Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасности» (1-4 классы)


Управление образования Администрации
городского округа город Уфа Республики Башкортостан
ОГИБДД УВД по г. Уфа РБ
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 103
с углубленным изучением иностранного языка
Методическая разработка
по профилактике детского
дорожно-транспортного травматизма
«Дорога безопасности» (1-4 классы)
Внеклассное мероприятие
по теме «КВН юных знатоков
Правил дорожного движения» (3 класс)
Разработала:
Караваева Марина Анатольевна
МОУ СОШ № 103 г.Уфы
учитель начальных классов
г. Уфа, ул. Правды, 25-167
тел: 8-927-328-57-04
Уфа – 2011г.
Заявка
на участие в городском конкурсе методических разработок по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасности»
(1-4 классы).
г.Уфа, Демский район, МОУ СОШ № 103
Методическая разработка по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Дорога безопасности» (1-4 классы).
Караваева Марина Анатольевна
1975 г. рождения
Высшее образование
МОУ СОШ № 103
Учитель начальных классов
Стаж работы – 16 лет
Домашний адрес: г. Уфа, ул. Правды, 25-167
Телефон МОУ СОШ № 103 – (347)281-02-14
сот. телефон – 8-927-328-57-04

Ход мероприятия.
Вступительное слово учителя.
- Здравствуйте, юные пешеходы, юные пассажиры! Мы живем в большом и красивом городе с широкими улицами. По улицам движется много автомашин, но никто никому не мешает. Как вы думаете, почему?
(ответы детей).
- А замечали ли вы, что взрослые и дети переходят проезжую часть совершенно по-разному? (ответы детей).
- Взрослый человек оценивает ситуацию на дороге заранее, еще на подходе к ней, в то время как ребенок начинает этот процесс, только подойдя вплотную к проезжей части, или уже находясь на ней. И это часто ведет к возникновению дорожно – транспортных происшествий (ДТП) с тяжелыми последствиями.
ДТП происходят не потому, что правила перехода через дорогу сложны и трудновыполнимы. Большинство нарушителей, зная Правила, нарушают их.
Чтобы избежать дорожно - транспортные происшествия и обеспечить безопасность в повседневной жизни, предлагаем вам стать участниками «КВНа юных знатоков Правил дорожного движения».
Основная часть – игра КВН. (2 команды, болельщики, жюри.)
1. Разминка.
Учитель. Мне позвольте на разминке
Вам загадки загадать.
Вы должны, ребята, прочно
Правила движенья знать,
Дружно все мне отвечать
Или, затаясь, молчать.
- Если вы поступаете согласно Правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!», а если какое либо из правил не соответствует норме, тогда молчите, значит, оно попало в игру ошибочно, случайно.
Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
Учащиеся молчат.
Учитель. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. Кто бежит вперед так скоро,
Что не видит светофора?
Учащиеся молчат.
Учитель. Знает кто, что свет зеленый
Означает: путь открыт?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. А что желтый свет всегда нам
О внимании говорит?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. Кто, пусть честно говорит,
На трамвае не висит?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. Знает кто, что красный свет-
Это значит: хода нет?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. Кто из вас в вагоне тесном
Уступил старушке место?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. Кто ГИБДД помогает,
За порядком наблюдает?
Учащиеся. Это я, это я, это все мои друзья!
Учитель. Кто торопится, бежит
Перед знаком «Путь закрыт»?
Учащиеся молчат.
Учитель. Кто в свои 12 лет
Сел на велосипед
И помчался сразу
Прямо на автотрассу?
Учащиеся молчат.
Учитель. Я уверена, что вы на дороге такие же внимательные.
2. Конкурс капитанов. «Реши дорожную задачу».
- Прочитайте условие задачи, написанное в стихотворной форме.
Подумайте о решении и выберите правильный вариант ответа.

1- я команда 2– я команда
Дружный класс идет в поход. Утром в школу шла Гаишка,
К цели трасса всех ведет. Торопилась на урок.
Через лес лежит дорога Вот идти уже малышке
Исключительно вперед. Через транспортный поток.
Тротуара нет на трассе, Вдруг трамвай, звеня тревожно,
Но продолжить надо путь. Встал пред нею на пути,
Может, вспомнит кто-то в классе, И Гаишке осторожно
Как идти куда-нибудь? Надо транспорт обойти.
Грозен встречный транспорт очень Все забыв в мгновенья эти,
(как и тот, что мчит вперед). Встав, замешкалась она.
По какой же из обочин Помогите вспомнить, дети,
Путь по Правилам ведет? Как идти она должна?

Варианты ответов: Варианты ответов:
1.По обочине навстречу 1. Трамвай нужно обходить спереди.
движению транспортных средств. 2. Трамвай нужно обходить сзади.
2.По обочине по направлению 3. Трамвай вообще не нужно обходить, надо
движения транспортных средств. под ним проползать.
3. По обочине по направлению
движения транспортных средств,
по правой стороне, не более чем
по четыре человека в ряд.
4. По середине дороги.
3. Конкурс для команд.
«Кубик будет очень рад,
Если ты узнаешь знак».
- Назови, каждый дорожный знак на кубике, и объясни, что он означает.
228602082801-я команда 2-я команда
110490027940
10477501528445-22002751499870
Варианты ответов:
1.Пешеходный переход
2.Движение пешеходов запрещено
3.Велосипедная дорожка
4.Надземный пешеходный переход
5.Дорожные работы
6.Въезд запрещен
Варианты ответов:
1.Пешеходная дорожка
2.Дети
3.Движение на велосипедах запрещен4.Подземный пешеходный переход
5.Телефон
6.Место стоянки
4. Конкурс болельщиков
Стихотворение - игра «Запрещается - разрешается»
Учитель. А теперь я вас проверю
И игру для вас затею.
Вам задам сейчас вопросы –
Отвечать на них непросто.
И проспекты и бульвары -
Всюду улицы шумны.
Проходи по тротуару
Только с правой стороны.
Тут стоять, мешать народу.... (запрещается).
Быть примерным пешеходом... (разрешается).
Если едешь ты в трамвае
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей вперед.
Ехать зайцем, как известно... (запрещается).
Уступать старушке место... (разрешается).
Если ты гуляешь просто,
Все равно вперед гляди.
Через шумный перекресток
Поскорее проходи.
Переход при красном свете... (запрещается).
При зеленом всем на свете... (разрешается).
5. Конкурс для юных знатоков безопасности «Найди ошибку»
Учитель.
- Малейшая ошибка, невнимательность, пренебрежение правилами дорожного движения, потеря бдительности на дорогах и улицах могут привести к непоправимой беде.
Чтобы не стать жертвой ДТП, предлагаем конкурс, который поможет правильно ориентироваться на автодороге и избегать опасных ситуаций.
На карте-рисунке дорожной ситуации художник допустил 5 ошибок. Вам нужно найти эти ошибки.
4419601905
Ответы к игре «Найди ошибку»: художник допустил следующие ошибки:
Машины движутся по левой стороне улицы.
Троллейбус нарисован с одной контактной дугой.
На светофоре два цвета, а не три.
Велосипедист нарушает правила дорожного движения. На переходе он должен идти с велосипедом, а не ехать на нем.
Знак пешеходного перехода изображен для водителя, должен располагаться до перехода, так как он предупреждающий, а на переходе должен располагаться информационно-указательный знак «Пешеходный переход».
6. Конкурс-соревнование
-Чья команда быстрее отгадает кроссворд и назовет главное слово в нем?
Кроссворд
Вид перехода.
Где может двигаться пешеход, если отсутствует пешеходная дорожка?
Дорога для движения пешеходов.
Дорога для транспортных средств.
Кто может разрешить движение пешеходам или водителям?
Посадочная площадка для пассажиров общественного транспорта.

Ответы к кроссворду:
Надземный (подземный). 2. Обочина. 3. Тротуар. 4. Шоссе. 5.Регулировщик. 6. Остановка.
Главное слово: Дорога
7. Конкурс для команд «Совет-сюрприз по безопасности движения»
-Каждая команда по очереди загадывает загадку, а другая – отгадывает.
1-я команда
Чтоб тебя я повез.
Мне не нужен овес.
Напои меня бензином.
На копыта дай резину.
Поднимая всюду пыль,
Побежит ... (автомобиль.)
На рояль я не похож,
Но педаль имею тоже.
Кто не трус и не трусиха,
Прокачу того я лихо.
У меня мотора нет.
Я зовусь ... (велосипед).
2-я команда
Кто далеко живет,
Тот пешком не пойдет.
Наш приятель тут как тут.
Всех домчит он в пять минут.
Эй, садись! Не зевай!
Отправляется ... (трамвай).
Смело в небе пролетает,
Обгоняя птиц полет.
Человек им управляет.
Что же это? (Самолет.)
(Дети показывают отгадки-рисунки)
8. Сюрприз для всех. «Частушки о дорожных знаках»
(Выходят ученики, поют частушки и показывают на табличках – дорожные знаки, пока жюри подводит итоги)
Чтоб по улицам без страха
Мы с тобой могли ходить,
Нужно Правила движения
Непременно изучить.
Нам язык дорожных знаков
Облегчает путь любой.
Этот знак всегда нам скажет:
«Дети здесь! Водитель, стой!» («Дети»)
Если этот знак увидел,
Отдохнуть здесь сможешь ты. («Гостиница»)
Ну, а этот знак поможет
Тебе в поисках еды. («Пункт питания»)
«Нет пути здесь, нет движения!»-
Этот знак нам говорит. («Движение запрещено»)
Ну, а этот скажет строго:
«Осторожно, въезд закрыт!» («Въезд запрещен»)
Этот знак - фигура важная,
Означает переход.
И водитель знать обязан:
Остановка его ждет. («Пешеходный переход»)
Чтоб по улицам без страха
Мыс тобой могли ходить,
Нужно Правила движения
Непременно изучить.
Подведение итогов
Учитель:
-Ребята! А теперь подведем итоги соревнований между командами. Вы успешно справились со всеми заданиями юных знатоков Правил дорожного движения, и сейчас, жюри, назовет победителя, который заслуживает высшей оценки «5». Все участники КВНа получат документ – удостоверение юного знатока безопасного движения.
Награждение команд
Заключительная часть
Учитель:
Знать правила движения –
Большое достижение!
Будем правила движения
Выполнять без возражения!
- Спасибо вам, ребята, за хорошую подготовку. Я желаю, чтобы вы были здоровы и никогда не забывали заботиться о своей безопасности.

Приложение
Кубик с дорожными знаками
Карта – рисунок дорожной ситуации
Кроссворд
Рисунки отгадки
Таблички с дорожными знаками
Образец документа – удостоверения юного знатока безопасного движения.

Литература:
Классные часы. 1 класс/сост. Г.П.Попова – Волгоград: Учитель, 2008
Правила дорожного движения. 1-4 классы: занимательные занятия/авт.-сост. С.О. Жатин – Волгоград: Учитель, 2011
Классные часы. 3 класс/авт.-сост. Г.П.Попова – 2-е издание – Волгоград: Учитель, 2011.