Рабочая программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень) программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень)
Рабочая программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень) программа «Россия и мир» 10 класс (базовый уровень)
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка к рабочей программе.
Курс истории рассчитан на 68 часов;
Основная цель курса - формирование целостного представления исторического пути России с древнейших времен до конца 19 века.
Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.
Задачи: 1. Анализировать исторические факты, ключевые события России и мира с древности до наших дней, выдающихся деятелей мировой истории.
2. Сформировать навыки самостоятельной работы с историческими источниками, историческими картами и учебно-методическими пособиям
3. Способствовать формированию всесторонне развитой личности, высказывать личное отношение к событиям, достижениям отечественной и мировой истории.
4. Объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям; исторически сложившихся норм социального поведения.
УМК:
О.В.Волобуев, В.А.Клоков «Россия и мир»» 10кл.класс
Программа общеобразовательных учреждений под. Ред. Богданова А.Л. Веземского Е.Е.,
А.В. Игнатов Методическое пособие к учебнику О.В.Волобуева «Россия и мир»
CD : «История мировых цивилизаций», «Династия Романовых», «Уроки Отечественной истории до 19 века», «Витязь на распутье», «История России в 17-18 веках», «История Государства Российского»
Качество результатов обученности отслеживается через тесты, проверочные работы, контрольные работы через систему работы
Общая характеристика учебного предмета
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизованных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Тем самым, историческое образование приобретает особую роль в процессе самоидентификации подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества.
Развивающий потенциал системы исторического образования на ступени среднего (полного) общего образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе – к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение придается развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории. Таким образом, критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
Основные содержательные линии.
Основные содержательные линии рабочей программы на ступени среднего (полного) общего образования реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории». Предполагается их синхронное изучение с возможностью интеграции некоторых тем из состава обоих курсов. Изучение каждого из этих курсов основывается на проблемно-хронологическом подходе с приоритетом учебного материала, связанного с воспитательными и развивающими задачами, важного с точки зрения социализации школьника, приобретения им общественно значимых знаний, умений, навыков.
С учетом объема учебного времени, отведенного на изучение истории на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом обществоведения. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.
Цели обучения
Изучение истории на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Место предмета в базисном учебном плане
Базисный учебный план отводит 136 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне, в том числе: в X и XI классах по 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.
Результаты обучения
В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь
проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Содержание учебной программы по истории ( 10 и 11 кл., 136 ч)
ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ
Древнейшая история человечества
Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи Формирование рас и языковых семей. Неолитическая революция. Изменения в укладе жизни и формах социальных связей. Родоплеменные отношения.
Цивилизации Древнего мира и Средневековья
Цивилизации Древнего Востока. Формирование индо-буддийской и китайско-конфуцианской цивилизаций. Социальные нормы и духовные ценности в древнеиндийском и древнекитайском обществе. Философское наследие Древнего Востока.
Античные цивилизации Средиземноморья. Полисная политико-правовая организация и социальная структура. Демократия и тирания. Римская республика и империя. Римское право. Философское наследие Древней Греции и Рима. Становление иудео-христианской духовной традиции, ее религиозно-мировоззренческие особенности.
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы общественного поведения человека в исламском обществе. Исламская духовная культура и философская мысль в эпоху Средневековья.
Христианская средневековая цивилизация в Европе. Складывание западноевропейского и восточноевропейского регионов цивилизационного развития. Особенности социальной этики, отношения к труду и собственности, правовой культуры, духовных ценностей в католической и православной традициях.
Становление и развитие сословно-корпоративного строя в европейском средневековом обществе. Феодализм как система социальной организации и властных отношений. Культурное и философское наследие европейского Средневековья.
Традиционное (аграрное) общество на Западе и Востоке: особенности социальной структуры, экономической жизни, политических отношений. Социально-политический, религиозный, демографический кризис европейского традиционного общества в XIV-XV вв. Предпосылки модернизации.
Новое время: эпоха модернизации
Модернизация как процесс перехода от традиционного (аграрного) к индустриальному обществу.
Великие географические открытия и начало европейской колониальной экспансии.
Торговый и мануфактурный капитализм. Новации в образе жизни, характере мышления, ценностных ориентирах и социальных нормах в эпоху Возрождения и Реформации. Становление протестантской политической культуры и социальной этики.
От сословно-представительных монархий к абсолютизму – эволюция европейской государственности. Возникновение концепции государственного суверенитета. Буржуазные революции XVII-XIX вв. Идеология Просвещения. Возникновение идеологических доктрин либерализма, консерватизма, социализма, анархизма. Марксизм и рабочее революционное движение. Национализм и его влияние на общественно-политическую жизнь в странах Европы.
Технический прогресс в Новое время. Развитие капиталистических отношений. Промышленный переворот. Капитализм свободной конкуренции. Циклический характер развития рыночной экономики. Классовая социальная структура общества в XIX в. Буржуа и пролетарии. Эволюция традиционных социальных групп в индустриальном обществе.
Мировосприятие человека индустриального общества. Формирование классической научной картины мира в XVII-XIX вв. Культурное наследие Нового времени.
От Новой к Новейшей истории: пути развития индустриального общества.
Основные направления научно-технического прогресса: от технической революции конца XIX в. к научно-технической революции ХХ в. Монополистический капитализм и противоречия его развития. Переход к смешанной экономике в середине ХХ в. «Государство благосостояния». Изменение социальной структуры индустриального общества. «Общество потребления» и причины его кризиса в конце 1960-х гг.
Кризис классических идеологий на рубеже XIX-XX вв. и поиск новых моделей общественного развития. Формирование социального правового государства. Изменение принципов конституционного строительства. Демократизация общественно-политической жизни. Предпосылки системного (экономического, социально-психологического, идеологического) кризиса индустриального общества на рубеже 1960-х – 1970-х гг.
Политическая идеология тоталитарного типа. Фашизм. Национал-социализм. Особенности государственно-корпоративных (фашистских) и партократических тоталитарных режимов, их политики в области государственно-правового строительства, социальных и экономических отношений, культуры.
Формирование и развитие мировой системы социализма. Попытки демократизации социалистического строя.
«Новые индустриальные страны» (НИС) Латинской Америки и Юго-Восточной Азии: экономические реформы
Мировые войны в истории человечества: экономические, политические, социально-психологические и демографические причины и последствия. Складывание международно-правовой системы. Лига наций и ООН. Развертывание интеграционных процессов в Европе. «Биполярная» модель международных отношений в период «холодной войны».
Духовная культура в период Новейшей истории. Формирование неклассической научной картины мира.
Человечество на этапе перехода к информационному обществу
Информационная революция конца ХХ в. Становление информационного общества.
Глобализация общественного развития на рубеже XX-XXI вв. Интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства. Особенности современных социально-экономических процессов в странах Запада и Востока.
Система международных отношений на рубеже XX-XXI вв. Распад «биполярной» модели международных отношений и становление новой структуры миропорядка.
Европейский Союз. Мировоззренческие основы «неоконсервативной революции». Современная социал-демократическая и либеральная идеология. Религия и церковь в современной общественной жизни. Экуменизм. Изменения в научной картине мира.
ИСТОРИЯ РОССИИ
История России – часть всемирной истории
Особенности становления и развития российской цивилизации. Роль и место России в мировом развитии: история и современность. Источники по истории Отечества.
Народы и древнейшие государства на территории России
Природно-климатические факторы и особенности освоения территории Восточной Европы и Севера Евразии. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металлических орудий и их влияние на первобытное общество.
Великое переселение народов и его влияние на формирование праславянского этноса. Место славян среди индоевропейцев. Восточнославянские племенные союзы и их соседи: балтийские, угро-финские, тюркоязычные племена. Занятия, общественный строй и верования восточных славян. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение.
Русь в IX – начале XII вв.
Происхождение государственности у восточных славян. «Повесть временных лет». Возникновение Древнерусского государства. Новгород. Происхождение слова «Русь». Начало династии Рюриковичей. Дань и подданство. Князья и их дружины. Вечевые порядки. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы.
Христианская культура и языческие традиции Руси. Контакты с культурами Запада и Востока. Влияние Византии. Монастырское строительство. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности.
Русские земли и княжества в XII – середине XV вв.
Причины распада Древнерусского государства. Усиление экономической и политической самостоятельности русских земель. Крупнейшие земли и княжества Руси в XII – начале XIII вв. Монархии и республики. Расцвет культуры домонгольской Руси.
Нашествие на Русь. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией. Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Начало возрождения Руси. Внутренние миграции населения. Восстановление экономики русских земель. Формы землевладения и категории населения.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси. Политические, социальные, экономические и территориально-географические причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и борьбы против ордынского владычества.
Великое княжество Московское в системе международных отношений. Начало распада Золотой Орды.
Культурное развитие русских земель и княжеств в конце XIII – середине XV вв. Влияние внешних факторов на развитие русской культуры. Москва как центр развития культуры великорусской народности.
Российское государство во второй половине XV – XVII вв.
Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Свержение золотоордынского ига. Изменения в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. Формирование новой системы управления страной. Роль церкви в государственном строительстве. «Москва – третий Рим».
Установление царской власти и ее сакрализация в общественном сознании. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины XVI в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Борьба против агрессии Речи Посполитой и Швеции. Национальный подъем в России. Восстановление независимости страны.
Земской собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Расширение территории Российского государства в XVII в. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири.
Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Развитие новых торговых центров. Социальные движения в России во второй половине XVII в. Церковный раскол и его значение. Старообрядчество.
Культура народов Российского государства во второй половине XV-XVII в. вв. Усиление светских элементов в русской культуре. Новые формы зодчества. Расцвет русской живописи и декоративно-прикладного искусства. Начало книгопечатания и распространение грамотности. Зарождение публицистики. Славяно-греко-латинская академия. «Домострой»: патриархальные традиции в быте и нравах. Особенности русской традиционной (средневековой) культуры. Формирование национального самосознания.
Россия в XVIII – середине XIX вв.
Петровские преобразования. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в господствующее сословие. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине XIX в. Реформы системы госуда
·рственного управления. Движение декабристов. Оформление российской консервативной идеологии. Теория «официальной народности». Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Особенности экономического развития России в XVIII – первой половине XIX в. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Формирование единого внутреннего рынка. Изменение социальной структуры российского общества. Сохранение крепостничества в условиях развертывания модернизации.
Превращение России в мировую державу. Участие России в антифранцузских коалициях в период революционных и наполеоновских войн. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой XVIII – первой половины XIX вв. Особенности русского Просвещения. Научно-техническая мысль и научные экспедиции. Основание Академии наук и Московского университета. Ученые общества. Создание системы народного образования. Развитие музыкально-театрального искусства. Новаторство и преемственность художественных стилей в изобразительном искусстве. Изменение принципов градостроительства.
Россия во второй половине XIX - начале ХХ вв.
Отмена крепостного права. Реформы 1860-х – 1870-х гг. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ.
Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А. Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях форсированной модернизации. Сохранение остатков крепостничества.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков XIX-XX вв. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги.
«Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов на рубеже XIX-XX вв. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Общественно-политический кризис накануне 1917 г.
Духовная жизнь российского общества на рубеже веков XIX-XX веков. Развитие системы образования. Научные достижения российских ученых. Возрождение национальных традиций в искусстве конца XIX в. Новаторские тенденции в развитии художественной культуры. Отражение духовного кризиса в художественной культуре декаданса.
Революция 1917 г. и Гражданская война в России
Революция 1917 г. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. «Революционное оборончество» – сторонники и противники. Кризис власти. Маргинализация общества.
Политическая тактика большевиков, их приход к власти. Утверждение Советской власти. Первые декреты Советской власти. Созыв и роспуск Учредительного собрания. Брестский мир. Создание РСФСР. Конституция 1918 г.
Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Цели и идеология противоборствующих сторон. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. Причины поражения белого движения.
Экономическое и политическое положение Советской России после гражданской войны. Переход к новой экономической политике.
Советское общество в 1922-1941 гг.
Образование СССР. . Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Успехи, противоречия и кризисы НЭПа. Причины свертывания НЭПа. Выбор стратегии форсированного социально-экономического развития.
Индустриализация, ее источники и результаты. Коллективизация, ее социальные и экономические последствия. Противоречия социалистической модернизации. Конституция 1936 г. Централизованная (командная) система управления. Культ личности И.В.Сталина. Массовые репрессии.
Идеологические основы советского общества и культура в 1920-х – 1930-х гг. Утверждение метода социалистического реализма. Задачи и итоги «культурной революции». Наука в СССР в 1920-1930-е гг.
Внешнеполитическая стратегия СССР в период между мировыми войнами. Рост военной угрозы в начале 1930-х гг. и проблемы коллективной безопасности. Мюнхенский договор и его последствия. Советско-германские отношения в 1939-1940 гг. Политика СССР на начальном этапе Второй мировой войны. Расширение территории Советского Союза.
Советский Союз в годы Великой Отечественной войны
Нападение Германии на СССР. Великая Отечественная война: основные этапы военных действий. Причины неудач на начальном этапе войны. Оккупационный режим на советской территории. Смоленское сражение. Блокада Ленинграда. Военно-стратегическое и международное значение победы Красной Армии под Москвой. Разгром войск агрессоров под Сталинградом и на Орловско-Курской дуге: коренной перелом в ходе войны. Освобождение территории СССР и военные операции Красной Армии в Европе. Капитуляция нацистской Германии. Участие СССР в войне с Японией. Развитие советского военного искусства.
Мобилизация страны на войну. Народное ополчение. Партизанское движение и его вклад в Победу. Перевод экономики СССР на военные рельсы. Эвакуация населения и производственных мощностей на восток страны. Идеология и культура в военные годы. Русская Православная церковь в годы войны. Героизм народа на фронте и в тылу.
СССР в антигитлеровской коалиции. Конференции союзников в Тегеране, Ялте и Потсдаме и их решения. Ленд-лиз и его значение. Итоги Великой Отечественной войны. Цена Победы. Роль СССР во Второй мировой войне и решении вопросов послевоенного устройства мира.
СССР в первые послевоенные десятилетия
Социально-экономическое положение СССР после войны. Мобилизационные методы восстановление хозяйства. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Борьба за власть в высшем руководстве СССР после смерти И.В. Сталина. ХХ съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Экономические реформы 1950-х – начала 1960-х гг., реорганизации органов власти и управления.
Биполярный характер послевоенной системы международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. СССР в глобальных и региональных конфликтах в 1950-х – начала 1960-х гг. Карибский кризис и его значение.
Духовная жизнь в послевоенные годы. Демократизация общественной жизни в период «оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.
СССР в середине 1960-х - начале 1980-х гг.
Экономические реформы середины 1960-х гг. Замедление темпов научно-технического прогресса. «Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Концепция развитого социализма. Конституция 1977 г. Диссидентское и правозащитное движения. Попытки преодоления кризисных тенденций в советском обществе в начале 1980-х гг.
СССР в глобальных и региональных конфликтах середины 1960-х – начала 1980-х гг. Советский Союз и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Афганская война и ее последствия.
Советская культура середины 1960-х - начала 1980-х гг. Новые течения в художественном творчестве.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 1980-х гг. Стратегия «ускорения» социально-экономического развития и ее противоречия. Введение принципов самоокупаемости и хозрасчета, начало развития предпринимательства.
Политика «гласности». Отмена цензуры и развитие плюрализма в СМИ. Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР.
«Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог во второй половине 1980-х гг.
Российская Федерация
Становление новой российской государственности. Принятие Конституции Российской Федерации 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 1990-х гг. Складывание новых политических партий и движений.. Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия. «Шоковая терапия». Структурная перестройка экономики, изменение отношений собственности. Президентские выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное для России место в мировом сообществе. Изменение в расстановке социально-политических сил.
Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в мировых интеграционных процессах. Российская Федерация в составе Содружества независимых государств.
Структура учебно-тематического плана
Учебно-тематический план по истории в 10 классе
№
Главы
Количество часов
1.
Введение
1
2.
Цивилизации Древнего мира и раннего средневековья.
6
3.
Древняя Русь
8
4.
Западная Европа в XI-XV веках
4
5.
Российское государство в XIV-XVII веках
9
6.
Запад и Новое время
9
7.
Российская империя в XVIII веке
5
8.
Запад в XIX веке. Становление индустриальной цивилизации
10
9.
Россия на пути модернизации
9
10.
Культура XIX века
7
Календарно – тематическое планирование уроков истории в 10 классе
№ Ур.
Наименование раздела
Тема урока
Количество часов
Тип урока
Требования к подготовке уч-ся
Элементы содержания
Вид контроля. Измерители
Д\з
Дата проведения
Коррекция
план
Факт
1
2
3
4
5
6
7
8
10
11
12
1
Цивилизации Древнего мира и раннего Средневековья
Древний Восток и античный мир
1
Урок изучения нового материала.
Начало преобразования человеком природы. Ранние цивилизации.
Знать об условиях возникновения ранних цивилизаций. Особенности их развития
§1
2.09
2
Рождение европейской средневековой цивилизации.
1
комбинированный
Поздняя Римская империя. Жизнь и право в эпоху Средневековья.
Христианство
Знать о Великом переселении народов и падении империи, о влиянии античности на культуру Средневековья.
§2
2.09
3
Страны Западной Европы в раннее Средневековье
1
Комбинированный
.
Природа и хозяйство Западной Европы. Варварские королевства.Империя Карла Великого. Феодальная раздробленность.
Знать об отличии управления империей Карла от управления Варварским королевством. О положении сословий. Роль папства
Составление таблицы
§3
8.09
4
Византийская империя и восточнохристианский мир
1
Комбинированный.
Византия после крушения Западной Римской империи. Социокультурное и политическое влияние Византии
Характеризовать внутреннее устройство Византийской империи, особенности императорской власти
Составление конспекта
§4
8.09
5
Исламский мир
1
Комбинированный
Возникновение исламской цивилизации. Социальные нормы и мотивы поведения в исламском обществе
Характеризовать природные условия Аравийского полуострова, роль ислама в складывании Арабского государства.
§5
15.09
6
Древняя Русь
Народы Восточной Европы
1
Урок изучения нового материала
Природно -географические условия. Особенности первых государств.
.
Знать хозяйственно-культурные типы, сведения о восточнославянский племенах
Составление схемы
§6
15.09
7
Восточные славяне в древности
1
Комбинированный урок
Общественный строй и мировоззрение восточных славян.
Уметь связать хозяйственную деятельность и религиозные взгляды, наследие славян.
§7
22.09
8
Возникновение Древнерусского государства
1
Комбинированный урок
От племенных союзов к Древнерусскому государству. Русь и Византия. Крещение Руси.
Предпосылки к формированию Древнерусского государства. Правление Рюрика, Олега, Игоря, Ольги, Владимира Святославича-в становление Руси.
§8
22.09
9
Крещение Руси
1
Урок изучения нового материала.
Православная церковь и культура
Устройство церкви, Архитектура, живопись, образование
Короткие сообщения
§8
29.09
10
Древнерусское государство и общество
1
Урок – семинар.
Рюриковичи. Первые княжеские усобицы. Община и вотчина
Особенности управления государством. Социальная структура общества
§9
29.09
11
Церковь и культура Древней Руси
1
Урок изучения нового материала.
Православная церковь и культура
Устройство церкви, Архитектура, живопись, образование
Короткие сообщения
§10
6.10
12
Раздробленность Руси
1
Комбинированный..
Территориальные корпорации. Распад Древнерусского государства. Основа развития культуры России.
Раздробленность и политика Древней Руси. Княжеская власть
Тест
§11
6.10
13,14
Русь между Востоком и Западом
2.
Комбинированный.
Столкновение с Монгольской державой. Сохранение государственности русских земель.
Причины победы монголов. Походы Батыя на Русь.
§12-13
13.10
13.10
Урок -повторение
1
Урок применения знаний..
Контрольная работа.
20.10
Волжская Булгария
1
Лекция
.
История развития Волжской Булгарии
20.10
ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА В XI-XV ВЕКАХ.
Экономическое и политическое развитие Западной Европы в XI-XV веках
1
Урок изучения нового материала.
.
Горожане – ведущее сословие общества, создание централизованных государств
Изменения в жизни европейцев,,возникновение новых городов, ересь.
Работа с документами
§14
27.10
Взаимодействие средневековых цивилизаций
1
Комбинированный
.
Крестовые походы, Реконкиста.
Причины крестовых походов. Достигнутые цели
§15
27.10
Культура средневекового Запада
1
Комбинированный урок.
.
Европейская культура: христианство и язычество. Подъем науки и искусства.
Церковь и сознание людей. Рыцарская и городская культура
Работа в группах.
§16
10.11
20,21
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIV-XVII ВЕКАХ.
Москва во главе объединения русских земель
2.
Изучение нового материала.
Московские князья как инициаторы объединения Руси. Куликовская битва.
Особенности процесса объединения.
Исход Куликовской битвы.
§17-18
10.11
17.11
Россия: третье православное царство
1
комбинированный урок.
.
Независимое Российское государство. Основы представительной монархии
Основы Российского государства.
Проверочные вопросы
§19
17.11
Кризис государства и общества. Смутное время
1
Комбинированный урок.
Разрушение экономики страны. Россия – причина Смуты.
Значение Ливонской войны. Политика Ивана Грозного.
§20
24.11
Становление самодержавия Романовых
1
Комбинированный урок.
.
.
Укрепление Российского государства. Самодержавие
Основные задачи Романова. Отмена местничества. План Никона
§21
24.11
Начало формирования многонационального государства
1
Комбинированный урок.
Россия - многонациональная держава. Границы России
Россия - европейская и азиатская держава
§22
1.12
Русская культура в XIV-XVII вв.
1
Комбинированный урок.
Возрождение культуры.Укрепление могущества. Культурное развитие.
Развитие грамотности, жанры русской литературы. Светские мотивы в культуре.
Сообщения.
§23
1.12
Урок обобщения
1
К/р.
8.12
Повторение
1
8.12
29
ЗАПАД В НОВОЕ ВРЕМЯ
Европа в начале нового времени
2
Урок изучения нового материала.
Великие географические открытия. Реформация. Зарождение эпохи Нового времени
Изменения в экономике Европы. Последствия открытий. Церковь против реформации.
§24
15.12
15.12
30
Государство и общество стран Западной Европы в XVII веке
1
Комбинированный урок.
Развитие капиталистических отношений. Европейский абсолютизм.
Особенности социально-экономической жизни Западной Европы.
§25
22.12
Эпоха Просвещения
1.
Комбинированный урок
Новый этап духовного развития
Основные взгляды представителей эпохи Просвещения
§26
22.12
Революции XVIII века
2
Комбинированный урок.
Борьба и революции. Новое государство – США.
Противоречия между Англией и колониями. События в Америке и Франции.
§27-28
29.12
29.12
34
Тенденции развития европейской культуры
1.
.
Комбинированный урок.
Италия - родина гуманизма. Основа европейской культуры.
Предпосылки возникновения культуры Возрождения. Барокко, рококо, классицизм
§29
12.01
36
РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ В XVIII ВЕКЕ.
Власть и общество
2.
Урок изучения нового материала.
Реформы Петра первого
Чем было вызвано преобразование России. Просвещенный абсолютизм Екатерины второй.
§30
12.01
19.01
37
Социально-экономическое развитие страны
1.
Комбинированный урок
Экономическое развитие страны. Дворянская империя
Направления экономической политики правительства. Дворянские привилегии.
Составление таблицы
§31
19.01
38
Расширение территории государства
1.
Комбинированный урок.
Границы России расширились. Народы России.
Факторы, способствующие росту Российской империи.
Работа по карте
§32
26.01
39
Образование, наука и культура
1.
Комбинированный урок.
Влияние европейской культуры на русскую.
Роль государства в развитии русской культуры. Создание Академии наук и Московского университета.
Сообщения.
§33
26.01
40
Урок обобщения
1
Урок применения знаний.
§34
2.02
41
РОССИЯ НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ.
Российское государство в первой половине XIX веке
1.
Урок изучения нового материала
Сохранение самодержавия и крепостного права
Почему попытки радикального изменения политического строя потерпели неудачу
Составление таблицы
§40
2.02
42
43
Общественная жизнь в первой половине XIX века
2
Комбинированный урок
.
Новые оппозиционные общественно-политические течения
Декабристы и их требования
§42
9.02
9.02
44
45
Реформы 1860-1870-х гг.
2.
Урок – лекция
Крестьянская реформа, развитие капиталистических отношений. Политические и социальные преобразования.
Этапы формирования крепостного права в России
§43-44
16.02
16.02
46
47
Общественное движение в России во II половине XIX века
1.
Комбинированный урок.
Основы общественно-политических течений. Оппозиция самодержавию.
Отличия западноевропейского либерализма от русского. Марксизм в России
§45
23.02
23.02
48
49
Россия – многонациональная империя.
1.
Комбинированный урок
Российская империя-крупнейшая держава. Модернизация.
Почему некоторые народы добровольно входили в состав России, а другие оказывали сопротивление. Размежевание на Дальнем Востоке.
Работа с картой
§
02.03
02.03
50
51
Урок обобщения
1
Урок применения знаний.
16.03
16.03
52
КУЛЬТУРА XIX ВЕКА.
Повторение
1
23.03
53
Культура России в 19 веке.
1.
Комбинированный урок
Время расцвета русской культуры
«Золотой век» - значение понятия.
23.03
54
55
Научно-технический прогресс и общество
2.
Комбинированный.
Россия на пике развития.
Эволюционная картина мира. Влияние научно-технического прогресса на сферы жизни общества
Составление
таблицы
§48
21.03
4.04
56
57
Мировая литература и художественная культура
2
Комбинированный урок.
Разнообразие творческих направлений культуры
Роль художественной литературы
§49
07.04
11.04
58
Эпоха наполеоновских войн
1.
Урок изучения нового материала.
Эпоха наполеоновских войн. Идеи французской революции.
Бонапарт-приход к власти. Крах наполеоновской империи
Работа с картой.
§35
14.04
59
60
Промышленный переворот и становление индустриального Запада.
2
Комбинированный урок.
.
Промышленный переворот в Англии. Изменение социальной культуры. Возникновение индустриального общества
Промышленный переворот. Этапы. Последствия.
§35
18.04
21.04
61
62
Революции и реформы
1
комбинированный урок.
Новые принципы стран Запада. Реформы
Принципы переустройства Европы на Венском конгрессе. Политические изменения в Европе.
Составление таблицы
§36
25.04
28.04
63
64
Идейные течения и политические партии.
1
Комбинированный урок.
Основные идеологические направления стран Запада.
Либерализм, социализм, национализм.
§37
5.05
12.05
65
66
Колониальные империи.
2
Комбинированный урок.
Создание крупных колониальных империй и их характерные черты.
Процесс формирования колониальных империй в разных странах.
§38
16.05
19.05
67
68
Особенности развития стран Запада во II половине XIX века
1
Урок – семинар.
.
Смена экономических лидеров. Принципы правового государства
Новые государства Европы. Черты индустриальной цивилизации Запада.
§39
23.05
26.05
13PAGE 15
13PAGE 141615