Статья о профессиональном самоопределении обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Особенности работы по профессиональному самоопределению
обучающихся с интеллектуальными нарушениями
Ю.Н. Царева, педагог-психолог ТОГБОУ «Центр
лечебной педагогики и дифференцированного обучения»
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наши дети с проблемами в развитии требуют в этом плане особого подхода.
Для интеграции их в общество важно не только признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, но и оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности.
Но значительная часть детей с интеллектуальной недостаточностью, оканчивающие специальные (коррекционные) школы и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к полноценной жизни в обществе. Окончив школу, где им было комфортно, немногие выпускники правильно определяются с выбором профессии, которой могут овладеть, далеко не все адекватно оценивают свои возможности и способности. Поэтому крайне важно, чтобы процесс формирования профессионального самоопределения учащихся с нарушением интеллекта происходил не стихийно, под влиянием случайных факторов, а был целенаправленным, учитывал психофизические возможности и склонности каждого ребенка к определенному виду деятельности.
На рынке труда для детей с ограниченными возможностями здоровья наиболее доступными являются рабочие специальности, профессии сферы обслуживания. Поэтому профориентационная и профессионально-трудовая подготовка обучающихся в школе должна строиться с учетом способностей ребенка и в соответствии с потребностями общества.
Тамбовское областное государственное бюджетное образовательное учреждение «Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения» готовит своих воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в условиях современного производства. Школа VIII вида не ориентирована на цензовое образование, поэтому содержание учебных программ разработано с учётом возможностей умственно отсталых школьников и отличается от содержания изучаемого материала учащимися массовых школ. Приоритетом обучения является трудовое обучение, а содержание обучения по всем предметам имеет практическую направленность. Учителя трудового обучения формируют у учащихся понимание осознанного выбора профессии, правильной самооценки своих возможностей. Они знают особенности каждого ребенка, осуществляют индивидуальный и дифференцированный подход, требуют от учащегося раскрытия своего потенциала. Трудовое обучение осуществляется последовательно и состоит из нескольких этапов:
трудовое обучение в 1-4 классах;
трудовое и профессионально-трудовое обучение в школьных учебных мастерских в 5-9 классах.
Для продолжения трудового обучения по видам труда в школьных мастерских среди учащихся начальной школы проводится изучение индивидуальных возможностей и дифференцированный отбор. Ежегодно педагогом-психологом осуществляется диагностическое обследование познавательной и эмоционально-волевой сфер детей, выявляются их социальные и личностные проблемы, определяются индивидуальные особенности и склонности, потенциальные возможности учащихся в процессе обучения, в профессиональном самоопределении, а также выявление причин нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации, выявление потенциальной и реальной групп социального риска.
Дети с легкой степенью умственной отсталости вполне реально относятся к выбору будущей профессии, правильно соотносят свой выбор со своими возможностями и особенностями своей личности. Дети с умеренной степенью умственной отсталости часто не адекватны при рассмотрении вопросов о своем будущем.
Поэтому важным фактором профессионального самоопределения в центре является формирование у учащихся адекватных представлений о профессиональной деятельности, видах профессий, условиях труда, а также умение включаться в общественно-полезный труд и социальные отношения коллектива.
В центре имеются слесарная и швейная мастерские, кабинет растениеводства. Если слесарное дело и швейное дело осваивают дети с легкой степенью умственной отсталости, то растениеводством занимаются учащиеся имбецильных классов.
Кроме того, выполнение различных видов бытовой и хозяйственной деятельности способствует воспитанию трудовых навыков у учащихся, обеспечивает возможность познать природу их профессиональных интересов, направлять эти интересы в соответствии с возможностями. В процессе совместной работы у школьников формируется не только ответственность за порученное ему дело, но и за деятельность других членов коллектива, он и учится соотносить свои действия с действиями товарищей, подчиняться трудовой дисциплине.
Различные формы организации труда, опыт производственных отношений и организаторско-хозяйственной деятельности, поднимают самооценку учащихся на более высокий уровень, что является важным фактором формирования профессионального самоопределения.
Важной составляющей профориентационной работы является дополнительное образование. Педагоги дополнительного образования, воспитатели организуют свою работу с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, определяя нагрузку, дифференцированную по сложности. В процессе реализации программ по дополнительному образованию, разработанных педагогами Центра, учитывается структура дефекта, соотношение первичных и вторичных отклонений в развитии ребенка. Дети отличаются друг от друга интеллектуальными возможностями, уровнем познавательной активности, работоспособности, развитием речи, вниманием и т.п.
На базе Центра действуют кружки и секции, которые посещают более 80% детей. Имеются 2 секции (футбол, баскетбол) и 6 творческих кружков: «Танцевальный», «Вокально-хоровой», «Лоскуток к лоскутку», «Радуга», «Волшебная ниточка», «Юный слесарь».
Работы кружковой деятельности демонстрируются на выставках декоративно-прикладного творчества и пользуются спросом на ярмарках и выставках-продажах. На полученные деньги закупается материал для дальнейшей работы кружков.
Важным компонентом социализации и дальнейшей интеграции детей с нарушением интеллекта является работа нового кружка «Основы компьютерной грамотности». Элементарные навыки владения компьютерной техникой помогут определенной группе детей в будущем занять свою определенную профессиональную нишу.
Воспитанники отделения школы-интерната активно участвуют в смотрах, конкурсах, фестивалях как внутри школы, так и на городском, областном, всероссийском и даже международном уровнях. Принимая участие в таких мероприятиях, они чувствуют себя в этом мире не одинокими, а что-то знающими и умеющими. Бывая со своими творческими работами на конкурсах, дети с удовлетворением замечают, что их работа не хуже, а может и лучше других. Работы наших детей очень часто занимают призовые места. Все это повышает самооценку наших детей, что позволяет им с уверенностью смотреть в будущее.
Профориентационная работа реализуется не только через уроки, кружковую работу, но и через внеклассные занятия, экскурсии, посещения учебных заведений НПО.
Разнообразие экскурсий в торговые предприятия, на строительные объекты, на предприятия службы быта, учреждения дополнительного образования позволяет формировать коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий. Наши дети, посещая ТОГОУ ОСПО «Техникум отраслевых технологий», с которым заключен договор о сотрудничестве, беседуют с мастерами производственного обучения, знакомятся с традициями учреждения, с жизнью их сверстников, условиями учебы, труда, отдыха. В свою очередь педагоги и мастера так же являются частыми гостями школы: посещают школьные родительские собрания, круглые столы, ежегодный Вечер труда. Многолетнее сотрудничество с ТОГОУ ОСПО «Техникум отраслевых технологий» позволяет нашим выпускниками еще в школе определиться с выбором будущей профессии и получить востребованные рабочие специальности: столяр, мастер отделочных работ, швея, мастер по изготовлению берестяных изделий.
Знания, умения и навыки, сформированные у учащихся в процессе освоения различных профессий на базе школы, позволяют выпускникам активнее социализироваться в обществе, а это значит, что работа по профориентации ведется комплексно и дает свои положительные результаты
Подготовка к самостоятельной жизни подростка специальной (коррекционной школы) общеобразовательной школы VIII вида дело очень сложное, но вдвойне сложно подготовить выпускника с ограниченными возможностями здоровья к освоению основ будущей профессии, помочь ему найти свое место в жизни.
Мы стремимся к тому, чтобы выпускник нашего Центра сформировал свою жизненную позицию на основе воспитания традиционных ценностных отношений. Большинство из выпускников способны на разумный выбор профессии, выработку самостоятельных идей, способны управлять своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Литература
Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. - М., 2004. – 368с.
Профессиональная и трудовая ориентация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. - М., 2006.