Занятие по художественному труду Осень в красках и звуках (аппликация)
План-конспект занятия
Дата:
Тема занятия: Осень в красках и звуках.
Вид занятия: Аппликация.
Тип занятия: Комбинированный.
Цель: Выполнять аппликацию осеннего пейзажа.
Задачи:
Обучающие
Развивающие
Воспитательные
-формировать эстетическую отзывчивость на красоту осеннего леса в процессе комплексного использования различных видов искусства;
-дать объяснение понятий пейзаж, ритм, звук;
-научить сравнивать и анализировать произведения художников, музыкантов, поэтов;
-развивать навыки работы в цвете (теплая, холодная гамма), создавать на листе бумаги фон – состояние природы;
-воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей природе;
Оборудование и материалы:
Для педагога
Для учащихся
-репродукции картин художников-пейзажистов: И. Левитан «Золотая осень», В. Поленов «Золотая осень», И. Остроухов «Золотая осень. Слободка»;
-музыкальные произведения: П. Чайковский «Осень» из цикла «Времена года»;
-поэтические произведения: С. Есенин, Ф. Тютчев «Золотая осень», И. Бунин «Листопад»;
-альбомный лист;
-цветная бумага, цветная папиросная бумага;
-ножницы;
-клей;
-акварель;
-кисти;
Оформление доски.
1, 2. Дата. Тема.
3. Термины: пейзаж, ритм, звук.
4. Репродукции картин.
5. Домашнее задание.
Ход урока:
№ п/п
Деятельность педагога
Деятельность учащихся
I
2-3 мин.
-приветствие, установление дисциплины;
-проверка готовности к уроку;
II
10-15 мин.
Звучит спокойная музыка, учащиеся рассматривают репродукции картин художников-пейзажистов.
Если видишь на картине
Нарисована река,
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или спешная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина
Называется
-Как вы думаете, о каком виде изобразительного искусства мы будем сегодня говорить на уроке?
-Что такое пейзаж?
У каждой страны своя природа, свой особенный пейзаж. Любовь к нашей родной природе показана в картинах русских художников И. Левитана, В. Поленова, И. Остроухова
(обращает внимание на репродукции картин художников).
Художников, изображающих природу, называют пейзажистами.
Пейзаж – это не просто изображение природы. Художник рисует состояние природы, время дня и ночи, время года. Он передает свои мысли, чувства, свое отношение к тому, что он изображает, будь то отдельно стоящее дерево или картинка природы того или иного времени года. Сегодня мы поговорим об осеннем пейзаже. Какие чувства у вас вызывают пейзажи, которые вы видите? Какое появилось настроение?
Пейзаж может вызвать у нас грусть, радость, печаль. Как разнообразна осень, так и каждый художник находит для ее изображения свои краски. Осень бывает разная: светлая, радостная, звонкая в теплые дни, с тишиной и прохладой. Когда в тишину осени врывается ветер и все приходит в движение, то вокруг темнеет и становится холодно, шумят деревья. Ветер нагоняет тучи, идет дождь.
-С помощью каких красок художник создает пасмурную и солнечную погоду?
-Художник-пейзажист при изображении пасмурного дня использует холодные цвета. Назовите их.
-При изображении солнечной погоды художник использует теплые цвета. Назовите какие?
Каждая пора прекрасна по-своему. Давайте представим, что мы гуляем с вами по осеннему парку
(Звучит музыка П. Чайковского).
Тишину осени, ее красоту передал в своей картине «Золотая осень» И. Левитан. Он сумел удивительно точно передать яркую синеву осеннего неба, яркими, ритмичными пятнами нарисовать листву, так изобразить гаммой красок осенний пейзаж, что чувствуется спокойствие и тишина.
А вот как об осени написал в своем стихотворении «Золотая осень» Ф. Тютчев.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера
-С помощью каких поэтических слов поэт сумел передать состояние осеннего дня в своем стихотворении?
Праздник золотого леса недолог. Слетают листья с деревьев и становятся шуршащим покрывалом земли. Вот как об этом писал С. Есенин:
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.
-Пейзаж В. Поленова «Золотой осень» близок по содержанию пейзажу И. Левитана, но как по-разному они воспринимаются. В них есть общее и различное. Художники пишут осень прозрачной и печальной, грустной и веселой. Вот как праздник осени описан в поэме И. Бунина «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
И между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небе, как оконца
Русские композиторы, как художники, поэты, любили создавать образы осенних пейзажей в своих музыкальных произведениях, передавая красками музыки ее красоту, грусть, печаль.
(Звучат фрагменты музыкальных произведений П. И. Чайковского из цикла «Времена года» «Осень»).
-Сегодня на уроке мы будем изображать осенний пейзаж.
-Как вы думаете, чтобы показать состояние солнечного дня, художнику нужно изображать солнце?
-Что помогает художнику показать солнечный день?
-А какие надо взять цвета красок, чтобы изобразить пасмурный день?
-Сегодня на уроке мы будем изображать осенний пейзаж в технике аппликации.
Итак, последовательность работы:
1. Сначала нужно нарисовать на плоскости листа фон, передавая состояние природы.
2. Из цветной бумаги, способом обрывания, сделать несколько крон деревьев, разных по цвету и форме.
3. Вырезать стволы деревьев из цветной бумаги различного оттенка коричневого цвета.
4. Приклеить детали к листу бумаги.
5. Декорировать деревья цветной папиросной бумагой.
6. Способом обрывания изготовить листья, приклеить.
-Пейзаж!
-О пейзаже.
-Картины природы – лес, долины, луга, написанные художником, называют «пейзажами».
Дают краткую характеристику произведениям.
-Пасмурную погоду – темными красками, солнечную – яркими.
-Синий, серый, зеленый и т.д.
-Желтый, красный, коричневый, оранжевый.
-День стоит как бы хрустальный.
Учащиеся определяют какой фрагмент соответствует тому или иному пейзажу на репродукциях.
-Нет.
-Яркие краски.
-Темные, серый, темно-синий, коричневый, фиолетовый и т.п.
III
20-25 мин.
-Индивидуальный подход к ученикам, помощь при выполнении задания.
-Самостоятельная работа учащихся.
IV
2-5 мин.
-Проводится анализ работ, выявляя более удачные.
-Проводится мини-выставка готовых работ.
Детям задаются вопросы на закрепление материала.
-Показывают, анализируют работы.
-Уборка рабочих мест.
3
1,2
5
4
15