психологическая помощь при подготовке к участию в конкурсе педагогического мастерства

Конкурс создает благоприятную мотивационную среду для профессионального развития педагогов, распространения инновационного опыта, способствует профессиональному самоопределению молодых специалистов.
Профессиональные конкурсы "Учитель года" стали уже традицией, проводятся ежегодно и представляются как праздники.
Конкурс – это соревнование, для которого характерны напряжение, приподнятое эмоциональное состояние участников, азарт, т. е. все то, что присуще состязанию. В этом массовом мероприятии участвуют не только педагогические коллективы, но и нередко дети, их родители. Необходимо помнить , что и они испытывают напряжение, а иногда и стрессовое состояние. Педагог, работая на конкурсе с незнакомыми детьми, должен помнить, что его настроение и эмоциональное состояние отражается и на детях. Поэтому очень важно поработать над собственным эмоциональным состоянием и показать детям свое дружеское отношение, поддерживать и поощрять их за работу. В вашем эмоциональном состоянии дети черпают ту энергию, которая необходима им для работы. Важно не только не растеряться, но и повлиять на настрой учащихся.
Желание участвовать в профессиональном состязании изъявляют, прежде всего, педагоги, которых ситуация достижений не пугает, а, наоборот, стимулирует. Они, как правило, имеют высокий уровень притязаний, а также мотивацию и способность к достижениям. Это, безусловно, люди, стремящиеся к успеху. Однако успехом они могут считать как реальные профессиональные достижения, подтвержденные победой в конкурсе, так и вознаграждения, которые рассчитывают получить, став победителем: признание, известность, статус в коллективе, премию, разряд и др. Основная мотивация участия в конкурсе является как внутренней, так и внешней.
В то же время намерение избежать неудачи в текущей работе тоже служит мотивацией для участия в конкурсе. Это своеобразная протестная реакция на несправедливую оценку администрации, желание реабилитироваться. Не находя признания, учитель стремится доказать свою состоятельность, участвуя в школьном, районном или городском конкурсах. Таким образом, в поведении участника конкурса могут преобладать как мотивы достижения успеха, так и избегания неудачи.
Конкурс – это публичное выступление учителя перед коллегами, стрессовая, напряженная ситуация, которая может принести как успех и признание, так и неудачу. Наверное, немалую группу составляют педагоги, которым, как говорится, "и хочется и колется". Они не очень уверены в себе, сдерживают честолюбивые порывы, сожалея о своей пассивности. Их притязания и самооценка высоки, а пассивность – стремление избежать возможной неудачи. Как правило, такие учителя тревожны, и участие в конкурсе требует от них больших нервных затрат. Одно только упоминание о состязании вызывает у них неприятные эмоции. Однако таким учителям следует помнить – если они не решатся на участие в конкурсе профессионального мастерства, их внутренний конфликт так и останется неразрешенным, у них сохранится чувство неудовлетворенности собой и окружающими. С этим поможет справиться следующая схема подготовки к конкурсу.


Алгоритм построения успешной публичной лекции:
подготовка к выступлению за несколько дней: у педагога должно быть время осмыслить все, что он намерен рассказать;
структурирование будущего выступления по тематическим блокам;
осмысление вступления и заключения: известно, что начало и окончание лекции запоминаются лучше всего и несут наибольший побудительный потенциал. Эти части выступления должны быть максимально ясными, информативными, эмоционально окрашенными. Их нужно сформулировать, записать и неоднократно отрепетировать;
представление особо важной информации в начале или в конце выступления (эффект края), чтобы она лучше усвоилась. Для незаинтересованной или критически настроенной аудитории такую информацию лучше сообщить в самом начале выступления;
включение в лекцию убедительных фактов и цифр, которые произведут на слушателей впечатление (например, статистики, цитат по теме, высказываний экспертов и пр.);
обеспечение "резервных знаний": знать нужно гораздо больше того, что будет использовано в лекции, это придаст выступающему уверенность и авторитетность;
прогнозирование вопросов и замечаний аудитории, подготовка возможных ответов;
разработка плана-конспекта выступления: экспромт хорош, когда он хорошо подготовлен;
не заучивание текста наизусть, а опора на план-конспект, благодаря чему выступление выглядит естественнее и лучше воспринимается;
продумывание приемов удержания внимания аудитории.
Памятка участника конкурса педагогического мастерства
Зачем нужно участвовать в конкурсе педагогического мастерства?
Участие в конкурсе дает возможность:
повысить свой социальный статус;
изучить опыт коллег;
реализовать свой творческий потенциал, приобщиться к научно-исследовательской деятельности;
развить собственные коммуникативные способности;
установить новые контакты на профессиональном уровне;
опубликовать свои методические материалы в научно-методических изданиях;
повысить авторитет в педагогическом и ученическом коллективах, социуме;
изменить имидж.
Как принять участие в конкурсе педагогического мастерства?
Если Вы приняли решение участвовать в конкурсе, советуем:
установить контакт с методистом-куратором Вашего предметного направления, куратором конкурса;
ознакомиться с документами конкурса (прежде всего с Положением);
изучить опыт участия в конкурсе победителей и лауреатов прошлых лет;
взвешенно оценить собственные возможности участия: не преувеличивать их, но и не умалять;
выбрать номинацию, оценить необходимость повышения педагогического мастерства по выбранной теме номинации;
продумать оптимальное распределение времени и сил в процессе конкурса;
систематизировать свои методические материалы, необходимые для участия, выделив из них авторские и творческие находки;
попытаться привлечь коллег к знакомству с Вашим педагогичес
·ким опытом: их мнения и суждения (особенно критические) помогут посмотреть на себя со стороны;
не пренебрегать возможностями методической и психологической поддержки, потому что конкурс – достаточно сложное мероприятие;
продумать состав команды поддержки (она нужна), найти тех, кто оказал бы помощь в оформлении методических и других материалов, фото- и видеосъемке и т. д.;
понравиться себе, обратить внимание на свой имидж: оценить прическу, стиль одежды, манеру общения с коллегами и новыми людьми: Вас вполне может ожидать открытие;
посоветоваться и согласовать свое намерение участвовать в конкурсе с администрацией ОУ. Если Вы вдруг столкнетесь с непониманием, раскройте значимость Ваших действий для престижа учреждения.
Приемы снижения стрессового состояния, улучшения настроения.
По мере приобретения опыта уровень эмоциональных нагрузок может снижаться, однако никогда не исчезает полностью.
Я хочу вам предложить следующие естественные способы регуляции. Которые вы можете использовать прямо на работе:
-смех, улыбка, юмор,
– размышление о хорошем, приятном,
– различные движения типа потягивания,
– наблюдение за пейзажем за окном,
– рассматривание цветов в помещении, фотографий,
– “купание” в солнечных лучах,
– вдыхание свежего воздуха,
– высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.
Однако есть и особенные, специально разработанные специалистами способы психологической реабилитации.
“Мантра от усталости”
Например:
Я – талантливый, открытый, добрый и оптимистичный человек человек. С каждым днем я люблю себя все больше и больше. У меня огромный потенциал и запас жизненной энергии. Я уникальна во всей Вселенной. Я единственная в своем роде и неповторимая. Таких как я больше нет. И так – с каждым человеком. Я абсолютно уверенна в себе и своем будущем. Я верю в себя и в свое будущее. Я контролирую свою судьбу. Я сама ее вершу. Я – хозяйка своей жизни. Я – свободная личность.
Теперь возьмите еще один чистый лист бумаги и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение «здесь и сейчас». Долго не думайте, пусть ваши слова возникают, как свободные ассоциации. Их может быть и 20 и 3, это не имеет значения, лишь бы они шли из самой души. Остановитесь тогда, когда почувствуете, что больше писать не хочется. Это чувство чем-то напоминает чувство опустошения, легкой усталости. Вы полностью передали бумаге свое настроение. А теперь энергично и с удовольствием разорвите листок с рисунком и выбросите в мусорную корзину. Его даже можно сжечь, если очень захочется. Все. Теперь вы избавились от своего тяжелого настроения, оно перешло в рисунок и исчезло. Кстати, листочек со словами тоже можно подвергнуть той же участи. Но «самотерапия» на этом не окончена. Остался еще один штрих. Постарайтесь во всех мелочах и деталях вспомнить самое приятное и радостное событие своей жизни. Когда это было, в какое время года, кто был рядом, кто был вокруг вас, какие раздавались звуки и слышались запахи, что вы ощущали кожей - все-все, до мельчайших чувственных деталей. Вспомнили? А теперь берите еще один лист бумаги и начинайте рисовать на нем (опять левой рукой) абстрактные фигуры, выбирая те цвета, которые вам хочется. Рисуйте до тех пор, пока все пространство листа не заполнится вашим произведением. Переверните листок и на его обратной стороне напишите те слова, которые отражают ваши переживания того приятного события. Тот рисунок, что получился, положите или повесьте на видное место и в течение нескольких дней почаще смотрите на него. Как видите, техника эта совсем не сложная и доступна любому, не зависимо от его творческих наклонностей. И даже если вам кажется что ваше плохое настроение останется с вами навсегда - попробуйте рисовать так, как мы описали выше. Очень многие были удивлены, когда замечали, что бумага как будто, действительно, «впитала» в себя все негативные эмоции.
Рефлексия занятия.
Упражнение “Закончи предложение” .
– Во время занятия я поняла, что – Самым полезным для меня было – На занятии мне не понравилось – Если бы я еще раз попало на тренинговое занятие, то я хотела бы
Метафора
В одной далекой и прекрасной стране жил-был Учитель. Такой целеустремленный, думающий и желающий изменить мир к лучшему. С искренней любовью к детям и своему делу. Все время он учился сам, и покоя ему не давала мысль – изобрести волшебное слово, слушая которое дети тут же все усвоят и станут развиваться. Он изобретал, думал, внедрял... Когда у детей что-то получалось, он был доволен и горд. Когда им что-то не удавалось, огорчался, считая это своим промахом.
И так накопил учитель целый сундук всего интересного, нужного и занимательного. А так как по натуре своей он был очень щедрым человеком, то возникла у него идея раздать это людям. Чтобы всем было хорошо – и взрослым, и детям.
Делясь с другими своими мыслями, он очень волновался: все ли поймут его правильно, так ли он все делал? Может, мысли и дела его не так уж хороши и умны, как ему казалось? Одолевали Учителя страхи, волнения...
Услышала все это Мудрость и спросила:
– Добр ли ты к людям, порядочно ли ведешь себя?
– Да, – отвечал Учитель.
– Ты любишь свое дело, своих учеников?
– А как иначе?! – удивился Учитель.
– Ты искренен и правдив?
– Конечно.
– Содержание твоего сундука, твое мастерство, оно действительно помогает детям?
– Да.
– Ну что ж, тогда подумай еще раз над тем, о чем я тебя спросила, и реши, стоит ли тебе бояться делиться всем этим с людьми. Ты умен, и я уверена в правильности твоих выводов. Дерзай, Учитель!
Помните, от того как вы настроены, зависит и результат, и уверенность и успешность учеников, и ваше эмоциональное состояние. Я желаю вам успехов!

шђ Заголовок 315