Научно-исследовательская работа как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
исследовательская работа как форма профилактики детского дорожно – транспортного травматизма
Введение
Бурное развитие техники в последние годы привело к стремительному росту числа дорожно-транспортных происшествий. Создание машин, механизмов, транспортных средств наряду с бесспорными положительными результатами принесли человеку немало бед и страданий. Дорожно- транспортные происшествия это всегда большая беда, наносится непоправимый ущерб здоровью людей.
Проблемой общегосударственного масштаба является травматизм школьников, который наносит вред здоровью детей, лишает их жизни. В последние годы в нашей стране наблюдается устойчивая тенденция постоянного роста уровня травматизма школьников. Ежегодно в России регистрируется более 2 млн. таких случаев.
По данным энциклопедии школьника под редакцией Шойгу С.К., «чаще всего травмируются школьники в возрасте 914 лет. 47% травм происходит с детьми этой возрастной категории. Это объясняется высокой эмоциональностью детей в этот период и недостаточно полной осознанностью своих поступков. Травмы у мальчиков наблюдаются в 23 раза чаще, чем у девочек».
Наиболее типичными случаями смертельного травматизма является дорожно-транспортное происшествие. По тяжести последствий этот вид стоит на первом месте среди всех видов травматизма. ДТП становится причиной смерти или очень серьезных травм школьников, их длительного лечения. Летальность здесь достигает 15%, в то время как при общем травматизме этот показатель равен 0,6%.
Проблема профилактики транспортного травматизма в нашей стране является исключительно актуальной. В ее решении принимают участие как представители исполнительных органов власти и общественных организаций, сотрудники ГИБДД, педагоги, так и сами школьники.
Таким образом, учитывая то, что основа личной безопасности закладывается в детском возрасте - знание правил дорожной «техники безопасности» дети получают и в школе, и в семье. В этом качество результата можно обеспечить, если решение проблем подготовки детей к безопасному участию в дорожном движении осуществлять на основе системного подхода, придавая ему целенаправленный и непрерывный характер.
Сложные условия современного дорожного движения предъявляют ко всем его участникам очень высокие требования.
Участники дорожного движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными и предупредительными друг к другу.
Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное неукоснительно выполнять.
В настоящее время система взаимодействия не функционирует из-за своей несовершенности. В плане решения данной проблемы ведется большая работа. Создан ряд нормативных документов, касающихся данной темы. Среди них:
Концепция федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (Распоряжение правительства РФ от 17.10.2005 г. № 1707-Р).
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 20062012 годах» (Постановление правительства РФ от 20.02.2006 г. № 100).
Методические рекомендации по формированию и реализации региональных программ по обеспечению БДД.
Концепция развития дополнительного образования детей Кемеровской области.
В этой работе мы исследуем причины и последствия транспортного травматизма детей.
Объект исследования: механизм предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.
Предмет исследования: взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования с участием отделения ГИБДД по воспитанию обучающихся как законопослушных участников дорожного движения.
Цель исследования:
воспитание обучающихся как законопослушных участников дорожного движения в условиях реализации модели взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования с участием отделения ГИБДД;
создание условий для формирования у подрастающего поколения устойчивых навыков безопасного поведения на улицах и дорогах, саморазвития, самопознания, самореализации личности.
Гипотеза исследования: предположим, если обеспечить качество подготовки обучающихся как законопослушных участников дорожного движения, то снизится число дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Задачи исследовательской работы:
Формирование у учащихся потребности в соблюдении ПДД.
Вовлечение наибольшего числа учащихся в изучение и пропаганду здорового образа жизни, овладение методами предупреждения ДДТП.
Ознакомление с профессиями сотрудников органов внутренних дел
(профессиональная ориентация).
Организация массовых мероприятий по пропаганде безопасного дорожного движения.
Овладение умениями оказания первой помощи пострадавшим при
дорожно-транспортных происшествиях.
Развитие внимательности, сосредоточенности, сообразительности,
творческих и мыслительных способностей детей.
Решению поставленных задач призвана способствовать деятельность в следующих направлениях:
Изучение «Правил дорожного движения» - приобретение основных
знаний, меры ответственности за нарушение ПДД для пешеходов, ведение
рубрики «Советы пешеходу».
Дорожные знаки: виды знаков.
Основные «законы» безопасного движения для водителя. Основы
правоведения: Закон РФ «О безопасности дорожного движения», Кодекс
РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ. Основы страхования. Факторы повышенного риска для водителя, типичные
обстоятельства и действия водителя, опасные ситуации на дороге и маневрирование. Виды транспорта. Разводка транспорта.
Дорожно-транспортное происшествие ДТП: техника и тактика водителя на дороге, предписания «действие в экстремальных ситуациях».
Основы медицинских знаний первая медицинская помощь при ДТП, первая помощь, если пострадавший находится без сознания, алгоритм оказания первой медицинской помощи, умение оказать первую доврачебную помощь.
Инструкторская деятельность проведение занятий по Правилам
дорожного движения, подготовка и проведение игр и соревнований в младших классах, карточки для младших классов «Опасные участки по дороге в школу», дежурство и рейды на дорогах вместе с работниками ГИБДД.
Деятельность по профилактике дорожно-транспортного травматизма школьников способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению опасных ситуаций на дорогах, приобретению навыков самостоятельной деятельности, не на словах, а на деле пропагандирует соблюдение Правил дорожного движения, и в итоге сохранению жизни и здоровья детей.
Работа составлена в соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого социального развития, укрепления обороноспособности страны и развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации и направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания как важнейшей ценности, духовно-нравственного единства общества.
Основные причины дорожного травматизма школьников:
нарастание концентрации транспорта на улице;
недисциплинированность школьников, их желание выделится среди сверстников, незнание опасности;
недостаточный надзор за детьми по пути в школу;
незнание Правил дорожного движения, правил повеления на улице;
неправильное пользование общественным транспортом;
игры и шалости на проезжей части улицы:
неисправность транспорта, недостаточная квалификация водителя.
возрастные особенности поведения детей.
Психофизиологические и возрастные особенности поведения детей младшего школьного возраста на дороге
Возрастной «пик» попадающих в ДТП детей 714 лет, т.е. дети, обучающиеся в начальных и средних классах школы. Большой процент пострадавших учащихся начальных классов объясняется, с одной стороны, тем, что в связи с поступлением в школу многие дети впервые становятся самостоятёльными пешеходами, а с другой особенностями функционирования психики детей этого возраста.
1. Особенности поведения детей на дороге с учетом их психофизиологических условий развития
Предрасположенность ребенка к попаданию в дорожно-транспортные происшествия обусловлена особенностями его психофизиологического развития: неустойчивость (непостоянство) и быстрое истощение нервной системы; неспособность правильно оценить обстановку; быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; процессы раздражения и возбуждения сильнее процессов торможения; потребность в движении преобладает над осторожностью; специфичность восприятия дорожной ситуации и реакции на приближающийся автомобиль и др.; отсутствие способности отделять важные факторы от менее важных; недостаток знаний об источниках опасности.
Значительная роль в предупреждении неадекватной реакции на внезапные ситуаций отводится способности к самоконтролю. Наличие самоконтроля предполагает возможность осознавать и оценивать собственные действия. Эта способность формируется у человека по мере развития личности в ходе становления произвольной саморегуляции в процессе взаимодействия с другими людьми.
По данным РАО, деятельность ребенка (как и каждого взрослого пешехода) в дорожных ситуациях состоит из четырех тесно взаимосвязанных между собой этапов:
1) восприятие информации (т.е. умение «чувствовать» дорогу);
2) обработка информации (прогнозирование ситуации, т.е. определение уровня опасности или безопасности);
3) выработка и принятие наиболее безопасного решения;
4) исполнение решения.
К основным факторам, способным повлиять на психическое состояние учащихся и их поведение в дорожных ситуациях, можно отнести:
возраст ребенка;
его индивидуальные физиологические и психологические особенности;
функциональное состояние организма в данный момент;
воспитание.
В психологических исследованиях (И.В. Дубровина, Н.П. Дубинин, В.Й. Ковалев и др.) были выявлены психологические качества, сказывающиеся на результатах взаимодействия элементов системы «человек транспортное средство дорога и среда»: плохие способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; высокая напряженность, взвинченность; несдержанность, склонность к конфликтам и др.
Французский психолог Дюваль утверждает: «Дети это не взрослые в миниатюре. Их реакция на опасность очень отличается от нашей». Ребенок до 8 лет еще плохо распознает источники звуков и слышит только те звуки, которые ему интересны. В то время как взрослые, оценивая ситуацию на дороге, слышат, откуда доносится шум приближающегося транспортного средства, детям значительно труднее определить это направление.
Поле зрения ребенка гораздо уже, чем у взрослого. Когда дети бегут, они смотрят только вперед, в направлении бега. Психологи считают, что сектор обзора ребенка на 1520% меньше, чем у взрослого. Поэтому транспортные средства слева и справа остаются им незамеченными. Он видит только то, что находится напротив.
Реакция у ребенка по сравнению со взрослыми более замедленная, времени на то, чтобы отреагировать на опасность, ему нужно значительно больше. У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8 1 с. Ребенку требуется для этого 34 с, а такое промедление может оказаться опасным для жизни. Даже чтобы отличить движущийся автомобиль от стоящего, семилетнему ребенку требуется до 4 с, а взрослому на это нужно лишь четверть секунды.
Кроме этого, надо иметь в виду маленький рост ребенка, «скрывающий» его от водителей. Шаг ребенка не такой длинный, как у взрослых, поэтому, пересекая проезжую часть, он дольше находится в зоне опасности. У детей маленького роста центр тяжести тела заметно выше, чем у взрослых, во время быстрого бега и на неровной дороге, споткнувшись, скажем, о край тротуара, они неожиданно могут упасть, потеряв равновесие. Малыши не в состоянии на бегу сразу же остановиться, поэтому на крик родителей или сигнал автомобиля они реагируют со значительным опозданием.
Мозг маленьких детей не в состоянии уловить одновременно более одного явления. Внимание ребенка сосредоточено на том, что он делает. Он может в одно мгновение перейти т плача к смеху и т.д. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребенок может устремиться к ним, забыв обо всем на свете. Догнать приятеля, уже перешедшего на другую сторону дороги, или подобрать укатившийся мячик для ребенка гораздо важнее, чем надвигающееся транспортное средство.
Восприятие дорожного движения у детей затрудняется чаще всего отсутствием. Одновременного восприятия изменений формы и положения объекта в пространстве. Оценка же движущихся транспортных средств подвержена влиянию контрастов. Чем больше размер автомобиля, тем значительнее его отличия от общего цветового фона и звуков окружающей обстановки, тем «быстрее» дети представляют движение. Надежная ориентация «налево» и «направо» приобретается не ранее, чем в 78-летнем возрасте, а во многих случаях и позже.
У младших школьников технических знаний о видах поступательного движения транспортных средств, практически еще нет, и они часто подменяются представлениями, основанными на аналогичных движениях из микромира игрушек, например, убеждением в том, что реальные транспортные средства могут в действительности сразу останавливаться на месте точно так же, как и игрушечное. Вообще разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно. Особенно интенсивным и планомерным этот процесс становится во время обучения в школе.
Безопасность собственного поведения в условиях движения, особенно на пешеходных переходах, зачастую детьми недооценивается. Большинство детей на вопрос: «Какую опасность при переходе проезжей части представляет приближающийся автомобиль?» отвечают одинаково: «Может наехать, если перебегать очень близко». При этом никто не говорит о том, что приближающийся автомобиль может скрывать за собой другой, который обгоняет его. Кроме того, нередко дети пропускают автомобили, приближающиеся слева, и выскакивают на проезжую часть, не замечая транспортных средств, идущих справа в противоположном направлении. Необходимость переключать внимание на важные источники информации детям менее присуща, чем взрослым.
Таким образом, неправильное поведение детей на дорогах, приводящее к возникновению опасных дорожно-транспортных ситуаций, может быть обусловлено как недостатком сформированное необходимых навыков безопасного поведения на дорогах, так и причинами, заложенными в самой природе ребенка.
Основные направления профилактики безопасности детского дорожно-транспортного травматизма
Общая профилактика.
Взаимодействие с сотрудниками ГИБДД, МЧС, медучреждение.
Учеба юных инспекторов движения.
Оформление наглядной ситуации и информационной деятельности.
Пропагандистская работа.
Работа с родителями.
Ожидаемый результат:
Приобретение учащимися знаний по технике безопасности и
жизненно-важным гигиеническим навыкам.
Развитие и совершенствование навыков поведения на дороге, оказания
первой доврачебной помощи.
Формирование интереса к регулярным занятиям велоспортом, повышение спортивного мастерства.
Овладение двигательными умениями и навыками, улучшение физической подготовки, повышение культурного уровня.
Законы БДД
В процессе обучения детей значительное место должно быть уделено умению «быть внимательным на дороге». Заниматься этим надо постоянно. Роль внимания в дорожном движении настолько несомненна и велика, что в большинстве стран требование «быть внимательным» предъявляется всем участникам движения в законодательном порядке. К сожалению, в наших Правилах дорожного движения это требование пока отсутствует, хотя практически быть внимательным надо постоянно.
Исходя из этого, целесообразно вырабатывать следующие навыки безопасного поведения на дороге, которыми должны обладать все пешеходы и особенно дети:
1. переключение внимания на дорогу (различать границу, за которой кончаются привычки, действующие в школе, в быту, и начинается транспортная среда);
2. спокойное, достаточное уверенное поведение на дороге (умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации и принимать правильные (безопасные) решения);
3. наблюдение (смотреть и видеть дорожную ситуацию, замечать транспортные средства, оценивать скорость и направление будущего их движения);
4. предвидение опасности (умение видеть все предметы, представляющие опасность для его жизни и здоровья, а также предполагать возможные опасности, вычислять их, т.е. предвидеть возможность появления транспортных средств из-за других предметов);
5. переключение на самоконтроль (умение следить за своим поведением).
Для выработки этих навыков необходимо знание «законов» безопасного дорожного движения. Раскрывая сущность и содержание умений безопасного поведения учащихся в дорожном движении, одновременно определяем и содержание «законов безопасности дорожного движения».
Законы безопасности дорожного движения
1. ЧЕМ ВЫШЕ СКОРОСТЬ ТЕМ БОЛЬШЕ ОПАСНОСТЬ.
2. ПЕРЕД ВЫХОДОМ НА ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ ОСТАНОВИСЬ!
3. НЕ ВИДИШЬ ОСТАНОВИСЬ!
4. УМЕТЬ ВИДЕТЬ, НАБЛЮДАТЬ И ПРЕДВИДЕТЬ, ДЕЙСТВОВАТЬ БЕЗОПАСНО!
С какого возраста необходимо обучать детей Правилам дорожного движения?
Психофизиологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста во многом определяют их поведение на дороге. Учитывая их, учителя и родители могут многое сделать для предупреждения дорожно-транспортных происшествий с детьми. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обусловливают резкие изменения в поведении ребенка (смена направления движения, внезапная остановка), которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей младшего школьного возраста категории пешеходов с повышенным риском. В этой связи особенно актуальной представляется необходимость преподавания Правил дорожного движения в начальных классах школы.
В современном мире дорожное движение является одним из основных процессов, который привлекает ребенка уже в самом ран нем возрасте. Автомобиль дает возможность открыть и познать внешний мир, не случайно часто первыми игрушками являются автомобили. Но автомобиль не только обладает гипнотическим воздействием на ребенка. К несчастью, он может стать источником страданий и горя. Что может быть более трагичным, чем страдания или даже гибель ребенка?
Вот почему с самого раннего возраста необходимо обучать детей основным правилам, знание которых может снизить вероятность дорожно-транспортных происшествий. Источников этих знаний три родители, школа, внешняя среда. Само же обучение должно быть направлено не только на то, чтобы «вдолбить» ребенку в голову Правила дорожного движения. Несмотря на всю важность самих правил, надо учить не столько правилам, сколько анализу закономерностей возникновения опасности. Нужно выработать у ребенка иммунитет. Это как прививка от оспы, только на уровне психики.
Чтобы человек выполнял какие-то требования, у него должна быть психологическая установка на постоянное совершение этих действий, выработка у него установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения, Поведение пешеходов на дороге, в том числе детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характерологические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт.
Известно, что есть люди, от природы наделенные осмотрительностью, осторожностью, а есть поверхностные, легкомысленные, склонные к быстрым реакциям и непродуманным рискованным поступкам. Те или иные свойства проявляются уже в раннем возрасте. Практика говорит о наличии людей с выраженной склонностью к рискованным действиям. Применительно к дорожному движению общепризнанной причиной риска является недооценка скорости современных видов транспорта и переоценка возможностей водителя и автомобиля по экстренной остановке или маневру. Но наиболее частыми причинами риска, исключая низкую психологическую установку на соблюдение Правил дорожного движения, являются характерологические особенности, в том числе возраст ребенка. Помимо переоценки детьми технических возможностей автомобиля и возможностей водителя, для них характерны переоценка своих возможностей и недооценка вероятных последствий.
В литературе понятие «риск» определяется как действие наудачу в надежде на счастливый исход. Это определение вполне соответствует поступкам детей с рискоустойчивыми свойствами, которыми обладают личности с сангвиническими чертами в характере. Повышенная склонность к риску отмечается также у детей с холерическим темпераментом. Свойственная им быстрота реакции нередко сочетается с поверхностной оценкой реальной ситуации, недооценкой угрозы приближающегося транспортного средства, со стремлением к эффектным и демонстративным действиям. Есть дети; совершающие рискованные поступки, базирующиеся не на переоценке своих возможностей, а на замедленной реактивности и неспособности реально взвесить ситуацию в силу запоздалого, медленного анализа. Это дети с так называемым торпедным характером.
Излишне говорить, что риск на дороге со стороны пешехода недопустим. Воспитание психологической установки на исключение риска должно осуществляться с учетом психофизиологических возрастных особенностей детей, их повышенной характеристической склонности к рискованным действиям и половой принадлежности (имеется в виду готовность к риску, свойственная в большей мере мальчикам, чем девочкам). В возрасте приблизительно от 6 до 10 лет ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период он начинает самостоятельно передвигаться по дороге, и поэтому обучение его Правилам дорожного движения приобретает особенное значение. Станет ли он здравомыслящим пешеходом, обладающим навыками безопасного поведения на дороге или вырастет неисправимым нарушителем и потенциальной жертвой дорожно-транспортных происшествий? Роль учителя начальных классов и школы в целом в решении этого вопроса переоценить невозможно!
В заключение необходимо сказать, что подготовка школьников к безопасному поведению на дорогах должна включать в себя:
1) систему непрерывного формирования знаний, умений и навыков безопасного поведения в дорожном движении;
2) воспитание дисциплинированности и культуры поведения на дороге и в транспорте.
Ее организацию и проведение необходимо строить в обязательном взаимодействии образовательных учреждений и семьи, начиная с первых лет жизни. Учитывая при этом как особенности психофизиологического развития детей, так и причины, заложенные в самой их природе.
Подготовка учащихся к безопасному поведению на дорогах
Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса
К организационно-педагогическим условиям, определяемым нами как состояние элементов окружающей среды, способствующее эффективной организации педагогического процесса, мы относим:
создание и организация системы непрерывной подготовки школьников к безопасному поведению на дорогах;
залогом правильного поведения пешехода на дороге является выработка у него установки на строгое соблюдение Правил дорожного движения, Поведение пешеходов на дороге, в том числе детей, зависит от ряда факторов, включая личностно-характерологические свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. Требования дорожного движения преломляются через возрастные характеристики и личный опыт.
Важно и другое. В ПДД «забыли» указать, что означает термин «обочина». Сказав, что такое «тротуар», «забыли» объяснить, как по нему должны двигаться пешеходы. По логике по правой стороне. По логике, но не по правилам! Ведь в пункте 1.4 сказано, что правостороннее движение установлено для транспортных средств. О пешеходах не сказано ничего! Не отсюда ли идут заблуждения некоторых учителей, приравнивающих «обочину» к «тротуару», считая, что это одно и то же. Но при этом все-таки существуют указания двигаться по тротуару, придерживаясь правой стороны, а по обочине навстречу движению транспортных средств. И они имеют право на существование, т.к. логичны, работают на безопасность и не противоречат Правилам дорожного движения.
И еще об обочине. Именно из-за отсутствия четкого определения этого термина учителя считают, что обочина предназначена для движения пешеходов. Очень опасное заблуждение! В любой книжке об автомобильных дорогах сказано: «Обочины боковые полосы дороги, используемые для временной стоянки автомобилей и размещения различных материалов при ремонте дороги». О предусмотренном движении пешеходов не сказано ничего! Это соответствует строительным нормам и правилам (СНиП), о которых составители ПДД не имеют права не знать. Разница между тротуаром и обочиной еще и в том, что между проезжей частью и тротуаром есть граница, как обозначенная визуально (поребрик или бордюр), так и физическая (тротуар приподнят). Пусть в недостаточной степени, но эта граница оберегает пешеходов от транспортных средств. А между проезжей частью и обочиной такой границы нет.
Пешеходы должны иметь четкое, вполне определенное представление том, что они обязаны двигаться. К сожалению, пункт 4.1 ПДД такого представления не дает. Там сказано: «Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам». Но объяснить, что означает понятие «пешеходная дорожка», как и в случае с «обочиной», забыли. Такие расплывчатые указания опасны тем, что позволяют пешеходам поступать так, как это каждый из них понимает, а не так, как того требует безопасность.
Например, такой важный вопрос, как безопасность движения пешеходов через железнодорожные пути, не нашел места в разделе № 15 «Движение через железнодорожные пути». Более того, этот вопрос вообще никак не отражен в ПДД
К этому еще следует добавить, что ошибочным является имеющий место факт, когда учителя убеждены, что учащиеся обязаны воспринимать все, что предлагает учитель. На самом деле учитель должен учитывать сопротивление личности ученика как инженер сопротивление материалов.
Все сказанное выше показывает, что адаптировать ПДД для детей задача не из простых. Не просто также и дифференцировать ПДД для детей разного возраста. Иногда задают вопрос: «Что из правил дорожного движения надо знать первокласснику, а что одиннадцатикласснику?». Правильный ответ однозначен и тому и другому надо знать все. Все, что относится к безопасности пешехода на дороге.
Учитель, преподающий правила и безопасность дорожного движения, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми его особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал.
О связи обучения правилам дорожного движения с другими школьными предметами
Количество учебных часов, отводимых на изучение правил дорожного движения в школах, обычно очень мало. Это давняя, очень больная и острая проблема. Видимо, это обстоятельство породило идею интеграции правил и безопасности дорожного движения с другими школьными предметами, практически с любыми. Но и авторы этой идеи, похоже, имеют очень слабое представление о том, что такое интеграция. Та интеграция ПДД, которая чаще всего осуществляется на практике, не что иное, как профанация ее сути и смысла, подмена механическое соединение двух совершенно разных и не соединимых между собой предметов.
Дети должны понять и осознать, что означают сигналы светофора и дорожные знаки. Им следует объяснить, что, управляя движущимся транспортом, водитель не может мгновенно остановить его, увидев на своем пути пешехода (ребенка). Ученики должны знать, что транспорт опасен, а на дорогах могут быть аварии с гибелью и ранениями людей.
При обучении основам безопасности дорожного движения важно не только акцентировать внимание детей на том, что нельзя делать на дорогах, но и объяснять им, как можно и должно поступить в той или иной ситуации. Если педагог говорит, например, что играть на проезжей части дороги нельзя, то нужно показать и рассказать детям, где можно играть: во дворе, на детской площадке, в парке и т. д.
Образовательный процесс должен быть направлен на формирование у детей умений, навыков и положительных привычек безопасного поведения.
Статистика показывает, что значительное число дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) с участием учащихся происходит также в ситуациях, когда они правильно ведут себя на улице, но из-за маленького роста бывают, не видны водителям. Поэтому родители должны научить детей быть максимально внимательными на улице.
Большое число ДТП с участием детей-пассажиров происходит по вине родителей, которые перевозят их в автомобилях на переднем сиденье, не пристегивая ремнями безопасности.
В силу своего возраста младшие школьники, находясь на улице, не всегда осознают опасность, не знают, что движущийся автомобиль не может сразу остановиться при внезапном появлении пешехода на проезжей части. Дети считают, что если они видят автомобиль, то и водитель тоже их видит и объедет. Они не способны замечать приближающиеся издалека транспортные средства и правильно оценивать дорожную ситуацию.
Им сложно определить, откуда доносится шум. Они реагируют только на те звуки, которые им интересны. Не могут перевести взгляд с близких объектов на дальние, и наоборот. Услышав сигнал автомобиля, школьник могут сделать роковой шаг навстречу опасности. В беседах следует рассматривать вопросы об опасностях по дороге в школу, особенно при плохой погоде, недостаточном освещении, а также о неудобной одежде детей (капюшон, зимняя шапка-ушанка, туго завязанный шарф и др.), которая может мешать их движению, ухудшать слух, затруднять повороты головы при осмотре проезжей части дороги.
С родителями важно проводить беседы о психофизиологии восприятия детьми дорожной среды. Необходимо объяснять, что дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего из-за их возрастных и психофизиологических особенностей поведения на улице.
При проведении занятий с родителями стоит обращать их внимание на типичные ошибки в поведении учеников на улице:
самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном
месте;
самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или
желтый сигналы светофора;
неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
игра на проезжей части и вблизи нее;
неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам,
заезжая на тротуар и др.
Малыш медленнее и чаще неправильно принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому при переходе через дорогу взрослые всегда должны держать ребенка за руку. Особенно это касается детей, которые входят в группу риска (слишком подвижные, излишне эмоционально-возбудимые или, напротив, заторможенные).
В результате проведения занятий по основам безопасности дорожного движения младшие школьники должны знать:
правила перехода проезжей части дороги;
опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным
случаям и авариям;
опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями
и освещением;
места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых
знаков для водителей.
Учащиеся начальной школы должны уметь:
переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне
зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта
и трамвайными путями;
переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края
проезжей части и спиной к ней;
не создавать помех движению транспорта;
правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.
Для адекватного поведения в дорожной обстановке необходимо формировать и развивать у младших школьников:
устойчивые привычки осматриваться вокруг, наблюдать, видеть, слышать движение транспорта, находясь на улице; переходить дорогу только по пешеходным переходам, осматриваясь
по сторонам отработанными на занятиях поворотами головы;
переходить проезжую часть только прямо, а не наискосок, не перебегать
дорогу, обращать внимание на возможные опасности, не оглядываться
на оклик знакомых, не выбегать на дорогу за мячом, собакой и т. д.;
кататься на велосипеде, роликах, коньках, санках во дворах и в специально отведенных для этого местах;
сидеть в легковом автомобиле в детском удерживающем кресле, пристегнутым ремнем безопасности.
Советы родителям
Организуя обучение детей безопасному поведению на улице, педагог должен постоянно взаимодействовать с их родителями. В этом плане важно проведение работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Родители для детей всегда являются авторитетом и примером для подражания. Поэтому, находясь с ребенком на улице, они должны сами соблюдать ПДД.
Узнать, как научить ребенка наблюдательности на улице, (кроме бесед) родителям помогут памятки в виде раздаточного материала. Примерные образцы таких памяток приведены ниже.
Памятка для родителей "Обучение детей наблюдательности на улице"
Находясь на улице с ребенком, крепко держите его за руку.
Учите ребенка наблюдательности. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, кусты, остановитесь, научите ребенка осматриваться по сторонам и определять: нет ли опасности приближающегося транспорта. Если у подъезда дома есть движение транспорта, обратите на это его внимание. Вместе с ним посмотрите: не приближается ли транспорт. При движении по тротуару придерживайтесь стороны подальше от проезжей части. Взрослый должен находиться со стороны проезжей части.
Приучите ребенка, идя по тротуару, внимательно наблюдать за выездом автомобилей из арок дворов и поворотами транспорта на перекрестках.
При переходе проезжей части дороги остановитесь и осмотритесь по сторонам. Показывайте ребенку следующие действия по осмотру дороги: поворот головы налево, направо, еще раз налево. Дойдя до разделительной линии, делайте вместе с ним поворот головы направо. Если нет движения транспорта, продолжайте переход, не останавливаясь, а если есть - остановитесь на линии и пропустите транспорт, держа ребенка за руку. Учите ребенка всматриваться вдаль, пропускать приближающийся транспорт.
Наблюдая за приближающимися транспортными средствами, обращайте внимание ребенка на то, что за большими машинами (автобус, троллейбус) может быть опасность - движущийся на большой скорости легковой автомобиль или мотоцикл. Поэтому лучше подождать, когда большая машина проедет, и убедиться в отсутствии скрытой опасности. Не выходите с ребенком на проезжую часть из-за каких-либо препятствий: стоящих автомобилей, кустов, закрывающих обзор проезжей части.
Переходите проезжую часть не наискосок, а прямо, строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, что это делается для лучшего наблюдения за движением транспорта. Переходите проезжую часть только на зеленый сигнал светофора. Объясняйте ребенку, что переходить дорогу на зеленый мигающий сигнал нельзя. Он горит всего три секунды, можно попасть в ДТП.
Помните, что ребенок обучается движению по улице, прежде всего на вашем примере, приобретая собственный опыт!
Памятка для родителей-водителей "Правила перевозки детей в автомобиле''
Всегда пристегивайтесь ремнями безопасности и объясняйте ребенку, зачем это нужно делать. Если это правило автоматически выполняется вами, то оно будет способствовать формированию у ребенка привычки пристегиваться ремнем безопасности. Ремень безопасности для ребенка должен иметь адаптер по его росту (чтобы ремень не был на уровне шеи). Дети до 12 лет должны сидеть в специальном детском удерживающем устройстве (кресле) или занимать самые безопасные места в автомобиле: середину и правую часть заднего сиденья. Учите ребенка правильному выходу из автомобиля через правую дверь, которая находится со стороны тротуара.
Памятка для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма"
Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
Игры на проезжей части и возле нее.
Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах по проезжей части дороги.
Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части на красный или желтый сигналы светофора.
Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других
препятствий.
Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
Незнание правил перехода перекрестка.
Хождение по проезжей части при наличии тротуара.
Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
Движение по загородной дороге по направлению движения транспорта.
Соблюдайте правила дорожного движения! Берегите своих детей!
Памятка для родителей "Правила поведения на остановке маршрутного транспорта"
Не ускоряйте шаг и не бегите вместе с ребенком на остановку нужного маршрутного транспорта. Приучите ребенка, что это опасно, лучше подождать следующий автобус (троллейбус) и т. д. На остановках маршрутного транспорта держите ребенка крепко за руку. Нередки случаи, когда ребенок вырывается и выбегает на проезжую часть.
Переходите проезжую часть только на пешеходных переходах. Не обходите маршрутный транспорт спереди или сзади. Если поблизости нет пешеходного перехода, дождитесь, когда транспорт отъедет подальше, и переходите дорогу в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.
При высадке из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребенок может упасть или выбежать на проезжую часть дороги.
Заключение
Таким образом, изучив, данную проблему мы пришли к следующим выводам:
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остается одной из самых актуальных.
Одним из важнейших мероприятий, направленных на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма, является обучение детей Правилам дорожного движения. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» и закону РФ «О безопасности дорожного движения», обучение детей Правилам дорожного движения должно проводиться во всех общеобразовательных учреждениях России.
Не случайно созданный в 2001 году координационный совет Министерства образования РФ по безопасности жизнедеятельности призван осуществлять координацию действий образовательных учреждений различных уровней образовательных, начального среднего и высшего профессионального образована для обеспечения непрерывного обучения в области жизнедеятельности, включая безопасность дорожного движения.
Наиболее эффективной формой решения вопросов безопасности дорожного движения должен стать программно-целевой подход, который включает в себя создание комплексной системы профилактики, выработки у участников дорожного движения стереотипа законопослушного поведения и негативного отношения к нарушениям Правил дорожного движения; коренную модернизацию систем:, предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма, формирование у участников дорожного движения навыков безопасного поведения.
Результаты обучения Правилам дорожного движения должны отвечать главной задаче, стоящей перед образовательными учреждениями, педагогами сотрудниками ГИБДД, родителями - снижение статистики детского дорожно-транспортного травматизма, и как следствие - снижение детской смертности на дорогах.
Большое значение в системе обучения и воспитания законопослушных участников дорожного движения имеет деятельность отрядов ЮИД - это основное связующее звено между детьми, педагогами и родителями.
Воспитание человека высокой культуры, законопослушного гражданина своей Родины, с высоким уровнем правосознания, гуманного отношения к людям, уважения к старшим, к славным боевым традициям своего народа - основная задача деятельности движения ЮИД России. Отряды ЮИД осуществляют свою деятельность на основании нормативно-правовой базы, регламентирующей их деятельность, Положения о деятельности отрядов ЮИД.
Ежегодно в городе Кемерово проходят районные, городские слеты, конкурсы, фестивали по безопасности дорожного движения: «Юный пешеход», «Юный пропагандист», «Безопасное колесо», «Мама, папа, я - ЮИДовская семья!».
Оценка эффективности реализации работы объединения ЮИД
Оценка эффективности осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих в себя: целенаправленность воспитательного процесса, его системный, содержательный и организационный характер; научную обоснованность методов и использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.
Результативность реализации работы измеряется степенью инструкторской подготовленности членов объединения ЮИД и их стремлением к выполнению своего гражданского долга во всем многообразии форм его проявления, умением и желанием сочетать общественные и личные интересы, реальным вкладом, вносимым ими в дело процветания Отечества.
Модель обучающегося в объединении ЮИД
Культурный обладающий общим уровнем культуры участника дорожного движения, грамотного пешехода
Мыслящий умеющий оценивать дорожную обстановку, предвидеть скрытую опасность, имеющий привычку и потребность не пренебрегать приобретенным потенциалом, а осознанно реализовывать его в обстановке дорожного движения.
Наблюдательныйумеющий ориентироваться в дорожной ситуации.
Деятельный социально активный, умеющий применять имеющиеся знания на практике
Практичный умеющий руководствоваться Правилами дорожного движения для принятия верного решения непосредственно на дороге; владеющий навыками безопасного поведения в транспортной среде.
Гуманный стремящийся к милосердию и доброте, способный к состраданию и оказанию помощи на дороге
Профессионально ориентированный имеющий повышенный уровень технической грамотности развитого технического мышления и кругозора в технике, обладающий начальными профессиональным
навыками.
Ответственный умеющий выполнять определенные поручения.
Инициативный умеющий и желающий проводить профилактическую работу по соблюдению ПДД среди сверстников
Гражданственный уважающий и выполняющий законы правильного поведения на дороге.
Список литературы
Серяк, И.А., Школа светофорных наук [Текст] Информационно-методический журнал «Внешкольник» № 6 - 2008.
Программа опытно – экспериментальной работы по ПДД [Текст] Информационно-методический журнал «Внешкольник» № 5- 2008.
Леонгард, А.А., Содружество ради жизни [Текст] Леонгард, А.А., Кемерово, 2009.
13PAGE 15
13PAGE 14415
15