетентности педагогов в области новых подходов к оцениванию образовательных результатов»
/ноябрь 2017 г./
Педагогическому коллективу школы продолжить работу по изучению передового опыта оценивания достижения планируемых метапредметных результатов освоения ООП НОО и ООП ООО, определению роли оценки в условиях реализации ФГОС, для чего изучить методическое пособие О.Н.Крыловой «Технология формирующего оценивания в современной школе»
/в рамках самоподготовки/
При целеполагании и планировании учебной деятельности школьников на уроках исходить из планируемых результатов по изучаемой теме.
/постоянно/
.Делать самоанализ каждого урока в аспекте развития УУД обучающихся/постоянно/
Руководителям ШМО организовать изучение результатов мониторинга по оценке самостоятельности мышления и сформированности навыков чтения и разработку мероприятий по устранению вывленных противоречий
/январь 2017 г/
Классным руководителям 1-9 классов познакомить родителей с результатами анкетирования по диагностической методике изучения удовлетворённости родителей работой образовательного учреждения, разработанной Е. Н. Степановым.
Познакомить родителей с результатами оценки метапредметных умений обучающихся
/январь 2017 г/