Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма для детей и родителей (1-4 классы)
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СУРГУТА
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа № 30
Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ ПЕШЕХОДОВ «СВЕТОФОРИК»
Автор: Кривенко Вадим Алексеевич,
учитель начальных классов
МБОУ начальной школы № 30
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Параметры Характеристика программы
Название программы Программа профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Семейный клуб пешеходов «Светофорик»
Автор программы Кривенко Вадим Алексеевич, учитель начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной школы № 30 города Сургута
Цель программы Формирование навыков правильного поведения пешехода у обучающихся 1-х классов через их взаимодействие с родителями в рамках семейного клуба пешеходов «Светофорик»
Целевая аудитория Обучающиеся 1-х классов и их родители
Количество академических часов 13 часов в год, один час в неделю
Количество групп на одного педагога - руководителя клуба От 1 до 3 групп
Оптимальное количество человек в группе От 20 до 30 человек (обучающиеся и их родители поровну)
Учреждения, в которых возможна реализация программы Дошкольные, общеобразовательные, а также учреждения дополнительного образования детей
Сфера применения программы Внеурочная деятельность обучающихся, воспитательная работа в классе и/или школе, детском саду или учреждении дополнительного образования детей
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чем измерить горе родителей, безвозвратно потерявших своё дитя? Как избавить своего ребенка от мучительной боли от полученных в аварии ран? Где найти ответ на вопросы: «А всё ли я, как родитель, сделал для того, чтобы обезопасить своего ребенка на многочисленных дорогах?», «Показал ли я, как родитель, своим примером как безопасно вести себя на дорогах?», «Всему ли научены мои сын и дочь?», «Кто виноват в том, что на дорогах городов и сёл каждый день гибнут и получают раны дети?»АКТУАЛЬНОСТЬ
Ежегодно на дорогах страны в дорожно-транспортных происшествиях погибают сотни детей и подростков, тысячи получают тяжелые раны и увечья.
Нормы и правила поведения человека на дороге усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности. Но восприимчивость к знаниям особенно высока в детском возрасте. Навыки, которые приобретены в детстве, становятся устойчивыми.
Особый период в жизни каждого школьника – обучение в первом классе, когда значительно возрастает самостоятельность детей, расширяется кругозор, появляются новые друзья и увлечения. Все это приводит к повышению мобильности обучающихся когда они должны самостоятельно пересекать оживленные улицы и дворы, ориентироваться в микрорайоне, привыкают следить за временем т.п.
Учреждения образования в соответствии со своей миссией являются основными звеньями системы обучения и воспитания младших школьников, где они могут и должны получить необходимые знания, умения, навыки и привычки безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и транспорте.
К сожалению, формы и средства обучения детей не всегда соответствуют современным требованиям к организации учебно-воспитательного процесса и рассчитаны на стандартный подход к решению образовательных задач. Педагоги читают детям сказки, загадки. Стихи, дают задания раскрасить картинки по правилам дорожного движения, проводят викторины, игры, конкурсы, театрализованные представления. Такой подход в целом носит познавательный характер, но в полной мере не решает задач обучения и воспитания младших школьников.
Анализ имеющейся методической и учебной литературы позволяет сделать вывод о том, что акцент зачастую делается на увеличение объема знаний учащихся с излишней для их возраста детализацией. Такие знания если и заучиваются механически, то не являются для младших школьников понятными и актуальными.
Психологическое содержание жизни детей младшего школьного возраста во многом определяется учебной деятельностью и таким психо-социальным параметром, как умелость. Родители во многом еще направляют развитие ребенка. Следовательно, целесообразно значительную часть воспитательного процесса организовывать совместно с учащимися и родителями, а возникшие проблемы и задачи решать сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга и объединив усилия для достижения более высоких результатов.
Педагогам необходимо использовать данное обстоятельство для более успешного решения и образовательных задач, в том числе по формированию у младших школьников навыков правильного поведения на дорогах. Однако, исследования показывают, что не все родители должным образом знают правила дорожного движения., некоторые испытывают трудности в воспитании и обучении детей безопасному поведению на улицах и дорогах. Они нуждаются в педагогических советах.
Для результативной деятельности по формированию у детей навыков правильного поведения на дорогах, умения адекватно реагировать на ситуации, возникающие в дорожных условиях, родителям обучающихся необходимо научиться правильно (с максимальным воспитывающим эффектом) взаимодействовать со своим ребенком, его одноклассниками, с их родителями, педагогами. Для этого требуются определенные коммуникативные и педагогические навыки, которые можно развивать в процессе совместной деятельности в рамках семейного клуба «Светофорик».
Особое значение для успешного обучения и воспитания сына или дочери имеет общая с детьми деятельность. В творческой, исследовательской совместной деятельности или игре взрослые получают возможность по-новому увидеть своего ребенка, лучше понять его, выразить свое отношение, найти способы оказания поддержки, увидеть пути проявления своей ответственности. Совместные праздники, викторины, проекты, экскурсии, флэшмобы, акции могут стать для родителей важным источником их педагогического образования. Наглядные результаты их действий стимулируют готовность детей к дальнейшему обучению.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: Формирование навыков правильного поведения пешехода у обучающихся 1-х классов через их взаимодействие с родителями в рамках семейного клуба пешеходов «Светофорик».
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Принцип гуманизацииВ соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» приоритетной задачей современной системы образования является формирование в образовательных организациях уклада жизни, который базировался бы на приоритете общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание трудолюбия, уважения к правам и свободам человека.
Принцип развития
Педагогический процесс направлен на развитие творческой мыслительной деятельности и самообразование, обеспечивает оптимизацию умственной деятельности в зоне ближайшего развития.
Принцип индивидуализации
Учет уровня развития и способностей каждого ученика, формирование на этой основе индивидуальных механизмов изучения образовательного материала, определение направления повышения учебной мотивации и развитие познавательных интересов каждого ученика.
Принцип целостности образования
Основан на представлении о единстве процессов развития, обучения и воспитания, реализуется в создании сбалансированного образовательного пространства, адекватность педагогических технологий содержанию и задачам образования.
Принцип непрерывности
Предполагает создание целостной системы, органически объединяющей в едином образовательном процессе всех участников образовательного процесса (обучающихся, их родителей и педагогов) в условиях образовательного процесса в школе и в домашних условиях, в семье.
Принцип активностии практической направленности
Реализуется через вовлечение в воспитательный и учебный процесс всех участников образования (обучающиеся, родители, педагоги), использование современных активных методов и технологий обучения и воспитания.
Таким образом, новизна данной программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Семейный клуб пешеходов «Светофорик» для обучающихся 1-х классов и их родителей заключается в том, что:
- обучение детей правилам дорожного движения осуществляется одновременно в школе на занятиях клуба и родителями вне организованного образовательного процесса (в домашних условиях);
- программа клуба обеспечивает единство обучения и воспитанияв равной степени, так как проблема формирования навыков безопасного поведения на дороге носит не только знаниевый характер, но и мировоззренческий;
- в результате совместного изучения правил дорожного движения (ПДД) родители своим личным примером и стимулированием успехов детей повышают мотивацию обучающихся;
- навыки правопослушного поведения на дорогах формируются у детей и родителей в совместной деятельности на занятиях клуба и в домашних условиях, что формирует у них потребность своим примером показывать отличное знание правил;
- использование наряду с традиционными средствами обучения современных активных технологий (проекты, акции, флэшмобы, участие в занятиях родителей) позволяет достичь более высоких результатов ушкольников;
- повышается педагогическая культура родителей обучающихся.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ:
В результате обучения в семейном клубе пешеходов «Светофорик» школьники должны знать:
- опасные месса вокруг школы, дома, в микрорайоне, на улицах и дороге;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения в дорожной среде, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, самокатах, санках и т.п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей;
Правила:
- перехода улиц и дорог по сигналам светофора;
- перехода улиц и дорог по пешеходным переходам;
- перехода проезжей части дороги при отсутствии пешеходных переходов и светофоров в зоне видимости;
- воздержания от перехода улиц и дорог при приближении транспортных средств с включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом;
- движения по тротуару, пешеходной дорожке (а при их отсутствии – по обочине и краю проезжей части со взрослыми);
- движения группы детей в сопровождении взрослых;
- этичного, вежливого и безопасного поведения в транспорте, находясь со взрослыми;
- безопасного поведения при езде на велосипеде и возраст, с которого можно выезжать на улицы и дороги.
Учащиеся 1-го класса должны уметь:
- переходить улицы и дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам, а также проезжую часть небольшой дороги (вне зоны видимости пешеходных переходов);
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при движении группой, в транспорте, при езде на велосипеде.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у учащихся:
- устойчивые привычки дисциплинированного, осторожного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте;
- познавательные психические процессы (память, внимание, восприятие, воображение, мышление, речь);
- понимание, осознание и осмысление опасных и безопасных действий на улицах и дорогах, в транспорте; способность самостоятельно их анализировать и оценивать;
- самоконтроль, саморегуляцию и самоорганизацию правопослушного и безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
Последовательная реализация программы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Семейный клуб пешеходов «Светофорик», подкрепленная поддержкой Управляющего совета школы и общешкольного родительского комитета позволит не только сформировать устойчивые навыки безопасного поведения на дорогах у школьников и их родителей, но и повысит педагогическую грамотность родителей обучающихся и будет способствовать формированию доброжелательного психологического климата в семье. РЕСУРСЫ ШКОЛЬНОГО КАБИНЕТА БДД,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СЕМЕЙНЫМ КЛУБОМ ПЕШЕХОДОВ
«СВЕТОФОРИК»
№ п/п Ресурсы
1 Цифровые образовательные ресурсы (CD, видеофильмы, обучающие программы)
2 Медиа – оборудование для самостоятельной работы членов клуба
3 Модели дорожной разметки и знаков
4 Динамические панно для изучения правил дорожного движения
5 Комплект таблиц по ПДД
6 Велосипеды
7 Учебные пособия для учащихся
8 Методические пособия для педагогов
9 Газета «Добрая дорога детства»
ПРОЕКТЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ
Виды проектов Темы проектов
Информационные 1. «Наш друг – дорожный знак» (история дорожных знаков)
2. «Правила дорожные – друзья надежные» (история правил дорожного движения)
3. «Автомобили в нашей жизни» (история автомобиля)
Творческие 1. «Легенды дорог» (придумываем легенды и сказки про ПДД для самых маленьких)
2. «Фильм! Фильм! Фильм!» (снимаем фильм о дорожном движении в нашем городе)
3. «Карта безопасности» (рисуем безопасный маршрут в школу)
4. Сочиняем слоганы по правилам дорожного движения
5. «В каждом рисунке я» (панорама рисунков про ученика как участника дорожного движения)
Социальные 1. «Наказ водителю» (вручение флайеров собственного изготовления водителям)
2. Выступление в детском саду с инсценировкой по правилам дорожного движения
Примечание:
Информационный проект рассчитан на сбор информации о каком-либо явлении, факте, объекте; ознакомление с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов работы над проектом.
Социальный проект имеет главной целью вовлечение в социально значимую деятельность максимально большого количества людей для решения поставленной в проекте задачи.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
1.Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
2. Гончарова Л.М. Правила дорожного движения для начальной школы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008.
3. Добрякова В.А., Борисова Н.В., Панина Т.А., Уклонская С.А. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга: - М.: Просвещение, 1989.
4. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника/ Под общ.ред. В.А.Федорова. – М.: Издательский дом «Третий Рим», 2002.
5. Кузьмина Т.А., Шумилова В.В. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: система работы в образовательном учреждении. – Волгоград: Учитель, 2007.
6. Газета «Добрая дорога детства»
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ И РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
1. Добровольская А.П., Форштат М.Л. Рабочая тетрадь по правилам дорожного движения. – СПб., «Лики России», 2007.
2. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учебная книжка-тетрадь/ Под общ.ред. В.Н.Кирьянова – М.: Издательский дом «Третий Рим». 2005.
3. Михайлов Л.А., Форштат М.Л. Учебное пособие по правилам дорожного движения. _ СПб, «Лики России», 2007.
4. Элькин Г.Н. Правила безопасного поведения на дороге. – СПб., Издательский дом «Литера», 2009.
5. Газета «Добрая дорога детства»
МАРШРУТЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ
«ПАССАЖИР И ЕГО ОБЯЗАННОСТИ»
№ маршрута Направления движения
1 Остановка «УБР» - остановка «Университет»
2 Остановка «УБР» - остановка «Магазин «Исток»
3 Остановка «УБР» - остановка «ДК Строитель»
4 Остановка «УБР» - остановка «Железнодорожный вокзал»
5 Остановка «УБР» - остановка «50 лет ВЛКСМ»
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/пТема занятия Кол-во часов Опорные точки содержания занятия Дидактический инструментарий Самостоятельная работа детей и родителей
1 Кто есть кто на дороге.
Дорога в школу и домой (твой ежедневный маршрут) 1 Кто такие «пешеход», «пассажир», «водитель»?
Что такое транспорт? Выбор семейного проекта Подготовка выбранного семьей проекта
2 Правила дорожные – друзья надежные! 2 Как устроена дорога. Какие бывают дороги. Перекрестки. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине дороги. Представление проектов: «Правила дорожные – друзья надежные» и «Автомобили в нашей жизни» Изучение разметки дорог в микрорайоне и на пути в школу и домой
3 Наш друг – дорожный знак 2 Когда и где появились дорожные знаки? Предназначение дорожных знаков. Что означают дорожные знаки? Дорожные знаки для пешеходов и водителей.
Представление проектов: «Наш друг – дорожный знак» и «Фильм! Фильм! Фильм!» Дидактическая игра «Поставь дорожный знак»;
Конкурс «Дорожные знаки» Составление рисованной коллекции дорожных знаков, расположенных на пути из дома в школу
4 Светофор на посту 1 Предназначение светофора. Виды светофоров. Сигналы светофоров. Навыки правильного перехода дороги.
Представление проекта «Карта безопасности» Игра «Красный, желтый, зеленый»;
Конкурс «Светофор» Практическое занятие «Три сигнала светофора» на перекрестке.
Три рисунка светофору в подарок (красный, желтый, зеленый сигналы)
5 Пассажир и его обязанности 2 Виды транспорта. Поездка на маршрутном транспорте (остановки, посадка, салон, высадка, правила поведения в транспорте). Как переходить дорогу при движении к маршрутному транспорту и от него (автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус). Представление проектов: «Легенды дорог» и «Наказ водителю» Игра «Найди пешеходов-нарушителей» Путешествие по городу в автобусе с родителями по определенному заранее индивидуальному маршруту (практическое занятие)
6 Мы – велосипедисты (практическое занятие в автогородке) 1 Правила пользования велосипедом. Практикум по отработке навыков движения на велосипеде. Соревнование велосипедистов. Конкурс «Знатоки правил дорожного движения» Отработка навыков езды на велосипеде во дворе
7 Дорожная эстафета (практическое занятие в автогородке) 2 Отработка практических навыков движения по разметке. Представление проекта «В каждом рисунке я». Эстафета «Машины и пешеходы»; Конкурс «Помоги другу»; игра «Перейди улицу» 8 Выступление в детском саду с инсценировкой по правилам дорожного движения «Как лиса Алиса и кот Базилио стали учителями» 1 Повторение и обобщение правил дорожного движения через инсценировку Подготовка инсценировки
9 Нелегко быть пешеходом! (итоговое занятие) 1 Выступление инспектора ГИБДД. Представление проекта «Сочиняем слоганы по правилам дорожного движения» Семейный праздник по поводу окончания курса обучения по ПДД
Итого 13