Рабочая программа по специальности Живопись 2-й курс: Академический рисунок СПО
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ В.И. ВЕРНАДСКОГО» в г. ЯЛТЕ
УТВЕРЖДАЮ
Зам.директора Гуманитарно-педагогической академии (филиал) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского» в г. Ялте
_____________ Т.А.Кот «____» ___________ 2015 г.
Рабочая программа учебной дисциплины
ОП. 01. РИСУНОК
Специальность: 54.02.05 Живопись (по видам)
Программа: среднего профессионального образования
Квалификация выпускника: художник-живописец, преподаватель
ЯЛТА – 2015
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта и учебного плана среднего профессионального образования по специальности 54.02.05 «Живопись (по видам)».
Автор Брынзарь А. И, преподаватель Экономико – гуманитарного колледжа Гуманитарно – педагогической академии (филиал) КФУ им. В. И. Вернадского.
Рабочая программа рассмотрена на заседании цикловой методической комиссии по подготовке специалистов СПО в сфере дизайна и живописи протокол № 1 от «» _______ 2015г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана по специальности СПО 54.02.05 «Живопись (по видам)».
Председатель ЦМК ________ Войтюк В.В.
Рабочая программа рассмотрена на заседании учебно-методического совета Экономико-гуманитарного колледжа протокол № 1 от « » ______ 2015 г. и признана соответствующей требованиям ФГОС и учебного плана СПО по специальности 54.02.05 «Живопись (по отраслям)».
Директор колледжа _____________ Седых А. И.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации программы учебной дисциплины
8
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
9
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Оп. 01 «Рисунок»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок» является частью основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности 54.02.05 Живопись, разработана на основе ФГОС СПО по специальности 54.02.05 Живопись.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Рабочая программа учебной дисциплины «Рисунок» является профильной учебной дисциплиной федерального компонента среднего (полного) общего образования.
1.3. Формируемые компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе, обеспечивать его сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Изображать человека и окружающую предметно-пространственную среду средствами академического рисунка и живописи;
ПК 1.2. Применять знания о закономерностях построения художественной формы и особенностях ее восприятия.
ПК 1.3. Проводить работу по целевому сбору, анализу исходных данных, подготовительного материала, выполнять необходимые предпроектные исследования.
ПК 1.7. Использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 370 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 320 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
97+145=242
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
235+0=235
в том числе: практические занятия
97+138=235
лекции 0
курсовая работа (проект) 9
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
0+7=7
Итоговая аттестация по дисциплине: в форме экзаменационного просмотра
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 1 6 4
Введение Цели, задачи и содержание учебного курса. Средства выражения рисунка. Организация процесса рисования. Понятийно-категориальный аппарат. 1
Раздел 1. Содержание учебного материала: Тема 1.1 97 Рисунок натюрморта из предметов
различных по фактуре (стекло, гипс, металл) с
драпировками) Натюрморт со стеклянными и керамическими бытовыми предметами. 24 2
Натюрморт с чучелом, бытовыми ,геометрическими предметами и драпировкой.
Натюрморт с частью интерьера и гипсовой розеткой .Етюдник с драпировкой в интерьере. Тема 1.2
Гипсовый слепок:
Нос Давида. Конструктивно – анатомический рисунок формы носа.
Рисунок гипсового слепка носа в фас.
Рисунок гипсового слепка носа в профиль.
Рисунок гипсового слепка носа в 3/4. 24 2
Тема 1.3
Гипсовый слепок:
Глаза Давида. Конструктивно – анатомический рисунок глаз и Глаз Давида.
Рисунок гипсового слепка глаз в фас.
Рисунок гипсового слепка глаз в профиль.
Рисунок гипсового слепка глаз в 3/4. 24 2
Тема 1.4
Гипсовый слепок:
Ухо Давида. Конструктивно – анатомические эскизы уха и Уха Давида.
Рисунок гипсового слепка уха в фас.
Рисунок гипсового слепка уха в профиль.
Рисунок гипсового слепка в 3/4. 24 2
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
2 2 8 4
Введение Цели, задачи и содержание учебного курса. Средства выражения рисунка. Организация процесса рисования. Понятийно-категориальный аппарат. 1
Раздел 2. Содержание учебного материала: Тема 2.1 138 Рисунок гипсовой
розетки, орнамента в интерьере. Конструктивный рисунок – построение натюрморта в интерьере. 34 2
Рисунок розетки в интерьере с етюдником драпировкой.
Рисунок гипсового орнамента с етюдником ,драпировкой и складками.
Рисунок розетки в интерьере с етюдником в любой графической технике (сангина). Тема 2.2
Рисование черепа и гипсового черепа.
Рисование черепа в линейно – конструктивном построении.
Гипсовый череп в фас и профиль.
Гипсовый череп в 3/4.
Обычный череп в 3/4. 32 2
Самостоятельная работа: Конструктивно – структурное построение черепа в 2х ракурсах. 2 Тема 2.3
Рисование гипсовой обрубовочной головы Рисование гипсовой обрубовочной головы в линейно – конструктивном построении.
Обрубовочная голова, зарисовки ,выбор ракурса.
Обрубовочная голова, завершение. 24 2
Самостоятельная работа: Конструктивно – структурное построение обрубовочной головы, изучение. 2 Тема 2.4
Гипсовая голова Экорше. Рисование гипсовой головы Экорше, зарисовки, выбор ракурса.
Конструктивно – структурное построение головы Экорше.
Рисунок гипсовой головы Экорше, проработка деталей, тон, завершающий этап. 24 2
Самостоятельная работа: Конструктивно – структурное построение Экорше, изучение мимических мышц лица. 3 Тема 2.5
Гипсовая голова Вольтера.Рисование гипсовой головы Вольтера, линейно – конструктивное построение.
Конструктивно – структурное построение головы Вольтера, завершение.
Гипсовая голова Вольтера в интерьере. 24 2
Всего
Практ.
Сам. раб 242
235
7 1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ Требования к минимальному материально-техническому обеспечениюРеализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета рисунка и живописи. Оборудование учебного кабинета: мольберты по количеству обучающихся; софит - 2 шт.; рабочее место преподавателя; учебно-методический комплекс; наглядные пособия; натурный фонд (посуда, гипсовые слепки, драпировки, скелет, подиумы).
Технические средства обучения: проектор; компьютер; проекционный экран.
Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:
Основные источники:
Белов Н. Основы техники рисунка – Минск: изд. Харвест, 2012
Ли Н. Рисунок. Основы учебного академического рисунка. – М.: изд. Эксмо, 2012
Устин В.Б. Учебник дизайна. Композиция, методика, практика. – М.:АСТ: Астрель, 2009.- С.-254
Дополнительные источники:
Осмоловская О.В. Рисунок по представлению. – М., 2009
Шаров В.С. Академическое обучение изобразительному искусству. –М.: изд. Эксмо, 2013
Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: Учеб.пособие.- 4-е изд., стереотип.- М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия», 2009,.- 272 с.: ил
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Основные показатели оценки результата
перечисляются все знания и умения, указанные в п.1.3 паспорта программы ПК 1.1. - уметь изображать объекты предметного мира, пространство, фигуру человека, средствами академического рисунка; Воспроизведение объектов предметного мира, пространства, фигуры человека, средствами академического рисунка;
ПК 1.1. - уметь использовать основные изобразительные техники и материалы; Использование основных изобразительных техник и материалов;
ПК 1.2. -уметь применять знания перспективы, пластической анатомии; Применение знания перспективы, пластической анатомии;
ПК 1.3. - уметь наблюдать, видеть, анализировать и обобщать явления окружающей действительности;
Воспроизведение умения наблюдать, видеть, анализировать и обобщать явления окружающей действительности;
ПК 1.2. - знать специфику выразительных средств различных видов изобразительного искусства; Выявление специфики выразительных средств различных видов изобразительного искусства;
ПК 1.7. - знать роль и значение рисунка в подготовке дизайнера. Определение роли и значения рисунка в подготовке дизайнера.
Критерии оценивания.
Требования к выполнению практических работ предусматривают их оценивание по следующим критериям:
«Отлично» (5 баллов) – верная компоновка листа, пропорциональные композиционное решение и масштаб изображения, естественное тональное решение, светотеневое решение передаёт объемность предметов, верно передана фактура материалов.
«Хорошо» (4 балла) – верная компоновка листа, слабое композиционное решение и масштаб изображения, тональное решение неконтрастное, удовлетворительное светотеневое решение, не учтена передача фактуры материалов.
«Удовлетворительно» (3 балла) – неудачная компоновка листа, слабое композиционное решение и масштаб изображения, отсутствует тональное решение, светотеневое решение не учитывает условно-параллельное направление света, передача фактуры материалов отсутствует.
«Неудовлетворительно» (2 балла) – работа не окончена, на примитивном уровне выполнены компоновка и композиционное решение постановки, масштаб изображения неверный.