Методическая разработка по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Дорога безопасности».



Муниципальное общеобразовательное бюджетное
учреждение средняя общеобразовательная школа № 4
муниципального района Ленинский район городского округа
г.Уфа РБ









Методические разработки по профилактике детского дорожно –
транспортного травматизма «Дорога безопасности».

Автор: Фазылова Вакиля Габдулкадировна, учитель математики
МБОУ СОШ №4 муниципального района Ленинский район
городского округа г. Уфа РБ.


муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 муниципального района ленинский район городского округа г. Уфа

Пояснительная записка
Методические разработки по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма «Дорога безопасности» .



Цели и задачи:
- пропаганда соблюдения и изучения правил дорожного движения;
- расширять у обучающихся кругозор о правилах дорожного движения;
- дать детям четкое представление о требованиях правил дорожного движения, внушить им мысль о необходимости соблюдения этих правил;
- через театрализованное представление показать детям всю пагубность последствий легкомысленного, неразумного поведения на дорогах, вызвать у ребят чувство осуждения отрицательных качеств и форм поведения на улице;
- показать детям, что учиться никогда не поздно.
Формы и методы реализации, область применения, возрастные группы:
Театрализованное представление в 5 действиях. Можно проводить в актовом зале школы, как вечер посвященный изучению правил дорожного движения. Задания можно менять в зависимости от того, для кого и с какой целью оно проводится.
Данная разработка рассчитана для учащихся 5,6 классов.
Ожидаемые результаты:
- дети поймут, что негативное отношение к правилам дорожного движения приведут к пагубным действиям;
- будут соблюдать правила дорожного движения;
-поймут, что учиться никогда не поздно, но лучше не откладывать это на потом, а то может быть поздно!






Краткое тематическое содержание:
В одном из маленьких городков жили мальчик и девочка. Они были друзьями. Девочку звали Олей, а Мальчика –Колей. Оля была послушным ребенком, Коля же полной противоположностью Оли: рос непослушным, да и уроки не мог терпеть . Но такая противоположность не мешала им дружить.
Однажды на уроке изучали правила дорожного движения. В то время, когда ребята были заняты делом, Коля играл в морской бой сам с собой. Когда учитель начал спрашивать у него правила дорожного движения, он не смог на них ответить, а на вопрос в каком месте он бы перешел дорогу, он ответил ,где хочу там и перейду. Вот с этого момента и началась вся история.
Всю ночь Коле снились кошмары, Как будто он перешел дорогу там где не положено и из –за этого все в городе всполошились, и случилась беда. Утром Коля проснулся с больной головой, не выспавшись. Он не мог понять все это был сон или явь. Так он шел до тех пор пока не встретил старушку, которая объяснила ему всю ситуацию, и помогла Коле. Она рассказала ему , что бы исправить положение ,и помочь всем детям Коля должен отправится во дворец к императрице Единице, у которой хранятся все ошибки, которые допускают ребята по ПДД. Она также рассказала, что далеко отсюда есть страна, в этой стране 2 правителя: добрый друг всех – граф ПДД и злодейка императрица Единица. Граф помогает при изучении ПДД, а императрица всяческий препятствует ему. Сейчас там случилась беда. Императрица украла книгу правил у графа – хранителя Книги правил, и поэтому дети стали нарушать все правила дорожного движения. Если не остановить императрицу, тогда действительно наступит беда.
Коля отправляется в опасное путешествие вместе с Олей. По дороге им приходится преодолеть препятствия из которых они , вместе со зрителями находили достойный выход и сумели победить злодейку императрицу, и вернули книгу правил с помощью своих знаний по правилам дорожного движения.
Коля понял, что знать правила очень важно и учиться никогда не поздно, но лучше не откладывать на потом.






“Учиться никогда не поздно»
Театрализованное представление
Действующие лица:
Ученики – Оля, Коля, просто ученик.
Учитель.
Ведущий.
Тройка.
Граф ПДД.
Императрица Единица.
Стражники.
Шофер.
Светофор.
Действие 1
(На сцене парта, за партой мальчик и девочка. Учитель что-то объясняет.)
Ведущий. В одном из маленьких городков, ничем не отличающихся от других, жили мальчик и девочка. Они с детства были друзьями и никогда не ссорились. Девочку звали Оля, а мальчика - Коля. Оля всегда была послушным ребенком и не перечила старшим. Коля же был полной противоположностью Оли: рос непослушным, да и уроки терпеть не мог, разве что с удовольствием посещал уроки физкультуры, Но такая характеров противоположность не мешала им крепко дружить. Однажды на уроке изучали правила дорожного движения. В то время, когда ребята были заняты делом, Коля играл в морской бой сам с собой.
Оля: Коля, что ты делаешь? Почему не слушаешь?
Коля: Да что там слушать? Кто этого не знает?
Учитель: Коля, ответь на вопрос? В каком месте нужно переходить дорогу
Коля: Проще простого, где хочу там и перехожу.
Учитель: Совершенно неправильно. Если бы все так делали, то случилось бы много аварий.
Коля (смеется): Да вы что, Марья Александровна, все под контролем, бояться нечего.
(Звенит звонок, дети уходят).
Ведущий: Всю ночь Коле снились кошмары (сценка сна Коли):
Ученик: Идет по улице один,
Довольно странный гражданин,
(на сцене, не обращая не кому внимания появляется Коля)
Ему дают благой совет:
(за Колей на сцену выбегает Оля)
Оля: На светофоре красный свет:
Для перехода нет пути.
Сейчас никак нельзя идти!
Коля: Мне наплевать на красный свет!-
Ученик: Промолвил гражданин в ответ
Он через улицу идет
Не там где надпись «Переход».
Бросая грубо на ходу:

Коля: Где хочу там перейду!
(На сцене появляется шофер )

Ученик: Шофер глядит во все глаза:
Шофер: Разиня впереди!
Нажми скорей на тормоза-
Разиню пощади!..
(На сцене «каша». Появляются постовой, «трамвай», «пешеходы», «машины»)
Ученик: А вдруг бы заявил шофер:
Шофер: Мне наплевать на светофор!
Ученик: И как попало ездить стал?
Ушел бы постовой с поста?
Трамвай бы ехал как хотел?
Ходил бы каждый, как умел?
Датам, где улица была,
Где ты ходить привык,
Невероятные дела
Произошли бы вмиг!
Сигналы крики (инсценируют) то и знай:
Машины прямо на трамвай,
Трамвай наехал на машину,
Машина врезалась в витрину
Но нет: стоит на мостовой
(все сразу останавливаются, заходит «Светофор»)
Регулировщик – постовой.
Висит трехглазый светофор,
И знает правила шофер.
Светофор: Стоп, машина! Стоп, мотор!
Тормози скорей, шофер!
(важным видом наводит порядок, всех расставляет по местам)
Красный глаз
Глядит в упор –
Я ведь строгий светофор!
Вид я строгий напускаю!
Обождал шофер немножко,
Снова выглянул в окошко.
Пешеходам в этот раз
Показал зеленый глаз.
Подмигнул и говорю: Ехать можно путь открыт!
Есть у меня еще помощники важные,
Знаки дорожные –
Компас взрослых и ребят.
Дети!
Будьте осторожнее!
Знайте,
Что нельзя , что можно!
Выполняйте непреложно
Все, что знаки говорят!
(Все уходят, на сцене появляется Коля, как будто он совсем не выспался, и у него в ушах все время звенит слово знаки, знаки, знаки)


Ведущий: Утром Коля проснулся с больной головой, не выспавшись. В школу он шел задумавшись, опустив голову, не видя ни кого вокруг. Так он шел до тех пор, пока не толкнул старушку, которая оказалась на его пути.
Коля: Что это было? Сон или явь? (обращается к зрителям). Значит сон. А все как наяву. (Ему все еще слышатся голоса – знаки, знаки, знакиОн, трогая ухо, идет опустив голову и толкает старушку.)
Старушка: Вы хотя бы извинились, молодой человек.
Коля (со злостью): Некогда мне перед каждым извиняться, в школу опаздываю!
Старушка: А ведь зря ты так, внучек! Я ведь знаю, что у тебя за беда и могу тебе помочь, если ты сам этого захочешь.
Коля: Правда? Вы действительно сможете мне помощь?
Старушка: Расскажи мне, что у тебя за горе, а я скажу тебе, что надо делать.
Коля: Понимаете, бабушка, из –за того, что я не знаю правила дорожного движения, может случиться беда. А я ничего не могу сделать, ведь я все прослушал.
Старушка: Знаю, Коля, знаю, как тебе помочь и как ты сможешь исправить не только свои ошибки, но и ошибки, которые допускают ребята. Все они хранятся во дворце императрицы Единицы. Ты подумаешь, что я сошла с ума. Нет. Далеко отсюда есть страна ПДД, где правят два правителя: добрый друг для всех – граф ПДД и злодейка императрица Единица. Граф помогает при изучении правил дорожного движения, а императрица всячески препятствует ему. Сейчас там случилась беда. Императрица украла у графа Книгу правил, и поэтому многие стали нарушать правила дорожного движения. Армия графа состоит из пятерок и четверок, армия императрицы - из единиц и двоек. Только тройки не знают, куда им пристать, и поэтому им никто не доверяет. Эти два правителя постоянно воюют между собой. И если не остановить императрицу, то она уничтожит графа, и тогда действительно наступит беда. Надо срочно помочь графу вернуть Книгу правил, которую она прячет у себя. И сделать это сможешь только ты.
Коля: Но почему я? Я ведь совсем не знаю правил.
Старушка: Тебе поможет в этом твой близкий друг, а также твоя доброта, о которой ты сам не подозреваешь.
Коля: Но как я смогу попасть в эту страну?
Старушка: Вот тебе волшебный мелок, ты должен им ответить на три вопроса. Как только ты ответишь на них, сразу же окажешься в стране ПДД.
Ведущий: Пока Коля раздумывал над словами старушки, она исчезла. Удивленно оглянувшись вокруг, он побежал в школу. В класс он вошел задолго до звонка, что очень удивила Олю, так как Коля постоянно опаздывал на уроки.
Действие 2
Оля: Ты сегодня так рано. Что случилось?
Коля: Оля, ты не поверишь, что сейчас со мной было!
Ведущий: И Коля рассказал Оле про свой сон и про разговор с бабушкой.
Коля: Вот что Оля, я должен туда отправиться немедленно, пока не пришла большая беда, и помочь вернуть графу Книгу правил.
Оля: Вечно ты что - то выдумываешь!


Коля (возмущенно): Выдумываю? Ты мне не веришь? А я – то думал, что мы вместе отправимся в эту волшебную страну. Ведь бабушка сказала, что в этом должен мне помочь близкий друг. Эх ты!
Оля: Ну хорошо, не обижайся. Но ведь ты должен ответить на три вопроса, а ты не сможешь этого сделать. Как ты поступишь?
Коля (задумался): Придумал! Давай попросим ребят, а когда попадем к графу, то я попрошу его, чтобы он обучил меня. Я постараюсь, вот увидишь, Оля! На этот раз я одолею ее! (Обращается к зрителям.) Ребята, помогите мне, пожалуйста! Ведь среди вас есть те, кто хорошо знает правила дорожного движения, а иначе я не смогу попасть к графу и помочь вернуть Книгу правил.
Ведущий: Коля прочитал вопросы ребятам вопросы, и они помогли ему ответить на них. Не успели они дать ему последний ответ, как вокруг наступила кромешная тьма.
Действие 3
Ведущий: Когда вокруг стало опять светлее, Оля с Колей увидели, что они находятся в незнакомом лесу, где на ветках деревьев вместе с листьями росли дорожные знаки.
Коля: Вот мы и попали в страну ПДД. А куда нам идти дальше, я не знаю.
Оля: А давай пойдем вот по этой тропинке, она нас куда – ни будь приведет.
Ведущий: Не успели друзья сделать несколько шагов, как перед ними появились стражники.
Стражники: Стой! Кто идет?
Коля: Мы прибыли на помощь графу ПДД, чтобы помочь ему вернуть Книгу правил, и еще нам надо попасть во дворец императрицы Единицы для того, чтобы исправить ошибки.
Стражник 1: Мы не можем вас просто так отпустить. Сначала вы должны ответить на наши вопросы.
Оля: Мы готовы, задавайте, а если не сможем на них ответить, то нам в этом помогут ребята. (Обращается к зрительному залу.) Правда друзья?
Стражник 2: Перед вами волшебное дерево. На них растут дорожные знаки. Мы вам прочитаем значения знаков, а вы должны нам их сорвать из дерево, показать всем и назвать их название.
Стражники: 1.Этот знак предупреждает,
Жизнь детишек охраняет.
Знают все на свете
Осторожно, Дети!
(Дети)
2.Очень этот знак серьезен-
Будь здесь очень осторожен.
Говорит знак очень строго:
Здесь железная дорога.
Часто ездят поезда
Не играй здесь никогда!
(Железно дорожный переезд.)
Шли из школы мы домой,


Видим знак на мостовой;
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
Поразмыслил друг немного
И сказал: «ответ один-
Знак гласит: ведет дорога
Прямо в вело - магазин».
(Движение на велосипедах запрещено)
2. Этот знак такого рода-
Он на страже пешехода.
Переходим мы все вместе
Мы дорогу в этом месте.
(Пешеходный переход)
Тут и вилка, тут и ложка,
Подзаправились немножко.
Покормили и собачку,
Говорим «спасибо» знаку!
(Пункт питания)
В треугольнике, ребята,
Человек стоит с лопатой.
Что –то роет, строит что –то,
Здесь дорожные работы.
( Дорожные работы)
Здесь машина, как гроза
Здесь не держат тормоза
Этот знак для всех тревога,
Это скользкая дорога.
(Скользкая дорога)
Ведущий: Ответив с помощью ребят на вопросы стражников, Оля и Коля пошли дальше. Дорогу им перегородил шлагбаум, на котором они прочитали: «Исправь ошибки, и дорога будет открыта!» (Рядом со шлагбаумом (на переносной магнитной доске или на плакате или на каких ни будь стойках, кому как фантазия подскажет)названия знаков по группам: Предупреждающие знаки, запрещающие знаки, предписывающие знаки, знаки особых предписаний Под названиями закреплены сами знаки, но они все перепутаны. Надо расставить знаки по своим местам.)
Коля: Давай Оля, быстрее исправим их, а то мы можем опоздать с помощью.
Ведущий: Не успел открыться шлагбаум, как перед ребятами появились Тройка со стражей императрицы Единицы.
Тройка(грозно уперев руки в бока): Что это такое? Кто посмел ответить на вопросы, да еще правильно? Кто открыл шлагбаум? Стража, схватить их и бросить в темницу! (Внимательно смотрит на Колю.) Постойте! Да это же Коля, двоечник наш дорогой! Наша императрица так благодарна тебе за твои ошибки! Ох, и умора была, когда мы их получили, особенно когда ты наплевал на красный свет, перешел дорогу там где захотел
Коля: Так это был не сон?




Тройка: Побольше делай таких ошибок. Ведь с каждой новой ошибкой наша императрица становится сильнее и мы наконец –то уничтожим этого зануду графа! Вот тебе! (Грозит кулаком в сторону.) Колю отпустите он, нам не повредит, а девчонку схватите!
Оля: Коля, спаси меня!
Коля: Не волнуйся, Оля, я спасу тебя. Но вначале я должен увидеть графа.
Ведущий: Стража увела Олю, а Коля опустился на землю и пригорюнился, не зная, куда ему идти. И вдруг перед ним появился сам граф ПДД.
Граф: Здравствуй, Коля! Я давно ждал тебя. У меня только одна надежда, что ты сможешь помочь вернуть мне Книгу правил и уничтожить императрицу. Но для этого, я знаю, тебе надо выучить правила дорожного движения. Без этого тебе не одолеть ее. Без Книги правил это будет сложно, но я тебе помогу, обучу тебя всему, что я знаю сам.
Ведущий: Долго сидели граф с Колей.
Граф: А теперь, Коля, давай проверим твои знания, готов ли ты идти на борьбу с двойками и единицами. (И граф стал задавать вопросы Коле, на которые он успешно отвечал.)
Граф 1: 1. С площадей и перекрестков
Коля 2: На всех нас глядит в упор,
С виду грозный и серьезный?
Очень важный светофор!
1. Если глаз откроет красный?
2. Стоп! Идти нельзя, опасно!
1. Желтый глаз?
2. Погоди.
А зеленый?
Проходи!
А откуда ты пойдешь?
2. Я иду по тротуару,
Здесь машинам нет пути!
Ну, а знаки мне расскажут,
Где дорогу перейти!
Знает каждый пешеход,
Что такое переход.
Перед ним дорожный знак,
И он действует вот так
(Демонстрирует дорожный знак «Пешеходный переход».)
Этот переход – надземный,
Есть еще другой – подземный.
Он проходит под дорогой,
Где машин бывает много.
(одновременно демонстрирует дорожные знаки).
Что бы вдруг не оказаться
У машины на пути,
2 .Нам автобус и троллейбус
Слева нужно обойти.


1. Обходить вагон не глядя.
2. Не позволит постовой.
1. Кто трамвай обходит сзади,
2. Тот рискует головой!
1. Как шофер ни тормозит,
А машина все скользит.
На колесах, как на лыжах,
Ближе, ближе, ближе.
Для спасенья есть возможность:
Лучший тормоз-
Осторожность!
Жизнь свою побереги:
Перед машиной не беги!
Даже если вы спешите
В школу или домой,
Через дорогу не бегите,
Подождите все ровно!
Дорогие вы друзья
Наш послушайте совет:
Ведь дорога не читальня
И не место для бесед.
1. На проезжай части, дети
2. Не играйте в игры всякие.
1. Бегать можно без оглядки
2.Во дворе и на площадке.

Просто все, скажу я вам,
Правил-то немного.
Только выполнять их нам
Нужно очень строго!
Граф: Теперь ты готов. Только пока не попадешь во дворец, никому не говори, что ты знаешь правила, а то тебе ни за что не попасть к императрице. Счастливого тебе пути, Коля! А я тебя буду ждать.
Ведущий: И Коля пошел во дворец один. Его останавливали на пути не один раз и задавали вопросы, на которые он всегда отвечал неправильно, помня наказ графа. Перед самым дворцом его снова остановили.
Стражник: Стой! Откуда дорогу перейдешь?
Коля: А где хочу там и перейду!
Стражник: Проходи, это свой!

Действие 4
Ведущий: Через некоторое время Коля оказался во дворце императрицы Единицы. Войдя в зал он увидел саму императрицу на троне.
Императрица: Ну, здравствуй, Коля! Давненько ко мне не заглядывали такие хорошие двоечники! Мне нужны такие помощники среди ребят в школах. Ведь чем больше будет ошибок, тем сильнее буду я!


Коля: Нет! Я пришел уничтожить тебя и забрать Книгу правил.
Императрица: (смеется) Ну хорошо! Я с тобой поиграю. Но если хоть в одном месте ошибешься, то ты и твоя подруга навсегда останетесь в моем царстве. И тогда граф будет уничтожен навечно, и на земле установится мое царство, где не нужны не какие правила и все люди будут верно мне служить. А игра такая. Я задаю вопрос такого рода: кто бы это сделал? Если ты считаешь так поступать правильно, то говоришь что это ты, а если считаешь, что так поступать нельзя, то ты просто молчишь. Ты согласен?
Коля: Я сделаю это, но не один. В этом мне помогут наши зрители. Ребята, вы мне поможете? Я был уверен в этом, ведь дружба- великое дело, это прекрасно, когда помогают друг другу в беде. И нас не сможет погубить даже эта злодейка! Давайте ребята ответим все хором, если так поступать можно то будем кричать: это я, это я, это все мои друзья! А если нет, то будем молчать.(обращается к императрице) Давай, начинай.
Императрица: Кто из вас идет вперед
Только там где переход?
(дети все хором, Коля «дирижирует»):
Это я, это я,
Это все мои друзья.

Кто летит вперед так скоро
Что не видит светофора?
(Дети молчат, Коля , прикладывая палец к губам показывает, что надо молчать)

Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
( Дети молчат)

Знает кто, что красный свет-
Это значит, хода нет?
Дети: Это я, это я,
Это все мои друзья!
Ведущий: С каждым правильным ответом императрица становилась все меньше и меньше, пока совсем не исчезла.
( В это время вбегает Оля.)
Оля: Ой, Коля, представляешь, двери темницы сами рассыпались. Что случилось?
Коля: Я тебе, Оля, потом все расскажу, а сейчас давай уйдем от этого жуткого места.
( Как только они собирались уйти, на сцене появляется старушка).
Старушка: Ну, здравствуй, Коля.
Коля: Постойте, да вы ведь та самая бабушка, которая дала мне мел!
Старушка: Да, Коля, это я. Ну как помог тебе мой мел?
Коля: Да помог, еще как помог.
Старушка: А скажи: теперь будешь учить правила?(на руках держит Книгу правил)
Коля: Да, теперь буду. Я понял, что знать правила дорожного движения -очень важно, без них нам просто не обойтись. ( Обращается в зал.) А вы, ребята, поняли, что мы хотели сегодня сказать? Думаю, что вы поняли нас верно: учиться никогда не поздно, но лучше не откладывать это на потом, а то может быть поздно!

( На сцене появляется граф.)
Граф: Спасибо тебе, Коля и твоим друзьям (показывает на зрителей), за то что вы помогли вернуть Книгу правил.
Оля: А как мы домой попадем?
Граф: Я вам помогу. Стоит только закрыть глаза, и вы окажетесь дома. Только не забывайте о том, что с вами произошло, и не забывайте нас.



Действие 5
Ведущий: Когда Оля и Коля открыли глаза, то увидели, что сидят они в своем классе и учат правила дорожного движения по Книге правил.
Учитель: Ну, Коля, нашел ответ на вопрос: в каком месте надо переходить дорогу?
Коля: Да, Марья Алексеевна, вот смотрите.
Учитель: Молодец, Коля, я смотрю ты делаешь успехи. Вот видишь, у тебя все получается.
Ведущий: После этих слов учителя Оля и Коля переглянулись и улыбнулись друг другу. Ведь только они вдвоем знали, чему и кому они обязаны своими успехами. И если бы они рассказали кому–нибудь о своих приключениях, то вряд ли им кто- то поверил, хотя мы с вами знаем обо всем, что с ними произошло. И давайте не будем получать плохих отметок, и будем соблюдать всегда правила дорожного движения, чтобы не появилась еще одна императрица Единица. Успехов вам друзья!



































13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




















 Театрализованное представлениеArial Black " Учиться никогда не поздно"Times New RomanБумажный пакетТеатрализованное представлениеArial Black "Учиться никогда не поздно"Times New RomanБумажный пакет Arial Black15