Программа по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма «Дорога без опасностей» для учащихся с ОВЗ в условиях адаптивной школы.

КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ «АДАПТИВНАЯ ШКОЛА №6»

Утверждена
на заседании педагогического
совета школы
от «30» августа2016г.
Директор школы
Дринь Н. В.






Программа
По профилактике детского дорожно - транспортного травматизма среди учащихся с умственной отсталостью в условиях адаптивной школы

«Дорога без опасностей»











г. Омск - 2016

Содержание.


Введение

1.Пояснительная записка
2.Тематическое планирование

Приложение 1.
Тематическое планирование для 1 класса.
Тематическое планирование для 2 класса.
Тематическое планирование для 3 класс.
Тематическое планирование для 4 класса.

3. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 1-4 классов.

Приложение 2.
Тематическое планирование для 5класса.
Тематическое планирование для 6класса.
Тематическое планирование для 7 класса.
Тематическое планирование для 8 класса.
Тематическое планирование для 9 класса.

4. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 5-9 классов.

Приложение 3. План внеклассных мероприятий

Приложение 4. Тематический план мероприятий для родителей

Приложение 5. План проведения занятий с инспекторами ГИБДД

5. Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.
















Введение.

Обеспечение сохранности жизни и здоровья подрастающего поколения – это основная цель и главная задача цивилизованного общества. За последние годы значительно увеличились сети дорог, выросло количество транспорта на улицах городов и посёлков нашей страны, возросли скорости их движения, плотность транспортных потоков, всё это породило целый ряд проблем и причин дорожно-транспортных происшествий. Детский дорожно-транспортный травматизм является одной из самых болезненных проблем современного общества. Плата очень дорогая и ничем не оправданная. Попадание ребенком в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия; даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Это происходит во многом потому, что учащиеся или не знают правил дорожного движения, или нарушают их, не сознавая опасных последствий этих нарушений. У них еще нет способности, предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся обстановке. Дети могут без опаски выбегать на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появиться на пути у другой. Изучение правил поведения на дороге начинается с того как ведут себя в сходных ситуациях близкие люди и окружающие взрослые.
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в общеобразовательных учреждениях
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым языком» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил дорожного движения, а при этом, не исказив их содержание.
В нашей школе работа по обучению учащихся безопасному движению на улицах города ведется с первых дней, начиная с первого класса. У школьников воспитываем привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения правил дорожного движения пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах.
Очень важно сформировать у ребенка привычку правильного поведения на дорогах. Дети должны знать, к чему могут привести нарушения ПДД пешеходом, какие опасности подстерегают нерадивого пешехода на улицах и дорогах. Только многократное повторение правил, проигрывание и разбор ситуаций, тренировочные упражнения на улицах города, и ежедневный положительный пример взрослых позволят ребенку чувствовать себя уверенно в качестве пешехода, а также помогут избежать аварийных ситуаций и сохранить жизнь.
Школе принадлежит решающая роль в предупреждении детского травматизма, связанного с нарушением правил движения. А для серьезной работы нужна программа по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма




1.Пояснительная записка.

Программа по профилактике дорожно – транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации
«Правила безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах»
Цель программы:
Охрана жизни и здоровья учащихся;
Формирование у учащихся навыков безопасного поведения на дороге путём предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и профилактики дорожно-транспортных происшествий.
Задачи программы:
1. Знакомство учащихся с требованиями, предъявляемыми к пешеходам, пассажирам и велосипедистам;
2. Формирование у учащихся умений и навыков по выполнению правил дорожного движения;
3. Привитие навыков правильного поведения на дороге и в случае дорожно-транспортного происшествия;
4. Воспитание у детей ответственности за своё поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
В программе дается распределение учебных часов по основным вопросам курса с 1 по 9 классы и примерное содержание занятий по правилам дорожного движения.
В программе дано системное изложение учебного материала, адресованного одновременно всем участникам воспитательно-образовательного процесса - педагогам, учащимся школы и их родителям;
- в основе программы лежат педагогические закономерности, инновационные и традиционные принципы, формы и методы обучения и воспитания;
- изложены организация и содержание работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Программа предусматривает такие содержательные линии:
- Воспитательные занятия в группах продленного дня и тематические классные часы по обучению ПДД 1-9 классы;
- Работа с родителями по воспитанию культуры поведения детей на улице, в транспорте;
- Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества и т.д.) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице;
- сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города.
Место программы в плане работы школы.
Программа по профилактике дорожно – транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся школы следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы.


Основные принципы реализации программы:
Принцип обеспечения преемственности. Каждая новая ступень обучения школьников должна основываться на уже усвоенных детьми знаниях, умениях и навыках, в том числе и тех, которые приобретены на этапе дошкольного детства.
Принцип последовательности и постепенности реализации коррекционно- педагогической работы. Материал следует предъявлять ученикам постепенно, дозировано, с постепенно нарастающим объемом информации. Ни в коем случае не допуская перегрузки младших школьников с умственной отсталостью.
Принцип доступность учебного материала. Материал должен быть изложен в доступной ученикам форме. Важно учитывать дети данной категории не воспринимают сложную информацию с детализацией общепринятых определений и понятий. Сложный учебный материал обязательно должен сопровождаться комментариями и объяснениями педагога.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностных, возрастных особенностей учащихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся, изучения черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения.
Принцип использования наглядности в воспитательно-образовательном процессе. Этот принцип традиционно используется в работе с учащимися с умственной отсталостью. При формировании у этих школьников навыков правильного и безопасного поведения на улицах и дорогах необходимы наглядные средства: пособия с иллюстрированным материалом, плакаты, макеты, специальное оборудование для проведения занятий и заданий, видеофильмы, компьютерное оборудование интерактивная доска.
- Принцип возрастной безопасности. У младших школьников довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять на улице. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасности дорожной среды и вырабатывать привычки. Умения и навыки безопасного поведения.
Важно иметь ввиду, и то, что у младших школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.
Принцип социальной безопасности. Учащиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны для него самого и для окружающих.


Формы работы с учащимися:
-Внеурочная деятельность (воспитательные занятия в группах продленного дня и тематические классные часы по ПДД, 2 раза в неделю с учащимися 1-9 классов; продолжительность 30-40 мин);
- беседы-диалоги («Внимание опасность!», «Дорожные знаки», «На улицах города» и т.д.);
- Целевые прогулки, экскурсии по микрорайону школы для ознакомления и закрепления правил дорожного движения: наблюдения за пешеходами, машинами, работой светофора освоение в практической деятельности значения дорожных знаков, анализа дорожных ситуаций;
- Чтение художественной литературы о правилах дорожного движения с последующим обсуждением;
- Изготовление и ремонт атрибутов и пособий для сюжетно-ролевых игр;
- Выставки-конкурсы детских творческих работ («Соблюдай правила дорожного движения, «Мой друг – светофор» и т.д.);
- Игровые упражнения и тренинги;
- Просмотр видеофильмов, презентаций, мультфильмов по правилам дорожного движения
Основные методы реализации программы:
Внушение. Дети младшего школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге, и наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы. Приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплять восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формулировать по - разному.
Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На младших школьников наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение. Ребенок мыслит образно, поэтому, чтобы его убедить достаточно показать образное отражение реальности, например, в сюжетных картинках опасного поведения на дороге.
Убеждение предполагает, прежде всего осмысление и внутреннее принятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.
В учебно - воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе в сочетании с практическими упражнениями с использованием схем улиц и дорог, учебного перекрестка. Во время бесед необходимо доводить до сведения учеников сводки о ДТП на улицах вашего района, случаи нарушения ПДД учащимися школы, учить детей давать оценку таким нарушениям, но при этом беседы не должны носить характер запугивания школьников. Ребенок должен не бояться дороги и транспорта, а уметь пользоваться накапливаемым на занятиях опытом.
Для закрепления знаний желательно широко применять настольные игры и подвижные игры в зале, викторины, конкурсы, праздники и т.д. Подвижные игры и тренировки лучше проводить на школьном дворе, на специально размеченной площадке.
Важную роль в изучении ПДД играют экскурсии. Организация их во многом зависит от хорошо продуманного плана. При планировании экскурсии надо четко определить цель, задачи, маршрут и в соответствии с этим разрабатывать план. В плане проведения экскурсии учитель должен предусмотреть: отбор и перечень объектов наблюдения, план маршрутов экскурсии и последовательность ознакомления учащихся с объектами; распределение времени по этапам экскурсии. При этом, нет надобности специально проводить экскурсию по ПДД, ведь в течение учебного времени воспитатель многократно водит детей в театры, кино, и т.д. – все эти походы можно использовать и для проведения целенаправленных экскурсий и тренингов по правилам дорожного движения.
Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание: дети видят, что взрослые нарушают правила перехода улиц и дорог. Значит это можно делать, и они поступают также. Пример (на уровне первой сигнальной системы) действует на ребенка сильнее, чем слово (это уже вторично). Поэтому важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.
Упражнение. Без упражнений нельзя сформировать у ребенка заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведения их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность. Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у учащихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.
Поощрение. Это положительная оценка право послушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прием опоры на положительное в личности воспитанника. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.


Основное содержание практической части программы.
Воспитательные занятия и тематические классные часы по обучению правилам дорожного движения. Приложение 1, 2.
Планируя воспитательную работу в начальной школе, воспитатель должен предусмотреть различные упражнения, выполнение самостоятельных заданий, работу в индивидуальных тетрадях по ПДД, организацию работы и привлечение отрядов ЮИД, проведение игр и бесед с учащимися, изготовление учебно-наглядных пособий. При этом важно продумать использование учебно-наглядных пособий: макетов, моделей, кинофильмов. В настоящее время существует огромное количество разработок веселых занятий по ПДД. Важно, чтобы данные занятия не были скучной лекцией, но в то же время нельзя каждое занятие превращать в развлекательное мероприятие. Часть занятий может носить теоретический характер. Дети должны чувствовать серьезность данных уроков и знаний, которые они получают.
Проверку знаний желательно проводить в форме соревнований по группам с использованием карточек с задачами и вопросами.
Для подготовки и проведения занятий учитель может привлекать общественных автоинспекторов, сотрудников автоинспекции, водителей транспорта.
Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются нарушения правил дорожного движения водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.
Проведение внеклассных мероприятий (игр, экскурсий, выставок детского творчества) обеспечивающих прочное усвоение детьми навыков безопасного поведения на улице. Приложение 3.
Целью внеклассной работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма является обеспечение личностно-деятельностного характера усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. При подготовке внеклассных мероприятий необходимо учитывать некоторые факторы: возраст учащихся, актуальность и доступность темы, подбор наглядного и предметного материала, литературы.
Работа с родителями по воспитанию культуры поведения воспитанников на улице, в транспорте. Приложение 4
Исследования показывают, что подавляющее большинство родителей, не знают правил дорожного движения. Многим родителям неизвестны психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде – основные причины несчастных случаев и аварий. Поэтому родителям необходимо раскрыть причины и условия, способствующие дорожно-транспортным происшествиям с участием детей. Следовательно, организуя учебно-воспитательный процесс с учащимися, педагоги должны методически обеспечить работу с родителями.
Для работы с родителями определены следующие задачи:
- повышение педагогической культуры родителей;
- повышение уровня знаний родителей по правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно – транспортного травматизма
Формы работы с родителями;
- родительские собрания соответствующей тематики;
- тематические лекции и беседы по правилам дорожного движения и профилактики детского дорожно – транспортного травматизма;
- групповые консультации по работе с детьми по формированию знаний о ПДД и профилактики детского дорожно – транспортного травматизма
- индивидуальная работа с родителями, дети которых входят в группу риска (слишком активные, подвижные, непредсказуемые на улицах и дорогах, и наоборот, заторможенные, неуверенные в себе, испытывающие чувство страха, имеющие замедленную реакцию на опасность).
- анкетирование родителей по темам «Роль школы в обучении учащихся ПДД», «Профилактики детского дорожно – транспортного травматизма»;
Профилактическую работу с родителями целесообразно проводить перед началом каникул и сразу после них. На лекциях по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма целесообразно использовать аналитический материал территориального управления ГИБДД и привести конкретные примеры ДТП с учащимися местных школ, разбирая вместе с родителями их причины.
Беседы проводятся в форме вопросов и ответов. Даются педагогические рекомендации родителям.
Сотрудничество с другими учреждениями по организации помощи в проведении работы, по обучению школьников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах города. Приложение 5.
Со школой сотрудничает ГИБДД. Инспекторами ГИБДД проводятся беседы с учащимися школы. Они оказывают помощь в подготовке игры «Дорожный марафон», проводят анкетирование среди учащихся, оказывают помощь в снабжении методической литературой, памятками и проспектами учащихся по изучению правил дорожного движения.





























2.Тематическое планирование.

Учебные занятия проводятся два раза, во вторую и четвертую среду каждого месяца. Программа рассчитана на год на 16 часов в каждом классе. В планирование включены экскурсии и инструктажи, которые педагог планирует в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся своего класса.
Разрабатывая программу, мы включили в нее обязательные практические занятия. А также игровые задания и тренировочные упражнения, ролевые игры. Так, мы предусмотрели необходимость освоения школьниками с умственной отсталостью правил поведения в наиболее часто встречаемых, типичных жизненных ситуациях: на проезжей части, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы.
Предусмотрено ознакомление учащихся с такими понятиями, как «Правила дорожного движения», «чрезвычайная ситуация или происшествие», «детский дорожно – транспортного травматизм», «дорожно-транспортное происшествие», «дорожная авария».
На занятиях учащиеся
приобретают знания и навыки поведения на улице (как безопасно перейти улицу, перекресток и т. д.);
усваивают правила движения по дороге (как ходить по загородной дороге и переходить ее);
учатся понимать сигналы светофоров и регулировщиков;
усваивают, где можно устраивать игры, ездить на санках, коньках, лыжах и т.д.;
учатся пользоваться автобусом, троллейбусом, трамваем ( соблюдать правила
ожидания транспорта на остановке, правила посадки и высадки и т. п.);
знакомятся со значением важнейших дорожных знаков, линий дорожной
разметки проезжей части улицы (дороги).
Знания и навыки, полученные детьми в начальных классах, расширяются в среднем звене и старших классах. Дается дополнительный материал, обучение связывается с наблюдениями самих учеников (приводятся конкретные примеры из жизни). Занятия строятся так, чтобы теоретические сведения по теме накапливались раньше, чем учащиеся приступят к выполнению упражнений и игр.
Даны рекомендации для проведения экскурсий по улицам района города.
Целевые прогулки и пешие экскурсии по городу можно начинать со 2 класса. В первом классе учитель организует тренировочные упражнения на специальных учебных площадках. Это связано с тем, что у городских первоклассников еще практически нет опыта передвижения по улицам города группами.
В данной программе имеются основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся для всех классов.
Разработана организация уроков контроля знаний учащихся. Специально организовывать уроки контроля по правилам дорожного движения не стоит. На каждом занятие педагог задает детям ряд контрольных вопросов.
В 3 – 4 классах ученики на эти вопросы могут отвечать письменно, а после оценивать себя путем взаимопроверки. В конце учебного года последнее занятие проводится как тренинг на специально размеченной площадке. Во время таких занятий можно предложить детям контрольные вопросы в виде викторин, тестов, соревнований команд и т.д.
Приложение 1

Тематический план изучения правил безопасности поведения учащихся
на улицах и дорогах.

Тематическое планирование для 1 класса.
№ занятия
Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
На наших улицах и дорогах.
Беседа о правилах поведения детей на улицах.



2
По дороге в школу.
Экскурсия на специальной учебной площадке.
Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.
Использование настольных и сюжетно-ролевых игр.



3
Будь внимательным и осторожным.
Особенности движения пешехода по мокрой и скользкой дороге осенью. Листопад.



4
Наши верные друзья на улицах и дорогах.
Светофор и его сигналы



5
Знакомство с дорожными знаками.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».



6
Где можно и где нельзя играть.
Правила поведения детей на улице. Почему нельзя играть на улицах и дорогах



7
Мы пассажиры.
Знакомство с транспортом города. Правила поведения детей в транспорте



8
На загородной дороге.
Улица (дорога): тротуар, обочина, проезжая часть.



9
Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр и соревнований в зале.



10
Экскурсия по городу.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах в районе своей школы.



11
Знаки на дорогах.
Дорожные знаки, «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; знаки, предупреждающие о пересечениях и примыканиях: «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Одностороннее движение».



12
Опасные игры.
Правила поведения детей на улице. Где можно кататься на самокате и детском велосипеде? Почему опасно цепляться за автомобиль? Почему нельзя кататься на санках с горок на улице?



13
На загородной дороге.
Учить школьников движению по загородной дороге.



14
Учимся соблюдать правила движения.
Предупреждение учащихся об увеличении опасности весной на улицах и дорогах в связи с увеличением в это время года числа машин и пешеходов. Закрепить знания уч-ся по ПДД с помощью настольных игр.



15
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах?
Провести анализ   ошибок в поведении детей на улицах и дорогах



16
Проведение инструктажа по ПДД на летний период




всего
16ч



Тематическое планирование для 2 класса.

№ занятия
Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
На наших улицах. Город, в котором мы живём. Улица. Тротуар. Проезжая часть улицы. Перекрёстки. Почему на улице опасно? Правила поведения учащихся на улице. Где нужно ходить по улицам? Дисциплина на уроке – залог безопасного движения.




2
Мы идём в школу.
Рассказ о микрорайоне. В котором находится школа. Мы переходим улицу. Наиболее безопасный путь – самый лучший. Разбор конкретных маршрутов учащихся в школу.




3
Это должны знать все.
Зачем нужно знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Как нужно ходить по улицам группами. Особенности движения пешеходов по мокрой и скользкой дороге. (дождь, гололёд, снегопад)




4
Наши верные друзья.
Сигналы для регулирования дорожного движения. Светофор и его сигналы. Сигналы регулировщика и их значение. Пешеходный светофор и его сигналы.




5
Знакомство с дорожными знаками.
Дорожные знаки, «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»; знаки, предупреждающие о пересечениях и примыканиях: « Въезд запрещён», «Пункт питания», «Место остановки автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Телефон», «Одностороннее движение».




6
Где можно и где нельзя играть.
Почему нельзя играть на улицах и дорогах. Место для игр на самокате и детском велосипеде?




7
Мы пассажиры.
Общественный транспорт города. Правила пользования общественным транспортом и поведение в нем.




8
На загородной дороге.
Дорога: тротуар, обочина, пешеходная дорожка, проезжая часть. Правила поведения на загородной дороге. Где можно пересекать загородную дорогу. Переход через ж.д. переезд Дорожные знаки: «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»;




9
Мы учимся соблюдать правила
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игри соревнований в зале.




10
Экскурсия по району школы.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах в районе своей школы.




11
Почему дети попадают в  дорожные аварии
Расширить представления детей о дорожной среде. Развивать целостность восприятия, чувство предвидения опасности, наблюдательность, дисциплинированность на дороге.




12
Что такое ГИБДД и кто такой инспектор ДПС
Познакомить учащихся с расшифровкой аббревиатур ГИБДД и ДПС.
Разъяснить значимость работы инспектора в обеспечении  порядка и безопасности на проезжей части дороги, сохранении жизни и здоровья пешеходов, пассажиров, водителей.




13
Правила безопасного перехода улиц и дорог
Формировать у учащихся представление о правостороннем движении транспорта, возможных опасностях и неожиданностях на улицах и дорогах.
Научить правильно ориентироваться в дорожных ситуациях.




14
Правила перехода перекрестка.
Формировать у учащихся представление  о перекрестке. Развивать  осмысление, понимание и осознание опасности  перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.




15
Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах?
Провести анализ  типичных ошибок в поведении детей на улицах и дорогах




16
Проведение инструктажа по ПДД на летний период





всего
16ч




Тематическое планирование для 3 класса.

№ занятия
Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
Основные правила поведения учащихся на улице, дороге.
Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, пройденных в 1 и 2 классах. Примеры ДТП с детьми в городе. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов уч-ся на стадион, парк, кинотеатр.




2
Движение пешеходов по улицам города.
Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов на улицах нашего города и страны. Выбор наиболее безопасного пути




3
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Элементы улиц: тротуар, проезжая часть. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и её составных частях. Дорожная разметка: (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией и тд.)




4
Сигналы светофора регулировщика.
Назначение светофора и его сигналы. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходный светофор и его сигналы регулировщик. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора.




5
Правила перехода улиц и дорог.
Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Движение пешеходов запрещено», «Дети».




6
Виды транспортных средств. Обязанности пассажиров.
Основные виды транспортных средств. Обязанности пассажиров транспорта. Правила поведения детей в транспорте.




7
Тормозной путь транспорта.
Дать понятие о том, что движущийся транспорт остановить мгновенно не возможно. Учить проявлять осторожность при переходе улиц и дорог.




8
Как переходить улицу на регулируемом перекрестке.
Дать понятие о регулируемом перекрёстке. Учить переходить регулируемый перекрёсток. Преимущество транспортных средств и пешеходов.




9
Как переходить улицу на нерегулируемом перекрестке.
Дать понятие и нерегулируемого перекрёстка. Учить переходить нерегулируемый перекрёсток. Преимущество транспортных средств и пешеходов.

27. 01

10
Экскурсия по микрорайону в районе школы.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах




11
Как обходить стоящий транспорт.
Формировать у учащихся знания  о том как правильно обходить стоящий впереди себя транспорт на дороге и улице.




12
Дорожные знаки.
Повторить пройденные дорожные знаки, значение дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге




13
Перекрестки и их виды.
Формировать у учащихся представление  о перекрестках и их видах
Развивать  осмысление, понимание и осознание опасности  перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.




14
Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. Моделирование и изготовление настольных игр, организация игр и соревнований в зале.




15
Правила езды на велосипеде.
Учить предвидеть  опасность при езде на велосипеде.
Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.




16
Викторина по теме «Пешеход»
Закрепление знаний и умений по пройденным темам.





всего
16ч




Тематическое планирование для 4 класса.


Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
Введение.
Увеличение численности населения города, интенсивность движения на улицах и дорогах. Интенсивность и скорость движения. Обеспечение безопасности пешеходов. Причины ДТП: незнание и невыполнение ПДД, нарушение правил пользования общественным транспортом. Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте. Забота государства о безопасности движения. ГИБДД. Юные инспекторы движения.



2
Перекрестки и их виды. Дорожная разметка.
место пересечения улиц и дорог. Виды перекрёстков: трёхсторонний, четырёхсторонний, площади. Границы перекрёстков. Дорожная разметка на улицах и дорогах. Основные линии дорожной разметки и значение их для пешеходов.



3
Сигналы для регулирования дорожного движения. Транспортные и пешеходные светофоры. Сигналы светофора и их значение. Сигналы регулировщика и и их значение. Положение и жесты регулировщика, которые соответствуют сигналам светофора. Сигналы регулировщика важнее сигналов светофора (при одновременном регулировании)



4
Дорожные знаки и их группы.
Группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Знаки приоритета, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Место установки дорожных знаков.



5
Правила перехода улиц и дорог.
Места, где разрешается переходить улицы и дороги. Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрёстки. Переход улицы и дороги по сигналам светофора и регулировщика. Выбор безопасного пути в школу. Переход улиц с односторонним и двусторонним движением.



6
Тормозной путь транспортных средств.
Дать понятие о том, что движущийся автомобиль и другие транспортные средства остановить мгновенно не возможно. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортом.



7
Виды транспортных средств.
Виды транспортных средств (грузовые, легковые, специальные), их назначение. Автобусы, маршрутные газели, такси, трамваи, троллейбусы – городской общественный транспорт. Ж.Д. транспорт и его назначение. Правила посадки и высадки пассажиров из транспортных средств.



8
Мы учимся соблюдать правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. (практическое занятие в компьютерном кабинете)



9
Как переходить улицу на регулируемом перекрестке.
Игры и соревнования на лучшее знание и умение по правилам безопасного поведения уч-ся. Дать понятие о регулируемом и нерегулируемом перекрёстке. Учить переходить регулируемый перекрёсток.



10
Экскурсия по микрорайону в районе школы.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах



11
Как обходить стоящий транспорт.
Формировать у учащихся знания  о том как правильно обходить стоящий впереди себя транспорт на дороге и улице.



12
«Я знаток дорожных знаков»
Повторить пройденные дорожные знаки, значение дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге



13
Перекрестки и их виды.
Формировать у учащихся представление  о перекрестках и их видах
Развивать  осмысление, понимание и осознание опасности  перекрестка как места, где пересекаются дороги и транспорт движется в разных направлениях.



14
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка.
Элементы улиц: тротуар, проезжая часть. Ограждение тротуаров от проезжей части. Рассказ о дороге и её составных частях. Дорожная разметка: (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией и тд.)



15
Правила движения на велосипеде
Рассказ об истории появления велосипеда. Учить предвидеть  опасность при езде на велосипеде .Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.



16
Викторина по теме «Пешеход»
Итоговое занятие. Проверка знаний и умений по пройденным темам.




Всего
16ч




3. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 1-4 классов

Учащиеся 1 класса
Должны знать:
1. Основные части улицы и дороги.
2. Место передвижения пешеходов и транспорта.
3. Почему нельзя ходить по проезжей части.
4. Что такое перекресток. Какие бывают перекрестки.
5. Правила ориентации на улице, дороге.
6. Название, назначение и возможные места установки изученных дорожных знаков.
7. Значение световых сигналов. Светофоры транспортные и пешеходные.
8. Правила перехода улиц и дорог по пешеходным переходам, регулируемыми сигналами светофора.
9. Знать маршрут движения из дома в школу и обратно.

Должны уметь:
1. Определять наиболее опасные для пешеходов участки улиц и дорог.
2. Уметь обращаться к взрослым пешеходам за помощью при переходе улиц и дорог, в местах интенсивного движения транспорта.



Учащиеся 2 класса
Должны знать:
1. Характерные ошибки в поведении пешехода.
2. Название и назначение дорожных знаков, изученных в 1 и в 2 классах.
3. Разметку на улицах и дорогах в местах остановок общественного транспорта и на пешеходных переходах.
4. Опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне.
5. Значение сигналов регулировщика, светофора для пешеходов и транспорта.
6. О переходе улицы группой
7. Места ожидания общественного транспорта.
8. Правила поведения в общественном транспорте.
9. Как обходить стоящий автобус, троллейбус, трамвай.
10. Какая опасность подстерегает детей при проведении игр на проезжей части улицы.
11. Виды перекрёстков.
12. Значение сигналов, подаваемых водителями транспортных средств.
13. Правила поведения пешеходов на улицах.
14. Знать маршрут движения из дома в школу и обратно.


Должны уметь:
1. Определять безопасные места улиц и условия для перехода их.
2. Выполнять переход улиц по обозначенным переходам со взрослыми.
3. Правильно пользоваться общественным автотранспортом.
4. Обращаться к взрослым в сложных условиях перехода улиц.


Учащиеся 3 класса
Должны знать:
1. Правила безопасного перехода улиц и дорог с односторонним и двусторонним движением транспортных средств.
2. Название, назначение дорожных знаков, изученных в 1, 2 и 3 классах и места их установки.
3. Правила поведения пешеходов по сигналам регулировщика.
4. Опасные и безопасные участки дорог и улиц.
5. Поведение пассажиров в общественном транспорте.
6. Почему нельзя разговаривать с водителем во время движения транспорта.
7. Тормозной путь. Влияние состояния дороги на тормозной путь.
8. Дорожные знаки.


Должны уметь:
1. Самостоятельно определять места безопасного перехода улиц.
2. Определять для пешехода безопасные расстояния до движущихся транспортных средств.
3. Самостоятельно входить и выходить из общественного транспорта (правила ожидания транспорта на остановке, правила посадки-высадки и т.д.).
4. Соблюдать этику поведения в общественном и личном транспорте.
5. Применять на практике полученные знания.



Учащиеся 4 класса
Должны знать:
1. Этические нормы отношений и правила безопасного поведения пешеходов и пассажиров на улице, дороге и в общественном транспорте.
2. Запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно -указательные знаки, их назначение и места установки на улицах и дорогах.
3. Назначение дорожной разметки и виды разметки на пешеходных переходах.
4. Правила безопасного поведения школьников при движении группой и колонной по улице и загородной дороге.
5. Движение на велосипеде (мопеде) по дороге и улице.

Должны уметь:
1. Безопасно переходить улицу и дорогу самостоятельно и с группой школьников, помогать младшим при переходе улиц и дорог.
2. Пользоваться наземными видами общественного транспорта как самостоятельно, так с группой школьников.
3. Правильно объяснять младшим школьникам, как безопасно переходить улицу и дорогу и как надо вести себя в общественном транспорте.
4. Оценивать правильность и безопасность поведения на улицах и дороге пешеходов и водителей транспортных средств.
5. Применять на практике полученные знания.


Приложение 2


Тематическое планирование для 5 класса.


Тема и содержание
Кол-во
срок
проведен.

1
Наш путь в школу и новые маршруты.
Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах, пройденных в младших классах. Примеры ДТП с детьми в городе. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов уч-ся на стадион, парк, магазин, кинотеатр и другие места следования



2
Проверка знаний по ПДД.
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. (практическое занятие в компьютерном кабинете)



3
Движение учащихся группами и в колонне.
Ознакомить школьников с правилами движения по улицам и дорогам группами. Движение школьников допускается только по тротуару и пешеходным переходам, а при их отсутствии в светлое время суток по обочине по два человека в ряд, придерживаясь правой стороны.
Группу должны сопровождать взрослые - впереди и сзади, с красными флажками в руках



4
Труд водителя.
Познакомить учащихся с трудом водителя.
В настоящее время профессия водителя - это одна из распространенных профессий. Чтобы хорошо выполнять свою работу, водитель должен хорошо знать устройство машины и правила дорожного движения; уметь управлять машиной в различное время суток и года; ухаживать за ней, т. е. обслуживать и ремонтировать.



5
Перевозка учащихся в общественном транспорте.
Воспитывать  культуру поведения учащихся в общественном транспорте. Научить посадке и высадке из транспорта и безопасному поведению на посадочных площадках.



6
Предупреждающие сигналы водителей.
Сформировать у уч-ся знания о предупредительных сигналах перед началом и перед изменением направления движения автомобиля (поворотом, перестроением, обгоном и т.п.) которые подаются световыми указателями поворотов, а при торможении также используются световые указатели сзади машины - стоп - сигнал.



7
Оборудование автомобилей и мотоциклов специальными сигналами.
Изучить правила поведения учащихся на улицах и дорогах при проезде автомобилей и мотоциклов, оборудованных сигналом «сирена».



8
Практические занятия по вождению велосипеда.
Рассказ об истории появления велосипеда. Учить предвидеть  опасность при езде на велосипеде .Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.



9
Экскурсия по микрорайону в районе школы.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах



10
Итоговое занятие. Викторина по теме «Пешеход»
Проверка знаний и умений по пройденным темам.



11
Как обходить стоящий транспорт.
Формировать у учащихся знания  о том, как правильно обходить стоящий впереди себя транспорт на дороге и улице.



12
Виды светофоров и их сигналы
Виды светофоров Светофор для транспорта и пешеходов.
Назначение светофора и его сигналы. Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходный светофор и его сигналы регулировщик.



13
Какие опасности подстерегают пешехода на дороге
Дорожные «ловушки», «бытовые привычки».



14
Обязанности пассажиров
Расширить знания о правилах пользования транспортом и ожидание транспорта.



15
На железной дороге.
Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге. Развивать целостность восприятия окружающей среды.
-Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей



16
Практические занятия на специально размеченной площадке.





Всего
16ч




Тематическое планирование для 6 класса.


Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
Ответственность за нарушение ПДД.
Примеры ДТП с детьми в городе . Разбор конкретных ситуаций по дорожно-транспортным происшествиям. Закрепление знаний и умений по пройденным темам.



2
Наш город и наш район школы.
Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах города, пройденных в предыдущих классах.. Наиболее опасные места для движения пешеходов в микрорайоне школы. Разбор конкретных маршрутов уч-ся на стадион, парк, магазин, кинотеатр и другие места следования



3
Причины ДТП
Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах.
Развивать двигательные умения и навыки безопасного поведения.
Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.



4
Назначение разделений на проезжей части.
Дать знания о назначении разделений на проезжей части. Дорожная разметка: (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией и тд.)



5
Сигналы светофора с дополнительными секциями.
Транспортные и пешеходные светофоры и их сигналы. Значение дополнительных секций в светофорах. Сигналы светофора и их значение



6
Дорожные знаки и дополнительные средства информации.
Закрепить значение дорожных знаков для пешеходов, понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге. Знать группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие. Знаки приоритета, информационно-указательные, сервиса, дополнительной информации (таблички). Место установки дорожных знаков.



7
Практическая езда на велосипеде.
Учить предвидеть  опасность при езде на велосипеде .Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.



8
Поведение на железной дороге.
Сформировать у учащихся представления об опасности на железной дороге.
-Развивать целостность восприятия окружающей среды.
- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей



9
Участие школьников по пропаганде по ПДД.
Обеспечение безопасности пешеходов. Разбор причин ДТП: К чему приводит незнание и невыполнение ПДД, нарушение правил пользования общественным транспортом. Воспитание навыков сознательного, дисциплинированного поведения на улице, дороге, в транспорте. Забота государства о безопасности движения. ГИБДД. Юные инспекторы движения.



10
Итоговое занятие. Викторина по теме «Пешеход»
Проверка знаний и умений по пройденным темам.



11
Травмы на дорогах
Статистика детского травматизма. Виды травм. Признаки переломов. Оказание медпомощи пострадавшему.



12
Дорожные знаки
Практическое занятие: усвоить и зарисовать основные знаки для пешехода.
Повторить пройденные дорожные знаки, значение дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге



13
Передвижение транспортных средств и пешеходов
Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Перестроение в полосах перед перекрестками. Предупредительные сигналы об изменении движения. Переход улицы с одно- и двусторонним движение



14
Транспорт, Виды транспорта
Передвижение транспорта. Тракторы и прицепы. Автопоезд. Самоходные сельхозмашины Гужевой транспорт.



15
Экскурсия по микрорайону в районе школы.
Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах



16
Первая помощь при ДТП. Аптечка и её содержимое . Практическое занятие по оказанию первой медпомощи.

16ч




Тематическое планирование для 7 класса.


Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
Правила дорожного движения.
Обзор состояния ДДТТ в городе, области и ответственность за нарушение
ПДД. Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.



2
Викторина по теме «Как ты знаешь ПДД»
Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах города, пройденных в предыдущих классах..



3
Движение транспорта
Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Перестроение в полосах перед перекрестками. Предупредительные сигналы об изменении движения. Переход улицы с одно- и двусторонним движение



4
Остановочный и тормозной путь транспорта
Закрепить понятие о движущемся автомобиле на скорости и о том что, его остановить мгновенно не возможно. Факторы, влияющие на величину тормозного пути. Опасность перехода улицы и дороги перед близко идущим транспортом для пешехода и водителя.



5
Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспорте
Закрепить понятие о назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспорте, учить их опознавать и объяснять



6
Дополнительные требования к движению велосипедистов.
Правила движения для велосипедистов. Требования безопасности при катании на всех видах самооткатывающихся средствах.
Учить предвидеть  опасность при езде на велосипеде .Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих



7
Технические требования к движению велосипедистов.
Учить предвидеть  опасность при езде на велосипеде .Обучать правилам обращения с велосипедом для безопасности окружающих.



8
Практическое занятие по ПДД
Закрепление знаний и умений по пройденным темам. (практическое занятие в компьютерном кабинете)



9
Проверка знаний и умений по пройденным темам.
Викторина по теме «Пешеход»



10
Ответственность за нарушение ПДД.
Примеры ДТП с детьми в городе . Разбор конкретных ситуаций по дорожно-транспортным происшествиям. Расширить знания об ответственности за нарушение ПДД.



11
Травмы на дорогах
Статистика детского травматизма. Виды травм. Признаки переломов. Оказание медпомощи пострадавшему.



12
Значение дорожных знаков и дорожной разметки
Усвоить и объяснить основные группы знаков и их значение
для пешехода. Повторить пройденные дорожные знаки, значение дорожных знаков для пешеходов, научить понимать их схематичное изображение для правильной ориентации на дороге



13
Горизонтальная и вертикальная разметки
Сторона дороги, улицы для передвижения транспортных средств. Как и где используется горизонтальная и вертикальная разметки.



14
Типичные ошибки на улицах и дорогах
Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге



15
Поведение участников и очевидцев ДТП
Что такое ДТП? Основные правила поведения участника ДТП. Обязанности очевидцев ДТП. Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах



16
Первая помощь при ДТП. Аптечка и её содержимое . Практическое занятие по оказанию первой медпомощи.

16ч



Тематическое планирование для 8 класса.


Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
Роль автомобильного транспорта в экономике страны.



2
Как ты знаешь ПДД
Повторение правил безопасного поведения на улицах и дорогах города, пройденных в предыдущих классах..



3
Правила перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах
Передвижение на дорогах. Требования к водителям мотоциклов и мотороллеров Правила безопасной перевозки пассажиров на мотоциклах и мотороллерах



4
На скользких дорогах
Соблюдение правил безопасности на скользких дорогах.



5
Проезд железно - дорожного переезда
Закрепить знания учащихся об опасности на железной дороге. Расширить знания о правилах проезда на железно - дорожном переезде
- Дать понятие об оборудовании железнодорожных переездов, правилах перехода железнодорожных путей



6
Поведение учащихся при ДТП. Оказание первой медицинской помощи.
Закрепить основные правила поведения участника ДТП. Обязанности очевидцев ДТП. Практическое закрепление знаний и умений как правильно вести себя на улицах и дорогах. Закрепить знания и умения по оказанию первой медпомощи.



7
Правила вождение велосипедом и мопедом на размеченной площадке.
Закрепить правила движения для велосипедистов и для мопедистов на размеченной площадке Требования безопасности при катании на этих видах транспортных средств.



8
Правила для пешехода
Закрепить основные правила поведения пешеходов. Практическое закрепление знаний и умений правильно вести себя на улицах и дорогах. Технические меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Психологическая безопасность.



9
Работа светофора их виды.
Закрепить основные виды светофоров их назначение
Значение дополнительных секций в светофорах. Пешеходный светофор и его сигналы.



10
Ответственность за нарушение ПДД.
Расширить знания об ответственности за нарушение ПДД.
Разбор конкретных ситуаций по дорожно-транспортным происшествиям.
Умение вовремя вызывать государственные службы безопасности и спасения.



11
Движение пешеходов
Движение пешеходов индивидуально, группами и колоннами. Переход с флажками. Преимущество передвижения водителя или пешехода. Осторожность пешехода.



12
Опознавание транспортных средств
Номерные опознавательные знаки и надписи на транспортных средствах. Действия очевидцев, пострадавших в случае дорожного транспортного происшествия.



13
Правила поведения участников дорожного движения
Правила поведения участников дорожного движения пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения.



14
Черепно-мозговые травмы
Причины черепно-мозговых травм. Виды черепно-мозговых травм. Оказание медпомощи при этих травмах.



15
Типичные ошибки на улицах и дорогах
Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге. Учить адекватно ориентироваться в дорожных ситуациях.



16
Итоговое занятие. Тесты по теме «правила дорожного движения»
Проверка знаний и умений по пройденным темам.
16ч





Тематическое планирование для 9 класса.


Тема и содержание
Кол-во
Дата проведения

1
Безопасная дорога. Дорожная знаки и дорожная разметка.
Закрепить основные правила безопасности. Закрепить группы знаков и их значение, расширить знания где используется дорожная горизонтальная и вертикальная разметки для пешехода: (разделение встречных потоков транспортных средств сплошной или прерывистой линией и тд.)



2
Регулирование дорожного движения.
Пешеходные переходы и остановочные маршруты транспортных средств.
Переход улицы и дороги по сигналам светофора. Выбор безопасного пути Переход улиц с односторонним и двусторонним движением.
Закрепить места, где разрешается переходить улицы и дороги и остановочные маршруты транспортных средств.
Нерегулируемые и регулируемые пешеходные переходы и перекрёстки.



3
Разбор дорожно- транспортных происшествий.
Жертвы и виновники дорожно-транспортных происшествий



4
Дорожная аварийность и травматизм.
Основные понятия и термины ПДД.
Обзор состояния ДДТТ в городе, области и ответственность за нарушение
ПДД. Сформировать у учащихся осознанное представления о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах. Воспитывать дисциплинированность, ответственность и культуру поведения.



5
Правила дорожного движения – ведущий нормативный акт.
Правила поведения участников дорожного движения пешеходов, водителей и велосипедистов. Ответственность лиц, нарушивших правила дорожного движения.



6
Дорожная разметка и ее характеристики. Проезд перекрестков.
Закрепить, как и где используется горизонтальная и вертикальная разметки. Повторить правила проезда перекрестков. Закрепить основные группы знаков и их значение для пешехода.



7
Правовая ответственность водителей и пешеходов за нарушение ПДД. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров.
Закрепить правила поведения участников дорожного движения и их правовую ответственность за нарушение ПДД. Обязанности водителей, пешеходов и пассажиров на дороге.



8
Оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим в ДТП
Закрепление знаний и умений как правильно вести себя на улицах и дорогах. Закрепить практические знания по оказанию первой медпомощи.



9
Итоговое занятие. Викторина по истории ПДД.
Проверка знаний и умений по пройденным темам.



10
Перевозка грузов с помощью транспортных средств.
Требования к перевозке грузов. Знаки при ограничении передвижения грузов.



11
Осветительные приборы автомобилей и их значение.
Осветительные приборы автомобилей. Предупредительные сигналы. Внешние световые приборы. Стоп-сигнал. «Ловушка» для пешехода.



12
Единые правила дорожного движения
Закрепить понятие что правила дорожного движения едины для всех . Выполнение правил. Приоритет маршрутных транспортных средств.



13
Движение в теплое время суток и в сложных погодных условиях.
Движение колонной в темное время суток. Движение велосипедистов. Ослепление. Недостаточная видимость.



14
Типичные ошибки на улицах и дорогах
Анализ ошибок при движении на улице и дороге. Как распознать и предвидеть опасность их на дороге



15
Права и обязанности участников дорожного движения.
Виновники и пострадавшие дорожно-транспортных происшествий.



16
Итоговое занятие.
Практическое занятие на макете перекрестка.
Проверка знаний и умений по пройденным темам.
16ч




4. Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся 5-9 классов

Учащиеся 5 классов
должны знать:
1. Безопасный маршрут движения из дома в школу и обратно.
2. Основные правила дорожного движения.
3. Обязанности пешеходов и пассажиров.
4. Опасности на дорогах.
5. Виды светофоров.

Учащиеся должны уметь:
1. Самостоятельно ходить из школы домой и обратно.
2. Умение пользоваться дорожными знаками.
3. Предвидеть опасности на дорогах.

Учащиеся 6 классов
должны знать:
1. Что такое ДТП? Как избежать опасности на дорогах.
2. Что такое перекресток?
3. Виды травм.
4. Дорожные знаки.
5. Передвижение на велосипеде.

должны уметь:
1. Составлять безопасный маршрут «дом-школа-дом».
2. Соблюдать требования правил и безопасности на остановках маршрутного транспорта, при посадке и высадке из него.
3. Управлять велосипедом с соблюдением правил и требований безопасности движения.

Учащиеся 7 классов
Должны знать:
1. Дорожные знаки.
2. Чрезвычайные ситуации на транспорте.
3. Взаимоуважение участников движения.
4. Места катания на роликах, скейтбордах и других самокатных средствах, а также на санках, лыжах, коньках и т.п.
5. Ответственность пешеходов за нарушения.
6. Безопасность движения двухколесных транспортных средств.
7. Требования к перевозке людей.

должны уметь:
1. Составлять безопасные маршруты движения в черте микрорайона школы, дома.
2. Решать ситуационные задачи по правилам дорожного движения с применением макетов.
3. Выявлять ошибки передвижения на улицах и дорогах.

Учащиеся 8 класса
должны знать:
1. Значение дорожных знаков и разметки в организации движения. Группы знаков и их значение.
2. Тормозной путь автомобиля в любое время года.
3. Правила вождения мопедом.
4. Разделение транспортных и пешеходных потоков.
5. Определять начало движение ТС их маневрирование.
6. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
7. Разделение транспортных и пешеходных потоков. Технические меры защиты пешеходов. Пешеходные зоны. Психологическая безопасность.
8. Правила воспитания пешеходов.

должны уметь:
1. Уметь оказать первую медпомощь.
2. Ориентироваться в дорожных ситуациях.
3. Применять приемы самосохранения при возможном попадании в ДТП и ЧС в качестве пассажира транспортных средств.
4. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.

Учащиеся 9 класса
Должны знать:
1. Закон РФ «О безопасности дорожного движения»
2. Закон - основы безопасности. Правила дорожного движения (ПДД) -нормативный документ и основы дорожной грамоты.
3. Правила оказания медпомощи пострадавшему.
4. Сложные ситуации на дороге и перекрестке.
5. Определять начало движения ТС и их маневрирование. Расположение ТС на проезжей части. Правила остановки и стоянки ТС. Порядок проезда, перекрестки.
должны уметь:
1. Решать ситуационные и другие задачи по правилам дорожного движения с применением макетов и без них.
2. Правильно оказывать первую медицинскую помощь в пути, при ДТП и ЧС.
3. Вызывать государственные службы безопасности и спасения.
Приложение 3.


Название мероприятия
класс
сроки
ответственные

1
Веселый урок «В гостях у Светофорчика»
Практическое занятие по ПДД на специально размеченной площадке
1-4кл.

5-9кл
сентябрь
Воспитатель ГПД №3

Воспитатель ГПД №6

2
Конкурс рисунков «Я соблюдаю правила дорожного движения»
Игра «Ловкий пешеход»
Проведение инструктажа по ПДД в конце 1-й четверти
1-9кл

3-4кл
1-9кл

октябрь
Воспитатели ГПД

Воспитатели ГПД №4
Классные руководители

3
Инсценировка стихотворения «Дорожная азбука»
Информационное занятие «Ситуация на дорогах за 10 месяцев 2016года»
Игра путешествие «В стране дорожных знаков»
4 кл

1-9кл

3кл
ноябрь
Воспитатель ГПД №5


Воспитатель ГПД №4


Воспитатели ГПД №4

4
Беседа «Осторожно гололед!» О правилах поведения на дорогах в зимний период.
Викторина по теме «Дорожные знаки»
Проведение инструктажа по ПДД в конце 2-й четверти
1-4кл

1-9кл
1-9кл

декабрь
Воспитатель ГПД №4

Воспитатели ГПД №2 Классные руководители

5
Конкурс кроссвордистов «Красный, желтый, зеленый»
Устный журнал «Хочу все знать» (из истории транспорта и дорожного движения)
3-4кл.

1-7кл
январь
Воспитатели ГПД №4,5

Воспитатели ГПД №6,7


6
Практическое занятие «Оказание первой доврачебной помощи при ДТП»
Конкурс «Загадки-предостерегалки»
5-9кл

1кл
февраль

медсестра
Воспитатели ГПД №2, 3

7
КВН «Зеленый огонек»
Просмотр кинофильмов по ПДД и профилактике ДТП.
Проведение инструктажа по ПДД в конце 3-й четверти
3-5кл
3-9 кл

1-9кл

март
Воспитатели ГПД №4,6
Воспитатели ГПД №7 Классные руководители

8
Интерактивный урок «Я примерный пешеход»
Викторина «Пассажир и пешеход»
1-4кл

5-7кл
апрель
Воспитатель ГПД №3

Воспитатель ГПД №4

9
Эстафета «Дорожный марафон»
Конкурс рисунков на асфальте «Безопасная улица»
Экскурсия по микрорайону в районе школы
Проведение инструктажа по ПДД в конце 4-й четверти
5-6кл
3-7кл

3-4кл

1-9кл

май
Воспитатель ГПД №4

Воспитатели ГПД
Воспитатели ГПД№4,5

Классные руководители

План внеклассных мероприятий по профилактике дорожно происшествий и
изучению правил дорожного движения среди учащихся
Приложение 4.

Тематический план мероприятий для родителей

Приложение 5.


№ занятия
Тема
Форма занятий
Методы обучения

1
Профилактика детского дорожно транспортного травматизма
Родительское собрание
лекция

2
Типичные ошибки в поведении школьников на улицах и дорогах
Родительское собрание
Беседа

3
Возрастные и психофизиологические особенности поведения детей в дорожной среде.
Родительское собрание
лекция

4
Как влияет на безопасность детей поведение родителей
Родительское собрание
Беседа

5
Профилактическая работа по предупреждению ДТП в каникулярное время (некоторые климатические условия сезона, дорожная обстановка, возможные опасные транспортные ситуации, отрицательные факторы, влияющие на учащихся)
Родительское собрание
Беседа






6
Взаимодействие семьи и школы в организации воспитательной работы и обучение учащихся безопасному и правопослушному поведению н улицах, дорогах и в транспорте.
Родительское собрание
Беседа

План проведения занятий с инспекторами ГИБДД

№ занятия
Тема занятий
Сроки

1
Участие детей в дорожно транспортных происшествиях в летний период. Правила поведения на улицах и дорогах.
Сентябрь

2
Осторожно Гололёд ! О правилах поведения на дорогах в зимний период
Декабрь

3
Дорожная азбука. Изучаем знаки дорожного движения.
Март

4
Скоро каникулы. Как правильно вести себя на загородной дороге, на дороге в большом городе.
Май



.

8. Литература, рекомендуемая для проведения занятий в начальной школе.

1.Журнал «Начальная школа» 2005г. №6, с 96 «Путешествие в страну дорожных знаков».
2.Журнал «Начальная школа» 2005г. №7, с 91 «Зеленый огонек».
3.Журнал «Начальная школа» 2003г. №1, с 102 «В гостях у светофора».
4.Газета «Начальная школа» 2005г. №23. Ребусы.
5.Воронова Е.А. Красный, желтый, зеленый. ПДД во внеклассной работе. - Ростов – на – Дону: Феникс,2006г. Сборник содержит разработки викторин, брейн-рингов, тестов, оригинальные авторские сценарии агитбригады отряда ЮИД, праздников.
6.Дитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. - Ростов – на – Дону: Феникс, 2006г. В книге понятным и доступным языком рассказывается об общих положениях ПДД.
7.Ковальчук В.И. Игровой модульный курс по ПДД или Школьник вышел на улицу. 1 – 4 классы. – Москва: ВАКО, 2004г. В пособии в игровой форме представлен материал по ознакомлению младших школьников с правилами дорожного движения, воспитанию в них навыков безопасного поведения на улице.


































6ђ Заголовок 215