Методическая разработка урока по теме «Череп головы человека» для дисциплины «Рисунок с основами пластической анатомии» 
 КГАПОУ
«ПЕРМСКИЙ РАДИОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
ИМ. А.С. ПОПОВА»
Методическая разработка урока 
по  теме   «Череп головы человека»
для   дисциплины  «Рисунок с основами пластической анатомии»
специальность 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»
Пермь-2014
Методическая разработка урока по теме «Череп головы человека»  для  дисциплины  «Рисунок с основами пластической анатомии», разработал  Шушунов  Виктор Александрович, преподаватель специальных дисциплин КГАПОУ «Пермский радиотехнический колледж им. А.С. Попова , для  специальности 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы»».
Тема урока: Череп головы человека
Тип урока: комбинированный
Цель урока:  сообщение нового материала и закрепление, полученных знаний через  выполнение практической  работы
Оборудование: анатомические таблицы, муляж черепа, цветной муляж черепа, на котором цветом показано расположение костей, ноутбук, презентация.
План урока:
1.Организационный момент
2.Лекция(новый материал)
3.Практическая работа(закрепление материала)
4.Подведение итогов (просмотр работ, сделанных в на уроке)  
1.Подготовка рабочего места
2.Лекция по теме «Череп головы человека»
План лекции:  Определение черепа и его костей, мозговой  череп, лицевой череп,  швы черепа, форма черепа, возрастные особенности.
Череп — костный скелет головы (табл.1) подразделяется на мозговой и лицевой (висцеральный) череп. В мозговом черепе имеется полость, внутри которой находится головной мозг. Лицевой череп представляет собой остов лица, начальных отделов пищеварительной трубки и дыхательных путей. Оба отдела черепа состоят из отдельных костей, соединенных между собой неподвижно, за исключением нижней челюсти, соединенной посредством сустава подвижно с височными костями. Череп человека сформирован  23 костями.
Мозговой отдел черепа  состоит из  8 костей: парных - теменной и височной, непарных - затылочной, лобной, клиновидной и решетчатой. . Мозговой отдел образует полость для головного мозга и некоторых органов чувств. В нем выделяют свод и основание. В составе свода — плоские кости (теменные и лобная и чешуи затылочной и височных костей) с наружной и внутренней пластинками компактного вещества, между которыми находится губчатое костное вещество (диплоэ). Кости крыши черепа соединены швами. В нижней части мозгового черепа — основании черепа — находится большое (затылочное) отверстие, соединяющее полость черепа с позвоночным каналом, и отверстия для прохождения сосудов и нервов. Боковыми частями основания черепа служат пирамиды височных костей, содержащие соответствующие отделы органа слуха и равновесия. Различают наружную и внутреннюю поверхности основания черепа. Внутренняя поверхность делится на переднюю, среднюю и заднюю черепные ямы, в которых располагаются различные отделы головного мозга. Центральную часть средней черепной ямы занимает турецкое седло, в котором лежит гипофиз. На наружной поверхности основания черепа по сторонам от большого затылочного отверстия находятся два мыщелка затылочной кости, участвующие в образовании атлантозатылочного сустава.
Лицевой отдел черепа состоит из  15 костей, из которых нижняя челюсть, сошник и подъязычная кости являются непарными, а верхняя челюсть, небная, слезная и нижняя носовая раковина - парными. Большую часть его образуют верхняя и нижняя челюсти .Верхняя челюсть является парной костью, внутри которой находится воздухоносная верхнечелюстная (гайморова) пазуха. Нижняя челюсть соединена с височными костями посредством височно-нижнечелюстных суставов. К лицевому черепу также относятся скуловые, носовые,  слезные, небные кости, нижние носовые раковины, сошник и частично решетчатая кость. Они образуют стенки глазниц, носовой полости и твердое нёбо .В носовую полость открываются воздухоносные пазухи клиновидной, лобной, верхнечелюстных костей и ячейки решетчатой кости. На боковой поверхности черепа находятся височная, подвисочная и крыло-нёбная ямки; последняя сообщается с полостью черепа, глазницей, носовой и ротовой полостями.
Швы черепа
Кости черепа соединяются при помощи швов. Кости лица, прилегая друг к другу ровными краями, образуют плоские (гармоничные) швы. На месте соединения чешуи височной кости и нижнего края теменной кости образуется чешуйчатый шов.
 К зубчатым швам относят венечный, сагиттальный и лямбдовидный швы. 
Венечный шов  образуется соединением теменных костей и лобной кости. 
Сагиттальный шов образуется соединением между собой двух теменных костей. 
Лямбдовидный шов образуется  соединением двух теменных костей и затылочной. 
На пересечении сагитального и венечного швов у детей образуется большой родничок (место, в котором соединительная ткань ещё не перешла в костную). На пересечении сагиттального и лямбдовидного швов образуется малый родничок. Следует отметить, что у детей швы более эластичны, а у взрослых, особенно у стариков, большинство швов окостеневает.
По форме выделяют черепа  долихоцефалические (длинноголовые), мезоцефалические (среднеголовые) и брахицефалические (короткоголовые) черепа в зависимости от соотношения длины и ширины черепа.
Возрастные особенности. К моменту рождения процесс окостенения черепа еще не заканчивается, и у новорожденных в местах соединения костей крыши черепа сохраняются участки соединительной ткани — роднички. Особенностью черепа новорожденного являются участки перепончатого строения, получившие название родничков; наиболее крупный из них передний, или лобный, зарастает к 2 годам жизни ребенка. Одним из основных отличий черепа ребенка от черепа взрослого является соотношение между величиной мозгового и лицевого отделов: в детском возрасте лицевой череп значительно меньше, чем у взрослого, с возрастом лицевая часть черепа увеличивается преимущественно в высоту. Старческий череп характеризуется частичной редукцией лицевого черепа в связи с выпадением зубов; кости его более тонки и хрупки, в области мозгового черепа нередко наблюдается зарастание швов. Женский череп несколько меньше по объему, бугры и шероховатости на нем выражены слабее, чем на мужском. Даже у лиц одного возраста и пола череп варьирует по форме, величине и соотношению мозгового и лицевого отделов. 
 
3.Практическая работа:  Зарисовать череп   с разных ракурсов  и подписать кости черепа
Материал и инструменты: бумага ватман А4, карандаши.
А) Рисунок черепа  в профиль
Б) Фронтальное изображение черепа
В) Изображение  черепа в ¾
4.Подведение итогов. 
Просмотр и обсуждение  зарисовок черепа.
Домашнее задание: 
1) Доработать  работы ,сделанные в классе. 
2) Выполнить цветное изображение черепа ,на котором показать  цветом все кости.
Материалы и инструменты:  бумага ватман А4,акварель,гуашь,кисти.
3) Прочитать конспект,  подготовится к контрольному заданию по черепу.