План-конспект занятия по дисциплине Рисунок и живопись на тему Рисование фигуры человека


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ омской областибПоу «омский технологический колледж»
План-конспект учебного занятия
по дисциплине «Рисунок и живопись»
для специальности 43.02.02 «Парикмахерское искусство»
Тема: № 3.2
Рисование фигуры человека с натуры и по воображению
Практическое занятие:
Выполнение условно-стилизованного изображения фигуры человека
Подготовила: Шалашова О.Н.
Омск 2016
Цели учебного занятия:
1Образовательные:
Самостоятельно выполнять рисунок фигуры человека по воображению в графической и декоративной техниках (с использованием подготовительного рисунка фигуры в одежде)
Применять знания в области основных пропорций и особенностей постановки фигуры:
-восприятие изображаемой натуры;
-выбор изобразительного материала;
-изображение модели;
-композиция на листе;
-построение и нахождение пропорций;
-пластическое и ритмическое решение фигуры
-Осуществлять внешний контроль и самоконтроль при выполнении практической работы.
2 Развивающие:
Развитие глазомера, точности и тонкости различия света, цвета, тени, формы;
Способствовать развитию творческого профессионального мышления, умения экспериментировать;
Развитие умения анализировать современные тенденции моды.
3 Воспитательные:
Содействовать формированию аккуратности, ответственности, коммуникабельности;
Содействовать воспитанию эстетического восприятия окружающего мира;
Содействовать формированию умения работать в команде;
Воспитание профессиональной самостоятельности, культуры общения.
Модельер-художник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать её сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7.Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
Модельер-художник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 2.2. Разрабатывать образное содержание причёски и стрижки с учётом индивидуальных осбенностей потребителя (цветотипа, особенностей пропорций и телосложения).
ПК 3.2. Планировать и проводить технологические семинары, участвовать в конкурсах и семинарах профессионального мастерства.
ПК 4.1. Создавать образное единство облика модели, разрабатывать и выполнять художественные образы для подиума, журнала и т.д.
Методы обучения: беседа, обсуждение, самостоятельная работа, продуктивный, частично-поисковый, практический.
Тип учебного занятия: применение знаний.
Вид учебного занятия: практическое .Комплексно-методическое обеспечение: Программа по дисциплине «Рисунок и живопись», КТП, План-конспект учебного занятия, алгоритмы выполнения задания раздаточный материал, образцы учебных работ из фонда, презентации.
Материально-техническое обеспечение : компьютер, телевизор, материалы для выполнения практического задания.
Межпредметные связи: ОП.08 Пластическая анатомия, МДК.01.02 Колористика в парикмахерском искусстве, МДК.02.02 Моделирование и художественное оформление причёсок, МДК.04.02.01 Стилистика, моделирование и художественное оформление причёсок.
План учебного занятия
1.Организационный момент Создание рабочей атмосферы (3 мин)
2.Мотивация Вступительная беседа (7мин)
3.Основная часть ( 150 мин.)
3.1. Актуализация знаний
3.2. Выполнение практического задания.
Творческая переработка рисунка фигуры человека по воображению в графической и декоративной техниках (с использованием подготовительного рисунка фигуры)
3.3. Индивидуальная презентация работы. Самооценка.
3.4. Работа в группах.
Объединить эскизы по стилевой направленности с усовершенствованием первоначального замысла работы.
3.5. Представить коллекцию эскизов. Аргументировать принципы объединения эскизов в коллекцию.

4.Заключительная часть (20 мин)
4.1.Подведение итогов работы в форме рефлексии своей деятельности
4.2. Домашнее задание. (выполнение подготовительных рисунков фигуры человека для работы в живописной технике)
Ход учебного занятия
Организационный момент. (3 мин)
Приветствие,проверка присутствующих, готовности к занятию.
Мотивация.(7имн)
Вступительная беседа.
Во все времена люди были не равнодушны к своему внешнему виду. Уже в средние века мода являлась важной частью культурной жизни общества. Тогда и начал зарождаться спрос на талантливых специалистов, умеющих выявить и подчеркнуть образ. Выбранная вами специальность в наше время становится востребованной, потому, что модная индустрия набирает всё больше и больше обороты, и знания в области парикмахерского искусства становятся актуальными.
В настоящее время уделяется большое внимание эстетическому развитию людей, культуре внешнего вида. Актуальность приобретают знания о способах ухода за волосами, знания в области оформления волос в соответствии с образом жизни, возрастом, знания в области формирования связи с миром моды. Чтобы быть успешным в вашей специальности нужно быть всегда в курсе модных течений то есть говоря современным языком быть в «тренде». Что бы быть в «тренде» нужно принимать участие в конкурсах и семинарах профессионального мастерства.
Назовите какие конкурсы профессионального мастерства разного уровня вы знаете?
Какие семинары вы посетили или собираетесь посетить?
Если вы стремитесь достичь вершин мастерства и быть уверенными в своей профессии должны знать все тонкости и нюансы своей профессиональной деятельности. В которую входит разработка образного содержания причёски и стрижки с учётом индивидуальных особенностей потребителя (цветотипа, особенностей пропорций и телосложения). А так же создание образного единства модели, разработка и выполнение художественных образов для подиума, журнала и т. д. Создаёт и разрабатывает модели художник-модельер с помощью эскизов. Эскизы помогают сделать образ более совершенным. Профессиональные эскизы помогают художнику-модельеру рассмотреть свой первоначальный замысел с разных сторон, усовершенствовать и выбрать лучший вариант. Какие приёмы и способы используют художники познакомимся сегодня на занятии.
Сегодня мы с вами продолжим работу над изображением фигуры человека, и рассмотрим основные принципы организации графической и декоративной композиции для выполнения работы по стилизации фигуры человека. На прошлых уроках мы изучили анатомические особенности фигуры человека, выполнили наброски в различных ракурсах в статике и в динамике. И теперь мы приступаем к выполнению и работы, в которой вы должны продемонстрировать умения и навыки в графической ,декоративной техниках и рисунке по изображению стилизованной фигуры человека.
Что бы достичь поставленных целей мы решим учебные задачи:
Выполним графическую и декоративную композиции, в которых будут решаться вопросы стилизации фигуры человека.
Найдём оригинальное пластическое решение при разработке стилизованного мотива.
Передадим пластическую форму, ракурсных поворотов, композиционного строя фигуры человека
Овладеем способами художественной обработки формы с целью усиления выразительности ее качеств.
Овладеем умениями органического введения декора в композицию и стилизацию фигуры человека
Но прежде чем мы приступим к работе давай те ответим для чего художнику-модельеру по причёскам нужно уметь рисовать фигуру человека и где это может пригодиться в профессиональной деятельности. (Беседа)
3.Основная часть ( 150 мин.)
Актуализация знаний
- Фронтальный опрос (с использованием слайдов презентации)
Для грамотного изображения фигуры человека необходимо руководствоваться знаниями об основных пропорциях соотношения фигуры.
(слайды презентации)
-Что принято считать общепринятым модулем (единицей измерения)?
-Сколько раз модулей в росте человека?
-.......и т. д.
МОТИВАЦИЯ- Для того чтобы разрабатывать образное содержание прич\ски и стрижки с учётом индивидуальных особенностей потребителя (цветотипа, особенностей пропорций и телосложения). Художнику нужно научиться видеть. Грамотный взгляд художника-это взгляд исследователя, творца. Анализ и синтез, оценка и передача деталей, а затем составление из них целостного характерного и обобщающего.
Прежде чем приступить к выполнению задания №1 вспомним основные принципы организации графической,декоративной композиции.
3.2 Презентация «Принципы организации декоративной композиции»
Понятия стилизации и стиля.(индивидуальное домашнее задание)
В декоративной композиции важную роль играет то , что творчески можно переработать любое изображения окружающей действительности и внести в нее свои мысли и чувства, индивидуальные оттенки. Это и называется стилизацией. С понятием стилизации вы уже знакомы. Мы выполняли стилизацию натюрморта, пейзажа и портрета в жанре оптических иллюзий.
Стилизация – это декоративное обобщение изображаемых объектов( предметов) с помощью ряда условных приемов изменения формы, объемных и цветовых отношений.
Стиль - общая категория художественного мышления, характерная для определенного этапа исторического развития. Стиль отражает суть, уникальность художественного творчества в единстве всех компонентов произведения. Искусствовед Б.Виннер писал: «Метод и манера есть у каждого художника, а стиль может не состояться». Художник, имеющий свой стиль- творец.
Стилизацию можно разделить на два вида:
Внешняя поверхностная, не имеющая характера и построенная на подражании готовых образцов (например – стилизация по мотивам хохломской росписи).
Декоративная в которой все элементы произведения подчинены условиям уже имеющегося художественного ансамбля
Декоративная стилизация отличается от стилизации вообще связью с пространственной средой . Стиль – это художественное переживание времени, а декоративная стилизация – художественное переживание пространства В декоративной композиции вопросу стилизации фигуры человека следует уделить большое внимание. В декоративной стилизации есть два пути:
Изначально выполнять зарисовки объектов с натуры, а затем декорировать.
Сразу выполнять стилизованную, декоративную заготовку, отталкиваясь от природных особенностей объекта.
В отличии от станковой композиции в декоративной прежде всего отсутствует световоздушная перспектива, и все объекты как переднего, так и заднего плана , изображаются с одинаковой точностью. Стилизация происходит за счет упрощения очертаний объектов; выявляются наиболее выразительные в декоративном отношении линии и ходы, на которых и делается акцент.
Главной целью реалистического рисования в станковой композиции является достоверная передача изображаемых объектов на плоскости с помощью тональной модуляции (передача объема)
Основной принцип декоративного рисования – достижение максимальной выразительности при которой, достоверность не является главной задачей. Графические изображения объектов (фигуры человека) в декоративной композиции могут быть с использованием различных вариантов декора: штрих, точка, линия. Трансформация должна производиться за счет выявления и усиления природных качеств объекта, возможность изменить форму предмета с целью выделения его характерных особенностей. Использование рисующих линий и декора должно быть направлено на усиление выразительности объекта Наносимый декор может быть отвлеченного характера, но не должен выступать в противоречие с формой; верно найти масштаб, относительно самого объекта и соответственно подобрать толщину линий ,чтобы декор не разрушал форму объекта. При декоративной обработке поверхностей изображаемых объектов важно заботится об их цельности в избежание дробности при восприятии всего листа.
3.2. Выполнение практического задания.
Задание №1 (индивидуальное)
Выполнить творческую переработку рисунка человека в графической технике: линейное, пятновое, линейно-пятновое (с использованием подготовительного рисунка)
Критерии оценки:
№ 3 балаа2 балла 1балл
1 В выполненной работе выразительные графические средства:линия, линия-пятно, пятно подчёркивают внутреннюю и внешнюю форму фигуры. В выполненной работе выразительные графические средства:линия, линия-пятно, пятно подчёркивают внутреннюю и внешнюю форму фигуры. В выполненной работе выразительные графические средства:линия, линия-пятно, пятно подчёркивают внутреннюю и внешнюю форму фигуры.
2 При творческой переработке фигуры выразительные графические средства: линия, линия-пятно, пятно применены оправдано, изображены в соответствии с требованиями к рисунку. При творческой переработке фигуры выразительные графические средства: линия, линия-пятно, пятно применены оправдано, изображены в соответствии с требованиями к рисунку. При творческой переработке фигуры выразительные графические средства: линия, линия-пятно, пятно искажают пропорции фигуры, что влияет на впечатление от рисунка..3 При выполнении творческой переработки фигуры заданными выразительными графическими средствами, первоначальный эскиз стал выразительнее за счёт оригинальность применения предложенных графических средств. При выполнении творческой переработки фигуры заданными выразительными графическими средствами, первоначальный эскиз стал не достаточно выразительным за счёт оригинальность применения предложенных графических средств. При выполнении творческой переработки фигуры заданными выразительными графическими средствами, первоначальный эскиз стал не достаточно выразительным за счёт оригинальности применения предложенных графических средств.
4 Работа оправданно стилизована по внешним и внутренним деталям. Работа стилизована только по внешним или только по внутренним деталям. Работа стилизована только по внешним или только по внутренним деталям.
Выставка работ. Обсуждение работ. Выявление лучших работ. Анализ затруднений и способы исправления ошибок.
3.4. Работа в группах.
Объединить эскизы по стилевой направленности с усовершенствованием первоначального замысла работы с помощью декоративной техники и введения цвета.
Вспомним основные признаки цвета.
Цветовой тон ( качество хроматического цвета)
Насыщенность( степень наличия пигмента)
Светлота (напряженность цвета)
Для достижения живописного единства эскиза- необходимо соблюдать основной метод работы, основанный на системе живописных отношений:
тоновое сравнение различных цветовых пятен,
цветовое сравнение между различными цветовыми пятнами,
яркостное сравнение
Стилизация в цвете может быть доведена до крайней условности; плоскостное декоративное изображение фигуры строится на преобладании линий, цвет вводится как декоративное пятно, и богатство тонов не велико, использование объемов умело связывается с общей плоскостной трактовкой. Соединение всех этих приемов и создает стилизованно-декоративный характер работы. Основная цель, которая ставится при выполнении декоративной композиции - это овладение процессом стилизации реальных природных форм в декоративные, в умении воплощать в создаваемых образах творческие задачи.
Задание №2 (Работа в группах)
Объединить эскизы по стилевой направленности с усовершенствованием первоначального замысла работы с помощью декоративной техники и введения цвета.
Критерии оценки:
№ 3 балла 2 балла 1 балл
1 В выполненной работе достигнута декоративность (т.е.выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, изобразительные элементы и т.д.) В выполненной работе достигнута декоративность (т.е.выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, изобразительные элементы и т.д.) В выполненной работе достигнута декоративность (т.е.выход на уровень лаконично-обобщённого, условно-выразительного пластического решения (композиция, форма, изобразительные элементы и т.д.)
2 В выполненной работе достигнута содержательность (т.е. полнота реализации в творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы). В выполненной работе достигнута содержательность (т.е. полнота реализации в творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы). В выполненной работе не достигнута содержательность (т.е. полнота реализации в творческом задании полученных знаний, поиск содержательной формы).
3 В выполненной работе достигнута оригинальность (т.е.работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личное прочтение задания). В выполненной работе не достигнута оригинальность (т.е.работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личное прочтение задания). В выполненной работе не достигнута оригинальность (т.е.работа фантазии, воображения, привнесение элементов новизны, личное прочтение задания).
Выставка работ. Обсуждение работ. Выявление лучших работ. Анализ затруднений и способы исправления ошибок.

4.Заключительная часть (20 мин)
4.1. Домашнее задание. (выполнение подготовительных рисунков фигуры человека для работы живописной технике)
4.2 Подведение итогов работы в форме рефлексии своей деятельности
Вопросы:
Основные этапы работы по созданию композиции, какие возникли затруднения?
Последовательность рисования фигуры человека в графике и декоративной композиции что выразительней и почему?
Что такое стилизация? Приемы стилизации которыми вы пользуетесь при изображении фигуры человека7.
Основные признаки цвета?
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,
дополнительной литературы
Основные источники:
Т. Б. Беспалова, А. Г. Гузь «Основы художественного проектирования причёски» (Специальный рисунок)- М., «Академия», 2011.
Акесёнов К. Н. Рисунок. – М.: Плакат, 1987.
Анисимов Н. Н. Основы рисования. – М., 1974.
Ростовцев Н. Н. Академический рисунок. 3-е изд., перераб. и доп. – М., 1995.
Кирцер Ю. М. Рисунок и живопись. – 2-е изд.- М.,1998.
Р. В. Паранюшкин ТЕХНИКА РИСУНКА учебное пособие для художественных специальностей, г. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002.
Интернет-ресурсы:
Сайт цифровых учебно-методических материалов ВГУЭС/ abc.vvsu.ru.
www.render.ru, HYPERLINK "http://www.artprojekt.ru/" www.artprojekt.ru , www.drawanime.ruДополнительные источники:
Рисунок / под ред. А. М. Серова. – М., 1982.
Ростовцев Н. Н. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. – М., 1983.
Секачёва А. В., Чуйкина А. М., Пименова Л. Г. Рисунок и живопись. – М., 1983.