Конспект урока по обучению грамоте Чтение слов с буквой х. Даниил Хармс Удивительная кошка
Тема: Чтение слов с буквой х (закрепление). Д. Хармс « Удивительная кошка».
Цели: закрепить знания учащихся о глухих согласных звуках [x], [x’], букве Х х; продолжить формирование у учащихся навыков чтения и совершенствование дикции; прививать интерес к литературному творчеству, чтению детской литературы;
развивать речь, память, логическое мышление; умение работать в парах, выполнять самоконтроль, воспитывать чувство взаимопомощи; знакомить с профессиями людей, которые выращивают хлеб; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу.
Ход урока.
1. Оргмомент.
Мы умные, мы дружные,
Мы старательные, мы внимательные,
Мы в 1 классе учимся.
Всё у нас получится.
2.Повторение, актуализация знаний.
-Начнём наш урок с игры «Верите ли вы?»
(если предположение учителя верное - дети поднимают руки вверх;
если неверное- хлопают в ладоши):
-Верите ли вы, что…
Звуки бывают гласные и согласные? (да)
Согласные звуки произносятся с преградой?(да)
Согласные бывают звонкие и глухие? (да)
Гласные а, у, ы показывают мягкость согласных звуков? (нет)
Гласные е, ё, я, обозначают по 2 звука?(да)
Звуки [ж] ,[ш] всегда мягкие? (нет)
Есть буква, не имеющая звука?(да)
Звуки мы видим и пишем.(нет)
3. Формулирование темы урока, постановка целей.
Посмотрите на доску. Как вы думаете, что может быть общего между этими картинками? Я готова выслушать ваши предположения.
На доске колос, портрет Д. Хармса, кошка, колобок.
4. Работа в парах.
Каждому свое задание на ряд
На столах у вас лежат карточки. Среди произвольно поставленных букв затерялись слова с буквой Х. Найдите их и подчеркните.
(Проверка на слайде)
Ортспхомяккевррсёцхорварпбт- 1 ряд
Чвмехитрпьбухаипррпогсхема – 2 ряд
Ждвхорошийытрсблохатрвбдм – 3 ряд
5.А теперь отгадайте загадку:
-О чем говорят: его в меру бери, он драгоценность, им не сори. (хлеб)
— Произносим слово-отгадку. Сколько слогов в слове?
- Какой звук слышится вначале? [х] Дайте характеристику звуку.
6.Ассоциативный куст.
-Давайте подумаем и скажем, какие ассоциации вызывает у вас слово хлеб?
На доске: хлеб
Вкусный, душистый, пышный, свежий, хрустящий, мягкий, теплый
Чтение парами
Вот он хлебушко душистый,Вот он теплый, золотистый. В каждый дом, на каждый стол Он пожаловал, пришел!
Подберите слова на каждую букву.
Х- хорошийЛ- любимыйЕ- единственныйБ- белый
7.Чтение «цепочкой»Действительно, посмотрите, как много названий хлебных изделий лежит у нас на столах. (на партах - карточки) Прочитайте цепочкой: 1. Ром - баба 2. батон 3. булка 4. рогалик 5. пирожок 6. бублик 7. калач 8. коржик 9. сухари
10. баранки 11. печенье 12. пирог 13. ватрушка 14. пирожное 15. торт 16. хлеб 17. каравай 18. оладьи 19. блины 20. кекс 21. пончики 22. лапша 23. макароны 24. крендель 25 пряникКак назвать одним словосочетанием эти слова? (хлебные изделия)
8.Чистоговорка на доске.
Жок - жок - жок -это , дети пирожок!
Шки - шки - шки - мама жарит пирожки!
Жок - жок- жок- -скушай, детка , пирожок!
Ач -ач - ач - вот и выпечен калач!
Чи - чи - чи - на праздник будут калачи!
9.Работа в парах.
1.Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
—Объясните значение слова «спозаранку».
2.Хорош пирожок, внутри творожок.
Один ученик читает вопросительно, второй с восклицанием10. Работа с дополнительным текстом.
А сейчас мы совершим небольшое путешествие в историю , послушаем, где и когда родился хлеб.
-Перед вами карточки с текстом: прочитайте его еще раз и отметьте значками :+ - это новое для меня;
? - это мне не знакомо (Дети работают, отмечая в тексте понятное и непонятное)
Учёные полагают, что первый хлеб испечён не менее 15 тысяч лет назад.
Сначала наши предки ели зёрна в сыром виде.
Потом научились растирать зёрна между камнями.
Полученную муку смешивали с водой.
Когда люди научились добывать огонь, они стали печь лепёшки.
Хлеб в доме являлся символом благополучия и богатства.
Хлебом - солью всегда встречают почётных гостей.
Учитель : – Когда был испечён первый хлеб?
1 ученик. Первыми хлебопёками считаются древние египтяне.
2 ученик. Хлеб они выпекали в глиняных формах - горшках , назывались они "клибанос"
3 ученик. От этого названия и появилось слово хлеб.
4 ученик. В музее швейцарского города Цюриха хранится найденная на дне осушенного озера буханка хлеба, испечённая 6 тысяч лет назад.
11.Работа с текстом (учебник с.42)
"ХЛЕБ - ВСЕМУ ГОЛОВА!"
- Прочитайте текст.
(Повторное жужжащее чтение, чтение вслух по цепочке.)
Прочитаем вывод:
НЕ ВЕЛИК КУСОК ПИРОГА, А СТОИТ МНОГО ТРУДА.
- Как вы понимаете эти слова?
Долог путь хлеба от поля до твоего стола. Тысячи людей вложили свой труд, знания и сердце, чтобы из маленького зернышка получился пышный румяный каравай. Помни всегда об этом!
12. Многозначность слова «хлеб».
Слово “хлеб” имеет несколько значений:
1 значение : ХЛЕБ – хлебно–булочные изделия.
А 2 значение мы узнаем из стихотворения:
Читает из карточки:
Из чего печётся хлеб,Что едим мы на обед?Хлеб печётся из муки,Что дают нам колоски.
Итак, второе значение слова хлеб – это хлебные колосья.
Учитель: Итак, словом «хлеб» называют не похожие друг на друга растения, зерно, муку, изделия из муки.
13. Подбор родственных слов.
- Ласково назовём ... (хлебушек)
- Небольшой хлеб ... (хлебец)
- Предмет, где хранится хлеб ... (хлебница)
- Крестьянин, выращивающий хлеб ... (хлебороб)
- Можно ли эти слова назвать родственными? Да.
В словах есть общая часть, с общим значением.
14.Работа в группах.
Ребятам раздаются пословицы, которые надо собрать, прочитать. Пословицы : 1 группе – Хлеб – всему голова.2 группе – Плох обед, коли хлеба нет.3 группе – Без труда хлеб не родится никогда.
4 группа: читают шепотом, губами, вслух
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.
15.Знакомство с биографией писателя.
Даниил Иванович Ювачёв родился в 1905 году в Петербурге. Окончил немецкое училище, знал английский и немецкий языки, любил рисовать, выступать на сцене. Печатался в журналах «Чиж», «Ёж». Хармс – это псевдоним.
-Псевдоним – это вымышленное, ненастоящее имя, которое использует человек, чтобы не выдавать настоящие данные, зафиксированные в документах.
Псевдоним взял, чтобы быть не похожим на отца, так как отец его тоже писал книги. Чармс - впервые подписался он под шуточным стихотворением. Постепенно закрепился псевдоним Хармс.
16. Знакомство со стихотворением «Удивительная кошка».
-Рассмотрите иллюстрацию, можно ли по ней определить, почему Д. Хармс так назвал свое стихотворение?
Д.: Необычная, вызывающая удивление.
17. Слушание стихотворения в виде песни.
- Почему Д. Хармс пишет в стихотворении, что кошка эта несчастная, а назвал удивительной кошкой?
- Так какая же эта кошка – несчастная или удивительная?
- Могло ли это случиться на самом деле?
18. Подготовка к выразительному чтению.
- Как вы думаете, все ли строчки стихотворения будем читать одинаково?
Идет смена настроений
- Как меняется настроение?
Д.: Первые две строчки надо читать с сожалением, больно за кошку,
3, 4 строчки – с надеждой,
5, 6 строчки – читать оживленно,
7, 8 строчки – с восторгом, с удовольствием,
- А теперь попробуем всё это передать при чтении.
19. Выразительное чтение.
20. СинквейнаКошказабавная, веселая пушистая ласковая играет, бегает, мурлыкаетЛюбимый домашний питомецживотное
21.Итог урока.
На прощание я хочу подарить корзинку с баранками, печеньем и пряниками. Но не простые, а с заданиями.
Пряники – прочитать произведения Хармса.
Печенье – составить рассказ, который заканчивался бы словами из «Азбуки».
Дело наспех – сделано на смех.
Бублики – найти пословицы и стихи о хлебе.