Методические разработки проведения православных праздников в начальной школе
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19
ОПЫТ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ НА ПРИМЕРЕ ВЕДЕНИЯ КУРСА
«ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР
СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»
Ларионова Наталья Анатольевна
г. Ставрополь -2014
Цикл занятий включает в себя содержание, ориентированное на воспитание у детей духовности и нравственности посредством знакомства с православными праздниками.
Пояснительная записка
Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!
В. Боков.
Программа стабилизации и развития образования в России выдвигает задачу становления духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях. Опыт последних лет развития России показал, что в условиях современной свободы выбора нельзя рассчитывать на успех в воспитании детей, полагаясь только на государство, либо только на общественные институты, прежде всего на школу и детский сад, либо только семью. И дело не в том, что Российское государство или система российского образования ставят своей целью воспитать безнравственное, жестокое, незаконопослушное молодое поколение, а в том, что в условиях заимствования у запада свойственных ему моделей и ориентиров – расчета, индивидуализма, конкуренции, приобретательства – оно растет именно таким. И здесь напрасны надежды на контролирующую роль государства, на законы и кодексы. Все начинается с человека, с его воспитания, с его внутреннего мира.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное – это естественная потребность человека, призванная в этот мир.
В обществе возрастает мера понимания того, что достигнуть социального мира в стране, высокой нравственности и культуры, полноценного патриотического сознания народа можно только работая вместе – семья, детский сад, школа.
Только все вместе – образовательное учреждение, семья, государство – путем целенаправленного воспитательного влияния могут заложить в человеке семена любви к людям и добра, заложить основы понимания того, что надо действительно спешить делать добро, а не только и не столько “брать от жизни все” и “действовать ради целей обогащения любым способом”
Проблему духовно- нравственного воспитания необходимо решать уже в школьном возрасте, как самом эмоциональном и восприимчивом периоде детства, когда “сердца открыты для добродетели”. Известно, что основой духовно- нравственного воспитания является культура общества, семьи и образовательного учреждения- той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит становление и развитие. Культура - это прежде всего система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей. Удивительное и загадочное явление народной культуры - праздники и обряды. Если в праздниках сокрыта душа народа, то в праздничные дни она и раскрывается.
Цель: повышение эффективности духовно-нравственного воспитания через приобщение школьников к основам православной культуры.
Задачи:
Приобщить ребенка к истокам православной культуры через восстановление традиций русского народа.
Способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православных праздников .
Примерная структура занятий:
Рассказы о Рождении Иисуса Христа, Крещении, о Пасхе и Троице.
Объяснение некоторых заповедей Библии.
Слушание духовной музыки, колокольных звонов.
Знакомство с живописью на библейские сюжеты.
Рассматривание иллюстраций.
Поиск истины.
Организация условий практики доброделания.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Орлова Н. “Азбука для православных детей”.
Левкодимов Г. “Праздников праздник”.
Костюнина Т. “Рождественские встречи” м.: “Дошкольное воспитание”, 2005 г.(12).
Гладких Л. “Отечественная педагогическая литература как фактор укрепления духовно- нравственного здоровья семьи и детей” - м.” Дошкольное воспитание”, 2006 г. (1).
Алексеева А. “О православном дошкольном воспитании в России”. - м. “Дошкольное воспитание “,2004 г. (1).
Султанова Н. “Духовно – нравственное воспитание дошкольников”. - м. “Дошкольное воспитание”,2004 г. (5).
“С рождеством Христовым” ж. “Божий мир” 1, 2005 г.
“Дары Волхов” ж. “Божий мир” 1, 2004 г.
“Троица” ж. “Божий мир” 3, 2005 г.
“Светлое Христово Воскресение - праздник праздников и торжество торжеств”. ж. “Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки” 6, 2001г.
“Празднование Рождества русскими крестьянами “- м.: “Дошкольное воспитание”, 1995 г. (12).
“Рождество Христово” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г. (1).
“Рождественский праздник и Святки” - м.: “Дошкольное воспитание”, 1994 г.(12).
Храмова Р. “Добро не терпит промедленья” - ж. “Воспитание школьников”, 2006 (1)
Иоанн О. “Слово о малом доброделании” - ж. “Воспитание школьников “,2000 г.(9).
Петров В. “Зимние праздники, игры и забавы для детей”.
Петров В. “Осенние праздники, игры и забавы для детей”.
“Крещенский сочельник” - г. “Духовные посевы “1, 2006 г.
“В православной церкви на Троицу “- Г. “Духовные посевы “4, 2002 г.
«Сказание о Рождестве Христовом».
Цель:
- Познакомить детей с православным праздником Руси – Рождеством Христовым.
- Способствовать становлению духовно – нравственных ценностей у детей.
- Пробудить эмоциональную отзывчивость
- Создать условия для реализации творческой деятельности.
Материал: икона «Рождество Христово», хвойный венок, гирлянда, свечи, макет вертепа с фигурками и свечами, репродукции картин художников.
В помещении мягкий, приглушенный свет, звучит плавная, нежная музыка. Стоит икона «Рождество Христово», а перед ней горящая свеча.
Как нарядно в нашем храме
Всюду свечи – много, много!
Я шепчу тихонько маме:
«Мама хорошо у Бога!»
И я тоже так хочу
Поскорей зажечь свечу!
Я на цыпочки привстану,
И сама ее поставлю»
Предложить детям посмотреть на икону и горящую свечу.
- Ребята, а почему горит свеча? (ответы детей).
- Конечно, в православные праздники в храмах зажигается много-много свечей.
- А почему перед этой иконой горит свеча? (ответы детей).
- Да, эта икона изображает великое чудо – Рождество Христово!
- как вы думаете, детки, а что означает слово Рождество, на какое слово оно похоже? (дети высказывают свои предположения).
- Старинное слово Рождество – означает Рождение. И сейчас я хочу поведать вам о Рождении Иисуса Христа, сына Божьего! Я буду вам рассказывать и сразу показывать на макете пещеры, а вы мне поможете.
Звучит музыка «Рождественские гимны».
- Давно уже люди были на земле и часто стали забывать Бога. Душа у них делалась грешной и злой. А как вы думаете, что значит злая душа? (обсудить с детьми).
И вот пришел на землю сын Божий – Иисус Христос. Бог Отец сказал ему, что он может спасти людей, сойдя на землю и став человеком. Но чтобы Христос стал человеком, ему надо было родиться маленьким ребенком, потому что все люди сначала бывают маленькими детьми. Матерью Иисуса Христа Бог избрал деву Марию, которая очень любила Бога и служила Ему. Незадолго до рождения Иисуса Христа, в Иудее шла перепись населения этой земли. Будущие родители пришли в Вифлеем, так как родом они были из этого города. Там собралось много народа, и все дома были уже заняты. Иосиф и Мария остались ночевать за городом в пещере, куда пастухи в ненастья загоняли свой скот. Звездная ночь, сияющая мириадами звезд, опустилась над Вифлеемом. Город спал. И почти никто из его жителей не заметил, что в эту ночь небо над Вифлеемом украсилось новой яркой звездой.
- Может кто-нибудь знает, ребята, почему в ту чудесную ночь зажглась новая яркая звезда? (дети высказывают свое мнение).
- Да, именно в этот час в полутемном холодном хлеву родился Младенец. Мычали коровы, кони вздрагивали во сне, ослы беспокойно ворочались на своих соломенных подстилках. Мать, спеленав Младенца, положила Его в кормушку для скота и с любовью склонилась над новорожденным.
Да, царь Неба и Земли, сын Божий, родился не во дворце. Даже в простом доме ему не нашлось места. Он родился там, где было холодно и сыро.
В час, когда на Земле появился Младенец, пастухам явился Ангел и сказал, что принес радостную весть, которая будет радостью всему миру: «Ныне родился Спаситель рода человеческого, идите в пещеру, там вы увидите в яслях дитя. Это и есть Иисус – сын Божий.
- О каких «яслях» говориться здесь? (ответы детей).
Едва произнес Ангел эти слова, как полились с неба чудесные звуки, словно заиграли там, на большом органе.
Это хоры ангелов сошли с неба, чтобы приветствовать Младенца Иисуса, своего Царя и Создателя. Когда ангелы улетели, пастухи отправились в пещеру и, увидев там божественное дитя, поклонились ему до земли.
«Звезда»
И было чудо на земле
И было чудо в небесах:
Как солнце вспыхнуло в лучах
Звезда в полночной мгле.
Она плыла над миром слез,
И свет ее сиял,
И бедным пастырем вещал,
Что родился Христос.
И в Вифлеем волхвы за ней
Дары свои несли,
А на соломе там нашли они
Царя царей.
Г. Галина
- Скажите, о каком чуде говориться в этом стихотворении?
- Как вы думаете, почему он Царь царей, ведь он ни имел, ни трона, ни войска?
- А вот такая строчка о ком говорит: волхвы за ней дары свои несли. (дети высказывают свои предположения).
Волхвы – это восточные мудрецы, ученые. А я когда была маленькой, думала что волки. Вам смешно? Да, добрые такие волки, думала. Звезда ведет их, а они идут, притихли. Маленький Христос родился, и даже волки добрые теперь. Даже волки рады.
- а почему я так думала? Конечно, потому, что слова похожи по звучанию.
И вот волхвы, увидев звезду, поняли, что произошло чудо рождения Бога Сына. Они захотели увидеть Его, и звезда указала им дорогу, остановившись над тем местом, где родился Христос. Волхвы поднесли ему подарки и назвали его царем Земли и Неба.
Так пришел в наш мир Иисус Христос, Сын Божий. С тех пор этот день считается величайшим праздником на Земле. Посмотрите на нашу пещеру, все фигурки на своих местах. Этот макет пещеры, называется вертепом. Такие вертепы носили на праздник взрослые или дети, прославляя Рождество. Осталось зажечь восковые свечи. (зажигаем вместе с детьми).
- А сейчас обратите внимание на эти иллюстрации, что на них изображено? (ответы детей).
- Русский народ всегда благоговейно относился к Рождеству и отмечал его красиво, ярко и щедро. Вы хотите узнать об этом?
«Рождество».
Всей семьею в этот вечер соберемся за столом.
Скажет мама: Может свечи, ради праздника, зажжем?
Электричество погасим, обойдемся без него.
И торжественно украсим общий ужин в Рождество.
Пусть огонь веселый скачет над малиновой свечой,
А подсвечник тихо плачет нам прозрачною слезой.
Светлый праздник Рождества начинался с Сочельника, после появления на небе первой звезды. Сочельник – это, прежде всего семейный ужин. В доме царят мир, покой и согласие, приветливость и доброжелательность. Все горечи, неудачи и печали забыты. Даже люди и дети, которые находятся в ссоре, должны уладить свои отношения, помириться. Вся семья накрывает праздничный стол. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном.
- А почему, кто догадался? (ответы детей). Конечно, в память о вертепе и яслях, где родился Иисус Христос.
Затем застилали белоснежную накрахмаленную скатерть (показ иллюстрации)
- Посмотрите, что вы видите на столе? (обсуждение с детьми). Да, здесь и блины, и рыбные блюда, медовые пряники, пирожки с мясом, маком, ватрушки с творогом.
Непременным украшением во все времена была празднично украшенная елка с зажженными свечами, под елкой подарки Деда Мороза.
«Рождество».
Звонким колокол ударом будит зимний воздух.
Мы работали недаром, будет светел отдых.
Серебриться легкий воздух около подъезда.
Серебристые на синей ясной тверди звезды.
Как прозрачен, белоснежен блеск узорных окон!
Как пушист и мягко нежен золотой твой локон!
Как тонка ты в красной шубке, с бантиком в косице!
Засмеешься, вздрогнут губки, задрожат ресницы.
Веселишь ты всех прохожих молодых и старых,
Некрасивых и пригожих, толстых и поджарых.
Подивятся, улыбнутся, поплетутся далее,
Будто вовсе, как смеются дети, не видали.
И пойдешь ты дальше с мамой покупать игрушки
И рассматривать за рамой звезды и хлопушки
Сестры будут куклам рады, братья просят пушек,
А тебе совсем не надо никаких игрушек.
Ты сама нарядишь елку в звезды золотые
И привяжешь к ветке колкой яблоки большие.
Ты на елку бусы кинешь, золотые нити.
Ветки крепкие раздвинешь, крикнешь: «Посмотрите!»
Крикнешь ты, поднимешь ветку тонкими руками
А уж там смеется дедка с белыми усами.
(1906год)
- Какое замечательное стихотворение, правда, ребята?
- Вот сколько нового и интересного мы узнали сегодня. А еще я нашла примету, которой у нас с вами нет в дневнике природы, с которой вы сейчас познакомитесь.(записать в дневник природы).
- Если на Рождество тепло – весна холодная, если иней - урожай на хлеб, если небо звездное – жди хороший урожай гороха.
Завтра мы будем отмечать Рождество Христово. На день рождения всегда приносят подарки. Лучший подарок Иисусу Христу от нас любовь друг к другу, доброта, трудолюбие, честность, послушание.
В рождественские праздники хорошо обменятся с друзьями подарками, поздравить родителей, взрослых, бабушек, дедушек, всех тех, кто вам дорог, вы можете сейчас украсить вот эти записные книжечки и рождественские открытки рисунком, используя цветную бумагу, лоскутки ткани, нитки и блестки, (записная книжка: из нескольких листочков белой бумаги, сверху и снизу положены листки картона и проколоты дыроколом).
(изготовление рождественских открыток и записных книжечек.)
Крещение Господне. Богоявление.
Цель: Познакомить детей с новым православным праздником Крещения и ввести в лексикон новые слова: «купель». «пост», «иордань», «грех», «кропят».
- Ребята, послушайте небольшое стихотворение, которое я прочитала в книге «Азбука» для православных детей.
Мой родной нательный крестик,
Мы всегда с тобою вместе!
Даже в ванной ты со мной:
Я плыву, борюсь с волной,
А ты – спасаешь от беды,
От бушующей воды.
- Я знаю, что и у вас, почти у всех есть нательный крестик. Подскажите мне, что он означает? (ответы детей).
- А от чего он нас спасает? (рассуждения детей).
Да, действительно, как уже было сказано в стихотворении от беды, зла и неприятностей.
- Может кто-нибудь помнит, как его крестили? (обсуждение с детьми).
при крещении вас погружали в наполненную водой купель.
- А кто-нибудь знает, что означает слово «купель»?
Купель – большой сосуд, в который погружают ребенка при церковном обряде крещения.
Сегодня мы познакомимся с праздником, который называется Крещение Господне. Оказывается, Иисуса Христа то же крестили. В память об этом событии православные люди отмечают этот праздник 19 января.
Рассказывая, обращать внимание детей на икону.
Когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет, он пришел на реку Иордан к Иоанну Крестителю, что бы принять от него крещение.
Иоанн сказал:
- Вот Агнец Божий, берущий на себя грехи мира!
Иисус просил Иоанна крестить его. Но Иоанн отвечал:
- Тебе ли креститься от меня, когда мне следует принять от тебя крещение!
«Оставь теперь – отвечал Господь, - ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (От Матфея гл. 3,14-15).
Тогда Иоанн повинуется и крестит Господа в водах Иордана. И когда Иоанн крестил в иорданской воде Иисуса, открылось небо, и сошел на Иисуса Христа Святой Дух в виде голубя, и послышался голос:
- Сей есть Сын Мой возлюбленный, в котором Мое благоволение. (От Матфея гл.3, 17).
Праздник Крещения Господня называется также «Богоявлением» потому что при крещении было явление Святой Троицы: над Богом Сыном явился Дух Святой и с небес раздался голос Бога Отца.
В память Крещения Спасителя в Крещенский Сочельник или в самый праздник Крещения совершается великое освящение воды.
Вы знаете, ребята, я побывала на таком торжественном освящении воды. Посмотрите на фотографии, которые у меня остались на память.
После литургии из каждой церкви идет крестный ход на воду или к тому месту, где во льду заранее сделана прорубь. Посмотрите, в виде чего она сделана? Да, она крестообразная. Кто помнит, как называется река, в которой крестили Иисуса Христа?
Вот и прорубь называется Иорданью. Здесь совершается чин освещения, во время которого священник троекратно погружает крест в воду. По окончании службы присутствующие наперебой спешат достать священной воды, а некоторые даже купаются в проруби.
- Как вы думаете, для чего они это делают? (рассуждения детей). Купаются с целью исцеления недугов, а так же очищения от грехов.
- Что означает слово грех? (обсуждение с детьми).
Грех – поступок вопреки воле, порядку и намерениям Бога. Различают грехи против Бога (неверие) и против самого себя (чревоугодие, непослушание).
В этот день так же в церквях освещают воду в память того, что вода Иордана осветилась, когда в ней крестился Христос. Православные христиане приносят домой святую, богоявленную воду и бережно сохраняют ее. По учению церкви, крещенская вода дает освещение, здравие, очищение и благословение. (разобрать с детьми непонятные слова).
«Вода святая».
В нашем храме на Крещенье было водоосвященье.
Мы пошли с сестрицею за святой водицею.
Я не овощ в огороде,
Я росту не просто так
Каждый день святую воду
Выпиваю натощак.
- Видите, даже в стихотворении говорится о святой воде – что она самая сильная. И пить ее надо только натощак. А так же святая вода может стоять в закрытом сосуде и не портится.
- Еще в богоявленную ночь, перед утренней, небо открывается. О чем открытому небу помолишься, то сбудется. И еще есть такие приметы:
На Богоявление снег хлопьями – к урожаю,
Ясный день – к неурожаю.
А если ночью на Богоявление полный месяц – к большому разливу рек, звездная ночь – урожай на горох и ягоды.
В крещение на полдень синие облака – к урожаю.
А канун «Богоявления» называется «свечками», так как в этот день после вечерни, когда совершается водосвятие – деревенские женщины ставят к сосуду, в котором освещается вода перевитые лентами или цветными нитками свечи. Весь день – строжайший пост.
«Пост»
Говорят, что строгий пост
Замедляет детский рост.
А я, братцы, на посту
Посмотрите, как расту.
- А вы знаете что такое пост? Что можно и что нельзя во время него делать?
- Правильно. Во время поста нет праздников, песен и игр. Поститься – ограничивать себя в разной еде, но это еще значит – стараться больше любить друг друга, прощать обиды, слушаться старших, делать добрые дела. Нельзя лгать, браниться, оскорблять или обижать людей. Впрочем эти правила мы должны соблюдать не только в пост, но и каждый день.
После поста отпивают несколько глотков из принесенной посудины святой воды, берут из-за иконы священную вербу и кропят весь дом, имущество
- А как вы понимаете, выражение «кропят весь дом» (ответы детей).
- Кропят или сбрызгивают, с помощью специальной, большой кисточки, святой водой весь дом.
Как много мы узнали сегодня про Крещение Господне. Я предлагаю вам сейчас нарисовать реку с прорубью Иорданью и окружающую природу.
Светлый праздник вечной жизни.
Цель:
- Познакомить с праздником «Пасха».
- Приобщить детей к христианской культуре посредством музыки, литературы, произведений художников на библейскую тему, донести до них нравственные нормы, оформленные в заповедях Христа.
- Пробудить эмоциональную отзывчивость.
- Создать условия для реализации творческой деятельности.
Атрибутика: На стене великолепное изображение храма, в углу икона Богоматери с зажженной лампадкой, выставка пасхальных открыток.
Ход занятия:
Звучит музыка колокольного звона.
- Ребята, посмотрите, что вы видите на этой полочке? (открытки).
- А для чего нужны открытки? (ответы детей).
- Мне очень нравились открытки, и я их стала собирать. Открытку можно назвать открытым письмом, они доставляют много приятных минут, напоминают о далеком друге, о близком и любящем сердце. Посмотрите, с каким праздником поздравляют эти открытки? (рассуждения детей).
- Накануне Пасхи тысячи поздравительных открыток разлетаются по свету, с сердечным приветом надежды и любви. «Христос Воскреси», а тысячи других открыток, летевших навстречу, отвечали: «Воистину Воскреси».
- Вот и мы будем встречать этот величайший и любимый праздник многих народов мира – Светлую Пасху.
Из страны далекой ласточки летят
Весело щебечут, людям говорят:
Люди, пробудитесь! К вам весна пришла
А С Весной и Пасха радость принесла.
Радость, что из гроба Божий Сын Воскрес,
Есть спасенье людям и надежда есть,
Иисус Воскрес из мертвых – вся земля поет.
И опять на Землю скоро Он придет.
Это стихотворение написала школьница Тимошенко Шура потому, что она, как многие люди и дети на нашей земле верит Богу и надеется, что совсем скоро спустится с небес на землю Иисус Христос, что бы жизнь человеческая стала счастливее, радостнее, что бы не было больше зла, горя и войны. Люди будут любить друг друга, а еще больше Бога и его сына Иисуса.
- Давайте сначала вспомним, кто же это Иисус Христос? (ответы детей).
Воспитатель обобщает: с древнееврейских слов это имя означает по-русски – спаситель, освободитель.
- А людей, которые ему верят, как называют, кто знает, ребятки? (христианами).
- Где же и у кого родился наш спаситель? (ответы детей).
- Как мы уже знаем, Иисус Христос, по желанию отца своего, Бога Небесного, родился у девы Марии (обратить внимание на икону Богородицы) и плотника Иосифа в еврейском городе Вифлееме.
Когда ему было около 30 лет, он был взрослым молодым человеком, весь еврейский народ удивлялся чудесам, которые он стал делать.
- Какие чудеса вы помните? (предположительные ответы детей, воспитатель их дополняет). Слепым помогал стать зрячими, безногим – ходячими, спасал людей от смертельной опасностей и болезней.
- И как рассказывает церковная книга «Библия», слух о сыне Бога, Иисусе Христе прошел по всей земле. Люди приходили к нему отовсюду – послушать его праведные речи, вылечиться от болезней, поверить ему. И стали люди жить честно, много трудиться, любить друг друга, уважать, слушаться родителей, беречь их, не воровать, не убивать, молиться Богу, рассказывать ему о хороших и добрых делах, каяться в плохих, чтобы быть прощенными.
Но Иисусу было трудно совершать много дел, и он избрал себе 12 учеников, а по другому их называют Апостолами. Иисус учил их делать чудеса, добрые дела.
- Ребятки, а что, значит, делать добрые дела? (рассуждения детей).
- Но злые люди решили погубить Иисуса. При помощи апостола Иуды Искариатского они схватили его и предали суду.
- Мне так и хочется назвать апостола Иуду другим словом, как вы думаете, каким и почему? (предателем).
- В то время осужденных казнили на кресте, их гвоздями прибивали к деревянному кресту. И вот Иисуса Христа распяли. В тот же час померкло солнце, и опустилась на небо тьма.
Вечером, когда Иисус после тяжелых мучений умер, его отнесли в пещеру, и вход в пещеру привалили большим камнем.
На третий день, перед восходом солнца, пещера, где находилось тело Христа, озарилось светом, и благодаря своей божественной силе Иисус Христос ожил – воскрес из мертвых. Его человеческое тело преобразилось, он вышел из пещеры невидимым для стражи. Добро, любовь, правда, восторжествовала (показ иллюстраций).
- Праздник Воскресения Христово празднуется каждый год. Еще заранее начинают люди готовиться к этому празднику: чистят и убирают свои жилища, придают им нарядный вид.
- Подскажите мне, а что еще делают люди к этому празднику (ответы детей).
- Стряпают куличи, сдобу, булки, красят яйца.
Пасха – самый торжественный, самый радостный праздник, но отмечается он каждый год в разное время. Бывает Пасха ранняя, «на снегу», с ручьями, бывает поздняя, «зеленая», с иглами молодой травы и первыми листочками, но всегда это торжество Весны и пробуждение жизни. Верующие люди ходят молиться, славить Бога, служба в церкви на Пасху – особенная. Всю ночь народ не спит, молится, просит прощения у Иисуса Христа за глупость свою, за предательство, за зло, и звучат молитвы, которые поет церковный хор, батюшка-священник и верующие.
Дети, послушайте молитву «Отче наш», где у Бога просят благословления, отпущения грехов и славят его «Да святится Имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет Воля Твоя». (звучит музыка « Христос воскрес из мертвых».)
- Какие музыкальные инструменты вы услышали? (ответы).
- Нет, это певцы так сумели вас убедить, что звучит скрипка, флейта.
Такие чудные, волшебные голоса у церковного хора.
К полуночи вся церковь освещается свечами. Священнослужители в светлых, нарядных одеждах, расшитых золотом, парчой, под колокольный звон с крестом в руках, иконами, совершает крестной ход. А ровно в полночь священник провозглашает: «Христос Воскрес! Воистину воскрес!». При этих словах люди поздравляют друг друга с праздником, трижды целуются, обмениваются яичками и прощают обиды. - Зачем? Потому что Иисус Христос заповедал всем ЛЮБОВЬ. А затем, чтобы только добро и свет приставали к душам нашим. Чтобы все худое, все плохое, отстало и наружу смогло бы проявиться то хорошее, что есть в человеке. В церковь люди приносят куличи, пасхи, крашенные яйца, которые священник опрыскивает священной водой (показ иллюстраций).
И наступивший день стали звать «Светлым Христовым Воскресеньем «.
Как мы уже отметили, что на пасхальных открытках в основном изображены веточки вербы и раскрашенные яйца.
- А в какой цвет вы думаете можно покрасить пасхальные яйца? (ответы детей).
- Но символ Пасхи – красное яйцо. Почему ? –Есть христианская легенда.
(Чтение библейской легенды о Марии Магдалине, подарившая римскому императору Тиверию – Кесарю яйцо, сделавшееся красным в его руках.) Так же, как яйцо окрасилось в красный цвет, Иисус Христос освятил жизнь.
Раскрашенное яйцо считается символом радости жизни. Яйцо – символ воскресения Христа. Яички дарили в знак любви и почтения.
«Яйцо пасхальное»
Я разрисовал яичко:
Ветка, а на ветке птичка,
Облако летит в простор,
В голубое поднебесье,
По середочке – узор
А внизу: «Христос Воскресе!»
Мы тоже сегодня раскрасим яйца и подарим, их друг другу, чтобы никто не ушел без подарка, в котором труд, доброта и любовь ваша будет вложена.
Показ и рассматривание блюда с яйцами.
Задание: найти яйца расписанные элементами дымковской, хохломской росписями. Роспись яичек под тихое звучание церковного хора. (Дарят расписанные яйца под музыку.)
- Дети желаем вам благословения божьего, радости и мира. (Звучит колокольный звон).
Апрель - Березень
Цели :
1. Приобщить детей к христианской культуре посредством литературы, музыки, дать понятие о происхождении праздника Пасхи, донести нравственные нормы.
2. Вызвать у детей желание заботиться о своем здоровье, применять на практике полученные знания, уметь их обосновывать.
3. Развивать умение рассказывать на предложенную тему, используя накопительные знания, представления, образы, умение находить выразительные слова.
4. Воспитывать у детей бережное отношение к природе, рациональному ее использованию.
Предварительная работа: наблюдения на прогулке; за появлением первой травы, первого цветка, появлением почек, за распустившими ветками у вербы.
Чтение произведений о весне, В.Бианки «Лесная газета», месяц – апрель, рассматривание иллюстраций о весне и весенних изменениях в живой и неживой природе. Заучивание стихотворений об апреле, пословиц, примет.
Рисование в свободное время «Как я увидел весну».
Активизация словаря: пасха, церковь, благовещенье.
Ход занятия:
Дети получают приглашение на Апрель - Березень.
Учитель : «Дети мы получили приглашение в Апрель - Березень./Читаю приглашение/
В приглашении написано:
Проходила весна по опушке
Сквозь апрельские синие дни
И тихонько светились веснушки
На лице у девчонки- весны.
Прошу детей «приаукать» весну:
«Дети, давайте позовем весну!»
Дети:
1. Ау- ау- аукаем
Весну приаукиваем,
Март, март
Солнцу рад.
2. Апрель , апрель
Откроет дверь.
3. Май , май
Сколько хочешь, столько гуляй.
Учитель : «Дети, давайте поиграем в игру; Золотые ворота».
«Идет матушка –весна
Отворяй– ка ворота
Март, март пришел
Белый снег сошел.
А за ним апрель
Отворил окно и дверь.
А за ним пришел и май
Солнце в терем приглашай.
Играем (2 – 3 раза).
Учитель : «Ребята, приглашаю вас на весеннюю полянку».
Садятся на стулья.
Учитель : Скажите, наши весенние месяцы вы знаете? Посмотрите на иллюстрацию и выберите те, на которых вам думается изображен апрель. (Почему?)
Сегодня мы с вами поговорим об апреле. (Тихо звучит звукозапись).
Апрель- месяц удивительных контрастов: капель сменяется заморозками, дожди- редкими снегопадами, в лесу еще лежит снег, большая вода гонит лед. А березы наполняются соком. У апреля много названий. Какие?
Дети:
Снегогон, водогон, прилетень, цветень, соновик, березень или березоль.
Учитель : Назовите приметы и пословицы апреля и весны.
Дети: называют (пословицы и приметы написанные на последнем листе).
Учитель : Но в апреле есть даты, о которых мы сейчас вспомним. Это 1 Апреля.
Кто хочет рассказать, что это за день, что делали в этот день в старину на Руси?
Ребенок: Я расскажу о 1Апреле. 1 апреля- в этот день знахарки вымывали порчу. Они брали крест вместе с водой и травили и отгоняли нечистую силу. Сначала знахарка трогала больного пучком колючего чертополоха, а потом крапивным веником разбрызгивала и говорила заговорные слова. К больному возвращалось здоровье.
Учитель : А что вы знаете о большом празднике, который отмечается 7 Апреля из рассказа бабушек? Как называется этот праздник?
Ребенок: 7Апреля - благовещенье. На благовещенье птица гнезда не вьет, девка косы не плетет. На благовещенье на суровую пряжу не глядят (запрет на работу). Благовещенскую золу сохраняют для капусты и других растений. Золой посыпают растения, чтобы не болели. Пожилые женщины пережигают в этот день соль в печи для лечения людей и животных.
Учитель : Ребята, помните на прогулке мы с вами наблюдали, что только растаял снег и уже из - под земли появляется первая травка и первый весенний цветок . И хотя сейчас выпал снежок, как только он растает из под земли появится этот первый весенний цветок. Посмотрите на этот радостный, нежный, яркий весенний цветок. Он похож на маленькое солнышко. Его лепестки расположены как лучи, расходящие от центра. Он открывается навстречу солнцу, а с его заходом закрывается, как- будто ложится спать. Этот первый цветок весны называется мать- и – мачеха. Зацветает она с 10 апреля. Её цветы и листья очень полезны при простуде. Из листьев мать – и – мачехи заваривают первый весенний чай.
Ребенок: А с 11 апреля «слушали березу», собирали березовый сок и отпаивали им больных - очищали кровь. Березовым соком лечат разные болезни.
Учитель: Послушайте загадку:
В этом дереве – 4 угодья
Первое – больным на здоровье,
Второе – людям колодец
Третье - от тьмы свет
А четвертое – дряхлым поленья.
Что это за дерево? (Все береза).
А что вы знаете о березе? Сейчас будем передавать друг другу мы березовую веточку и каждый должен подумать и сказать что – нибудь о березе.
Дети: Березовым веником можно париться в бане. Освещать жилище лучиной. Топить печь звонкими березовыми дровами. Старые люди делали из бересты лукошки, туеса, корзины. Связывают берестой разбитые горшки. Отпаивали больных березовым соком. Березовые почки очень полезны. Они помогают лечить многие болезни.
Отвар из молодых листьев березы очень полезен, в нем много витаминов.
Давайте веточку снова поставим в вазу, пусть она украшает наш зал и другие детские забавы. Давайте и мы поиграем в такую ярмарку.
Ребенок: 1. У нашего Янова товару всякого
Нитки, катушки, селедочные кадушки,
Красивые платочки, мелкие гвоздочки.
2. Посуда, наша – для щей и каши.
Не бьется, не ломается
Порчи никакой не подвергается.
3. А вот яблоки ранет
У кого своих нет.
4. Пряники печатные, конфеты сахарные
Как куснешь, так уснешь.
Как вскочешь, ещё захочешь.
5. У нас без обману
Материал без изъяну
Цепи, атлас – весь девичий припас.
Учитель : Молодцы, продавцы! А ещё на ярмарке всегда приезжал театр и показывал представление. Вот и сегодня мы с вами посмотрим небольшое представление. Которое нам покажут артисты – шуты.
Театр: Петрушка: Доброго зоровья, почетные господа Я прибыл сюда господа повеселить, посмешить, позабавить. Тра – та- та
Солдат: Что ты здесь шумишь? Вот я тебя сдам в солдаты.
Петрушка: (плачет) Пропала моя головушка не за копейку.
Солдат : Полно плакать. Вот тебе ружьё (дает палку).
Петрушка: Это нпалка, не ружьё!
Солдат: Сперва обучают палками, потом с ружьем. Бери!
Петрушка: Давай!
Солдат : На плечо!
Петрушка: Горячо.
Солдат: Ты молчи!
Петрушка: Молчи, ты тоже.
Солдат: Ровно. Петрушка: Марья Петровна.
Солдат: Какой ты бестолковый.
Петрушка: Давай целковый.
Солдат : Смирно! Слушай команду!
Петрушка: Слушаю!
Солдат: Молчать! Как я скажу: раз, так и ты говори: раз, раз.
Петрушка: Два.
Солдат: Не так. Надо раз- раз, два- два. Понял? Ну давай : раз
Петрушка: Раз, раз, два, два.
Солдат: Ну, какой ты бестолковый. Налево друг.
Петрушка: Направо вдруг. (бьёт солдата палкой/
Оба убегают.
Появляется медведь: Что это за шум тут.
Я все бока отлежал за долгую зиму, ходить даже не могу. А вы какие здоровенькие да румяненькие.
Учитель : Хочешь мы, Мишенька, тебе поможем. Вставай с нами мы тебе поможем, наши дети умеют делать точечный массаж и дыхательную гимнастику.
Жил на свете когда – то святой по имени Христос. Он очень любил людей и ради них принёс себя в жертву, но позже он воскрес, т.е. ожил. Именно этот день когда он воскрес и называется Воскресенье Христово. Много весной у нас праздников, но самым светлым и любимым праздником остается ПАСХА. Он справлялся очень торжественно. Все храмы были украшены, звучали колокольные перезвоны. В этот день люди обменивались поцелуями, приветствовали друг друга словами ХРИСТОС ВОСКРЕС. В день Пасхи люди спешили с узелками в церковь, в которых была еда. В церкви священник окрапливали эту еду святой водой и потом можно было кушать и угощать всех. А крашеные яйца – это символ воскрешенья.
Воспитатель: А сейчас мы разыграем, дорогие гости, беспроигрышную лотерею. А помогут мне в этом мальчики, а девочки приготовят нашим гостям витаминный весенний чай.
Да, освещали продукты в церкви, веря, что съев эти продукты люди будут здоровыми, от них отступят болезни и хвори.
И так, сегодня мы поговорим о том, какие растения, расцветающие в апреле помогают людям быть здоровыми, бодрыми. Поговорим о том, как ещё в старину люди использовали их, чтобы быть здоровыми.
Учитель : Да, ребята, издавна дружили люди с березой , с незапамятных времен хранят любовь к этому замечательному дереву, доброй нашей белоствольной – красавице. Давайте и мы с вами исполним для березки хоровод «Березонька». (Хоровод. «Березонька»).
Учитель : Ребята, посмотрите на эти веточки. С какого они дерева (вербы).
Какой праздник был в это воскресенье? (Вербное воскресенье). Существует поверье; распустившиеся полное сил дерево может передать здоровье, силу, красоту всем, кто его коснётся. А что вы знаете о нём?
Ребенок: 1.Сережки, распустившиеся почки, считаются целебными, в них есть особенная сила.
2. Есть обычай в народе, вербными веточками выгоняют скот на выпас весной.
3. Старые люди берут шишечки и запекают в хлеб, а затем дают скотине, чтобы не болела.
4. Маленькие дети стегают друг друга, приговаривая: « Как верба растет, так и ты расти».
«Бьем, чтобы быть здоровыми».
5. Если болит зуб, то можно пожевать вербочку и зуб перестанет болеть.
Учитель : На вербное воскресенье раньше принято устраивать базары, ярмарки. Их называли детскими, потому что здесь можно было купить сладости детям, свистульки, трещотки, пищалки и другое.
ПОСЛОВИЦЫ И ПРИМЕТЫ ВЕСНЫ:
1.Апрель теплый, май холодный – год хлебородный.
2. Весной разлив большой – к хорошим хлебам.
3. В апреле земля преет.
4. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
5.Звездные ночи в апреле – к урожаю.
6.На благовещенье дождь – будет дождь.
7. Увидел грача – весну встречай.
8. Апрель обманщик: на дню 7 непогод.
9. Не ломай печей, пока апрель у плечей.
10. Апрель – батюшка в поле зовёт.
11. Мокрое благовещенье - грибное лето.
12. На благовещенье небо без облаков, солнечное – быть лету грозовым.
13. Апрель землю красит, воду подбирает, цветы раскрывает.
14. В пасхальную ночь, если небо светлое - обещают год ветреный ,неурожайный, а если темное – урожайный.
15. Была бы апрельская водица, а зелень народится.
16. Вода в апреле на лугу, считай, что сено в стогу.
Желали быть здоровыми самим и чтобы не болели животные, которые с ними жили.
«День Святой Троицы».
ЦЕЛЬ:
- Приобщать к христианской и народной культуре Руси комплексом искусств, изобразительного искусства, духовная музыка, фольклора.
- Дать понятие о происхождении праздника, воспитывать любовь к русской природе, песне, ввести в лексикон слов: «троица», « святой дух»,
«Ангелы», «Библия».
- Создать условия для творческой деятельности.
МАТЕРИАЛ:
икона «ТРОИЦА» А.Рублева, репродукции, свечи, музыкальная
композиция – звон колоколов.
ХОД:
- Дети, ранним утром, когда природа молода и свежа, отмечается светлый, счастливый праздник – ТРОИЦА. Вы хотите узнать об этом празднике?
ТРОИЦА – божественный праздник, которому предшествовали чудеса, случившиеся с Иисусом Христом. Но прежде чем вы послушаете рассказ об этом, подумайте и скажите, что случилось с Иисусом Христом Сыном Божьим, когда его предал ученик – апостол Иуда?
( Ответы)
- Сын Бога Иисус Христос, после своего воскресения часто является ученикам – апостолам и однажды сказал, что уйдет на небо, и им завещал проповедовать свое учение, которое записано в этой книге. Как она называется ? ( Показываю). Библия.
- Давайте вспомним несколько заповедей Иисуса Христа
(дети называют).
Иисус Христос говорит ученикам – апостолам: Когда я вознесусь на небо, в ваше сердце войдет Дух Святойбудете вы всесильными, сумеете говорить на всех языках мира, исцелять людей от болезней, уберегать от несчастий. Обещаю в будущем вернуться на землю в видимом образе, и буду будить всех живых и мертвых. И настанет для людей жизнь вечная по заслугам: для добрых, честных, трудолюбивых – счастливая; для злых, жадных, воров, убийц – мучительная, горькая».
Сказав это, Иисус Христос поднял руки, к нему спустились ангелы, и он вознесся к облакам. А ученики – апостолы стали ждать чудо –сошествия на них Святого Духа .
И вот с неба вдруг послышался шум похожий на шум сильного ветра, над головами апостолов появились огненные языки. Это был знак ,что Святой Дух сходит на них .
С этого дня Миру раскрылись 3 лица единого общества: ОТЦА БОГА, СЫНА БОГА и СВЯТОГО ДУХА. И день этот стали называть ТРОИЦЫНЫМ днем, святой ТРОИЦЕЙ. Праздник Троицы отмечается в храмах божьих, церквях. ( показать репродукции, икону « Троица»). Внутри храма украшается березовыми веточками, цветами. Перед иконой «Троица» зажигают свечи. Почти в каждой церкви есть копия иконы великого русского живописца Андрея Рублева, написавшего « Троицу» в виде 3-х ангелов.
- Посмотрите, у нас она тоже есть. Давайте зажжем свечи перед ней.
- На иконе изображены три ангела. Они спустились на землю и беседуют между собой, как помочь Руси преодолеть размеры и беды.
- Посмотрите, какие у них прекрасные задумчивые лица, на первый взгляд ангелы очень похожи. Но если посмотреть чуть внимательнее, то станет легко: они разны, даже по возраст. Самый старший и печальный – левый от нас ангел ,помоложе его и самый решительный – средний , а самый юный и задумчивый – правый.
- Ребятки, а кто такие ангелы? (ответ детей).
Ангел – слово греческое, по русскому значит добрый вестник.
- А где ангелы сидят и чем они занимаются?
Да, они беседуют за столом, где на белой, как слоновья кость, столешнице стоит одна – единственная чаша.
В Древней Руси чаша – частица означала будущую жизнь человека.
- Испить чашу – говорили в старину и говорят сегодня. И в старину, и сегодня это понимается так : «Пройти тяжелые испытания».
Посмотрит, как задумчиво беседуют ангелы. Они без слов понимают друг друга и склоняются один к другому, словно березы при тихом ветре.
- Скажите, ребята, что вы видите над правым ангелом? ( Гора склоняется вместе с ним).
- Что изображено над средним? ( Над средним – зеленый дуб).
- А над левым – белокаменные палаты, словно бы повторяют его фигуру.)
- Обратите внимание на одежду ангелов. Природа раннего лета светится в красках « Троицы». Васильки, незабудки – это синий план среднего ангела. Серебристой зеленью светится рожь – это одежда левого ангела.
Крылья ангелов соприкасаются друг с другом, сходятся как заря ранним летом - вечерняя с утренней. Народ про такую пору давно сказал:
«Целуются зори». И вся икона напоминает солнышко. Она светится, и ангелы заключены в ней как бы в круг – лучистый ласковый кругИкона
« Троица» воспевает дружбу, единение Руси.
- Приходится этот большой праздник на воскресенье. ( Показ репродукции). В этот день происходит поминовение, почитание предков и прославление расцветающей природы. Символом этого расцвета в России была молодая березка. Ветками березы украшали дома снаружи и внутри, полы засыпали душистой травой. Не зря береза стала центром праздника почитания цветущей растительности и плодородия. Наши предки знали цену этому замечательному дереву.
- Ребята, давайте, и мы с вами вспомним о том, что вы уже знаете о березке.
( Дети вспоминают стихи, пословицы, целебные свойства березы).
- Детки, давайте, и мы с вами попробуем сплести общий венок из веток березы с цветами. Здесь на столе лежат искусственные веточки и цветы, но мы можем пойти на улицу и наломать с дерева, какой вариант нам лучше использовать и почему , как вы думаете ? (нельзя ломать деревья ,надо беречь природу ).
( Работа педагога с детьми над плетением венка и дальнейшим украшением группы).
15