Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию Тема: «Будем добрыми и милосердными». 
Методическая разработка классного часа по духовно-нравственному воспитанию
        Тема: «Будем добрыми и милосердными».
Цели и задачи:
сформировать в сознании детей понятия «доброта»;
расширить знания школьников о доброте и о роли доброты и милосердия в жизни каждого человека;
воспитывать у детей доброжелательность и желание оказать помощь всем, кто в ней нуждается;
формировать положительную эмоциональную настроенность, жизнерадостность, активность детей;
воспитывать такие нравственные качества как доброта, отзывчивость, уважение к людям.
Оборудование: плакаты с высказываниями о доброте
 “Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки” (Л.Н. Толстой); 
Если бы ты всегда и везде, всю свою жизнь оставлял для людей только хорошее – цветы, мысли, славные воспоминания о себе – легка и приятна была бы твоя жизнь” 
(М. Горький)
"Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям" (Жан Жак Руссо)
"Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе"(Вильям  Шекспир); 
 карточки с заданиями для работы в группах, мультимедиапроектор, макет сердца.
План мероприятия
Вступительное слово учителя:  Ребята, сегодня мы поговорим о таких человеческих качествах как доброта, милосердие, вежливость. Ведь они не разделимы.
А эпиграфом к нашему классному часу станут слова А. Чепурова.
Давайте поклоняться доброте!
 Давайте с думой жить о доброте:
 Вся в голубой и звездной красоте,
 Земля добра. Она дарит нас хлебом,
 Живой водой и деревом в цвету.
 Под этим вечно неспокойным небом
 Давайте воевать за доброту!
Ведущий: Человеческая доброта и милосердие, умение радоваться и переживать за других людей создают основу человеческого счастья. Идея тесного единства человеколюбия, доброты и человеческого счастья пронизывают воззрение многих выдающихся мыслителей. Римский философ Сенека в своё время сказал: «Человек, который думает только о себе, ищет во всём своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других».
Ведущий: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым, а себялюбец и эгоист – несчастлив.
Учитель: Ребята, как вы думаете, что такое доброта?
Ученик:  Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Учитель: Человеколюбие общества определяется отношением к детям, старикам и добрым отношением к самым беззащитным братьям нашим меньшим, к родной природе, стремлением помогать людям в несчастье. Сегодня мы совершим путешествие по маршруту добрых чувств, поступков, дел и отношений.
Чтец 1:  
                     Твори добро-
                 Нет большей радости.
                 И жизнью жертвуй,
                 И спеши
                 Не ради славы или сладостей,   
                 А   по велению души.  
                 Когда кипишь, судьбой униженный,
                 Ты от бессилья и стыда,
                 Не позволяй душе обиженной
                 Сиюминутного суда.
                             Постой.
                             Остынь.
                  Поверь - действительно
                  Всё встанет на свои места.
                              Ты сильный.
                  Сильные не мстительны.
                  Оружье сильных - доброта.
Учитель: От нашего поведения, наших поступков зависит отношение к нам людей, наше собственное настроение и настроение окружающих. Если мы будем добры, заботливы по отношению к другим людям, то и в ответ будем получать хорошее отношение. 
Я предлагаю вам распределиться на группы (с помощью разноцветных фигур дети делятся на группы). 
(2-3 минуты идет, работа в группах. Затем представитель от каждой группы объясняет, почему именно эти качества выбраны. На общем плакате отмечаются те качества, которые написали дети, и выбирается 5 наиболее популярных качеств)Посмотрите ребята, такой у нас получился портрет человека, состоящий из качеств. Я думаю, что вы определили для себя, к чему вы хотите стремиться, какие качества в себе развивать, чтобы лучше общаться с окружающими людьми, помогать друг другу.
                                       Набор качеств
Заботачестностькапризностьаккуратностьдоброталживостьответственностьумрешительностьактивность жадностьуравновешенностьвзаимовыручкаорганизованностьправдивостьдоброжелательностьзлостьотзывчивостьтрусость равнодушиесправедливостьзавистьупрямствотерпениедружелюбиеобидчивостьлюбознательностьзлопамятностьвежливость
  Ах, как нам добрые слова нужны!
  Не раз мы в этом убедились сами.
  А может не слова - дела важны?
 Дела - делами, а слова - словами.
 Они живут у каждого из нас,
 На дне души до времени хранимы
 Чтоб их произнести в тот самый час,
 Когда они другим необходимы
Учитель: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу с вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. 
 И я предлагаю вам основные правила, которые пригодятся в жизни, чтобы оставаться добрыми, заботливыми, вежливыми, внимательными к окружающим вас людям. (Дети читают хором с доски): 
                    
* Не бойся предлагать помощь другим, помогай в первую очередь людям попавшим в беду, слабым, больным. 
 * Не мешай окружающим тебя людям работать и отдыхать. 
 * Будь вежливым, добрым, внимательным к другим, оказывай уважение старшим. 
 * Будь терпим к другим людям, но никоим образом не мирись с их неправильным поведением. 
- О доброте говорили всегда и, прежде всего великие писатели. 
 Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор. 
 "В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других". 
 Л.Толстой 
 "Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям". 
 Жан Жак Руссо 
 "Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе". 
 Вильям Шекспир 
 "Доброта. Вот качество, которое желаю приобрести больше всех других" 
 Л.Толстой 
Ведущий: Еще издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Поэтому первым делом мы поплывем на остров пословиц.
Каждой команде выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу, наклеить ее на лист, обсудить в группе, в чем заключается смысл этой пословицы, а затем всем рассказать ваше общее мнение. 
 -
    Когда по склонам вечной суеты 
    Бежать от неудач устанешь люто. 
    Направь шаги 
    Тропою ДОБРОТЫ 
    И радость помоги найти кому-то.  
Учитель: Доброта, благотворительность и милосердие очень важные слова для каждого человека. С Крещением Руси св. равноапостольным князем Владимиром, а потому и с коренным изменением народного менталитета, заповедь Христа о любви к ближнему нашла свою реализацию в призрении бедных, в раздаче милостыни "сирым и убогим". Не раз русские князья в честь памятных событий в истории своего княжения кормили нищих, вдов и сирот, раздавали милостыню. Готовность к благотворительности становилась неотъемлемой частью русского национального самосознания. Что же такое благотворительность?   
                         
БЛАГОТВОРИ́ТЕЛЬНОСТЬ — помощь, оказываемая имущими неимущим. 
Благотворительность приходит с раскрытыми ладонями, ее назначение — отдавать.
П. Бэк   В жизни по - разному можно жить:
   В горе можно и в радости,
   Вовремя есть, вовремя пить,
   Вовремя делать гадости…
   А можно и так: на рассвете встать
   И, помышляя о чуде,
   Рукой обнаженной солнце достать
   И подарить его людям!!! 
   
Ведущий: В течение нескольких веков благотворительность воспринималась как выражение христианской любви к ближнему и, в основном, была частной, личной инициативой каждого благотворителя, определяемой его христианским мировоззрением. 
Примерно с начала-середины XVI века благотворительность перестала быть частным делом князей, а превратилась в заботу государства. Тем более, что непрекращающиеся войны и бедствия привели к большому числу нуждающихся. 
Начиная с царя Ивана IV (Грозного) начался процесс принятия законов о благотворительности в масштабах государственной политики. Были изданы законы, направленные на оказание помощи различным группам нуждающихся, созданы благотворительные учреждения - богадельни, финансируемые за счёт государственной казны, так и за счёт пожертвований частных лиц. Милосердие, доброта и благотворительность стали основными духовными ценностями Российской Империи.
Ведущий: В настоящее время  в нашей стране  и во всем мире множество различных благотворительных организаций, которые оказывают безвозмездную помощь людям.
В августе 1995 года в РФ благотворительность обрела  законную форму: «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». На экране – фрагмент закона: 
«Под благотворительностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях)  передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки»
- Какие примеры современной благотворительности вам известны?
Цитата  известной сибирской целительнице Н. И. Степановой: «Тот, чья рука дала взаймы, славен среди людей. Тот, чья рука подала милостыню, славен перед Богом. Тот, чья рука отдала на храм - тот подал и мёртвым, и живым».
Учитель:
  Бессердечные люди не подают милостыню, не дают на храм. У меня в руках макет сердца. Передавая друг другу по кругу сердце, назовите благотворительные мероприятия, в которых участвовал каждый из вас, причём не по приказу, а по зову сердца. 
(Дети называют уборку и создание цветочных клумб на территории села и школы, помощь ветеранам и престарелым людям, концертную деятельность, уборку и покраску забора в храме и  т. д.) 
Ученик: «…Не бойтесь любить. Открывайте сердце и постарайтесь пробудить в нем любовь. Для этого нужно перестать видеть в других и себе только недостатки и ошибки. Ищите и находите в людях  прекрасное и доброе. Это вдохновляет и нас самих, и других людей на проявление их лучших качеств. Люди, действительно умеющие любить, не ставят никаких условий. Они свободны выражать любовь ко всем людям и даже любить своих врагов…»,
Учитель:  Улыбаясь, мы улучшаем своё здоровье и окружающую нас жизнь. Возьмите в руки ваше зеркальце. Улыбнитесь зеркалу, затем нахмурьтесь. От какой картинки улучшается настроение? Улыбнитесь  зеркалу ещё раз и покажите ваше счастливое выражение соседу справа, слева. Теперь положим правую руку на область сердца, закроем глаза и мысленно отправим свою любовь всем, кому сейчас очень одиноко и холодно.
(Игра проходит под музыку Шаинского «Улыбка»)
Рефлексия
Учитель:  Какой вывод мы можем сделать в заключение нашего урока?
(Дети говорят о необходимости помогать нуждающимся людям бескорыстно, что нужно жить, соблюдая «золотое правило» Иисуса Христа.)
Ребята, спасибо за сотрудничество!