Воспитание интереса к знаниям и потребности в самообразовании начинается в семье

ю Н.С.

«Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию начинается в семье»
(доклад на родительском собрании).

Кому не знакома уличная сценка, когда вдруг нарушается привычная картина движения и образуются водоворот, остановка, вызванные каким-то предметом или событием?
Достаточно нам задержаться посреди улицы, посмотреть вверх – то ли в бездонное небо или на крышу высотного дома, как тотчас найдутся и другие, начавшие пристально разглядывать горизонт. Эти люди – любопытные.
Они, забыв про свои дела, немедленно подключаются к любой уличной заминке, дотошно выясняя: «Что? Где? Когда?» - тем более если милиционер скажет: «проходите, не останавливайтесь». Они не пройдут, остановятся как вкопанные и будут стоять. Ожидая чего – то нового, необычного, стараясь усмотреть это необычное в случайных репликах или действиях участников события. Всё их существо обращается в слух, зрение становится острым, замечающим любую деталь.
Их воображение достраивает намёк, он обрастает вымышленными подробностями, обретает внушительность факта. И они уже испытывают наслаждение оттого, что стали свидетелями нового, неожиданного, всё равно чего. Сам факт новизны захватывает человека, поглощает его целиком.
Есть такой период человеческой жизни, когда ребёнок как бы моделирует подобный способ отношения к миру, когда любопытство становится главным его качеством. Это период, точно охарактеризованный Корнеем Чуковским как возраст от двух до пяти.
Появление любопытства у двухлетнего ребёнка понятно: он начал ходить, резко расширился диапазон его действий. Ещё вчера он был прикован к рукам взрослых, манежу, кроватке, теперь перед ним распахивается неведомый мир. Его не устраивает, когда родители говорят: «потом, потом расскажу», ему всё надо знать немедленно, в тот же миг. Ребёнок требует внимания, его любопытство естественно. И хорошо, если родитель настроится на вечер «вопросов и ответов», целиком посвятит его ребёнку, подробно и обстоятельно ответит на все его «почему».
- Папа, почему светят звёзды?
- Понимаешь, звёзды очень горячие, они раскаляются и
- А что такое тупица? Дядя Коля сказал Пете: «Ты тупица». Но ведь Петя не девочка
Родитель пытается судорожно собрать разлетевшиеся в сторону мысли, но пока он обдумывает ответ. Ребёнок мчится в другую комнату, чтобы исследовать недавно появившийся в доме предмет
Вот такая хорошо нам знакомая особенность ребячьего любопытства. Оно обращено своим острием к новизне вообще. Всё важно, всё интересно, если оно ново. Стремление к новизне пронизывает жизнь маленьких людей, им необходимо расширить представление о мире, раздвинуть его рамки. Их интересует прежде всего факт сам по себе. Новый факт.
Любопытство – бенгальский огонь, он ярко вспыхивает, освещая предметы вокруг, показывая их в причудливом свете. Но оно так же быстро гаснет, удовлетворяясь внешним видом предмета. Оно скользит по поверхности явлений, не проникая в их суть, постоянно требуя всё новых и новых внешних впечатлений..
Но бывает и так, что любопытство становится стержнем всей человеческой личности, основным жизненным интересом.
Любопытство не следует путать с любознательностью. Любопытные люди интересуются, как правило, поверхностными причинами, факторами, явлениями. Любознательные начинают с предполагаемого объяснения, с догадки, но догадки, основанной на анализе обстоятельств, условий, в которых совершилось событие. Готовый ответ не лежит на поверхности, он должен быть добыт, обнаружен путём перелопачивания, как образно сказал Маяковский, «единого слова ради тысячи тонн словесной руды».
Мыслить – значит искать, промышлять, доставать то, что скрыто за внешними обстоятельствами, уметь обнаружить существенную, закономерную связь, в действительности объединяющую явления.
Любознательные не удовлетворяются свидетельством, они погружаются в само ДЕЛО. Их орудия – не глаза и уши, а МЫСЛЬ.
Поэтому любознательные всегда в деле: они строят, пилят, чертят, прикидывают. Для них дело не заканчивается звонком с урока. Это любопытные хватаются то за одно, то за другое. Природа любознательности требует сосредоточения на одной ИДЕЕ. Только тогда приходит догадка, озарение. Поэтому для любознательного в ситуации решения задачи исчезают время и пространство, он может не видеть, не слышать. Не чувствовать окружающего, не спать, не хотеть есть, не замечать еды. И в этом нет ничего патологически страшного, а тем более, пренебрежения к окружающим.
Сколько недоразумений, семейных и школьных конфликтов могло бы не быть, если бы мы считались с природой любознательности!
С любознательными детьми ещё труднее, чем с любопытными. От любопытного можно отделаться первым пришедшим на ум ответом. Любознательный задаёт вопрос: «Почему это так?» - и не удовлетворится, пока ему не представят убедительных доказательств. Поэтому родителям любознательного ребёнка, если они хотят иметь с ним душевный контакт, приходится идти с ним рядом, а то и впереди.
Проявлять любознательность – значит проявлять исследовательский интерес. Любознательный человек – всегда исследователь, даже если он идёт проторённым путём. Он повторяет этот путь, чтобы понять мысль другого человека, сам процесс постижения истины, выйти в конечном счёте на новые рубежи.
Н.В. Гоголь точно заметил: любопытство безлико, проявления его одинаковы. Любознательность рождает неповторимые индивидуальности, потому что путь в глубь истины уникален.
Он бредёт из комнаты в комнату, натыкаясь на стены, совершая бессмысленные действия: задевает ногой кошку, запускает мячом в муху, скрипит дверцей шкафа
- Займись хоть чем – нибудь! Порисуй, почитай. Смотри, сколько интересных книг, раскрой хоть одну!
Знакомая картина, не правда ли?
Глаза подростка скользят по книжным обложкам. Фразы в книгах тяжёлые, пока дойдёшь до конца фразы, забудешь, что было в начале. Нет, читать ему не хочется. Рисовать не хочется. Ничего не хочется. Скучно
Откуда она приходит – скука, это опасное состояние души, когда цепенеют мысли и тело и остаётся единственное желание любой ценой уйти от нарастающего внутреннего беспокойства? С ней трудно справиться взрослому. Как же быть подростку с его неумением разбираться в собственных чувствах? Что с ним происходит?
Группа подростков просто так, под влиянием каких – то неведомых им импульсов забила ногами человека. Они ничего не взяли у него, не украли, засыпали землёй и пошли спать по домам. Корреспондент столичной газеты, беседовавший с убийцами, обнаружил у них скудный умственный багаж, полное отсутствие культурных интересов. Скука, бессмысленность существования, педагогическая запущенность привели к преступлению.
Здесь как будто причина ясна. Но вот другое такое же «немотивированное» преступление, совершённое «благополучными», 2интеллектуально развитыми» юношами. Чего недодали им из духовной пищи? Чем перекормили из несъедобного? Почему у них, интеллектуальных, убога душа? – такие вопросы возникают всегда. когда мы сталкиваемся с фактами правонарушений, совершённых внешне благополучными детьми.
Конечно, этих детей перекормили не интеллектом. У этих «информированных» юношей подлинного интеллекта не было и в помине. Ибо он основан на бескорыстной любознательности, которая связана с бескорыстным отношением к другому человеку. Этих грамотных юношей отличает та же скука. Мышлению, нравственности, таланту, чувству прекрасного нельзя научить, их можно только воспитать. Тогда и возникает интерес к жизни, беспощадный ко всякой мертвечине, скуке, бездушию.
Познавательное, творческое отношение к миру повышает значение этого мира в глазах личности, собственную ценность и ценность других людей, человеческой культуры. Переживание интереса есть переживание смысла существования. Своего места в мире. Преобразуя мир, заинтересованный человек одновременно развивает себя. Задача воспитания заключается в том, чтобы помочь ребёнку в этом его саморазвитии.
Сохранить удивление ребёнка перед окружающим миром – вот какая сложная задача стоит перед родителями и школой в период развития способностей ребёнка.
Что же нужно делать семье и школе для развития интеллекта ребёнка? Мы уже сказали, что главным является воспитание интереса к познанию окружающего мира. В любой школе уделяется внимание развитию индивидуальных способностей ребёнка: работают объединения детей по интересам. В Новоивановской школе к таким объединениям относятся, в первую очередь, секции школьного НОУ «Эрудит», которое функционирует с 1996 года и имеет богатые традиции. Под руководством опытных учителей дети проводят научно – исследовательскую работу, готовят проекты и рефераты, представляя их на школьных и районных научно – практических конференциях. Кроме НОУ, в школе работают кружки «Программист», театральная студия «Аленький цветочек», ВПК «Варяг», спортивные секции, музыкальный кружок «Мелодия», клуб юнкоров «Родничок». Ежегодно дети занимают призовые места в различных творческих конкурсах всех уровней за сочинения, театральные постановки, спортивных соревнованиях (об этом мы подробно расскажем в публичном отчёте школы в сентябре 2010 года).
А теперь поговорим о роли семьи в развитии способностей ребенка. Прежде всего, следует отметить, что именно в семье формируются культурные потребности и определяются творческие наклонности детей. И правильно поступают те родители, которые, не жалея времени, ходят с детьми в походы, посещают выставки и вернисажи, смотрят театральные постановки и бывают в музеях и на концертах. А что же делать в случае, когда нет возможности, доступа к культурным ценностям? И здесь можно многое сделать для воспитания интереса ребёнка к познанию окружающего мира, развитию его способностей.
Семейное чтение.
Семейные концерты.
Чтение ребёнком познавательной литературы, в том числе периодики.
Мы ознакомились с информацией отделения связи о подписке на периодику и выяснили, что только в 9 семьях наших учеников родители выписывают детские периодические издания, среди них – «розовый слон» (2 семьи»), «Юный натуралист» (1 семья), «Непоседа» (3 семьи), «Весёлый колобок» (1 семья) , «Весёлые уроки» (1 семья). Этого, разумеется, недостаточно, если мы ведём речь о формировании устойчивой потребности ребёнка в самообразовании, развитии интеллектуальных качеств, в том числе познавательного интереса, с которым связан и выбор будущей профессии.
Почему чтение ребёнком периодических изданий является важным средством развития?
Во – первых, любой детский журнал (газета) – это своя философия, система работы с юным читателем, опирающаяся на традиционные педагогические принципы, подходы.
Во – вторых, привычка к чтению «своего» журнала закладывает в ребёнке потребность в постоянном знакомстве с продолжением тех или иных публикаций: ребёнок с нетерпением ожидает следующего выпуска, так как его уже интересуют определённые рубрики, разделы издания.
В – третьих, ничто так не приучает ребёнка к систематизации информации, как перелистывание знакомых страниц, которые, кстати, можно использовать и при подготовке к уроков и классных дел.
Приведу неполный список детских периодических изданий, которые существуют в настоящее время и которые можно успешно использовать для развития ребёнка:
«Пионерская правда» (200р)
«Костёр» (400р).
«Юный техник» (500р).
«Делаем сами» (180р).
«Классная девчонка» (174р).
«ЗОЖ» (127р).
«Юный художник»
«Юный натуралист» и др.

При этом важен даже не сам факт подписки на детскую периодику, а ваша искренняя заинтересованность содержание газеты или журнала, который должен стать другом ребёнка. Можно, конечно, вместе с ребёнком читать взрослые издания, но при этом родитель должен внимательно просмотреть содержание и отобрать только подходящее для ребёнка, обсудить с ним прочитанное.
Таким образом, только живое участие родителей в процессе развития интеллекта ребёнка будет содействовать успешному решению задачи подготовки его к жизни в меняющемся мире.










13PAGE 15


13PAGE 14315




15