Проект Современная модель информационной образовательной среды как условие повышения качества образования
МОУ СОШ п. Тарбагатай Петровск- Забайкальского района Забайкальского края
Номинация «Современные образовательные технологии»
Проект
Современная модель ИОС школы на основе системы проектно-сетевого взаимодействия как условие повышения качества образования.
Автор: Шишмарёва С.Л.
Введение. Содержание программы разработано в русле реализации идей Закона «Об образовании», направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015г, где чётко обозначена главная задача современной школы, способствующей раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, направленной на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. Интенсивное внедрение информационных процессов во все сферы человеческой деятельности требует разработки новой модели системы образования на основе современных информационных технологий. Современная информационная образовательная среда должна представляет собой образовательную информационную систему, способную адаптироваться к специфике учебных процессов, к социально-психологическим особенностям аудитории, к внедрению новых методов преподавания, а также к изменениям государственных стандартов.
1 Проблемно – ориентированный анализ состояния деятельности школы, субъектных, личностных и учебных возможностей всех участников образовательной деятельности через организацию проектно-сетевого взаимодействия, способствующего повышению качества образования.
В школе имеется высокий педагогический потенциал. Школа – победитель 15 юбилейного Всероссийского профессионального конкурса «Инноватика в образовании», обладатель номинации «Жемчужина Российского образования», Обладатель Гран-при «Инновации. Системы. Технологии», лауреат Международной конгресс-выставки «Образование без границ», победитель конкурса «Лучшая сельская школа », лауреат Всероссийского конкурса «100 лучших школ России». Школа является РИП по теме «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательной деятельности», БОП по теме «Современная модель информационной образовательной среды как условие повышения качества образования», МРЦ ДО, краевая пилотная опытно-экспериментальная площадка по внедрению ФГОС на основной ступени. Но сегодня школа не умеет решать вопрос опрозрачивания своей деятельности. У школы есть интересное, уникальное содержание, о котором она хотела бы рассказать другим школам. Но не только рассказать, но и предъявить его таким образом, чтобы другие школы хотели и могли его не только услышать и отнестись к нему в некоем диалогическом взаимодействии, но и работать в едином образовательном пространстве. Возникает потребность в информационной открытости: в сетевом диалоге школ, дистанционных формах обучения, общих сетевых проектах. Отсюда возникает противоречие между потребностью в сетевом взаимодействии и сетевом диалоге и традиционными формами педагогического общения. В школе реализуется профильная дифференциация, предпрофильная подготовка учащихся, организуются индивидуальные образовательные маршруты, но не всегда имеющиеся собственные ресурсы школы и информационная закрытость позволяют организовать их на высоком уровне. Возникает потребность в информационной открытости, в создании единого информационного пространства с учреждениями, способными предоставить необходимые ресурсы. Отсюда вытекает противоречие между потребностью в организации доступного, качественного образования и отсутствием информационной открытости и единого образовательного пространства с учреждениями, способными предоставить необходимые ресурсы. В школе имеется высокий педагогический потенциал. Накопленный педагогический опыт так и остаётся индивидуальной и относительно суверенной территорией, которым могли бы воспользоваться педагоги для повышения своей профессиональной компетентности, но происходит это редко. Неизбежно возникает потребность в описании и предъявлении своего уникального опыта, потребность диалога с иными педагогическими уникальностями. Главный же ресурс взаимодействия - это предметно – методические объединения, которые способны эффективно работать в узкопредметных сферах, не позволяющих построить качественный диалог и взаимодействие между педагогическими мирами разных предметностей. Отсюда возникает противоречие между традиционной формой представления педагогического опыта и реальным процессом индивидуализированного педагогического творчества, требующим поиска новых, открытых и свободных форм педагогического взаимодействия. Помимо индивидуально – личностных территорий, создаваемых каждым педагогом, в педагогическом пространстве школы сформировалось несколько коллективных инновационных территорий: многосубъектное классно – урочное пространство; пространство экспериментальной краевой площадки «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса»; пространство творческих лабораторий ШНОУ « Эрудит»»; пространство творческой мастерской «Моя малая Родина» на первой ступени»; пространство дополнительного образования, органов самоуправления детской организации «Багульник». Но потенциальный сетевой ресурс пространств используется слабо. Отсюда противоречие между инновационным потенциалом территорий и существующими традиционными формами взаимодействия( педсоветы, совещания и т.д.)Педагоги школы реализуют свои педагогические идеи, вырабатывают свой собственный стиль, моделируют различные образовательные возможности, которые входят в противоречие со слабым информационным описанием. Каждый педагог школы реализует свои педагогические идеи и принципы, создаёт свою палитру педагогических приёмов, моделирует различные образовательные возможности. Но они не являются предметом свободного выбора со стороны учащихся, родителей потому, что в школе доминирует классно – урочная система. Всё это входит в противоречие с потребностью в информационной открытости, позволяющей сделать более гибкими межурочные, межпредметные и межвозрастные перегородки. Опытно – экспериментальная работа школы по формированию исследовательской культуры, по реализации ФЦРПО в направлении 1.4. показала о необходимости освоения проектно-сетевых форм взаимодействия в условиях интеграции и информатизации современного общества. Но отсутствие единой информационной образовательной среды школы не позволяет организовать на высоком уровне систему профессионального развития педагогов школы. Отсюда противоречие между потребностью педагогов школы в развитии ИКТ- компетентности и отсутствием единой системы управления качеством образования, основанной на ИКТ, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам. Отсюда одной из ключевых проблем школы стала проблема создания условий для социального, познавательного и личностного роста всех участников образовательной деятельности на основе системы проектно-сетевого взаимодействия, способствующей формированию информационной образовательной среды школы и повышению качеств образования.
2 Цель программы: Формировать информационную образовательную среду школы на основе системы проектно-сетевого взаимодействия, способствующую повышению качеству образования.
Объект исследования: информационная образовательная среда школы.
Предмет исследования: система проектно -сетевого взаимодействие всех участников образовательной деятельности.
Задачи исследования:
1 Разработать организационные механизмы проектно сетевого взаимодействия всех участников образовательного процесса.
2 Создать новые организационные формы педагогического общения, учащихся, родителей, социальных партнёров.
3 Создать открытое образовательное пространство на основе сетевого взаимодействия школы с различными учреждениями.
4 Создать систему проектно- сетевого взаимодействия в форумных мирах сетевых образовательных программ на сайте школы.
5 Создать систему электронного документооборота как условие проектно-сетевого взаимодействия педагогов школы.
6 Создать систему оценки образовательных достижений в интернет пространстве.
7 Создать образовательную медиасреду воспитательной системы школы »Быть гражданином с детства» как основу проектно-сетевого взаимодействия.
8 Обновить материально – техническую базу школы, обеспечивающую внедрение инновационных технологий, способствующих обмену информации, сотрудничеству и диалогу, обеспечивающих доступ к образовательным ресурсам и сервисам.
8 Обеспечить социально – психологическое и научно – методическое сопровождение проектно-сетевого взаимодействия в школе.
9 Создать модель целостного описания всей совокупности инновационного педагогического опыта
10. Проверить эффективность проектно-сетевого взаимодействия на практике.
Методы исследования: 1 Эмпирические: анкета, наблюдение, экспертная оценка, опрос, интервью, методы самооценки, методы психодиагностики, социометрия, педагогические ситуации. 2. Теоретические: анализ, синтез, аналогия, моделирование, обобщение, вывод.
Гипотеза: Проектно - сетевое взаимодействие будет эффективным если: будут разработаны организационные механизмы сетевого взаимодействия, создана нормативно – правовая база, модернизирована учебно – материальная база, будут созданы новые формы взаимодействия между педагогами школы, другими педагогическими коллективами, педагогами и учащимися и их родителями, будет создана система социально – психологической поддержки всех участников сетевого взаимодействия, система их стимулирования, разработана и обеспечена система работы по повышению педагогической компетентности учителя, осуществлён мониторинг образовательного процесса.
3 Этапы реализации проекта
1 этап-( апрель 2012г – сентябрь 2012г)
Цель: Выявить проблемы информационной закрытости школы и формирования информационной образовательной среды и создать модель информационной образовательной среды в школе.
Задачи:
1 Проанализировать состояние инновационной деятельности школы, причины информационной закрытости, проблемы недостаточности ресурсной базы для формирования единой информационной образовательной среды.
2 Определить ресурсы школы для формирования единой информационной образовательной среды.
3 Систематизировать инновационный опыт работы школы по использованию информационно- коммуникативных технологий и сетевых технологий в образовательном пространстве школы.
3 Разработать проект «Современная модель информационной образовательной среды школы на основе системы проектно- сетевого взаимодействия как условие повышения качества образования»
4 Разработать организационные механизмы создания информационной образовательной среды на основе системы проектно- сетевого взаимодействия в школе.
5 Составить план реализации проекта.
6 Организовать презентацию проекта в школе.
7 Проинформировать педагогов, родителей учащихся о целях, содержании и предполагаемых результатах инновации.
8 Разработать систему организационного обучения педагогов школы в рамках проекта.ании современной отечественной школы на основе основных подходов в орган
8 1 Определить состояние инновационной компетентности педагогов школы.
8 2 Разработать пакет документов : локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов школы, методик и рекомендаций по внедрению инновационных технологий.
8.3 Организовать педагогов для обучения на курсах по организации дистанционного обучения, на курсах по формированию ИКТ- компетентности.
9 Модернизировать учебно – материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих обмену информации, сотрудничеству и диалогу всех участников образовательного процесса как в школе так и с другими учреждениями.
10 Совершенствовать психолого – педагогическое сопровождение сетевого взаимодействия.
11 Разработать финансовые механизмы межмуниципального сетевого взаимодействия с
2 этап -( сентябрь 2012- июнь2014)
Цели: Внедрение современной модели информационной образовательной среды школы на основе проектно- сетевого взаимодействия как условия повышения качества образования»
Задачи: 1 Создать систему взаимодействия с различными учреждениями по дессиминации инновационного опыта.
2 Осуществлять систему организационного обучения педагогов по данной теме.
3 Подготовить пакет образовательных услуг в условиях деятельности школы как базовой опорной площадки.
4 Подготовить программу работы, составить расписание и организовать работу школы как базовой опорной площадки.
4 Заключить договор с потенциальными партнёрами сетевого взаимодействия.
5 Составить совместный план работы с участниками сетевого взаимодействия.
5 Разработать график сетевого взаимодействия.
6 Разработать структуру индивидуальной образовательной программы педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, и форм отчётности по её выполнению.
7 Продолжить внедрение франчайзинга как технологию повышения квалификации в условиях сетевого взаимодействия педагогов.
6 Создать систему открытого педагогического и психологического консультирования и обсуждения « трудных» педагогических случаев и проблем
7 Провести серию проектно – аналитических семинаров по проблеме создания единой информационной образовательной среды на основе проектно- сетевого взаимодействия.
8 Интегрировать информационно- коммуникационные технологии в образовательные программы и внеурочную деятельность по всем направлениям.
9 Создать систему электронного документооборота в школе.
10 Создать новые формы педагогического взаимодействия.
11 Создать карту инновационного опыта педагогов школы.
12 Создать систему проектно-сетевого взаимодействия в форумных мирах, охваченных пространством сетевых образовательных программ в школьной социальной интернет-сети «Школяры»
13 В системе использовать электронный паспорт школы как инструмент мониторинга, способствующего эффективному управлению образовательным процессом школы.
14 Совершенствовать систему информационного взаимодействия с родителями. ( электронный журнал, система sms –сообщений, сайт «Школяры»)
15 Создать закрытый корпоротивный сайт школы «Сотрудничество» в интернет пространстве .16 Активно внедрять информационно- коммуникационные, проектно-сетевые технологии в воспитательный процесс школы
16.1 Создавать новые программы передачи «Диалог»
16.2 Создать электронную газету на сайте школы.
16.3 Создать электронную межшкольную газету «По секрету всему свету»
16.4 Создавать новые фильмы видеостудии «Золотой кадр», вывести кинофестваль «Золотой кадр» на муниципальный уровень.
16.5 Создать систему клубов в школьной социально-сети «Школяры» как основу проектно-сетевого взаимодействия.
17 Создать электронное портфолио всех педагогов школы, систему образовательных блогов учителей.
18 Создать медиатеку электронных образовательных ресурсов по всем предметам.
19 Начать создание банка инновационного опыта в рамках проекта.
20 Создать школьную интернет –сеть «Школяры» как основу формирования пространства для социальных коммуникаций.
21 Создать виртуальный музей как основу неформального образования школьников.
22 Создать межшкольное пространство для профессионального развития педагогов.
23. Создать систему блогов для расширения социального партнёрства.
3 этап – ( сентябрь 2014- май 2015г).
Цель: Отработать механизмы освоения новшеств, внести коррективы по ходу реализации программы с учётом новых реальностей образовательного процесса.
Задачи:
1 Осуществлять сбор информации.
2 Создать банк инновационного опыта в рамках проекта.
3 Создать систему работы по оформлению идей, рабочих процессов и итогов создания единой информационной образовательной среды для подготовки презентаций
4 Создать систему сетевых семинаров, конференций и учёб.
5 Выявлять затруднения в реализации образовательных технологий, осуществлять методическую помощь.
6 Привлекать новых партнёров дистанционного обучения.
7 Продолжить работу стажировочной площадки по дессиминации инновационного опыта ОУ.
4 этап –( сентябрь 2015 – май 2016г)
Цель: Подведение итогов реализации программы.
Задачи:
1 Обработать данные экспериментальной деятельности.
2 Соотнести результаты реализации программы с поставленными целями и задачами.
3 Подготовить презентацию полученных результатов на сайте школы для внешней экспертизы.
4 Выпустить сборник по результатам деятельности.
4 Модель проектно - сетевого взаимодействия в школе.
4.1 Выбор и обоснование основного стратегического подхода.
4 Современная модель информационной образовательной среды школы.
4.1 Концепция программы
Стратегическая идея проекта - создание открытой школы, способной к сотрудничеству и диалогу.
Под информационной образовательной средой мы понимаем системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированную на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера, образовательную информационную систему, способную адаптироваться к специфике учебных процессов, к социально-психологическим особенностям аудитории, к внедрению новых методов преподавания, а также к изменениям государственных стандартов. Собственная образовательная среда школы, ее информационная проекция, ИОС, является внутренним образом общей образовательной среды в соответствии с требованиями нового государственного Стандарта, где чётко обозначена главная задача современной школы, способствующей раскрытию способностей каждого ученика, воспитанию личности, готовой к жизни в высокотехнологическом, конкурентном мире, направленной на создание пространства для социальных коммуникаций, обеспечивающих возможность выстраивания ребенком собственных моделей поведения и самоопределения в меняющихся социальных условиях, на обеспечение высших образовательных достижений учителя и ученика, личностного и профессионального роста, разветвленную систему поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей.
Отсюда основная идея программы: Социальное, личностное и познавательное развитие всех участников образовательного процесса.
Процесс реализации данной программы ориентирован на реализацию следующих инновационных технологий: проектную- деятельность проектирования и реализации новых способов и форм организации образовательного пространства школы коммуникационную, технологию сотрудничества, сетевого взаимодействия, в результате реализации которых в рамках данной программы прогнозируется возникновение новых форм педагогического взаимодействия как внутри педагогического коллектива школы, так и с другими коллективами, а также между педагогами, учащимися и родителями; проблемную, в результате реализации которой прогнозируется существенное повышение в педагогическом коллективе школы уровня педагогической рефлексивности и исследовательской аналитики, уровня понимания и содержательного описания собственной педагогической деятельности; информационную, в результате реализации которой прогнозируется овладение искусством качественной презентации своей индивидуальной педагогической деятельности, возможность педагогического самообразования, диалог с коллегами других школ, взаимодействие субъектов образовательного процесса на основе различных информационных сервисов. В процессе реализации данной программы будут задействованы все подходы, реализуемые в школе в рамках личностно – ориентированной парадигмы: системный подход; гуманистический ; деятельностный подход.:Информационная образовательная среда школы содержит три содержательных уровня: Первый уровень – педагогическая система, определяющая форму и содержание, остальные содержательные уровни ИОС. Прежде всего это создание организационных условий: научно- методической службы, информационной службы в школе; выделение специалистов, наделённых полномочиями: заместителя директора по информационным технологиям, системного интегратора, координаторов; создание новых организационных форм педагогического взаимодействия: проектно- сетевых, конференц- групп, надпредметных творческих групп.
Большое значение уделяется системе проектно- сетевого взаимодействия педагогов клубного типа, основанного на педагогических интересах педагогов школы, работающей над созданием архива надпредметного педагогического опыта в рамках метапредметной технологии.
Чем выше доля участия в реальной, «живой» деятельности школы, чем выше интерес к опыту других педагогических уникальностей, тем значительнее роль всех участников в образовательном процессе. Под сетевым взаимодействием мы понимаем педагогическую взаимодополнительность педагогов, которые работают над проектами совместно с учащимися и их родителями. В отличие от жёстких методических объединений, в которые учитель входит не по своему субъектному выбору, а по своей принадлежности к тому или иному предмету, сетевое взаимодействие строится на основании свободного выбора тех партнёров, деятельность которых важна для развития собственной педагогической практики. Под проектным взаимодействием мы понимаем работу над педагогической проблемой, результатом которой становятся новвоведения. Сетевое взаимодействие не является чисто информационным. У него должна быть проектная предметность. Только в этом случае у участников педагогического процесса будет мотивация к сетевому взаимодействию. Наиболее продуктивным фактором педагогического развития школы является формирование сетевого проектного надпредметного пространства- педагогического клуба как свободного пространства профессиональной коммуникации. В клубно - проектной форме работают не только педагоги, но учащиеся и их родители, где господствует принцип открытости и добровольности, свобода вхождения и « выхождения», свобода путешествия, где нет возрастных рамок. Сетевое мышление предполагает преодоление субъектного « обучающего» монологизма. Сеть принципиально диалогична. Чтобы создать успешное и эффективное сетевое взаимодействие, требуется, чтобы модель этого взаимодействия реализовала несколько взаимосвязанных принципов: принцип увлекательности, образовательного азарта, принцип навигационной прозрачности и содержательной упорядоченности, принцип открытости, принцип добровольности, принцип свободной импровизации, принцип теоретической и информационной корректности, принцип образовательной ответственности и эффективности, принцип свободного диалога. Сеть не моносубъектна, сеть полисубъектна. В самом общем виде – это деятельность субъектного путешествия
Модель методической службы В клубно – проектной форме педагогического взаимодействия нет жёсткой предметно – ролевой закреплённости, выявляются стратегические направления, в которых по факту развивается опытно – экспериментальная и методическая работа ( из интересов и потребностей педагогов школы). Обмен опытом происходит в свободной клубной обстановке по принципу круглого стола. Выявленные направления – основа деятельности проектно – сетевых, конференц- групп. Конференц - группы носят открытый характер, их состав подвижен. Деятельность таких групп проводится только на инициативной основе. Конференц – группа собирается под заявленную идею и занимается описанием разного педагогического опыта в рамках заявленной проблемы, создаёт « копилку» опыта педагогов школы в рамках проектно – сетевого направления. Большое значение имеет обучение педагогов и деятельность по их индивидуальной образовательной программе.
В Концепции духовно нравственного развития и воспитания личности гражданина России говорится, что «в современных условиях без социально-педагогического партнёрства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ». В МОУ СОШ п. Тарбагатай разработана система сетевого взаимодействия учреждений и организаций, участвующих в образовательной деятельности.
Школа является координирующим центром совместной деятельности, разработан план совместных мероприятий, ведётся постоянное сотрудничество. В систему сетевого взаимодействия входят такие учреждения и организации как: ДДТ, ДЮСШ,Центр досуга и творчества п.Тарбагатай, Детский дом «Надежда», поселковая администрация, Свято-Троицкий храм п.Тарбагатай, органы внутренних дел, социальная служба администрации п.Тарбагатай, участковая больница, администрация п.Тарбагатай, детский сад «Солнышко». Совместно с учреждениями и организациями сетевого взаимодействия строится внеурочная деятельность, разрабатываются индивидуальные образовательные траектории обучающихся.
Школа является МРЦ дистанционного обучения в районе. Для технологии обучения педагогических кадров в условиях сетевого взаимодействия наиболее оптимальной является объединение организационных единиц, действующих в общей ценностной цепи. В такой сети один узел является « системным интегратором»- держателем образовательных ресурсов. В данном случае им является ресурсно – методический центр – МОУ СОШ п. Тарбагатай.
Второй шаг – это система организационного обучения педагогов, которая находится внутри системы и осуществляется в процессе решения задач деятельности. Это система мероприятий по определённым проблемам и вопросам, индивидуальные образовательные маршруты педагогов, его индивидуальные образовательные программы. Посредством сетевого взаимодействия, дистанционного образования возможна корректировка индивидуальных образовательных маршрутов педагогов, дифференцированный подбор форм представления результатов самообразовательной деятельности.
Под сетевым взаимодействием мы понимаем систему учреждений как единую общность образовательного пространства, активно функционирующая на основе равноправных партнёрских отношений, обеспечивающая равную возможность получить качественное и квалифицированное образование.
Основу сети составляют:
1 Система отношений.( управление, распределение ответственности, схемы финансирования, регламент принятия решений)
2 Распределение ответственности.
3 Узлы сети
4 Норамативно – правовое и организационно – техническое обеспечение.
МОУ СОШ п. Тарбагатай является ресурсным центром, в котором накоплен большой инновационный опыт и ресурсный потенциал. Она включает МОУ СОШ п. Баляга, ООШ с. Усть – Обор, ООШ с.Катаево, МОУ ООШ с. Харауз и МОУ ООШ с. Катангар, МоУ СОШ с. Акша, МОУ СОШ с. Чара, МОУи СОШ с. Кадахта. По плотности взаимодействия сеть является развитой, с высокой степенью интеграции и наличием взаимосвязей между всеми участниками. Сеть является основой для формирования открытой образовательной среды, центром которой является ученик как субъект образования.. Она реализует технологии, способствующие осуществлять индивидуализацию обучения. Прежде всего это сетевая информационная технология при которой используются компьютеры для обучения и интернет:
как инструмент обучения;
как инструмент доставки учебной информации- онлайновые библиотеки, журналы, книги;
как инструмент менеджмента- информационная система управления, оценка и ведение учёта;
как инструмент коммуникации.
Это технология сотрудничества, интерактивная технология коммуникативного обучения, проектная технология, технология модульного обучения и критического мышления.
Для реализации более качественной и доступной предпрофильной подготовки вводится использование сетевой информационной технологии, которая предусматривает дистанционное обучение на курсах профильного обучения ( учащиеся МОУ СОШ п. Баляга, МОУ, СОШ п. Тарбагатай, МОУ СОШ с. Акша), предпрофильную подготовку (учащиеся ООШ с. Катаево, ООШс. Усть – Обор, МОУ , учащиеся МОУ СОШ п. Тарбагатай, предоставляемые сетевыми учителями, которые дети проходят в режиме of –лайн дома в свободное время). Огромное значение приобретает дистанционное обучение для реализации федерального компонента при отсутствии учителей в некоторых школах Забайкальского края (МОУ СОШ с. Чара –английский язык, МОУ СОШ с. Кадахта –литература)
Организация обучения состоит в следующем:
Ì этап:
* авторегистрация участников;
* представление курсов
* организационная связь с координатором, запись учащихся по выбранным направлениям.
ỊỊ этап Обучение по выбранным направлениям. Координаторы представляют темы курсов и преподавателей, ведущих данные курсы. Преподаватели защищают свои программы дистанционного обучения, которые выкладываются в интернете. Это курс лекций и практических занятий. Учащиеся получают индивидуальные коды, по которым начинают обучение.
ÌÌÌ этап. Консультирование по решению задач и проектной деятельности.
Ìv этап.. Представление проекта.
Сотрудничество со школами осуществляют системные координаторы, которыми являются заместители директора по учебно- воспитательной работе. Сотрудничество осуществляется на основе договора. Оплата преподавателям элективных курсов осуществляется за счёт образовательных учреждений на основе договора ( сетевые учителя тарифицируются за счёт учреждения обучаемых детей), оплата тьютора осуществляется за счёт методики стимулирования. Данная технология увеличивает спектр элективных курсов при том же количестве часов в базисном плане. Для реализации более качественного и доступного профильного обучения используется сетевое взаимодействие с высшими учебными заведениями ( НОУ ОМУ «Школьный Университет» г. Томск, НГУ) на основе договоров с использованием дистанционного обучения. Возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения. Большая часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, переносится на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях, пр. не только значительно разгрузит столь драгоценное дневное время ученика, но и создаст условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются.
Большое значение отводится дополнительным координаторам- тьюторам. Тьюторы организуют групповые и индивидуальные обучающие занятия и консультации, осуществляют индивидуальное сопровождение образовательной деятельности учащихся в сетевом взаимодействии. Тьютором может быть как классный руководитель, учитель – предметник и т.д., но специально обученный человек ( учитель информатики). +Оформление документации осуществляется преподавателями элективных курсов и профильных групп и классов тех образовательных учреждений на базе которых осуществляется обучение. Тьютор отслеживает результаты обучения, доводит до сведения родителей, администрации школы, классных руководителей.
Создаётся система дистанционных курсов педагогами школы в оболочке moodl. 13 педагогов школы являются учителями дистанционного обучения.
Большое значение здесь должно отводится социально – психологической службе, которая будет поддержкой для учащихся и педагогов. Это консультации, беседы, тренинги
Третий шаг – франчайзинг. Реализация, апробация технологий, программ, методик внутри сети на основе договора. Апробация образовательной услуги и распространение ( реклама) своего опыта в рамках динамической сети в форме сетевого проекта. Работа стажировочной площадки по дессиминации опыта по реализации мероприятий ФЦРПО 1.4 Создание основанной на ИКТ системы управления качеством образования, обеспечивающей доступ к образовательным услугам и сервисам.
Большое значение в организации новых форм взаимодействия с социальными партнёрами уделяется школьной социальной сети «Школяры». Это создание клуба выпускников, стажёров, участвующих в сетевых проектах, образовательной деятельности школы.
Мы уделяем внимание профессиональному развитию педагога и понимаем, что большое значение в этом играет обобщение и трансляция своего опыта за рамками школа, участие в различных сетевых проектах. В этом большую роль играет межмуниципальное педагогическое пространство как условие профессионального развития.
Это система семинаров, конкурсов, экспертиза программ и проектов. На базе школы организуются семинары по формированию проектной компетенции педагогов, осуществляется экспертиза проектов и программ, выстроена система конкурсов: публичная защита программ, конкурс культурно- образовательных инициатив на статус педагога исследователя муниципального уровня, конкурс «Лучший медиа-педагог района»
Большое значение мы придаём формированию социальной компетентности педагога для безопасного и результативного участия в социальных сообществах. Сетевое сообщество - это новый атрибут самостоятельно формируемого профессионального пространства учителя XXI века, обладающего научным мышлением, реализующего индивидуальную образовательную траекторию, включающую интернет-ресурсы, с целью максимальной самореализации и самоактуализации. Профессиональное сетевое сообщество учителей - это база образовательных информационных ресурсов, это место профессионального общения, обмена опытом и повышения квалификации.
Мы выделили следующие уровни формирования сетевой компетентности педагогов:
1-й уровень - знакомство и подробное изучение технических основ работы в Сети. Приемы эффективной работы с различными браузерами. Правила безопасной работы в Сети, работа с электронным журналом, включение в проект «Цифровая школа»
2-й уровень – анализ возможностей социальных сервисов Web 2.0 для организации сетевого обучения. Структура и дидактические функции Moodle как среды для организации и проведения дистанционного обучения. Подготовка программы дистанционного курса. Создание веб-страницы, форума, глоссария, задания, опроса, семинара и теста как основных элементов дистанционного обучения в оболочке Moodle. Наполнение ресурсной базы курса. Виртуальный лекторат. Вебинары. Проведение видеоконференций. Создание электронного портфолио учителя на сайте школы.
3-й уровень – работа педагогов по созданию собственных электронных образовательных ресурсов, программ сетевых проектов.
4-й уровень – исследовательская работа в пространстве сетевого обучения (образовательные блоги, проекты, исследования, участие в видеоконференциях).
Большое значение уделяется:
1. Активной интеграции в урочную и внеурочную деятельность по всем направлениям нинформационно-коммуникационных технологий, проектно- исследовательских, сетевых.
2. Идеологии социальных сетей и обзору существующих профессиональных сообществ педагогов.
3. Основам поведения в сети и возможности повышения квалификации в сетевом сообществе.
4. Образовательному потенциалу сети и проблеме его использования, результативности работы педагога в сетевом сообществе.
Показателем сетевой активности педагога станет его работа в блогах и в системе дистанционного обучения, работа в школьной социальной интернет –сети «Школяры», в электронной учительской.
Огромное значение мы уделяем созданию электронного документооборота, который осуществляется через использование возможностей электронного журнала в управлении образовательным процессом школы, через деятельность виртуальной учительской «Сотрудничество», способствующей эффективной командной работе педагогов школы, через организацию анкетирования и сбора данных, включение в проект «Цифровая школа»
Виртуальная учительская «Сотрудничество» представляет собой закрытый корпоративны сайт. И это обосновано, ведь все электронные документы созданы и работают только внутри стен школы, для педагогов МОУ СОШ п. Тарбагатай. Названный сайт отличается от обычной учительской тем, что не имеет специального помещения и создаётся силами педагогов и администрации школы. Таким образом, виртуальная учительская имеет свои функциональные особенности:
•закрытый корпоративный сайт является местом сборки различных информационных потоков, которые приходят на электронный адрес школы (и не только);
•виртуальная учительская является результатом работы администрации, службы поддержки образовательного процесса (научно – методическая служба, информационная служба, социально – психологическая служба) и всех педагогов школы;
•у каждого учителя МОУ СОШ п. Тарбагатай имеется доступ (логин, пароль) и права автора для работы на закрытом корпоративном сайте;
•наличие инструментов для совместной работы и обратной связи (например, образовательные ресурсы Google);
•вовлечение каждого педагога в процесс со - управления школой;
•виртуальная учительская «Сотрудничество» - учебно – информационная среда, благодаря которой осуществляется поддержка и совершенствование профессионального развития педагога школы.
Закрытый корпоративный сайт позволяет перейти от бумажного к электронному документообороту, что качественно улучшает процесс управления в школе: появляются свои страницы у завуча, работников информационно службы, т.д. Важным моментом в развитии виртуальной учительской является активность на страницах сайта (как на страницах, посвящённых образовательному процессу, так и на других) заместителя директора по УВР, что придаёт особый статус, повышает престиж ВУ «Сотрудничество» в глазах учителей.
Виртуальная учительская с самого начала не имеет жёсткой структуры, она создаётся постепенно, удовлетворяя первоочередным потребностям функционального развития школы п. Тарбагатай.
Другой важный момент работы закрытого корпоративного сайта – мы отходим от бытующего мнения «сайт нужен школе для того….. чтобы он был…». Суть ВУ «Сотрудничество» заключается в том, что он развивается и наполняется всеми педагогами школы и отражает внутреннюю жизнь нашего образовательного учреждения. Здесь нужно отметить то, что все учителя ведут себя по – разному, поэтому и относятся к закрытому корпоративному сайту по – разному. Например, в нашей школе есть педагоги, которым всё интересно, с «головой» уходят в инновационную деятельность. Для них работа с закрытым сайтом – удовольствие, повышение ИКТ – компетентности, совершенствование профессиональной компетентности. Есть и учителя, которых можно условно назвать читателями ВУ «Сотрудничество». Самое главное то, что это рабочий сайт, он создан для удобства, и поэтому, без той информации, которая есть на нём учителям уже трудно обходиться. Таким образом, можно сказать, что подобный режим работы названного сайта является интерактивным, это и задаёт направление развития МОУ СОШ п. Тарбагатай – через вовлечение учителей в со - управление школой: создание и коллективная работа над документами, выдвижение новых идей (иногда и без указания ФИО учителя, что является значимым моментом в со – управлении ОУ). В настоящее время в современном образовательном учреждении для качественного управления нужны новые формы, особенно там, где не работают традиционные, и виртуальная учительская может стать (и становится) одной из таких новых форм со – управления в ОУ.
Модель со – управления в школе на основе виртуальной учительской
зам. директора по УВР
Очень важное значение для профессионального развития педагога имеет система дистанционного обучения с использованием блогов, сайтов, образовательных интернет-порталов.
Большое значение уделяется формированию компетенции в работе с интерактивными досками. Создание организационного обучения педагогов в работе с интерактивной доской Panasonik Pana board UB-T880. Организация на базе школы семинаров, мастер-классов, открытых мероприятий.
Для эффективного проектно-сетевого взаимодействия всех участников образовательной деятельности и расширения социального партнёрства является создание образовательных блогов.
Блог директора школы Наличие блогов у руководителей рассматривается сейчас как следование современным стандартам открытости и публичной политики. Блог директора школы носит официальный, информирующий характер и содержит видеообращения ко всему коллективу, к родителям, к партнерам; выступления с поздравлениями, отчетами, докладами; анализ проведенных мероприятий и др. проведение анкетирований, голосований и публикация комментариев читателей по различным темам на страницах директорского блога позволяют привлечь к участию в решении школьных проблем родителей, общественность и социальных партнеров. Яляется средством обратной связи.
Блоги заместителя директора по учебной работе, заместителя директора по воспитательной работе
Эти блоги решают задачи как информационной, так и методической поддержки. В блоге завуча размещены ссылки на сайты с нормативными документами, на страницы с цифровыми образовательными ресурсами. Здесь также размещаются школьные инструкции, планы, графики и отчеты по учебно-воспитательной работе. А также информация о достижениях педагогов.
Блог учителя-предметника
Блог учителя-предметника позволяет решать следующие задачи: расширение информационного пространства учителя, повышение квалификации учителя с учетом личностных приоритетов, формирование методической копилки учителя, размещение мультимедийных материалов для уроков и внеурочной деятельности в режиме on-line, размещение полезных ссылок на образовательные ресурсы Интернет, тестирование учащихся в (школе и дома), коллективная работа on-line (в школе и дома), взаимосвязь между участниками образовательного процесса, работа с часто болеющими учениками и учениками, находящимися на домашнем обучении. Обмен информацией с коллегами способствует созданию профессионального сетевого учительского сообщества, а, используя новые веб-инструменты, учитель непрерывно совершенствует свои ИКТ-навыки.Блог классного руководителя
Блог класса или блог классного руководителя выступает как «доска информации» для учеников и их родителей. Такой блог содержит фотоальбомы классных мероприятий, дискуссии и обсуждения различных тем, планы, электронные опросы, познавательные материалы, полезные ссылки для родителей и коллег. Блог классного руководителя организуется как «учебная» точка выхода в Интернет – место в сети, где ученикам класса будет комфортно и безопасно, и где с раннего возраста они будут учиться работать с информацией.
Блог стажёров, выпускников школы. Является средством обмена информацией, проектно-сетевого взаимодействия, способствующего сотрудничеству и диалогу.
Второй уровень – создание системы информационно-образовательных: компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации, педагогических технологий; электронно-образовательных ресурсов (ИОР и ЭОР), методических ресурсов, ресурсов информационной среды, имеющих образовательное значение. Это медиатека, видеотека, архив надпредметного педагогического опыта, архив исследовательских работ; создание учителями школы собственных ЭОР, образовательных блогов, курсов дистанционного обучения в оболочке MOODLE. 12 педагогов школы являются сетевыми учителями в различных предметных областях: русский, математика, история, обществознание, химия, биология, английский язык, география, физика, начальная школа. Создан курс по созданию электронной межшкольной газеты «По секрету всему свету». 133 ученика обучаются в системе дистанционного обучения школы, в сетевое взаимодействие включены 5 школ Петровск- Забайкальского района, с Акши, с. Лача Акшинского района, с. Бада Хилокского района, с Сотниково р. Бурятия, п. Чара, с. Хатанга. Осуществляется активная интеграция проектно- исследовательской, ИКТ – технологий, сетевого взаимодействия по всем направлениям. В школе ведётся работа по созданию системы исследовательской деятельности по формированию исследовательской культуры. Введение исследовательской деятельности как единой концептуальной платформы способствует организации индивидуальных образовательных траекторий для каждого учащегося, что способствует комфортности образовательной среды. Основной элемент системы, её базовое ядро – урок. Внеурочная работа образует дифференцированный модуль ІІ уровня. Это творческая работа учащихся в традиционных мероприятиях школы. В дифференцированный модуль І уровня приходят учащиеся с устоявшимися интересами, ориентированные на достижение практического результата. Это деятельность в НПК, элективных курсах, проектно – сетевом взаимодействии. По характеру траектории развития личности творческую лабораторию «Моя малая Родина» в начальной школе и творческие лаборатории НОУ «Эрудит» мы отнесли к модулю индивидуального развития, деятельность которых осуществляется в творческих лабораториях и характеризуется научной направленностью, организованностью и требует развитых исследовательских умений и навыков. Логическим завершением модели является урок, но на новом более высоком уровне. Это такой урок, когда планирование, организация и управление осуществляется на основе абсолютного паритетного сотрудничества всех участников процесса познания. Это урок саморазвития и профессионального самоопределения. НМС –руководитель исследовательской деятельности. Зам. по НМР – организатор и консультант, ВТ и надпредметные творческие группы апробируют инновационные технологии в режиме развития, роль МО – разработка методического инструментария. Индивидуальное руководство осуществляют педагоги – руководители исследовательских проектов. Этот уровень непосредственно связан с педагогической системой, развивается и функционирует под ее управлением.
Третий уровень – образовательная медиа-среда, содержащая познавательные и социокультурные ресурсы общей среды, связанные с образованием, самообразование, саморазвитием учащихся, самостоятельным добыванием ими знаний. Это система индивидуальных образовательных траекторий: система элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки; связь с вузами; система курсов дистанционного обучения в рамках предпрофильной подготовки и профильного обучения, создаваемых в программе Moodlе, которые не только разгружают дневное время ученика, но и создают дополнительные возможности для самостоятельной творческой деятельности ученика и дополнительных консультаций для учителя; система образовательных миров форумного типа на сайте школы, система творческих лабораторий НОУ.
Для формирования образовательной медиасреды большое значение мы уделяем проектно- сетевому взаимодействию в рамках внеурочной деятельности и дополнительного образования школы. Большое значение отводится информационной открытости образовательной деятельности. Для этого большую роль играет создание медиа – центра школы « Сияющая Радуга». Это радиоузел «Тинейджер+», фотостудия «Стоп кадр», видеостудия « Золотой кадр», пресс – центр « Переменка», телепередача «Диалог. Работают два школьных интернет – сайта, система информационного sms- взаимодействия с родителями. В 2012г сайт медиацентра «Сияющая радуга» стал победителем всероссийского конкурса «Лучший сайт, сделанный своими руками». Образовательная медиасреда сайта школы является мощным воспитательным ресурсом органов самоуправления. Это деятельность электронной газеты и передачи «Диалог», освещающими все важные моменты жизни школы на сайте школы, активная деятельность видеостудии «Золотой кадр». Большое внимание мы уделяем созданию на сайте школы модели «Виртуальный мир неформального образования», реализующейся через деятельность виртуального музея, через деятельность которого осуществляется интеграция образовательного учреждения в мировое информационное пространство; расширение образовательного пространства учреждения; расширение каналов информационного взаимодействия; организация предпрофильного обучения. Электронные экспозиции виртуального музея создаются на основе двух компонентов наполнения его контента: базовый и создаваемый участниками программы. Первый включает в себя использование имеющихся виртуальных ресурсов музеев России. Второй включает в себя использование создаваемых силами учащихся, педагогов, родителей виртуального музея школы. Данное направление позволит учащимся стать активными создателями виртуальной познавательной среды школы, интегрировать свое формальное и неформальное образование, более качественно отрабатывать метапредметные знания и умения, одновременно проявляя свою гражданскую позицию.
Большое значение мы уделяем работе школьной социальной интернет-сети «Школяры», способствующей объединению всех участников образовательного процесса, эффективно решающей проблему создания пространства для социальных коммуникаций. Школьная интернет –сеть поможет вытащить детей из бесконтрольной виртуальной жизни в различных социальных сетях. Работая в качестве опытно- экспериментальной площадки по внедрению стандартов второго поколения на основной ступени обучения, мы столкнулись с проблемой организации проектно- исследовательской деятельности в рамках внеурочной деятельности, с проблемой интеграции дополнительного и общего образования. Мы пришли к выводу, что решением этой проблемы может стать школьная интернет-сеть, на основе которой организуется проектно- сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса форумного типа. Это система « миров», которая даёт возможность образовательной самореализации любом участнику в любых образовательных областях, которые задаются модератором. Количество « миров не ограничено, каждый посетитель может стать конструктором новой образовательной программы. Основа данной модели – живая образовательная деятельность педагогов и учащихся творческих лабораторий школы. Это отражение реализуемых образовательных проектов. Пространство сетевых образовательных программ едино для детей и взрослых. Содержание образования - собственная деятельность по созданию продуктов диалогического взаимодействия. Сетевая образовательная программа – это то, в чём можно реализоваться, поскольку она носит открытый характер. Оценка эффективности программы – активность, субъектность, продуктивность. ( количество форумных образовательных миров, количество выступлений на форумах, количество « диалогических партнёров» Образовательные области , охватываемые форумным пространством сетевых образовательных программ: « Литературные миры», « исторические миры», « естественно –научные миры», « миры творческих лабораторий НОУ», « миры организации « Багульник» Каждый из миров может дробиться на множество « индивидуальных тропинок», которые протаптывают его посетители, они объединяются в смысловые группы по разным основаниям. Каждый новый путешественник по мирам имеет возможность начать новую тропинку ( новую тему) внутри существующего мира, а может выйти уже на существующую тропинку и откликнуться на происходящее здесь обсуждение. Эффективность образовательной деятельности оценивается . В результате оценивания составляется рейтинговая таблица, которая является инструментом образовательной мотивации.
Рейтинговая таблица комментариев форума
Автор комментария Исходный рейтинг Другие мнения с обоснованием влияния на рейтинг Окончательный рейтинг комментария Интегральный рейтинг участника
Заработанный рейтинг – основа для получения сертификата и основа для попадания участников в группу сертифицированных экспертов. В зависимости от набранных баллов участник сетевых образовательных программ может получить разные статусы:* путешественник – гость;*путешественник – исследователь; * путешественник – эксперт.
На первом этапе каждый участник знакомится с совокупностью материалов и делает обобщающее резюме по поводу своего понимания или непонимания сущности. Модератор программы организует « диалог резюме» На втором этапе каждый участник выбирает произвольный фрагмент материалов и даёт комментарий к этому фрагменту. Другие участники участвуют в комментарии. Модератор вступает в диалог с каждым.
-Третий этап – образовательный практикум, где каждый участник может попробовать себя в разных образовательных областях. Четвёртый этап – разработка своего варианта культурно –информационной среды в той или иной области и запуск проекта. Таким образом, решается проблема организации проектно-исследовательской деятельности в школе на основе проектно- сетевого взаимодействия в соответствии с требованиями ФГОС на всех ступенях обучения. Основные виды образовательной деятельности:
Деятельность выбора;
Деятельность понимания;
Деятельность интерпретации и концептуализации;
Деятельность актуализации своей субъектности;
Деятельность диалога;
Деятельность моделирования.
Проектно-сетевое взаимодействие всех участников образовательной деятельности осуществляется на основе медиасреды детского самоуправления детской организации «Багульник».
Структура ученического самоуправления
У каждой коллегии есть взрослый наставник ( куратор), осуществляющий консультационную поддержку. ( коллегия дисциплины и порядка- директор школы, учебная коллегия- зам. директора по УВР, экологическая коллегия – учитель биологии и т.д.)
В наше время, время системных изменений в школе, её динамического развития, необходимо быть мобильными, гибкими. И помочь нам в этом может совместная деятельность всех участников образовательного процесса на основе собственной социальной интернет -сети «Школяры» (http://shkolyari.zabedu.ru/) Ученическое самоуправление работает в горизонтали в форме клубов экипажей (классов) и клубов коллегий (учебная, дисциплина и порядок, библиотечная и т.д.)., а также клубов по интересам «Живёт школа- живёт село», «Виват – победа», «Готовимся к ЕГЭ и ГИА» и т.д. Родители, учащиеся и педагоги обсуждают и проектируют каждое школьное мероприятие. Имеют возможность выразить свои мысли, идеи, как посредством визуального, так и виртуального общения. В клубе экипажа участвуют ученики данного класса, их родители и все желающие. Ведётся блог, публикуются фотографии, здесь видны все события, происходящие в жизни класса. В клубе коллегии участвуют члены данной коллегии от каждого класса. Администратором клуба является руководитель данной коллегии. В конце каждого месяца публикуются отчеты о работе, размещаются фотографии. Каждый желающий может задать вопрос, поднять проблему. В клубах по интересам принимают все желающие.В своей виртуальной приёмной президент детской организации «Багульник» доступен для каждого ученика и классного руководителя. Обратная связь с ученическим коллективом приводит к вовлечению все большего числа учащихся в активную школьную жизнь. Некоторые дети в силу своих психологических особенностей, может даже комплексов, порой не могут выразить свои мысли, идеи публично. Школьная социальная сеть «Школяры», посредством возможности виртуального общения, помогает раскрыть личность, воспитывать активную жизненную позицию, способствует успешной социализации. С внедрением новых технологий в воспитательный процесс, отчетливо проявилась третья линия власти школьного самоуправления – это школьные средства массовой информации. В МОУ СОШ п. Тарбагатай информационная деятельность осуществляется с помощью сайта «Школяры» (http://shkolyari.zabedu.ru/), сайта медиацентра «Сияющая радуга» (http://center-mediatarb.ru/), школьной газеты «Переменка», телепередачи «Диалог». Над созданием информационных продуктов работают: видеостудия «Золотой кадр», фотостудия «Стоп-кадр» (http://shkolyari.zabedu.ru/clubs/26), телестудия «Диалог» (http://center-mediatarb.ru/dialog.htm), и группа администраторов школьных сайтов. Создаются новостные выпуски о жизни школы, ежемесячные выпуски газеты «Переменка» в печатном и электронном виде (http://center-mediatarb.ru/peremenka.htm). Всё это можно найти на сайте медиацентра и сайте «Школяры» и медиацентра. Творческим отчетом работы видеостудии «Золотой кадр» (http://center-mediatarb.ru/kinofest.htm) является ежегодный кинофестиваль, на котором представляются лучшие видеоработы. Газете «Переменка» становится тесно в рамках нашей школы, поэтому разработан проект создания муниципальной школьной газеты «По секрету всему свету», которая будет освещать самые интересные моменты из жизни школ Петровск-Забайкальского района.
Школа предоставляет возможность проявить не только свои лидерские качества, но и распознать и развить в ребёнке творческие и иные способности. На базе школы работают кружки, спортивные секции и студии. Из коллегий Детской организации «Багульник» выросли три полноценных детских общественных объединения: медиа-центр «Сияющая радуга» (http://center-mediatarb.ru/index.htm), общешкольный клуб КВН (http://vk.com/clubx_tar) и школьный историко-краеведческий музей (http://tarbagatai-school.ru/museum.php).
В эти объединения дети приходят, исходя из собственных интересов, а потому и работают в них с удовольствием, постоянно придумывая что-то новое, шагая в ногу со временем.
Ожидаемый результат - комфортная информационная образовательная среда на основе системы проектно-сетевого взаимодействия, способствующая повышению качества образования.
4.2 Модель управления информационно- коммуникативная.
Системный интегратор создаёт временные союзы ( рабочая группа по выявлению субъектных приоритетов, « зон ближайшего педагогического развития», ресурсов, проектно – сетевых групп, конференц – групп».
Назначаются координаторы, которые координируют работу групп, следят за обсуждением, организуют консультации по некоторым методическим вопросам, вызывающими затруднения, консультации с психологом. В каждой проектной группе, конференц- группе выявляются лидеры, ведущими группу за собой. Безусловно, в результате работы групп может происходить смена лидерства, как и смена обсуждаемых проблем. Выявляются приоритетные направления в результате работы групп. НМС школы является организатором и руководителем деятельности школы по реализации данных направлений. Органично сюда входит система организационного обучения педагогов, которое находится внутри системы и осуществляется в процессе решения задач деятельности. Это система мероприятий по определённым проблемам и вопросам, индивидуальные образовательные маршруты педагогов, его индивидуальные образовательные программы.
Большое значение отводится информационной службе школы. Это деятельность, направленная на создание системы профессионального развития педагогов по формированию информационной компетентности, информационной открытости школы, развития системы мониторинга. Большое значение здесь должно отводиться социально – психологической службе, которая является поддержкой для педагогов. Это консультации, беседы, тренинги
В практике управления используется технология проектных команд, творческих коалиций, исследовательской деятельности.
Требования к результатам реализации инновации. Формирование социальных качеств, свойств, деяний и умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия.
Критерии эффективности данной модели.
А) школы
общий рост информационно-технологической компетентности участников образовательного процесса,
динамика роста использования виртуальных офисов для организации самостоятельной работы, осуществления проектов
формирование образовательных приоритетов в подростковой среде,
стабильно высокий статус образовательного учреждения в районе, городе (по мнению родителей и детей).
Б) Педагогов:
Создание программ дистанционного обучения. Активное участие в различных профессиональных конкурсах. Повышение квалификации. Создание электронных образовательных ресурсов. Участие в сетевых проектах.
Критерии Показатели Диагностические средства
1.Интеллектуальная развитость Познавательные интересы Проявление творчества Тестирование
наблюдение
2.Динамика познавательной деятельности Познавательная активность Проявление потребности заниматься учебно-исследовательской деятельностью 1.Статистический анализ учебно-исследовательской деятельности
2. Метод экспертной оценки и самооценки
3.Наличие информационно-образовательных маршрутов Использование Интернет-ресурсов,
презентационных программ, мультимедийнх средстСоздание презентации выступления 1. Наблюдение
4.Надпредметные умения и навыки Степень познавательной самостоятельности Умение ориентироваться в явлениях действительности 1.Наблюдения
2.Методика выявления творческих способностей
5.Креативность Постановка нестандартных вопросов Способность применять вариативные способы решения вопросов и проблем Удовлетворенность собственными достижениями Наличие творческих достижений 1.Наблюдение
2.Методика выявления творческих способностей
3. Самооценка
6.Коммуникативный потенциал Уровень коммуникативной культуры
Наличие коммуникабельно
сти1.Наблюдение
2.методика выявления коммуникативных склонностей
7Наличие авторских программ и проектов В) учащихся:
Повышение качества обучения, увеличение числа участников различных конкурсов, НПК, олимпиад, поступление и обучение учащихся в образовательных профессиональных учреждениях по профилю, повышение количества обращений учащихся к учебно-методическим материалам, размещенным учителем в виртуальной среде..Критерии Показатели
1.Интеллектуальная развитость учащегося 1.Развитость познавательных процессов и интересов личности.
2.Сформированность навыков учебной деятельности.
3. Проявление творчества при выполнении заданий, поручений.
4.Наличие умений анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, работать со справочной литературой.
2.Уровень познавательного потенциала учащегося 1.Развитость мышления
2.Познавательная активность.
3.Проявление потребности заниматься сверх предложенной образовательной программы.
3.Креативность 1.Постановка нестандартных вопросов.
2.Выдвижение в практической деятельности нешаблонных решений.
3.Способность применять вариативные способы решения вопросов и проблем.
4.Удовлетворенность собственными достижениями.
5.Наличие творческих достижений (индивидуальных и коллективных).
4.Коммуникативный потенциал личности учащегося 1.Уровень коммуникативной культуры учащихся.
2.Наличие коммуникабельности.
5.Гражданственность 1.Формирование гражданского самосознания
2.Становление активной жизненной позиции
В) родителей1) удовлетворённость образовательными услугами, эмпатия, коммуникативная культура( участие в проектной деятельности школы, связь со школой, поддержка различных начинаний)
Критерий системности: Показатели: 1) Создание структур управления развитием школы; 2) Развитие системы профессионального развития педагогов;3) Кадровое обеспечение; 4) Материальное стимулирование. Критерий качества организационных условий: Показатели: 1) Удовлетворённость деятельностью ОУ учащихся, родителей, педагогов, высокий рейтинг школы. Критерий полноты:
Показатели: 1) Нормативно – правовое обеспечение: а) инновационных процессов; б) кадрового обеспечения инновационной деятельностью;
в) материального стимулирования. Критерий инновационно компетентности: Показатели: 1) Высокая заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях; 2) Овладение современными методами обучения и воспитания; 3) Высокий уровень профессиональной самодеятельности педагогов; 4) Своевременное распространение педагогического опыта
4.3 Ожидаемый результат
Ι этап. Создание нормативно – правовой базы инновации, создание программы ОЭР. Обновление материально – технической базы. Создание карты инновационного опыта педагогов школы. Создание проектов, являющихся основой реализации инновации.
ΙΙ этап. Создание новых организационных форм общения всех участников образовательного процесса. Модель целостного описания всей совокупности инновационного педагогического опыта. Система психологического консультирования. Школьная интернет-сеть «Школяры». Система « Образовательных миров» в информационном пространстве школы. Система клубов в школьной интернет –сети, система образовательных блогов, система дистанционного обучения на базе школы. Система оценивания образовательных достижений участников сетевого взаимодействия.
ΙΙΙ этап. Создание информационного банка по всем направлениям экспериментальной деятельности. « Живой архив» школы.
ΙV этап. Комфортная образовательная информационная среда на основе проектно-сетевого взаимодействия, основанного на самореализации детей и взрослых, которая обеспечит:
* качественное и доступное образование;
освоение проектно – сетевых форм профессионального диалога;
мощные стимулы инновационного развития на межпредметной основе;
презентацию педагогического стиля и педагогической деятельности;
накопление банка данных;
возможности самообразования: создание и накопление цифровых ресурсов для самостоятельного конструирования уроков; владение базовыми сервисами и технологиями Интернета в контексте их использования в образовательной деятельности: приемами навигации и поиска образовательной информации в сети Интернет.
реализацию и развитие проектной инициативности на новой деятельностной основе; реализацию принципа свободной инициативности как способа развития креативности; реализацию принципа ответственного проектирования как мощного инструмента воспитания и самовоспитания.
4.4 Средства контроля и обеспечения достоверности результата.
При осуществлении опытно – экспериментальной работы были использованы следующие диагностики: Уровень здоровья, воспитанности, качества обучения, обученности, готовности к продолжению образования, уровень сформированности ключевых компетенций по Л.И. Третьякову, уровень тревожности ( методика Кандаша, тест Филипса), диагностика мотивационно – волевой сферыН.Н. Обозов, Е.П. Ильин, Е.К. Фещенко), тест Л.Михельсона «Коммуникативные умения», методика выявления склонностей учащихся Р.В. Овчаровой, диагностика « Учитель глазами ученика», критериально – ориентированная диагностика психологических критериев эффективности использования учителем методов и приёмов обучения, опросник Э.М. Роджерса, методика В.А. Сластёнина, Муравьёва Е.М, диагностика « Степень удовлетворённости всех участников эксперимента»,« Личностный рост» Д.В.Григорьева, методика Щурковой ЕН, тест – опросник по определению уровня мотивации достижений, методика « Эрудит». для изучения научного стиля мышления, метод наблюдения для выявления технологической готовности исследования, методика « Интеллектуальная лабильность» С.Н. Костроминой для изучения творческой активности,. Графисемкая беседа « Мой круг общения» редакция Реана. Оценка отношений подростка с классом. Рыбалко Е.Ф. Оценка коммуникативных и организационных склонностей « методика КСО В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. Тест « Умеешь ли ты общаться?» Г.В. Орлова. Тест на оценку самоконтроля в общении. Пономаренко. « Ваше поведение в конфликтных ситуациях. 5 Способов регулирования конфликтов»» К. Тонас . Диагностика агрессивного поведения баса. Диагностика « Конфликтный ли вы человек?», « Ваш коэффициент взаимопонимания?»
4.5 Основные области применения и перспективы внедрения данной инновации. Урочная и внеурочная деятельность школы. Распространение результатов через сетевое субъектное взаимодействие с другими школами через использование школьного интернет – сайта и проведение сетевых семинаров и учёб.
4.6 Преимущества предлагаемой инновации. Сетевое мышление предполагает преодоление субъектного « обучающего» монологизма. Сеть предполагает отношения продуктивного диалога субъектностей и является пространством развивающим их. Овладение ИКТ способствует проявлению индивидуальных особенностей учащихся, создает предпосылки для осознанного вхождения в их социальную жизнь.
4.7 Ожидаемые риски. Зависимость работы от наличия и скорости интернета, что может отрицательно повлиять на эффективность работы. Неограниченное и не всегда оправданное использование в урочной и внеурочной деятельности ЭОР, что может привести к ухудшению здоровья.
4.8 Обоснование жизнедеятельности проекта и его результатов по завершении финансирования. Так как в проекте реализуются назревшие потребности и с помощью него разрешаются реальные противоречия, он в минимальной степени зависит от внешних факторов и будет реализовываться в обозначенных направлениях даже при отсутствии финансирования. Каждый педагог школы реализует свою индивидуальную педагогическую деятельность как свой внутренний проект, как свою внутреннюю потребность- это ключевое условие его педагогической успешности в диалоге с учеником. Внутренней потребностью является возможность построения полноценного диалога с иным педагогическим опытом. То есть межпредметное сетевое взаимодействие - это глубинная внутренняя потребность каждого педагога. В этом проекте реализуются интересы и потребности учащихся, наиболее актуальные в современном обществе и даже при отсутствии финансирования у многих детей школы есть современные информационные средства: компьютеры, интернет, цифровые фотоаппараты и видеокамеры, что будет способствовать жизнедеятельности проекта.
Шаги реализации программы
2012-2013г
1 Анализ состояния инновационной деятельности школы, причины информационной закрытости, проблемы недостаточности ресурсной базы для формирования единой информационной образовательной среды.
2 Определение ресурсов школы для формирования единой информационной образовательной среды.
3 Систематизация опыта по использованию информационно- коммуникативных технологий и сетевых технологий в образовательном пространстве школы.
4 Проведение проектно- аналитического семинара Современная информационно-образовательная среда – важнейшее условие на пути к новому качеству образования»
5 Разработать организационные механизмы создания информационной образовательной среды в школе, проектно-сетевого взаимодействия в школе: разработать положение по деятельности информационной службы, должностных инструкций заместителя директора по информационным технологиям, новых форм педагогического взаимодействия и т.д.
6 Организовать презентацию проекта в школе.
7 Проинформировать педагогов, родителей учащихся о целях, содержании и предполагаемых результатах инновации.
8 Разработать систему организационного обучения педагогов школы в рамках проекта.ании современной отечественной школы на основе основных подходов в орган
8 1 Определить состояние инновационной компетентности педагогов школы.
8 2 Разработать пакет документов : локальных актов, регламентирующих инновационную деятельность педагогов школы, методик и рекомендаций по внедрению инновационных технологий.
8.3 Организовать педагогов для обучения на курсах по организации дистанционного обучения, на курсах по формированию ИКТ- компетентности.
9 Создать программы дистанционного обучения по химии, географии, истории, математике, русскому языку, начальной школы.
10 Начать работу по созданию сетевых программ
11 Провести локальную связь на второй и третий этаж.
12 Модернизировать учебно – материальную базу, обеспечивающую внедрение новых технологий, способствующих обмену информации, сотрудничеству и диалогу всех участников образовательного процесса как в школе так и с другими учреждениями.
13 Совершенствовать психолого – педагогическое сопровождение сетевого взаимодействия.
14 Разработать финансовые механизмы межмуниципального сетевого взаимодействия
15 Создать систему взаимодействия с различными учреждениями по дессиминации инновационного опыта.
16 Осуществлять систему организационного обучения педагогов по данной теме.
17 Подготовить пакет образовательных услуг в условиях деятельности школы как базовой опорной площадки.
18 Подготовить программу работы, составить расписание и организовать работу школы как базовой опорной площадки.
19 Заключить договор с потенциальными партнёрами сетевого взаимодействия.
20 Составить совместный план работы с участниками сетевого взаимодействия.
21 Разработать график сетевого взаимодействия.
22 Разработать структуру индивидуальной образовательной программы педагогов, участвующих в сетевом взаимодействии, и форм отчётности по её выполнению.
23 Продолжить внедрение франчайзинга как технологию повышения квалификации в условиях сетевого взаимодействия педагогов.
24 Интегрировать информационно- коммуникационные технологии в образовательные программы и внеурочную деятельность по всем направлениям.
25 Создать систему электронного документооборота в школе.
26 Создать систему проектно-сетевого педагогов школы, систему взаимодействия в форумных мирах, охваченных пространством сетевых образовательных программ на сайте школы.
27 В системе использовать электронный паспорт школы как инструмент мониторинга, способствующего эффективному управлению образовательным процессом школы.
28 Совершенствовать систему информационного взаимодействия с родителями. ( электронный журнал, система sms –сообщений)
29 Создать закрытый корпоротивный сайт школы в интернет пространстве
30 Активно внедрять информационно- коммуникационные технологии в воспитательный процесс школы
30.1 Создавать новые программы передачи «Диалог»
30.2 Создать электронную газету на сайте школы.
31 Создать электронное портфолио всех педагогов школы
32 Создать медиатеку электронных образовательных ресурсов по всем предметам.
33 Начать создание банка инновационного опыта в рамках проекта.
34 Создать школьную интенет-сеть «Школяры»
35 Создать виртуальный музей как основу неформального образования школьников.
36 Создать образовательные блоги учителей.
37 Создать блоги для социального партнёрства.
Шаги реализации в 2014- 2015г
1 Осуществлять сбор информации.
2 Создать банк инновационного опыта в рамках проекта.
3 Создать систему работы по оформлению идей, рабочих процессов и итогов создания единой информационной образовательной среды для подготовки презентаций
4 Создать систему сетевых семинаров, конференций и учёб.
5 Выявлять затруднения в реализации образовательных технологий, осуществлять методическую помощь.
6 Привлекать новых партнёров дистанционного обучения.
7 Продолжить работу стажировочной площадки по дессиминации инновационного опыта ОУ.
Шаги реализации в 2014- 2015г
1 Обработать данные экспериментальной деятельности.
2 Соотнести результаты реализации программы с поставленными целями и задачами.
3 Подготовить презентацию полученных результатов на сайте школы для внешней экспертизы.
4 Выступить с публичным отчётом перед родителями.
7 Финансовое обеспечение программы.
1 Ставка заместителя директора по информационным технологиям
2 Ставка техника.
3 Ставка администратора сайта.
4 Приобретение учебного оборудования, орг. техники.
Оборудование Год приобретения К-восумма
Ноутбуки 2012 10 160 000
Мультимедиапроектор2012-2016 16 460000
Принтер 2013-2016 10 60000
Диски 2011 50 1250
Видеокамера 2013 1 30000
Поддержка сайта школы 2011-2015 2500 в месяц
Локальная связь 2012 Мультимедиапроектор2012 1 25000
Цифровой аппарат 2012 1 16 000
Моноблок 2012-1013 14 630000
Устройство для хранения СПАК 2013 1 24400
Планшетный компьютер 2012-2013 3 82000
Жидкокристаллическая панель 2013 1 24 000
Плазменная панель 2012 1 18700
Интерактивная доска 2013 2 140000
МФУ 2013 1 17500
Планшетный компьютер 2014 7 100.000
Интерактивная доска 2014 2 185.000
Условия использования результатов реализации инновации:
Организационные условия: 39 % педагогов с высшей , 48 % с первой категорией, зам. директора по НМР, НМ служба, информационная служба. ВТГ, надпредметные творческие группы.. Нормативно- правовые: наличие программ, локальных актов. Научно – методические: НМС, организационное обучение, информационно- педагогическое обеспечение,. Статус РИП по теме «Формирование исследовательской культуры всех участников образовательного процесса», стажировочной площадки, федеральной опытно- экспериментальной площадки по созданию электронного паспорта, краевой опытно- экспериментальной площадки по внедрению ФГОС на основной ступени обучения, внешняя экспертиза. Социально - психологические : система стимулирования педагогов, психолого- педагогическая служба, система профессиональных конкурсов.
8 Степень проработанности инновации.
Выявлена проблема готовности к сотрудничеству. Разработаны: проекты «Создание проектно-сетевого взаимодействия в школе», « Школа – РМЦ по организации дистанционного обучения в районе», « Медиацентр – сияющая радуга», «Современная модель информационной образовательной среды на основе проектно-сетевого взаимодействия как условие повышения качества образования», программа воспитательной системы «Быть гражданином с детства». Создана модель управления подготовкой педагогов к инновационной деятельности. Созданы организационные механизмы проектно- сетевого взаимодействия: 1 Разработан пакет документов( локальные акты по организации и работе проектно – сетевых и конференц-групп, обязанностях координатора и модератора, деятельности форума на сайте школы, сетевом узле, системном интеграторе, обязанностях тьютора и т.д., методика оценивания, сетевые образовательные программы, методики проведения проектно – аналитических семинаров в рамках проекта, методика психолого – педагогического сопровождения сетевого взаимодействия. 2 Созданы структурные условия: Управление процессами развития через создание соответствующих служб и выделением специалистов. Созданы новые организационные формы педагогического взаимодействия: рабочие, проектно – сетевые, конференц- группы. 3 Создано научно - методические обеспечение инновационной деятельности. Данная модель реализуется через деятельность научно – методической службы, работающей по программе « Профессиональное развитие педагога в условиях инновационной деятельности». Создано организационное обучение в рамках проекта. Проведена серия проектно – аналитических семинаров: « Проектно- сетевое взаимодействие как основа мобильности педагогического пространства», « Формирование культуры самоорганизации учащихся в условиях проектно – сетевого взаимодействия», « Культура педагога в условиях проектно – сетевого взаимодействия» и.д. Составлена карта инновационного опыта на основе педагогических интересов педагогов школы. Организована деятельность надпредметных творческих групп педагогов школы, созданных на основе заявленных проблем. Осуществляется активная интеграция проектной технологии, ИКТ, сетевых технологий в образовательные программы и внеурочную деятельность по всем направлениям. Создана локальная связь. Имеется скоростной интернет, создана информационная служба. Школа включена в проект « Цифровая школа». Создана система профессиональных конкурсов в школе. Создана система взаимодействия в клубно – проектной форме с родителями. Создана медиа- студия « Сияющая радуга»: пресс – центр « Переменка», радиоузел «Тинейджер +», передача «Диалог», видеостудия « Золотой кадр», фотостудия «Стоп-кадр», созданэлектронный документооборот, создана виртуальная учительская «Сотрудничество». Имеется медиатека, видеотека, архив надпредметного педагогического опыта, архив исследовательских работ, система дистанционных курсов в оболочке moodl Созданы и работают два интернет – сайта, школьная социальная интернет-сеть «Школяры», система образовательных миров форумного типа, система клубов, система образовательных блогов, система информационного sms- взаимодействия с родителями, система социального партнёрства, электронный дневник. Создана система группового психолого – педагогического консультирования по проблемным ситуациям. Модернизирована учебно – материальная база.
Литература.
1 Громова О «Информационная культура школьников: проблемы и поиск решений» \ Народное образование №4 2009г
4 Третьяк Т.М. « Проект» Сетевая школа ИКТ»: организация профильного обучения и повышения квалификации педагогов» \ Школьные технологии №1 2009г
2 Лобок А.М. « Система образовательных форумов – комплекс сетевых образовательных программ» \ Школьные технологии №4 2007
3 Лобок А.М. «Возможное сетевое взаимодействие инновационных школ» \Школьные технологии №1 2008г