Методическая разработка внеклассного мероприятия по духовно-нравственному воспитанию Возрождение
Бочарникова Т.А, учитель истории и обществознани МБОУ Ржавская СОШ.
В напряженном современном образовательном процессе, в ежедневной битве за его технологичность, результативность и качество, учителю сложно уделить достойное внимание духовному воспитанию. Предметы школьного цикла – ДКП, ОПК – восполняют этот пробел и оказывают неоценимую помощь в воспитании и становлении детских душ, формируют духовное мировоззрение, укрепляют веру в вечные человеческие ценности.
Данный методическую разработку можно использовать как схему для проведения классного часа, круглого стола, кружкового занятия, подобрав, может быть, более подходящий музыкальный и краеведческий материал, территориально ориентированный именно на вашу школу и местность. Главное – проследить духовную взаимосвязь возрождения каждой человеческой души, храмов и Великой Православной России.
План-конспект
открытого внеклассного мероприятия «Возрождение» (на базе кружка ОПК с элементами исторического краеведения)
Слайд 1. Православная музыкальная заставка.
Слайд 2.
Учитель. Сегодня мы будем говорить о духовном возрождении. Нам предстоит проследить прочную взаимосвязь между возрождением человеческой души, храмов, православных и исторических традиций – и возрождением нашей страны. Первое и важнейшее звено в этой цепи – человеческая душа, ее стремление к духовной жизни.
- Что такое духовная жизнь? (ответы учащихся).
Мир мыслей, мир чувств. Именно они определяют поступки человека и должны быть позитивными, созидательными. Духовный человек обладает богатством мыслей, чувств и убеждений, нацелен не на материальное, а на духовное. Он в своих поступках руководствуется чувством долга, ответственности. Поступает по совести.
- Легко ли это?..
Да, ежедневно вы по многу раз совершаете моральный выбор: погулять с друзьями – или помочь маме? Посидеть в «Контакте», поиграть в компьютерные игрушки – или сесть за уроки?.. Выбор сделать непросто, но приучить себя поступать по совести – можно. И нужно.
На пути к духовной жизни человека укрепляет Вера. Существует образное выражение – «дорога к храму», т.е. обращение к вере, к Богу, просветление души. У каждого человека эта дорога своя.
- Какими путями люди приходят к Вере в Бога? (ответы учащихся, примеры).
Да, это и православные традиции семьи, поиск смысла жизни, благодарность, либо несчастье и одиночество – пути бывают разные. Давайте поразмышляем об этом вместе со Светланой Копыловой.
Песня-притча С. Копыловой «Мужчина в галстуке» (3.30 мин.)
(обсуждение)
Монаха привела в храм искренняя вера в Бога и исцеление, чиновника – расплата за грехи и глубокое покаяние, но очень символично, что оба встретились в храме: ведь главное – это прийти. Соблюдать заповеди, не нарушать нравственный закон, приумножать доброе – именно так должен поступать духовный, верующий человек.
Учитель. Любому, кто уже встал на путь духовной жизни или еще только ищет свою «дорогу к храму» нужна поддержка священника, общество единомышленников. Куда в поисках веры стремится человек? Конечно, в церковь.
Слайд 3.
Сейчас на территории Солнечногорского района 38 православных храмов. До начала 90-х годов действовало всего 6. А до революции их было более 80. Церковная жизнь кипела: действующие церкви были даже в небольших селениях, насчитывающих всего-то 11 дворов. Православные традиции определяли весь распорядок жизни и быта местных крестьян. Об этом красноречиво свидетельствуют в мемуарах и воспоминаниях местные старожилы.
Слайд 4.
Ученик 1. Последней владелицей усадьбы Середниково была московская купчиха-миллионерша Вера Ивановна Фирсанова. До сих пор потомки середниковских крестьян помнят ее добрые дела: «В 1911 году на свои средства она отстроила школу имени М.Ю. Лермонтова в деревне Лигачеве, где дети крестьян из окрестных деревень 6 дней в неделю учились и жили на полном пансионе. Священник местного храма отец Алексей Терновский преподавал Закон Божий. Учителем работала дочь священника Ираида Алексеевна. На Рождество устраивалась елка для учащихся. К Пасхе девочкам шили новые платья к причастию, всем мальчикам – одинаковые штаны. Некоторые пели в церковном хоре. Каждому ученику ко дню рождения Вера Ивановна дарила рубль серебром (в то время метр ситца стоил 8 копеек). Она была крестной матерью многих лигачевских детей, в том числе и детей священника».
Слайд 5.
Ученик 2. Из воспоминаний старожила наших мест, уроженца деревни Савелки (ныне – административный район Зеленограда) учителя железнодорожной школы в Крюково Константина Васильевича Кириллова: «Мои первые воспоминания связаны с религией, потому что церковь играла большую роль в жизни крестьян. Я сижу на скамейке у дома на краю деревни. Солнечный день. Я слышу сначала пение, потом вижу блеск икон и хоругвей. Ясно слышу слова: «Преподобный Отчий Савва, моли Бога о нас». Медленно движется карета с иконами. Главная из них – икона Преподобного Саввы из Звенигородского монастыря. С нею монахи все лето разъезжают по деревням Московского уезда. У каждого дома хозяева накрывают стол, читают молитвы. Несколько раз в году – на Рождество, Пасху и по престольным праздникам – то же самое делала и местная церковь.
Ученик 3. Церковь во Ржавках обслуживала деревни: Ржавки, Савелки, Матушкино, Елино. Вспоминаю, как проходили праздничные дни. Рано утром большой колокол в церкви созывал молящихся из окрестных деревень. В лучших одеждах шли небольшими группами старушки и старики, мужчины, женщины, девушки и парни, не смешиваясь друг с другом. Неприличным считалось также ходить парами.
Помимо календарных праздников в каждой деревне один раз в году был свой престольный праздник, который продолжался обычно 2 – 3 дня. К этому дню варили студень, пекли пироги, приходили родные и друзья из соседних деревень, на нескольких лошадях приезжала карусель, украшенная блестящей мишурой и разноцветными стекляшками. В Савелках это был день Тихвинской Божьей Матери (26 июня по старому стилю), во Ржавках – Ильин день (20 июля), в Крюкове – Первый Спас (1 августа).
Быть открыто неверующим в то время было нельзя, это грозило большими неприятностями вплоть до суда и тюрьмы за богохульство».
Учитель. Эти воспоминания относятся к событиям начала 20 века. Пройдет менее десятилетия, и все изменится с точностью до наоборот: после революции 1917 года суд, тюрьма и даже смерть будут грозить за веру.
Слайд 6.
Вместе со страной православие в нашем крае переживет много тяжких испытаний: разрушение и закрытие церквей воинствующими атеистами в 20 – 30-е годы прошлого века, гонения на священнослужителей, период оккупации.
Слайд 7.
Примером такой национальной трагедии стало разрушение храма Христа Спасителя в Москве.
Слайд 8.
Огромная радость, что на народные деньги он был восстановлен, и мы имели счастье посетить его во время экскурсии.
Но нашу близлежащую местность подобные разрушения не затронули. Не иначе, как чудом можно считать то, что непосредственно рядом с нами сохранились и действуют православные храмы с богатой историей, в которой отразилась и история нашей страны.
Поскольку наши с Андреевкой поселки «богатыри на границе», не будем заострять внимание на границах благочиний. Поговорим об истории храмов, которые рядом – и территориально, и исторически.
Слайд 9.
Наша местность – Зеленоград и его окрестности, включая «сельцо Ржавки», в старину называлось Горетов стан и входило в вотчину Московского сторожевого Новинского монастыря, основанного в первой половине 15 века.
Слайд 10.
Монастырь располагался на Пресне, принадлежал московским митрополитам и был упразднен в 1764 году. Единственная сохранившаяся Введенская церковь действовала вплоть до конца 20-х годов, в 1933 году была снесена. Название монастыря сохранилось в названии Новинских переулков в Москве.
Ученик 4. В начале 20 века действующих церквей было несколько. Из воспоминаний потомка последних владельцев села Чашниково – Виктора Сергеевича Спечинского (проживал в Брюсселе): «На моей памяти кроме церкви в Чашниково (где был крещен ребенком), в соседстве были церкви во Льялово, , Андреевском, Подсолнечном. Близлежащим храмом к селу Чашниково был также Никольский храм во Ржавках».
Слайд 11.
Учитель. Никольский храм в Чашниково, построенный в 1807 году, пострадал во время Великой Отечественной войны: артиллерийский снаряд попал в церковь, повредив колокольню. Состояние храма было определено как угрожающее и в феврале 1942 года он был разобран.
Слайд 12.
А вот Троицкая церковь, к счастью, сохранились.
Слайд 13.
Ученик 5. Рождественскую церковь в Льялове мы посетили прошлым летом. Священник ее - отец Георгий – познакомил нас с историей храма.
Слайд 14.
Село Льялово – древнейшее поселение в округе, его история восходит к эпохе неолита. Первая православная церковь Богоявления существовала здесь еще во времена Ивана Грозного, но была полностью разрушена во время Смуты. В начале 17 века новый хозяин села – боярин Григорий Ромодановский – отстроил вторую деревянную церковь Рождества Пресвятой Богородицы на другом месте, на высоком левом берегу Клязьмы. В ней долго не было священнослужителей – многие погибли в период Смуты.
Спустя более чем 100 лет, в 1731 году вдова его внука Настасья Федоровна подала прошение в Синод: «По обещанию своему желаю вместо ветхой церкви на том же церковном месте построить вновь деревянную церковь». Разрешение было получено, церковь поставлена и в ноябре того же года освящена.
Слайд 15.
В конце 18 века хозяйкой с. Льялово стала Екатерина Ивановна Козицкая – младшая дочь миллионера-горнозаводчика Ивана Мясникова. Она и распорядилась вместо обветшавшей деревянной усадебной церкви поставить новую, из кирпича. Новая церковь была освящена после завершения строительства в 1880 году, старая разобрана. Новое здание было построено в классическом стиле и представляло собой ротонду с полукруглыми окнами и полусферическим куполом.
Слайд 16.
Ученик 6. Внутренний интерьер храма был изысканно красив. Из метрики храма от 1886 года: «Внутри в северной части – черного мрамора саркофаги (семейная усыпальница бывших владельцев Белосельских-Белозерских). На памятниках из белого мрамора – бронзовые ветки и фамильный герб. Две иконы весьма старинного письма…»
После революции в мае 1922 года усадьба была национализирована и из церкви изъяты предметы церковной утвари весом в 45 кг золота и серебра. Судьба старинных икон до сих пор неизвестна. В 1937 году церковь была закрыта. Здание использовалось под колхозный склад и мастерские, подвал – под овощехранилище. В 50-е годы в церкви был клуб, причем танцпол располагался над местом фамильных захоронений.
В годы Великой Отечественной войны через Льялово проходила линия обороны Москвы. 30 ноября 1941 года немцы вошли в село. В здании церкви устроили конюшню, детей и женщин согнали в ее подвал: позже при отступлении дома подожгли, а жителей использовали как «живой щит». Но само здание церкви не пострадало. В 1957 году здесь была открыта картинная галерея при первом народном художественном музее.
Была возвращена верующим в 1991 году.
Слайд 17.
Ученик 7. Никольская церковь – храм святителя Николая Мерликийского в 5 микрорайоне Зеленограда – также имеет свою старинную историю. Первый деревянный храм «на Ржавце» был построен на этом месте в 1756 году. В 1802 году новый владелец усадьбы Андрей Николаевич Долгоруков заложил на этом месте каменную церковь, строительство которой завершилось к 1827 году. Старая деревянная церковь была снесена. Постройка была выполнена в псевдоготическом стиле. С запада от храма была выстроена квадратная трехъярусная колокольня и здание женской богадельни для престарелых и одиноких крестьянок.
В середине 30-х годов прошлого века храм был закрыт, колокольня частично разрушена.
Во время Великой Отечественной войны под Ржавками шли ожесточенные бои. На обломках колокольни размещался корректировщик артиллерийского огня советской батареи. Следы пулеметного гнезда были обнаружены в начале 90-х годов при реставрации.
Когда началось строительство Зеленограда, в его состав в 1963 году вошло и село Ржавки. Таким образом, Никольский храм оказался на территории г. Москвы.
Возвращен верующим летом 1988 года.
Слайд 18.
Ученик 8. Спасская церковь в Андреевке была построена помещиками Нероновыми как усадебная церковь в первой четверти 18 века. Колокольня была возведена в 1864, приделы – в 1902 годах. Церковь построена в стиле московского барокко. Основа здания – небольшой храм типа «восьмерик на четверике» с пятигранным алтарем. Это единственный храм в округе, который не закрывался и все годы был действующим.
Слайд 19.
Ученик 9. Филаретовская церковь, или Храм святителя Филарета, расположенный в 11 микрорайоне Зеленограда – живое свидетельство возрождения православия. Он самый молодой из всех упомянутых, построен в 1994 году по проекту группы зеленоградских архитекторов Покровского, Свердловского, Тарасенко. 15 января 1994 года храм освятил сам Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Слайд 20.
В 1999 году случился пожар; огонь не затронул только алтарную часть. Было принято решение сохранить храм на том же основании, сделав его более вместительным. В результате площадь храма увеличилась почти в 2 раза – до 80 кв.м., он отапливается и вмещает до 200 человек. В перспективе планируется возвести рядом новый кирпичный храм – более красивый и вместительный.
Слайд 21.
Учитель. Возрождаются храмы в России. В Зеленограде планируется возвести еще 6 модульных храмов. Принята федеральная программа по возрождению объектов духовного наследия, в которую включился и Солнечногорский район (вести с портала). Хотелось бы, чтобы у власти нашлись на это силы, время и средства.
Давайте проверим, что из услышанного вам запомнилось.
Викторина (вопросы 2 командам, жетоны).
Слайд 22. 1. Как называлась наша местность в 15 – 16 веках?
Слайд 23. 2. Где сейчас находится историческая территория села Ржавки?
Слайд 24. 3. Как называется храм, расположенный рядом с древнейшим
неолитическим поселением людей?
Слайд 25. 4. Назовите самый молодой из упомянутых сегодня храмов.
Слайд 26. 5. В разные времена помещения этого старинного храма использовали как
гробницу, склады, мастерские, конюшню, клуб, картинную галерею…
Но в 1991 году он все-таки был возвращен верующим.
Слайд 27. 6. На колокольне какого храма в годы Великой Отечественной войны
была точка корректировки артиллерийского огня?
Слайд 28. 7. Назовите единственный утраченный в годы Великой Отечественной
войны храм нашей округи.
Слайд 29. 8. Какой храм пережил все невзгоды и всегда оставался действующим?
Слайд 30. 9. Этот храм освящал патриарх Алексий Второй..Слайд 31. 10. Сколько в настоящее время действующих храмов на
территории Солнечногорского района (благочиния)?
Слайд 32.
Учитель. Духовно обновляется и возрождается Великая Россия. Согласно многим пророчествам, ей уготована участь стать новым мировым духовным центром. Это вызывает панику у стран, которые сами желают править миром. Наша страна сейчас в сложном положении. Но многочисленные внешние атаки только свидетельствуют о ее возросшей духовной и политической мощи. А укрепление страны начинается с духовного возрождения каждого человека: если в человеческой душе укоренится нравственный закон, в мире будет меньше зла и насилия, больше – справедливости, радости и доброты. Не случайно говорится, что и ад, и рай в душе нашей. Но выстроить рай в собственной душе – это сложный кропотливый труд. Это ежедневный бой. Хочется завершить наш разговор притчей.
« Семена»
Одной женщине приснился сон, что за прилавком магазина стоял Господь Бог. – Господи! Это Ты! – воскликнула она с радостью. – Да, это Я, – скромно ответил Бог. – А что у Тебя можно купить? – спросила женщина. – У меня можно купить все, – прозвучал ответ. – В таком случае дай мне, пожалуйста, здоровья, счастья, любви, успеха и много денег. Бог доброжелательно улыбнулся и ушел в подсобное помещение за заказанным товаром. Через некоторое время он вернулся с маленькой бумажной коробочкой. – И это все?! – воскликнула удивленная и разочарованная женщина. – Да, это все, – ответил Бог и добавил: – Разве ты не знала, что в моем магазине продаются только семена?»
Бог дает нам только семена. А уж что из них произрастет – зависит только от нас самих. Пусть это будут светлые чувства, мудрые мысли, добрые поступки.
Слайд 33.
Возрождение нашей страны зависит от возрождения каждой человеческой души. Работайте над собой, не поддавайтесь разрушительным соблазнам, берегите души. Помните, что служить своей Родине можно не только силой оружия, но и силой духа, мысли, молитвы. И мы вместе победим.
Песня С. Копыловой «Богоносная Россия»
В заключение хочу поздравить своих коллег с прошедшим профессиональным праздником. Всем, кто находится на передовой духовного фронта, посвящаю эти стихи:
Современному Учителю.
Среди страстей, пороков современных,
Где ежедневно судьбы наизлом,
Учитель ежечасно, ежедневно
Ведет неравную борьбу Добра со Злом.
Сражают наповал цинизм и хамство.
Так ранят ложь и бранные слова!..
Но совесть заставляет нас с упрямством
Идти в атаку! И она права.
И в битве выгорая ежедневной
За души детские и детские сердца,
Учитель – словом, делом, мелом, верой –
Незримый фронт продержит до конца.
Он не пророк, Не исполин. Но сможет
Быть стойким – ведь сдаваться не привык.
Когда-нибудь спасибо скажет все-жеТак редко благодарный ученик.