Дополнительная предпрофессиональная общеразвивающая программа в области изобразительного искусства Живопись срок реализации 5 и 8 лет


УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИИ ТАЙШЕТСКОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« ТАЙШЕТСКАЯ ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА»



«Согласовано» «Утверждаю»
Начальник «Управления культуры, Директор
спорта и молодёжной политики» МКУДО «Тайшетская детская
администрации Тайшетского района художественная школа»
Эльмурзаева Н.В. Мантузова И.А.
______________ _____________
Приказ № 518
«31» августа 2015 года






ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»

срок освоения программы 5 лет, 8 лет












ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТЬ
г. ТАЙШЕТ
2015 г.




ОДОБРЕНО:
Педагогическим советом МКУДО ТДХШ
протокол № 1
от «28» августа 2015г.

ОДОБРЕНО:
Методическим советом МКУДО ТДХШ
протокол № 1
от «27» августа 2015г.
































Содержание

1. Пояснительная записка. Содержание и структура дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»....... стр. 4
2. Планируемые результаты освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»....стр. 8
3. Учебный план.стр. 12
4. График образовательного процесса..стр.22
5. Программы учебных предметов....стр.25
Обязательная часть.
ПО.01. Художественное творчество:
- Основы изобразительной грамоты и рисованиестр.26
- Прикладное творчествостр.29
- Лепка..стр.31
- Рисунок..стр.33
- Живопись...стр.36
- Композиция станковая .стр.39
ПО. 03. Пленэрные занятия:
- Пленэрстр.41
ПО. 02. История искусств:
- Беседы об искусстве, История изобразительного искусства....стр.44
В.00. Вариативная часть:
- Цветоведение.стр.48
- Скульптура.....стр.50
- Композиция прикладная ......стр.52
6.Система и критерии оценок, используемые при проведении промежуточной и итоговой аттестации, результатов освоения обучающимися дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись»...стр.54
7.Требования к условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» ...стр.58
8. Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности ......стр.62
9. Заключение. Список литературы..стр. 65






1.Пояснительная записка.

Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства «Живопись» (далее –программа «Живопись») определяет содержание и организацию образовательного процесса в муниципальном казённом учреждении дополнительного образования «Тайшетская детская художественная школа» (далее - учреждение). Образовательное учреждение реализует программу «Живопись» на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Программа «Живопись» разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; «Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 29.08.2013г. № 1008; Федеральными государственными требованиями (далее ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» утв. приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12.03.2012г. № 156; «Порядком приёма на обучение по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств», утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2013г. № 1145; «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области искусств» утв. приказом Министерства культуры РФ от 09.02.2012г. № 86; Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.4.3172-14», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014г. № 41, Уставом учреждения, локальными нормативными актами учреждения.
1.1.Содержание и структура программы:
Программа «Живопись» разработана на основании ФГТ и содержит следующие разделы:
-Пояснительная записка.
Отражает направленность программы «Живопись», её содержание и структуру, цель, задачи, возраст и основные возрастные особенности обучающихся, срок освоения программы, особенности набора обучающихся, оценку качества реализации программы.
-Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Живопись».
Перечисляет минимум знаний, умений и навыков, приобретенных выпускниками образовательного учреждения в различных предметных областях: в области художественного творчества, в области пленэрных занятий, в области истории искусств, предметов вариативной части.
-Учебный план.
Предусматривает предметные области: художественное творчество, история искусств, пленэрные занятия; разделы: вариативная часть, консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация.
-График образовательного процесса.
Определяет организацию учебного процесса, отражает срок реализации образовательной программы, бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, отведённое на занятия пленэром, а также сводные данные по бюджету времени.
-Программы учебных предметов.
Содержит краткую характеристику предметов учебного плана программы «Живопись». Её обязательной части: «Основы изобразительной грамоты и рисование», «Прикладное творчество», «Лепка», «Рисунок», «Живопись», «Композиция станковая», «Беседы об искусстве», «История изобразительного искусства», «Пленэр»; вариативной части: «Цветоведение», «Скульптура», «Композиция прикладная».
-Система и критерии оценок промежуточной и итоговой аттестации результатов освоения программы «Живопись».
В разделе отражены следующие материалы:
промежуточная аттестация: общие положения, планирование промежуточной аттестации, подготовка и проведение зачета и контрольного урока по учебным предметам, подготовка и проведение экзамена по учебному предмету;
итоговая аттестация: общие положения, формы проведения итоговой аттестации, организация проведения итоговой аттестации, сроки и процедура проведения итоговой аттестации, порядок подачи и рассмотрения апелляций, повторное прохождение итоговой аттестации, получение документа об освоении программы «Живопись».
-Требования к условиям реализации программы «Живопись».
В разделе отражены: режим и формы занятий, характеристика кадрового состава, учебно-методические, материально-технические условия реализации программы «Живопись» с целью достижения планируемых результатов освоения данной программы.
-Программа творческой, методической и культурно-просветительной деятельности образовательного учреждения.
1.2.Программа «Живопись» разработана с учётом:
-возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся (творческие, эмоциональные, интеллектуальные и физические);
-обеспечения преемственности программы «Живопись» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области искусств;
-сохранения единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.
1.3.Программа «Живопись» направлена на:
-выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
-создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного и творческого развития детей;
-приобретение обучающимися знаний, умений навыков самостоятельной работы по изучению и постижению изобразительного искусства;
-приобретение обучающимися опыта художественной практики и опыта творческой деятельности;
-овладение духовными и культурными ценностями народов мира;
-подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства.
1.4. Цель программы:
Формирование целостной художественно-эстетического развитой личности и приобретение обучающимися теоретических знаний и художественно-исполнительских умений и навыков в области изобразительного искусства.
1.5. Задачи программы:
-воспитать и развить у обучающихся личностные качества, позволяющие уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
-сформировать у обучающихся эстетические взгляды, нравственные установки и потребность общения с духовными ценностями;
-сформировать у обучающихся умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
-создать условия для воспитания обучающихся в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;
-сформировать у одаренных детей комплекс знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства;
-выработать у обучающихся личностные качества, способствующие освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов достижения результата.
1.6.Срок реализации программы «Живопись» - 5 лет и 8 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для детей, успешно прошедших творческий отбор:
-для поступивших в учреждение в первый класс в возрасте 6,6 лет до 9 лет, составляет 8 лет;
-для поступивших в учреждение в первый класс в возрасте с 10 до 12 лет, составляет 5 лет.
Срок освоения программы «Живопись» для обучающихся, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области изобразительного искусства, может быть увеличен на один год.
Учреждение имеет право реализовывать программу «Живопись» в сокращенные сроки, а также по индивидуальным учебным планам с учетом ФГТ.
1.7.Особенности набора учащихся.
При приеме на обучение по программе «Живопись», учреждение проводит творческий отбор детей с целью выявления их творческих способностей, необходимых для освоения программы «Живопись». Творческий отбор детей регламентируется «Правилами приема и порядком отбора детей в целях обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства в МКУДО ТДХШ»; «Требованиями, предъявляемыми к уровню творческих способностей поступающих, критерии оценки работ поступающих в МКУДО ТДХШ в целях обучения по дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области изобразительного искусства».
Отбор детей проводится в форме приёмных испытаний, позволяющих определить наличие у детей способностей в области изобразительного искусства. Приёмные испытания решают задачу конкурса при поступлении в учреждение, создают конкуренцию и соревновательную среду. Приёмные испытания основаны на творческих заданиях определенной сложности и требуют от поступающих конкретных теоретических и практических знаний, умений в изобразительном искусстве, позволяют определить наличие способностей у детей в области изобразительного искусства. Дополнительно поступающий может представить самостоятельно выполненные художественные работы.
До проведения отбора учреждение вправе проводить предварительные просмотры, консультации в порядке, установленном учреждением.
Порядок и сроки проведения отбора детей устанавливаются учреждением самостоятельно. С целью организации приема и проведения отбора детей создаются приемная комиссия, комиссия по отбору детей, апелляционная комиссия. Составы данных комиссий утверждаются директором и регламентируются локальными актами учреждения.
Количество детей, принимаемых в учреждение для обучения по программе «Живопись», определяется в соответствии с государственным (муниципальным) заданием на оказание государственных (муниципальных) услуг, устанавливаемым ежегодно учредителем на основании приказа.
Учащиеся, имеющие достаточный уровень знаний, умений и навыков имеют право на освоение программы «Живопись» по индивидуальному учебному плану.
В выпускные классы поступление учащихся не предусмотрено.

2.Планируемые результаты освоения обучающимися программы «Живопись»

Планируемые результаты освоения программы «Живопись» составлены на основании ФГТ и должны обеспечивать целостное художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения программы художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства.
2.1. В результате освоения программы «Живопись» обучающиеся приобретают следующие знания, умения и навыки в предметных областях:
В области художественного творчества:
-знание терминологии изобразительного искусства;
-умение грамотно изображать с натуры и по памяти предметы (объекты) окружающего мира;
-умение создавать художественный образ на основе решения технических и творческих задач;
-умение самостоятельно преодолевать технические трудности при реализации художественного замысла;
-навыки анализа цветового строя произведений живописи;
-навыки работы с подготовительными материалами: этюдами, набросками, эскизами;
-навыки передачи объема и формы, четкой конструкции предметов, передачи их материальности, фактуры с выявлением планов, на которых они расположены;
-навыки подготовки работ к экспозиции.
В области пленэрных занятий:
-знания об объектах живой природы, особенностей работы над пейзажем, архитектурными мотивами;
-знание способов передачи большого пространства, движущейся и постоянно меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
-умение изображать окружающую действительность, передавая световоздушную перспективу и естественную освещенность;
-умение применять навыки, приобретенные на предметах «рисунок», «живопись», «композиция».
В области истории искусств:
-знание основных этапов развития изобразительного искусства;
-умение использовать полученные теоретические знания в художественной деятельности;
-первичные навыки восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды.
2.2. Результаты освоения программы «Живопись» по учебным предметам обязательной части должны отражать:
Основы изобразительной грамоты и рисование:
-знание различных видов изобразительного искусства;
-знание основных жанров изобразительного искусства;
-знание основ цветоведения;
-знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
-знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
-умение работать с различными материалами;
-умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
-навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
-навыки передачи формы, характера предмета;
-наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
-наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Прикладное творчество:
-знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
-знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
-умение работать с различными материалами;
-умение работать в различных техниках: плетения, аппликации, коллажа, конструирования;
-умение изготавливать игрушки из различных материалов;
-навыки заполнения объемной формы узором;
-навыки ритмического заполнения поверхности;
-навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Лепка:
-знание понятий «скульптура», «объемность», «пропорция», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
-знание оборудования и пластических материалов;
-умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
-умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
-умение работать с натуры и по памяти;
-умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
-навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Рисунок:
-знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
-знание законов перспективы;
-умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
умение моделировать форму сложных предметов тоном;
умение последовательно вести длительную постановку;
умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
навыки владения линией, штрихом, пятном;
навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
навыки передачи фактуры и материала предмета;
навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
 Живопись:
-знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
-знание разнообразных техник живописи;
-знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-умение видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
-умение изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
-навыки в использовании основных техник и материалов;
-навыки последовательного ведения живописной работы.
Композиция станковая:
-знание основных элементов композиции, закономерностей построения художественной формы;
-знание принципов сбора и систематизации подготовительного материала и способов его применения для воплощения творческого замысла;
-умение применять полученные знания о выразительных средствах композиции - ритме, линии, силуэте, тональности и тональной пластике, цвете, контрасте - в композиционных работах;
-умение использовать средства живописи, их изобразительно-выразительные возможности;
-умение находить живописно-пластические решения для каждой творческой задачи;
-навыки работы по композиции.
Беседы об искусстве:
-сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства;
-знание особенностей языка различных видов искусства;
-первичные навыки анализа произведения искусства;
-навыки восприятия художественного образа.
История изобразительного искусства:
-знание основных этапов развития изобразительного искусства;
-первичные знания о роли и значении изобразительного искусства в системе культуры, духовно-нравственном развитии человека;
-знание основных понятий изобразительного искусства;
-знание основных художественных школ в западно-европейском и русском изобразительном искусстве;
-сформированный комплекс знаний об изобразительном искусстве, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к изобразительному искусству и деятельности в сфере изобразительного искусства;
-умение выделять основные черты художественного стиля;
-умение выявлять средства выразительности, которыми пользуется художник;
-умение в устной и письменной форме излагать свои мысли о творчестве художников;
-навыки по восприятию произведения изобразительного искусства, умению выражать к нему свое отношение, проводить ассоциативные связи с другими видами искусств;
-навыки анализа творческих направлений и творчества отдельного художника;
-навыки анализа произведения изобразительного искусства.
Пленэр:
-знание о закономерностях построения художественной формы, особенностях ее восприятия и воплощения;
-знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;
-умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;
-умение применять сформированные навыки по предметам: рисунок, живопись, композиция;
-умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;
-навыки восприятия натуры в естественной природной среде;
навыки передачи световоздушной перспективы;
-навыки техники работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.
2.3.Оценка качества образования по программе «Живопись» производится на основе ФГТ.
Освоение учащимися программы «Живопись», завершается итоговой аттестацией учащихся, проводимой образовательным учреждением. Лицам, прошедшим итоговую аттестацию, завершающую освоение программы «Живопись» со сроком освоения 5 и 8 лет, выдается заверенное печатью учреждения свидетельство об освоении указанной программы. Форма свидетельства устанавливается Министерством культуры Российской Федерации на основании Приказа Министерства культуры РФ от 10.07.2013г. №975 «Об утверждении формы свидетельства об освоении ДПОП в области искусств».

3.Учебный план
3.1.Программа «Живопись» включает учебные планы со сроком реализации 5 лет и 8 лет в зависимости от сроков обучения детей, установленных ФГТ.
Учебный план отражает структуру программы «Живопись», установленную ФГТ, в части наименования предметных областей и разделов, форм проведения учебных занятий, проведения консультаций, итоговой аттестации обучающихся с обозначением ее форм и их наименований. Учебный план определяет перечень, последовательность изучения учебных предметов по годам обучения и учебным полугодиям, формы промежуточной аттестации, объем часов по каждому учебному предмету (максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся). Учебный план предусматривает следующие предметные области: художественное творчество, пленэрные занятия, история искусств; и разделы: консультации, промежуточная аттестация, итоговая аттестация. Предметные области имеют обязательную и вариативную части, которые состоят из учебных предметов.
3.2.Общий объем аудиторной нагрузки обязательной части программы «Живопись» нормативный срок обучения 5 лет составляет 1868,5 часа (с учетом консультаций - 90 часов), в том числе по предметным областям и учебным предметам:
- ПО.01. Художественное творчество: Рисунок – 561 час, Живопись – 495 часов, Композиция станковая – 363 часа;
- ПО.02. История искусств: Беседы об искусстве – 49,5 часа, История изобразительного искусства – 198 часов;
- ПО.03. Пленэрные занятия: Пленэр – 112 часов.
Объем аудиторной нагрузки вариативной части программы «Живопись» нормативный срок обучения 5 лет составляет 544,5 часа, в том числе по учебным предметам:
-Скульптура – 231 час, Прикладная композиция – 313,5 часов.
Общий объем аудиторной нагрузки обязательной части программы «Живопись» нормативный срок обучения 8 лет составляет 2523 часа (с учетом консультаций - 113 часов), в том числе по предметным областям и учебным предметам:
-ПО.01. Художественное творчество: Основы изобразительной грамоты и рисование – 196 часов, Прикладное творчество – 196 часов, Лепка – 196 часов, Рисунок – 561 час, Живопись – 495 часов, Композиция станковая – 363 часа;
-ПО.02. История искусств: Беседы об искусстве – 98 часов, История изобразительного искусства – 165 часов;
-ПО.03. Пленэрные занятия: Пленэр – 140 часов.
Объем аудиторной нагрузки вариативной части программы «Живопись» нормативный срок обучения 8 лет составляет 725 часов, в том числе по учебным предметам:
-Цветоведение – 98 часов, Скульптура – 297 часов, Прикладная композиция – 330 часов.
3.3.Учебные планы разрабатываются с учетом графиков образовательного процесса и сроков обучения по программе «Живопись».
Организация учебного процесса в образовательном учреждении осуществляется в соответствии с расписанием занятий, которое разрабатывается и утверждается образовательным учреждением самостоятельно на основании учебных планов.
3.4.Объем времени вариативной части, предусматриваемый на занятия преподавателя с обучающимся, может составлять до 40 % от объема времени предметных областей обязательной части, предусмотренного на аудиторные занятия.
3.5.Объем максимальной нагрузки обучающихся не должен превышать 26 часов в неделю, аудиторной нагрузки - 14 часов (без учета времени, предусмотренного учебным планом на консультации, затрат времени на контрольные уроки, зачеты и экзамены, участия обучающихся в творческих и культурно-просветительных мероприятиях образовательного учреждения).
3.6.Занятия по учебным предметам «Рисунок», «Живопись», имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведенное для работы с живой натурой, составляет не более 30% от общего учебного времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия.
3.5.Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части планируются с учетом методической целесообразности. Объем самостоятельной работы обучающихся в неделю по учебным предметам обязательной и вариативной частей в среднем за весь период обучения определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения обучающимися программ начального общего и основного общего образования, реального объема активного времени суток и планируется следующим образом по программе «Живопись» срок обучения 5 лет составляет:










1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
5 класс

1.
Рисунок
2
2
3
3
3

2.
Живопись
2
2
3
3
3

3.
Станковая композиция
3
3
3
4
4

4.
Беседы об искусстве
0.5





5.
История изобразительного искусства

1.5
1.5
1.5
1.5

6.
Скульптура
0.5
0.5
0.5
-
-

7.
Прикладная композиция
1
1
1
0,5
0,5


Итого:
9
10
12
12
12

3.6.Бюджет времени в неделях по программе «Живопись» срок обучения 5 лет составляет:
Классы
Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация в виде зачетов и контрольных уроков
Промежу
точная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного времени
Пленэр
Итого
вая аттеста
ция
Каникулы
Всего

1
33
1
1
-

17
52

2
33
1
1
1

16
52

3
33
1
1
1

16
52

4
33
1
1
1

16
52

5
33
-
1
1
1
4
40

Итого:
165
4
5
4
1
69
248



3.7.Объем времени на самостоятельную работу по учебным предметам вариативной части по программе «Живопись» срок обучения 8 лет составляет:


1 кл.
2 кл.
3 кл.
4 кл.
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.

1.
Основы изобразительной грамоты
2
2
2






2.
Прикладное творчество
1
1
1






3.
Лепка
1
1
1






4.
Рисунок



2
2
2
3
3

5.
Живопись



2
2
2
3
3

6.
Композиция станковая



3
3
3
4
4

7.
Беседы об искусстве
0,5
0,5
0,5






8.
История изобразительного искусства



1
1
1
1
1

9.
Цветоведение
0,5
0,5
0,5






10.
Скульптура



1
1
1
0,5
0,5

11.
Прикладная композиция



1
1
1
0,5
0,5


Итого:
5
5
5
10
10
10
12
12




3.8.Бюджет времени в неделях по программе «Живопись» срок обучения 5 лет составляет:


Классы
Аудиторные занятия, в том числе промежуточная аттестация
Промежу
точная аттестация
(экзамены)
Резерв учебного
времени
Пленэр
Итого
вая
аттестация
Каникулы
Всего

1
32
1
1
-

18
52

2
33
1
1
-

17
52

3
33
1
1
-

17
52

4
33
1
1
1

16
52

5
33
1
1
1

16
52

6
33
1
1
1

16
52

7
33
1
1
1

16
52

8
33
-
1
1
1
4
40

Итого:
263
7
8
5
1
120
404






3.10.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
по дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе
в области изобразительного искусства «Живопись»

срок обучения - 8 лет

Индекс
предметных областей, разделов и учебных предметов
Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и разделов
Макси-мальная учебная нагрузка
Самостоятельная
работа
Аудиторные занятия
(в часах)
Промежуточная аттестация
(по полугодиям)
Распределение по годам обучения





Групповые занятия
Мелкогрупповые занятия
Индивидуальные занятия
Зачеты, контрольные уроки
Экзамены




Трудоемкость в часах
Трудоемкость в часах





1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
5-й класс
6-й класс
7-й класс
8-й класс











Количество недель аудиторных занятий










32
33
33
33
33
33
33

33


1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17


Структура и объем ОП
5520
2272
3248







Обязательная часть

4482
1959
2523


Недельная нагрузка в часах

ПО.01.
Художественное творчество

3752
1745
2007











ПО.01.УП.01.
Основы изобразительной грамоты и рисование
392
196

196

2,4
6

·
2
2






ПО.01.УП.02.
Прикладное творчество
294
98

196

2,4,6

2
2
2






ПО.01.УП.03.
Лепка
294
98

196

2,4,6

2
2
2






ПО.01.УП.04.
Живопись
891
396

495

7,9,
11,13, 15
8,10,
12,
14




·

·

·

·
3

ПО.01.УП.05.
Рисунок
957
396

561

8,10,
12,16
14




·

·

·

·
4

ПО.01.УП.06.
Композиция станковая
924
561

363

7,9,
11,13,
15
8,10,
12,
14



2
2
2
2
3

ПО.02.
История искусств
477
214
263


 
 
 
 
 
 
 
 

ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
147
49

98

2,4,6

1
1
1






ПО.02.УП.02.
История изобразительного искусства
330
165

165

8,10,
12,14




1
1
1
1
1

Аудиторная нагрузка по двум предметным областям:


2270


7
7

·

·
9
9
10
11

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:
4229
1959
2270


11,5
11,5

·
·
·
·

·
·
17
17
21
22

ПО.03.
Пленэрные занятия
140

140











ПО.03.УП.01.
Пленэр
140


140

8,10,
12,
14,
16




28 часов в год
28 часов в год
28 часов в год
28 часов в год
28 часов в год

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:


2410











Максимальная нагрузка по трем предметным областям:
4369
1959
2410











Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям:



34
10









В.00.
Вариативная часть

1038
313
725











В.01.
Цветоведение
147
49

98

2,4,6

1
1
1






В.02.
Скульптура
429
132

297

8, 10,
12,14,
16




2
2
2
2
1

В.03.
Композиция прикладная
462
132

330

8, 10,
12,14,
16




2
2
2
2
2

Всего аудиторная нагрузка с учетом вариативной части:


3135


8
8
8
13
13
13
14
14

Всего максимальная нагрузка с учетом вариативной части:
5407
2272
3135


13
13
13
23
23
23
26
26

Всего количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов:



47
10









К.04.00.
Консультации
113
-
113


Годовая нагрузка в часах

К.04.01.
Основы изобразительной грамоты и рисование



6



2
2
2






К.04.02.
Прикладное творчество



6



2
2
2






К.04.03
Лепка



6



2
2
2






К.04.04.
Рисунок



20






4
4

·
4
4

К.04.05.
Живопись



20






4
4

·
4
4

К.04.06.
Композиция станковая



40






8
8

·
8
8

К.04.07
Беседы об искусстве



3



1
1
1






К.04.08
История изобразитель-
ного искусства



12






2
2

·
2
4

А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях

ПА.05.01.
Промежуточная (экзамены)
7






1
1
1
1
1
1
1
-

ИА.05.02.
Итоговая аттестация
2






 
 
 
 
 
 
 
2

ИА.05.02.01.
Композиция станковая
1















ИА.05.02.02.
История изобразительного искусства
1
















Резерв учебного времени
8















Срок обучения 5 лет


Индекс предметных областей, разделов и учебных предметов






Наименование частей,
предметных областей,
учебных предметов и разделов
Макси-
мальная
учебная
нагрузка
Самосто-
ятельная работа
Аудиторные занятия
(в часах)
Промежуточная
аттестация
(по полугодиям)
Распределение по годам
обучения



Трудоемкость в часах
Трудоемкость в часах
Групповые занятия
Мелкогрупповые занятия
Индивидуальные занятия
Зачеты, контрольные уроки
Экзамены











1-й класс
2-й класс
3-й класс
4-й класс
5-й класс










Количество недель аудиторных занятий










33
33
33
33
33

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14


Структура и объем ОП
4228
1815
2413




Обязательная часть
3502
1633,5
1868,5

Недельная нагрузка в часах

ПО.01.
Художественное творчество
2838
1419
1419




1ПО.01.УП.01.
Рисунок
990
429

561

2-4-6-
10
8
3
3
3
4
4

ПО.01.УП.02.
Живопись
924
429

495

1-3-5-7-9
2-4-6-8
3
3
3
3
3

ПО.01.УП.03.
Композиция станковая
924
561

363

1-3-5-7-9
2-4-6-8
2
2
2
2
3

ПО.02
История искусств
462
214.5

247,5









ПО.02.УП.01.
Беседы об искусстве
66
16,5

49.5

2

1,5





ПО.02.УП.02.
История изобразительного искусства
396
198

198

4,6,8


1,5
1,5
1,5
1,5

Аудиторная нагрузка по двум предметным
областям:



1666,5



9,5
9,5
9,5
10,5
11,5

Максимальная нагрузка по двум предметным областям:
3300

1633,5

1666,5



17
18
20
22
23

ПО.03.
Пленэрные занятия
112


112









ПО.03.УП.01.
Пленэр
112


112

4-6-8-10


Х
28 часов в год
Х
28 часов в год
Х
28 часов в год
Х
28 часов в год

Аудиторная нагрузка по трем предметным областям:



1778,5









Максимальная нагрузка по трем предметным областям:
3412
1633,5

1778,5









Количество контрольных уроков, зачетов, экзаменов по трем предметным областям:






22
9






В.00
Вариативная часть
726
181.5

544.5









В.01.
Скульптура
280.5
49.5

231

4-6-8-10

1,5
1,5
1,5
1,5
1

В.02.
Композиция прикладная
445.5
132

313.5

4-6-8-10

2
2
2
2
1,5

Всего аудиторная нагрузка с учетом
вариативной части:



2323



13
13
13
14
14

Всего максимальная нагрузка с учетом
вариативной части:
4138
1815

2323



22
23
25
26
26

Всего количество контрольных уроков
зачетов, экзаменов:





30
9






















К.04.00.
Консультации
90


90



Годовая нагрузка в часах

К.04. 01.
Рисунок



20



4
4
4
4
4

К.04.02.
Живопись



20



4
4
4
4
4

К.04.03.
Композиция станковая



40



8
8
8
8
8

К.04.04.
Беседы об искусстве



2



2





К.04.05.
История изобразительного искусства



8




2
2
2
2

А.05.00.
Аттестация
Годовой объем в неделях

П.А.05.01.
Промежуточная аттестация
(экзаменационная)
4






1
1
1
1


И.А.05.02
Итоговая аттестация
2










2

И.А.05.02.01.
Композиция станковая
1












И.А.05.02.02.
История изобразительного искусства
1












Резерв учебного времени
5






1
1
1
1
1




4.График образовательного процесса
4.1.График образовательного процесса определяет его организацию и отражает: срок реализации программы «Живопись», бюджет времени образовательного процесса (в неделях), предусмотренного на аудиторные занятия, промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся, каникулы, резерв учебного времени, время, отведенное на занятия пленэром, сводные данные по бюджету времени.
4.2. В образовательном учреждении учебный год начинается 1 сентября и заканчивается в сроки, установленные графиком образовательного процесса.
4.3. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 8 лет продолжительность учебного года составляет: с первого по третий класс – 39 недель, с четвертого по восьмой – 40 недель. Продолжительность учебных занятий в первом классе составляет 32 недели, со второго по восьмой классы – 33 недели.
4.4. При реализации программы «Живопись» со сроком обучения 5 лет продолжительность учебного года в первом классе составляет 39 недель, со второго по пятый классы составляет 40 недель. Продолжительность учебных занятий с первого по пятый классы составляет 33 недели.
4.5.Резерв учебного времени, предусмотренный ФГТ, может использоваться образовательным учреждением как на подготовку обучающихся к промежуточной (экзаменационной) аттестации, так и на проведение консультаций.
4.6.При реализации программы «Живопись» продолжительность учебных занятий, равная одному академическому часу, определяется Уставом образовательного учреждения и составляет 40 минут; по программе «Живопись» со сроком обучения 8 лет в первом-втором-третьем классах - 30 минут; по программе «Живопись» со сроком обучения 5 лет в первом-втором классах - 30 минут. Продолжительность учебных занятий по одному предмету в день не должна превышать 1,5 академического часа.
4.7. Продолжительность перемен 5-10 минут.
4.8. Образовательное учреждение работает в режиме двухсменности.
4.9. В образовательном учреждении могут устанавливаться следующие виды аудиторных учебных занятий: урок (контрольный урок), прослушивание, творческий просмотр, творческий показ, зачет (технический зачет), спектакль, пленэр, репетиция, академический концерт, мастер-класс, лекция, семинар, контрольная работа, практическое занятие, лабораторное занятие.





4.7. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области изобразительного искусства «Живопись»
срок обучения - 8 лет

1. График учебного процесса
2. Сводные данные по бюджету времени в неделях


Сентябрь
29.09-5.10
Октябрь
27.10-2.11
Ноябрь
Декабрь
29.12-4.01
Январь
226.01-1.02
Февраль
23.02-1.03
Март
30.03-5.04
Апрель
27.04-3.05
Май
Июнь
29.06-5.07
Июль
27.07-2.08
Август








Классы
1-7
8-14
15-21
22-28

6-12
13-19
20-26

3-9
10-16
17-23
24-30
1-7
8-14
15-21
22-28

5-11
12-18
19-25

2-8
9-15
16-22

2-8
9-15
16-22
23-29

6-12
13-19
20-26

4-10
11-17
18-24
25-31
1-7
8-14
15-21
22-28

6-12
13-19
20-26

3-9
10-16
17-23
24-31
Аудиторные занятия
Промежуточная аттестация
Резерв учебного времени
Пленэр
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего



























































уч. год
летнии


1








=








=
=





=




=







Р
Э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
32
1
1
-
-
5
13
52

2








=








=
=










=







Р
Э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
-
-
4
13
52

3








=








=
=










=







Р
Э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
-
-
4
13
52

4








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

5








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

6








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

7








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

8








=








=
=










=







Р
П
Ш












33
-
1
1
1
4
-
40

263
7
8
5
1
120
404


4.8. ГРАФИК ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа
в области изобразительного искусства «Живопись»
срок обучения - 5 лет

1. График учебного процесса
2. Сводные данные по бюджету времени в неделях


Сентябрь
29.09-5.10
Октябрь
27.10-2.11
Ноябрь
Декабрь
29.12-4.01
Январь
226.01-1.02
Февраль
23.02-1.03
Март
30.03-5.04
Апрель
27.04-3.05
Май
Июнь
29.06-5.07
Июль
27.07-2.08
Август








Классы
1-7
8-14
15-21
22-28

6-12
13-19
20-26

3-9
10-16
17-23
24-30
1-7
8-14
15-21
22-28

5-11
12-18
19-25

2-8
9-15
16-22

2-8
9-15
16-22
23-29

6-12
13-19
20-26

4-10
11-17
18-24
25-31
1-7
8-14
15-21
22-28

6-12
13-19
20-26

3-9
10-16
17-23
24-31
Аудиторные занятия
Промежуточная аттестация
Резерв учебного времени
Пленэр
Итоговая аттестация
Каникулы
Всего



























































уч. год
летнии


1








=








=
=










=







Р
Э
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
-
-
4
13
52

2








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

3








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

4








=








=
=










=







Р
Э
П
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
=
33
1
1
1
-
4
12
52

5








=








=
=










=







Р
П
Ш












33
-
1
1
1
4

40

165
4
5
4
1
69
248



Обозначения:
Аудиторные
занятия Резерв учебного времени Пленэр Промежуточная аттестация Итоговая аттестация Каникулы


П

Э

Ш

Р

=



5.Программы учебных предметов
5.1.Программы учебных предметов разрабатываются образовательным учреждением по каждому учебному предмету самостоятельно в соответствии с ФГТ к минимуму содержания, структуре и условиям реализации программы «Живопись», и учебными планами образовательного учреждения. Согласно ФГТ программы учебных предметов являются частью программы «Живопись».
5.2. Программы учебных предметов разрабатываются преподавателями образовательного учреждения. Все программы учебных предметов проходят обсуждение, утверждение на заседании методического совета образовательного учреждения, получают внешнюю рецензию специалистов.
5.3.Программа учебного предмета выполняет следующие функции:
-нормативную, является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
-процессуально-содержательную, определяющую логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
-оценочную, то есть выявляет уровень усвоения элементов содержания, устанавливает принципы контроля, критерии оценки уровня приобретенных знаний, умений и навыков.
5.4.Структура программы учебного предмета.
Содержание программ учебных предметов программы «Живопись» обеспечивает художественно-эстетическое развитие личности обучающегося и приобретение ею художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков в области изобразительного искусства, с учетом ФГТ.
Программа по предмету содержит:
-пояснительную записку с характеристикой учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе; срок реализации учебного предмета, возраст обучающихся; объем учебного времени, предусмотренный учебным планом на реализацию учебного предмета (с указанием максимальной учебной нагрузки, объема времени на внеаудиторную (самостоятельную) работу обучающихся и аудиторные занятия); форма проведения учебных аудиторных занятий; цели и задачи учебного предмета; связь учебного предмета с другими учебными предметами учебного плана; методы обучения; ожидаемые результаты обучения, описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
-учебно-тематический план для теоретических предметов;
-содержание учебного предмета: отражает распределение учебного материала по годам обучения; содержит описание дидактических единиц по каждому разделу или теме учебного предмета и раскрывает задачи учебного процесса на каждый год обучения; описывает формы и продолжительность исполнения заданий с учетом распределения учебного времени; количество заданий, материалы их исполнения;
-требования к уровню подготовки обучающихся;
-формы и методы контроля, систему оценок;
-методическое обеспечение учебного процесса;
-список литературы и средств обучения.
5.5.Предметы обязательной части программы «Живопись»:
ПО.01. Художественное творчество:
-«Основы изобразительной грамоты и рисование»,
-«Прикладное творчество»,
- «Лепка»,
-«Рисунок»,
-«Живопись»,
-«Композиция станковая»,
ПО. 02. История искусств:
-«Беседы об искусстве»,
- «История изобразительного искусства»,
ПО. 03. Пленэрные занятия:
-«Пленэр».
5.6.Предметы В.00. Вариативной части программы «Живопись»:
-«Цветоведение»,
- «Скульптура»,
-«Композиция прикладная».

5.7. Краткая характеристика программ учебных предметов обязательной части программы «Живопись»

5.7.1.Программа по предмету «Основы изобразительной грамоты и рисование»
Целью занятий является формирование у обучающихся нравственно-эстетической отзывчивости на явления окружающей действительности, творческой активности в выражении собственных впечатлений и пониманию языка искусства. Предмет призван воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их. В основу работы положено воспитание у обучающегося способности не просто копировать действительность, а выражать свое отношение к ней, и к концу обучения уметь создавать художественный образ, добиваясь выразительности и цельности композиционного решения.
Необходимо пробудить активное, эмоциональное отношение к каждому заданию, поэтому в 1-ом и 2-ом классах много заданий сказочно-фантастического содержания, что, несомненно, увлекает обучающихся младшего возраста. Большинство заданий опирается на простые и доступные образы в сознании обучающихся, которые можно развивать и обогащать смысловой нагрузкой.
На протяжении всего курса обучения обучающиеся учатся организовать композиционную плоскость, сообразуясь с композиционным центром формата, учатся обращать внимание на выразительность пятна, линии, образность цвета. Немаловажную роль играет воспитание трудолюбия, настойчивости и умения довести работу до состояния завершенности.
По окончании курса у обучающегося должно быть сформировано представление о многообразии и увлекательности изобразительного художественного творчества. Обучающийся должен владеть навыками и умениями пользоваться различными художественными материалами, иметь расширенное представление о цвете и формах предметов, уметь анализировать и сопоставлять их.
Программа состоит в вариации нетрадиционных художественных техник и многократном использовании зрелищно-игровых приемов, таких как занятие – диспут, занятие – путешествие, занятие – праздник, занятие – вернисаж, занятие – образ, чтобы каждый обучающийся мог почувствовать себя юным художником. Учитывая возраст обучающихся, программа предполагает самые разные формы проведения занятий: прослушивание музыки, игровые моменты, чтение стихов, сказок, проведение коллективных работ.
Срок реализации программы «Живопись» - 8 лет, учебного предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» – 3 года.
Возраст обучающихся 6,6-11 лет (1кл. 6,6-9 лет, 2кл. 7,6 лет-10 лет, 3кл. 8,6-11 лет).
Цели программы:
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
-Развитие индивидуальности каждого обучающегося через многообразие игровых и художественных средств в условиях обогащенной образовательной среды с многовариантным выбором.
Задачи программы:
-Приобретение обучающимися практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи, композиции).
-Обучение теоретическим и практическим основам изобразительной грамотности.
-Формирование умений и навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению.
-Изучение свойства различных живописных, графических и других материалов и формирование навыков работы с ними.
Развивающие:
-Развитие творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, через игровые технологии и нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей.
-Формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству.
-Развитие образного, абстрактного, пространственного мышления, зрительной и образной памяти, внимания, зрительного восприятия, творческого воображения.
-Выявление и развитие художественных способностей: художественного мышления (умение воплощать в художественных образах творческие задачи), композиционного и пространственного видения, образного представления.
Воспитательные:
-Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества - как основу приобретения личностного опыта и самосозидания.
-Приобщение к наследию отечественного и мирового искусства, художественной культуре.
-Воспитание у обучающихся активного эстетического отношения к действительности, искусству, явлениям культуры, народным художественным традициям.
-Воспитание личности, социально адаптированной в современном обществе.
-Воспитание целеустремленности, аккуратности, трудолюбия, самостоятельности.
При составлении данной программы было учтено, что в основе формирования способности к изобразительной деятельности лежат два главных вида деятельности обучающихся: это творческая практика и изучение теории. Данная программа способствует развитию обучающегося с учетом его индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций. Преподавание предмета неразрывно связано с преподаванием дисциплин «Лепка», «Прикладное творчество», «Цветоведение».
Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
-Практические (обучающие упражнения, длительные задания, работа в материале).
Методические рекомендации:
В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, обучающихся необходимо познакомить с основными законами композиции, общепринятым словарем профессиональных терминов художника.
Содержание предмета «Основы изобразительной грамоты и рисования» строится с учетом возрастных особенностей обучающихся. Предложенная схема заданий лежит на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований.
Результатом освоения программы по предмету является:
-приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответствен-ность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
-развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков изобразительной грамоты и рисования;
Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
-знание различных видов изобразительного искусства;
-знание основных жанров изобразительного искусства;
-знание основ цветоведения;
-знание основных выразительных средств изобразительного искусства;
-знание основных формальных элементов композиции: принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-ассиметрии;
-умение работать с различными материалами;
-умение выбирать колористические решения в этюдах, зарисовках, набросках;
-навыки организации плоскости листа, композиционного решения изображения;
-навыки передачи формы, характера предмета;
-наличие творческой инициативы, понимания выразительности цветового и композиционного решения;
-наличие образного мышления, памяти, эстетического отношения к действительности.
Формы и методы контроля, система оценок:
Текущий контроль:
- просмотр по окончании каждого задания, обсуждение работ совместно с обучающимися;
- контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная аттестация:
- выполнение контрольной работы, просмотры по полугодиям.
- экзамен.
По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании учреждения.

5.7.2.Программа по предмету «Прикладное творчество»
Предмет непосредственным образом должен воздействовать на развитие творческих способностей, стимулировать и направлять их, формировать навыки работы с различными декоративными материалами и личностные качества обучающихся. В поисках формы композиционного решения обучающийся творчески самоопределяется, формируется его творческая личность, складывается художественное мастерство.
В процессе обучения обучающийся знакомится с лучшими образцами декоративно-прикладного творчества традиционного народного искусства. Задача предмета - познакомиться с принципами и законами организации декоративного творчества, осмыслить ее особенности и условности, получить навыки создания самостоятельных произведений, несущих красоту, радость.
Срок реализации программы «Живопись»- 8 лет, учебного предмета «Прикладное творчество» – 3 года.
Возраст обучающихся 6,6-16 лет (1кл. 6,6-9 лет, 2кл. 7,6 лет-10 лет, 3кл. 8,6-11 лет).
Цели программы:
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
-Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к народным традициям прикладного искусства.
-Формирование у обучающихся профессиональных навыков, знаний и умений для воплощения творческого замысла, для решения творческой задачи.
Задачи программы:
-дать знание понятий «декоративно-прикладное искусство», «художественные промыслы»;
-дать знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
-научить работать с различными материалами;
-научить работать в различных техниках: аппликации, коллажа, батика;
-выработать навыки заполнения объемной формы узором;
-выработать навыки ритмического заполнения поверхности, проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
-Практические (обучающие упражнения, длительные задания, работа в материале).
Методические рекомендации:
В целях более глубокого освоения данного предмета необходимо, чтобы практическое умение было подтверждено прочными теоретическими знаниями, обучающихся необходимо познакомить с основными законами декоративной композиции, общепринятым словарем профессиональных терминов художника и приобщить к великой культуре прошлого - познакомить с работами мастеров народных промыслов, мастеров-прикладников русского искусства.
Содержание предмета строится с учетом возрастных особенностей обучающихся. Предложенная схема заданий строится на логической связи одного задания с другим, с постепенным усложнением понятий и требований. Обучение наиболее плодотворно при чередовании теоретических и практических занятий, выполнение упражнений сменяется исполнением работы в материале.
Итогом изучения предмета в течении года является выполнение контрольной работы.
Результатом освоения программы является:
- приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
- развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;
- умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
- формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
- уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Обучающиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знание понятий «декоративно-прикладное искусство»,
«художественные промыслы»;
-знание различных видов и техник декоративно-прикладной деятельности;
- умение работать с различными материалами;
-умение работать в различных техниках - аппликации, коллажа, батика, бересты, кожи, папье-маше;
-навыки заполнения объемной формы узором;
-навыки ритмического заполнения поверхности.
Формы и методы контроля, система оценок:
Текущий контроль:
-просмотр по окончании каждого задания, обсуждение работ совместно с обучающимися;
-контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная аттестация:
-выполнение контрольной работы;
-просмотры по полугодиям.
По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании учреждения.

5.7.3.Программа по предмету «Лепка»
Занятия лепкой начинаются с ознакомления обучающихся с мастерской, оборудованием, рабочим местом, инструментами, правилами приготовления и хранения материала. Обучающиеся должны усвоить основные положения работы со скульптурой и необходимые навыки техники исполнения – такие, как лепка из целого куска, умение работать обеими руками, круговой обзор, проверочный отход от выполняемой работы и правильная последовательность ее выполнения от общего к частному, получить начальное представление о массе, объеме, о взаимосвязи фигур в композиции, соблюдение заданного размера работы и пропорций натуры.
Основой обучения является работа с натуры, для этого используются овощи, фрукты, т.к. они очень разнообразны по форме и интересны по пластике. По мере приобретения обучающимися необходимых навыков техники исполнения задачи усложняются и требования возрастают. В дальнейшем объектами учебных заданий могут служить предметы быта, близкие по форме геометрическим телам, птицы, животные, человек.
Лепка процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой мягким пластически податливым материалом: влажной глиной, пластилином, тестом, пластикой. Способы формообразования при лепке основаны на формосложении, прилепании, налепливании, удалении лишнего материала. В творческом процессе лепка является подготовительным этапом при работе над скульптурой.
Итогом изучения предмета в течении года является выполнение контрольной работы.
Срок освоения программы учебного предмета «Лепка» - 3 года, по программе «Живопись» срок реализации 8 лет.
Возраст обучающихся 6.6- 11 лет. (1кл. 6.6-9лет, 2кл. 7.6-10лет, 3кл. 8.6-11лет).
Цели программы:
-Развить у обучающихся объемно-пространственное мышление, чувство формы, способность выражения пластическими образами, познакомить со скульптурными произведениями разных народов и эпох.
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
- Обогатить и развить представления обучающегося, заставить его видеть шире, острее, пробудить интерес к творчеству, привить необходимые начальные знания и навыки.
Задачи программы:
-понять конструкцию предмета;
-знакомство с основными способами лепки: конструктивным, пластическим и комбинированным;
-передать красоту, гармонию пластики и соотношений объемов;
-добиться плотности, весомости лепки, что существенно для приобретения технических навыков;
-получить первоначальные навыки построения фигуры человека и животного;
-ставить требования последовательно от задания к заданию, подводя обучающегося к определенному объему знаний, направлять внимание и мышление обучающегося к усвоению задач, облегчая их решение с учетом нарастающей сложности;
-достижение результативности в обучении при сохранении реалистического подхода.
-За период обучения обучающиеся приобретают элементарные знания, навыки в работе с пластическими материалами (пластилин, глина) и инструментами, скульптурным станком, учатся лепить на основе наблюдений с натуры и по памяти, изучают характер и пропорции предметов, животных и человека, приучаются передавать свои творческие замыслы в пластическом материале.
-Работая с обучающимися над программными заданиями, преподаватель объясняет и наглядно показывает им принципы построения фигуры животных и птиц, позднее – человека (используя также проволочный каркас).
Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
-Практические (обучающие упражнения, длительные задания, работа в материале).
Обучающиеся, освоившие программу, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
-знание понятий «скульптура», «характер предметов», «плоскость», «декоративность», «рельеф», «круговой обзор», «композиция»;
-знание оборудования и пластических материалов;
-умение наблюдать предмет, анализировать его объем, пропорции, форму;
-умение передавать массу, объем, пропорции, характерные особенности предметов;
-умение работать с натуры и по памяти;
-умение применять технические приемы лепки рельефа и росписи;
-навыки конструктивного и пластического способов лепки.
Формы и методы контроля, система оценок:
Текущий контроль:
-просмотр по окончании каждого задания, обсуждение работ совместно с обучающимися;
-контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная аттестация:
-выполнение контрольной работы;
-просмотры по полугодиям.
По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании учреждения.

5.7.4.Программа по предмету «Рисунок»
Содержанием программы «Рисунок» является формирование необходимых теоретических знаний, умений и навыков овладения основами учебного рисунка. В программе соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения. Курс учебного рисунка в включает в себя: изображение отдельных предметов, натюрмортов различной сложности (длительные задания), выполнение кратковременных зарисовок и набросков, сведения о пластической анатомии для рисования головы, фигуры человека. Большое значение придается обучение методу конструктивного пространственного рисования геометрических тел, слепков головы, гипсовых фигур, что окажет значительную помощь в подготовке обучающихся к поступлению в специальные учебные заведения при выборе будущей профессии.
Задачи учебного предмета включают в себя изучение натуры, приобретение необходимых знаний, практических навыков в её изображении на плоскости, в условном пространстве начиная с момента композиционного размещения изображения на листе бумаги и до окончательного его завершения. Обучающиеся усваивают правила графического изображения, законы построения формы, перспективного построения реалистического изображения на плоскости, распределения света на предметах.
Итогом изучения рисунка в течении года является выполнение контрольной работы.
Срок реализации программы учебного предмета «Рисунок» - 5 лет.
Возраст обучающихся по программе «Живопись» 5 лет: 10-16 лет (1кл. 10-12 лет, 2кл. 11-13 лет, 3кл. 12-14 лет, 4 кл. 13-15 лет, 5кл. 14-16 лет).
Возраст обучающихся по программе «Живопись» 8 лет: 9,6-16 лет (4кл. 9,6-12 лет, 5кл. 10,6 -13 лет, 6кл. 11,6 -14 лет, 7 кл. 12,6 -15 лет, 8кл. 13,6 -16 лет).
Цели программы:
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
-Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.
-Формирование у обучающихся профессиональных навыков, знаний и умений в реалистической передаче натуры, а именно человека и окружающей его предметной и природной среды.
Задачи программы:
-дать знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
-дать знание законов перспективы;
-научить использованию приемов линейной и воздушной перспективы;
-научить моделированию формы сложных предметов тоном;
-научить последовательному ведению длительной постановки;
-научить рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
-научить методу конструктивного пространственного рисования геометрических тел, слепков головы, гипсовых фигур;
-научить принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
-выработать навыки владения линией, штрихом, пятном;
-выработать навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
-выработать навыки и умения анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять выбор изобразительных средств (тональных, линейно-конструктивных, фактурных);
-выработать навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Методы обучения:
-Теоретические (беседы, объяснение заданий, постановка задач).
-Практические (обучающие задания, наброски, зарисовки, длительные задания).
Методические рекомендации:
Основным видом учебного задания является длительный учебный рисунок с неподвижной натуры. На занятиях длительным учебным рисунком обучающиеся приобретают знания элементарных правил линейной и воздушной перспективы. В регулярных занятиях длительным рисунком обучающиеся овладевают навыками последовательной работы над изображением по принципу от общего - к частному, а затем от частного - к обобщению целого.
Второй вид учебных рисунков - краткосрочные рисунки, наброски и зарисовки.
Занятия, имеющие целью изучение человека, обеспечиваются натурой. Время, отведённое для работы с живой натурой, составляет не более 30 % от общего учебного времени, предусмотренного на аудиторные занятия.
Главный принцип обучения происходит поступательно - от простого к сложному, от плоского к объемному, по классической схеме: постановка руки, образно композиционное решение задания, работа над эскизом, компоновка в формат листа, законы перспективы и пропорций, решение ракурса, конструктивный рисунок, тональный рисунок, работа с формой и объемами, пластическая анатомия, наброски и зарисовки
Преподавание предмета «Рисунок» неразрывно связано с преподаванием дисциплин «Скульптура», «Живопись», «Композиция».
Результатом освоения программы по предмету является:
-приобретение обучающимися таких личностных качеств, как ответственность, дисциплинированность, трудолюбие, способствующих восприятию в достаточном объеме учебной информации;
-развитие художественного вкуса, образного видения, приобретение навыков творческой деятельности;
-умение давать объективную оценку своему труду, понимание причин успеха/неуспеха собственной учебной деятельности;
-формированию навыков взаимодействия с преподавателями и обучающимися в образовательном процессе;
-умение планировать свою домашнюю работу, определение наиболее эффективных способов достижения результата;
-уважительное отношение к иному мнению и художественно-эстетическим взглядам.
Обучающиеся, освоившие программу по рисунку, должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
- знание понятий: «пропорция», «симметрия», «светотень»;
- знание законов перспективы;
- умение владеть материалами , инструментами;
-умение грамотно компоновать предметы, передавать пропорции;
- умение использования приемов линейной и воздушной перспективы;
- умение моделировать форму сложных предметов тоном;
- умение последовательно вести длительную постановку;
-умение рисовать по памяти предметы в разных несложных положениях;
-умение принимать выразительное решение постановок с передачей их эмоционального состояния;
-умение анализировать постановку предметов на плоскости, осуществлять в зависимости от идеи выбор изобразительных средств;
-умение добиваться цельности в изображении;
-навыки владения линией, штрихом, пятном;
-навыки в выполнении линейного и живописного рисунка;
-навыки передачи фактуры и материала предмета;
-навыки передачи пространства средствами штриха и светотени.
Формы и методы контроля, система оценок
Текущий контроль:
- просмотр по окончании каждого задания, обсуждение работ совместно с обучающимися;
- контролирование исполнения домашних работ.
Промежуточная аттестация:
- выполнение контрольной работы, просмотры по полугодиям.
- экзамен.
По итогам промежуточной аттестации по завершению изучения предмета выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании школы.

5.7.5.Программа по предмету «Живопись»
Содержанием программы учебного предмета «Живопись» является развитие у обучающихся способностей видеть и изображать форму во всем многообразии его цвето-световых отношений, включает в себя изображение отдельных предметов, различной сложности натюрмортов (основная тема), выполнение этюдов, в том числе головы, фигуры человека в покое и движении. В программе соблюдаются принципы наглядности, последовательности, посильности и доступности обучения. Во время прохождения курса обучающиеся знакомятся с различными живописными материалами и их техническими свойствами, а также дать учащимся необходимые сведения о цвете (локальный цвет, изменения локального цвета в свету, в тени, светотени, света в воздушном пространстве, взаимодействие цветом, холодные и теплые цвета, сближенность и контрастность, спектр и дополнительные цвета, взаимодействие цветов, рефлекс), учатся «лепить» форму цветом, знакомятся с приёмами работы темперными и масляными красками.
Задания выполняются обучающимися как в живописной, так и декоративной манере с элементами стилизации и сохранением колористического решения работы.
Срок реализации программы учебного предмета «Живопись» - 5 лет.
Возраст обучающихся по программе «Живопись» 5 лет: 10-16 лет (1кл. 10-12 лет, 2кл. 11-13 лет, 3кл. 12-14 лет, 4 кл. 13-15 лет, 5кл. 14-16 лет).
Возраст обучающихся по программе «Живопись» 8 лет: 9,6-16 лет (4кл. 9,6-12 лет, 5кл. 10,6 -13 лет, 6кл. 11,6 -14 лет, 7 кл. 12,6 -15 лет, 8кл. 13,6 -16 лет).
Цели программы:
-Создание условий для развития творческих способностей обучающихся и самоопределения личности.
-Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через приобщение к академическим традициям художественного образования.
-Формирование у обучающихся профессиональных навыков, знаний и умений в реалистической передаче натуры, а именно человека и окружающей его предметной и природной среды.
Задачи программы:
-дать знание свойств живописных материалов, их возможностей и эстетических качеств;
-дать знание разнообразных техник живописи;
-дать знание художественных и эстетических свойств цвета, основных закономерностей создания цветового строя;
-научить видеть и передавать цветовые отношения в условиях пространственно-воздушной среды;
-научить изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека;
-