Программа по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень, расширенный курс по учебнику (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.).
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Управление образования Исполнительного комитета
города Набережные Челны Республики Татарстан
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Набережные Челны «Гимназия №61»
УТВЕРЖДЕНО
протоколом педагогического
совета
от _
29 августа
_ 2
0
14
г. № _
1
_
Директор МАОУ «Гимназии №61»
_____________________ С.Г. Казанкина
подпись
Введено приказом № _
164
___
от __
29 августа
_____ 20
14
_ г.
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
ДЛЯ
10
КЛАСС
А
общеобразовательный профиль
(
X
класс
–
2
час
а
в неделю,
70
часов в год
)
Составитель: Альмухаметов Мансур Ибрагимович, учитель информатики высшей кв. категории
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора _______________ __
Чухно Н.А.
__
подпись
Ф.И.О
РАССМОТРЕНО
на заседании МО, протокол от _
27
_ __
августа
__ 20
14
г. № _
1
_
Руководитель МО _____________ ___
Белоусова М.В.
__
подпись
Ф.И.О.
Набережные Челны
201
4
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
А
к рабочей программе
по
информатика и ИКТ
в
10
классе
(базовый уровень,
расширенны
й
ку
р
с
)
Рабочая программа по информатике
в 10
классе составлена на основании следующих док
у
ментов:
-
Законы РФ и РТ «Об образовании»
-
Федерального компонента государственного Стандарта
среднего (полного) общего
образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
-
Приказа МО и Н РФ от3 июня 2
011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный
БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации,
реализующих программы общего образования, утве
р
жденные приказом МО РФ от 9 марта
2004 года№1312»
-
Сборника нормативных до
кументов. Информатика
и ИКТ
. Примерные программы
по и
н
форматике и ИКТ
. Федеральный компонент государственного стандарта. / сост. Э.Д.
Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008.
-
Учебного плана МАОУ «Гимназия №61» города Набережные Челны Респу
б
лики Татар
стан
на 201
4
–
201
5
учебный год
.
Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия №61» на 2014
-
2015 учебный год на изуч
е
ние
Информатики и ИКТ
в
10
классе отводится
70
часов,
в том числе на контрольные и практ
и
ческие работы
–
по
5 и
15
часов
соответстве
н
но.
Программа
и учебный план, представленные в методическом пособии [3], рассчитаны на
35
-
часовой объем курса. Курс объемом
70
часов далее будем называть
расширенным ку
р
сом
.
Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы, которые подробно
описаны в
методическом пособии [3]. Основной целью по
-
прежнему остается выполнение
требований Государственного Образовательного Стандарта. В том же пособии отмечено, что
работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень
усвоения
материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного (а, тем более
–
кре
а
тивного) уровня усвоения курса является весьма проблематичным из
-
за недостатка учебного
времени
–
основного ресурса учебного процесса.
Первой дополнительной целью изучения расширен
ного курса является достижение бол
ь
шинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала
.
Книги [1] и [2] в основном обеспечивают необходимым для этого учебным и дидактическим
материалом. Качественно освоить весь этот материал в
полном объеме, имея 1 урок в нед
е
лю, практически невозможно. Кроме того, источником дополнительного учебного материала
может служить задачник
-
практикум [4].
Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся
к сдаче Единог
о Государственного Экзамена по информатике.
ЕГЭ по информатике не я
в
ляется обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расшир
е
нием количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4
-
х предметов информатика и
ИКТ будет востребован
а при поступлении на многие популярные специальности.
ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки в
ы
пускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в
нем либо отсутствуют, либо представле
ны недостаточно. К числу таких тем относятся: си
с
темы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня.
Программа расширенного курса предусматривает выделение дополнительного времени для
углубленного изучения этих тем. Использу
я базовые знания по этим темам, полученные
учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит
их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. При этом не нарушается логика
изучения основной (70
-
часовой) версии курса.
Так углубленное изучение систем счисления
происходит за счет дополнительного времени в рамках темы «Дискретные модели данных в
компьютере». Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запр
о
сов к базам данных». Дополнительное время для
работы с учебными исполнителями алг
о
ритмов, для построения алгоритмов работы с величинами выделяется в теме «Алгоритм
–
модель деятельности».
Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня и по этой причине
не представлено в книгах [1
], [2] и в тематическом плане в методическом пособии [3]. Вво
д
ный раздел программирования на Паскале имеется в учебнике для 9 класса. В расширенном
курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в уче
б
ный план включена дополн
ительная тема «Программирование» общим объемом 24 часа.
Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса
объемом 1
6
часов, вторая часть
–
в 11 класса объемом 10 часов. Для изучения этой темы
предлагается использовать у
чебное пособие [4], раздел 4.4 «Программирование на языках
высокого уровня»,
где имеется справочный материал по Паскалю, примеры программ и мн
о
гочисленные задания для программирования. Дополнительно можно использовать другие
учебные пособия по программиров
анию. Например, книгу:
Семакин И.Г., Шестаков А.П.
Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. сред.проф. образования. М.:
Издательский центр «Академия», 2008.
В заключение еще раз подчеркнем, что подготовка к ЕГЭ не является самоцелью изуч
ения
расширенного курса базового уровня. Она является лишь сопутствующим результатом кач
е
ственного решения основной задачи: выполнение требований Государственного Образов
а
тельного Стандарта.
Для реализации Рабочей программы используется учебно
-
методический
комплект, вкл
ю
чающий: учебник (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: уче
б
ник для 10
-
11 классов.). Учебник для общеобразовательных учр
е
ждений
-
М.: БИНОМ, 200
9
.
-
246 с.) и методическое пособие для учителя (
Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
Информатика и
ИКТ. Базовый уровень. 10
-
11 классы.
Программа курса
информатика и ИКТ
для
2
-
11
классов
общеобразовательных учреждений
-
М.:
БИНОМ
, 200
7
.
-
448
с).
Цель программы обучения:
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на б
азовом
уровне направлено на достижение следующих
целей
:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование с
о
временной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биол
о
гических и технических системах;
овладение
умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные мод
е
ли реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникац
и
онные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных инте
ресов, интеллектуальных и творческих способностей путем
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных
учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм инфо
р
мационной деятельно
сти;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Задачи программы обучения:
Мировоззренческая
задача: раскрытие роли информации и информационных пр
оцессов в
природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационн
о
го моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных п
о
следствиях процесса информатизации общества.
Углубление теоретической подготовки: бол
ее глубокие знания в области представления
различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты и
н
формации, информационного моделирования.
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и
программных
средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профе
с
сиональному уровню.
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области и
н
форматики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, св
я
занных
с учебной и практической деятельностью.
Изучение курса обеспечивается учебно
-
методическим комплексом, выпускаемым издател
ь
ством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебн
ик для 10
-
11 кла
с
сов.
2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практ
и
кум для 10
-
11 классов.
3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10
-
11 классы: метод
и
ческое пособие.
4. Информатика. Задачник
-
пр
актикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
Содержание программы учебного курса информатика и ИКТ для 10 класса
1.
И
нформация
-
19
часов.
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные си
г
налы.
Носители информации
. Виды и свойства информации. Количество информации как
мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества
информации.Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформ
а
лизованные языки. Выбор способа предс
тавления информации в соответствии с поставле
н
ной задачей.
2.
Информационные процессы в системах
–
1
3
часов.
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска.
Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения ин
формации. Передача
информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социал
ь
ных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование и
н
формации на основе формальных правил.Алгоритмизация как необходимое усло
вие автом
а
тизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных.
Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
3.
Информационные модели
-
1
4
часов.
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (
нематериальные)
модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделиров
а
ния. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.
Формы пре
д
ставления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
Основные
этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
Алгоритм
как модель деятельности.
4.
Программно
-
технические системы реализации информационных процессов
-
4
ч
а
с
а
.
Компьютер
–
универсальная техническая система обработки и
нформации.
Аппаратное и
программное обеспечение компьютера.Архитектуры современных компьют
е
ров.Многообразие операционных систем.Программные средства создания информационных
объектов, организации личного информационного пр
остранства, защиты информации. Ди
с
к
ретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука.
Л
о
кальные сети. Топологии локальных сетей.
Организация глобальных сетей.
5.
Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сет
е
вые технол
о
гии)
–
4 ча
са
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных компьютерных с
е
тей. Организация глобальных компьютерных сетей.
6
.
Программирование для ЭВМ
–
1
6
часов
Программирование линейных алгоритмов
и
ветвящихся алгоритмов
.
Программирование
цик
лических алгоритмов
.
Подпрограммы
.
Обработка строк
Календарно
-
тематический план
Альмухаметов Мансур Ибрагимович
учителя информатики на 20
1
4
/20
1
5
учебный год
План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по инфо
р
мати
ке и ИК
Т (
утверждена приказом Минобразования России от 09
.
03.04
,
№ 1312)
.
Предмет
Класс
Всего
кол
-
во
часов
Кол
-
во
часов в
неделю
Количество
контрольных работ
зачетов
тестовых заданий
лабораторных, пра
к
тических работ
демонстрация
Автор учебника,
год изд
ания
Информатика
и ИКТ
10
70
2
5
-
1
15
-
И.Г. Семакин,
20
10
Методическая тема на
20
1
4
/201
5
учебный год
Городская
Школьная
Учителя
Совершенствование методич
е
ской работы в образовательной
организации как основной м
е
ханизм профессионального ро
с
та педаг
ога в повышении кач
е
ства образования
Освоение новых подходов к
образованию: компетентнос
т
ного и систе
м
но
-
деятельностного как основной
способ совершенствования к
а
чества образовани
я
«Формирование ключевых
компетенций ученика через
интерактивные технологии
об
учения
на уроках
инфо
р
матики
».
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в Рабочей программе,
соответствуют требованиям сформулированным в федеральном компоненте государственн
о
го стандарта общего о
бразования.
В результате изучения информатики и информационных
технологий
ученик
должен:
знать/понимать
-
три философские концепции информации
-
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
-
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению инфо
рмации
-
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
-
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
-
роль информационных процессов в системах
-
современные (цифровые, компьютерные) типы носит
елей информации и их основные х
а
ракт
е
ристики
-
назначение и функции операционных систем;
-
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
,
«шум» и способы защиты от шума
-
основные типы задач обработки информации
-
что так
ое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
-
физические способы защиты информации
-
программные средства защиты информации
-
что такое информационная модель
-
этапы информационного моделирования на компьют
е
ре
-
архитектуру персонального компьютера
-
основные принципы представления данных в памяти компьютера
-
назначение и топологии локальных сетей
-
технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
-
что такое Интернет
,
систему адресации в Интернете (IP
-
адреса, доменная
система имен)
,
сп
о
собы организации связи в Интернете
уметь
-
решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте
-
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя
содержательный подход (в равновероятном приближе
нии)
-
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
-
анализировать состав и структуру систем
-
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
-
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известн
ой скорости
п
е
редачи
-
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энци
к
лопедиях
-
применять меры защиты личной информации на ПК
-
строить граф
-
модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
-
строить табличные мо
дели по вербальному описанию системы
-
строить алгоритмы управления учебными исполнителями
-
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассирово
ч
ной таблицы
-
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
-
работа
ть в среде операционной системы на пользовательском уровне
10
класс
№
Изучаемый раздел,
тема учебного материала
Количество часов
Календарные
сроки
планируемые
/фактические
Планируемые результаты
Контрольно
-
измерительные м
а
териалы
знания
умения
ОУУН
и способы деятельности
Информация.
19
1
Введение. Структура и
н
форматики. Правила ТБ.
1
0
1
.09
в чем состоят цели и
задачи изучения курса
в 10
-
11 классах; из к
а
ких частей состоит
предметная область
информатики;
выполнение требов
а
ний ТБ, гигиены, э
р
гономики и ресурсо
с
бережения при раб
о
те
со средствами ИКТ;
организация рабочего места;
выполнение правил гигиены
труда;
2
Понятие информации.
1
0
1
.
09
три философские ко
н
цепции информации;
понятие информации в
частных науках: не
й
рофизиологии, генет
и
ке
, кибернетике, теории
информ
а
ции;
о
собе
н
ности запомин
а
ния,
обработки и пер
е
дачи
информации челов
е
ком.
владение устной речью; р
а
бота с учебником; умение
внимательно воспринимать
информацию и запоминать
её;
3
Представление информ
а
ции, языки, кодирование.
Выбор способа предста
в
ления информации в соо
т
ветствии с поставленной
задачей.
1
8
.09
что такое язык пре
д
ставления информации;
какие бывают языки;
понятия «кодирование»
и «декодирование» и
н
формации; примеры
технических систем
кодирования информ
а
ции: азбука
Морзе, т
е
переводить информ
а
цию из одной знак
о
вой системы в др
у
гую; определять дл
и
ну кода, количество
различных комбин
а
ций;
умение внимательно во
с
принимать информацию и
запоминать её;умение сам
о
стоя
тельно выполнять у
п
ражнения, решать познав
а
тельные задачи;
4
Измерение информации.
Объемный подход
1
8
.09
леграфный код Бодо;
понятия «шифров
а
ние», «дешифрование»;
5
Решение задач по теме
«Измерение информации»
1
1
5
.0
9
сущность объемного
(алфавитного) подхода
к измерению информ
а
ции; определение бита
с
алфавитной т.з.; связь
между размером алф
а
вита и информацио
н
ным весом символа (в
приближении равнов
е
роятности символов);
связь между единицами
измерения информ
а
ции: бит, байт, Кб, Мб,
Гб
;
решать задачи на
измерение информ
а
ции, заключенной в
тексте, с алфа
витной
т.з. (в приближении
равной вероятности
символов);
выполнять пересчет
количества информ
а
ции в разные един
и
цы;
установление причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями;
6
Измерение информации.
Содержательный подход.
1
1
5
.09
сущность содерж
а
тельного (вероятнос
т
ного) подхода к изм
е
рению информации;
определение бита с
позиции содержания
сообщения;
определять количес
т
во информации с и
с
пользованием ра
з
личных подходов к
определению колич
е
ства информации;
свободное пользование ум
е
ни
ем обобщения и систем
а
тизации знаний;
7
Решение задач по теме
«Измерение информации»
.
1
22
.09
решать несложные
задачи на измерение
информации, закл
ю
ченной в сообщении,
используя содерж
а
тельный подход (в
равновероятном пр
и
ближении);
установление причи
нно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями;
8
-
9
Практическая работа №2.1
«Измерение информации»
Контрольная работа
«И
н
формация».
2
2
2
.09
29
.
09
определять количес
т
во информации с и
с
пользованием ра
з
личных подходов к
определению колич
е
с
тва информации;
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
Контрольная работа «И
н
формация»
традиционная форма
10
Введение в теорию систем
счисления.
1
2
9
.
09
система; структура
системы; свойства си
с
демонстрировать н
а
выки расширения и
умение осуществлять сам
о
контроль в учебной де
я
темы; подсистема; си
с
темный подхо
д в науке
и практике;
обобщения знаний о
способах измерения
информации;
тельности;
11
Системы счисления; дв
о
ичная арифметика;
1
0
6
.10
основные принципы
представления данны
х
в памяти компьютера
получать внутреннее
представление целых
чисел в памяти ко
м
пьютера
;
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
12
Практическая работа №2.9
«Представление чисел»
1
0
6
.10
13
П
редставление чисел в
памяти ко
мпьютера.
Ун
и
версальность дискретного
(цифрового) представл
е
ния информации.
1
1
3
.10
-
целых чисел
-
диапазоны предста
в
ления целых чисел без
знака и со знаком
-
принципы предста
в
ления вещественных
чисел
вычислять разме
р
цветовой палитры по
значению битовой
глубины цвета
; сж
и
мать текстовую и
н
формацию;
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
14
Практическая работа
№2.10
«Представление
текстов. Сжатие текстов»
1
1
3
.10
15
Текст как информацио
н
ный объект. Автоматиз
и
рованные средс
тва и те
х
нологии организации те
к
ста.
Кодирование текста.
Сжатие текста (алгоритм
Хаффмена)
1
2
0
.10
-
представление текста
-
о
сновные приемы пр
е
образования текстов.
16
Практическая работа
№2.11
«Представление
изображения и звука»
1
2
0
.10
17
Кодир
ование изображения
и звука. Практическая р
а
бота
1
27
.1
0
-
представление из
о
бражения; цветовые
м
о
дели
-
в чем различие ра
с
тровой и векторной
гр
а
фики
-
дискретное (цифр
о
вое) представление
звука
18
Кодирование изображения
и звука. Решение задач.
1
27
.1
0
19
Контрольная работа «Ди
с
кретные модели данных на
компьютере».
1
10
.11
демонстрировать н
а
выки расширения и
обобщения знаний о
представлении да
н
ных в памяти комп
ь
ютера;
умение осуществлять сам
о
контроль в учебной де
я
тельности;
К
Р
«Дискретные модели
данных на компьютере»
тестирование
Информационные процессы в
системах.
1
4
20
Введение в теорию систем.
Системы, образованные
взаимодействующими
элементами, состояния
элементов, обмен инфо
р
мацией между элемент
а
ми, сигналы.
1
10
.11
система; структу
ра
системы; свойства си
с
темы; подсистема; си
с
темный подход в науке
и практике;
приводить примеры
систем (в быту, в
природе, в науке и
пр.); анализировать
состав и структуру
систем;
установление причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дения
ми; самостоятельная
работа с учебным матери
а
лом;
21
Классификация информ
а
ционных процессов.
И
н
формационные процессы в
естественных и искусс
т
венных системах.
1
17
.11
типы информационных
процессов: хранение,
передача и обработка
информации; чем отл
и
чаются
естественные и
искусственные сист
е
мы; какие типы связей
действуют в системах;
роль информационных
процессов в системах;
состав и структуру си
с
тем управления;
анализировать состав
и структуру систем;
различать связи мат
е
риальные и информ
а
ционные;
установл
ение причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями; самостоятельная
работа с учебным матери
а
лом;
22
Решение задани
й
из ра
з
дела
1
17
.11
составлять алгоритмы
решения несложных
задач
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
ти
зации знаний;
23
Выполнение дополнител
ь
ных заданий на тему
«Систематизация»
1
24
.11
24
Хранение информации;
выбор способа хранения
информации.
1
24
.11
носитель информации;
история развития нос
и
телей информации;
современные (цифр
о
вые, компьютерные)
типы носителей и
н
формации и их осно
в
ные характеристики;
сопоставлять разли
ч
ные цифровые нос
и
тели по их технич
е
ским свойствам;
установление причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями; самостоятельная
работа с учебны
м матери
а
лом;
25
Передача информации
в
социальных, биологич
е
ских и технических сист
е
мах.
1
1
.12
модель К Шеннона п
е
редачи информации по
техническим каналам
связи; основные хара
к
рассчитывать объем
информации, перед
а
ваемой по каналам
связи, при известной
умение внимательно во
с
принимать информацию и
запоминать её;умение сам
о
стоятельно выполнять у
п
теристики каналов св
я
зи: скорость передачи,
пропускная спосо
б
ность; поняти
е «шум»
и способы защиты от
шума;
скорости передачи;
ражнения;
2
6
Обработка инфор
мации и
алгоритмы.
Преобразов
а
ние информации на основе
формальных правил.
1
1
.12
основные типы задач
обработки информ
а
ции; понятие исполн
и
теля обработки инфо
р
мации; понятие алг
о
ритма обработки и
н
формации;
разрабатывать сист
е
му команд исполн
и
теля для реше
ния
несложной задачи на
обработку информ
а
ции;
умение логически мыслить;
составление алгоритмов;
27
Автоматическая обработка
информации.
Алгоритм
и
зация как необходимое
условие его автоматиз
а
ции.
1
8
.12
что такое «алгоритм
и
ческие машины» в те
о
рии алгоритм
ов; опр
е
деление и свойства а
л
горитма управления
алгоритмической м
а
шиной; устройство и
систему команд алг
о
ритмической машины
Поста;
составлять алгоритмы
решения несложных
задач для управления
машиной Поста;
умение логически мыслить;
составление алгоритмов;
2
8
Практическая работа
№2.2
«Автоматическая обрабо
т
ка данных».
1
8
.12
составлять алгоритмы
решения несложных
задач для управления
машиной Поста;
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
29
Программирование маш
и
ны Поста. Практи
ческая
работа
1
15
.12
30
Контрольная работа «Хр
а
нение, передача и обр
а
ботка информации».
1
15
.12
демонстрировать н
а
выки расширения и
обобщения знаний об
основных информ
а
ционных процессах;
умение осуществлять сам
о
контроль в учебной де
я
тельности;
Кон
трольная работа «
Хр
а
нение, передача и обрабо
т
ка и
нформаци
и
»
традиционная форма
31
Поиск данных и систем
а
тизация информации.
1
2
2
.12
что такое «набор да
н
ных», «ключ поиска» и
«критерий поиска»; что
такое «структура да
н
осуществлять поиск
данных в структур
и
рованных списках,
словарях, справочн
и
умение внимательно во
с
принимать информацию и
запоминать её
;
ных»; какие бывают
структуры; алгори
тм
последовательного п
о
иска; алгоритм поиска
половинным делением;
что такое блочный п
о
иск; как осуществляе
т
ся поиск в иерархич
е
ской структуре данных;
ках, энциклопедиях;
осуществлять
поиск в
иерархической фа
й
ловой структуре ко
м
пьютера;
32
Организация личной и
н
формационной среды. З
а
щита информации.
1
2
2
.12
виды угроз для числ
о
вой информации; ф
и
зические способы з
а
щиты инф
ормации;
программные средства
защиты информации;
что такое цифровая
подпись и цифровой
сертификат;
применять меры з
а
щиты личной инфо
р
мации на ПК;
работать с учебником;
структурировать информ
а
цию; сравнивать получе
н
ные результаты с учебной
задачей; составля
ть на осн
о
ве текста таблицу; пров
о
дить разные виды сравн
е
ния;
33
Практическая работа №2.3
«Шифрование данных».
1
1
7
.01
что такое криптогр
а
фия;
применять просте
й
шие криптографич
е
ские шифры (в уче
б
ном режиме);
свободное пользование ум
е
нием обобщения и сис
тем
а
тизации знаний;
Информационные м
од
ели
и сист
е
мы
1
3
34
Компьютерное информ
а
ционное моделиров
а
ние.
Назначение и виды
информационных мод
е
лей. Формализация задач
из различных предметных
областей.
1
1
2
.01
определение модел
и
информационные м
о
дели (не
материальные)
;
что такое информац
и
онная модель; этапы
информационного м
о
делирования на ко
м
пьютере
.
характеризовать эт
а
пы информационного
моделирования на
компьютере;
работать с учебником;
структурировать информ
а
цию; составлять на основе
текста табл
и
цу;
и
спо
льзование информ
а
ционных моделей в учебной
и познавательной деятел
ь
ности.
35
Структур
ирование
да
н
ных.
Построение инфо
р
мационной модели для
решения поставленной
задачи
1
12
.01
что такое граф, дерево,
сеть; структура табл
и
цы; основные типы
табличных модел
ей;
что такое многота
б
личная модель данных
и каким образом в ней
связываются табл
и
ориентироваться в
граф
-
моделях; стр
о
ить граф
-
модели (д
е
ревья, сети) по ве
р
бальному описанию
системы; строить
табли
чные модели по
вербальному опис
а
умение внимательно во
с
принимать информацию и
запоминать её;
цы;
о
ценка адекватн
о
сти модели объекту и
целям моделирования
нию системы;
36
Пример структуры да
н
ных
-
модели предметной
области
(на примерах з
а
дач различных предме
т
ных областей).
1
19
.01
ориентироваться в
граф
-
моделях; стр
о
ить граф
-
модели (д
е
ревья, сети) по ве
р
бальному описанию
системы; строить
табличные модели по
вербальному опис
а
нию системы;
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
3
7
-
38
Практическая работа №2.4
-
2.5 «Структуры данных:
графы, таб
лицы».
2
19
.0
1
26.
0
1
39
Алгоритм как модель де
я
тельности.
1
26
.0
1
понятие алгоритмич
е
ской модели; способы
описания алгоритмов:
блок
-
схемы, учебный
алгоритмический язык;
что такое трассировка
алгоритма;
строить алгоритмы
управления учебными
исполнит
елями; ос
у
ществлять трассиро
в
ку алгоритма работы
с величинами путем
заполнения трассир
о
вочной таблицы;
строить алгоритмы
управления учебными
исполнителями;
работать с учебником;
структурировать информ
а
цию; сравнивать получе
н
ные результаты с учебной
задаче
й;
4
0
-
4
1
Практическая работа №2.6
«Управление алгоритм
и
ческим исполнителем».
2
2
.02
2
.02
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
4
2
-
4
3
Управление алгоритмич
е
скими исполнителями
Практическая (З
-
П 4.2.3,
4.2.4)
2
9
.02
9
.02
4
4
-
4
5
Алгоритмы работы с вел
и
чинами
(З
-
П 4.3)
2
16
.02
16
.02
4
6
Контрольная работа по
теме «Алгоритмы»
1
0
2
.0
3
Контрольная работа
по теме «Алгоритмы»
Программно
-
технические сист
е
мы реализации информационных
процессов.
4
4
7
Компьютер
–
универсал
ь
ная техническая система
обработки информации.
Архитектур
ы
совреме
н
ных компьютеров.
1
2
.03
архитектуру перс
о
нального компьютера;
что такое контроллер
внешнего устройства
ПК; назначение шины;
в чем заключается
принцип открытой а
р
хитектуры ПК; о
сно
в
ные виды памяти ПК;
что такое системная
умение внимательно во
с
принимать информацию и
запоминать её;
конспект
и
ровать лекцию; логич
ески
мыслить; анализировать и
обобщать информацию;
плата, порты ввода
-
вывода; назначение
дополнительных ус
т
ройств: сканер, средс
т
ва мультимедиа, сет
е
вое оборудование и др.;
48
Аппаратное и програм
м
ное обеспечение компь
ю
тера. Многообразие оп
е
рационных систем.
1
9
.03
состав аппаратной ча
с
ти ПК;
что такое пр
о
граммное обеспечение
ПК; структура ПО ПК;
определять виды ПО;
выя
вление существенных
признаков объекта;
п
р
о
граммные и аппаратные
средства в различных видах
профессиональной деятел
ь
ности
49
-
5
0
Практическая работа №2.7
«Выбор конфигурации
компьютера»
, №2.8
«Настройка
BIOS
»
2
9
.03
16
.03
подбирать конфиг
у
рацию ПК в за
вис
и
мости от его назнач
е
ния
и решаемой зад
а
чи
;
настроить
BIOS
, сп
о
собы загрузки опер
а
ционной системы.
Работать с графич
е
ским интерфейсом
Windows
?
стандар
т
ными и служебными
приложениями
, фа
й
ловыми менеджер
а
ми, архиваторами и
антивирусными пр
о
граммами.
свобо
дное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
Средства и технологии обмена
информацией с помощью комп
ь
ютерных сетей (сетевые технол
о
гии)
-
начало
4
5
1
Развитие архитектуры в
ы
числительных систем
1
16
.03
идею распараллелив
а
ния вычисл
ений
-
что такое многопр
о
цессорные вычисл
и
тельные комплексы;
какие существуют в
а
рианты их реализации
5
2
Организация локальных
компьютерных
сетей.
1
0
6
.0
4
назначение и топол
о
гии локальных сетей;
технические средства
локальных сетей (кан
а
лы связи, серве
ры, р
а
бочие станции); осно
в
ные функции сетевой
операционной системы;
умение внимательно во
с
принимать информацию и
запоминать её;
конспект
и
ровать лекцию; логически
мыслить; анализировать и
обобщать информацию;
5
3
Организация глобальных
компьютерных
сетей
.
1
0
6
.04
что такое Интернет;
систему адресации в
Интернете; способы
организации связи в
Интернете; протоколы
обмена; протокол пер
е
дачи данных
TCP
/
IP
.
Аппаратные и пр
о
граммные средства
организации компь
ю
терных сетей.
умение внимательно во
с
принимать инфор
мацию и
запоминать её;
конспект
и
ровать лекцию; логически
мыслить; анализировать и
обобщать информацию;
5
4
Практическая работа
№2.12
«Подготовка пр
е
зентации на тему: Комп
ь
ютерные сети»
1
1
3
.04
Программирование для ЭВМ
(Паскаль)
1
6
5
5
Програм
мирование для
ЭВМ. Работа с величин
а
ми
1
1
3
.04
назначение языков
программирования;
алфавит языка пр
о
граммирования
Pascal
;
разработка и запись
на языке программ
и
рования
Pascal
тип
о
вых алгоритмов;
владение основными
приемами работы с
массивами: создание,
з
аполнение, сорт
и
ровка массива, вывод
элементов массива в
требуемом виде;
выполнение действий по
инструкции, алгоритму;
составление алгоритмов;
анализ и синтез, обобщение
и классификация,
сравнение информации;
использование знаний в
стандартной и нестандар
т
ной ситуации;
логичность мышления;
умение работать в колле
к
тиве;
сравнение полученных р
е
зультатов с учебной зад
а
чей;
владение компонентами
доказательства;
формулирование проблемы
и определение способов ее
5
6
Программирование лине
й
ных алгоритмов
1
20
.04
объекты, с которыми
работает программа
(константы, переме
н
ные, функции, выраж
е
ния, операторы и т.д.);
основные типы данных
и операторы языка
Паскаль;
5
7
Программ
ирование ветв
я
щихся алгоритмов
1
20
.04
5
8
Программирование ветв
я
щихся алгоритмов
.
Реш
е
ние задач.
1
2
7
.04
5
9
Программирование цикл
и
ческих алгоритмов
1
2
7
.
04
60
Программирование цикл
и
ческих алгоритмов
. Реш
е
ние задач
1
4
.0
5
6
1
Особенно
сти целочисле
н
ной и вещественной
арифметики
1
4
.0
5
определение массива,
правила описания ма
с
сивов, способы хран
е
6
2
Подпрограммы
1
11
.0
5
ния и доступа к о
т
дельным элементам
массива;
решения;
определение проблем собс
т
венной учебной д
еятельн
о
сти и установление их пр
и
чины;
6
3
Подпрограммы. Реш
е
ние
задач
1
1
1
.05
6
4
Строковый тип да
нных
1
1
8
.05
6
5
Строковый тип данных.
Решение задач.
1
18.
05
6
6
Табличные данные и ма
с
сивы
1
23
.05
6
7
Задачи по теме «Одноме
р
ные массивы»
1
2
3
.05
6
8
Контрольная работа по
теме «Программирование»
1
25
.05
Тест
«
Программирование
»
6
9
Решение задач по теме
«Одномерные массивы»
1
3
0
.05
70
Обобщающий урок за курс
10
-
го класса.
1
3
0
.05
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
Контроль пр
едполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как
отдел
ьн
ых разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опр
о
са. Пери
од
иче
ски знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрол
ь
ными или тестовых заданиями.
При тестировании
все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в
с
о
от
ветствии
с таблицей:
Процент выполнения задания
Отметка
81% и боле
е
отлично
61
-
80%%
хорошо
41
-
60%%
удовлетворительно
менее 41%
неудовлетворительно
При выполнении практической работы и контрольной работы:
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяе
т
ся пр
о
граммой. При проверке у
своения материала выявляется полнота, прочность усвоения
учащимися теории
и
умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
•
грубая ошибка
–
полностью искаж
ено смысловое значение понятия, определения;
•
погрешность
отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком пре
д
ста
в
лении рассматриваемого объекта;
•
недочет
–
неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания
о
п
ределенные пр
ограммой обучения;
•
мелкие погрешности
–
неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла о
т
вета или решения, случайные описки и т.п.
Э
талоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательны
й
минимум содержания информатик
и и информационных технологий. Требовать от учащихся о
п
ределени
я,
которые не входят в школьный курс информатики
–
это, значит, навлекать на себя
проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
Исходя из норм (пятибалльной системы),
заложенных во всех предметных областях в
ы
ставляете отметка:
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1
-
2 мелких п
о
грешностей;
«4» ставится при наличии 1
-
2 недочетов или одной ошибки:
«3»
ставится при выполнении 2/3 от объема предл
оженных заданий;
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет
обяз
а
тел
ь
ными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного програм
м
ного материала):
Устный опрос
осуществляется на каждом уроке (эвристическ
ая беседа, опрос). Задачей
устного
опр
оса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение пр
о
блемных мест в усвоени
и
учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных
понятиях, явлениях, процессе.
О
ц
енка устных ответов уча
щихся
Ответ оценивается отметкой «5»,
если ученик:
-
полно раскрыл содержание материала в об
ъеме, предусмотренном программой
;
-
изложил материал грамотным языком в определенной логической пос
ледовательности, точно
используя
терминологию информатики как уч
ебной дисциплины;
-
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
-
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
-
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, усто
йчивость
и
с
пользуемых п
ри ответе умений и навыков;
-
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
Возможны одна
–
двенеточности при освещении второстепенных вопросов или в выкла
д
ках,
которые
ученик легко исправил по замечанию учи
т
еля.
Ответ оценивается отметкой «4,
.
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на
от
ме
т
ку «5», но при этом имеет один из недостатков:
-
допущены один
-
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по
зам
ечанию
учителя:
-
допущены ошибка или более двух недочет
ов при освещении второстепенных вопросов или в
вы
кладках,
легко исправленные по замечанию учителя.
Отметка «3»
ставится в следующих случаях:
-
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее поним
а
ние вопр
оса
и продемонстрир
ованы умения, достаточные для дальнейшего усвоения програм
м
ного материала опре
де
ленные настоящей программой;
Отметка «2»
ставится в следующих случаях:
-
не раскрыто основное содержание учебного материала;
-
обнаружено незнание или неполное понимание у
чеником большей или наиболее важной части
учебн
ого
материала
;
-
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в
рисунк
ах,
схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов
учителя.
График
контрольных и практических работ по информатике и ИКТ
на 20
14
/201
5
учебный год для 10 класс
а
I
полугодие
II
полугодие
Класс
Контр
ольная
раб
ота
Практическая работа
Контр
ольная
раб
ота
Практическая работа
10
№1, №2, №3
№
1, №2, №3,
№4, №5
,
№6,
№7
№
4, №
5
№
8
, №
9, №10, №11,
№12, №13, №14, №15
№9
Темы контрольных работ
10
класс
№
Темы
Календарные
сроки
Фактические
сроки
1
«И
н
формация»
29
.10
2
«Ди
с
кретные модели данных на компьютере».
16.11
3
«Хранение, передача и обр
а
ботка информации».
21.
12
4
«Алгоритмы»
29.02
5
«Программирование»
2
5
.05
Темы практических работ
10
класс
№
Тема
Календарные
сроки
Факт
и
ческие
сроки
1
«Измерение информации»
2
2
.09
2
«Представление чисел»
6
.10
3
«Представление текстов. Сжатие текстов»
1
3
.10
4
«Представление изображения и звука»
26.10
5
Кодирование изображения и звука.
9.11
6
«Автоматическая обрабо
т
ка данных».
14.12
7
Программирование маш
и
ны Поста
21.12
8
«Шифрование данных».
18.01
9
«Структуры данных: графы, таблицы».
1.02
1
0
«Управление алгоритм
и
ческим исполнителем».
8.02
11
Управление алгоритмич
е
скими исполнителями
22.02
12
«Выбор конфигурации компьютера»
14.03
13
Настройка BIOS»
14.03
14
«Подготовка презентации на тему: Комп
ь
ютерные сети»
4.04
15
«Одноме
р
ны
е массивы»
23.05
Приложение к рабочей программе
Источники информации и средства обучения
I
. Учебно
-
методический комплект
1.
Информатика и информационно
-
коммуникационные технологии. Базовый
уровень:
учебник для
10
-
11 классов
/ И.Г. Семакин.
, Е.К. Хен
нер
–
М
.:
Б
ИНОМ. Лаборатория зн
а
ний. 200
8
.
–
176
с: ил.
2.
Информатика и
ИКТ. Базовый уровень:
практикум
для 10
-
11 классов
/ И.
Г.
Семакин
, Е.К.
Хеннер
, Т.Ю. Шеина
–
М.:
БИНОМ.
Лаборатория
Б
азовых Знаний, 20
11
.
II
. Литература для учителя
в том числе электронн
ые образовательные р
е
сурсы
1.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10
-
11 классы: методическое пособие
/
И.Г.
Сема
кин, Е.К. Хеннен.
–
М,:
БИНОМ.
Лаборатория
з
наний
, 2008.
–
102 с.: ил.
2.
Информатика и информационно
-
коммуникационные технологии. Базовый
уровень:
у
чебник для
10
-
11 классов
/ И.Г. Семакин.
, Е.К. Хеннер
–
М
.:
Б
ИНОМ. Лаборатория
знаний. 200
8
.
–
176
с: ил.
3.
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10
-
11 классов / И. Г. Семакин,
Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина
–
М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 20
11
.
4.
http://tatinfomat2010.narod.ru/interest.htm
5.
-
kopilka.ru/page
-
2.html
6.
http://polezno
-
2012.info/ege2012
7.
http://gorchev.mu
-
pleven.bg/data/B11index.html
8.
school
-
collection.edu.ru
–
единая
коллекция цифровых образовательных ресурсов
9.
http://window.edu.ru/
-
Единое окно доступа к образовательным ресурсам
10.
eor
-
np.ru
-
об электронных образовательных ресурсах
11.
http://portalschool.ru
-
Школьный портал
12.
http://www.openclass.ru/
-
сетевые образовательные сообщества
III
. Технические средства обучения.
1.
Компьютер
–
универсальное устрой
ство обработки информации; основная конфигур
а
ция современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа
-
возможности: в
и
део
-
изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
2.
Проектор,
подсоединяемый к компьютеру, видеомагн
итофону, микроскопу и т. п.; те
х
нологический элемент новой грамотности
–
радикально повышает: уровень наглядности
в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы вс
е
му классу, эффективность организационных и административных
выступлений.
3.
Принтер
–
позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную уч
а
щимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и из
о
браже
ния большого формата.
4.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
–
дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести пер
е
писку с другими школами.
5.
Устройства вывода звуковой информации
–
наушники для и
ндивидуальной работы со
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания вс
е
го класса.
6.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экра
н
ными объектами
–
клавиатура и мышь (и разнообразные устройства анал
огичного н
а
значения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для уч
а
щихся
с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
7.
Устройства создания графической информации
(графический планшет)
–
использую
т
ся для создания и редактировани
я графических объектов, ввода рукописного текста и
преобразования его в текстовый формат.
8.
Устройства для создания музыкальной информации
(музыкальные клавиатуры, вм
е
сте с соответствующим программным обеспечением)
–
позволяют учащимся создавать
музыкальные
мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их и
с
полнение, редактировать их.
9.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации:
сканер; фотоа
п
парат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон
–
дают возмо
ж
нос
ть непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружа
ю
щего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода
речи учащегося.
10.
Датчики (
расстояния, освещенности,
температуры, силы, влажности, и др.)
–
позволяю
т
измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
11.
Управляемые компьютером устройства
–
дают возможность учащимся освоить пр
о
стейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.),
одновременно с другими базовыми пон
ятиями информатики.
12.
Локальная вычислительная сеть
с выходом в Интернет
.
VI.
Программные средства
.
1.
Операционная система
Windows
ХР.
2.
Операционная система
ALT LINUX
.
3.
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
4.
Файловый менеджер (в составе операционной
системы или др.).
5.
Программа
-
архиватор.
6.
Клавиатурный тренажер.
7.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные
таблицы.
8.
Звуковой редактор.
9.
Проста
я система управления базами данных.
10.
Простая геоинформационная система.
11.
Система автоматизированного проектирования.
12.
Виртуальные компьютерные лаборатории.
13.
Программа
-
переводчик.
14.
Система оптического распознавания текста.
15.
Мультимедиа проигрыватель (входит в со
став операционных систем или др.).
16.
Система программирования.
17.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
18.
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
19.
Программа интерактивного общения
20.
Простой редактор Web
-
страниц