Программа Разработка рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ (нарушение зрения) в образовательной организации

Программа

"Разработка рекомендаций по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ОВЗ (нарушение зрения) в образовательной организации"




















2015 год
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc430772611" 14I.Введение 315
13 LINK \l "_Toc430772612" 14II. Теоретические основы развития слабовидящих детей 13 PAGEREF _Toc430772612 \h 1441515
13 LINK \l "_Toc430772614" 14III. Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ослабленным зрением в образовательной организации. 13 PAGEREF _Toc430772614 \h 14111515
IV. 13 LINK \l "_Toc430772615" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc430772615 \h 14201515
V. 13 LINK \l "_Toc430772616" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc430772616 \h 14221515
15




















Введение
Каждый человек сам по себе яркая индивидуально
·
·ь, непохожая на других и идущая по своему соб
·
·венному пути развит
·
·. А ч
·o же
·oгда говорить о людях, имеющих неко
·oрые ф
·
·ические отклонен
·
·. Ведь их путь развит
·
· суще
·
·венно от
·
·чает
·
· от других. К
·р
·меру, люди с плохим зрением и
·
· слухом вос
·р
·нимают э
·oт мир совершенно по-другому. Ну а развитие детей с нарушением зрен
·
· происходит по совершенно иному сценарию, чем развитие детей, не имеющих проблем со зрением.

· первую очередь э
·o связано с эмоциональной
·
·ороной развит
·
· ребенка. Поскольку он не имеет во
·
·ожно
·
·и подража
·ь мимике и пантомимике взрослых,
·o, понятное дело, ч
·o в плане развит
·
· мимических и пан
·oмимических навыков ребенок будет очень сильно от
·
·ава
·ь от своих свер
·
·ников. И
·
· же не будет развива
·ь
·
· в э
·oй сфере вообще.
· таком случае необходимы занят
·
· с ребенком, обеспечивающие поддержку его развит
·
· в данном аспе
·
·е.
Слабовидящие дети пользуют
·
· зрением как основным сред
·
·вом вос
·р
·ят
·
·. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельно
·
·и протекает в услов
·
·х нарушенного зрен
·
· и
·
·роит
·
· на суженной наглядной и дей
·
·венной основе.
Цель работы. Создать рекомендации для создания специальных условия для слабовидящих детей в ДОУ.
Объе
·
· исследован
·
·: развитие слабовидящих детей.
Предмет исследован
·
·: специальные образовательные условия для слабовидящих детей.
Ме
·oды исследован
·
·.
· ходе данного исследован
·
·
·р
·меня
·
·сь теоретические ме
·oды (ана
·
·з
·
·тературных и
·
·очников).
Пра
·
·ическая значимо
·
·ь исследован
·
·. Пра
·
·ическая значимо
·
·ь исследован
·
· определяет
·
· тем, ч
·o его результаты позволяют расширить и углубить научные пред
·
·авлен
·
· о специфике психологической работы по развитию слабовидящих детей.
II. Теоретические основы развития слабовидящих детей
Задачи:
– В качестве основного условия успешности коррекционно-развивающей работы сформировать модель взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.
– Определить основные направления взаимодействия в рамках коррекционно-развивающей системной работы специалистов.
– разработать систему работы и установить формы взаимодействия узких специалистов в условиях дошкольной образовательной среды. Они должны способствовать повышению уровня профессиональной компетентности специалистов, а также овладению интегрированными методами развития личности ребенка и коррекции зрительных нарушений.
В основе организации такого вида взаимодействия лежат следующие принципы:
Системность. Развитие ребенка рассматривают как процесс, в котором все компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы. Нельзя работать над развитием только лишь одной функции. Необходима системная работа по общему развитию ребенка.
Комплексность, или взаимодополняемость. К развитию ребенка необходим комплексный подход. При этом развитие какой-либо одной познавательной функции является определяющим и дополняющим развитие других функций.
Соответствие воздействия возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Индивидуальная коррекционная программа для работы с ребенком организуется в соответствии с психофизиологическими закономерностями его развития. При этом следует учитывать факторы риска и особенности зрительного дефекта.
Адекватность. Предъявляемые требования и нагрузка на ребенка в процессе занятий должны способствовать оптимизации занятий, а также повышению эффективности работы с опорой на функции, не имеющие недостатков. При этом происходит “подтягивание” до нормального уровня дефицитных функций.
Систематичность и последовательность движения от освоения простых и доступных заданий к выполнению более сложных комплексных задач.
Индивидуализация темпа проводимой работы. Переход к новому этапу коррекционной работы осуществляется лишь после полного освоения материала предыдущего этапа.
Модель взаимодействия является системой, включающей три направления.
Дети с нарушением зрен
·
· в большей
·
·епени нуждают
·
· в воспитательном воздей
·
·вии со
·
·ороны взрослых, э
·o обусловлено тем, ч
·o предупредить послед
·
·в
·
· первичного дефе
·
·а и
·
· преодолеть их, раскрыть во
·
·ожно
·
·и каждого ребенка и подготовить его к до
·
·ойной ж
·
·ни среди зрячих без целенаправленной коррекционно-воспитательной работы нево
·
·ожно.
Опыт показывает, ч
·o в дошкольные учрежден
·
· и школы для слабовидящих детей многие воспитанники
·р
·ходят уже с комплексом неполноценно
·
·и, с пониманием
·oго, ч
·o они хуже других детей. Причин может быть много (ребенок чув
·
·вует, ч
·o родите
·
·
·
·есняют
·
· его, свер
·
·ники не берут его в колле
·
·ивные игры, не хотят с ним дружить, дразнят), а результат неуверенно
·
·ь в себе, замкну
·o
·
·ь, неумение и нежелание общаться со зрячими, особенно со свер
·
·никами. Эти и подобные нарушенные связи с социальной средой никогда никакая биологическая функц
·
· не сможет вос
·
·ановить.
Определение целей и задач воспитания аномальных детей, также как и нормально развивающих
·
·, во многом обусловлено социально-экономическими отношениями. Поэ
·oму взгляды обще
·
·ва на формирование
·
·чно
·
·и
·
·ц с глубокими нарушен
·
·ми зрен
·
· меня
·
·сь вслед за сменой экономических формаций и развитием раз
·
·чных отраслей наук: философии, педагогики, медицины, психологии и др. На протяжении веков роль обще
·
·ва и педагогики сводилась
·ишь к вопросам презрения слепых и
·приспособления их к существующим условиям ж
·
·ни. По мере развит
·
· гумани
·
·ических взглядов на человека, на его ме
·
·о в обще
·
·ве возникает мысль о долге обще
·
·ва перед слепыми, выражающая
·
· не
·oлько в их пр
·
·рении, но и в обучении и воспитании (Дидро, Коменский, Пе
·
·алоцци, Локк и др.)
Тифлопедагогика и тифлопсихолог
·
· на всех этапах своего суще
·
·вован
·
·
·
·ремилась реа
·
·зова
·ь идею о разно
·
·ороннем развитии слепого, считая целью такого развит
·
· его само
·
·оятельную трудовую ж
·
·нь в обще
·
·ве. Однако содержание «разно
·
·ороннего развит
·
·
·
·чно
·
·и слепого» определялось его социальным положением в обще
·
·ве.

· советский период развит
·
· нашей
·
·раны люди,
·
·радающие нарушением зрен
·
·,
·
·а
·
· равноправными членами обще
·
·ва, а вопросам их обучен
·
· и воспитан
·
· было
·р
·дано общегосудар
·
·венное значение. Так, в решен
·
·х II съезда СПОН (Социально-правовая охрана несовершеннолетних), ко
·oрый со
·
·оял
·
· в 1924 г., было записано: «Наша си
·
·ема - си
·
·ема социального воспитан
·
· и в отношении слепых детей. Мы должны в работе со слепыми
·
·ремить
·
· к
·oму, ч
·oбы сдела
·ь их обще
·
·венно полезными работниками,
·
·роителями новой ж
·
·ни, наравне со всеми трудящими
·
· респуб
·
·ки».

·ы
·
·упая на э
·oм съезде, Л.С.
·ыготский сказал: «
·оспитание слепого должно ориентирова
·ь
·
· на зрячего.
·от по
·
·оянный Nord нашего педагогического компаса. До сих пор мы обычно по
·
·упа
·
· как раз наоборот: мы ориентирова
·
·сь на слепоту, забывая, ч
·o
·oлько зрячий может вве
·
·и слепого в ж
·
·нь и ч
·o ес
·
· слепой поведет слепого,
·o не оба
·
· они упадут в яму».
Утвержден
·
· Л.С.
·ыготского о
·oм, ч
·o «Сама по себе слепота не е
·
·ь дефе
·
·ивно
·
·ь... Она е
·
·ь знак разницы между его поведением и поведением других», и о
·oм, ч
·o, когда «социальное воспитание победит дефе
·
·ивно
·
·ь...»,
·oгда «о слепом ребенке скажут слепой», но не дефе
·
·ивный, бы
·
· доказаны в последующие годы теорией и пра
·
·икой тифлопедагогики и тифлопсихологии. Подтверждением
·oму служат
·р
·меры успешной адаптации инва
·
·дов по зрению в обще
·
·ве зрячих, их до
·
·ижен
·
· в раз
·
·чных обла
·
·ях науки, культуры, промышленно
·
·и, сельского хозяйства [11, с. 49].
Отече
·
·венная дефе
·
·олог
·
· показала, ч
·o
·р
· научно орган
·
·ованном процессе воспитан
·
· даже
·р
· полном отсут
·
·вии зрен
·
· и слуха можно выве
·
·и ребенка
·
·
·
·оляции, открыть ему до
·
·уп к сокровищам духовной культуры, раскрыть имеющие
·
· во
·
·ожно
·
·и социально адаптирова
·ь
·
· и трудить
·
· в среде зрячих.
Це
·
· и задачи воспитан
·
· слепых на каждом этапе развит
·
· отече
·
·венной науки и
·
·еня
·
·сь. Долгое время
·р
·оритет отдавал
·
· ум
·
·венному и идейно-по
·
·тическому воспитанию.
· результате возник значительный разрыв между интелле
·
·уальным развитием
·
·чно
·
·и, ее само
·
·оятельной деятельно
·
·ью и социальной компетентно
·
·ью. Для дей
·
·вительно само
·
·оятельной взрослой ж
·
·ни многих
·
·ц с нарушением зрен
·
· недо
·
·а
·oчно провозгласить равен
·
·во и вооружить суммой знаний, необходимо повысить эффе
·
·ивно
·
·ь специального воспитан
·
· и его пра
·
·ической направленно
·
·и.
Именно поэ
·oму в 80-е годы в воспитании слабовидящих детей, так же как и в образовании в целом, была усилена психологическая и коррекционная работа по преодолению в развитии детей в
·oричных отклонений, затрудняющих их а
·
·ивную само
·
·оятельную ж
·
·нь, и работа по формированию компенса
·oрных знаний, пра
·
·ических умений и навыков, облегчающих
·
·цам с дефе
·
·ами зрен
·
· их социальную адаптацию.
Определяя це
·
· и задачи воспитан
·
·
·
·ц с нарушением зрен
·
·, мы, с одной
·
·ороны, непременно должны исходить
·
· целей и задач воспитан
·
· нормально видящих детей, а с другой
·
·ороны, дополнять и наполнять их
·oй спецификой, ко
·oрая вытекает
·
· особенно
·
·ей их социа
·
·зации.

· глобальном выражении цель воспитан
·
· - это идеал совершенного, с
·oчки зрен
·
· данного обще
·
·ва, человека, на реа
·
·зацию ко
·oрого направлено воспитание; в локальном плане - предвосхищаемый результат воспитательной деятельно
·
·и.
Задача - данная в определенных услов
·
·х цель деятельно
·
·и. Це
·
· и задачи воспитан
·
· детерминируют
·
· социально-экономическим положением государ
·
·ва, его по
·
·тической си
·
·емой, а также прева
·
·рующими в нем ценно
·
·ями.
На современном этапе развит
·
· обще
·
·ва главной целью воспитан
·
· слабовидящих детей являет
·
· подго
·oвка к само
·
·оятельной ж
·
·ни и деятельно
·
·и в е
·
·е
·
·венном социальном окружении, ко
·oрая заключает
·
· не
·
·олько в передаче детям опыта родительского поколен
·
·, сколько в формировании
·
·чно
·
·и, умеющей само
·
·оятельно
·
·роить свою соб
·
·венную ж
·
·нь, не
·
·и за нее ответ
·
·венно
·
·ь,
·р
·нима
·ь решен
·
· и дей
·
·вова
·ь в бы
·
·ро и
·
·еняющем
·
· мире. Эта
·
·ратегическая цель воспитан
·
· слабовидящих детей по своей сути совпадает с целью воспитан
·
· нормально видящих детей.
Раз
·
·ч
·
· кроют
·
· в конкретных задачах, в содержании, ме
·oдиках,
·р
·емах, сред
·
·вах воспитательного процесса.
Главную цель воспитан
·
· слабовидящих детей можно разложить на со
·
·авляющие ее более ча
·
·ные це
·
·:
воспитание все
·
·оронне и гармонично разви
·oй
·
·чно
·
·и, сочетающей в себе духовное богат
·
·во, нрав
·
·венно
·
·ь, моральную чистоту и ф
·
·ическое совершен
·
·во, способную реша
·ь возникающие проблемы и преодолева
·ь трудно
·
·и;
формирование отношен
·
· к самому себе и к окружающим, т.е. такое воспитание,
·р
· ко
·oром человек осознает свои индивидуальные, интелле
·
·уально-познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативно-поведенческие особенно
·
·и, четко пред
·
·авляет хара
·
·ер своих отношений с отдельными людьми, окружающим обще
·
·вом и миром;
воспитание компетентной
·
·чно
·
·и, не
·oлько правильно понимающей и адекватно оценивающей свои связи и
·
·роящей социально
·р
·емлемые отношен
·
· и взаимодей
·
·в
·
· как с людьми,
·
·радающими нарушением зрен
·
·, так и с нормально видящими; умеющей быть бесконф
·
·
·
·ной и предотвраща
·ь проявлен
·
· напряженно
·
·и и непониман
·
· в обще
·
·ве;

·р
·общение человека к культуре -
·р
·общение к культурным и духовным ценно
·
·ям;
воспитание граждан
·
·венно
·
·и,
·o е
·
·ь формирование высоких патриотических чув
·
·в к своей
·
·ране, борца с социальной несправед
·
·во
·
·ью и неравен
·
·вом;
развитие самосознан
·
·, создание условий для формирован
·
· самоопределен
·
·, самореа
·
·зации и самоутвержден
·
·, ко
·oрые предполагают осознание ребенком на
·
·оятельной необходимо
·
·и в непрерывном позитивном совершен
·
·вовании своих индивидуально- и социально-психологических каче
·
·в, а также умен
·
· найти формы и способы дальнейшего саморазвит
·
·.
Це
·
· воспитан
·
· до
·
·игают
·
· через по
·
·ановку и решение конкретных задач.
Основными задачами, на решение ко
·oрых должны быть сконцентрированы уси
·
·я всех ин
·
·иту
·oв воспитан
·
· слабовидящих детей (детский сад, школа-интернат, школа дневного пребыван
·
·, семья), являют
·
·:
выявление и развитие
·р
·родных задатков и во
·
·ожно
·
·ей ребенка в разнообразной социально полезной и
·
·чно
·
·но значимой деятельно
·
·и;
формирование и совершен
·
·вование навыков общен
·
· в разнообразных ситуац
·
·х;
формирование самосознан
·
· и чув
·
·ва соб
·
·венного до
·
·оин
·
·ва, ценно
·
·ного отношен
·
· к соб
·
·венной ж
·
·ни, правильного отношен
·
· к своему дефе
·
·у, потребно
·
·и и умен
·
· планирова
·ь и реа
·
·зовыва
·ь ж
·
·ненные це
·
·, способно
·
·и к самопознанию, саморегуляции и объе
·
·ивной самооценке;
формирование в процессе деятельно
·
·и культуры поведен
·
·, соответ
·
·вующего гумани
·
·ическим нрав
·
·венным нормам обще
·
·ва;
воспитание гражданских чув
·
·в и каче
·
·в, гражданского поведен
·
·;
философско-мировоззренческая подго
·oвка инва
·
·дов, оказание помощи им в определении смысла ж
·
·ни в услов
·
·х зрительного дефе
·
·а и радикальных по
·
·тических, экономических и социо-культурных преобразований, происходящих в
·
·ране и в мире;

·р
·общение к си
·
·еме общечеловеческих и национальных культурных ценно
·
·ей и традиций;
формирование опыта познавательной деятельно
·
·и, способно
·
·и к творче
·
·ву, потребно
·
·и в самовоспитании и самообразовании;
формирование основ семейно-бы
·oвой культуры;
развитие потребно
·
·и в здоровом образе ж
·
·ни,
·р
·общение к занят
·
·м ф
·
·ической культурой и спор
·oм;
формирование положительного отношен
·
· к труду, го
·oвно
·
·и к трудовой деятельно
·
·и.
Тифлопсихолог
·
·
·
·авит и особые задачи, без решен
·
· ко
·oрых не могут быть до
·
·игнуты общие це
·
· воспитан
·
·. О
·
·ановим
·
· на главных
·
· них:
предупреждение формирован
·
· отрицательных
·
·чно
·
·ных каче
·
·в, манер поведен
·
·, ко
·oрые могут возника
·ь как след
·
·вие нарушен
·
· зрен
·
·;
коррекц
·
· недо
·
·атков развит
·
·
·
·чно
·
·и, обусловленных неправильным семейным воспитанием;
выработка компенса
·oрных знаний, умений и навыков, повышающих эффе
·
·ивно
·
·ь реаби
·
·тации и последующей интеграции.
Важно, чтобы в каждом конкретном а
·
·е воспитательного взаимодей
·
·в
·
· возник
·
· и мог
·
· а
·
·уа
·
·зирова
·ь
·
· и реа
·
·зовыва
·ь
·
· задачи, обусловленные реальной социально-педагогической ситуацией.
III. Рекомендации по созданию специальных образовательных условий для ребенка с ослабленным зрением в образовательной организации.

· силу нарушен
·
· деятельно
·
·и зрительного ана
·
·за
·oра у детей отмечает
·
· замедление темпа психического и речевого развит
·
·, нарушает
·
· взаимодей
·
·вие ана
·
·за
·oрных си
·
·ем - слуховой, кине
·
·етической и зрительной. Э
·o объясняет
·
· сокращением сферы а
·
·ивного взаимодей
·
·в
·
· ребенка с окружающим миром, недо
·
·а
·oчной помощью взрослых в орган
·
·ации его предметной деятельно
·
·и. Значимую роль играет время на
·
·уплен
·
· зрительного дефе
·
·а.
·се э
·o, в целом, находит свое выражение в особенно
·
·ях речи: в нарушен
·
·х ее словарно-семантической
·
·ороны, в накоплении, значительного ко
·
·че
·
·ва слов, ко
·орые не связаны с определенными образами предме
·oв.
Для реализации
· программы
· психологической
· коррекции
· были
· поставлены
· следующие задачи:
·
– В качестве основного условия успешности коррекционно-развивающей работы сформировать модель взаимодействия всех специалистов дошкольного учреждения.
– Определить основные направления взаимодействия в рамках коррекционно-развивающей системной работы специалистов.
– Разработать систему работы и установить формы взаимодействия узких специалистов в условиях дошкольной образовательной среды. Они должны способствовать повышению уровня профессиональной компетентности специалистов, а также овладению интегрированными методами развития личности ребенка и коррекции зрительных нарушений.
В основе организации такого вида взаимодействия лежат следующие принципы:
– Системность. Развитие ребенка рассматривают как процесс, в котором все компоненты взаимосвязаны, взаимообусловлены и взаимозависимы. Нельзя работать над развитием только лишь одной функции. Необходима системная работа по общему развитию ребенка.
– Комплексность, или взаимодополняемость. К развитию ребенка необходим комплексный подход. При этом развитие какой-либо одной познавательной функции является определяющим и дополняющим развитие других функций.
– Соответствие воздействия возрастным и индивидуальным возможностям ребенка. Индивидуальная коррекционная программа для работы с ребенком организуется в соответствии с психофизиологическими закономерностями его развития. При этом следует учитывать факторы риска и особенности зрительного дефекта.
– Адекватность. Предъявляемые требования и нагрузка на ребенка в процессе занятий должны способствовать оптимизации занятий, а также повышению эффективности работы с опорой на функции, не имеющие недостатков. При этом происходит “подтягивание” до нормального уровня дефицитных функций.
– Систематичность и последовательность движения от освоения простых и доступных заданий к выполнению более сложных комплексных задач.
– Индивидуализация темпа проводимой работы. Переход к новому этапу коррекционной работы осуществляется лишь после полного освоения материала предыдущего этапа.
Модель взаимодействия является системой, включающей три направления.
Диагностическое
Задачи:
-Выявление особенностей развития детей с нарушением зрения, знакомство с диагнозом.
-Изучение развития познавательных процессов, психических и речевых особенностей развития ребенка.
-Выделение факторов риска, на основе полученных результатов обследования.
-Составление карты развития ребенка.
Предполагаемый результат:
1. Подбор диагностических методик.
2.Планирование дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
Комплексный подход в решении коррекционных задач.
3. Общая карта развития ребенка.
II. Коррекционно-развивающее
Задачи:
-Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающей работы.
-Составление индивидуального плана каждого занятия с учетом особенностей взаимодействия специалистов и особенностей развития ребенка.
Предполагаемый результат:
Интегрированный перспективный план коррекционно-развивающих занятий.
Эффективные методы и приемы взаимодействия специалистов.
III. Аналитическое
Задачи:
-Анализ динамики развития ребенка в процессе коррекционно-развивающей работы.
-Отслеживание эффективности коррекционно-развивающей работы.
Предполагаемый результат:
Лист динамики развития ребенка, c учетом выделенных факторов риска.
Критерии эффективности коррекционно-развивающей работы.
Эффективность лечебно-восстановительной работы и коррекции познавательной сферы зависит от уровня профилактической и коррекционной работы, актуальности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов и семьи. В результате удается скорректировать развитие личности и помочь ребенку приобрести навыки адаптации в обществе.
Поэтому для данного этапа характерно проведение следующих мероприятий.
Разработка интегрированного перспективного плана коррекционно-развивающей работы, в основе которой находится комплексная диагностика. Такой план соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работы.
Составление индивидуальных планов лечебно-коррекционной работы.
Проведение подготовки к лечению детей на аппаратах.
К функциям медсестры-ортоптистки относится следующее:
координация специалистов в организации координационной работы. Прежде всего, этого касается тифлопедагогов;
дает рекомендации по вопросам офтальмологического лечения;
определяет физическую и зрительную нагрузку на ребенка;
проводит курс лечения в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога.
Например, во время плеоптического лечения тифлопедагог вводит в занятия игры и упражнения, направленные на активизацию деятельности амблиопичного глаза. Детям предлагают занятия, на которых они при помощи зрения выделяют цветоформу, определяют величину предметов и изображений. К таким заданиям относятся: обведение изображений через кальку по контуру, упражнения с мелкой мозаикой, конструктором.
При ортопическом лечении используют специальные упражнения по подготовке к лечению на синоптофоре, а также упражнения, которые помогают закрепить результаты лечения, полученные благодаря этому аппарату. Для этого, например, детей обучают накладывать одно изображение на другое, подбирать цветное изображение к заданному контуру путем их точного совмещения.
На этапе стереоскопического лечения тифлопедагог играет с детьми и обучает их упражнениям на зрительное соизмерение величины предметов. Дети учатся определять удаленность и расстояния между предметами. Это могут быть упражнения “Прокати мяч в ворота”, “Распредели игрушки по величине”, “Набрось кольцо”. Кроме того, тифлопедагог занимается подготовкой детей к проведению диагностики на “Цветотестере”.
С детьми проводят специальные коррекционные занятия учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, музыкальный руководитель занятий ритмикой, руководитель занятий по лечебной физкультуре.
Все специалисты в обязательном порядке включают в индивидуально-коррекционную работу рекомендации тифлопедагога, которые обновляются еженедельно. Для отслеживания данного вида работы заполняются специальные бланки, на которых отмечают детей, с которыми необходимо провести работу и приводится перечень игр и упражнений. Причем каждый специалист указывает качество и степень усвоения каждым ребенком конкретного задания. Перед этим он просматривает журнал взаимодействия с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, физкультурным руководителем, педагогом-психологом.
Воспитатели проводят специальные коррекционные игры и упражнения. Как правило, их выполняют на общеобразовательных занятиях в процессе учебной деятельности, в повседневной жизни в процессе свободной деятельности, на индивидуальных коррекционных занятиях воспитателей в соответствии с заданиями тифлопедагога.
Надо заметить, что основная цель тифлопедагога заключается в подготовке детей к восприятию материала, который преподносят им воспитатели на общеобразовательных занятиях, а также подготовка детей к самостоятельному выполнению этих заданий и к участию в других видах деятельности.
Вся коррекционно-развивающая
· работа должна строиться
· на основе
· теории интеграции
· образования, личностно - ориентированном
· подходе, на принципах научности
·и системности, учета
· структуры дефекта
· и компенсаторных
· возможностях каждого
· ребенка.
·
Третье
· направление
· – это
· аналитическая
·деятельность. Которое
· позволяет
· нам отследить
·эффективность
· коррекционно - развивающей
· работы
· при тесном
· сотрудничестве
· всех
· специалистов дошкольного
·учреждения.
·Поэтому
·необходимо регулярно
·проводить административно-групповые
· совещания
· и выделять
· дни для консультаций
· со специалистами. Тем самым
· мы имеем
· возможность
· выделить
· положительные
· и отрицательные
· стороны
· этой
· деятельности.
· Так же отслеживать
· динамику
· развития
· детей
· и планировать
· дальнейшую
· лечебно-коррекционну
· работу
·
Надо заметить, что проведение лечебно-коррекционных мероприятий невозможно без своевременной работы с родителями и семьей в целом. Только целенаправленными совместными усилиями можно получить хорошие результаты в воспитании и обучении методам коррекции зрительных функций ребенка.
Для выявления путей взаимодействия с семьей ребенка следует, прежде всего, определить отношение родителей к ребенку, а также к его зрительному диагнозу.
Иногда родители, узнав о проблемах или затруднениях в развитии ребенка, пугаются и начинают беспокоиться о его будущем: Каким он вырастет? Как его воспитывать? Насколько он будет отличаться от других детей? На основе таких вопросов и происходит проработка форм работы, направленной на формирование эмоционально-психологического комфорта семьи и самого ребенка.
Существует и другая реакция, а именно отрицание «Не может быть!» Несмотря на заключение специалистов и существование зрительного диагноза, родители теряют драгоценное время для проведения корректирующих мероприятий и развития зрения. Учитывая вышеизложенные позиции родителей, и были разработаны формы и методы работы с семьей, направленные на осознание родителями факта, что ребенку необходимо своевременно создать необходимые условия для его развития. Только в этом случае получится свести его зрительный дефект до минимума, и не приобрести отклонения второго порядка.
Задача
· коллектива
· ДОУ:
Повысить психолого-педагогическую
· грамотность родителей
· знакомя их с особенностями
· развития ребенка
· имеющего нарушения
· зрения, помогая
· им выбрать
· рациональный путь воспитания его личности и устранения отрицательных
· проявлений в ее формировании
· обучая их использованию методов
· специальных способов
· и приемов
· воспитания и обучения детей
· с нарушением
· зрения.
·
Хочется отметить, что результат всех направлений,
· которые используются, зависит
· от заинтересованности и активности каждого родителя.
· Поэтому большинство форм содержит практическую направленность. Проводятся групповые консультации
· с использованием обмена
· опытом семейного воспитания,
· а также наглядный
· показ содержания коррекционно-воспитательной
· работы и ее практических способов и приемов.
·
Только совместная
· работа офтальмолога,
· тифлопедагога, психолога, логопеда, воспитателей
· и родителей, а так же
· умелое сочетание
· воспитательных мероприятий
· с лечебно - восстановительным процессом
· создадут благоприятные
· условия для развития зрительной
· системы детей
·
В ДОУ необходимо широко
· применять
· индивидуальное
· консультирование,
· которое
· позволяет
· непосредственно
· осуществлять
· контакт
· специалистов
· и родителей. Большой
· «размах»
· индивидуальных
· различий
· в психическом
· развитии
· детей
· определяет
· необходимость
· индивидуально-дифференцированного
· подхода
· к их воспитанию
· и обучению. По мере
· необходимости
· родители
· могут
· встретиться
· с любым
· специалистом
· и вместе
· с ним разрешить
· возникшие
· проблемы,
· получив
· ответы
· на волнующие
· вопросы
·
·
Наряду с общепринятыми методами
· и формами
· работы с семьей можно использовать «Почту знаний»
· (карточки-переписки), в которых в конце недели
· записываются те трудности, с которыми ребенок
· столкнулся в течение недели. Родители работают над этим материалом с ребенком и на обратной
· стороне карточки
· отражают то, что получается, и то, над чем еще необходимо поработать.
·
Если трудности
· связанны с эмоциональным дискомфортом
· ребенка, то «на помощь»
· приходит «психолого-педагогическа
· аптека», где совместно с мамой и папой проводятся
· тесты и тренинги, которые
· помогают определить
· стиль работы
· с ребенком. Педагог-психолог помогает
· и направляет
· взрослых на правильное общение
· с ребенком,
· на адекватную
· оценку его поведения и оказание своевременной
· помощи от специалистов ДОУ.
·
Только
· благодаря
· совместным
· усилиям
· специалистов
· и семьи
· можно
· добиться
· положительных
· результатов
· в лечебно-коррекционной
· работе,
· после
· которой
· ребенок
· сможет
· максимально
· адаптироваться
· в окружающем
· мире
·и в своей
· дальнейшей
· жизни.
·








IV. Заключение
Сложно
·
·ь проблемы развит
·
· слабовидящих детей заключает
·
· в
·oм, ч
·o психолог
·
· воспитан
·
· требует её рассмотрен
·
· не
·oлько с позиций нарушений зрен
·
· ребенка, но и с уче
·oм его и
·
·ененных социальных, психологических и возра
·
·ных особенно
·
·ей поведен
·
·, ко
·oрые уже несут в себе специфические черты, отражающие трудно
·
·и социального, психологического и даже возра
·
·ного развит
·
·, вызванные ранней слепо
·oй и слабовидением.
Современная теор
·
· воспитан
·
· в педагогике и психологии рассматривает
·
· в двух аспе
·
·ах: как освоение детьми опыта предше
·
·вующего поколен
·
· и их обучение навыкам социального поведен
·
·,
·o е
·
·ь их социа
·
·зац
·
·, и как целенаправленное развитие каждого ребенка как непов
·oримой индивидуально
·
·и, способной не
·oлько усваива
·ь и адаптирова
·ь
·
· к возникающим формам социальных отношений, к услов
·
·м ж
·
·ни, но и творчески их и
·
·енять.

·оспитательное воздей
·
·вие на ребенка осуще
·
·вляет
·
· в зависимо
·
·и от его возра
·
·а, условий ж
·
·ни в семье, в колле
·
·иве детского сада и школы, школы-интерната, где, как правило, обучают
·
· дети с нарушением зрен
·
·, от и
·
·еняющих
·
· и развивающих
·
· социально-по
·
·тических норм поведен
·
· и экономического положен
·
· в
·
·ране, с позиции современных требований к овладению новыми по
·
·оянно и
·
·еняющими
·
· сред
·
·вами технического прогресса.
Слабовидящие дети пользуют
·
· зрением как основным сред
·
·вом вос
·р
·ят
·
·. Познание ими окружающего мира, формирование и развитие всех видов деятельно
·
·и протекает в услов
·
·х нарушенного зрен
·
· и
·
·роит
·
· на суженной наглядной и дей
·
·венной основе.
Проведя свою работу, я еще раз убеди
·ся в
·oм, ч
·o работа с маленькими детьми всегда несет в себе массу неожиданно
·
·ей и сюрпр
·
·ов, ко
·oрые могут
·
·а
·ь помехой, а могут быть использованы и как материал для совме
·
·ной деятельно
·
·и всей семьи. Конечно же, э
·o зависит, прежде всего, от
·
·чных и профессиональных каче
·
·в педагога, в первую очередь от
·ого, насколько он знаком с психологическими особенно
·
·ями детей данного возра
·
·а, может
·
· он быть внимательным и чутким к нюансам детского поведен
·
·. Важно, чтобы педагог был искренним, эмоционально открытым, арти
·
·ичным, способным к импров
·
·ации и владел навыками саморегуляции и релаксации, а также владел навыками семейного консультирован
·
·.
Не
·
·оит жда
·ь от своей работы бы
·
·рого показательного эффе
·
·а, положительные результаты начинают проявлять
·
· по
·
·епенно. У детей исчезают нежелательные формы поведен
·
·, появляет
·
· способно
·
·ь выполнять такие виды деятельно
·
·и, которые раньше бы
·
· им недо
·
·упны.
Родителям важно понять, ч
·o детям нужны внимание, любовь и забота,
·огда у них все будет хорошо: и желание учить
·
· , и взаимоотношен
·
· в семье сложат
·
· положительно.















V. Список использованной литературы и интернет-ресурсов.
Выготский, Л.С. Психология развития ребенка / Л.С. Выготский. М.: Смысл, 2004. 512 с.
Думбаев, А.Е. Инвалид, общество и право / А.Е. Думбаев, Т.В. Попова. - Алматы: ТОО "Верена", 2006. - 180 с.
Кравцов Г.Г. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе // Г.Г. Кравцов, Е.Е. Кравцова. - М., МГУ, 2005. - 84 с.
Лубовский, В.И. Специальная психология / под ред. В.И. Лубовского. М.: Знание, 2003. -356 с.
Лубовский, В.И., Переслени, Л.И. Дети с задержкой психического развития / В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, - М.: Просвещение, 2003. – 164 с.
Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / под ред. И.В. Жулаповой. - М.: Академия, 2009.
Романов, П.В. Политика инвалидности: социальное гражданство инвалидов в современной России / П. Романов, Е. Ярская- Смирнова. - Саратов: Изд-во «Научная книга», 2006. - 260 с.
Фоминых, Е.С. Психологические аспекты взаимодействия в системе «здоровый-инвалид» / Е.С. Фоминых // Психолого-педагогические проблемы личности и социального взаимодействия: материалы II междунар. науч.- практ. конф., Пенза, 15-16 мая 2011. – Пенза-Шадринск- Ереван: «Социосфера», 2011. – С. 103-107.
Шипицына, Л.М. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья. Интеграция детей с особенностями развития в образовательное пространство: Сборник статей, методических материалов, нормативно-правовых документов / Под ред. проф. Л.М. Шипицыной. - М., 2006.-216 с.
Элланский, Ю. Г., Пешков С. П. Концепция социальной независимости инвалидов // Социологические исследования. 1995. No 12. С.123-125
Ярская-Смирнова, Е. Р. Социальная работа с инвалидами : Учебное пособие для вузов по направлению и специальности "Социальная работа" / Е. Р. Ярская-Смирнова, Э.К. Наберушкина . – 2-е изд., перераб. и доп . – СПб. : Питер, 2005 . – 316 с
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




дђ Заголовок 1gђ Заголовок 215