Классный час на тему Беречь природу — значит беречь здоровье (2 класс)


Классный час на тему «Беречь природу – значит беречь здоровье»
Планируемые результаты:
Предметные: формировать умение правильно вести себя в природе; совершенствовать умение анализировать ситуацию.
Метапредметные: развивать экологический взгляд на мир.
Личностные: воспитывать бережное отношение к природе, помочь детям осознать, что человек – часть природы, что взаимоотношения человека с природой – это отношения живого с живым, значение леса для здоровья человека.
Оборудование: на доске изображение ромашки с отрывными лепестками; презентация; аудиозапись звуков леса; нарисованные корзинки и картинки с изображением лекарственных растений по количеству групп.
Ход классного часа.
Оргмомент.
- Добрый день, ребята. На сегодняшнем классном часе вы будете работать в группах. Прошу вас вспомнить правила работы. (Следуют ответы учеников.)
Самоопределение к деятельности.
- На лепестках нашей ромашки записаны пословицы. Я приглашаю по одному представителю от каждой группы. Вы, ребята, отрываете по одному лепестку, возвращаетесь к своей группе и пытаетесь объяснить значение пословицы.
1 пословица: Здоровье не купишь, его разум дарит. (Примерное объяснение: здоровье человека зависит от него самого, от его поведения.)
2 пословица: Здоровье дороже богатства.
3 пословица: Здоровье дороже денег: здоров буду и денег добуду.
4 пословица: Здоровому всё здорово.
5 пословица: Здоровьем слаб - так и духом не герой. ( Примерное объяснение: у человека есть тело и дух – душа; когда болеет тело, болеет и душа, и наоборот.)
- Итак, ребята, какова же тема нашего классного часа? ( Ответы детей.) Верно, говорить мы будем о здоровье.
- А куда мы отправимся за здоровьем, вы мне скажете сами. Закройте глаза, можно опустить голову на парту. Я включу музыку, а вы попробуйте мысленно представить, куда она вас позовёт.
(Звучит музыка.)
- Что же вам представилось? ( Свободные высказывания детей.)
- Да, ребята, за здоровьем мы отправимся в лес.( Слайд № 1)
Послушайте, как красиво сказал о лесе поэт.
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток.
Не оскверняй его святынь.
- Ну а теперь, сформулируйте тему нашего классного часа. ( Дети пытаются сформулировать тему. Тема появляется на слайде № 2.)Актуализация знаний.
- Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?
Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
( Примерные ответы детей: Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Лес дарит нам здоровье. Это легкие нашей планеты. Это тот завод, что выпускает кислород.
Лес – это кладовая, щедро отдающая нам свои дары: орехи, ягоды, грибы, лекарственные травы. Лес – это красота и хорошее настроение, а значит и душевное здоровье.)Основная часть классного часа.
- Да, лес дарит нам здоровье. А всегда ли мы платим ему благодарностью за это?
А) – Послушайте стихотворение и скажите, правильно ли вели себя отдыхающие.
1 ученик: Бом, бом, бом!
Начинается погром.
Выезжаем на природу,
Сколько здесь в лесу народу!
2 ученик: Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят
Сотни взрослых и ребят!
3 ученик: Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
4 и 5 ученики: Мы прошли, конечно, мимо…
- Эй, ребята, - крикнул Дима.-
Вот местечко хоть куда!
Родниковая вода!
Чудный вид!
Прекрасный пляж!
Распаковывай багаж!
6 ученик: Мы купались, загорали,
Жгли костер,
В футбол играли –
Веселились, как могли!
7 ученик: Пили квас,
Консервы ели,
Хоровые песни пели…
Отдохнули и ушли!
8 ученик: И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!
- Правильно ли вели себя отдыхающие?
- Какое правило поведения в лесу они нарушили? Обсудите в ваших группах. ( Не оставлять мусор в лесу. Нужно выкопать яму, собрать туда мусор и все закопать.)( Слайд № 3)
Б) – А сейчас посмотрите сценку «Черемуха» и скажите, кто в этой ситуации поступил неправильно?
Девочка: Расцвела черемуха около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу каждый человек.
Приходили девочки, посидеть под ней.
И могла цвести она
Много, много дней.
( Любуясь черемухой, проходят 2 девочки.)
1 девочка: Чья это черемуха?
2 девочка: Да она ничья.
Белая Снегурочка
Около ручья.
( Идут 2 мальчика. Оглянувшись по сторонам, они обламывают все ветки с дерева.)Девочка: Прибежали девочки,
А Снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
А была черемуха
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
- Скажите, ребята кто же в этой сценке поступил неправильно? Почему вы так решили? ( Ответы детей.)
- Да, каждая попусту сломанная ветка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую еще кто-то – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны.
Послушайте, что чувствует цветок, который сорвали и выбросили.
Сорвали цветок и бросили в лужу.
Он шепчет печально: не нужен, не нужен.
Зачем вы, ребята, сорвали меня?
Ведь жизнь моя длилась всего лишь три дня.
- Человек, сорвавший красивый цветок, наверное, и не думает, что бессмысленно погубил еще одно растение и, может быть, исчезающего вида. Не знает этот человек, что на нашей планете в опасности уже 25 000 видов растений!
О каком же правиле поведения в лесу никогда не надо забывать? Сформулируйте это правило в своей группе.
( Не ломать зеленые ветки и деревья. Не рвать цветы.) ( Слайд № 4)
В)- А сейчас мы отправимся в лес за лекарственными травами. У каждой группы на столе лежит корзинка, в которую вы будете складывать лекарственные растения. Эти растения изображены на карточках также на ваших столах.
Послушайте загадку о первом растении.
Я капелька лета на тоненькой ножке.
Плетут для меня кузовки и лукошки.
Кто любит меня, тот и рад поклониться.
А имя дала мне родная землица.
- Что же это за растение? ( Земляника)
- Найдите нужную картинку и поместите в корзинку под номером 1.
- Проверьте себя ( слайд №5).
- Земляника не только очень вкусная ягода, но и очень полезная. Настой из плодов и ягод мама может дать ребенку при заболевании почек. Земляника содержит витамин С, ее можно применять как общеукрепляющее средство.
- Следующая загадка. Какую траву и слепой знает? А еще об этой траве есть такая загадка: растет зеленый кустик, дотронешься – укусит. ( Крапива)
- Найдите нужную картинку и поместите в корзинку под номером 2.
- Проверьте себя ( слайд № 6).
- Крапива известна как общеукрепляющее средство. Оно поможет остановить кровотечение при травмах и порезах.
- Следующая загадка:
Ранние, весенние желтые цветы,
Очень необычные зеленые листы.
С одной стороны лист блестящий и гладкий,
С другой - он светлее, приятный и мягкий.
- Что это за растение? ( Мать-и-мачеха)
- Найдите картинку. Поместите ее в корзинку под номером 3.
- Проверьте себя ( слайд №7).
- Мать-и-мачеха может избавить вас от головной боли, простуды, а также вылечить гнойничковые поражения кожи.
- Следующая загадка.
На лужайке у дорожки
Рос цветок на длинной ножке.
По краю белый лепесток,
В центре желтенький глазок.
- Конечно, все узнали ромашку! Поместите ее в корзинку под номером 5.
- Посмотрите на экран (слайд № 8). Ромашка поможет нам, когда мы простынем. Мама предложит тебе пополоскать горло настоем ромашки.
- Отгадайте следующее растение.
Золотой и молодой –
За неделю стал седой,
А денечка через два
Облысела голова.
- Что же это за растение? ( Одуванчик)
- Поместите одуванчик в корзинку. Посмотрите на экран, проверьте, не ошиблись ли вы. ( Слайд № 9)
- Одуванчик употребляют в пищу. Салат из одуванчика способствует улучшению аппетита, поможет при заболеваниях желудка и кишечника.
- А вот и последняя загадка.
Белые горошки на зеленой ножке.
- Что это? ( Ландыш)
- Поместите его в корзинку. Посмотрите, как выглядит это растение. ( Слайд №10)
- Препараты ландыша врачи выписывают пожилым людям, когда у них болит сердце, появляются отеки. Если ты занимаешься спортом, соблюдаешь режим дня, то препараты ландыша тебе могут не потребоваться никогда. Но каждый человек должен помнить о том, что это растение спасло жизни многим людям.
Вот и наполнена наша корзинка. Конечно, мы собрали немного лекарственных растений. А скажите, можно ли вырывать все лекарственные растения, которые нам попали на пути? Сформулируйте в своей группе следующее правило поведения в лесу. (Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.) ( Слайд № 11)
Подведение итогов классного часа.
- Вот и подходит к концу наш классный час. Скажите, какие правила поведения нужно соблюдать в лесу, чтобы лес помогал нам быть здоровыми?
( Ученики повторяют правила.)
- Охрана природы – наше общее дело. Это известно любому. Только не каждый понимает, что общее – значит и его. Ведь немногим выпадает удача помочь спасению китов или тигров. А вот радость оставить жизнь цветку доступна каждому из вас. В заключение послушайте еще одно стихотворение.
1 ученик: Что значит человек без трав и птиц?
И без любви к пчеле жужжащей?
Без журавля над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
2 ученик: Когда поймет он, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
Что человек – венец природы
И без природы нам конец?
3 ученик: Садись на камень под сосну,
Лесную слушай тишину.
Журчит, лепечет ручеек
О том, что путь далек-далек.
4 ученик: Упала шишка, скрипнул сук,
Жужжит, жужжит тяжелый жук,
Листва рассказывает сны…
Ты слышишь голос тишины…
( На экране повторяется слайд № 1 и звучит музыка, которой классный час начинался).
- Скажите, чему вас научил классный час? Над чем заставил задуматься?
( Следуют свободные высказывания детей).