Методическая разработка раздела программы внеурочной деятельности по духовно- нравственному воспитанию


Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования
Нижегородский институт развития образования
Кафедра начального образования
Аттестационная работа на высшую квалификационную категорию
Методическая разработка раздела образовательной или учебной программы
Тема разработки: Изучение традиций русского народа в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки возрождения»
Выполнил:
Учитель начальных классов
МБОУ Большеокуловской СОШ
Навашинского района
Батанина Елена Михайловна
Образование: высшее
Квалификационная категория: высшая
Педагогический стаж 17 лет
Стаж работы учителем начальных классов 17 лет
Контактные телефоны: 8 903 044 08 46
Руководитель ОУ ознакомлен:
_________________ /М.В.Курачева/
«__»_________2014год
Н.Новгород2014
«Истоки нравственности высыхают там,
где не поют народных песен, не рассказывают сказок,
где преданы забвению обряды, обычаи прошлого...»
1. Пояснительная записка:
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Скольким поколениям нашей огромной страны предстоит преодолевать последствия «эпохи бескультурья и хаоса», если нравственное воспитание не вернет утраченные в последние годы позиции!
Результативность воспитания нравственных начал тем выше, чем раньше начинается систематическая работа по формированию этих качеств у человека. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. В.А. Сухомлинский говорил: «В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали».
Воспитывать нравственные качества личности необходимо через обращение к жизни и опыту своего народа. Принцип народности воспитания является центральным в трудах К.Д. Ушинского. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…».
Данная методическая разработка может быть использована для организации внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению. Она предназначена для учащихся 1-4 классов (6-10лет).
1.1. Актуальность
1. Федеральный образовательный стандарт нового поколения.
В последние годы в системе образования произошли определенные перемены. Обновляется содержание образования и воспитания детей.
Методологической основой перехода образования на новый Федеральный государственный образовательный стандарт является Концепция духовно-нравственного образования, в которой говорится о необходимости приобщения учащихся к национальным российским ценностям и традициям, формированию патриотизма, осознание ценности человеческой жизни.
Сегодня мы на многое начинаем смотреть по иному, многое для себя открываем заново и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. Духовно-нравственное воспитание в настоящее время в педагогике чаще всего понимается как нравственное воспитание в соответствии с духовными традициями народа.
2. Анализ рабочих программ по внеурочной деятельности.
При изучении и анализе рабочих программ по духовно-нравственному направлению «Истоки возрождения», «Как хорошо уметь читать» выяснилось, что в них отсутствуют темы по изучению традиций русского народа. Наряду с этим, в программе внеурочной деятельности «Истоки возрождения» дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА», которые, на мой взгляд, должны быть основаны на изучении традиций русского народа.
3. На уровне класса.
Актуальность диктуется теми противоречиями, теми трудностями и даже кризисными явлениями, которые сложились в социуме. При проведении диагностики (Приложение 1) на выявление уровня сформированности знаний о предметах народного быта, народных праздниках и традициях, разных видах народно – прикладного творчества, умения осуществлять ориентировку в разных видах деятельности, связанных с отражением представлений о народной культуре, оказалось, что большинство обучающихся, к сожалению, поверхностно знакомо с русской народной культурой.
Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали традиции и обычаи? Чем украшали свой быт? Как одевались? Какие игры были у детей? Какие праздники? Ответить на эти и подобные вопросы – значит, восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности.
Соприкосновение с народными и православными традициями, участие в народных праздниках, духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Дети должны знать традиции, обычаи русского народа, историю народной культуры, проникнуться чувством понимания ее древности и величия, чтобы приобщиться к ее истокам.
Это доказывает особую значимость и актуальность данной методической разработки «Изучение традиций русского народа в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки возрождения».
1.2. Краткий анализ психолого-педагогической и методической литературы
О важности духовно-нравственного воспитания, приобщения ребенка к культуре своего народа написано много научных и исследовательских работ. Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности, сформулирована в трудах известных учёных-педагогов Я.А.Коменского, П.П.Блонского, Н.Ф.Бунакова, Н.К.Крупской, Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Ш.А.Амонашвили, Н.И.Монахова, П.И.Пидкасистого, И.Л Подласого и др.
Исследовали различные аспекты народной педагогики и выявили возможности их использования в учебно-воспитательном процессе школы Э.Ш. Аганова, P.M. Байчорова, Х.Х. Батчаев, С.М. Иванов, A.M. Леонов, Г.Д. Сун-дуй, X. Рахимов и др. Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Яна Амоса Коменского и гениальных продолжателей его дела - Константина Дмитриевича Ушинского, Антона Семеновича Макаренко, Василия Александровича Сухомлинского.
Великий педагог-гуманист Я.А.Коменский добивался того, чтобы учителя детей народа были подлинно народными. Первое и главное требование к ним - изучать, любить родной язык, устное творчество народа.
1.3. Новизна разработки:
систематизирование и совершенствование содержания программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки возрождения» через интеграцию урочной и внеурочной деятельности в сотрудничестве с родителями;
создание авторского поурочного планирования по программе с обновлением содержания программы фольклорным и краеведческим материалом.
Представленная разработка, соответствует целям и задачам рабочей программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки возрождения», обладает новизной для учащихся, так как включает новые знания, умения и навыки; обеспечивает преемственность между начальным и средним звеном, а, значит, представляет собой педагогическую ценность.
При разработке программы учитываются психологические особенности младших школьников. Логика изложения материала построена в соответствии с основными закономерностями развития ребенка младшего возраста с учетом особенностей детского восприятия, мышления, общения. Важным условием эффективности данной разработки является создание положительного эмоционального фона при работе с учащимися. Материалы, содержащиеся в разработке, могут использоваться в деятельности учителей, воспитателей ГПД общеобразовательных школ, педагогов дополнительного образования в процессе работы по духовно-нравственному воспитанию школьников.
2. Цели и задачи разработки, ожидаемые результаты освоения раздела программы
2.1. Цель данной методической разработки:
-формирование у детей ценностных ориентиров и нравственных норм, основанных на культурно - исторических и духовных традициях русского народа;
Задачи:
Формирование первоначальных представлений о культуре, истории и жизни русского народа, их богатстве и разнообразии, красоте и благородстве.
Знакомство с историей своего народа, со знаменательными событиями в истории русской культуры.
Возрождение православных и народных традиции.
Помощь родителям в возрождении духовно-нравственных традиций семейного воспитания детей.
Знакомство с достояниями предков, которое поможет детям вырасти личностями, сознающими свою причастность к богатейшей тысячелетней истории родного народа, умеющими любить и ценить духовное богатство и мудрость народа.
Развитие творческих способностей детей, навыков исследовательской деятельности, навыков сотрудничества и взаимодействия с взрослыми и сверстниками;
Повышение познавательной активности детей, активизация словаря.
2.2. Ожидаемые результаты
Личностные
Ученики осознают свою принадлежность к своей стране — России, к своему народу; будут знать и уважать такие традиции своего народа, как любовь к Отечеству, к родной земле и своему дому, любовь к ближним и уважение к старшим; осознают роль труда в жизни россиян, будут знать и хранить историко-духовную память, культуру и быт своего народа, традиции защитников нашей Родины, смогут применять полученные знания в дальнейшей жизни.
Повысится мотивация сопереживать радостям и бедам своего народа и проявлять эти чувства в добрых поступках.
Смогут выстраивать отношения, общение со сверстниками, несмотря на национальную принадлежность, на основе общекультурных принципов, уважать иное мнение, историю и культуру других народов и стран, не допускать их оскорбления, высмеивания.
Метапредметные
Научатся отбирать источники информации для поиска нового знания.
Презентовать результаты своей деятельности, в том числе средствами ИКТ
Участвовать в коллективном диалоге по постановке общей цели и путей её достижения, уметь договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные
Сформируется готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
Повысится понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
Повысится уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся через приобщение детей к опыту своего народа; сформируется желание следовать нравственным принципам наших предков.
3. Обобщение и анализ собственного педагогического опыта, отражающего особенности разработки.
Программа курса «Истоки возрождения» охватывает весь период начальной школы с 1 по 4 классы. Внутренняя целостность и завершенность курса обеспечивается преемственностью содержательных линий и методов работы педагога. В программе реализуются три методологические линии социокультурного системного подхода к истокам в образовании:
1. Развитие непрерывной связи прошлого – настоящего – будущего на основе социокультурных принципов;
2. Развитие воспитательной функции социокультурных категорий, осваиваемых в предмете «Истоки возрождения»; 
3. Развитие управленческих и коммуникационных способностей, психических функций с целью достижения значимых социокультурных результатов.
Главными целями программы являются:
1. Присоединение учащихся и их семей через совместную деятельность к единым социокультурным ценностям. 
2. Активное освоение социокультурных категорий.
3. Развитие целостного восприятия, чувственной сферы, элементов мышления, управленческих и коммуникационных способностей. Развитие мотивации учащихся к самосовершенствованию и самоутверждению. Создание своей ПЕРВОЙ КНИГИ.
Программа предусматривает 4 раздела обучения:
1. Мир. Слово. Образ. Книга.
2. Родной очаг. Родные просторы. Труд земной. Труд души.
3. Вера. Надежда. Любовь. София.
4. Традиции Слова, Образа, дела, праздника.
Содержание моего педагогического опыта базируется на организации поисково-исследовательской работы по всестороннему изучению традиций наших предков, их забот, обычаев, праздников, нравственных ценностей на основе изучения фольклорного и краеведческого материала.
В первом классе дети подводятся к пониманию духовных истоков человеческого бытия, осознанию мира, в котором они живут. С этой целью они знакомятся с социокультурным наполнением ценностей, обозначаемых как «МИР», «СЛОВО», «ОБРАЗ», «КНИГА».
Во втором классе дети осваивают истоки ближайшей социокультурной среды, своего родного края и основной деятельности человека в ней. 
В третьем классе основной акцент переносится на истоки ценностей внутреннего мира человека, на его духовные  и душевные начала. 
В четвертом классе осуществляется знакомство с истоками традиций народов Нижегородской области и России в целом как важнейшим механизмом передачи из века в век базовых социокультурных ценностей российской цивилизации.
Структурирование учебного материала органично сочетается в соответствии с содержательными линиями, которые дают возможность раскрыть образовательный потенциал курса, обеспечивающий достижение социальной компетентности учащихся в ее культурно-исторической, социально-правовой, экологической, информационно-методологической и духовно - нравственной составляющих.
Содержание методической разработки программы внеурочной деятельности основывается на сочетании направлений: «Мир, Слово, Образ, Книга», «Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души», «Вера, Надежда, Любовь, София», «Традиции Слова, Образа, Дела, Праздника». Именно изучение народных традиций наполняет особым смыслом информационно-методологическую содержательную линию, так как в центре ценностного поля ребенка оказывается учение, построенное на интересе  и те средства, с помощью которых он может достичь успеха в учении — слово, образ, книга, информация, путь, метод учения, завещанные нашими предками. Разумеется, изучаемый материал несет более глубокий образовательный потенциал, обеспечивающий движение к социальной компетентности и охватывает культурно - историческую, социально-правовую и другие содержательные линии.
В методической разработке представлено авторское тематическое планирование внеурочной деятельности по разделу «Мир. Слово. Образ. Книга» на учебный год с обновлением содержания раздела за счет введения фольклорного и краеведческого материала (Приложение 2), где указаны краткое содержание тем раздела и виды деятельности учащихся при изучении каждой темы; тематическое планирование раздела программы по окружающему миру УМК «Гармония» 1 класс «Творения людей вокруг нас» с введением краеведческого материала (Приложение 3), разработки фольклорных праздников (Приложение 4), внеклассных мероприятий (Приложение 5), фотоотчёты по различным темам раздела (Приложение 6), проектные работы учащихся (Приложение 7), результаты поисково – исследовательской деятельности обучающихся (Приложение 8), «копилка достижений», отражающая работу учителя и обучающихся по изучению народных традиций (Приложение 9).
Начинает программу раздел «Мир, Слово, Образ, Книга».
Главными задачами данного раздела являются:
Освоение первых социокультурных категорий Мир, Слово, Образ, Книга.
Развитие целостного восприятия, способности чувствовать и понимать окружающий Мир, слышать Слово, видеть Образ, любить Книгу.
Это своеобразная Азбука Истоков. Тема «Мир», помогает школьникам увидеть свою малую родину как одухотворенный мир природы, мир своеобразной культуры Нижегородской области, как мир людей ее созидающих. Социокультурная ценность-категория «Мир» раскрывается на основе ценностей, представленных во всех содержательных линиях регионального компонента образовательного стандарта.  Тема «Слово» раскрывается ребенку посредством обращения к особо значимым словам. Обращение к «Слову о родителях», «Святому слову» вводит ребенка в мир духовно-нравственного содержания слова, его ценностного наполнения. Использование учебного материала по теме «СЛОВО» способствует осуществлению социокультурного единения семьи и начальной школы. Третья тема «Образ» рассматривает его как особый способ раскрытия духовных сущностей мира, способ познания и предполагает обучение посредством обращения к «Образу». Тема наполняется содержанием через обращение к тем образам, которые способствуют духовному восхождению учащихся, знакомит их с Образами Истоков – «Первый образ», «Светлый образ» «Святой Образ», «Любимый образ».  Четвертая тема «Книга» позволяет младшему школьнику узнать, что в нашей культуре Книга – «живое существо». Книга может любить и быть любима, наказывать и одухотворять. В заключение работы над темой дети знакомятся с тем как сделать первые шаги по выпуску своей первой авторской Книги.
Приобщение к традициям народа идет через современные методы обучения – исследовательскую, поисковую и проектную деятельность. Исследовательские проекты на темы «Моя малая Родина», «Родословная моей семьи», и др. (Приложение 7) предполагают формирование у учащихся исследовательских умений, приобретение действенных нравственных убеждений.
Интересный вид коллективной работы - сбор пословиц и поговорок о Родине, родном крае оформление собранного материала в «Азбуку народной мудрости», в создании которой учащиеся приобретают навыки самостоятельной, групповой, коллективной деятельности, работы с дополнительной литературой, расширяют словарный запас, обогащают свой внутренний мир.
Участвуя в исследовательской деятельности, дети отыскивают, собирают загадки, пословицы, поговорки, которые слышали от родителей, бабушек, дедушек. Ребята рисуют на темы сказок, составляют небольшие книжки-самоделки, посвящённые определённому жанру устного - народного творчества.
Результат коллективно-творческого дела позволяет детям испытывать удовлетворение и радость от успешно выполненной работы, которая пробуждает самостоятельную мысль, вызывает совместные переживания учащихся, способствует их духовно-нравственному воспитанию.
Раздел программы второго класса - «Родной очаг, Родные просторы, Труд земной, Труд души», помогает интегрировать полученные в школе и семье знания о среде, в которой живет и развивается ребенок, Главными задачами курса во 2-м классе являются:
Системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, культуры Нижегородской области, к истокам духовных ценностей и образа жизни;
Приобщение ребенка к целостному взгляду на окружающий мир, выявление истоков мира посредством совместной деятельности ученика и его семьи, направляемых учителем;
В процессе работы по данному разделу происходит духовное обогащение детей посредством общения с людьми, природой; раскрываются личностные качества ребенка, его внутренний мир, отношение к одноклассникам. Наблюдения за межличностными отношениями в природной среде создают благодатную почву для познания каждого ребенка.
Человеку очень важно ощущать себя звеном в цепи поколений, в цепи жизни. Опыт изучения народных традиций помогает воспитать в подрастающем гражданине потребность видеть себя как продолжателя дела своего поколения, своей семьи, своего отца. Ребенок подводится к пониманию, что его жизнь - маленькая частица жизни фамилии, рода, страны, мира.
Учащиеся класса вели активную исследовательскую работу по изучению истории и природы родного края, становились победителями и призерами конкурсов. Нами собран большой материал о нашем районе и селе по темам:
«Легенды и былины о нашем крае»
Материал о педагогических династиях.
Материал о жизни и труде известных людей нашего села.
Материал о памятниках села, истории их создания.
Гербарий лекарственных растений родного края.
Сборник стихотворений собственного сочинения «Край родной, навек любимый» (Приложение 7)
Фотослайды о красоте нашего края.
В третьем классе ведется работа по разделу «Вера, Надежда, Любовь, София»
Главными задачами курса в 3 классе являются:
· освоение ребенком первого опыта целостного и системного осознания внутреннего мира человека.
· актуализация размышлений об истоках духовности и нравственности человека, через совместную деятельность педагога, ученика и его семьи.
· содействие развитию этнического самосознания ребенка, переживанию им ощущения социокультурного родства с окружающим миром, уверенности в том, что это родство создает условия для самореализации, достойной жизни человека.
Базовое содержание курса «Истоки возрождения» в третьем классе объединено в четыре тематических блока: «Вера», «Надежда», «Любовь», «София», которые позволяют познать внутренний мир человека. По итогам третьего года обучения учащиеся осваивают следующие базовые социокультурные ценности: Вера. Верность. Правда. Честь. Терпение. Послушание. Любовь. Милосердие. Доброта. Праведность. Справедливость. Совесть. Сердечная привязанность. Доброжелательность. Раскаяние. Достоинство. Дружба.
Для русского народа духовная жизнь связана с православием. Россияне должны знать, помнить и уважать основы той культуры, в которой они живут. Христианская вера столетиями созидала нравственный облик русского народа, укрепляла российскую государственность и формировала его национальную культуру. Но, человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, поэтому грамотное внешнее воздействие учителя, родителей через знакомство с православными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с ними помогают ребенку познать свой внутренний мир. (Приложение 4). Обогащение совместного досуга родителей и детей экскурсиями, поездками, с изучением истории русских городов, посещением святых мест, помогает детям вступать в определенные нравственные отношения, активную коллективную деятельность, приобретая практический опыт (Приложение 6). Православные традиции помогают воспитать в детях чувство патриотизма, гордости за свою страну, уважения к защитникам Отечества прошлого и настоящего, формировать позитивную нравственную оценку жизни святых подвижников. Участие в поисковой работе «Земляки в годы Великой Отечественной войны» (Приложение 8) было направлено на формирование патриотических чувств и бережное отношение к историческому наследию своего народа.
Раздел программы 4 класса – «Традиции Слова, Образа, дела, праздника»
Главной задачей курса в 4 классе является:
суммирование и обобщение материала из курса «Истоки возрождения» в начальной школе и выведение ученика на новый уровень понимания социокультурных и духовных ценностей. 
Смысловым центром программы в четвертом классе служат традиции как важный механизм передачи ценностей новым поколениям, как способ сохранения преемственности культуры в ее самом широком понимании. Детям важно увидеть жизненную силу традиций в современной действительности, в окружающем их мире.
По итогам четвертого года обучения учащиеся осваивают систему базовых социокультурных ценностей в соответствии с содержательными линиями национально-регионального компонента Государственного образовательного стандарта: культурно-исторической, информационно методологической, социально-правовой, экологической, культуры здоровья: Традиции образа. Традиции дела и служения. Традиции слова. Подвиг души. Отец. Родоначальник. Родовое дерево. Отец родной, духовный, названный. Мать. Родная мать, мать—хранительница очага. Отечество. Завет и заповедь. Честь и уговор. Исповедь. Традиции моей страны. Праздники Отечества. Памятные места. Святыни. Традиции народов Нижегородской области по сохранению духовного и физического здоровья. Мир современный и мир старины. Связь поколений. Чувство Родины.
Данный раздел включает в себя богатый и содержательный материал по приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям. Работа над темами раздела происходит через сочетание разнообразных видов деятельности: коммуникативной, изобразительной, музыкальной, театрализованной, проектной деятельности. Написание сочинений: «Я люблю свою маму», «Об отце говорю с уважением», подготовка к творческим районным, областным, международным конкурсам на темы «Творчество. Семья. Современность», «Оранжевое солнце», «Портреты живой природы», «Дружат дети на планете», к фотовыставке «Наша история в семейном альбоме», к выставке семейных реликвий «Мир старинного дома» (Приложение 9), изучение семейных традиций и увлечений дает возможность эффективно решать задачи по воспитанию у младших школьников любви к своему дому, своей семье, по формированию таких понятий как любовь, забота, согласие, милосердие, сострадание, связь поколений. Экскурсии по памятным местам Нижегородской области помогают получать сведения о занятиях людей, историческом прошлом, достопримечательностях и культурных ценностях своего родного края. Любовь и уважение к своей малой родине учащиеся передают в рисунках, стихах, сочинениях.
Характерной особенностью по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию является приобщение к крестьянской культуре и быту.
Посиделки – начинались после уборки урожая, по вечерам. Девушки пряли, шили, вышивали, тихо разговаривали, пели протяжные песни. Позже приходили парни и начинались игры, хороводы. Любили на посиделках и загадки загадывать и сказки послушать. Отсюда и присказка «Посидим рядком – покалякаем ладком». Дети с удовольствием принимают участие в посиделках. На них знакомимся с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, веселыми обрядовыми песнями, частушками. Значение их так велико не только потому, что они тренируют память, но и способствуют активному мышлению. В пословицах народ всегда осуждал глупость, лень, хвастовство и восхвалял ум, находчивость.
Особое внимание в своей работе уделяю знакомству и проведению народных праздников. Наши предки любили веселиться. Под балалайку, гармонь они водили хороводы, пели, плясали, затевали игры. На Пасху катали крашеные яйца. В мае встречали весну, плели венки. В июне, под Иванов день, ходили в луга, свистели в самодельные дудочки. Осенью отмечали пору «изобилия плодов», а зимой в Святочные дни, ходили по улицам, надевали маски, пели колядки. Участниками всех праздников были скоморохи, они веселили всех людей.
В народных играх тоже много юмора, шуток, соревновательного задора. Они сохраняют эстетическое значение и составляют игровой фольклор. Игры воспитывают честность, способствуют развитию напевности и красоты русской речи, развивают ловкость. Часто проводим игры с руками: «Бабушка Маланья», «Братья», которые развивают внимание, воображение, мелкую мускулатуру. Особым успехом у детей пользуются игры: «Ручеек», «Эхо», «Арина», «Блин», «Солнце и месяц», «Испорченный телефон», «Колечко», «Пятнашки»,в которых развивались такие нравственные качества как доброта, товарищество, умение уступить, умение жить в коллективе. Совместные игры - огромная радость для детей, создается атмосфера радости, праздника.
С детьми я проводила такие праздники как « Осенины», «Рождественские святки», « «Масленица», « Троица», «Пасха Красная», где дети, одетые в русские национальные костюмы пели песни, колядки, частушки, разыгрывали сценки. Праздник – это состояние детской души, без него окружающий мир становится серым и неинтересным.
Важно знакомить детей с народным костюмом, что позволяет показать связь поколений и связь искусства изготовления костюма с духовными традициями народа. Дети с огромной радостью наряжаются, входят в образ. Костюм является средством духовного единения ребенка с прапрабабушками. В рисунках своих, аппликациях дети с выдумкой и фантазией украшают узором сарафан, косоворотку, фартук, полотенце.
Знакомлю на занятиях с разнообразными видами декоративного искусства (резьба по дереву, гончарные изделия из глины, шитье, вышивка, плетение..) Показывала детям росписи узоров, изготовленные народными умельцами. Рассказы о народных промыслах завораживают внимание детей. Например: в некотором царстве, в некотором государстве, в деревушке под названием Гжель жил да был старик по прозванию Федот. Долгую жизнь он прожил, сызмальства рисовал. Сначала палочкой на песке, потом и кистью. Да так у него красиво все выходило, что прозвали его – «Федот – золотые руки». Как взмахнет кистью, словно палочкой волшебной, так и вырастают цветы да ягоды красоты невиданной. Взмахнет другой, еще краше прежнего. Только цветы да ягоды не простые, а сказочные, цвета синего да голубого….
Дети сами задумывают узор и расписывают тарелки, посуду. Девочки учились вышивать полотенца, салфетки. С удовольствием изготавливали игрушки, поделки на основе русских обычаев, из которых оформлялись выставки.
Посещение музея – важное средство развития эмоционально – чувственного восприятия старины. В музее дети знакомятся с предметами старины, народно-прикладным искусством, промысловой деятельностью предков, что является огромной воспитательной силой. Богатство материала возбуждают творческое воображение, сильно действуют на чувства детей. Поэтому посещение музея – неоценимое средство развития положительных эмоций, эстетического вкуса ребенка, его познавательной активности.
Для формирования чувства любви к Родине и воспитания эмоционально-положительного отношения к тем местам, где родился и живет, проводятся регулярно экскурсии по городу, целевые прогулки. Детям всегда интересно узнать, в честь кого названа улица, или с каким событием связано название. Экскурсии обогащают кругозор, запас знаний о своем городе. Каждый человек любит и гордится своим городом. Каждый город в свою очередь славен своей историей, прошлым, традициями, памятниками.

Таким образом, использование в работе таких форм приобщения детей к народному культурному наследию как:
- знакомство с малыми формами устного народного творчества;
- праздничные посиделки;
- познавательные беседы;
- творческая продуктивная и игровая деятельность детей;
- посещение краеведческих музеев;
- экскурсии, целевые прогулки по городу, селу;
- чтение и драматизация народных сказок;
- проведение календарных народных праздников;
- знакомство с народными промыслами (Хохлома, Городец, Палех, Дымка), позволяет решать задачи духовно – нравственного воспитания, помогает учащимся соприкасаться с прошлым и настоящим своей малой родины, традициями, обрядами, праздниками, народными промыслами своего края.
Большое внимание в вопросах духовно - нравственного воспитания отводится налаживанию тесного сотрудничества с родителями обучающихся.
В рамках работы с родителями разрабатываются праздничные игровые программы, где учитель готовит концертную программу, а родители с детьми игровую часть. Родители помогают не только советом, информацией, изготовлением декораций и костюмов к праздникам, но и являются активными участниками всех действий.
Отличительной особенностью своего опыта я считаю, принцип интеграции, который позволяет представить в единой системе учебную деятельность и внеурочную. Духовно-нравственное воспитание нельзя сводить от мероприятия к мероприятию. Оно должно быть систематическим, непрерывным и вестись в единстве урочной и внеурочной деятельности. Для начальных классов ведущей деятельностью является учебная, поэтому я, как учитель начальных классов, основной духовно-нравственный материал включаю в различные уроки.
Методическая разработка реализуется:
во внеурочной деятельности: через праздники, посиделки, игры, беседы, экскурсии, концерты, исследования, театрализацию и т. д.на уроках окружающего мира материал распределяется по классам соответственно темам разделов;
на уроках литературного чтения дети знакомятся с фольклором и произведениями русских писателей, посвящённым православным ценностям;
на уроках математики материал вводится в содержание задач, ребусов или в зашифрованные задания;
на уроках русского языка, путем приобщения учащихся к материальной и духовной культуре русского народа, его многовековым обычаям и традициям;
на уроках ОРКСЭ для формирования представлений о традиционных религиях в России, их истории, современном состоянии, значении для жизни человека, общества, народа, России;
на уроках изобразительного искусства и трудового обучения полученная информация транслируется обучающимися в виде индивидуальных или коллективных творческих работ.
Для эффективности восприятия применяю современные образовательные технологии:
ИКТ технологии;
проектно-исследовательская деятельность;
технология творческого развития;
различные формы проведения занятий: путешествия, игры, экскурсии.
Технология творческого развития учащихся раскрывается через индивидуальные и групповые работы учащихся на заданную тему, что позволяет более целенаправленно решать задачи духовно - нравственного воспитания детей, становления у них мировоззрения, возникновения необходимых ценностных ориентаций.
Игровое обучение доказало высокую эффективность использования игровых, соревновательных, командных методов обучения и является любимым видом деятельности детей и родителей.
Проектная деятельность предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Проекты, выполненные учащимися, становятся логическим завершением изученной темы и творческим отчетом.
Безусловно, это работа кропотливая, но помогает мне формировать у детей чувства любви, уважения и гордости к Родине, к русскому народу, к народному творчеству. Древние говорили, что для абсолютного счастья человека необходимо славное Отечество. С этим нельзя не согласиться. Самый благодарный путь – возрождение забытых национальных ценностей, возрождение духовности.
4. Результаты апробации представленной разработки
Для выявления результативности методической разработки программы внеурочной деятельности по духовно – нравственному направлению «Истоки возрождения» проведена контрольная диагностика уровня сформированности знаний и представлений о жизни и традициях предков в далеком прошлом и уровня сформированности нравственных качеств личности учащихся (Приложение 1).
По результатам диагностики можно сделать вывод, что дети значительно расширили свои знания о жизни наших предков, богатстве народных традиций, обычаев, обрядов, праздников, повысился интерес учащихся к изучению истории родного края, повысился уровень сформированности духовно-нравственных качеств личности учащихся, обогатился нравственными понятиями словарный запас учащихся. Несмотря на это, работу по формированию духовно-нравственных качеств необходимо продолжать на всех направлениях внеурочной и урочной деятельности, эта работа должна быть плановой, комплексной, системной, целенаправленной.
При осуществлении единства и взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности через приобщение детей к опыту своего народа наблюдается повышение познавательной и творческой активности, результативности участия учащихся в школьных, районных и областных конкурсах:
III Районные детские Рождественские чтения «Духовность, культура и традиции земли Нижегородской», номинация Демонстрация обрядая. Обрядовой песни - 1 место;
Международный конкурс детского изобразительного творчества (региональный этап) – диплом I степени;
Районная олимпиада среди обучающихся начальных классов по математике – 1 место, 3 место
Районная олимпиада среди обучающихся начальных классов по русскому языку – 2 место
Муниципальный этап регионального конкурса «Новогодний серпантин» - 2010г. 1 место, 2011г. - 1 место, 2012г. – 2 место.
Творческие работы обучающихся на темы: «Там на неведомых дорожках», «Лесная сказка», «Пасха красная», «Планета счастья», «Дружат дети на планете», «Земля-наш общий дом», «Осенний блюз» получили высокую оценку на школьном смотре-конкурсе творческих работ учащихся и направлены на участие в Международном конкурсе детского рисунка «Дружат дети на планете».
Реализация методической разработки способствует сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций семейного воспитания. Отзывы родителей и учащихся, результаты анкетирования родителей с целью выявления уровня удовлетворенности УВП, свидетельствуют об эффективности изучения программы внеурочной деятельности «Истоки возрождения».
Следовательно, приобщение детей к опыту предков на уроках и во внеурочное время обладает значительным педагогическим потенциалом: способствует
углублению знаний о жизни наших предков в далеком прошлом;
усвоению нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей;
воспитанию уважительного отношения к этнокультурному наследию своего народа, чувства гордости за причастность к своему Отечеству.
Таким образом, все вышеизложенное указывает на плодотворность включения и изучения ценностей и традиций наших предков в учебно-воспитательный процесс. Основательное изучение содержательного богатства жизни наших предков, их духовного опыта должно занять одно из главных мест в формировании высоконравственной личности. Отсюда вытекает, что методическая разработка раздела программы по теме «Изучение традиций русского народа в рамках реализации программы внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Истоки возрождения»» представляет значительный интерес для школьной практики. Опыт работы по данной теме может быть представлен учителям на педагогических советах, заседаниях методических объединений, районных образовательных чтениях «Традиции. Культура. Современность».
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла. Хочется верить, что посеянные в детских сердцах зерна Истины прорастут и дадут свои плоды.
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро…»
В.А. Сухомлинский.
5. Литература.
Амонашвили Ш.А Личностно–гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990.
Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995, № 1.
Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001.
Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальной школе: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.
Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю. Светлое слово. Фольклор и литература: Книга для учителя.-М.: Образование и рынок, 1998.
Зелинский К.В. Нравственное воспитание школьников: философские, психологические и педагогические истоки: науч.-метод.пособие/М.: Глобус, 2009.
Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Филология», 2000.
Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996.
Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987.
Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985.
Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
Попов Л.А. Этика. - М., 1998.
Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
Поглазова О.Т.Окружающий мир. Методические рекомендации по окружающему миру для начальной школы: 3 класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981
Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2008. - № 3
Стандарт второго поколения в начальной школе//Управление начальной школой.2009. №9
Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3
Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980
Ушинский К.Д. Собрание сочинений.- М.: 1985,т.2.
Учебно-методический комплект для 4-летней начальной тшколы «Гармония» - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2003.
Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998-№ 6
Широкова И.Г. Этика. - М., 2002.
Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003 - № 4
Ресурсы интернета
http://festival.1september.ru/articles/550429/
http://ped-portal.ru/blog/ilinairina/ .
http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200203617
http://psylesson.ru/nachalnaya_shkola.
http://portfolio.1september.ru/
http://www.niro.nnov.ruhttp://www.uchpotal.ru