Статья Создание специальных условий, позволяющих учащимся с ОВЗ в младших классах овладеть навыками социализации.
Изучение теоретических основ социального опыта развития умственно-отсталых детей.
Интеграция в общество детей с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников.
Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом, культурой, как источником развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования.
Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте – основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в интеллектуальном развитии.
У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям[4, с.120].
Традиционно считается, что основной составляющей и механизмом процесса социализации является адаптация, под влиянием которой человек обретает черты социальности, становится полноправным членом общества
[2, с.47].
Однако стать существом социальным, не имея для этого внутренних предпосылок, под влиянием одних только внешних условий, не возможно.
В ходе социального развития человека изменяются формы социального взаимодействия его с обществом, возрастает мера соответствия требованиям, нормам последнего. Но это есть лишь количественные изменения. В ходе индивидуального развития ребенка нельзя зафиксировать момент качественного изменения или скачка, означающего смену его биологического существования и переход к социальному.
В работах А.В. Малера можно найти соединение понятий социализация и адаптация. Они указывают: «Социализация осуществляет социальную типизацию личности, адаптирует и интегрирует человека в обществе, благодаря усвоению им социального опыта, ценностей, норм, установок, присущих как обществу в целом, так и отдельным группам»[2].
Для детей с нарушениями интеллекта социальная адаптация означает приспособление, приведение индивидуального и группового поведения "особых" детей в соответствие с системой общественных норм и ценностей.
У "особых" детей, из-за дефектов развития, затруднено взаимодействие с социальной средой, снижена способность адекватно реагировать на происходящие изменения. Они испытывают особые трудности в достижении своих целей в рамках существующих норм, что может вызвать у них неадекватную реакцию и привести к отклонению в поведении.
В задачи развития и воспитания "особых" детей входит обеспечение адекватного взаимоотношения их с обществом, осознанного выполнения социальных норм и правил. Социальная адаптация открывает "особым" детям возможность активного участия в общественной жизни.
В ходе социально-психологической адаптации осуществляется не только приспособление ребёнка с ОВЗ к новым социальным условиям, но и реализация его потребностей, интересов и стремлений; личность входит в новое социальное окружение, становится его полноправным членом, самоутверждается и развивает свою индивидуальность[3, c.65].
В результате социально-психологической адаптации формируются социальные качества общения, поведения и предметной деятельности, принятые в обществе, благодаря которым личность реализует свои стремления, потребности, интересы и может самоопределиться.
Создание специальных условий, позволяющих учащимся с ОВЗ в младших классах овладеть навыками социализации.
(из опыта работы)
Поскольку сущность социализации детей с ОВЗ состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит. Придя в школу, в первый класс, ребёнок попадает в детский коллектив.
Роль детского коллектива для формирования активной жизненной позиции учеников с различными по степени выраженности и сложности дефектами умственного развития, очень значима.
Рекомендуется создавать положительный микроклимат в группе, который позволит включить всех обучающихся в деятельность коллектива, с учетом их особенностей и наклонностей.
С первых дней пребывания ребёнка в школе, важна подготовка его к самостоятельной жизни. Для этого необходима работа по конкретизации и уточнению его жизненных планов (беседы с родителями на предмет того, кем они хотят видеть своих детей в будущем, адекватное представление, с учётом психо- физиологических особенностей и степени дефекта умственной отсталости) , приучение детей к самообслуживанию и обслуживающему труду, формирование коммуникативных навыков.
Работу по созданию условий, позволяющих учащимся овладевать навыками социализации я рекомендую начать с изучения семей – это позволит ближе познакомиться с самим учеником, понять уклад жизни семьи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Составление социального паспорта:
Семья:
полная – 2 семьи;
неполная – 3 семьи;
с одним ребенком – 2 семьи;
с двумя– 3 семьи;
многодетные –
родители-инвалиды –
дети-инвалиды – 5 человек;
опекаемые дети – 1 человек
благополучные – 2 семьи
формально-благополучные – 3 семьи
Состав семьи:
межпоколенные (родители, дети, родители родителей) –
двухпоколенные (родители, дети) – 5 семей.
Можно использовать различные методы психолого-педагогической диагностики: наблюдение, беседы, анкетирование, рисунки детей.
При проведении анкетирования «Самоанализ социальных факторов жизни семьи» выяснила, что доход семьи:
денег в основном хватает – 2 семьи
живем от зарплаты до зарплаты – 3 семьи
Педагогический стиль:
разумная требовательность к детям, атмосфера доверия и поддержки друг друга – 3 семьи
родительская любовь сопровождается сильной опекой– 2 семьи
Уровень эмоциональной поддержки:
атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви – 3 семьи
здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, «жизнь по привычке» - 2 семьи
Педагогическая культура:
читают педагогическую литературу, используют рекомендации учителя, воспитателя, слушают передачи по радио, телевидению – 17%
используют жизненный опыт – 83%
Проблемы в воспитании:
непослушание, раздражительность, плаксивость – 73%
не испытывают проблем – 27%
При проведении анкетирования «Стили и методы воспитания в семье», выяснилось, что 63% родителей считают, что необходимо воспитывать собственного ребенка по своему образу и подобию, хотя отмечают, что ребенок должен многое постигать на собственном опыте, методом проб и ошибок; и только 37% создают все возможные условия для того, чтобы ребенок с ОВЗ мог научиться развивать собственную инициативу, способность к анализу событий, учат не только осознавать свои ошибки, но и создают условия для их самостоятельного исправления.
Проведение такой диагностики выявило особенности семейного воспитания и позволило наметить план работы с родителями, используя индивидуальные формы: беседы, консультации; групповые: родительские собрания, заседания круглого стола. Упор делался на психолого-педагогическое просвещение родителей.
В силу психо- физиологических особенностей учащихся данного класса и современных условий (введение закона об образовании), учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на формирование личностных качеств, а именно: уметь организовать свою работу и себя, проявлять инициативу и самостоятельность, преодолевать трудности.
В этой связи возникла необходимость акцентировать внимание на регуляцию социального поведения ребенка.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся с ОВЗ умения ориентироваться в социальной среде ( в школе).
Таким образом, система коррекционной учебно-воспитательной работы представляет собой целостный комплекс психолого-педагогических мероприятий, направленных на всестороннее развитие психических и физических возможностей каждого нетипичного ребенка, а также, максимальную коррекцию и компенсацию нарушений его развития.
Система представлена следующими направлениями работы:
1. Формирование сотрудничества ребенка с взрослым и формирование способов усвоения социокультурного опыта.
2. Физическое воспитание и развитие умственно отсталых детей.
3. Формирование ментальных процессов (умственное воспитание):
а) улучшение и развитие сенсорной сферы детей с умственной отсталостью;
б) уточнение, расширение объема представлений об окружающем;
в) формирование навыков умственной деятельности, развитие речи.
4. Формирование игровой деятельности детей с умственной отсталостью.
5. Трудовое воспитание и обучение умственно отсталых детей:
а) занятия ручным трудом;
б) воспитание навыков самообслуживания;
в) воспитание уважения к труду взрослых.
6. Нравственное воспитание детей с умственной отсталостью.
7. Эстетическое воспитание детей с умственной отсталостью.
8. Музыкальное воспитание и развитие ритмических способностей детей.
9. Нетрадиционные практики реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Создавая условия для формирования представлений о школьных правилах были запланированы классные часы: «Я – ученик», «Давайте познакомимся», «Права обязанности школьников», «Как вести себя в школе», «Наш класс на перемене».
Для стимулирования внутригруппового общения: с /р игра «Я и мы», соц. игра «Найти пару».
Для развития межличностного общения в коллективе класса: игра «Закончи предложение», час общения «Добрые слова о моей игрушке», групповое пение «Улыбка», «Дружба».
Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры «Знакомство», «Приветствие», «разговор по телефону»; речевые игры «Учимся благодарить», «Поздравление».
Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час «Мы дружные ребята»; обсуждение мультфильмов «Приключение кота Леопольда», «Зима в Простоквашино».
Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения «Догадайся о выборе»; разбор жизненных ситуаций «Я на улице», «Общественный транспорт».
Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: игра «Самореклама», составление автопортрета «Это – я».
Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час «Мои «хочу» и мои «надо», игра «Да и нет, не говори», групповое чтение К.Ушинский «Кончил дело – гуляй смело».
Работа по социальному развитию в учебной деятельности.
На уроках окружающего мира; гигиены и самообслуживания акцентируется внимание на расширение у детей представлений о природе, нормах жизни – идет формирование знаний об объектах и явлениях окружающего мира и связях между ними; на ознакомление с социальными нормами поведения во всех сферах жизни человека: в быту, на производстве, на улице, в транспорте, на лоне природы, в магазине и других местах – идет обучение мерам безопасности при взаимодействии с окружающим миром, преодоление эстетически негативного отношения детей к некоторым объектам природы.
Эта работа ведется через дидактические игры, занимательные упражнения, рассказы, беседы, наблюдения, опыты, экскурсии, пословицы. Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самому себе.
Задача – чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. Для этого надо установить самые важные общественно-значимые качества, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
Это такие социальные качества:
Товарищество.
Уважение к старшим.
Доброта.
Честность.
Трудолюбие.
Бережливость.
Дисциплинированность, соблюдение порядка.
Любознательность.
Любовь к прекрасному.
Стремление быть сильным, ловким.
Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.
Эти же показатели выступают в качестве параметров, по которым можно судить о воспитанности учащихся.
Социальные качества развиваются через различные формы работы:
В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах.
Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Вся работа по социализации поможет ребенку с ОВЗ приобрести:
Четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе;
Научатся чувствовать и понимать других людей;
Произойдет приобщение к общественным ценностям: добру, красоте, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека;
Увидят ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Литература.
Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Учебное пособие для студентов средних педагогических заведений./ Под редакцией Б,П, Пузанова.3-е издание дополненное. – Москва.: Издательский центр «Академия», 1999.-157 с.
А.В. Малер. Социальное воспитание обучения детей с отклонениями в развитии. Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2000.-123 с.
Е.М. Мастюкова. Ребенок с отклонениями в развитии. Ранняя диагностика и коррекции. – М.: «Просвещение», 1992.-95с.
А.В. Мудрик. Социальная педагогика. Учебник для студентов педагогических ВУЗов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.-200 с.