Программа профилактики детского дорожно- транспортного травматизма
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Свободненского района Амурской области
с. Новоивановка
«Рассмотрено»
на заседании Педагогического совета
Протокол № _____ от _______________ 2013г
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР ______ Чан-Ван-Ю Н.С.
«___»_______20___г. «Утверждаю»
Директор МОУ. _____ Чан-Ван-Ю В.Н.
Приказ № 44 от 30.09.2013 г.
Программа
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
(для учащихся1-11 классов)
«АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»
Новоивановка
2013г
Паспорт программы
Полное название программы Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
Цель программы Создание условия для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Специфика содержания Реализация в единстве задач воспитания и содержания непрерывного обучения детей культуре безопасности дорожного движения
Место апробирования
программы Муниципальное общеобразовательное учреждение «Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Участники программы - учащиеся 1 – 11 классов;
- учителя;
- родители.
Ожидаемый результат Активизация познавательной активности в получении теоретических и практических навыков безопасного поведения на дороге, необходимых участникам дорожного движения
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность создания программы
Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.
Нормативно – правовое обеспечение программы:
Конституция РФ.
Конвенция «О правах ребенка».
Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.1995г. №196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции от 28.12.2013г.);
Распоряжение Правительства РФ от 03.10.2012г. №864 "О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 гг.";
Программа для общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах» (утв. 27 октября 2012 г. распоряжение № 1995-р)
Правила дорожного движения (с изменениями) от 22.03.2014г.
Устав муниципального общеобразовательного учреждения «Новоивановская средняя общеобразовательная школа»
Учебный план МОУ Новоивановской СОШ на 2014 – 2015 учебный год.
Локальный акт «Положение о структуре, технологии, разработки, порядке рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов в МОУ Новоивановской СОШ Свободненского района Амурской области».
Сведения о программе
Программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма разработана для учащихся 1 – 11 классов общеобразовательных школ. Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации ''Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах'' (от 27. 10.2012г.)
Цель: Создание условия для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения. Расширение системы знаний и практических навыков безопасного поведения на дорогах.
Целевые параметры правил безопасного поведения на улицах и дорогах:
относиться к правилам дорожного движения как к важной общественной ценности;
владеть методами предупреждения ДДТТ и оказания первой помощи пострадавшим при ДТП, навыками пропаганды ПДД;
владеть навыками безопасного поведения на улицах и дорогах
Задачи:
Сформировать у учащихся устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.
Развивать у детей и подростков чувство ответственности за свои действия и поступки.
Распространять среди педагогов школы передовой опыт по обучению навыкам безопасного поведения на дороге.
Поддерживать у родителей (законных представителей) учащихся устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.
Укреплять взаимодействие между школой и ГИБДД с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.
Обоснование выбора программы
В МОУ Новоивановская СОШ создана система работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма. Программа базируется на системном подходе к решению проблемы профилактики дорожно-транспортного травматизма всех субъектов образовательного процесса.
Программа создана с учетом особенностей детского, подросткового и юношеского возраста; нормативных документов, регламентирующих деятельность детских объединений в учреждении, и адаптирована к условиям. Реализация программы способствует охране жизни и здоровья юных граждан, защите их прав и законных интересов путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, ориентации на выбор будущей профессии подрастающего поколения.
В рамках программы разработаны мероприятия по методической работе с классными руководителями, учителями – предметниками по подготовке и проведению занятий по Правилам дорожного движения. На уроках математики предлагаются учителям методические разработки для решения задач на основе статистики дорожно-транспортных происшествий. Сочинения на тему безопасного движения включаются в систему работы учителей русского языка и литературы. Конкурсы рисунков, плакатов проводятся в рамках уроков изобразительного искусства.
Особое внимание изучению Правил дорожного движения уделяется учителями начальных классов, которые закладывают основы формирования культуры поведения на дорогах. Занятия проводится совместно ГИБДД и родителями.
В 2014 – 2015 учебном году свою работу начинает кружок «Юные инспектора дорожного движения». Работа кружка направлена на формирование у учащихся основных знаний, умений и навыков безопасного поведения на дорогах. Дети обучаются ПДД, поведению на улице, оказанию первой медицинской помощи.
Таким образом, дети овладевают знаниями, непосредственно относящимися к охране жизни и здоровья; привлекаются к участию в пропаганде ПДД среди детей и подростков.
Основной педагогический принцип работы – совместная творческая деятельность детей, родителей и педагогов.
Место и роль программы по профилактике ДДТ
На внеклассные занятия по правилам дорожного движения отводится следующее количество часов по программе:
класс
форма занятий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
ОБЖ 9 3 4 4 4
Предметные дисциплины: - биология 3 - технология 12 2 15
Внеурочная
деятельность:
- кружок «Юный инспектор ДД» 33 34 34 34 34 34 Классный час 33 34 34 34 34 15 24 9 9
Внеклассная деятельность
- кружок «Тракторист» 10 Общее кол-во часов по программе ОО 66 68 68 68 43 37 38 34 34 11 24
В программе делается акцент на особенности работы детского объединения юных инспекторов движения в связи с совершенствованием профилактической работы, поиском новых форм и методов обучения правилам дорожного движения, на формирование грамотного участника и убежденного пропагандиста правил дорожного движения. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Развитие значимых для данной деятельности личностных качеств:
самостоятельности в принятии правильных решений;
убежденности и активности в пропаганде добросовестного выполнения правил дорожного движения, как необходимого элемента сохранения своей жизни;
внимательности и вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения.
здорового образ жизни и навыка самостоятельного физического совершенства.
Основные направления работы по реализации программы.
1.Мероприятия по созданию условий безопасности школьников.
2.Профилактическая работа по предотвращению ДДТТ.
3.Профилактическая работа по правилам поведения на дороге и улице.
Функциональное обеспечение создания реализации программы.
1.Функции директора и администрации школы в реализации программы:
Общее руководство разработкой и реализацией программы;
Обеспечение реализации программы: организация, координация, контроль;
Разработка системы внеклассных мероприятий по ПДД;
Организация работы классных руководителей по программе и ее контроль;
Организация работы инспекторов по ПДД;
Общее руководство по обеспечению безопасности школьников;
Контроль за условиями и мерами ДДТТ.
2.Функции классного руководителя в реализации программы:
Проведение мероприятий по профилактики ДДТТ;
Организация и проведение профилактической работы с родителями;
Организация и проведение внеклассных мероприятий в рамках программы.
Направления и формы организации воспитательного процесса
общешкольные внеклассные мероприятия: - беседы, викторины, конкурсы, выставки рисунков и плакатов по ПДД; - выпуск классных стенгазет по профилактике дорожно-транспортного травматизма;- выставка книг в школьной библиотеке по соблюдению ПДД;
родительские собрания;
тематические классные часы;
уроки по Правилам дорожного движения;
методическая работа: - обсуждение вопросов БДД и профилактики ДТП на совещаниях и методическом объединении классных руководителей;- участие педагогов в районных и областных мероприятиях по пропаганде БДД и профилактике ДТП;
взаимодействие с учреждениями здравоохранения и ГИБДД:- совместные общешкольные мероприятия и родительские собрания;- обучение учащихся оказанию первой медицинской помощи;- проведение индивидуальных и групповых бесед с детьми, нарушающими и склонными к нарушению ПДД.
проведение инструктажей по соблюдению ПДД и предотвращению ДТТ.
освещение работы школы по профилактике ДДТТ в СМИ.
Формы контроля
Для отслеживания выполнения программы по профилактике ДДТ применяются следующие формы контроля:
- посещение классных часов, занятий кружков по ПДД;
- проведение тестирования среди учащихся, родителей и педагогов с целью проверки уровня знаний ПДД;
- проведение анкетирования среди учащихся, родителей и педагогов с целью проверки уровня удовлетворённости реализацией программы по профилактике ДДТ;
- отчёты классных руководителей по реализации программы;
- конкурсы, викторины, игры.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Для успешного решения поставленных задач требуется:
Информационно-методическое сопровождение (пакет технолого-методических материалов);
Взаимодействие с районными отделениями ГИБДД;
Наличие и использование наглядной агитации, оборудования;
Внедрение в практику работы личностно-ориентированного подхода;
Умелое использование педагогами работы по развитию личности учащихся;
Творческое отношение к образовательному процессу.
Наблюдение и контроль развития личности ребенка, осуществляющиеся в ходе анкетирования и диагностики.
Участие учащихся в мероприятиях школы и района: смотрах, конкурсах, фестивалях, выставках.
Повышение духовных запросов ребенка и родителей с помощью творчества.
Вовлечение родителей в процесс обучения.
Управление реализацией программы
«Профилактика ДДТТ»
Директор МОУ
Новоивановской СОШ
Зам. директора по УВР
Зам. директора по ВР
Классный руководитель
Руководитель отряда ЮИД
Преподаватель ОБЖ, учителя нач. классов
Тематические классные часы, внеклассные мероприятия
Члены отряда ЮИД
Внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины, профилактические акции
Уроки ОБЖ, окружающего мира
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс
№ п/п Тема Количество часов Планируемые результаты
Кл. час Кружок ЮИД Учащиеся 1 класса должны знать:
1. Основные части улицы и дороги.
2. Место передвижения пешеходов и транспорта.
3. Правила ориентации на улице, дороге.
4. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
5. Значение световых сигналов. Светофоры транспортные и пешеходные.
6. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемыми сигналами светофора.
7. Знать маршрут движения из дома в школу и обратно.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
2. Уметь обращаться к взрослым пешеходам за помощью при переходе улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.
1 Урок «Мой безопасный путь домой» 1 2 Безопасный путь в школу 1 1 3 Какой бывает транспорт? Кого называют водителем, пассажиром, пешеходом? 2 2 4 Село, в котором мы живём. Улица, дорога и их составляющие 2 2 5 Наш друг - светофор 1 1 6 Знакомство с дорожными знаками 6 8 7 Общие правила перехода дорог 2 4 8 Игры детей и дорожная безопасность. 3 3 9 Я – пассажир 2 2 10 Скрытые опасности на дороге 2 2 11 Тренинг 2 1 12 Знаешь ли ты, что такое «Цвет-сигнал»? 2 2 13 Сигналы регулировщика 2 2 14 Обобщающее занятие 1 1 15 Экскурсия по селу (закрепление) 2 16 Конкурс рисунков «Наш друг Светофор» 4 ИТОГО ЗА ГОД 33 33 Примечание: классные часы предназначены для изучения теоретических знаний, на кружке ЮИД проводятся практические занятия.
2 класс
№ п/п Тема Количество часов Планируемые результаты
Кл.час Кружок ЮИД Учащиеся 2 класса должны знать:
1. Характерные ошибки в поведении пешехода.
2. Название и назначение дорожных знаков, изученных в 1 и в 2 классах.
3. Разметку на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
4. Опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне.
5. Значение сигналов регулировщика, светофора для пешеходов и транспорта.
6. Виды перекрёстков.
7. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
8. Правила поведения пешеходов на улицах.
9. Знать маршрут движения из дома в школу и обратно.
Учащиеся должны уметь:
1. Определять безопасные места улиц и условия для перехода их.
2. Выполнять переход улиц по обозначенным переходам со взрослыми.
3. Правильно пользоваться общественным автотранспортом.
4. Обращаться к взрослым в сложных условиях перехода улиц.
1 Наиболее безопасный путь в школу и домой. 2 2 2 Дисциплинированность водителей, пешеходов, пассажиров – залог безопасности на дорогах 2 2 3 Из истории развития транспорта 2 4 Кто следит за соблюдением Правил дорожного движения 1 2 5 Дорожные знаки 3 6 6 Дорожная разметка и её предназначение 2 2 7 Регулирование дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика 2 4 8 Как разговаривают автомобили 2 2 9 Движение пешеходов по дорогам. Правила безопасного перехода проезжей части 3 4 10 Пешеходы: права и обязанности 3 3 11 Конкурс рисунков
«Не нарушайте ПДД» 2 12 Инспектор ГИБДД – наш помощник 1 2 13 Викторина «Красный, жёлтый, зелёный» 1 14 Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте 2 2 15 Обобщающее занятие 2 2 16 Тренинг 4 1 ИТОГО ЗА ГОД 34 34 3 класс
№ п/п Тема Количество часов Планируемые результаты
Кл. час Кружок ЮИД Учащиеся 3 класса должны знать:
1. Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением ТС.
2. Название, назначение дорожных знаков, изученных в 1, 2 и 3 классах и места их установки.
3. Правила поведения пешеходов по сигналам регулировщика.
4. Опасные и безопасные участки дорог и улиц.
5. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
6. Тормозной путь. Влияние состояния дороги на тормозной путь.
7. Маршрут движения из дома в школу и обратно.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц.
2. Определять для пешехода безопасные расстояния до движущихся транспортных средств.
3. Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта.
4. Соблюдать этику поведения в общественном и личном транспорте.
5. Самостоятельно ходить по маршруту из дома в школу и обратно.
1 Повторяем азбуку пешехода 1 1 2 Почему на дорогах происходят дорожно-транспортные происшествия с участием детей 2 2 3 Конкурс плакатов по ПДД 2 Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов 2 2 4 Остановочный и тормозной путь транспортных средств 2 2 5 Организация движения транспорта и пешеходов по дорогам. Перекрестки дорог 2 4 6 Знакомство с новыми дорожными знаками 3 4 7 Сигналы светофора и регулировщика 2 4 8 Правила движения на велосипеде 2 6 9 Правила движения транспорта и пешеходов через железнодорожные пути 2 2 10 Как правильно вести себя на остановочных пунктах и в общественном транспорте 2 2 11 Виды автомобилей. Страницы истории. 2 2 12 Фронтальная проверка знаний 2 1 13 Обобщающее занятие 2 1 14 Итоговая викторина 1 15 Тренинг 5 1 ИТОГО ЗА ГОД 34 34 4 класс
№ п/п Тема Количество часов Планируемые результаты
Кл. час Кружок ЮИД Учащиеся 4 класса должны знать:
1. Этические нормы и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
2. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно -указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.
3. Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах.
4. Правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице и загородной дороге.
Учащиеся должны уметь:
1. Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим при переходе улиц и дорог.
2. Пользоваться наземными видами общественного транспорта как самостоятельно, так с группой школьников.
3. Правильно объяснять младшим школьникам, как безопасно переходить улицу и дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
4. Оценивать безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей ТС.
1 Правила дорожного движения – единый нормативный акт для водителей, пешеходов, пассажиров 2 2 2 История развития транспорта и Правил дорожного движения в России 2 2 3 Дорога и её составляющие. Перекрестки дорог. Виды перекрестков и правила движения по ним 3 4 4 Дорожные знаки и их группы. История возникновения и развития дорожных знаков 4 4 5 Назначение и роль дорожной разметки в организации движения. Виды дорожной разметки 2 4 6 Новое о светофорах и их сигналах. Сигналы регулировщика. 2 2 7 Общие правила движения пешеходов по улицам и дорогам. ПДД об обязанностях пешеходов 3 2 8 Перевозка людей в транспортных средствах. ПДД об обязанностях пассажиров 3 2 Правила движения на велосипеде 2 6 Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов 2 2 Выбор безопасных маршрутов 1 2 Итоговая викторина 1 1 9 Обобщающее занятие 2 1 10 Тренинг 5 ИТОГО ЗА ГОД 34 34 5 класс
№ п/п Тема Количество часов (кружок ЮИД) Планируемые результаты
1 Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия 3 Учащиеся 5 классов должны знать:
1. Безопасный маршрут движения из дома в школу и обратно.
2. Основные правила дорожного движения.
3. Обязанности пешеходов и пассажиров.
4. Опасности на дорогах.
5. Виды светофоров.
Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно ходить из школы домой и обратно.
2. Умение пользоваться дорожными знаками.
3. Предвидеть опасности на дорогах.
2 Современный транспорт. Виды и классификация транспортных средств 3 3 Городской пассажирский транспорт. Правила поведения в общественном транспорте и на остановочных площадках 3 4 Личный транспорт – легковой автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед. Правила поведения пассажиров в транспортном средстве 3 5 Мы – пешеходы. Правила дорожного движения об обязанностях пешеходов 4 6 Транспорт во дворе 2 7 Велосипедист - водитель транспортного средства 2 8 Улицы с односторонним и двусторонним движением 1 9 На загородной дороге 2 10 Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах. 3 11 Итоговая викторина 1 12 Обобщающее занятие 2 13 Тренинг 5 ИТОГО ЗА ГОД 34 6 класс
№ п/п Тема Количество часов (кружок ЮИД) Планируемые результаты
1 Причины дорожно-транспортных происшествий. Мероприятия, проводимые по их предупреждению 3 Учащиеся 6 классов должны знать:
1. Что такое ДТП? Как избежать опасности на дорогах.
2. Что такое перекресток?
3. Виды травм.
4. Дорожные знаки.
5. Передвижение на велосипеде.
Учащиеся должны уметь:
1. Составлять безопасный маршрут «дом-школа-дом».
2. Соблюдать требования правил и безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.
3. Управлять велосипедом с соблюдением правил и требований безопасности движения.
2 Из истории развития транспорта 2 3 Пользование внешними световыми приборами и звуковыми сигналами 2 4 Предупредительные сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Применение аварийной сигнализации и знака аварийной остановки 2 5 Применение специальных сигналов. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах 2 6 Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах 2 7 Проезд железнодорожных переездов 2 8 Поведение учащихся при дорожно-транспортных происшествиях. Практически занятия по оказанию первой доврачебной помощи 4 9 Практические занятия с велосипедистами 2 10 Технические требования к велосипедам 1 11 Предупредительные сигналы водителей 2 12 Движение учащихся группами и в колонне. 1 13 Конкурс кроссвордистов «Красный, желтый, зелёный» 2 14 Обобщающее занятие 2 15 Тренинг 5 ИТОГО ЗА ГОД 34 7 класс
№ п/п Тема Количество часов (кл. час) Планируемые результаты
1 Повышение интенсивности дорожного движения. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия 4 Учащиеся 7 классов должны знать:
1. Дорожные знаки.
2. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
3. Взаимоуважение участников движения.
4. Места катания на роликах, скейтбордах и других самокатных средствах, а также на санках, лыжах.
5. Ответственность пешеходов за нарушения.
6. Безопасность движения двухколесных ТС.
7. Требования к перевозке людей.
Учащиеся должны уметь:
1. Составлять безопасные маршруты движения в черте школы, дома.
2. Решать ситуационные задачи ПДД с применением макетов.
3. Выявлять ошибки передвижения на улицах и дорогах.
2 Правила дорожного движения Российской Федерации: Основные понятия и термины 3 3 Правила дорожного движения Российской Федерации: Обязанности водителей, пешеходов, пассажиров 3 4 Всё о правилах движения на велосипедах и мопедах/скутерах 3 5 Способы регулирования дорожного движения. Сигналы светофора и регулировщика. 2 6 Ответственность пешеходов за безопасность других участников движения 2 7 Отличие транспортного светофора от пешеходного: их сигналы и действия пешеходов 1 8 Дорожная разметка. 2 9 Викторина «Пассажир и пешеход» 2 10 Самостоятельная работа учащихся по правилам безопасного поведения на улицах и дорогах 3 11 КВН «Зелёный огонёк» 1 12 Обобщающее занятие 3 13 Тренинг 5 ИТОГО ЗА ГОД 34 8 класс
№ п/п Тема Количество часов (кл.час) Планируемые результаты
1 Опасные ситуации на дорогах. Разбор дорожно-транспортных происшествий, их причин и последствий 1 Учащиеся 8 класса должны знать:
1. Дорожные знаки и разметка в организации движения.
2. Правила вождения мопедом.
3. Разделение транспортных и пешеходных потоков.
4. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
5. Разделение транспортных и пешеходных потоков.
Учащиеся должны уметь:
1. Уметь оказать первую медпомощь.
2. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП.
4. Вызывать службы безопасности и спасения.
2 Группы дорожных знаков. Предупреждающие знаки и знаки приоритета 1 3 Группы дорожных знаков. Запрещающие и предписывающие знаки 1 4 Группы дорожных знаков. Знаки особых предписаний, информационные знаки, знаки сервиса и знаки дополнительной информации (таблички) 1 5 Дорожная разметка, её виды и характеристика 1 6 Правила движения – закон улиц и порог 1 7 Элементы улиц и дорог. Перекрестки и их виды 1 8 Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах 1 9 Формы регулирования движения 1 10 Правила пользования транспортными средствами 1 11 Устный журнал «Хочу всё знать» (из истории развития транспорта, дорожного движения и т.д.) 1 12 Конкурс «Разработка маршрута движения школьника «Дом – школа» 1 13 Обобщающее занятие 1 14 Тренинг 2 ИТОГО ЗА ГОД 15 9 класс
№ п/п Тема Количество часов
(кл. час) Планируемые результаты
1 Соблюдение Правил дорожного движения – залог безопасности на дорогах 2 Учащиеся 9 класса должны знать:
1. Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
2. Закон - основы безопасности. ПДД.
3. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
4. Сложные ситуации на дороге и перекрестке.
5. Расположение ТС на проезжей части. Порядок проезда, перекрестки.
Учащиеся должны уметь:
1. Решать ситуационные и другие задачи по ПДД.
2. Правильно оказывать первую медицинскую помощь в пути, при ДТП и ЧС.
3. Вызывать службы безопасности и спасения.
2 Правила дорожного движения. История их возникновения и развития 2 3 Законы дорожного движения. Начало движения, маневрирование. Расположение транспортных средств на проезжей части 2 4 Законы дорожного движения. Скорость движения. Обгон, встречный разъезд. Остановка и стоянка 4 5 Правила пользования транспортными скутерами/велосипедами 2 6 Этика и культура транспортного поведения и ответственность за нарушения 2 7 Скрытая опасность на дороге 1 8 Законы дорожного движения: история и современность 2 9 Служба ГИБДД. Основные направления деятельности. 1 10 Проверка знаний учащимися правил безопасного поведения на улицах и дорогах и приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях 2 11 Обобщающее занятие 2 12 Тренинг 2 ИТОГО ЗА ГОД 24 10 класс
№ п/п Тема Количество часов (кл. час) Планируемые результаты
1 Опасные ситуации на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия 1 Учащиеся 10 класса должны знать :
1.Правила дорожного движения.
2.Правила поведения на улицах и дорогах.
3. Назначение дорожных знаков, их группы.
4.Основы первой медицинской помощи при ДТП.
5. Правила безопасного поведения в ТС.
Учащиеся должны уметь:
1.Применять свои знания правил дорожного движения на практике;
2.Оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
2 Законы дорожного движения. Проезд перекрестков. Движение в жилых зонах 1 3 Законы дорожного движения. Движение через железнодорожные пути. Движение по автомагистралям. Буксировка механических транспортных средств 1 4 Ответственность за нарушения ПДД 1 5 Основы медицинских знаний: содержание аптечки. Правила оказания первой медицинской помощи 1 6 Анализ типичных ДТП. Обзор газет, телепередач, материалов ГИБДД 1 7 ФЗ «О безопасности дорожного движения» 1 8 Современные дорожные знаки 2 9 Обобщающее занятие 1 ИТОГО ЗА ГОД 9 11 класс
№ п/п Тема Количество часов (кл. час) Планируемые результаты
1 Улица полна неожиданностей. Причины дорожно-транспортных происшествий и их последствия 1 Учащиеся 11 класса должны знать:
1.Правила дорожного движения.
2.Правила поведения на улицах и дорогах.
3. Назначение дорожных знаков, их группы.
4.Основы первой медицинской помощи при ДТП.
5. Правила безопасного поведения в ТС.
Учащиеся должны уметь:
1.Применять свои знания правил дорожного движения на практике;
2.Оказать первую медицинскую доврачебную помощь.
2 Первая доврачебная помощь пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии 1 3 Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. Закон Российской Федерации «О безопасности дорожного движения 1 4 Административные взыскания за нарушения ПДД 1 5 Признаки транспортной культуры 1 6 Современный транспорт-зона повышенной опасности. 1 7 Причины транспортных аварий. Правила поведения в аварийных ситуациях 1 8 Требования к пешеходам: умение психологически переключаться на зону повышенной опасности. Пассажир-заложник - правила поведения. 1 9 Обзор газет, телепередач, материалов ГИБДД 1 ИТОГО ЗА ГОД 9 ТЕМАТИКА РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ ПО ПРОГРАММЕ
№ п/п Класс Тема родительского собрания
1 «Азбука дорог – родителям»
2 «Безопасность на дороге – обязанность всей семьи»
3 «Знатоки ПДД – родители и дети»
4 «Воспитание грамотного участника дорожного движения»
5 «Научите ребёнка правильно вести себя на дорогах»
6 «Типичные случаи детского дорожного травматизма, меры его предупреждения»
7 8 9 «А вы, родители, знаете ПДД?»
10 «Современный транспорт – зона повышенной опасности»
11 «Как не оказаться участником ДТП»
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате освоения программы по профилактике ДДТ учащиеся должны:
Знать:
Правила поведения на улице (переход проезжей части, движение на перекрестках; правила движения по дороге в населенном пункте и вне его);
сигналы светофора и регулировщика, действия пешеходов, правила перехода регулируемого и нерегулируемого перекрестков;
правила пользования транспортными средствами (автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус), правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки);
назначение дорожных знаков, линий дорожной разметки проезжей части улицы;
правила движения по улицам посёлка с соблюдением ПДД.
правила ДД для велосипедистов (правила передвижения на велосипеде по улицам и дорогам вне населенного пункта);
положение велосипедиста на проезжей части;
правила оказания первой доврачебной помощи.
Уметь:
применять правила дорожного движения на практике;
самостоятельно определять места безопасного перехода улиц;
определять для пешехода безопасные расстояния до движущихся ТС;
самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта;
уметь оказать первую медпомощь.
ориентироваться в дорожных ситуациях.
применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП.
соблюдать этику поведения в общественном и личном транспорте;
самостоятельно ходить по маршруту из дома в школу и обратно;
вызывать службы безопасности и спасения.
Ожидаемый результат:
повышение правовой культуры участников дорожного движения
предотвращение детского дорожно-транспортного травматизма
ПРОГРАММНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
«Добрая дорога детства» - всероссийская газета для детей, педагогов, родителей.
Козловская Е.Л., Козловский С.А. «Дорожная безопасность: обучение и воспитания младшего школьника» М., изд-во «Третий Рим», 2012 г.
«Правила дорожного движения» (с изменениями и дополнениями) от 2014 года
Интернет – ресурсы: http://www.dddgazeta.ru – сайт газеты «Добрая дорога детства»http://podrostok.edu.yar.ru – сайт «Подросток и закон»http://deti.gibdd.ru – раздел «Детская безопасность» на сайте МВД Россииhttp://www.spas-extreme.ru – портал детской безопасностиhttp://mir.pravo.by/library/azbuka/azbukadorbez - детский правовой сайт.
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ
Автодром (в актовом зале)
Видеозаписи по правилам дорожного движения, презентации
Макеты по правилам дорожного движения
Наборы плакатов по правилам дорожного движения
Стенды по правилам дорожного движения
Приложение к программе по профилактике ДДТТ
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
деятельности МОУ Новоивановской СОШ
по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма
на 2014 – 2015 учебный год
с. Новоивановка
2014
№ п/п Содержание работы Ответственный Срок Содержание деятельности
1. Работа с педагогами
Знакомство с нормативными документами МОУ Новоивановской СОШ и ГУВД ГИБДД по профилактике ДДТТ Директор, ЗДВР 1 раз в четверть
День Безопасности дорожного движения ЗДВР 1 сентября Разработка и проведение мероприятий
Обзор методической литературы и спецлитературы для использования на уроках по ПДД и внеклассных мероприятиях Библиотекарь 1 раз в полугодие Знакомство с новинками литературы по профилактике ДДТТ
Консультация «Работа с документацией по ВД» ЗДВР Сентябрь, январь Ведение журнала ВД (страничка ПДД)
Информационные совещания о проведении профилактических бесед с учащимися в пред – и послеканикулярное время ЗДВР Октябрь, декабрь, март, май Совещание «Анализ работы МОУ Новоивановской СОШ по профилактике ДДТТ» ЗДВР Август 2014г., январь 2015г. Подведение итогов работы школы по профилактике ДДТТ
Обеспечение учебно-методической литературой по ПДД и навыкам безопасного поведения учащихся на улицах. Библиотекарь В течение года Приобретение литературы по профилактике ДДТТ
Создание и пополнение банка ЭОР по профилактике ДДТТ. Создание методической копилки по ПДД. ЗДВР Ежемесячно Формирование папки – копилки передового опыта учителей
Заседание МО классных руководителей по теме «Вопросы безопасности детей в работе классных руководителей» Руководитель МО классных руководителей Ноябрь, апрель Анализ и план работы по профилактике ДДТТ
Размещение на сайте школы, в СМИ информации о работе школы по профилактике ДДТТ ЗДВР, учитель информатики Ежемесячно Освещение работы школы по профилактике ДДТТ
Приобретение (изготовление) «автогородка» Директор ОУ Март 2015г. Оформление кабинета по ПДД. ЗДВР Октябрь Изготовление макетов, стендов по ПДД
II. Работа с родителями
Информирование родителей о ДТП в районе, селе, области, о нарушениях ПДД учащимися классные руководители. Ежемесячно на род. собраниях Беседы с родителями по профилактике ДДТТ
Выступления на общешкольных родительских собраниях о проблемах безопасности дорожного движения в селе, районе, области. ЗДВР, медицинские работники Сентябрь, декабрь,
апрель Профилактика ДДТ травматизма
Участие родителей в мероприятиях класса с выходом за пределы школы, сопровождение учащихся на экскурсиях, в поездках. Классные руководители В течение года предупреждение ДДТ травматизма
Изготовление буклетов (листовок) для родителей по профилактике ДДТТ ЗДВР 1 раз в четверть Пропаганда ПДД среди родителей
Работа с родителями учащихся-нарушителей ПДД ЗДВР По фактам нарушений Анкетирование родителей «Безопасность вашего ребенка на дорогах» 1-11 кл ЗДВР Февраль III. Работа с учащимися ОУ
Инструктажи по ПДД классными руководителями:
1 кл. – «Безопасный путь в школу»;
1–9 кл. «Движение организованных групп по улицам села»;
5–9 кл. – «Правила перехода через железнодорожные пути»;
1–11 кл. – «Особенности дорожного движения при изменении погодных условий» (зима);
1–11 кл. – «Основные виды нарушений ПДД летом». ЗДВР,
Классные руководители Сентябрь
октябрь
декабрь
май Проведение профилактических бесед с учащимися
Проведение уроков безопасности «Мой безопасный путь домой» Классные руководители 1–11 классов 1 сентября Предупреждение ДДТ травматизма
Познавательно-игровые мероприятия по закреплению у учащихся навыков безопасного поведения на дороге, в транспорте (кл. часы) Классные руководители, Еженедельно на классных часах Предупреждение ДДТ травматизма и других видов травм
Проведение инструктажа в классах, на общешкольных линейках перед началом каникул по ПДД Директор ОУ, классные руководители Перед началом каникул Профилактическая работа с учащимися, нарушившими ПДД Директор ОУ, организатор ВР По фактам нарушений Проведение туристического слёта Классные руководители, родители с 1–11 классов Сентябрь Предупреждение ДДТ травматизма и других видов травм
Организация работы ЮИД Руководитель кружка ЮИД Еженедельно Профилактика ДДТ травматизма
Выпуск и распространение листовок «Водитель, внимание - дети!» ЗДВР Октябрь, май Профилактика ДДТ травматизма
Обследование улиц по факту выявления опасных горок и обледенелых дорог в селе ЗДВР Ноябрь – декабрь Предупреждение и профилактика ДДТ травматизма
Встреча с инспекторами ГИБДД по теме: «Основная причина ДТП – незнание ПДД!» ЗДВР Март Профилактика ДДТ травматизма
Операция «Осторожно - гололёд!» (посыпать дорожки у школы) ЗДВР Декабрь Профилактика травматизма
Уроки творчества «Знаки своими руками» в 1 – 6 классах. учителя ИЗО, технологии Декабрь Профилактика ДДТ травматизма
Конкурс листовок «Памятка школьнику: безопасная жизнь в твоих руках!» ЗДВР Февраль Предупреждение и профилактика ДДТ травматизма
Конкурс сочинений «Самые нужные знаки» Учителя русского языка и литературы Март- апрель Предупреждение и профилактика ДДТТ
Конкурс рисунков «Игры на зимних дорогах – опасность для жизни» Учитель ИЗО, ЗДВР Декабрь – февраль Предупреждение и профилактика ДДТТ
Разработка буклетов и памяток – шпаргалок для водителей, пешеходов, велосипедистов. Руководитель кружка ЮИД, ЗДВР Март – апрель – май Пропаганда безопасного движения по дорогам населённых пунктов.
Неделя безопасности дорожного движения Руководитель ЮИД Апрель Укрепление знаний по ПДД
Конкурс «Безопасное колесо Руководитель ЮИД, ЗДВР По плану Отдела УО Пропаганда безопасного движения по дорогам населённых пунктов
Районный конкурс агитбригад отрядов ЮИД отряд ЮИД По плану Отдела УО Предупреждение и профилактика ДДТТ
Операция «Внимание - дети!» Инспектор ГИБДД, ЗДВР По плану Отдела УО Предупреждение и профилактика ДДТТ
Творческие конкурсы для учащихся по профилактике ДДТТ ЗДВР По плану Отдела УО Пропаганда безопасного дорожного движения