Программа по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень, расширенный курс по учебнику (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.).


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Управление образования Исполнительного комитета города Набережные Челны Республики Татарстан Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Набережные Челны «Гимназия №61» УТВЕРЖДЕНО протоколом педагогического совета от _ 29 августа _ 2 0 14 г. № _ 1 _ Директор МАОУ «Гимназии №61» _____________________ С.Г. Казанкина подпись Введено приказом № _ 164 ___ от __ 29 августа _____ 20 14 _ г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ ИНФОРМАТИКА И ИКТ ДЛЯ 10 КЛАСС А общеобразовательный профиль ( X класс – 2 час а в неделю, 70 часов в год ) Составитель: Альмухаметов Мансур Ибрагимович, учитель информатики высшей кв. категории СОГЛАСОВАНО Зам. директора _______________ __ Чухно Н.А. __ подпись Ф.И.О РАССМОТРЕНО на заседании МО, протокол от _ 27 _ __ августа __ 20 14 г. № _ 1 _ Руководитель МО _____________ ___ Белоусова М.В. __ подпись Ф.И.О. Набережные Челны 201 4 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК А к рабочей программе по информатика и ИКТ в 10 классе (базовый уровень, расширенны й ку р с ) Рабочая программа по информатике в 10 классе составлена на основании следующих док у ментов: - Законы РФ и РТ «Об образовании» - Федерального компонента государственного Стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089), - Приказа МО и Н РФ от3 июня 2 011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утве р жденные приказом МО РФ от 9 марта 2004 года№1312» - Сборника нормативных до кументов. Информатика и ИКТ . Примерные программы по и н форматике и ИКТ . Федеральный компонент государственного стандарта. / сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008. - Учебного плана МАОУ «Гимназия №61» города Набережные Челны Респу б лики Татар стан на 201 4 – 201 5 учебный год . Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия №61» на 2014 - 2015 учебный год на изуч е ние Информатики и ИКТ в 10 классе отводится 70 часов, в том числе на контрольные и практ и ческие работы – по 5 и 15 часов соответстве н но. Программа и учебный план, представленные в методическом пособии [3], рассчитаны на 35 - часовой объем курса. Курс объемом 70 часов далее будем называть расширенным ку р сом . Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы, которые подробно описаны в методическом пособии [3]. Основной целью по - прежнему остается выполнение требований Государственного Образовательного Стандарта. В том же пособии отмечено, что работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень усвоения материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного (а, тем более – кре а тивного) уровня усвоения курса является весьма проблематичным из - за недостатка учебного времени – основного ресурса учебного процесса. Первой дополнительной целью изучения расширен ного курса является достижение бол ь шинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала . Книги [1] и [2] в основном обеспечивают необходимым для этого учебным и дидактическим материалом. Качественно освоить весь этот материал в полном объеме, имея 1 урок в нед е лю, практически невозможно. Кроме того, источником дополнительного учебного материала может служить задачник - практикум [4]. Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся к сдаче Единог о Государственного Экзамена по информатике. ЕГЭ по информатике не я в ляется обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расшир е нием количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4 - х предметов информатика и ИКТ будет востребован а при поступлении на многие популярные специальности. ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки в ы пускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в нем либо отсутствуют, либо представле ны недостаточно. К числу таких тем относятся: си с темы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня. Программа расширенного курса предусматривает выделение дополнительного времени для углубленного изучения этих тем. Использу я базовые знания по этим темам, полученные учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. При этом не нарушается логика изучения основной (70 - часовой) версии курса. Так углубленное изучение систем счисления происходит за счет дополнительного времени в рамках темы «Дискретные модели данных в компьютере». Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запр о сов к базам данных». Дополнительное время для работы с учебными исполнителями алг о ритмов, для построения алгоритмов работы с величинами выделяется в теме «Алгоритм – модель деятельности». Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня и по этой причине не представлено в книгах [1 ], [2] и в тематическом плане в методическом пособии [3]. Вво д ный раздел программирования на Паскале имеется в учебнике для 9 класса. В расширенном курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в уче б ный план включена дополн ительная тема «Программирование» общим объемом 24 часа. Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса объемом 1 6 часов, вторая часть – в 11 класса объемом 10 часов. Для изучения этой темы предлагается использовать у чебное пособие [4], раздел 4.4 «Программирование на языках высокого уровня», где имеется справочный материал по Паскалю, примеры программ и мн о гочисленные задания для программирования. Дополнительно можно использовать другие учебные пособия по программиров анию. Например, книгу: Семакин И.Г., Шестаков А.П. Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. сред.проф. образования. М.: Издательский центр «Академия», 2008. В заключение еще раз подчеркнем, что подготовка к ЕГЭ не является самоцелью изуч ения расширенного курса базового уровня. Она является лишь сопутствующим результатом кач е ственного решения основной задачи: выполнение требований Государственного Образов а тельного Стандарта. Для реализации Рабочей программы используется учебно - методический комплект, вкл ю чающий: учебник (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: уче б ник для 10 - 11 классов.). Учебник для общеобразовательных учр е ждений - М.: БИНОМ, 200 9 . - 246 с.) и методическое пособие для учителя ( Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 - 11 классы. Программа курса информатика и ИКТ для 2 - 11 классов общеобразовательных учреждений - М.: БИНОМ , 200 7 . - 448 с). Цель программы обучения: Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на б азовом уровне направлено на достижение следующих целей :  освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование с о временной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биол о гических и технических системах;  овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные мод е ли реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникац и онные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;  развитие познавательных инте ресов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;  воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм инфо р мационной деятельно сти;  приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности. Задачи программы обучения:  Мировоззренческая задача: раскрытие роли информации и информационных пр оцессов в природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационн о го моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных п о следствиях процесса информатизации общества.  Углубление теоретической подготовки: бол ее глубокие знания в области представления различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты и н формации, информационного моделирования.  Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и программных средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профе с сиональному уровню.  Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области и н форматики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, св я занных с учебной и практической деятельностью. Изучение курса обеспечивается учебно - методическим комплексом, выпускаемым издател ь ством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя: 1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебн ик для 10 - 11 кла с сов. 2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практ и кум для 10 - 11 классов. 3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10 - 11 классы: метод и ческое пособие. 4. Информатика. Задачник - пр актикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Содержание программы учебного курса информатика и ИКТ для 10 класса 1. И нформация - 19 часов. Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные си г налы. Носители информации . Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации.Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформ а лизованные языки. Выбор способа предс тавления информации в соответствии с поставле н ной задачей. 2. Информационные процессы в системах – 1 3 часов. Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения ин формации. Передача информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социал ь ных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование и н формации на основе формальных правил.Алгоритмизация как необходимое усло вие автом а тизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. 3. Информационные модели - 1 4 часов. Информационное моделирование как метод познания. Информационные ( нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделиров а ния. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы пре д ставления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования. Алгоритм как модель деятельности. 4. Программно - технические системы реализации информационных процессов - 4 ч а с а . Компьютер – универсальная техническая система обработки и нформации. Аппаратное и программное обеспечение компьютера.Архитектуры современных компьют е ров.Многообразие операционных систем.Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пр остранства, защиты информации. Ди с к ретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. Л о кальные сети. Топологии локальных сетей. Организация глобальных сетей. 5. Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сет е вые технол о гии) – 4 ча са Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных компьютерных с е тей. Организация глобальных компьютерных сетей. 6 . Программирование для ЭВМ – 1 6 часов Программирование линейных алгоритмов и ветвящихся алгоритмов . Программирование цик лических алгоритмов . Подпрограммы . Обработка строк Календарно - тематический план Альмухаметов Мансур Ибрагимович учителя информатики на 20 1 4 /20 1 5 учебный год План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по инфо р мати ке и ИК Т ( утверждена приказом Минобразования России от 09 . 03.04 , № 1312) . Предмет Класс Всего кол - во часов Кол - во часов в неделю Количество контрольных работ зачетов тестовых заданий лабораторных, пра к тических работ демонстрация Автор учебника, год изд ания Информатика и ИКТ 10 70 2 5 - 1 15 - И.Г. Семакин, 20 10 Методическая тема на 20 1 4 /201 5 учебный год Городская Школьная Учителя Совершенствование методич е ской работы в образовательной организации как основной м е ханизм профессионального ро с та педаг ога в повышении кач е ства образования Освоение новых подходов к образованию: компетентнос т ного и систе м но - деятельностного как основной способ совершенствования к а чества образовани я «Формирование ключевых компетенций ученика через интерактивные технологии об учения на уроках инфо р матики ». ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ Требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в Рабочей программе, соответствуют требованиям сформулированным в федеральном компоненте государственн о го стандарта общего о бразования. В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен: знать/понимать - три философские концепции информации - понятия «кодирование» и «декодирование» информации - сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению инфо рмации - сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации - основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема - роль информационных процессов в системах - современные (цифровые, компьютерные) типы носит елей информации и их основные х а ракт е ристики - назначение и функции операционных систем; - основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность , «шум» и способы защиты от шума - основные типы задач обработки информации - что так ое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска» - физические способы защиты информации - программные средства защиты информации - что такое информационная модель - этапы информационного моделирования на компьют е ре - архитектуру персонального компьютера - основные принципы представления данных в памяти компьютера - назначение и топологии локальных сетей - технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции) - что такое Интернет , систему адресации в Интернете (IP - адреса, доменная система имен) , сп о собы организации связи в Интернете уметь - решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте - решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближе нии) - приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.) - анализировать состав и структуру систем - сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам - рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известн ой скорости п е редачи - осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энци к лопедиях - применять меры защиты личной информации на ПК - строить граф - модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы - строить табличные мо дели по вербальному описанию системы - строить алгоритмы управления учебными исполнителями - осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассирово ч ной таблицы - подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения - работа ть в среде операционной системы на пользовательском уровне 10 класс № Изучаемый раздел, тема учебного материала Количество часов Календарные сроки планируемые /фактические Планируемые результаты Контрольно - измерительные м а териалы знания умения ОУУН и способы деятельности Информация. 19 1 Введение. Структура и н форматики. Правила ТБ. 1 0 1 .09 в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10 - 11 классах; из к а ких частей состоит предметная область информатики; выполнение требов а ний ТБ, гигиены, э р гономики и ресурсо с бережения при раб о те со средствами ИКТ; организация рабочего места; выполнение правил гигиены труда; 2 Понятие информации. 1 0 1 . 09 три философские ко н цепции информации; понятие информации в частных науках: не й рофизиологии, генет и ке , кибернетике, теории информ а ции; о собе н ности запомин а ния, обработки и пер е дачи информации челов е ком. владение устной речью; р а бота с учебником; умение внимательно воспринимать информацию и запоминать её; 3 Представление информ а ции, языки, кодирование. Выбор способа предста в ления информации в соо т ветствии с поставленной задачей. 1 8 .09 что такое язык пре д ставления информации; какие бывают языки; понятия «кодирование» и «декодирование» и н формации; примеры технических систем кодирования информ а ции: азбука Морзе, т е переводить информ а цию из одной знак о вой системы в др у гую; определять дл и ну кода, количество различных комбин а ций; умение внимательно во с принимать информацию и запоминать её;умение сам о стоя тельно выполнять у п ражнения, решать познав а тельные задачи; 4 Измерение информации. Объемный подход 1 8 .09 леграфный код Бодо; понятия «шифров а ние», «дешифрование»; 5 Решение задач по теме «Измерение информации» 1 1 5 .0 9 сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информ а ции; определение бита с алфавитной т.з.; связь между размером алф а вита и информацио н ным весом символа (в приближении равнов е роятности символов); связь между единицами измерения информ а ции: бит, байт, Кб, Мб, Гб ; решать задачи на измерение информ а ции, заключенной в тексте, с алфа витной т.з. (в приближении равной вероятности символов); выполнять пересчет количества информ а ции в разные един и цы; установление причинно - следственных связей; оп е рирование понятиями, су ж дениями; 6 Измерение информации. Содержательный подход. 1 1 5 .09 сущность содерж а тельного (вероятнос т ного) подхода к изм е рению информации; определение бита с позиции содержания сообщения; определять количес т во информации с и с пользованием ра з личных подходов к определению колич е ства информации; свободное пользование ум е ни ем обобщения и систем а тизации знаний; 7 Решение задач по теме «Измерение информации» . 1 22 .09 решать несложные задачи на измерение информации, закл ю ченной в сообщении, используя содерж а тельный подход (в равновероятном пр и ближении); установление причи нно - следственных связей; оп е рирование понятиями, су ж дениями; 8 - 9 Практическая работа №2.1 «Измерение информации» Контрольная работа «И н формация». 2 2 2 .09 29 . 09 определять количес т во информации с и с пользованием ра з личных подходов к определению колич е с тва информации; свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; Контрольная работа «И н формация» традиционная форма 10 Введение в теорию систем счисления. 1 2 9 . 09 система; структура системы; свойства си с демонстрировать н а выки расширения и умение осуществлять сам о контроль в учебной де я темы; подсистема; си с темный подхо д в науке и практике; обобщения знаний о способах измерения информации; тельности; 11 Системы счисления; дв о ичная арифметика; 1 0 6 .10 основные принципы представления данны х в памяти компьютера получать внутреннее представление целых чисел в памяти ко м пьютера ; свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; 12 Практическая работа №2.9 «Представление чисел» 1 0 6 .10 13 П редставление чисел в памяти ко мпьютера. Ун и версальность дискретного (цифрового) представл е ния информации. 1 1 3 .10 - целых чисел - диапазоны предста в ления целых чисел без знака и со знаком - принципы предста в ления вещественных чисел вычислять разме р цветовой палитры по значению битовой глубины цвета ; сж и мать текстовую и н формацию; свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; 14 Практическая работа №2.10 «Представление текстов. Сжатие текстов» 1 1 3 .10 15 Текст как информацио н ный объект. Автоматиз и рованные средс тва и те х нологии организации те к ста. Кодирование текста. Сжатие текста (алгоритм Хаффмена) 1 2 0 .10 - представление текста - о сновные приемы пр е образования текстов. 16 Практическая работа №2.11 «Представление изображения и звука» 1 2 0 .10 17 Кодир ование изображения и звука. Практическая р а бота 1 27 .1 0 - представление из о бражения; цветовые м о дели - в чем различие ра с тровой и векторной гр а фики - дискретное (цифр о вое) представление звука 18 Кодирование изображения и звука. Решение задач. 1 27 .1 0 19 Контрольная работа «Ди с кретные модели данных на компьютере». 1 10 .11 демонстрировать н а выки расширения и обобщения знаний о представлении да н ных в памяти комп ь ютера; умение осуществлять сам о контроль в учебной де я тельности; К Р «Дискретные модели данных на компьютере» тестирование Информационные процессы в системах. 1 4 20 Введение в теорию систем. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен инфо р мацией между элемент а ми, сигналы. 1 10 .11 система; структу ра системы; свойства си с темы; подсистема; си с темный подход в науке и практике; приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.); анализировать состав и структуру систем; установление причинно - следственных связей; оп е рирование понятиями, су ж дения ми; самостоятельная работа с учебным матери а лом; 21 Классификация информ а ционных процессов. И н формационные процессы в естественных и искусс т венных системах. 1 17 .11 типы информационных процессов: хранение, передача и обработка информации; чем отл и чаются естественные и искусственные сист е мы; какие типы связей действуют в системах; роль информационных процессов в системах; состав и структуру си с тем управления; анализировать состав и структуру систем; различать связи мат е риальные и информ а ционные; установл ение причинно - следственных связей; оп е рирование понятиями, су ж дениями; самостоятельная работа с учебным матери а лом; 22 Решение задани й из ра з дела 1 17 .11 составлять алгоритмы решения несложных задач свободное пользование ум е нием обобщения и систем а ти зации знаний; 23 Выполнение дополнител ь ных заданий на тему «Систематизация» 1 24 .11 24 Хранение информации; выбор способа хранения информации. 1 24 .11 носитель информации; история развития нос и телей информации; современные (цифр о вые, компьютерные) типы носителей и н формации и их осно в ные характеристики; сопоставлять разли ч ные цифровые нос и тели по их технич е ским свойствам; установление причинно - следственных связей; оп е рирование понятиями, су ж дениями; самостоятельная работа с учебны м матери а лом; 25 Передача информации в социальных, биологич е ских и технических сист е мах. 1 1 .12 модель К Шеннона п е редачи информации по техническим каналам связи; основные хара к рассчитывать объем информации, перед а ваемой по каналам связи, при известной умение внимательно во с принимать информацию и запоминать её;умение сам о стоятельно выполнять у п теристики каналов св я зи: скорость передачи, пропускная спосо б ность; поняти е «шум» и способы защиты от шума; скорости передачи; ражнения; 2 6 Обработка инфор мации и алгоритмы. Преобразов а ние информации на основе формальных правил. 1 1 .12 основные типы задач обработки информ а ции; понятие исполн и теля обработки инфо р мации; понятие алг о ритма обработки и н формации; разрабатывать сист е му команд исполн и теля для реше ния несложной задачи на обработку информ а ции; умение логически мыслить; составление алгоритмов; 27 Автоматическая обработка информации. Алгоритм и зация как необходимое условие его автоматиз а ции. 1 8 .12 что такое «алгоритм и ческие машины» в те о рии алгоритм ов; опр е деление и свойства а л горитма управления алгоритмической м а шиной; устройство и систему команд алг о ритмической машины Поста; составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста; умение логически мыслить; составление алгоритмов; 2 8 Практическая работа №2.2 «Автоматическая обрабо т ка данных». 1 8 .12 составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста; свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; 29 Программирование маш и ны Поста. Практи ческая работа 1 15 .12 30 Контрольная работа «Хр а нение, передача и обр а ботка информации». 1 15 .12 демонстрировать н а выки расширения и обобщения знаний об основных информ а ционных процессах; умение осуществлять сам о контроль в учебной де я тельности; Кон трольная работа « Хр а нение, передача и обрабо т ка и нформаци и » традиционная форма 31 Поиск данных и систем а тизация информации. 1 2 2 .12 что такое «набор да н ных», «ключ поиска» и «критерий поиска»; что такое «структура да н осуществлять поиск данных в структур и рованных списках, словарях, справочн и умение внимательно во с принимать информацию и запоминать её ; ных»; какие бывают структуры; алгори тм последовательного п о иска; алгоритм поиска половинным делением; что такое блочный п о иск; как осуществляе т ся поиск в иерархич е ской структуре данных; ках, энциклопедиях; осуществлять поиск в иерархической фа й ловой структуре ко м пьютера; 32 Организация личной и н формационной среды. З а щита информации. 1 2 2 .12 виды угроз для числ о вой информации; ф и зические способы з а щиты инф ормации; программные средства защиты информации; что такое цифровая подпись и цифровой сертификат; применять меры з а щиты личной инфо р мации на ПК; работать с учебником; структурировать информ а цию; сравнивать получе н ные результаты с учебной задачей; составля ть на осн о ве текста таблицу; пров о дить разные виды сравн е ния; 33 Практическая работа №2.3 «Шифрование данных». 1 1 7 .01 что такое криптогр а фия; применять просте й шие криптографич е ские шифры (в уче б ном режиме); свободное пользование ум е нием обобщения и сис тем а тизации знаний; Информационные м од ели и сист е мы 1 3 34 Компьютерное информ а ционное моделиров а ние. Назначение и виды информационных мод е лей. Формализация задач из различных предметных областей. 1 1 2 .01 определение модел и информационные м о дели (не материальные) ; что такое информац и онная модель; этапы информационного м о делирования на ко м пьютере . характеризовать эт а пы информационного моделирования на компьютере; работать с учебником; структурировать информ а цию; составлять на основе текста табл и цу; и спо льзование информ а ционных моделей в учебной и познавательной деятел ь ности. 35 Структур ирование да н ных. Построение инфо р мационной модели для решения поставленной задачи 1 12 .01 что такое граф, дерево, сеть; структура табл и цы; основные типы табличных модел ей; что такое многота б личная модель данных и каким образом в ней связываются табл и ориентироваться в граф - моделях; стр о ить граф - модели (д е ревья, сети) по ве р бальному описанию системы; строить табли чные модели по вербальному опис а умение внимательно во с принимать информацию и запоминать её; цы; о ценка адекватн о сти модели объекту и целям моделирования нию системы; 36 Пример структуры да н ных - модели предметной области (на примерах з а дач различных предме т ных областей). 1 19 .01 ориентироваться в граф - моделях; стр о ить граф - модели (д е ревья, сети) по ве р бальному описанию системы; строить табличные модели по вербальному опис а нию системы; свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; 3 7 - 38 Практическая работа №2.4 - 2.5 «Структуры данных: графы, таб лицы». 2 19 .0 1 26. 0 1 39 Алгоритм как модель де я тельности. 1 26 .0 1 понятие алгоритмич е ской модели; способы описания алгоритмов: блок - схемы, учебный алгоритмический язык; что такое трассировка алгоритма; строить алгоритмы управления учебными исполнит елями; ос у ществлять трассиро в ку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассир о вочной таблицы; строить алгоритмы управления учебными исполнителями; работать с учебником; структурировать информ а цию; сравнивать получе н ные результаты с учебной задаче й; 4 0 - 4 1 Практическая работа №2.6 «Управление алгоритм и ческим исполнителем». 2 2 .02 2 .02 свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; 4 2 - 4 3 Управление алгоритмич е скими исполнителями Практическая (З - П 4.2.3, 4.2.4) 2 9 .02 9 .02 4 4 - 4 5 Алгоритмы работы с вел и чинами (З - П 4.3) 2 16 .02 16 .02 4 6 Контрольная работа по теме «Алгоритмы» 1 0 2 .0 3 Контрольная работа по теме «Алгоритмы» Программно - технические сист е мы реализации информационных процессов. 4 4 7 Компьютер – универсал ь ная техническая система обработки информации. Архитектур ы совреме н ных компьютеров. 1 2 .03 архитектуру перс о нального компьютера; что такое контроллер внешнего устройства ПК; назначение шины; в чем заключается принцип открытой а р хитектуры ПК; о сно в ные виды памяти ПК; что такое системная умение внимательно во с принимать информацию и запоминать её; конспект и ровать лекцию; логич ески мыслить; анализировать и обобщать информацию; плата, порты ввода - вывода; назначение дополнительных ус т ройств: сканер, средс т ва мультимедиа, сет е вое оборудование и др.; 48 Аппаратное и програм м ное обеспечение компь ю тера. Многообразие оп е рационных систем. 1 9 .03 состав аппаратной ча с ти ПК; что такое пр о граммное обеспечение ПК; структура ПО ПК; определять виды ПО; выя вление существенных признаков объекта; п р о граммные и аппаратные средства в различных видах профессиональной деятел ь ности 49 - 5 0 Практическая работа №2.7 «Выбор конфигурации компьютера» , №2.8 «Настройка BIOS » 2 9 .03 16 .03 подбирать конфиг у рацию ПК в за вис и мости от его назнач е ния и решаемой зад а чи ; настроить BIOS , сп о собы загрузки опер а ционной системы. Работать с графич е ским интерфейсом Windows ? стандар т ными и служебными приложениями , фа й ловыми менеджер а ми, архиваторами и антивирусными пр о граммами. свобо дное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; Средства и технологии обмена информацией с помощью комп ь ютерных сетей (сетевые технол о гии) - начало 4 5 1 Развитие архитектуры в ы числительных систем 1 16 .03 идею распараллелив а ния вычисл ений - что такое многопр о цессорные вычисл и тельные комплексы; какие существуют в а рианты их реализации 5 2 Организация локальных компьютерных сетей. 1 0 6 .0 4 назначение и топол о гии локальных сетей; технические средства локальных сетей (кан а лы связи, серве ры, р а бочие станции); осно в ные функции сетевой операционной системы; умение внимательно во с принимать информацию и запоминать её; конспект и ровать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию; 5 3 Организация глобальных компьютерных сетей . 1 0 6 .04 что такое Интернет; систему адресации в Интернете; способы организации связи в Интернете; протоколы обмена; протокол пер е дачи данных TCP / IP . Аппаратные и пр о граммные средства организации компь ю терных сетей. умение внимательно во с принимать инфор мацию и запоминать её; конспект и ровать лекцию; логически мыслить; анализировать и обобщать информацию; 5 4 Практическая работа №2.12 «Подготовка пр е зентации на тему: Комп ь ютерные сети» 1 1 3 .04 Программирование для ЭВМ (Паскаль) 1 6 5 5 Програм мирование для ЭВМ. Работа с величин а ми 1 1 3 .04 назначение языков программирования; алфавит языка пр о граммирования Pascal ; разработка и запись на языке программ и рования Pascal тип о вых алгоритмов; владение основными приемами работы с массивами: создание, з аполнение, сорт и ровка массива, вывод элементов массива в требуемом виде; выполнение действий по инструкции, алгоритму; составление алгоритмов; анализ и синтез, обобщение и классификация, сравнение информации; использование знаний в стандартной и нестандар т ной ситуации; логичность мышления; умение работать в колле к тиве; сравнение полученных р е зультатов с учебной зад а чей; владение компонентами доказательства; формулирование проблемы и определение способов ее 5 6 Программирование лине й ных алгоритмов 1 20 .04 объекты, с которыми работает программа (константы, переме н ные, функции, выраж е ния, операторы и т.д.); основные типы данных и операторы языка Паскаль; 5 7 Программ ирование ветв я щихся алгоритмов 1 20 .04 5 8 Программирование ветв я щихся алгоритмов . Реш е ние задач. 1 2 7 .04 5 9 Программирование цикл и ческих алгоритмов 1 2 7 . 04 60 Программирование цикл и ческих алгоритмов . Реш е ние задач 1 4 .0 5 6 1 Особенно сти целочисле н ной и вещественной арифметики 1 4 .0 5 определение массива, правила описания ма с сивов, способы хран е 6 2 Подпрограммы 1 11 .0 5 ния и доступа к о т дельным элементам массива; решения; определение проблем собс т венной учебной д еятельн о сти и установление их пр и чины; 6 3 Подпрограммы. Реш е ние задач 1 1 1 .05 6 4 Строковый тип да нных 1 1 8 .05 6 5 Строковый тип данных. Решение задач. 1 18. 05 6 6 Табличные данные и ма с сивы 1 23 .05 6 7 Задачи по теме «Одноме р ные массивы» 1 2 3 .05 6 8 Контрольная работа по теме «Программирование» 1 25 .05 Тест « Программирование » 6 9 Решение задач по теме «Одномерные массивы» 1 3 0 .05 70 Обобщающий урок за курс 10 - го класса. 1 3 0 .05 свободное пользование ум е нием обобщения и систем а тизации знаний; Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся Контроль пр едполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдел ьн ых разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опр о са. Пери од иче ски знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрол ь ными или тестовых заданиями. При тестировании все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в с о от ветствии с таблицей: Процент выполнения задания Отметка 81% и боле е отлично 61 - 80%% хорошо 41 - 60%% удовлетворительно менее 41% неудовлетворительно При выполнении практической работы и контрольной работы: Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяе т ся пр о граммой. При проверке у своения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися. • грубая ошибка – полностью искаж ено смысловое значение понятия, определения; • погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком пре д ста в лении рассматриваемого объекта; • недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания о п ределенные пр ограммой обучения; • мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла о т вета или решения, случайные описки и т.п. Э талоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательны й минимум содержания информатик и и информационных технологий. Требовать от учащихся о п ределени я, которые не входят в школьный курс информатики – это, значит, навлекать на себя проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»). Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях в ы ставляете отметка:  «5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1 - 2 мелких п о грешностей;  «4» ставится при наличии 1 - 2 недочетов или одной ошибки:  «3» ставится при выполнении 2/3 от объема предл оженных заданий;  «2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обяз а тел ь ными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного програм м ного материала): Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическ ая беседа, опрос). Задачей устного опр оса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение пр о блемных мест в усвоени и учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. О ц енка устных ответов уча щихся Ответ оценивается отметкой «5», если ученик: - полно раскрыл содержание материала в об ъеме, предусмотренном программой ; - изложил материал грамотным языком в определенной логической пос ледовательности, точно используя терминологию информатики как уч ебной дисциплины; - правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу; - показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами; - продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, усто йчивость и с пользуемых п ри ответе умений и навыков; - отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя. Возможны одна – двенеточности при освещении второстепенных вопросов или в выкла д ках, которые ученик легко исправил по замечанию учи т еля. Ответ оценивается отметкой «4, . если ответ удовлетворяет в основном требованиям на от ме т ку «5», но при этом имеет один из недостатков: - допущены один - два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по зам ечанию учителя: - допущены ошибка или более двух недочет ов при освещении второстепенных вопросов или в вы кладках, легко исправленные по замечанию учителя. Отметка «3» ставится в следующих случаях: - неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее поним а ние вопр оса и продемонстрир ованы умения, достаточные для дальнейшего усвоения програм м ного материала опре де ленные настоящей программой; Отметка «2» ставится в следующих случаях: - не раскрыто основное содержание учебного материала; - обнаружено незнание или неполное понимание у чеником большей или наиболее важной части учебн ого материала ; - допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунк ах, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя. График контрольных и практических работ по информатике и ИКТ на 20 14 /201 5 учебный год для 10 класс а I полугодие II полугодие Класс Контр ольная раб ота Практическая работа Контр ольная раб ота Практическая работа 10 №1, №2, №3 № 1, №2, №3, №4, №5 , №6, №7 № 4, № 5 № 8 , № 9, №10, №11, №12, №13, №14, №15 №9 Темы контрольных работ 10 класс № Темы Календарные сроки Фактические сроки 1 «И н формация» 29 .10 2 «Ди с кретные модели данных на компьютере». 16.11 3 «Хранение, передача и обр а ботка информации». 21. 12 4 «Алгоритмы» 29.02 5 «Программирование» 2 5 .05 Темы практических работ 10 класс № Тема Календарные сроки Факт и ческие сроки 1 «Измерение информации» 2 2 .09 2 «Представление чисел» 6 .10 3 «Представление текстов. Сжатие текстов» 1 3 .10 4 «Представление изображения и звука» 26.10 5 Кодирование изображения и звука. 9.11 6 «Автоматическая обрабо т ка данных». 14.12 7 Программирование маш и ны Поста 21.12 8 «Шифрование данных». 18.01 9 «Структуры данных: графы, таблицы». 1.02 1 0 «Управление алгоритм и ческим исполнителем». 8.02 11 Управление алгоритмич е скими исполнителями 22.02 12 «Выбор конфигурации компьютера» 14.03 13 Настройка BIOS» 14.03 14 «Подготовка презентации на тему: Комп ь ютерные сети» 4.04 15 «Одноме р ны е массивы» 23.05 Приложение к рабочей программе Источники информации и средства обучения I . Учебно - методический комплект 1. Информатика и информационно - коммуникационные технологии. Базовый уровень: учебник для 10 - 11 классов / И.Г. Семакин. , Е.К. Хен нер – М .: Б ИНОМ. Лаборатория зн а ний. 200 8 . – 176 с: ил. 2. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 - 11 классов / И. Г. Семакин , Е.К. Хеннер , Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Б азовых Знаний, 20 11 . II . Литература для учителя в том числе электронн ые образовательные р е сурсы 1. Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10 - 11 классы: методическое пособие / И.Г. Сема кин, Е.К. Хеннен. – М,: БИНОМ. Лаборатория з наний , 2008. – 102 с.: ил. 2. Информатика и информационно - коммуникационные технологии. Базовый уровень: у чебник для 10 - 11 классов / И.Г. Семакин. , Е.К. Хеннер – М .: Б ИНОМ. Лаборатория знаний. 200 8 . – 176 с: ил. 3. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10 - 11 классов / И. Г. Семакин, Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина – М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 20 11 . 4. http://tatinfomat2010.narod.ru/interest.htm 5. - kopilka.ru/page - 2.html 6. http://polezno - 2012.info/ege2012 7. http://gorchev.mu - pleven.bg/data/B11index.html 8. school - collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 9. http://window.edu.ru/ - Единое окно доступа к образовательным ресурсам 10. eor - np.ru - об электронных образовательных ресурсах 11. http://portalschool.ru - Школьный портал 12. http://www.openclass.ru/ - сетевые образовательные сообщества III . Технические средства обучения. 1. Компьютер – универсальное устрой ство обработки информации; основная конфигур а ция современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа - возможности: в и део - изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др. 2. Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагн итофону, микроскопу и т. п.; те х нологический элемент новой грамотности – радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы вс е му классу, эффективность организационных и административных выступлений. 3. Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную уч а щимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и из о браже ния большого формата. 4. Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети – дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести пер е писку с другими школами. 5. Устройства вывода звуковой информации – наушники для и ндивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания вс е го класса. 6. Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экра н ными объектами – клавиатура и мышь (и разнообразные устройства анал огичного н а значения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для уч а щихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП. 7. Устройства создания графической информации (графический планшет) – использую т ся для создания и редактировани я графических объектов, ввода рукописного текста и преобразования его в текстовый формат. 8. Устройства для создания музыкальной информации (музыкальные клавиатуры, вм е сте с соответствующим программным обеспечением) – позволяют учащимся создавать музыкальные мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их и с полнение, редактировать их. 9. Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоа п парат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон – дают возмо ж нос ть непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружа ю щего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося. 10. Датчики ( расстояния, освещенности, температуры, силы, влажности, и др.) – позволяю т измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире. 11. Управляемые компьютером устройства – дают возможность учащимся освоить пр о стейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), одновременно с другими базовыми пон ятиями информатики. 12. Локальная вычислительная сеть с выходом в Интернет . VI. Программные средства . 1. Операционная система Windows ХР. 2. Операционная система ALT LINUX . 3. Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0 4. Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.). 5. Программа - архиватор. 6. Клавиатурный тренажер. 7. Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы. 8. Звуковой редактор. 9. Проста я система управления базами данных. 10. Простая геоинформационная система. 11. Система автоматизированного проектирования. 12. Виртуальные компьютерные лаборатории. 13. Программа - переводчик. 14. Система оптического распознавания текста. 15. Мультимедиа проигрыватель (входит в со став операционных систем или др.). 16. Система программирования. 17. Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.). 18. Браузер (входит в состав операционных систем или др.). 19. Программа интерактивного общения 20. Простой редактор Web - страниц