Программа по информатике и ИКТ в 10 классе (базовый уровень, расширенный курс по учебнику (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10-11 классов.). 
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.Управление образования Исполнительного комитета
 
города Набережные Челны Республики Татарстан
 
Муниципальное  автономное общеобразовательное учреждение
 
города Набережные Челны «Гимназия №61»
 
 
 
 
 
 
 
УТВЕРЖДЕНО
 
протоколом педагогического
совета
 
от _
29 августа
_ 2
0
14
 
г.  № _
1
_
 
Директор МАОУ «Гимназии №61»
 
_____________________ С.Г. Казанкина
 
подпись
 
Введено приказом № _
164
___
 
от __
29 августа
_____ 20
 
14
_ г. 
 
 
 
 
 
 
РАБОЧАЯ
 
ПРОГРАММА
 
ПО ПРЕДМЕТУ
 
ИНФОРМАТИКА И ИКТ
 
ДЛЯ
 
10
 
КЛАСС
А
 
общеобразовательный профиль
 
 
(
X
 
класс 
–
 
2
 
час
а
 
в неделю, 
70
 
часов в год
)
 
 
Составитель:  Альмухаметов Мансур Ибрагимович, учитель информатики высшей кв. категории
 
 
 
 
 
 
СОГЛАСОВАНО
 
Зам. директора _______________  __
Чухно Н.А.
__
 
подпись
 
 
 
Ф.И.О
 
 
РАССМОТРЕНО
 
на заседании МО, протокол от _
27
_ __
августа
__ 20
 
14 
 
г.  № _
1
_
 
Руководитель МО _____________ ___
Белоусова М.В.
__
 
подпись
 
 
 
Ф.И.О.
 
 
 
Набережные Челны
 
201
4
 
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСК
А 
 
к рабочей программе 
по 
информатика и ИКТ
 
в 
10 
классе
 
(базовый уровень, 
расширенны
й
 
ку
р
с
)
 
Рабочая программа по информатике 
в 10
 
классе составлена на основании следующих док
у
ментов:
 
-
 
Законы РФ и РТ «Об образовании» 
 
-
 
Федерального компонента государственного Стандарта
 
среднего (полного) общего 
образования (Приказ МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089),
 
-
 
Приказа МО и Н РФ от3 июня 2
011 года №1994 «О внесении изменений в федеральный 
БУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, 
реализующих программы общего образования, утве
р
жденные приказом МО РФ от 9 марта 
2004 года№1312»
 
-
 
Сборника нормативных до
кументов. Информатика
 
и ИКТ
. Примерные программы 
по и
н
форматике и ИКТ
.   Федеральный компонент   государственного стандарта. / сост. Э.Д. 
Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2008.
 
-
 
Учебного плана МАОУ «Гимназия №61» города Набережные Челны Респу
б
лики Татар
стан 
на 201
4
 
–
 
201
5
 
учебный год
.
 
Согласно учебному плану МАОУ «Гимназия №61» на 2014
-
2015 учебный год на изуч
е
ние
 
Информатики и ИКТ
 
в 
10
 
классе отводится 
70
 
часов,
 
в том числе на контрольные и практ
и
ческие работы 
–
 
по
 
5 и
 
15 
часов
 
соответстве
н
но.
 
Программа
 
и учебный план, представленные в методическом пособии [3], рассчитаны на 
35
-
часовой объем курса. Курс объемом 
70
 
часов далее будем называть 
расширенным ку
р
сом
.
 
Изучение расширенного курса сохраняет все основные цели и принципы, которые подробно 
описаны в 
методическом пособии [3]. Основной целью по
-
прежнему остается выполнение 
требований Государственного Образовательного Стандарта. В том же пособии отмечено, что 
работая в режиме 1 урок в неделю, учитель может обеспечить лишь репродуктивный уровень 
усвоения 
материала всеми учащимися. Достижение же продуктивного (а, тем более 
–
 
кре
а
тивного) уровня усвоения курса является весьма проблематичным из
-
за недостатка учебного 
времени 
–
 
основного ресурса учебного процесса. 
 
Первой дополнительной целью изучения расширен
ного курса является достижение бол
ь
шинством учащихся повышенного (продуктивного) уровня освоения учебного материала
. 
Книги [1] и [2] в основном обеспечивают необходимым для этого учебным и дидактическим 
материалом. Качественно освоить весь этот материал в 
полном объеме, имея 1 урок в нед
е
лю, практически невозможно. Кроме того, источником дополнительного учебного материала 
может служить задачник
-
практикум [4].
 
Второй дополнительной целью изучения расширенного курса является подготовка учащихся 
к сдаче Единог
о Государственного Экзамена по информатике.
 
ЕГЭ по информатике не я
в
ляется обязательным для всех выпускников средней школы и сдается по выбору. С расшир
е
нием количества принимаемых вузами результатов ЕГЭ до 4
-
х предметов информатика и 
ИКТ будет востребован
а при поступлении на многие популярные специальности. 
 
ГОС по информатике и ИКТ для базового уровня изучения не обеспечивает подготовки в
ы
пускников школы к сдаче ЕГЭ. Некоторые темы, присутствующие в кодификаторе ЕГЭ в 
нем либо отсутствуют, либо представле
ны недостаточно. К числу таких тем относятся: си
с
темы счисления, логика, алгоритмизация, программирование на языках высокого уровня. 
Программа расширенного курса предусматривает выделение дополнительного времени для 
углубленного изучения этих тем. Использу
я базовые знания по этим темам, полученные 
учащимися при изучении информатики в основной школе, в расширенном курсе происходит 
их закрепление и углубление на уровне требований ЕГЭ. При этом не нарушается логика 
изучения основной (70
-
часовой) версии курса. 
Так углубленное изучение систем счисления 
происходит за счет дополнительного времени в рамках темы «Дискретные модели данных в 
компьютере». Углубленное изучение логики происходит в рамках темы «Построение запр
о
сов к базам данных». Дополнительное время для 
работы с учебными исполнителями алг
о
ритмов, для построения алгоритмов работы с величинами выделяется в теме «Алгоритм 
–
 
модель деятельности».
 
Изучение языков программирования не входит в ГОС для базового уровня и по этой причине 
не представлено в книгах [1
], [2] и в тематическом плане в методическом пособии [3]. Вво
д
ный раздел программирования на Паскале имеется в учебнике для 9 класса. В расширенном 
курсе предлагается продолжить изучение программирования на Паскале. Для этого в уче
б
ный план включена дополн
ительная тема «Программирование» общим объемом 24 часа. 
Изучение этой темы предлагается разделить на две части: первая часть в конце 10 класса 
объемом 1
6
 
часов, вторая часть 
–
 
в 11 класса объемом 10 часов. Для изучения этой темы 
предлагается использовать у
чебное пособие [4], раздел 4.4 «Программирование на языках 
высокого уровня»,
 
где имеется справочный материал по Паскалю, примеры программ и мн
о
гочисленные задания для программирования. Дополнительно можно использовать другие 
учебные пособия по программиров
анию. Например, книгу: 
Семакин И.Г., Шестаков А.П. 
Основы алгоритмизации и программирования: учебник для студ. сред.проф. образования. М.: 
Издательский центр «Академия», 2008.
 
В заключение еще раз подчеркнем, что подготовка к ЕГЭ не является самоцелью изуч
ения 
расширенного курса базового уровня. Она является лишь сопутствующим результатом кач
е
ственного решения основной задачи: выполнение требований Государственного Образов
а
тельного Стандарта.
 
Для реализации Рабочей программы используется учебно
-
методический
 
комплект, вкл
ю
чающий: учебник (Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: уче
б
ник для 10
-
11 классов.). Учебник для общеобразовательных учр
е
ждений 
-
 
М.: БИНОМ, 200
9
. 
-
 
246 с.) и методическое пособие для учителя (
Семакин И.Г., Хеннер Е.К.
 
Информатика и 
ИКТ. Базовый уровень. 10
-
11 классы.
 
Программа курса 
информатика и ИКТ 
для 
2
-
11 
классов 
общеобразовательных учреждений 
-
 
М.: 
БИНОМ
, 200
7
. 
-
 
448
 
с).
 
Цель программы обучения:
 
Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на б
азовом 
уровне направлено на достижение следующих 
целей
:
 
 
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование с
о
временной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биол
о
гических и технических системах;
 
 
овладение
 
умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные мод
е
ли реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникац
и
онные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
 
 
развитие познавательных инте
ресов, интеллектуальных и творческих способностей путем 
освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных 
учебных предметов;
 
 
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм инфо
р
мационной деятельно
сти;
 
 
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и 
коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
 
Задачи программы обучения:
 
 
Мировоззренческая
 
задача: раскрытие роли информации и информационных пр
оцессов в 
природных, социальных и технических системах; понимание назначения информационн
о
го моделирования в научном познании мира; получение представления о социальных п
о
следствиях процесса информатизации общества.
 
 
Углубление теоретической подготовки: бол
ее глубокие знания в области представления 
различных видов информации, научных основ передачи, обработки, поиска, защиты и
н
формации, информационного моделирования.
 
 
Расширение технологической подготовки: освоение новых возможностей аппаратных и 
программных 
средств ИКТ. Приближение степени владения этими средствами к профе
с
сиональному уровню.
 
 
Приобретение опыта комплексного использования теоретических знаний (из области и
н
форматики и других предметов) и средств ИКТ в реализации прикладных проектов, св
я
занных 
с учебной и практической деятельностью.
 
Изучение курса обеспечивается учебно
-
методическим комплексом, выпускаемым издател
ь
ством «БИНОМ. Лаборатория знаний» (2008 г.), включающим в себя:
 
1. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебн
ик для 10
-
11 кла
с
сов.
 
2. Семакин И.Г., Хеннер Е.К., Шеина Т.Ю. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практ
и
кум для 10
-
11 классов.
 
3. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень. 10
-
11 классы: метод
и
ческое пособие.
 
4. Информатика. Задачник
-
пр
актикум. В 2 т. / под ред. И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера.
 
Содержание программы учебного курса информатика и ИКТ для  10 класса
 
1. 
И
нформация 
-
 
19
 
часов.
 
Основные подходы к определению понятия «информация». Дискретные и непрерывные си
г
налы. 
Носители информации
. Виды и свойства информации. Количество информации как 
мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества 
информации.Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформ
а
лизованные языки. Выбор способа предс
тавления информации в соответствии с поставле
н
ной задачей. 
 
 
2.  
Информационные процессы в системах 
–
 
1
3 
часов.
 
Классификация информационных процессов. Поиск и отбор информации. Методы поиска. 
Критерии отбора. Хранение информации; выбор способа хранения ин
формации. Передача 
информации. Канал связи и его характеристики. Примеры передачи информации в социал
ь
ных, биологических и технических системах. Обработка информации. Преобразование и
н
формации на основе формальных правил.Алгоритмизация как необходимое усло
вие автом
а
тизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. 
Хранение информации. Защита информации. Методы защиты. 
 
 
 
3. 
Информационные модели 
 
-
 
1
4
 
часов.
 
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (
нематериальные) 
модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделиров
а
ния. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования.
 
Формы пре
д
ставления моделей: описание, таблица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема.
 
Основные 
этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап моделирования.
 
Алгоритм 
как модель деятельности.
 
 
 
4.  
Программно
-
технические системы реализации информационных процессов
 
-
 
4
 
ч
а
с
а
.
 
Компьютер 
–
 
универсальная техническая система обработки и
нформации. 
Аппаратное и 
программное обеспечение компьютера.Архитектуры современных компьют
е
ров.Многообразие операционных систем.Программные средства создания информационных 
объектов, организации личного информационного пр
остранства, защиты информации. Ди
с
к
ретные модели данных в компьютере. Представление чисел, текста, графики и звука. 
Л
о
кальные сети. Топологии локальных сетей.
 
Организация глобальных сетей.
 
 
5. 
Средства и технологии обмена информацией  с помощью компьютерных сетей (сет
е
вые технол
о
гии) 
–
 
4 ча
са 
 
Развитие архитектуры вычислительных систем. Организация локальных компьютерных с
е
тей. Организация глобальных компьютерных сетей.
 
 
6
. 
Программирование для ЭВМ 
–
 
1
6
 
часов
 
 
Программирование линейных алгоритмов 
и 
ветвящихся алгоритмов
.
 
Программирование 
цик
лических алгоритмов
.
 
Подпрограммы
.
 
Обработка строк
 
 
 
 
 
Календарно
-
тематический план
 
Альмухаметов Мансур Ибрагимович
 
учителя информатики на 20
1
4
/20
1
5
 
учебный год
 
План составлен согласно Примерной программы основного общего образования по  инфо
р
мати
ке и ИК
Т (
утверждена приказом Минобразования России от 09
.
03.04
, 
№ 1312)
.
 
 
Предмет
 
Класс
 
Всего 
кол
-
во 
часов
 
Кол
-
во 
часов в 
неделю
 
Количество
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
контрольных работ
 
зачетов
 
тестовых заданий
 
лабораторных, пра
к
тических работ
 
демонстрация
 
Автор учебника, 
год изд
ания
 
Информатика 
 
и ИКТ
 
10
 
70
 
2
 
5
 
-
 
1
 
15
 
-
 
И.Г. Семакин, 
20
10
 
 
Методическая тема на 
20
1
4
/201
5
 
учебный год
 
 
Городская
 
Школьная
 
Учителя
 
Совершенствование методич
е
ской работы в образовательной 
организации как основной м
е
ханизм профессионального ро
с
та педаг
ога в повышении кач
е
ства образования
 
Освоение новых подходов к 
образованию: компетентнос
т
ного и систе
м
но
-
деятельностного как основной 
способ совершенствования к
а
чества образовани
я
 
«Формирование ключевых 
компетенций ученика через 
интерактивные технологии 
об
учения
 
на уроках
 
инфо
р
матики
». 
 
 
 
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
 
Требования к уровню подготовки обучающихся, прописанные в Рабочей программе, 
соответствуют требованиям сформулированным в федеральном компоненте государственн
о
го стандарта общего о
бразования. 
 
В результате изучения информатики и информационных 
технологий 
ученик 
должен:
 
знать/понимать
 
-
 
три философские концепции информации
 
-
 
понятия «кодирование» и «декодирование» информации
 
-
 
сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению инфо
рмации
 
-
 
сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации
 
-
 
основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема
 
-
 
роль информационных процессов в системах
 
-
 
современные (цифровые, компьютерные) типы носит
елей информации и их основные х
а
ракт
е
ристики
 
-
 
назначение и функции операционных систем;
 
-
 
основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность
, 
«шум» и способы защиты от шума
 
-
 
основные типы задач обработки информации
 
-
 
что так
ое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»
 
-
 
физические способы защиты информации
 
-
программные средства защиты информации
 
-
 
что такое информационная модель
 
-
 
этапы информационного моделирования на компьют
е
ре
 
-
 
архитектуру персонального компьютера
 
-
 
основные принципы представления данных в памяти компьютера
 
-
 
назначение и топологии локальных сетей
 
-
 
технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)
 
-
 
что такое Интернет
, 
систему адресации в Интернете (IP
-
адреса, доменная 
система имен)
, 
сп
о
собы организации связи в Интернете
 
уметь
 
-
 
решать  задачи на измерение информации, заключенной в тексте
 
-
 
решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя 
содержательный подход (в равновероятном приближе
нии)
 
-
 
приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)
 
-
 
анализировать состав и структуру систем
 
-
 
сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам
 
-
 
рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи,  при известн
ой скорости 
п
е
редачи
 
-
 
осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энци
к
лопедиях
 
-
 
применять меры защиты личной информации на ПК
 
-
 
строить граф
-
модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы
 
-
 
строить табличные мо
дели по вербальному описанию системы
 
-
 
строить алгоритмы управления учебными исполнителями
 
-
 
осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассирово
ч
ной таблицы
 
-
 
подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения
 
-
 
работа
ть в среде операционной системы на пользовательском уровне
 
 
10
 
класс
 
№
 
Изучаемый раздел,
 
тема учебного материала
 
Количество часов
 
Календарные 
сроки
 
планируемые 
/фактические
 
Планируемые результаты
 
Контрольно
-
 
измерительные м
а
териалы
 
знания
 
умения
 
ОУУН
 
и способы деятельности
 
Информация.
 
19
 
 
 
 
 
 
 
1
 
Введение. Структура и
н
форматики. Правила ТБ.
 
1
 
0
1
.09
 
 
в чем состоят цели и 
задачи изучения курса 
в 10
-
11 классах; из к
а
ких частей состоит 
предметная область 
информатики;
 
выполнение требов
а
ний ТБ, гигиены, э
р
гономики и ресурсо
с
бережения при раб
о
те 
со средствами ИКТ;
 
организация рабочего места; 
выполнение правил гигиены 
труда; 
 
 
 
2
 
Понятие информации.
 
1
 
0
1
.
09
 
 
три философские ко
н
цепции информации; 
понятие информации в 
частных науках: не
й
рофизиологии, генет
и
ке
, кибернетике, теории 
информ
а
ции;
 
о
собе
н
ности запомин
а
ния, 
обработки и пер
е
дачи 
информации челов
е
ком.
 
 
владение устной речью; р
а
бота с учебником; умение 
внимательно воспринимать 
информацию и запоминать 
её;
 
 
3
 
Представление информ
а
ции, языки, кодирование.
 
Выбор способа предста
в
ления информации в соо
т
ветствии с поставленной 
задачей.
 
1
 
8
.09
 
 
что такое язык пре
д
ставления информации; 
какие бывают языки; 
понятия «кодирование» 
и «декодирование» и
н
формации; примеры 
технических систем 
кодирования информ
а
ции: азбука
 
Морзе, т
е
переводить информ
а
цию из одной знак
о
вой системы в др
у
гую; определять дл
и
ну кода, количество 
различных комбин
а
ций;
 
умение внимательно во
с
принимать информацию и 
запоминать её;умение сам
о
стоя
тельно выполнять у
п
ражнения, решать познав
а
тельные задачи; 
 
 
 
4
 
Измерение информации. 
Объемный подход
 
1
 
8
.09
 
 
 
леграфный код Бодо; 
понятия «шифров
а
ние», «дешифрование»;
 
5
 
Решение задач по теме 
«Измерение информации»
 
1
 
1
5
.0
9
 
 
сущность объемного 
(алфавитного) подхода 
к измерению информ
а
ции; определение бита 
с 
алфавитной т.з.; связь 
между размером алф
а
вита и информацио
н
ным весом символа (в 
приближении равнов
е
роятности символов); 
связь между единицами 
измерения информ
а
ции: бит, байт, Кб, Мб, 
Гб
;
 
решать  задачи на 
измерение информ
а
ции, заключенной в 
тексте, с алфа
витной 
т.з. (в приближении 
равной вероятности 
символов); 
 
выполнять пересчет 
количества информ
а
ции в разные един
и
цы;
 
 
установление причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями;
 
 
6
 
Измерение информации. 
Содержательный подход.
 
 
1
 
1
5
.09
 
 
сущность содерж
а
тельного (вероятнос
т
ного) подхода к изм
е
рению информации; 
определение бита с 
позиции содержания 
сообщения;
 
определять количес
т
во информации с и
с
пользованием ра
з
личных подходов к 
определению колич
е
ства информации;
 
свободное пользование ум
е
ни
ем обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
7
 
Решение задач по теме 
«Измерение информации»
 
.
 
1
 
22
.09
 
 
 
решать несложные 
задачи на измерение 
информации, закл
ю
ченной в сообщении, 
используя содерж
а
тельный подход (в 
равновероятном пр
и
ближении); 
 
установление причи
нно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями;
 
 
8
-
9
 
Практическая работа №2.1 
«Измерение информации»
 
Контрольная работа
 
 
«И
н
формация».
 
2
 
2
2
.09
 
 
29
.
09
 
 
 
определять количес
т
во информации с и
с
пользованием ра
з
личных подходов к 
определению колич
е
с
тва информации;
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
Контрольная работа  «И
н
формация»
 
традиционная форма
 
10
 
Введение в теорию систем 
счисления. 
 
1
 
2
9
.
09
 
 
система; структура 
системы; свойства си
с
демонстрировать н
а
выки расширения и 
умение осуществлять сам
о
контроль в учебной де
я
 
темы; подсистема; си
с
темный подхо
д в науке 
и практике;
 
обобщения знаний о 
способах измерения 
информации;
 
тельности;
 
11
 
Системы счисления; дв
о
ичная арифметика;
 
1
 
0
6
.10
 
 
основные принципы 
представления данны
х 
в памяти компьютера
 
 
получать внутреннее 
представление целых 
чисел в памяти ко
м
пьютера
;
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
12
 
Практическая работа №2.9
 
«Представление чисел»
 
1
 
0
6
.10
 
 
 
13
 
П
редставление чисел  в 
памяти ко
мпьютера.
 
Ун
и
версальность дискретного 
(цифрового) представл
е
ния информации.
 
1
 
1
3
.10
 
 
-
 
целых чисел
 
-
 
диапазоны предста
в
ления целых чисел без 
знака и со знаком
 
-
 
принципы предста
в
ления вещественных 
чисел
 
вычислять разме
р
 
цветовой палитры по 
значению битовой
 
глубины цвета
; сж
и
мать текстовую и
н
формацию;
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
14
 
Практическая работа 
№2.10
 
«Представление 
текстов. Сжатие текстов»
 
1
 
1
3
.10
 
 
 
15
 
Текст как информацио
н
ный объект. Автоматиз
и
рованные средс
тва и те
х
нологии организации те
к
ста. 
Кодирование текста. 
Сжатие текста (алгоритм 
Хаффмена)
 
1
 
2
0
.10
 
 
-
 
представление текста
 
-
о
сновные приемы пр
е
образования текстов.
 
 
16
 
Практическая работа  
№2.11
 
«Представление 
изображения и звука»
 
1
 
2
0
.10
 
 
 
17
 
Кодир
ование изображения 
и звука. Практическая р
а
бота
 
1
 
27
.1
0
 
 
-
 
представление из
о
бражения; цветовые 
м
о
дели
 
-
 
в чем различие ра
с
тровой и векторной 
гр
а
фики
 
-
 
дискретное (цифр
о
вое) представление 
звука
 
 
18
 
Кодирование изображения 
и звука. Решение задач.
 
1
 
27
.1
0
 
 
 
19
 
Контрольная работа «Ди
с
кретные модели данных на 
компьютере».
 
1
 
10
.11
 
 
 
демонстрировать н
а
выки расширения и 
обобщения знаний о 
представлении да
н
ных в памяти комп
ь
ютера;
 
умение осуществлять сам
о
контроль в учебной де
я
тельности;
 
К
Р
 
«Дискретные модели 
данных на компьютере»
 
тестирование
 
Информационные процессы в 
системах.
 
1
4
 
 
 
 
 
 
 
20
 
Введение в теорию систем.
 
Системы, образованные 
взаимодействующими 
элементами, состояния 
элементов, обмен инфо
р
мацией между элемент
а
ми, сигналы. 
 
1
 
10
.11
 
 
система; структу
ра 
системы; свойства си
с
темы; подсистема; си
с
темный подход в науке 
и практике;
 
приводить примеры 
систем (в быту, в 
природе, в науке и 
пр.); анализировать 
состав и структуру 
систем;
 
установление причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дения
ми; самостоятельная 
работа с учебным матери
а
лом;
 
 
21
 
Классификация информ
а
ционных процессов. 
И
н
формационные процессы в 
естественных и искусс
т
венных системах.
 
1
 
17
.11
 
 
типы информационных 
процессов: хранение, 
передача и обработка 
информации; чем отл
и
чаются
 
естественные и 
искусственные сист
е
мы; какие типы связей 
действуют в системах; 
роль информационных 
процессов в системах; 
состав и структуру си
с
тем управления;
 
 
анализировать состав 
и структуру систем;
 
различать связи мат
е
риальные и информ
а
ционные;
 
установл
ение причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями; самостоятельная 
работа с учебным матери
а
лом;
 
 
22
 
Решение  задани
й
 
из ра
з
дела 
 
1
 
17
.11
 
 
 
составлять алгоритмы 
решения несложных 
задач
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
ти
зации знаний;
 
 
23
 
Выполнение дополнител
ь
ных заданий на тему 
«Систематизация»
 
1
 
24
.11
 
 
 
 
24
 
Хранение информации; 
выбор способа хранения 
информации.
 
 
1
 
24
.11
 
 
носитель информации; 
история развития нос
и
телей информации; 
современные (цифр
о
вые, компьютерные) 
типы носителей и
н
формации и их осно
в
ные характеристики;
 
 
сопоставлять разли
ч
ные цифровые нос
и
тели по их технич
е
ским свойствам;
 
установление причинно
-
следственных связей; оп
е
рирование понятиями, су
ж
дениями; самостоятельная 
работа с учебны
м матери
а
лом;
 
 
25
 
Передача информации
 
в 
социальных, биологич
е
ских и технических сист
е
мах. 
 
1
 
1
.12
 
 
модель К Шеннона п
е
редачи информации по 
техническим каналам 
связи; основные хара
к
рассчитывать объем 
информации, перед
а
ваемой по каналам 
связи,  при известной 
умение внимательно во
с
принимать информацию и 
запоминать её;умение сам
о
стоятельно выполнять у
п
 
 
теристики каналов св
я
зи: скорость передачи, 
пропускная спосо
б
ность; поняти
е «шум» 
и способы защиты от 
шума;
 
 
скорости передачи;
 
ражнения; 
 
 
2
6
 
Обработка инфор
мации и 
алгоритмы.
 
Преобразов
а
ние информации на основе 
формальных правил.
 
1
 
1
.12
 
 
основные типы задач 
обработки информ
а
ции; понятие исполн
и
теля обработки инфо
р
мации; понятие алг
о
ритма обработки и
н
формации;
 
 
разрабатывать сист
е
му команд исполн
и
теля для реше
ния 
несложной задачи на 
обработку информ
а
ции;
 
умение логически мыслить; 
составление алгоритмов;
 
 
27
 
Автоматическая обработка 
информации.
 
Алгоритм
и
зация как необходимое 
условие его автоматиз
а
ции.
 
1
 
8
.12
 
 
что такое «алгоритм
и
ческие машины» в те
о
рии алгоритм
ов; опр
е
деление и свойства а
л
горитма управления 
алгоритмической м
а
шиной; устройство и 
систему команд алг
о
ритмической машины 
Поста;
 
составлять алгоритмы 
решения несложных 
задач для управления 
машиной Поста;
 
умение логически мыслить; 
составление алгоритмов;
 
 
2
8
 
Практическая работа 
№2.2
 
«Автоматическая обрабо
т
ка данных».
 
1
 
8
.12
 
 
 
составлять алгоритмы 
решения несложных 
задач для управления 
машиной Поста;
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
29
 
Программирование маш
и
ны Поста. Практи
ческая 
работа
 
1
 
15
.12
 
 
 
 
30
 
Контрольная работа «Хр
а
нение, передача и обр
а
ботка информации».
 
1
 
15
.12
 
 
 
демонстрировать н
а
выки расширения и 
обобщения знаний об 
основных информ
а
ционных процессах;
 
умение осуществлять сам
о
контроль в учебной де
я
тельности;
 
Кон
трольная работа  «
Хр
а
нение, передача и обрабо
т
ка и
нформаци
и
»
 
традиционная форма
 
31
 
Поиск данных и систем
а
тизация информации.
 
1
 
2
2
.12
 
 
что такое «набор да
н
ных», «ключ поиска» и 
«критерий поиска»; что 
такое «структура да
н
осуществлять поиск 
данных в структур
и
рованных списках, 
словарях, справочн
и
умение внимательно во
с
принимать информацию и 
запоминать её
;
 
 
ных»; какие бывают 
структуры; алгори
тм 
последовательного п
о
иска; алгоритм поиска 
половинным делением; 
что такое блочный п
о
иск; как осуществляе
т
ся поиск в иерархич
е
ской структуре данных;
 
ках, энциклопедиях;
 
осуществлять
 
поиск в 
иерархической фа
й
ловой структуре ко
м
пьютера;
 
 
32
 
Организация личной и
н
формационной среды. З
а
щита информации. 
 
 
1
 
2
2
.12
 
 
виды угроз для числ
о
вой информации; ф
и
зические способы з
а
щиты инф
ормации; 
программные средства 
защиты информации; 
что такое цифровая 
подпись и цифровой 
сертификат;
 
применять меры з
а
щиты личной инфо
р
мации на ПК;
 
работать с учебником; 
структурировать информ
а
цию; сравнивать получе
н
ные результаты с учебной 
задачей; составля
ть на осн
о
ве текста таблицу; пров
о
дить разные виды сравн
е
ния;
 
 
33
 
Практическая работа №2.3 
«Шифрование данных».
 
1
 
1
7
.01
 
 
что такое криптогр
а
фия;
 
применять просте
й
шие криптографич
е
ские шифры (в уче
б
ном режиме);
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и сис
тем
а
тизации знаний;
 
 
Информационные м
од
ели
и сист
е
мы
 
1
3
 
 
 
 
 
 
 
34
 
Компьютерное информ
а
ционное моделиров
а
ние.
Назначение и виды 
информационных мод
е
лей. Формализация задач 
из различных предметных 
областей.
 
 
1
 
1
2
.01
 
 
определение модел
и
информационные м
о
дели (не
материальные)
; 
что такое информац
и
онная модель; этапы 
информационного м
о
делирования на ко
м
пьютере
.
 
характеризовать эт
а
пы информационного 
моделирования на 
компьютере;
 
работать с учебником; 
структурировать информ
а
цию; составлять на основе 
текста табл
и
цу;
и
спо
льзование информ
а
ционных моделей в учебной 
и познавательной деятел
ь
ности.
 
 
35
 
Структур
ирование
 
да
н
ных.
 
Построение инфо
р
мационной модели для 
решения поставленной 
задачи
 
1
 
12
.01
 
 
что такое граф, дерево, 
сеть; структура табл
и
цы; основные типы 
табличных модел
ей; 
что такое многота
б
личная модель данных 
и каким образом в ней 
связываются табл
и
ориентироваться в 
граф
-
моделях; стр
о
ить граф
-
модели (д
е
ревья, сети) по ве
р
бальному описанию 
системы; строить 
табли
чные модели по 
вербальному опис
а
умение внимательно во
с
принимать информацию и 
запоминать её;
 
 
цы;
о
ценка адекватн
о
сти модели объекту и 
целям моделирования
 
нию системы;
 
36
 
Пример структуры да
н
ных
-
модели предметной 
области
 
(на примерах з
а
дач различных предме
т
ных областей).
 
1
 
19
.01
 
 
ориентироваться в 
граф
-
моделях; стр
о
ить граф
-
модели (д
е
ревья, сети) по ве
р
бальному описанию 
системы; строить 
табличные модели по 
вербальному опис
а
нию системы;
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
3
7
-
38
 
Практическая работа №2.4 
-
2.5 «Структуры данных: 
графы, таб
лицы».
 
2
 
19
.0
1
 
26.
0
1
 
 
 
 
39
 
Алгоритм как модель де
я
тельности.
 
1
 
26
.0
1
 
 
понятие алгоритмич
е
ской модели; способы 
описания алгоритмов: 
блок
-
схемы, учебный 
алгоритмический язык;  
что такое трассировка 
алгоритма;
 
строить алгоритмы 
управления учебными 
исполнит
елями; ос
у
ществлять трассиро
в
ку алгоритма работы 
с величинами путем 
заполнения трассир
о
вочной таблицы;
 
строить алгоритмы 
управления учебными 
исполнителями; 
 
работать с учебником; 
структурировать информ
а
цию; сравнивать получе
н
ные результаты с учебной 
задаче
й;
 
 
4
0
-
4
1
 
Практическая работа №2.6 
«Управление алгоритм
и
ческим исполнителем».
 
2
 
2
.02
 
2
.02
 
 
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
4
2
-
4
3
 
Управление алгоритмич
е
скими исполнителями
 
Практическая  (З
-
П 4.2.3, 
4.2.4)
 
2
 
9
.02
 
9
.02
 
 
 
4
4
-
4
5
 
Алгоритмы работы с вел
и
чинами
  
(З
-
П 4.3)
 
2
 
16
.02
 
16
.02
 
 
 
 
4
6
 
Контрольная работа по 
теме «Алгоритмы»
 
1
 
0
2
.0
3
 
 
 
 
Контрольная работа 
по теме «Алгоритмы»
 
Программно
-
технические сист
е
мы реализации информационных 
процессов.
 
4
 
 
 
 
 
 
 
4
7
 
Компьютер
 
–
 
универсал
ь
ная техническая система 
обработки информации.
 
Архитектур
ы
 
совреме
н
ных компьютеров.
 
1
 
2
.03
 
 
архитектуру перс
о
нального компьютера; 
что такое контроллер 
внешнего устройства 
ПК; назначение шины; 
в чем заключается 
принцип открытой а
р
хитектуры ПК; о
сно
в
ные виды памяти ПК; 
что такое системная 
 
умение внимательно во
с
принимать информацию и 
запоминать её;
 
конспект
и
ровать лекцию; логич
ески 
мыслить; анализировать и 
обобщать информацию;
 
 
плата, порты ввода
-
вывода; назначение 
дополнительных ус
т
ройств: сканер, средс
т
ва мультимедиа, сет
е
вое оборудование и др.;
 
48
 
Аппаратное и програм
м
ное обеспечение компь
ю
тера. Многообразие оп
е
рационных систем.
 
 
1
 
9
.03
 
 
состав аппаратной ча
с
ти ПК; 
что такое пр
о
граммное обеспечение 
ПК; структура ПО ПК;  
 
определять виды ПО;
 
выя
вление существенных 
признаков объекта;
 
п
р
о
граммные и аппаратные 
средства в различных видах 
профессиональной деятел
ь
ности
 
 
49
-
5
0
 
Практическая работа №2.7 
«Выбор конфигурации 
компьютера»
 
,  №2.8
 
«Настройка 
BIOS
»
 
2
 
9
.03
 
16
.03
 
 
 
подбирать конфиг
у
рацию ПК в за
вис
и
мости от его назнач
е
ния
 
и решаемой зад
а
чи
;
 
настроить
BIOS
,  сп
о
собы загрузки опер
а
ционной системы. 
Работать с графич
е
ским интерфейсом 
Windows
? 
стандар
т
ными и служебными 
приложениями
, фа
й
ловыми менеджер
а
ми, архиваторами и 
антивирусными пр
о
граммами.
 
свобо
дное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
Средства и технологии обмена 
информацией  с помощью комп
ь
ютерных сетей (сетевые технол
о
гии)
 
-
 
начало
 
4
 
 
 
 
 
 
 
5
1
 
Развитие архитектуры в
ы
числительных систем
 
1
 
16
.03
 
 
идею распараллелив
а
ния вычисл
ений
 
-
 
что такое многопр
о
цессорные вычисл
и
тельные комплексы; 
какие существуют в
а
рианты их реализации
 
 
 
 
5
2
 
Организация локальных 
компьютерных 
сетей.
 
1
 
0
6
.0
4
 
 
назначение и топол
о
гии локальных сетей; 
технические средства 
локальных сетей (кан
а
лы связи, серве
ры, р
а
бочие станции); осно
в
ные функции сетевой 
операционной системы;
 
 
умение внимательно во
с
принимать информацию и 
запоминать её;
 
конспект
и
ровать лекцию; логически 
мыслить; анализировать и 
обобщать информацию;
 
 
5
3
 
Организация глобальных 
компьютерных 
сетей
.
 
1
 
0
6
.04
 
 
что такое Интернет; 
систему адресации в 
Интернете; способы 
организации связи в 
Интернете; протоколы 
обмена; протокол пер
е
дачи данных 
TCP
/
IP
. 
Аппаратные и пр
о
граммные средства 
организации компь
ю
терных сетей.
 
 
умение внимательно во
с
принимать инфор
мацию и 
запоминать её;
 
конспект
и
ровать лекцию; логически 
мыслить; анализировать и 
обобщать информацию;
 
 
5
4
 
Практическая работа 
№2.12
 
«Подготовка пр
е
зентации на тему: Комп
ь
ютерные сети»
 
1
 
1
3
.04
 
 
 
 
Программирование  для ЭВМ 
(Паскаль)
 
1
6
 
 
 
 
 
 
 
5
5
 
Програм
мирование для 
ЭВМ. Работа с величин
а
ми
 
1
 
1
3
.04
 
 
назначение языков 
программирования;
 
алфавит языка пр
о
граммирования 
Pascal
;
 
разработка и запись 
на языке программ
и
рования 
Pascal
 
тип
о
вых алгоритмов; 
 
владение основными 
приемами работы с 
массивами: создание, 
з
аполнение, сорт
и
ровка массива, вывод 
элементов массива в 
требуемом виде;
 
 
выполнение действий по 
инструкции, алгоритму;
 
составление алгоритмов;
 
анализ и синтез, обобщение 
и классификация,
 
сравнение информации;
 
использование знаний в 
стандартной и нестандар
т
ной ситуации;
 
логичность мышления;
 
умение работать в колле
к
тиве;
 
сравнение полученных р
е
зультатов с учебной зад
а
чей;
 
владение компонентами 
доказательства;
 
формулирование проблемы 
и определение способов ее 
 
5
6
 
Программирование лине
й
ных алгоритмов
 
1
 
20
.04
 
 
объекты, с которыми 
работает программа 
(константы, переме
н
ные, функции, выраж
е
ния, операторы и т.д.);
 
основные типы данных 
и операторы языка 
Паскаль;
 
 
 
5
7
 
Программ
ирование ветв
я
щихся алгоритмов
 
1
 
20
.04
 
 
 
5
8
 
Программирование ветв
я
щихся алгоритмов
. 
Реш
е
ние задач.
 
1
 
2
7
.04
 
 
 
5
9
 
Программирование цикл
и
ческих алгоритмов
 
1
 
2
7
.
04
 
 
 
60
 
Программирование цикл
и
ческих алгоритмов
. Реш
е
ние задач
 
1
 
4
.0
5
 
 
 
6
1
 
Особенно
сти целочисле
н
ной и вещественной
 
арифметики
 
1
 
4
.0
5
 
 
определение массива, 
правила описания ма
с
сивов, способы хран
е
 
6
2
 
Подпрограммы
 
1
 
11
.0
5
 
 
ния и доступа к о
т
дельным элементам 
массива;
 
решения;
 
определение проблем собс
т
венной учебной д
еятельн
о
сти и установление их пр
и
чины;
 
 
6
3
 
Подпрограммы. Реш
е
ние 
задач
 
1
 
1
1
.05
 
 
 
6
4
 
Строковый тип да
нных
 
1
 
1
8
.05
 
 
 
6
5
 
Строковый тип данных. 
Решение задач.
 
1
 
18.
05
 
 
 
6
6
 
Табличные данные и ма
с
сивы
 
1
 
23
.05
 
 
 
6
7
 
Задачи по теме «Одноме
р
ные массивы»
 
1
 
2
3
.05
 
 
 
6
8
 
Контрольная работа по 
теме «Программирование»
 
1
 
25
.05
 
 
Тест
 
«
Программирование
»
 
6
9
 
Решение задач по теме 
«Одномерные массивы»
 
1
 
3
0
.05
 
 
 
 
 
70
 
Обобщающий урок за курс 
10
-
го класса.
 
1
 
3
0
.05
 
 
 
 
свободное пользование ум
е
нием обобщения и систем
а
тизации знаний;
 
 
 
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся
 
 
 
Контроль пр
едполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как 
отдел
ьн
ых разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом.
 
 
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опр
о
са. Пери
од
иче
ски знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрол
ь
ными или тестовых заданиями.
 
 
 
При тестировании
 
все верные ответы берутся за 100%, тогда отметка выставляется в 
с
о
от
ветствии 
с таблицей:
 
 
Процент выполнения задания
 
Отметка
 
81% и боле
е
 
отлично
 
61
-
80%%
 
хорошо
 
41
-
60%%
 
удовлетворительно
 
менее 41%
 
неудовлетворительно
 
 
При выполнении практической работы и контрольной работы:
 
 
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяе
т
ся пр
о
граммой. При проверке у
своения материала выявляется полнота, прочность усвоения 
учащимися теории 
и 
умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.
 
 
Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.
 
•
 
грубая ошибка
 
–
 
полностью искаж
ено смысловое значение понятия, определения;
 
•
 
погрешность
 
отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком пре
д
ста
в
лении рассматриваемого объекта;
 
•
 
недочет
–
 
неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания 
о
п
ределенные пр
ограммой обучения;
 
•
 
мелкие погрешности
–
 
неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла о
т
вета или решения, случайные описки и т.п.
 
 
Э
талоном, относительно которого оцениваются знания учащихся, является обязательны
й
 
минимум содержания информатик
и и информационных технологий. Требовать от учащихся о
п
ределени
я,
 
которые не входят в школьный курс информатики 
–
 
это, значит, навлекать на себя 
проблемы связанные нарушением прав учащегося («Закон об образовании»).
 
 
Исходя из норм (пятибалльной системы), 
заложенных во всех предметных областях в
ы
ставляете отметка:
 
 
«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1
-
2 мелких п
о
грешностей;
 
 
«4» ставится при наличии 1
-
2 недочетов или одной ошибки:
 
 
«3»
 
ставится при выполнении 2/3 от объема предл
оженных заданий;
 
 
«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет 
обяз
а
тел
ь
ными умениями поданной теме в полной мере (незнание основного програм
м
ного материала):
 
 
 
Устный опрос
 
осуществляется на каждом уроке (эвристическ
ая беседа, опрос). Задачей 
устного 
опр
оса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение пр
о
блемных мест в усвоени
и
 
учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных 
понятиях, явлениях, процессе.
 
 
О
ц
енка устных ответов уча
щихся
 
Ответ оценивается отметкой «5»,
 
если ученик:
 
-
 
полно раскрыл содержание материала в об
ъеме, предусмотренном программой
;
 
-
  
изложил материал грамотным языком в определенной логической пос
ледовательности, точно 
используя 
терминологию информатики как уч
ебной дисциплины;
 
-
   
правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;
 
-
  
показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;
 
-
  
продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, усто
йчивость 
и
с
пользуемых п
ри ответе умений и навыков;
 
-
  
отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.
 
 
Возможны одна 
–
 
двенеточности при освещении второстепенных вопросов или в выкла
д
ках, 
которые 
ученик легко исправил по замечанию учи
т
еля.
 
 
Ответ оценивается отметкой «4,
.
 
если ответ удовлетворяет в основном требованиям на 
от
ме
т
ку «5», но при этом имеет один из недостатков:
 
-
    
допущены один
-
два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по 
зам
ечанию 
учителя:
 
-
   
допущены ошибка или более двух недочет
ов при освещении второстепенных вопросов или в 
вы
кладках, 
легко исправленные по замечанию учителя.
 
 
Отметка «3»
 
ставится в следующих случаях:
 
-
 
неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее поним
а
ние вопр
оса
 
и продемонстрир
ованы умения, достаточные для дальнейшего усвоения програм
м
ного материала опре
де
ленные настоящей программой;
 
 
Отметка «2»
 
ставится в следующих случаях: 
 
-
   
не раскрыто основное содержание учебного материала;
 
-
  
обнаружено незнание или неполное понимание у
чеником большей или наиболее важной части 
учебн
ого 
материала
;
 
-
 
допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в 
рисунк
ах,
 
схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов 
учителя.
 
 
График 
контрольных и  практических  работ по информатике и ИКТ
 
на 20
14
/201
5
 
учебный год для 10 класс
а
 
 
 
I 
полугодие
 
II
 
полугодие
 
Класс
 
 
Контр
ольная 
 
раб
ота
 
Практическая работа
 
 
Контр
ольная 
 
раб
ота
 
Практическая работа
 
 
10
 
№1, №2, №3
 
№
1, №2, №3,
 
№4, №5
, 
№6, 
 
№7
 
№
4, №
5
 
№
8
, №
9, №10, №11, 
№12, №13, №14, №15
 
№9
 
 
Темы контрольных работ
 
 
10
 
класс
 
 
№
 
 
Темы
 
Календарные 
сроки
 
Фактические  
сроки
 
1
 
«И
н
формация»
 
29
.10
 
 
2
 
«Ди
с
кретные модели данных на компьютере».
 
16.11
 
 
3
 
«Хранение, передача и обр
а
ботка информации».
 
21.
12
 
 
4
 
«Алгоритмы»
 
29.02
 
 
5
 
«Программирование»
 
2
5
.05
 
 
 
Темы практических работ
 
 
10
 
класс
 
№
 
Тема
 
Календарные 
сроки
 
Факт
и
ческие  
сроки
 
1
 
«Измерение информации»
 
2
2
.09
 
 
2
 
«Представление чисел»
 
6
.10
 
 
3
 
«Представление текстов. Сжатие текстов»
 
1
3
.10
 
 
4
 
«Представление изображения и звука»
 
26.10
 
 
5
 
Кодирование изображения и звука.
 
9.11
 
 
6
 
«Автоматическая обрабо
т
ка данных».
 
14.12
 
 
7
 
Программирование маш
и
ны Поста
 
21.12
 
 
8
 
«Шифрование данных».
 
18.01
 
 
 
9
 
«Структуры данных: графы, таблицы».
 
1.02
 
 
 
1
0
 
«Управление алгоритм
и
ческим исполнителем».
 
8.02
 
 
 
11
 
Управление алгоритмич
е
скими исполнителями
 
22.02
 
 
 
12
 
«Выбор конфигурации компьютера» 
 
14.03
 
 
 
13
 
Настройка BIOS»
 
14.03
 
 
 
14
 
«Подготовка презентации на тему: Комп
ь
ютерные сети»
 
4.04
 
 
 
15
 
«Одноме
р
ны
е массивы»
 
23.05
 
 
 
 
Приложение к рабочей программе
 
 
Источники информации и средства обучения
 
 
I
.  Учебно
-
методический комплект
 
 
1.
 
Информатика и информационно
-
коммуникационные технологии. Базовый 
уровень:  
учебник для 
10
-
11 классов
 
/ И.Г. Семакин.
, Е.К. Хен
нер
–
М
.: 
Б
ИНОМ. Лаборатория зн
а
ний. 200
8
. 
–
 
176
 
с: ил.
 
2.
 
Информатика и 
ИКТ. Базовый уровень: 
практикум 
для 10
-
11 классов
 
/ И. 
Г. 
Семакин
, Е.К. 
Хеннер
, Т.Ю. Шеина
 
–
 
М.: 
БИНОМ. 
Лаборатория 
Б
азовых Знаний, 20
11
.
 
 
 
II
. Литература для учителя
 
в том числе электронн
ые образовательные р
е
сурсы
 
 
1.
 
Информатика и ИКТ. Базовый уровень 10
-
11 классы: методическое пособие 
/ 
И.Г. 
Сема
кин, Е.К. Хеннен. 
–
 
М,: 
БИНОМ. 
Лаборатория 
з
наний
, 2008. 
–
 
102 с.: ил.
 
2.
 
Информатика и информационно
-
коммуникационные технологии. Базовый 
уровень:  
у
чебник для 
10
-
11 классов
 
/ И.Г. Семакин.
, Е.К. Хеннер
–
М
.: 
Б
ИНОМ. Лаборатория 
знаний. 200
8
. 
–
 
176
 
с: ил.
 
3.
 
Информатика и ИКТ. Базовый уровень: практикум для 10
-
11 классов / И. Г. Семакин, 
Е.К. Хеннер, Т.Ю. Шеина 
–
 
М.: БИНОМ. Лаборатория Базовых Знаний, 20
11
.
 
4.
 
http://tatinfomat2010.narod.ru/interest.htm 
 
5.
 
-
kopilka.ru/page
-
2.html
 
6.
 
http://polezno
-
2012.info/ege2012
 
7.
 
http://gorchev.mu
-
pleven.bg/data/B11index.html
 
8.
 
school
-
collection.edu.ru 
–
 
единая 
коллекция цифровых образовательных ресурсов
 
9.
 
http://window.edu.ru/
 
-
 
Единое окно доступа к образовательным ресурсам 
 
10.
 
eor
-
np.ru 
-
 
об электронных образовательных ресурсах
 
11.
 
http://portalschool.ru
 
-
 
Школьный портал
 
12.
 
http://www.openclass.ru/
 
-
 
сетевые образовательные сообщества 
 
 
III
.  Технические средства обучения.
 
1.
 
Компьютер
 
–
 
универсальное устрой
ство обработки информации; основная конфигур
а
ция современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа
-
возможности: в
и
део
-
изображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
 
2.
 
Проектор, 
подсоединяемый к компьютеру, видеомагн
итофону, микроскопу и т. п.; те
х
нологический элемент новой грамотности 
–
 
радикально повышает: уровень наглядности 
в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы вс
е
му классу, эффективность организационных и административных
 
выступлений.
 
3.
 
Принтер
 
–
 
позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную уч
а
щимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен 
цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и из
о
браже
ния большого формата.
 
4.
 
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети 
–
 
дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вести пер
е
писку с другими школами.
 
5.
 
Устройства вывода звуковой информации
 
–
 
наушники для и
ндивидуальной работы со 
звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания вс
е
го класса.
 
6.
 
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экра
н
ными объектами 
–
 
клавиатура и мышь (и разнообразные устройства анал
огичного н
а
значения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для уч
а
щихся 
с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
 
7.
 
Устройства создания графической информации 
(графический планшет) 
–
 
использую
т
ся для создания и редактировани
я графических объектов, ввода рукописного текста и 
преобразования его в текстовый формат.
 
8.
 
Устройства для создания музыкальной информации
 
(музыкальные клавиатуры, вм
е
сте с соответствующим программным обеспечением) 
–
 
позволяют учащимся создавать 
музыкальные 
мелодии, аранжировать их любым составом инструментов, слышать их и
с
полнение, редактировать их. 
 
9.
 
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: 
сканер; фотоа
п
парат; видеокамера; цифровой микроскоп; аудио и видео магнитофон  
–
 
дают возмо
ж
нос
ть непосредственно включать в учебный процесс информационные образы окружа
ю
щего мира. В комплект с наушниками часто входит индивидуальный микрофон для ввода 
речи учащегося.
 
10.
 
Датчики (
расстояния, освещенности, 
температуры, силы, влажности, и др.) 
 
–
 
позволяю
т 
измерять и вводить в компьютер информацию об окружающем мире.
 
11.
 
Управляемые компьютером устройства
 
–
 
дают возможность учащимся освоить пр
о
стейшие принципы и технологии автоматического управления (обратная связь и т. д.), 
одновременно с другими базовыми пон
ятиями информатики. 
 
12.
 
Локальная вычислительная сеть
 
с выходом в Интернет
.
 
 
VI.
  
Программные средства
.
 
1.
 
Операционная система 
Windows
 
ХР.
 
2.
 
Операционная система 
ALT LINUX
.
 
3.
 
Антивирусная программа Антивирус Касперского 6.0
 
4.
 
Файловый менеджер (в составе операционной
 
системы или др.).
 
5.
 
Программа
-
архиватор.
 
6.
 
Клавиатурный тренажер.
 
7.
 
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и 
векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные 
таблицы.
 
8.
 
Звуковой редактор.
 
9.
 
Проста
я система управления базами данных.
 
10.
 
Простая геоинформационная система.
 
11.
 
Система автоматизированного проектирования.
 
12.
 
Виртуальные компьютерные лаборатории.
 
13.
 
Программа
-
переводчик.
 
14.
 
Система оптического распознавания текста. 
 
15.
 
Мультимедиа проигрыватель (входит в со
став операционных систем или др.).
 
16.
 
Система программирования.
 
17.
 
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
 
18.
 
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
 
19.
 
Программа интерактивного общения 
 
20.
 
Простой редактор Web
-
страниц