Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Безопасность детей – наш Приоритет»


МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 им. Е.В. Камышева»
Программа
профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
«Безопасность детей – наш Приоритет»
Разработчики:
Дегтерёва Юлия Александровна,
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
г. Гагарина Смоленской области
Тарасов Юрий Николаевич,
генеральный директор ООО «Приоритет»
Гагарин, 2013
Пояснительная записка
В настоящее время вопрос безопасности дорожного движения встал очень остро. Причем вопрос этот затрагивает всех участников дорожного движения. Закон ужесточил наказания для водителей. Но не стоит забывать и о пешеходах, которые часто сами провоцируют аварийную ситуацию.
Культуру поведения на дороге необходимо воспитывать еще со школьной скамьи.
По статистике ребенок – участник каждого десятого дорожно-транспортного происшествия. Практически половина (48%) наездов на детей-пешеходов совершено на улицах местного значения, а с учетом прочих улиц (местных и внутридворовых проездов и т.д.) – более половины (55%).
Как можно уберечь от необдуманных действий на дороге? Как не допустить рост ДТП с участием школьников?
Для этого необходимо рассматривать обучение Правилам дорожного движения как часть учебно-воспитательной работы школы. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Наряду с традиционными уроками необходимо проводить и необычные занятия. Очень эффективным в этом вопросе является сотрудничество с автошколой. Мониторинг, проведенный среди учащихся и их родителей (20человек), показал, что и дети, и родители стали внимательнее относиться к своей безопасности.
Вопросы анкеты Предварительный мониторинг
% от числа опрошенныхИтоговый мониторинг
% от числа опрошенныхЗнаете ли вы дорожные знаки? Понимаете ли их значение?
да, почти все
частично
нет 40
55
5 75
25
0
Умеете ли вы выявлять опасные участки дороги?
да, хорошо
не совсем
нет
35
55
10 60
35
5
Часто ли вы пользуетесь железнодорожным транспортом?
да, часто
редко
не пользуюсь 70
30
0 70
30
0
Часто ли вы пользуетесь автомобильным транспортом?
да, часто
редко
не пользуюсь
90
10
0 90
10
0
Всегда ли вы соблюдаете правила перевозки детей в автомобиле?
да, всегда
иногда нарушаю
не соблюдаю 55
45
0
90
10
0
Есть ли у вас (вашего ребенка) велосипед, ролики?
да
нет 75
25 75
25
Знаете ли вы правила передвижения группы в колонне?
да
не все
нет 70
15
15 80
15
5
Всегда ли вы соблюдаете Правила дорожного движения?
да, всегда
иногда нарушаю
часто нарушаю 50
25
25 85
15
0
Умеете ли вы анализировать дорожную ситуацию при переходе через дорогу?
да
не совсем
нет 50
40
10 100
0
0
Часто ли вы нарушаете Правила дорожного движения? да
иногда
не нарушаю 25
25
50 0
15
85
Программа «Безопасность детей – наш Приоритет» разработана совместно с генеральным директором и преподавателем автошколы «Приоритет» Тарасовым Юрием Николаевичем и предполагает такое сотрудничество в рамках заключительного этапа ее реализации. Она рассчитана на 15 часов и предполагает работу с детьми 8 – 10 лет и их родителями. Программа отвечает всем требованиям ФГОС. Во время занятий дети учатся работать как индивидуально, так и в группах, выполняют задания творческого и исследовательского характера. Сами учатся ставить перед собой учебные задачи. Программа предполагает и проектную деятельность, в результате которой появятся проекты памяток по БДД с лучшими детскими рисунками, схемы наиболее используемых детьми маршрутов с обозначением опасных мест и указанием мер предосторожности.
Цель данной программы – формирование навыков выполнения основных правил поведения учащихся на улице, дороге, понижая тем самым уровень ДДТТ.
Задачами программы являются:
сформировать сознательного отношения к своим жизни и здоровью, жизни и здоровью других людей;
сформировать умение правильно и быстро действовать в экстремальных ситуациях;
сформировать представления школьников о безопасности дорожного движения при передвижении по улицам и дорогам;
познакомить с историей возникновения дорожных правил;
конкретизировать знания учащихся о правилах дорожного движения;
научить различать дорожные знаки;
повторить правила уличного движения для пешеходов;
развивать умения самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни;
формировать навык правильного пользования общественным транспортом;
воспитывать у учащихся культуру поведения на улице, в общественных местах, транспорте.
После изучения теоретического материала, участникам программы предлагается совершить экскурсия в автошколу, где их знания проверят опытные мастера.
Завершается программа участием в двух проектах.
Проект «Наш путь в школу и новые маршруты»
Проект «Азбука безопасности»
Работа с родителями заключается в проведении тематических родительских собраний, бесед по безопасности дорожного движения, раздаче буклетов, вовлечение организацию теоретической подготовки учеников.
Программа может являться модулем воспитательной работы с классом, использоваться во внеурочной деятельности, а также поможет в изучении соответствующих тем на уроках окружающего мира.
Программа
Исходя из поставленных цели и задач данной программы, для теоретического изучения предлагаются следующие темы:
Тема занятия Форма проведения занятия Количество часов Изучаемые вопросы
История ПДД. Труд водителя. урок-путешествие 1 - основные этапы истории развития автомобильного транспорта в России и мире;
- основные этапы истории возникновения Правил дорожного движения;
- значимость и уникальность профессии водителя.
Дрога и знаки виртуальная экскурсия по улицам большим и малым 1 - значение дорожных знаков;
- типы знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса;
- знаки для пешеходов и велосипедистов;
- выявление опасных и безопасных участков дороги при помощи знаков.
Правила поведения во дворе мастерская
(самостоятельный поиск решения проблемы) 1 - понятие «жилая зона»;
- движение в жилых зонах;
- правила поведения во дворе;
- выявление и предотвращение рисков.
ПДД на улице круглый стол 2 - анализ ситуации при выходе из дома;
- обязанности пешеходов;
- безопасное движение по тротуару;
- анализ дорожной ситуации до, во время и после перехода проезжей части;
- краткая история светофора, значения сигналов светофора;
- потенциальные опасности на улице.
Движение учащихся группами и в колонне практическое занятие 1 - причины организации детей в группы и колонны;
- правила поведения во время движения в колонне;
- роль направляющих и замыкающих в группе, колонне.
Чтобы поездка была приятной… беседа, практическое занятие 1 - правила перевозки детей;
- правила поведения в автомобиле;
- действия при ЧС
Безопасность в общественном транспорте сюжетно-ролевая игра 1 - выявление и предотвращение потенциальных опасностей при ожидании транспорта, при посадке и высадке из него;
- правила поведения в общественном транспорте;
- действия в экстремальных ситуациях.
Метро и железная дорога репортажи с места событий 1 - выявление и предотвращение рисков во время поездок на железнодорожном транспорте;
- правила поведения в метро и поезде;
- правила поведения на железнодорожных станциях, вблизи железнодорожного полотна;
- действия в экстремальных ситуациях.
Ролики и велосипед беседа 1 - выявление безопасных мест для катания на велосипеде и роликах;
- правила безопасной езды на велосипеде и роликах.
По итогам освоения программы ученик должен:
знать:
основные исторические моменты в области безопасности дорожного движения;
значение дорожных знаков, виды дорожных знаков;
правила поведения во дворе;
правила дорожного движения на улице: правила безопасного движения по тротуару, правила безопасного перехода проезжей части;
правила поведения во время движения в колонне;
правила перевозки детей, правила поведения в автомобиле;
алгоритм действий при ЧС;
правила поведения в общественном транспорте;
правила поведения в метро, поезде, на железнодорожных станциях, вблизи железнодорожного полотна;
правила безопасной езды на роликах, велосипеде;
уметь:
выявлять опасные и безопасные участки дороги при помощи знаков;
анализировать ситуацию во дворе, на улице;
выявлять и предотвращать риски;
анализировать дорожную ситуацию до, во время и после перехода проезжей части;
выявлять и предотвращать потенциальные опасности при ожидании транспорта, при посадке и высадке из него;
правильно действовать в экстремальной ситуации;
выявление и предотвращение рисков во время поездок на железнодорожном транспорте;
находить безопасные места для катания на роликах и велосипеде;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Темы родительских собраний и бесед:
Безопасность детей – забота взрослых.
Выбираем безопасные маршруты. Путь из дома в школу.
Как научить ребенка наблюдать за дорогой.
Детская безопасность в автомобиле.
Если вы купили ребенку велосипед.
Оказание первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
Учим детей замечать опасности…
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из достаточно важных городских проблем. Население городов растет, увеличивается и количество автомобилей, принадлежащих частным лицам. Необходимо с раннего детства приучать детей соблюдать Правила Дорожного Движения. И не забывать, что личный пример – самая доходчивая форма обучения. Только тогда на наших дорогах будет безопасно, потому что из воспитанных пешеходов вырастут потом воспитанные водители.
Помните! Ребенок учится «законам дороги», беря пример с вас, родителей! Всегда соблюдайте Правила Дорожного Движения. А если кто-то вдруг их забыл или еще не знает, то мы с удовольствием напомним и расскажем!
Список используемых ресурсов:
- Уроки тетушки Совы. Мультфильмы по ПДД для детей. http://www.avtoline-nsk.ru/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=55
- ПДД для детей. http://www.tvoyrebenok.ru/pdd.shtml
- ПДД. Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге. http://www.tvoyrebenok.ru/education.shtml
- Соблюдай правила дорожного движения! http://podrostok.edu.yar.ru/streetlaw/pdd/index.html
- Госавтоинспекция МВД России. Детская безопасность. http://deti.gibdd.ru/
- Госавтоинспекция МВД России. Безопасность пешеходов. http://www.gibdd.ru/about/social/pravo-peshehoda/
- Госавтоинспекция МВД России. Сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. http://www.gibdd.ru/stat/