Состав, строение и свойство металлов

Тема урока:
«Состав, строение и свойства металлов»
Тип урока: комбинированный.

Урок проводится в 8 классе, в теме «Простые вещества», программа О.С.Габриелян.

Цель: ознакомить учащихся с металлами - простыми веществами,
изучить особенности образования химической связи и кристаллической решетки в металлах.

Задачи: - образовательные: сформировать представления о составе, строении и свойствах простых веществ металлов;ознакомить обучающихся с представителями металлов
- развивающие: углубить знания обучающихся о строении веществ;; продолжить формирование умений устанавливать причинно - следственные связи, анализировать знания, формулировать выводы;
- воспитательные - создавать условия для увлеченного учения, воспитать чувство гордости за совместный результат своей деятельности;
- валеологические – привитие учащимся навыков стремления заботиться о своем здоровье

Оборудование и реактивы: коллекция «Металлы», Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева, компьютер, медиапроектор.

Ход урока:
Организационный момент
-Приветствие.
-Подготовка обучающихся к работе.
Итоги контрольной работы по теме: «ПСХЭ Д.И.Менделеева и строение атома». Корреция знаний.
Изучение нового материала.
Мотивация учебной деятельности: сообщение темы, цели занятия и значения данной темы.








Актуализация знаний
Изучив строение атома возьмемся за более сложную задачу: Как образуются из атомов вещества?(Слайд 1)
Центральным вопросом химии является вопрос как образуется химическая связь между атомами?
Что об этом вопросе говорит история химии?
Что такое химическая связь в современной трактовке? (Связь между атомами химических элементов за счет электронов, находящихся на ВЭУ).
Сегодня на уроке объектом нашего исследования будут металлы. (слайд 2)
Какие химические элементы называем металлами?( На ВЭУ от1 до 3 электронов).
Где в ПСХЭ находятся металлы?( Левый нижний угол ПС, I-III группы,главные подгруппы и все побочные подгруппы.( слайд3)


Объяснение новой темы.
88 элементов образуют вещества металлов. Возьмите карточки ХЭ и выберите металлы (Сколько их? (10) Назовите их).
Для изученмя будем руководствоваться логической схемой:
Состав – строение – свойства.
Состав: определяется химической формулой (слайд 4)
Формулы простых веществ металлов совпадают с символом их химических элементов.
Строение: (слайд 5)
Механизм образования связи следующий:
Чтобы завершить ВЭУ металлы отдают электроны:
Ме – п
· = Ме п+ п
· - число електронов на ВЭУ
атом металла ион металла
Оторвавшиеся электроны перемещаются по всему куску металла: от одного иона к другому, связывая их в единое целое. Процесс отрыва и присоединения электронов бесконечен.
(слайд7) Определение хим.связи в металлах: «Связь между ионами металлов и обобществленными электронами называется металлической».
(Слайд 6) Ориентация частиц осуществляющих металическую связь в пространстве (в куске металла)- кристаллическая решетка. В узлах этой решетки находятся атомы, ионы и обобществленныек электроны. КР называется тоже – металлическая.
Задание: Найдите среди карточек ХЭ Натрий.
Ставим в карточке пункт №5. Формула простого вещества натрия - Na;
ХС - металлическая, схема образования связи: Na - 1
· = Na+
КР - металлическая: рисуем фрагмент КР (на доске).
Как вы думаете, какие силы взаимодействия в КР металлов? (Электрические)
Записываем в тетрадь: Силы взаимодействия в КР металлов – электрические, отрицательно заряженные электроны притягиваются к положительно заряженным ионам металлов.

Состав и строение определяют физические свойства металлов (слайд 8).
Твердость- все твердые кроме ртути (слайд 9).
Натрий режется ножом, а хром самый твердый – царапает стекло.
Все – электропроводны (слайд10).
Рекордсмены: Ag, Cu, Fe, Al, Hg, Pb. В этом ряду токсичность веществ увеличивается. Сообщения учащихся о ртути, свинце.
Имеют блеск, особенно: ртуть, серебро, свинец (слайд 11).
В порошке все металлы – серые, кроме алюминия и магния. Блестят потому, что свободные электроны отражают свет.
Пластичность: (слайд 12)
можно ковать (изменять форму при ударе)
протягивать в проволоку
прокатывать в листы
Рекордсмены: золото, серебро и медь.
Аллотропия – один металл образует несколько простых веществ (слайд 13).
Олово бывает белое (Я) и серое (
·). Белое олово может существовать до температуры 13,2оС. Белое олово при низких температурах переходит в серое олово – рассыпается в порошок. «Оловянная чума».
Гибель экспедиции Р. Скотта к Южному полюсу.
В 1910 году английский полярный исследователь капитан Роберт Скотт снарядил экспедицию, целью которой было добраться до Южного полюса, где в то время еще не ступала нога человека. Много трудных месяцев продвигались отважные путешественники по снежным пустыням антарктического материка, оставляя на своем пути небольшие склады с продуктами и керосином запасы на обратную дорогу.     В начале 1912 года экспедиция, наконец, достигла Южного полюса, но к своему великому разочарованию Скотт обнаружил там записку: выяснилось, что на месяц раньше здесь побывал норвежский путешественник Руаль Амундсен. Но главная беда поджидала Скотта на обратном пути. На первом же складе не оказалось керосина: жестянки, в которых он хранился, стояли пустые. Уставшие, продрогшие и голодные люди не могли согреться, им не на чем было приготовить пищу. С трудом добрались они до следующего склада, но и там их встретили пустые банки: весь керосин вытек. Будучи не в силах сопротивляться полярной стуже и страшным буранам, разразившимся в это время в Антарктиде, Роберт Скотт и его друзья вскоре погибли.
В чем же крылась причина таинственного исчезновения керосина? Почему тщательно продуманная экспедиция окончилась так трагически? Какую ошибку допустил капитан Скотт?      Причина оказалась простой. Жестяные банки с керосином были запаяны оловом. Должно быть, путешественники не знали, что на морозе олово «заболевает»: блестящий белый металл сначала превращается в тускло-серый, а затем рассыпается в порошок. Это явление, называемое «оловянной чумой», и сыграло роковую роль в судьбе экспедиции.     А ведь подверженность олова «заболеванию» на холоде была известна задолго до описанных событий. Еще в средние века обладатели оловянной посуды замечали, что на морозе она покрывается «язвами», которые постепенно разрастаются, и в конце концов посуда превращается в порошок. Причем стоило «простудившейся» оловянной тарелке прикоснуться к «здоровой», как та вскоре тоже начинала покрываться серыми пятнами и рассыпалась.
Вывод: все физические свойства металлов обеспечивают свободные (обобществлённые) электроны.





Физкультминутка (слайд 14).
1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд.
Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение (глаза закрыты) .
Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
2. “Шапка для размышлений” (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): “наденьте шапку”, то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки три раза.
3. Зоркие глазки” (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
4. “Стрельба глазами” (упражнение служит для профилактики нарушения зрения): двигайте глазками вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз.


Лабораторная работа (слайд 15). Работа в парах, оформление в рабочих тетрадях.
Оборудование на столах: коллекция металлов и таблица характеристик физических параметров металлов.
Задание:
ознакомьтесь с выданными вам металлами (алюминий, железо, медь).
запишите знаки выданных вам металлов
расположите их в порядке возрастания:
плотности
твёрдости
металлического блеска (визуально)
теплопроводности



Ответы (слайд 16).






Закрепление знаний:
тест «Самый-самый-самый!».
Жидкий металл при комнатной температуре:
а) железо б) ртуть в) золото г) литий
Самый пластичный из драгоценных металлов:
а) серебро б) платина в) золото г) рутений
Наиболее мягкий металл:
а) натрий б) железо в) алюминий г) медь
Наиболее твёрдый металл:
а) хром б) натрий в) алюминий г) медь
Лучше всех отражает свет:
а) свинец б) серебро в) ртуть г) железо
Обладает лучшей электропроводностью:
а) медь б) алюминий в) серебро г) железо
Наиболее тугоплавки (температура плавления):
а) алюминий б) железо в) медь г) свинец

Учитель: «поменяйтесь друг с другом листочками с выполненными заданиями и проверьте своего соседа. Поставьте друг другу оценки и сдаем тесты».
(Слайд 17 – ответы на тест).

Домашнее задание (слайд 18).

Подведение итогов урока.


Заголовок 2 Заголовок 615