ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА №3 Обслуживание стартера, звукового сиг¬нала, контрольно-измерительных приборов и приборов освещения


Инструкционная карта № 3
Тема: Техническое обслуживание
двигателя и устранение неисправностей.
Упражнение 3. Обслуживание системы смазки
двигателя ЗИЛ-130.
Цель работы:
Научится проверять герметичность и крепление всех соединений системы смазки двигателя ЗИЛ-130, очищать и промывать фильтры грубой и тонкой очистки масла, менять масло в картере двигателя, очищать систему вентиляции картера, проверять подачу и давление масла.
Оборудование учебного места:
Автомобиль двигатель горячей регулировки ЗИЛ-130.
Ключи гаечные 10, 11, 12, 14, 17, 19 и 24 мм.
Отвертка, посуда для сбора отработавшего масла.
Промывочное масло.
Промывочный бензин.
Кисть.
Ванна для промывки деталей.
Бородок.
Методические рекомендации по выполнению практического задания
Какие работы по техническому обслуживанию системы смазки проводятся при ежедневном, первом и втором технических обслуживаниях?
Проверка герметичности соединений и подтяжка их креплений
Осмотреть места соединений (поддона картера, сальников коленчатого вала, масляного насоса, фильтров грубой и центробежной очистки масла, масляного радиатора, маслопровода), проверяя, нет ли подтекания масла.
Запустить двигатель, установить среднее обороты и так же осмотреть все соединения.
Заглушить двигатель и устранить обнаруженное подтекание масла.
Вопросы для самопроверки:
При каком техническом обслуживании проверяют герметичность соединений и подтягивают их крепления?
Почему герметичность соединений проверяют на неработающем и работающем двигателе?
Какие последствия может вызвать плохая герметичность соединений?
Смена масла в картере двигателя
445770019050Рис. 1
00Рис. 1
Пустить, прогреть и заглушить двигатель.
Вывернуть спускную пробку поддона картера и спускные пробки фильтров и слить в посуду отработавшее масло (рис. 1).
4457700458470Рис. 2
00Рис. 2
Вывернуть болты крышки фильтра грубой очистки. Вынуть фильтрующий элемент и промыть его в ванне с бензином. Промыть кистью с бензином корпус фильтра грубой очистки и установить в него фильтрующий элемент (рис. 2).
4457700922020Рис. 3
00Рис. 3
Отвернуть гайку - барашек и снять кожух фильтра центробежной очистки масла. Отвернуть пробку, вставить в отверстие бородок для удержания корпуса от вращения. Затем отвернуть центральную гайку и снять крышку корпуса (рис.3).
Очистить и промыть в бензине крышку, снять и промыть сетчатые фильтры, очистить и промыть кожух (рис. 4).
Собрать в обратной последовательности фильтр центробежной очистки масла и завернуть спускные пробки поддона картера и фильтров.
4000500502285Рис. 4
00Рис. 4
Залить в картер промывочное масло до нижней метки маслоизмерителя, пустить двигатель и дать ему работать 2-3 мин. На малых оборотах, после чего слить промывочное масло и залить свежее масло до нормативного уровня.
Проверить работу фильтра центробежной очистки масла. Для этого пустить двигатель, а затем остановить его. Если фильтр исправен, то его ротор будет продолжать вращаться в течение 2-3 мин. (будет прослушиваться гудение).
Вопросы для самопроверки:
При каком техническом обслуживании меняют масло в картере двигателя?
С какой целью меняют масло?
Какие последствия могут быть при работе двигателя с пониженным или с повышенным уровнем масла?
Как определяют уровень масла в картере двигателя?
Как очищают фильтрующий элемент фильтра грубой очистки масла без его разборки?
Какая емкость картера двигателя ЗИЛ-130 и ЗИЛ-131?
Очистка системы вентиляции картера
Снять и промыть в бензине сетчатый фильтр наливной горловины.
Очистить и промыть клапан вентиляции картера.
Вопросы для самопроверки:
При каком техническом обслуживании очищают систему вентиляции картера?
Для чего очищают систему вентиляции картера?
Какие бывают последствия от загрязнения системы вентиляции картера?
Какие последствия могут быть от сильного загрязнения сетчатого фильтра маслоналивной горловины?
Проверка подачи и давления масла.
Для проверки правильности показания указателя давления, расположенного на щитке приборов, вывернуть датчик, установить вместо него контрольный манометр, пустить двигатель и установить средние обороты. Если манометр покажет не менее 2-3 кг/см2, давление нормальное.
При отсутствии контрольного манометра вывернуть датчик указателя давления масла и пустить двигатель. Выбивание сильной струи масла указывает на нормальную подачу масла.
Заглушить двигатель, вывернуть контрольный манометр и установить на место датчик.
Вопросы для самопроверки:
Какое максимальное давление масла должно быть в системе смазкой?
В каких случаях проверяют подачу и давление масла?