Интегрированный урок музыки и изобразительного искусства по теме: Эпоха романтизма в музыке и изобразительном искусстве 
Класс: 5
Тема урока: «Эпоха Романтизма в музыке и Изобразительном искусстве»
Тип урока: интегрированный урок, урок обобщения
Вид урока: урок-путешествие
ТДЦ: Воспитательная: Научить видеть прекрасное, формирование нравственно – эстетической  отзывчивости на   прекрасное, художественно – творческой активности;
          Образовательная: обобщить знания полученные на предыдущих уроках, познакомить учащихся с произведениями искусства в эпохе романтизма;
          Развивающая: развивать проявление фантазии, умение образно воспринимать музыку и откликаться на ее красоту, развивать умение анализировать произведение.
Оборудование: музыкальные произведения, краски «акварель», альбомный лист, портреты композиторов, иллюстрации к уроку
Литература: учебники  ИЗО  и музыка5 класс.
Организационный момент. 
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Эмоциональный настрой.
Романтизм   -  принадлежность не только одного искусства, не только одной поэзии: его истоки в том, в чём источник и искусства и поэзии –      В.Г. Белинский
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
 Музыка: - На прошлом уроке мы говорили с вами говорили о новой эпохи в музыке. Сегодня у нас тоже необычный урок – урок искусства, который объединит два вида искусства – живопись и музыку. Давайте попробуем вместе окунуться в этот прекрасный мир.  Тему урока вам нужно будет определить самим благодаря подсказкам, которые лежат у вас на парте.
Тема нашего урока «Эпоха Романтизма в музыке и Изобразительном искусстве». И сегодня  мы с вами отправимся в путешествие в эту эпоху.
Звучит песня Г.Струве «Музыка» в исполнении ученицы.
Этап обобщения и систематизации изученного материала.                                    
         Звучит: «Весенний Вальс» Шопена, на фоне мелодии в  класс заходит ученик в  образе художника.
Художник: В эпоху романтизма для художников снова становится важной человеческая личность. Неповторимые черты лица, пластика, отражение внутреннего мира через эмоции – все это в полной мере присутствует в произведениях того времени. (показывает картину К. Брюллова «Итальянский полдень»)
Музыка: - Ребята, какие чувства вызвала в вас эта музыка, какое воздействие может оказать эта музыка на человека? Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «Что общего между этим музыкальным произведением и картиной, какую вы видите?» (ответы детей). Можем ли мы увидеть музыку? (ответы), можем ли мы услышать живопись (ответы)?
Художник: - Живопись и музыка – это различные виды искусства, которые сильно воздействуют на эмоциональное состояние человека, они вызывают широкий спектр эмоций от спокойного сопереживания до бурных восторгов или полного неприятия. 
Муза Романтизма:  Композиторы романтики не отказывались от классической музыки. Они продолжали развивать лучшие традиции классицизма. И все таки новый стиль имеет свои черты. Они видны в философском взгляде на окружающий мир, в выборе тематики и музыкальных средствах ее выражения. Ребята ответьте на вопрос, а можно ли нарисовать музыку? (ответы).
ИЗО: Первые шаги к сближению разных сфер  сделали художники. Они изображали на своих работах певцов и музыкантов, по душевным переживаниям, отраженных на лицах которых, зритель мог судить о красоте исполняемых мелодий. Но одно дело изображать музыкальных исполнителей, а другое – увидеть самому музыку.
Ученица играет на скрипке:  «Сон в летнюю ночь» Д. Вагнера
Музыка: Композитор Д. Вагнер  написал произведение  «Сон в летнюю ночь», исполнение которой сопровождалось вспышками света различной окрашенности. При этом музыкальное произведение воспринималось уже двумя органами чувств – и слухом, и зрением. 
ИЗО: Какие  картины  вы  представили, слушая это музыкальное произведение?  Какие цвета присутствуют в вашей картине?
Муза Романтизма: Героем романтической музыки является сильно чувствующая личность. Мир, в котором пребывает такой герой, не соответствует его идеалу, его представлениям о жизни. Поэтому основными в романтических композициях являются темы одиночества... Романтики обращаются к средневековью, идеализируя его.
Звучит Ванесса Мэй «Паганини».
(после прослушивания)
Музыка: - О чем это произведение?
 - Что вы представляли? Чувствовали?
 - Какие цвета вы видели? (теплые, холодные, нежные, яркие)
 - Как можно назвать это произведение?
Это произведение называется «Паганини», исполняет его Ванесса Мэй. Это произведение звучало в фильме под названием «Амели»
Музыка: На прошлом уроке вам было дано задание, подготовить краткое сообщение по творчеству Паганини. 
Выступление учащихся с сообщением.
Звучит Паганини «Капричио» в исполнении ученицы.
Практическая деятельность:
ИЗО: Давайте попробуем сейчас соединить в сознании, с помощью прослушивания фрагмента музыкального произведения звук и чувства, звук и воображение, звук  и цвет.
ИЗО: (практическая работа)
Итак, сейчас будет звучать музыкальное произведение, а вы попробуйте, используя свое воображение, выразить свои представления, чувства на бумаге живописью. («Венский вальс» Шопена, учащиеся рисуют).
Итог урока.
Мы вами возвращаемся из путешествия с новыми впечатлениями  об эпохи романтизма. 
Рефлексия. Воспроизведение увиденного и услышанного на уроке в завершении предложений.
Я узнал, я увидел, я удивился.  Я хочу узнать!
Выставка работ. Оценки за урок музыки и ИЗО.