Классный час по теме: Беречь воду — беречь жизнь


Учителя: Шестерикова А.Е.
Класс: 1 «Г»
Тема: «Беречь воду – беречь жизнь!»
Форма проведения: мастер-класс
Цель: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человек
Оборудование:
- раздаточный материал: карточки с текстом, с задачами, со стихотворением, с инструкцией
- полоски картона, «капельки»
- пластмассовые бутылки с чистой и грязной водой
- фильтры
- марля, ткань, ватный диск
- клей
Задачи
Предметные:
1) выявить у учащихся ранее полученные знания о воде
2) дать представления о роли воды в жизни человека
3) научить фильтровать воду в быту Метапредметные:
1) понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
2) работать в группе: договариваться о выполнении задания, делать выводы
Личностные:
1) выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности
2) воспитывать бережное отношение к воде как бесценному дару природы
Ход занятия
Организационный момент. Эмоциональный настрой
– Здравствуйте, ребята! Сегодня мы собрались на открытое заседание Научного Школьного Общества. Ребята, работать вы будете в группах. Давайте вспомним правила работы в группах
Введение в тему.
- Отгадайте загадку:
«Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
- Вы увидели, что вода может находиться в разных состояниях. Иногда вода даже может приносить вред. Но всё равно мы постоянно говорим о её сбережении. Почему?
- Тема нашего заседания «Беречь воду – беречь жизнь»
- Сегодня нам предстоит доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека.
Актуализация знаний.
- Сейчас мы проверим ваши знания. Поиграем в игру, которая называется «Да – нет». Я буду читать утверждения, а вы, если согласны с этим утверждением, хлопаете в ладоши, а если не согласны, топаете ногами.
Игра «Да – нет».
Вода встречается в природе в трех состояниях: жидком, твердом, газообразном.
Вода превращается в лед при температуре  + 10 градусов.
Лед – вода в твердом состоянии.
Снег при таянии превращается в лёд.
Вода имеет запах и цвет.
Источником загрязнения воды являются фабрики и заводы.
Морская вода имеет кислый вкус.
В реке вода пресная.
(вопросы 1, 3, 6, 8 – да; вопросы 2, 4, 5, 7 – нет)
Открытие нового знания.
- На ваших столах лежат конверты. Достаньте из конверта карточку под номером 1. На ней написан текст. Вам нужно внимательно прочитать текст и найти доказательство той проблемы, которая написана на вашей карточке.
Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом на нём изображают воду. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в океанах и морях, но морская солёная вода непригодна для питья. Пресной воды существенно меньше, на сегодняшний день она составляет около 3% от всего объёма воды на земле. 
При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные также гибнут от недостатка воды. Человек может прожить без воды всего лишь несколько дней. Острый недостаток в пресной воде испытывает треть населения. Есть места, куда воду привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в Нью-Йорке, Токио, Париже и многих других городах.
Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери  - все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания.
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
Проблемы:
1. Вода – источник жизни.
2. Запасы пресной воды небезграничны.
3. Вода в опасности!
Беседа:
- Что важное вы узнали из этих текстов?
- Как думаете, надолго ли нам хватит чистой воды, если мы будем её постоянно загрязнять?
- А как вы считаете, что делается у нас в стране, чтобы решить данную проблему?
- Как такую проблему решают в вашей семье?
- Представьте, что вы пошли в поход. Фильтра с собой у вас нет, чистая вода, которую вы взяли с собой, уже закончилась. Рядом река, но можно ли из неё пить? Что делать?
- Можно ли самим приготовить фильтр в походных условиях?
- Давайте попробуем.
Практическая работа.
- Сейчас каждая группа изготовит фильтр, а потом мы все вместе посмотрим, какой из этих фильтров лучше очищает воду. Достаньте карточку под номером 2. Внимательно прочитайте инструкцию по сборке и применению фильтра.
Инструкция по сборке и применению фильтра.
I. Соберите фильтр:
Вставьте конус в пластмассовый стакан.
В конус первого фильтра положите марлю. В конус второго фильтра положите ткань. В конус третьего фильтра положите ватный диск (вату).
II. Налейте в каждый фильтр небольшое количество грязной воды.
III. Понаблюдайте, что происходит с водой.
IV. Сравните полученную воду с чистой водой.
V. Сделайте вывод.(Один представитель от каждой группы, рассказывает, что они наблюдали.Выводы: 1) сетка пропускает крупный мусор, но остаются песчинки и соринки;
2) ткань пропускает песчинки и соринки, но вода мутная;
3) ватный диск не пропускает даже самые мелкие соринки.)- Как думаете, как можно использовать отфильтрованную через ватный диск воду?
- Можно ли её уже пить?
- Что нужно ещё сделать, чтобы эта вода стала пригодной для питья?
- Оцените свою работу в группах. Напротив каждого пункта правил нарисована капелька. Закрасьте её в голубой цвет, если вы считаете, что выполнили этот пункт, работая в группах
- Пора немного освежиться. Давайте отдохнём.
Физкультминутка.
К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились.
Продолжение работы.
- Вы научились фильтровать воду и делать её пригодной для питья. Но, как вы уже знаете, пресной воды становится всё меньше.
- Можете ли вы сами экономить воду? Как это можно сделать?
- Кто из вас выполнил задание, узнав, за какое количество времени накапает вода из крана в стакан?
- Хотите узнать, сколько воды тратится, а иногда даже напрасно? Для этого будем решать задачи. Достаньте карточку под номером 3. Внимательно прочитайте задачу.
Задача 1: В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
Ответ: 24 стакана.
Задача 2: При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер наберется за неделю?
Ответ: 7 вёдер.
Задача 3: 1 литр сточных вод, попадая в водоёмы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?
Ответ: 1000 литров.
- Вас впечатлили эти цифры? Представьте, что эту воду нельзя уже использовать ни для питья, ни для приготовления пищи.

- Доказали ли мы, что воду надо беречь? Достаньте карточку под номером 4. Соберите стихотворение, призывающее беречь воду. Воду попусту … , кран
Дорожить водой … ! океан
Закрывай покрепче … . не лей
Чтоб не вытек … ! умей
Итог.
- Подведём итоги нашей работы. Какую цель ставили в начале нашего заседания?
- Какой вывод можем сделать?
- Каким способом очищали воду?
- Как можем сами беречь воду?
- Скоро мы с вами узнаем о том, как вода попадает в дома горожан, о том, сколько воды необходимо каждому жителю в день и сколько её расходует город.
- Готовы узнать новые тайны о воде?
Рефлексия деятельности
- Оцените свои достижения на сегодняшнем заседании с помощью капелек. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, полезны и пригодятся в жизни, приклейте на полоску картона голубую капельку. Если вы считаете, что знания, полученные на занятии, вам в жизни не пригодятся, приклейте белую капельку.
- Как думаете, как вы можете использовать эти изделия?
- На этом наше заседание подходит к концу. Известный французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери сказал: «Вода! У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты есть. Нельзя сказать, что ты необходима для жизни, ты – сама жизнь…»
Заседание Научного Школьного Общества
Беречь воду-
беречь жизнь

Твёрдом
Жидком
Газообразном
Воду попусту
Дорожить водой Закрывай покрепче
Чтоб не вытек
океан!
кран.
не лей,
умей!
Проблемы:
1. Вода – источник жизни.
2. Запасы пресной воды небезграничны.
3. Вода в опасности!
24 стакана
7 вёдер
1000 литров






Карточка № 1:
Если взглянуть на глобус, больше всего на нем голубой краски. Голубым цветом на нём изображают воду. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Её много в океанах и морях, но морская солёная вода непригодна для питья. Пресной воды существенно меньше, на сегодняшний день она составляет около 3% от всего объёма воды на земле. 
Карточка № 1:

При недостатке воды жизнь живых существ сильно нарушается. Растения без воды увядают и могут погибнуть. Животные также гибнут от недостатка воды. Человек может прожить без воды всего лишь несколько дней. Острый недостаток в пресной воде испытывает треть населения. Есть места, куда воду привозят на машинах, в цистернах. Воды недостает в Нью-Йорке, Токио, Париже и многих других городах.
Карточка № 1:

Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют много воды и одновременно загрязняют ее отходами производства. Рыба, растения, звери  - все живое погибает в такой воде. Грязные воды отравляют воздух, вызывают заболевания.
Карточка № 1:
Вода – одно из главных богатств на Земле. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. От загрязненной воды страдает все живое. Поэтому воду – наше главное богатство, надо беречь!
Карточка № 2:
Инструкция по сборке и применению фильтра.
I. Соберите фильтр:
Вставьте конус в пластмассовый стакан.
В конус первого фильтра положите марлю. В конус второго фильтра положите ткань. В конус третьего фильтра положите ватный диск (вату).
II. Налейте в каждый фильтр небольшое количество грязной воды.
III. Понаблюдайте, что происходит с водой.
IV. Сравните полученную воду с чистой водой.
V. Сделайте вывод.Карточка № 3:
Задача 1: В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?
Задача 2: При утечке из крана воды за сутки набирают одно ведро. Сколько ведер наберется за неделю?
Задача 3: 1 литр сточных вод, попадая в водоёмы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?
Карточка № 4:
Воду попусту …, кран
Дорожить водой … ! океан
Закрывай покрепче … . не лей
Чтоб не вытек … ! умей
Карточка № 4:
Воду попусту …, кран
Дорожить водой … ! океан
Закрывай покрепче … . не лей
Чтоб не вытек … ! умей
Команда 4