Открытый урок в 6 классе по теме Рисунок= основа изобразительного творчества
Конспект открытого урока по теме
«Рисунок – основа изобразительного творчества»
Автор: Гришагина Л.В..
Дата проведения: 20 сентября 2016 года
Урок составлен в рамках примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основной программы курса изобразительное искусство для 5-9 классов . Автор: Б.М.НеменскийПо учебнику: Л.А Неменская «Изобразительное искусство» 6 класс М. :Просвещение, 2013 г.
Класс: 6а
Продолжительность учебной ситуации: 2 часов по 45 мин
По рабочей программе: 2 урок
Тип урока: изучение нового материала
Интегрированные предметные области: информатика, музыка, история
Цель урока: познакомить учащихся с понятием «рисунок», его видами, техникой работы над рисунком, рассказать о наброске, его значении для художника, развивать в учениках творческие способности.
Задачи урока:
Образовательная: рассмотреть основные виды рисунков – «учебный», «технологический», «набросок» «зарисовок». Рассмотреть художественные материалы художника и их преимущества.
Развивающая: развивать художественный вкус, критическое мышление, умение анализировать и высказывать свое мнение, умение на основе конкретных фактов делать обобщения и выводы.
Воспитательная: Воспитание гармоничной и эстетически развитой личности. Воспитание в духе толерантности и формирование умения взаимодействовать с одноклассниками при работе в группе.
Оборудование урока: интерактивная доска, 1 ноутбук на группу из 2 человек, ноутбук учителя, распечатанные инструкции (кейс-папка) из расчёта одна на группу, мультимедийная презентация.
Технологии: развитие критического мышления, информационно-коммуникативные технологии, .ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема «Рисунок - основа изобразительного творчества»
1. Какие виды рисунка вы знаете?
2. Что может рассказать рисунок о его творце?
3. Какие художественные материалы использовали известные художники ?4. В чем их достоинство и преимущество?
5. Приведите примеры использования известных художественных материалов в творчестве одного художника?
Возможная личностно значимая проблема: ни одно из представленных художественных материалов, при написании картин, не может претендовать на то, что оно является «единственным истинно правильным». Необходимо критически подойти к особенностям выбора художественного материала его автором, при написании художественного произведения (известной картины). Провести анализ необходимости выбора, показать его значимость.
Планируемые результаты изучения материала Предметные результаты:
1.Познакомить с видами рисунка; историей рисунка
2.Научить определять виды рисунка и материал его исполнения.
3.Развитие навыка выполнения рисунка в быстрой зарисовке, наброске разными художественными материалами.
4. Научить оптимально , сочетать теорию и практику.
Личностные результаты:
Самоопределение.
Оценивать свои учебные действия и умения и умения и действия своих одноклассников в соответствии с определенной ситуацией и задачей.
Смыслообразование.
Развиваем умения выражать свое отношение к поставленным задачам и методам их решения, доказывать и искать пути решения для достижения поставленной цели.
Ценностная и морально-этическая ориентация
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и ИКТ. Анализировать полученную информацию и уметь ее применить для решения практических и творческих задач.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу.
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре, в группе.
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Выявлять сущность, типовые особенности художественных произведений.
3. Развивать умения работать в группе, в паре.
Методы обученияи формы организации учебной деятельности Проблемный или частично поисковый метод Проблемно-ситуативное обучение (кейс – метод) активный метод.Элементы ИКТ-компетентности.
1. Научить учащихся пользоваться сервисами Интернета.
2. Познакомить с сервисом Google.
3. Познакомить с сервисом .(Intel docs.google.com/spreadsheets)
4. Научить работать и анализировать разного вида информацию, оценивать альтернативы.
5. Научить навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения . Оптимально сочетать теорию и практику.
Форма урока: комбинированный урок, урок-презентацияПриемы деятельности учителя при проведении комбинированного урока: эвристическая беседа (какие известные художественные материалы вы знаете?);
С использованием презентации как образный и сюжетно - повествовательный рассказ (о видах рисунка и его истории). Объяснение материала, инструкция по ознакомлению с сервисом (Intel docs.google).
Заранее были составлены кейс-папки с заданиями ( с описанием конкретных практических ситуаций) для 5 групп учащихся. Это задание учащиеся выполняли предварительно (самостоятельно).
1..индивидуальная самостоятельная работа с кейсом
2. Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений;
3. презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
Развитие умений учащихся Учатся извлекать нужную информацию, для решения познавательных задач, активно используя, ИКТ - средства, выступать публично, участвовать в дискуссии, анализировать полученную информацию, развивают критическое мышление. Умение работать в группе.
Основные понятия и термины Набросок, зарисовка, учебный рисунок, технический рисунок
Виды художественного материала (уголь, пастель, сангина, сепия). Масло, гуашь,акварель.
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник. Стр. 72, 73, 75. Образовательное пространство расширяется за счет освоения и активного использования интернет – сервисов.
Элементы ИКТ-компетентности
1. Научить учащихся пользоваться сервисами Интернета.
2. Познакомить с сервисом Google.
3. Познакомить с сервисом Образовательная галактика Intel ( docs.google.com/spreadsheets)
Ход урока
Организационный момент.
Проверка по журналу присутствующих
Подготовительный этап урока.
Постановка проблемы и задачи урока. Какие виды рисунка вы знаете? Чем выполняют рисунки?
Введение в дискуссию. Актуализация учебного содержания, необходимого и достаточного для восприятия нового материала.
Рисунком называется какое-либо изображение, выполненное от руки с помощью графических средств - контурной линии, штриха, пятна. При помощи различных сочетаний этих средств (комбинации штрихов, пятен, линий и т.д.) в рисунке достигаются пластическая моделировка, тональные и светотеневые эффекты. Он, как правило, выполняется одним цветом либо с использованием различных цветов, ограничено сочетающихся между собой. И сегодня мы начнем постигать технику его создания.
«Рисунок - это высшая честность искусства. Рисовать вовсе не значит просто обводить контуры. Рисунок - это еще и выразительность, внутренняя форма, план, моделировка. Надо рисовать беспрестанно, рисовать глазами, когда нет возможности рисовать карандашом. » (Жан Огюст Доминик Энгр)
Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору, и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения.
Рисунок является основой мастерства художника. Он одинаково необходим как художнику, так и скульптору, и архитектору. Рисунок используется не только в процессе творчества, но и во время обучения.
-На прошлом уроке мы говорили о различных видах художественных материалов. Вспомните, что относится к графическим материалам? (карандаш, уголь, ручка, перо)
Заслушаем учащихся, которые работали в группе по решению проблемной ситуации . Заранее подготовленное.
Учащиеся зачитывают проблемную ситуацию и предлагают пути её решения.
Презентация учащихся
https://docs.google.com/presentation/d/1mdRszeEtD95OAEduzDddESSVFutZyTqBxFyTEsGjGHc/edit#slide=id.g1b65face17_0_271Обсуждение.
Просмотр слайдов презентации
prezentatsiya_k_uroku_v_6_klasse_risunok_-osnova_izobrazitelnogo_tvorchestva.ppt1.Художественные рисунки представляют собой графические произведения. В начале своей работы художник, прежде всего, делает набросок рисунка.
Набросок - это рисунок, сделанный без особой затраты времени. Через набросок мастер воплощает свою основную идею. Это немного напоминает фотографию, сделанную на бегу. Или иначе - проект, эскиз будущей работы. Но у великих художников такие наброски бывают столь красивы, что их воспринимают как отдельные произведения искусства.
2 Виды рисунка
Рисунок бывает долгим, изучающим, детальным, выполненным с натуры для закрепления определенных навыков. В этом случае его называют зарисовкой. Зарисовка выполняет вспомогательную функцию. Художники часто делают зарисовки понравившихся им предметов.
Существует технический рисунок, он используется для объяснения работы какого-либо прибора. Для того чтобы освоить правила изображения, грамоту изобразительного языка, создают учебный рисунок. Но особое место занимает творческий рисунок. С его помощью автор выражает основное отношение к интересующему его предмету.
3.История рисунка.
Считается, что первые правила рисования установили египтяне. В обучении рисованию существовало два направления. Первое строилось на правиле свободного движения руки для того, что бы человеку было проще наносить кистью главные контурные линии. Согласно второму направлению ученик должен был иметь твердую руку для того чтобы более уверенно царапать контур рисунка фрески на стене.
Слайд №3,4prezentatsiya_k_uroku_v_6_klasse_risunok_-osnova_izobrazitelnogo_tvorchestva.pptДревнегреческие художники, прежде всего, изучали человеческое тело. Древние греки видели красоту земного в стройном порядке. Симметрии, гармонии частей и целого. Художники Древней Греции изображали мир как можно более точно, поэтому основой их творчества стал рисунок с натуры.
В Римской империи рисунок имел прикладной характер. Римляне в своем творчестве в основном подражали грекам, копирую их образцы работ. В эпоху Средневековья рисунок, скорее, отражал эмоциональное состояние, нежели точность изображаемого.
Основные технические приемы рисунка сложились в эпоху Возрождения в Италии. Для выполнения рисунка применялись серебряные, свинцовые и другие металлические грифели. А также сангина, карандаш, уголь, тушь, чернила, акварель, белила. Рисунок выполнялся гусиными и тростниковыми перьями, кисточками на бумаге (цветной или белой) Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на последующее поколения великих творцов.
Художники того времени выработали линейную манеру рисунка, созданного на скорую руку только при помощи линий флорентийская и римская школы: Леонардо да Винчи, Микеланджело, А. Метенье.
Обсуждение проблемы
Как вы думаете…
Этапы урока.
Организационный
Подготовительный этап.
Какие чувства и мысли могут выразить художественные материалы и выбор изображения рисунка. Действия учителя
Приветствие учащихся.
Проверка сведений о посещении.
Постановка учебной задачи.
Введение в дискуссию.
1.Познакомить с видами рисунка.
2.Организовать работу в группах и предварительное обсуждение кейса.
3.Познакомить с инструкцией для выполнения задания в системе Google. Выполнение практической работы.
4.Проверить работу детей, оценить действия и ответы детей.
5. Определить наилучшие группы по решению исследовательских ( кейс) задач.
Действия учащихся
•Подумайте над ответами проблемных вопросов
Слайд №5 презентации prezentatsiya_k_uroku_v_6_klasse_risunok_-osnova_izobrazitelnogo_tvorchestva.ppt•Сделайте вывод о способности художественного материала и выборе рисунка влиять на чувства и мысли человека.
Делятся на 5 групп, выбирают ответственного за формулировку вывода.
1 группа – Карандаш (4 примера)
2 группа – Акварель (4примера)
3 группа – Гуашь (4 примера)
4 группа - Уголь (4 примера)
5 группа - Масло (4 примера)
Знакомятся с инструкцией.
Инструкция
https://drive.google.com/drive/my-drive Выберите «Создайте рисунок»
перейдите по ссылке
Сегодня на занятии мы будем учиться делать зарисовки с натуры и по памяти, или представлению отдельных травянистых растений, листьев или веточек. Постарайтесь наиболее правдиво воспроизвести предмет
Выполните практическую работу
https://docs.google.com/drawings/d/11eilxbOlx6e6OnXW_iH5JGii6tXUGA6ZTS_lvYh9-4s/editПроводим презентацию работ..Физкультминутка. Музыкальная игра «Живое, неживое»» Цель: Научить переключать слуховое внимание, развивая речевой слух и быстроту двигательной реакции. Действия учащихся:
Повторяют действия учителя.
На слово «Неживое» дети приседают, касаясь руками пола На слово «Живое» - поднимают руки вверх. Движения выполняются без остановок. После усвоения задания в ритме размеренной ходьбы лучше проводить его в чередовании с легким бегом на месте.
Рефлексия.
Организует совместный анализ результатов дискуссии.
-Давайте вспомним, что такое рисунок?
-Какие виды рисунков вы знаете?
-Что представляют собой художественные рисунки?
-Что такое набросок?
- Какие художественные материалы выбрать для разного вида рисунка?
Оценивают работу друг друга, в паре.
Отвечают на вопросы.
Домашнее задание Перейдите по ссылке
http://learningapps.org/display?v=pv46midtc16http://learningapps.org/user/larisa grischaginaДомашнее задание выполняют дома. Переходят по ссылке и выполняют домашнее задание. http://learningapps.org/display?v=pv46midtc16
Заместитель директора по УВР МБУ «Школы №79» ________________________ /О.Н. Байщерякова /