Урок по изо на тему Отношение художника к миру природы.Анималистический жанр ( 6 класс)
Тема: Отношение художника к миру природы. Анималистический жанр.
Вид занятий: рисование с таблиц или иллюстраций животных среднего размера.
Цель: показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу, познакомить учащихся с анималистическим жанром искусства. Учить детей рисовать животных с передачей пропорций, конструктивно – анатомического строения, объёмной фигуры, цветовых оттенков шерсти. Развивать графические навыки, глазомер, цветоощущения, зрительные представления учащихся, зрительную память, творчество.
Оборудование и материалы:
1. Иллюстративный материал с изображениями животных.
2. Проектор, компьютер, презентация «наскальные рисунки, изображения богов, изображения животных, выполненные разными художественными материалами. Портрет В.А. Серова. Картины: Октябрь. Домотканово, Лошади. Наброски, Волк и журавль. Лиса и Ворона, квартет, М. Кукунов. Животные. Портрет Василия Алексеевича Ватагина и его картины с животными. Е. Рачев. Карась – идеалист. Иллюстрация к сказке М. Салтыкова – Щедрина», выполненная в программе Power Point.
3. Карточки словом «анималистический жанр», «художник – анималист»
4.Таблицы: примеры рисования лисицы и зайца.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Беседа. Древний жанр.
Жизнь человека всегда была неразрывно связана с животными, и уже с древнейших времён появляются первые изображения зверей и птиц. Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты.
(Слайды: первобытные наскальные рисунки.)
Наскальная живопись Бизоны. Наскальная
живопись. Пещеры
Альтамира, Испания.
В древнем Египте многих животных считали священными. У богов изображали звериные головы. Некоторые боги были в виде животных: сокола, шакала павиана.
(Слайды: изображения богов)
Гор – бог света, Изображение фараона с богом Анубисом. Тот, бог луны,
Покровитель царской власти (Древнеегипетская роспись) владыка времени
- В Древнем мире изображения животных были символичны. Животные становятся не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощения красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве. Появился отдельный жанр, который получил название анималистическим. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.
Справка.
Художник – анималист: от слова «animal» - по-английски животное. И, значит, анималисты рисуют картины о животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.
(На доске появляется слово «анималистический жанр», «художник – анималист»)
Рассмотри росписи египетских, римских, вавилонских зданий, полюбуйся картинами, набросками, скульптурами русских и европейских художников. Перед вами изображения животных, выполненные разными художественными материалами (маслом, акварелью, гуашью, керамикой, карандашом, из дерева, глины, гипса, стекла), мастерами разных эпох и народов. Но как единодушны они в своём чувстве восхищения красотой движения, позы своего объекта изображения, с какой любовью передают характер животного, его индивидуальность.
(Слайды: изображения животных, выполненные разными художественными материалами)
Лев. Изразцовая стена. Бык. Роспись из Помпей, Древний Рим Стена охоты в НильскихВавилон. зарослях. Роспись гробницы
В Фивах, Египет.
Гуси. Роспись гробницы в Медуме, Египет. Фрагмент
Рембрандт. Лежащий лев Рембрандт. Слоны А. Иванов. В. Серов. Борзые
Набросок коня
К. Тройон. Леонардо да Винчи. В. Поленов. Белая лошадка. И. Ефимов.
Отправление Наброски коня Нормандия Кошка с шаром.
на рынок Скульптура
Ю.Васнецов. В.Ватагин. Рыбки. Керамика
Сорока – белобока
Акварель
А. Дюрер. К. Константин.
Кролик. Акварель. Гуси. Масло
Гуашь
Целая плеяда художников – анималистов воспевает удивительный мир живой природы.
(Слайд: портрет В.А. Серова)
Русский художник Валентин Серов – автор знаменитых картин «Девочка с персиками», «Девушка, освещённая солнцем», других портретов и пейзажей – писал и рисовал животных.
(Слайд: В.Серов. Октябрь. Домотканово)
Рассмотри картину «Октябрь. Домотканово». На окраине деревни мальчик – пастушок пасёт лошадей и овец, а вдали – потемневшие от дождя сельские дворовые постройки.
(Слайды: В.Серов. Лошади. Наброски, Волк и журавль)
Вы видите рисунки животных, выполненные Валентином Серовым простым карандашом.
Михаил Кукунов
Рассмотри рисунки диких животных и птиц Михаила Кукунова. Нельзя не удивиться, как живо художник сумел передать их позы, состояние покоя или настороженности. Мы даже можем предположить повадки зверей и их характеры.
(Слайды: М. Кукунов. Животные)
М. Кукунов. Леопарды Волк. Набросок Сова Лев. Набросок
(Слайд: портрет Василия Алексеевича Ватагина)
В. Ватагин на этюдах.
Животные в произведениях Василия Алексеевича Ватагина очеловечены, они наделены определёнными человеческими чертами и чувствами, свойственными человеку (высокомерие, суровость, значительность, сосредоточенность, тоска и многое другое).
(Слайды: с изображением животных В.Втагина. Бумага. Карандаш)
В. Ватагин. Бумага. Карандаш
В.Ватагин. Обезьяна. В.Ватагин. Рысь. В.Ватагин. Семья слонов
Эта аналогия между чертами лица людей и мордами животных, между повадками животного и движениями, поступками человека в произведениях анималистического искусства делает образы животных ещё более понятными, ёмкими и близкими.
Не случайно художник Е.Рачев широко использует этот приём при создании сказочных или сатиристических образов.
(Слайд: Е. Рачев. Карась – идеалист. Иллюстрация к сказке М. Салтыкова – Щедрина)
Анимализм связан не только с изобразительным искусством, но и с литературой. Очень часто мы видим в образах животных конкретные черты человека, которые либо восхваляются, либо обличаются автором.
- Вспомните эти произведения и образы животных.
(Русские сказки. Лиса – хитрая, изворотливая, заяц – трусливый, медведь – строгий, но справедливый.
Басни Крылова: ворона – глупая, доверчивая, обезьяна – хвастливая, вертлявая, медведь – неуклюжий, неловкий.)- Чудесные рисунки к басням Крылова сделал русский художник Валентин Серов. Тут и доверчивая ворона с сыром, и хитрая лиса, и нескладный квартет, в котором играют «проказница – Мартышка, Осёл, Козёл, да косолапый Мишка».
(Слайд: Лиса и Ворона, квартет 1865-1911 г г. Бумага, карандаш )
Художник придал героям – животным черты, свойственные людям.
Большой мастер Василий Алексеевич Ватагин не только рисовал животных, но и вырезал их изображения из дерева или высекал из камня.
Художник писал: «Многое необходимого получает и отнимает у животного человек, но он редко помнит и сознаёт, что животное не только кусок мяса или физическая сила, что в его руках живое существо, покорно переносящее насилие, глубоко чувствующее привязанности, глубокой преданности, чувством любви…»
Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу. У многих из вас дома есть любимые питомцы. Вы ухаживаете за ними, воспитываете их, наблюдаете за повадками.
Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними.
У каждого животного свой характер. Те, у кого они есть дома, могут наверняка назвать несколько качеств своих питомцев. Вспомнить интересные случаи, связанные с ними, смешные истории. Расскажите о них.
4. Физминутка.
5. Просмотр видео на диске «Особенности анималистического жанра»
6.Закрепление материала.
- Вспомните, на какую тему были выполнены первые наскальные рисунки.
(Первобытные люди рисовали животных и сцены охоты.)
- Какие изображения животных нам оставил древний мир.
(В Древнем Египте многих животных считали священными. У богов изображали звериные головы. Некоторые боги были в виде животных: сокола, павиана, шакала.)- Какими художественными материалами выполнены рисунки?
(Повторный показ слайдов)
(Карандаш, цветной карандаш, тушь, акварель, гуашь, масло, керамика, из дерева, глины, гипса, стекла)- Какую басню И.Крылова иллюстрировал Валентин Серов?
(Ворона и лиса, квартет)
(Дети рассказывают о своих питомцах)
7. Практическая работа.
1. «Особенности анималистического жанра» ( задания на диске) Переместите в верхнюю часть экрана произведения
2. Написать сочинение о своём домашнем питомце.
2. Описать понравившееся животное и объяснить, почему именно его выбрали.
3.Изобразить выбранное животное.
Учитель показывает примеры рисования животных, а дети сами выбирают понравившееся животное.
(На доске таблицы: последовательность изображений лисы и зайца, картинки различных животных.)
Примеры рисования лисицы
Последовательность рисования зайца или кролика.
Учитель показывает таблицы, картинки с изображением лисы и зайца. Показывается и объясняется ход рисования, этапы проработки (если успеют: и раскраски изображения). После объяснения, учащиеся начинают рисовать.
Вначале намечается общая величина рисунка лисицы или зайца на плоскости листа бумаги и уточняются пространственное положение и пропорциональные отношения частей тела (то есть рисуется своего рода схема – каркас, скелет): туловища, шеи, головы, ног, хвоста. Прорисовывается очертания каждой их этих частей. Уточняется весь рисунок, как в целом, так и в деталях. (В дальнейшем работа над рисунком завершается акварельными красками. При этом обратить внимание детей на возможность передачи шерсти техникой «отдельного мазка», создания им фактуры, материальности изображаемого объекта).6. Подведение итогов.
- Кто такие художники – анималисты? Что ты знаешь об анималистическом жанре?
(Художник – анималист: от слова «animal» - по-английски животное. И, значит, анималисты рисуют картины о животных, птиц, насекомых, иллюстрируют книги о животных. Они хорошо знают повадки, образ жизни и внешний вид животных, которых изображают.)7. Домашнее задание: выполнить наброски домашних животных в различном эмоциональном состоянии.
8.Оценивание
9. Выставка работ детей.
Приложение
Примеры рисования лисицы
Последовательность рисования зайца или кролика.