Исследовательская работа по теме: Направленность и жизненные ценности личности в профессиональном самоопределении у подростков


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Бугульминская кадетская школа-интернат
имени Героя Советского Союза Газинура Гафиатуллина»
Исследовательская работа
Тема: «Направленность и жизненные ценности личности подростков в профессиональном самоопределении»
Выполнил: Cавельев Егор, Cабирзянов Ильфат, 9 класс
Руководители: педагог-психолог Чеканова Е.Н.,
социальный педагог Михеева Г.А.
Бугульма, 2017 год
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………………….....3
1. Основная часть………………………………………………………………………………...4
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования профессиональной направленности личности в подростковом возрасте……………………………………………………………..4
1.1. Общее понятие о направленности личности………………………………………………4
1.2. Представления о жизненных ценностях в психологии…………………………………..5
1.3. Направленность личности и ценностные ориентации………………………………….6
1.4. Определения понятия ценностных ориентаций………………………………………….7
2. Практическая часть……………………………………………………………………………9
2.1. Данные результатов психодиагностики…………………………………………………..9
2.2.Анализ полученных результатов………………………………………………………......11
Список литературы…………………………………………………………………………......15
Приложения…………………………………………………………………………………......17
Введение
Выбор профессии это очень важный шаг в жизни человека, сложный и ответственный. Очень часто люди выбирают себе профессию под влиянием внешних обстоятельств, учитываются мнение близких, внешняя атрибутика профессии, престижность и ее экономическая выгодность. Но, в основном, эти обстоятельства никак не связаны с индивидуальными особенностями и склонностями человека.
Задатки, врожденные особенности личности, обеспечивающие ее успешность в том или ином виде деятельности, могут быть очевидными и не очень.
Актуальность темы.
Для нас, кадетов 9 класса тема профессионального выбора актуальна и важна. Ведь, в нашей кадетской школе восполняют необходимость мужского воспитания и обучения, целенаправленно занимаются военно-патриотическим воспитанием, создают оптимальные условия для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого обучающегося, формируют основы для подготовки несовершеннолетних граждан к служению Отечеству. И тем не менее, не каждый из нас выберет профессию военного. Поэтому, я считаю, что мне необходимо сейчас определиться с выбором будущей профессии, а сделать социально и глубоко личностный выбор в профессиональном самоопределении - задача не из простых. Самостоятельный выбор профессиональной деятельности - это "второе рождение человека". Ведь от того, насколько правильно выбран жизненный путь, зависит общественная ценность человека, его место среди других людей, удовлетворенность работой, физическое и нервно-психическое здоровье, радость и счастье. А значит, мне и всем остальным кадетам важно понять, от чего зависит правильный выбор и на что нужно ориентироваться при выборе профессии.
Цель исследования заключается в определении направленности личности, жизненных ценностей и типа профессии у несовершеннолетних кадетов в вопросе профессионального самоопределения.
Объектом исследования являются девятиклассники.
Предмет исследования: взаимосвязь направленности личности кадетов, жизненных ценностей и типа профессии.
Задачи исследования:
1)Установить наличие взаимосвязи направленности личности подростков с жизненными ценностями и типами профессий;
2) Выявить преобладающую направленность личности подростка, типа профессии и наиболее значимые жизненные ценности как основную базу для будущей профессии.
Гипотезой является существование связи между направленностью личности, жизненными ценностями и выбираемым типом профессий у подростков.
Теоретико-методологической основой исследования явились
•содержание понятия профессиональной направленности А.К. Марковой, Е.М. Ивановой, Н.Д. Левитова, Э.Ф. Зеер, В.П.Парамзина, и др., исследовавших данный психологический феномен;
• направленность, раскрываемая в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад;
• определение понятия «ценностные ориентации» в трудах А.Г.Здравомыслова, Д.И.Фельдштейна, Алексеева В.Г, и др.
Практическая значимость исследования.
Данные, полученные в ходе исследования, могут быть использованы для составления программ психоконсультационной, профориентационной работы с несовершеннолетними, как в общеобразовательной школе, так и в профильном обучении (в том числе и в учебных заведениях военного профиля).
ГЛАВА I. Теоретические основы исследования профессиональной направленности личности в подростковом возрасте
1.1. Общее понятие о направленности личности.
Профессиональная направленность личности – это, прежде всего, одна из разновидностей общей направленности личности. В тоже время профессиональная направленность обладает своей спецификой, особым содержанием и характеристиками. Сущность данного понятия рассматривают в связи с такими близкими категориями как профессиональное самоопределение и профессиональное становление. Для определения содержания понятия профессиональная направленность рассмотрим представления различных авторов, исследовавших данный психологический феномен. По мнению А.К. Марковой, профессиональная направленность является интегративной характеристикой мотивации профессиональной деятельности, определяемой также всеми побуждениями в мотивационной сфере и выражающейся в интересах, отношениях, целенаправленных усилиях и т.д. С точки зрения Е.М. Ивановой, компонентами профессиональной направленности являются интересы, мотивы, ценностные ориентации. Н.Д. Левитов переносит структуру направленности личности на профессиональную направленность и включает в нее как потребности, интересы, идеалы, так и широкий кругозор, любовь к своей профессии, эмоционально-волевую готовность. Э.Ф. Зеер, рассматривая структуру личности как субъекта профессиональной деятельности, определяет направленность как систему доминирующих потребностей и мотивов. Э.Ф. Зеер выделает следующие компоненты профессиональной направленности: мотивы (намерения, интересы, склонности, идеалы), ценностные ориентации (смысл труда, заработная плата, благосостояние, квалификация, карьера, социальное положение и др.), профессиональная позиция (отношение к профессии, установки, ожидания и готовность к профессиональному развитию), социально-профессиональный статус. В.П. Парамзин определяет профессиональную направленность через профессиональные интересы, намерения, склонности, мотивы, отношение к выбору профессии. Н.К. Котиленков рассматривает профессиональную направленность как специфическую форму направленности личности, выражающуюся в избирательном отношении к профессии, обусловленной ее индивидуальными особенностями, знаниями и формирующейся в процессе жизнедеятельности. А.П. Сейтешев указывает, что структура профессиональной направленности представляет собой сложное образование, которое включает в себя предметное содержание (специализация профессиональной направленности), мировоззрение и динамику протекания психических процессов и состояний. Профессиональная направленность личности, с его точки зрения, проявляется через эмоции, установки, интересы, склонности, идеалы, убеждения.1.2. Представления о жизненных ценностях в психологии
Категория «ценности» - одна из самых сложных в философии, социологии и психологии. Литературный анализ выявляет неоднозначность в определении терминов «ценности» и «ценностные ориентации» [21].
С точки зрения Г. М. Андреевой, ценности представляют собой одновременно мотивационные и когнитивные образования. Они направляют, организуют, ориентируют поведение человека на определенные цели и в то же время детерминируют когнитивную работу с информацией. Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира. Таким образом, ценности выступают основанием для осмысления и оценки человеком окружающих его социальных объектов и ситуаций, а следовательно, основанием для познания и конструирования целостного образа социального мира. Индивид осознает мир через призму ценностей, т. е. ценности детерминируют процесс познания человеком социального мира. Восприятие и познание человеком социальной действительности не может быть внеценностным, поскольку не может быть внесмысловым [2].
Кроме этого ценности выступают как образования мотивационно-потребностной сферы и регулируют социальное поведение людей. Они представляют собой некоторые конечные (идеальные) цели, к которым стремится индивид, дают возможность принять решение в ситуации выбора, активизируют и направляют поведение и деятельность человека. В этой ипостаси ценности реализуются в ценностных ориентациях и определяют элемент диспозиционной структуры личности [17].
Итак, ценности могут быть рассмотрены и как элементы когнитивной структуры личности, и как элементы ее мотивационно-потребностной сферы. Такое «двойственное» положение объясняется их смысловой природой. Именно смысл является основанием для познания мира и именно он задает направление и активизирует деятельность человека. Ценности же, будучи смысловыми образованиями, «связывают» когнитивную и мотивационную сферы, интегрируют их в единую смысловую сферу, придавая личности определенную целостность [17].
По словам Ф. Е. Василюка, «ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняя ее простотой и подлинной свободой» [4]. Он отмечает в этой связи, что ценности приобретают качества реально действующих мотивов и источников осмысленности бытия, ведущие к росту и совершенствованию личности в процессе собственного последовательного развитии [4].
Личностные ценности - генетически производные от ценностей социальных групп и общностей разного масштаба. Селекция, присвоение и ассимиляция индивидом социальных ценностей опосредуются его социальной идентичностью и ценностями референтных для него малых контактных групп, которые могут быть как катализатором, так и барьером к усвоению ценностей больших социальных групп, в том числе общечеловеческих ценностей. Личностные ценности выступают как внутренние носители социальной регуляции, укорененные в структуре личности [11].
1.3. Направленность личности и ценностные ориентации.
В отечественной психологии среди ведущих системообразующих характеристик личности традиционно выделяют ее направленность [1].
С.Л. Рубинштейн под направленностью понимал некоторые динамические тенденции, которые в качестве доминирующих мотивов обусловливают деятельность человека, исходя из ее целей и задач. Составляющими направленности являются: смысловой компонент, характеризующий ее предметное содержание, и динамический компонент (так называемое напряжение, связанное с источником направленности) [3].
Направленность личности обычно связывают с системой устойчиво доминирующих мотивов, определяющих ее целостную структуру [2].
Содержательную сторону направленности личности, ее отношение к окружающему миру, к другим людям и к самой себе обусловливает система ценностных ориентаций [19]. Ценностные ориентации выражают личностную значимость социальных, культурных, нравственных ценностей, отражая ценностное отношение к действительности. Ценности регулируют направленность, степень усилий субъекта, определяют в значительной степени мотивы и цели организации деятельности.
Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это - поиск смысла жизни, своего места в ней. Э. Эриксон связывает такой поиск с решением проблемы идентичности [5]. В. Франкл в стремлении найти смысл собственной жизни видит первичную мотивирующую силу человека.
Индивидуальный выбор ценностей во многом определяет направленность личности, проявляющаяся, по В.С. Мерлину, в отношении: к людям, к обществу, к самому себе [6].
Л.М. Митина справедливо подчеркивает, что направленность человека на себя не так однозначна, как это трактовалось ранее. Она имеет не только эгоистический, эгоцентрический контекст, но и стремление к самореализации, к самосовершенствованию и саморазвитию в интересах других людей [20].
Тип ценностной направленности личности - преобладающие для данного возраста, времени, места жизни и т.п. ценностные векторы.
В отечественной психологии, созвучной по многим позициям западной гуманистической традиции и, можно сказать, во многом ее опередившей, аналогичные подходы к пониманию ценностей рассматриваются в различных аспектах изучения свойств личности. По словам Б. Ф. Ломова, несмотря на различие трактовок понятия «личность», во всех отечественных подходах в качестве ее ведущей характеристики выделяется направленность. Направленность, по-разному раскрываемая в работах С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Д. Н. Узнадзе, Л. И. Божович и других классиков отечественной психологии, выступает как системообразующее свойство личности, определяющее весь ее психический склад. Б. Ф. Ломов определяет направленность как «отношение того, что личность получает и берет от общества (имеются в виду и материальные, и духовные ценности), к тому, что она ему дает, вносит в его развитие» [13]. Таким образом, в направленности выражаются субъективные ценностные отношения личности к различным сторонам действительности. Подчеркивая психологический характер ценностей как объекта направленности личности, В. П. Тугаринов использует понятие «ценностные ориентации», определяемые им как направленность личности на те или иные ценности [12].
1.4. Определения понятия «ценностных ориентаций»
А.Г. Здравомыслов рассматривает ценностные ориентации как «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека »[8].
У Д.И.Фельдштейна «ценностные ориентации - это интегральное (информативно-эмоционально-волевое) свойство и состояние готовности личности к тому, чтобы сознательно определить и оценить свое местоположение во времени и пространстве природной и социальной Среды, Возможность избрать стиль поведения и направление деятельности, основываясь на личном опыте и в соответствии с конкретными условиями постоянно меняющейся ситуации»[8].Алексеев В.Г считает, что ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров [2].
Немов Р.С. под ценностными ориентациями понимает то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл [16].
Е.С. Волков определял ценностные ориентации как сознательный регулятор социального поведения личности. Он говорил, что ценностные ориентации играют мотивационную роль и определяют выбор деятельности [5].
«Ценностные ориентации» - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через (не) принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки (горизонта) предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации. В диспозиционной структуре личности. [13]
Таким образом, развитие ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. С.Л. Рубинштейн указывал: «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого». И далее: «Наличие ценностей есть выражение не безразличия человека по отношению к миру, возникающего из значимости различных сторон, аспектов мира для человека, для его жизни» [17].
Е.А. Климов включает в структуру профессиональной направленности личности: интерес к миру труда, его целям и смыслам, орудиям, средствам, процессам, объектам, результатам, к системе трудовых постов в обществе, потребности в продуктивной общественно-ценной деятельности, соответствующие убеждения и другие мотивы. В рамках данной теории профессиональная направленность чаще рассматривается как направленность личности на ту или иную сферу профессиональной деятельности, опирающуюся на типологию профессий, предложенную Е.А. Климовым. Е.А. Климов называет пять типов профессий по принципу отношения человека к различным объектам окружающего мира: «человек – природа», «человек – техника», «человек – знаковая система», «человек – художественный образ» и «человек – человек». В пределах каждого типа профессий им выделяются их классы по признаку целей: гностические (цель – распознать известное), преобразующие (преобразовать нечто) и изыскательные (изыскать неизвестное) профессии. Согласно Е.А. Климову, в содержание понятия «профессионализм» наряду с высоким уровнем знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности входит определенная системная организация его сознания и психики, включающая, как минимум, следующие компоненты: свойства человека как субъекта деятельности – представителя определенной профессиональной общности (образ мира, направленность, отношение к внешнему миру, людям, своей деятельности, себе, особенности саморегуляции, креативность, интеллектуальные черты индивидуальности, эмоциональность и ее проявления и др.); праксис профессионала (исполнительный аспект: умения, навыки, действия); гнозис профессионала (профессиональная специфика психических процессов); информированность, знания, опыт, культура профессионала; психодинамика эмоциональных процессов и психических состояний; осмысление вопросов своей возрастно-половой принадлежности в связи с требованиями профессии. Без указанных составляющих высокие результативные достижения профессионала невозможны, считает автор. Так, экспериментально доказано, что успешность обучения операторов зависит от целого комплекса самых, казалось бы, неожиданных субъектных качеств, в частности, от уровня рефлексии (способности или привычки смотреть на себя как бы со стороны и осознавать многие стороны своей активности), от типа локуса контроля (склонности полагаться на себя или других при оценке событий) и др..2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Перед началом исследования нами была сформулирована рабочая гипотеза о том, что направленность личности зависит от жизненных ценностей и от тира профессии. Для её подтверждения нами выбраны следующие методики: тест «Направленность личности» (Б.Басса), анкета «Жизненные ценности» (Г.В.Резапкиной), Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова, корреляционный анализ по методу Спирмена. Данные методики просты в проведении, обработке и соответствуют возрастным особенностям обучающихся.
Результаты психодиагностики сведены в таблицу
«Данные результатов психодиагностики» таблицы 1
№ п\пФ.И.О. Тест
«Направленность личности»
Анкета «Жизненные ценности» ДДО Е.А.КлимоваНаиболее значимые ценности Наименее значимые ценности 1 А.В. На себя здоровье, возможность помогать людям творчество Человек-техника
2 Г.Д. На общение благополучие семьи и близких, здоровье, карьера слава. Человек-техника
3 Г.Б. На задачу Здоровье, благополучие семьи и близких, материальная обеспеченность слава Человек-техника
4 Г.А. На себя здоровье, отдых и развлечения, возможность помогать людям творчество Человек-техника
5 Г.И. На задачу благополучие семьи и близких, помогать людям, здоровье отдых и развлечения Человек-техника
6 Д.В. на задачу здоровье, благополучие семьи и близких, материальная обеспеченность творчество Человек-техника
7 Д.М. На задачу здоровье благополучие семьи и близких, карьера отдых и развлечения. Человек-техника
8 З.А. На себя благополучие семьи и близких, здоровье, материальная обеспеченность. возможность заниматься творчеством Человек-природа
9 К.О. На общение благополучие семьи и близких, здоровье слава Человек-техника
10 М.Н. На себя благополучие семьи и близких, здоровье, возможность помогать людям возможность заниматься творчеством Человек-человек
11 М.Д. На дело здоровье, благополучие семьи и близких, материальная обеспеченность слава Человек-человек
12 М.Р. На дело благополучие семьи и близких, помогать людям, отдых и развлечения Человек- знаковая система
13 П.Е. На общение здоровье, благополучие семьи и близких, возможность помогать людям, слава Человек-человек
14 П.В. На себя благополучие семьи и близких, помогать людям, здоровье, Карьера Человек-техника
15 С.И. На себя здоровье, благополучие семьи и близких, возможность помогать людям, Творчество Человек-человек
16 С.Е. На себя материальная обеспеченность, творчество Человек-знаковая система
17 С.А. На себя здоровье, благополучие семьи и близких, возможность помогать людям, слава Человек-техника
18 С.М. На себя благополучие семьи и близких, помогать людям, здоровье,. отдых и развлечения Человек-техника
19 Х.Д. На дело благополучие семьи и близких, здоровье, слава Человек-техника
20. Б.Я. На себя благополучие семьи и близких, помогать людям, здоровье, карьера Человек-техника
21. Ш.А. На общение здоровье, благополучие семьи и близких, возможность помогать людям слава Человек-техника
22. С.А. На общение благополучие семьи и близких, здоровье, слава Человек-человек
23. Ш.А. На задачу здоровье благополучие семьи и близких, отдых и развлечения. Человек-техника
24. Х.Э. На себя благополучие семьи и близких, помогать людям, здоровье карьера Человек-техника
25. Б.Н. На общение здоровье, благополучие семьи и близких, возможность помогать людям слава Человек-техника
2.2.Анализ полученных результатов.
В психодиагностике приняли участие 25 человек, возраст участников – 15 лет.
Тест Басса «Направленность личности»:
На себя – 11 человек (44%);
На задачу- 9 человек (36%).
На общение- 5 человек (20%).

Анкета Г.В.Резапкина "Жизненные ценности»
Здоровье, благополучие семьи и близких и возможность помогать людям - является приоритетным в выборе жизненных ценностей -24 человека (96%); материальная обеспеченность -1 человек (4%).
Менее значимыми ценностями для подростков являются «творчество» - 7 человек (28%), «слава» - 10 человек (40%), «отдых и развлечения» - 5 человек (20%) учащихся, «карьера» - 3 человека (12%) .

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова.
Человек-техника – 17 человек (68%);
Человек – человек – 5 человек (20%);
человек-природа – 1 человека (4%);
человек-знаковая система – 2 (8%).
Из числа опрошенных нет учащихся, которые бы выбрали тип профессий «человек-художественный образ».

Анализ полученных результатов показал, что такие ценности как «потребность в здоровье», «благополучии семьи и близких», «возможность помогать людям» являются определяющим в выборе профессии.
Анализ результатов диагностики направленности личности (методика Б. Басса) показал, что у подростков преобладает направленность «на себя» - 44%, «на дело» - 36%, «на общение» - 20% из числа опрошенных.
Анализ результатов диагностики (ДДО) Е.А Климова показал, что наибольшая часть подростков (68%) выбрали тип профессии «человек-техника» исходя из преобладающей направленности личности «на себя» и «на дело». А значит, существует связь между направленностью личности, выбираемыми жизненными ценностями и типами профессий.
Заключение
Направленность личности, прежде всего, связана с выбором ею тех ценностей, которые предлагает общество и которые она может реализовывать, развивать или даже творить в зависимости от индивидуальных особенностей и средовых ограничений. Индивидуальный выбор ценностей определяет содержание направленности личности.
Таким образом, диагностируя направленность, как составляющую ценностно-смысловой сферы, мы выявили, что наблюдается положительная динамика в развитии профессионально важной направленностей «на себя» и «на дело».
Для подтверждения результатов нашего исследования (связаны между собой две переменные (признаки) в изучаемой группе) был проведен корреляционный анализ по методу Спирмена.
Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин.
Ранговый коэффициент линейной корреляции Спирмена подсчитывается по формуле:

где n — количество ранжируемых признаков (показателей, испытуемых);
D — разность между рангами по двум переменным для каждого испытуемого;
D2 — сумма квадратов разностей рангов.
Для решения этой задачи были проранжированы, во-первых, направленность личности и, во-вторых, тип профессии у подростков.
Результаты представлены в таблице:
п/п Направленность личности Ранги Типы профессий Ранги Разница рангов D Квадрат D2
1 На себя 3 Человек-техника 3 0 0
2 На задачу 2 Человек - человек 2 0 0
3 На общение 1 Человек – знаковая система 1 0 0
Итого 0
Подставляем полученные данные в вышеприведенную формулу, и производим расчет. Получаем:
P = 1- 6 x 0 / 3 х (32 – 1) = 1
Коэффициент корреляции по модулю равен 1, то это соответствует высокому уровню связи между переменными. Подобная связь характеризует прямо пропорциональную зависимость.
Результаты нашего исследования подтверждают гипотезу о существовании связи между направленностью, жизненными ценностями личности и типами профессий у подростков.
Список литературы:
1.Абрамова, Г.С. Практическая психология [Тест] / Г.С.Абрамова. - М.: Академический проект, 2003г. - 480с.
2. Андреева, Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2009г. - 363 с.
3. Аминов, Н.А., Молоканов M.В. О компонентах специальных способностей будущих школьных психологов [Тест] // Н.А. Аминов. - Психол. журнал, 2001г. - Т. 13. - № 5. - С. 104-109.
4. Василюк, Ф. Е. Психология переживания [Тест] / Ф.Е.Василюк. - М.: Смысл, 2006г. - 200 с.
5. Волков, Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности [Тест] / Е.С.Волков. - М., 2001 г.
6. Головаха, Е.И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности. Психология личности в трудах отечественных психологов [Тест] / Е.И.Головаха. - СПб.: Питер, 2000 г.
7. Гуревич, К.М., Раевский А.М. Личность как объект психологической диагностики [Тест] // К.М.Гуревич. - Психол. журн. 2001. Т.22., № 5. С. 29 - 38.
8. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности [Тест]/ А.Г.Здравомыслов. - М.: Просвещение. - 2006. -223 с.
9. Карандашев, В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство [Тест] / В.Н.Карандашев. СПб.: Речь, 2004г. - 70 с.
10. Кон, И.С. Психология ранней юности [Тест]/ И.С.Кон. - М.: Просвещение, 1989 г.
11.Леонтьев, Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Тест] / Д.А.Леонтьев. - М.: Смысл, 2007г. - С. 223-232.
12. Леонтьев, Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени [Тест]// Д.А. Леонтьев. Психологическое обозрение. 1998. № 1. С. 13 - 25.
13. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Тест]/ Б.Ф.Ломов. - М.: Наука, 2004г.- 446 с.
14. Рубцов, В.В. Перспективы развития психологического образования [Тест] // В.В.Рубцов. - Психологическая наука и образование, 2010г. - №1.
15. Серый, А.В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида [Тест] // А.В.Серый. - Вопросы общей и дифференциальной психологии. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999 г. - С. 354-360.
16.Строй, Г.В. Формирование системы ценностных ориентаций будущих практических психологов в процессе обучения: Автореф. … дис. канд. псих. наук: 19.00.07: Ставрополь, 2004г.
17. Тихомандрицкая, О. А. Особенности социально-психологического изучения ценностей как элементов когнитивной и мотивационно-потребностной сферы. (Методические аспекты) [Тест] // О.А. Тихомандрицкая. - Мир психологии. 1999г. - Т. 3, С. 80-90.
18. Яницкий, М.С. Ценностно-смысловая сфера личности [Тест]/ М.С.Яницкий. - Кемерово: Кемеровский гос. ун-т, 1999 г. - 92 с.
19.Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система [Тест]/М.С. Яницкий.- М., 2005 г.
20 .Яруллина, Л.Р. Ценностные ориентации студентов негосударственных высших учебных заведений [Тест] / Л.Р.Яруллина. - М., 2008 г.
Приложения
Тест Методика диагностики направленности личности Б. Басса (Опросник Смекала-Кучера; ориентационная анкета Б. Басса)
Инструкция: Опросный лист состоит из 30 пунктов. На каждый пункт анкеты вы можете дать три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый пункт выберите тот, который лучше всего выражает вашу точку зрения, который для вас наиболее ценен или больше всего соответствует правде. Букву вашего ответа напишите в «Листе ответов» против номера вопроса в столбике «Больше всего». Затем из ответов на этот же вопрос выберите наименее приемлемый вариант. Соответствующую букву напишите против номера вопроса, но в рубрике «Меньше всего». Для каждого вопроса используйте только две буквы, оставшийся ответ не записывайте нигде. Над вопросами не думайте слишком долго: первый выбор обычно бывает самым точным. Время от времени проверяйте, правильно ли вы записываете ответы, в те ли столбцы, везде ли проставлены буквы.
Тестовый материал (вопросы):
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
A. Одобрения моей работы;
В. Сознания того, что работа сделана хорошо;
С. Сознание того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
А. Тренером, который разрабатывает тактику игры;
В. Известным игроком;
С. Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
A. Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
В. Вызывает интерес к предмету, так что учащиеся с удо­вольствием углубляют свои знания в этом предмете;
С. Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
A. Радуются выполненной работе;
В. С удовольствием работают в коллективе;
С. Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
A. Были отзывчивы и помогали людям, когда для это­го представляются возможности;
В. Были верны и преданы мне;
С. Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
A. С кем складываются хорошие взаимоотношения;
В. На кого всегда можно положиться;
С. Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
A. Когда у меня что-то не получается;
В. Когда портятся отношения с товарищами;
С. Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
А. Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
В. Вызывает дух соперничества в коллективе;
С. Недостаточно хорошо знает предмет, который преподает.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
A. Проводить время с друзьями;
В. Ощущение выполненных дел;
С. Когда меня за что-нибудь хвалили.
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
A. Добился успеха в жизни;
В. По-настоящему увлечен своим делом;
С. Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
A. Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
В. Развивать прежде всего индивидуальные способности ученика;
С. Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
A. Для общения с друзьями;
В. Для отдыха и развлечений;
С. Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
A. Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
В. У меня интересная работа;
С. Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю когда:
A. Другие люди меня ценят;
В. Испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы;
С. Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось чтобы: A. Рассказали о каком-либо интересном деле, связан­ном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
В. Написали о моей деятельности;
С. Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
A. Имеет ко мне индивидуальный подход;
В. Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
С. Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
A. Оскорбление личного достоинства;
В. Неудача при выполнении важного дела;
С. Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
A. Успех;
В. Возможности хорошей совместной работы;
С. Здравый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
A. Считают себя хуже других;
В. Часто ссорятся и конфликтуют;
С. Возражают против всего нового.
20. Приятно, когда:
A. Работаешь над важным для всех делом;
В. Имеешь много друзей;
С. Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
A. Доступным;
В. Авторитетным;
С. Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
A. О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
В. О жизни знаменитых и интересных людей;
С. О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
A. Дирижером;
В. Композитором;
С. Солистом.
24. Мне бы хотелось:
A. Придумать интересный конкурс;
В. Победить в конкурсе;
С. Организовать конкурс и руководить им.
25. Я хотел бы прочитать книгу:
А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми.
В. О жизни известного человека.
С. Типа «Сделай сам».
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
A. Другие были им довольны;
В. Прежде всего выполнить свою задачу;
С. Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
A. В общении с друзьями;
В. Просматривая развлекательные фильмы;
С. Занимаясь своим любимым делом.
28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовольствием:
A. Выдумал интересный конкурс;
В. Выиграл бы в конкурсе;
С. Организовал бы конкурс и руководил им.
29. Для меня важнее всего знать:
A. Что я хочу сделать;
В. Как достичь цели;
С. Как привлечь других к достижению моей цели.
30. Человек должен вести себя так, чтобы:
A. Другие были довольны им;
В. Выполнить прежде всего свою задачу;
С. Не нужно было укорять его за работу.
Ключ к тесту направленности личности Басса.
Лист ответов (форма 1)
№ п/п Больше всего Меньше всего № п/п Больше всего Меньше всего № п/п Больше всего Меньше всего № п/п Больше всего Меньше всего
1 9 16 24 2 10 17 25 3 11 18 26 4 12 19 27 5 13 20 28 6 14 21 29 7 15 22 30 8 23 Ключ к тесту.
направленность
На себя На взаимодействие На задачу
1. А 11.В 21.С 1.С 11.С 21.А 1.В 11.А 21.В
2.В 12.В 22.С 2.С 12.А 22.А 2.А 12.С 22.В
3.А 13.С 23.В 3.С 13.А 23.С 3.В 13.В 23.А
4.А 14.С 24.С 4.В 14.А 24.А 4.С 14.В 24.В
5.В 15.А 25.В. 5.А 15.С 25.А 5.С 15.В 25.С
6.С 16.В 26.В 6.А 16.С 26.А 6.В 16.А 26.С
7.А 17.А 27.А 7.С 17.С 27.В 7.В 17.В 27.С
8.С 18.А 28.В 8.В 18.С 28.С 8.А 18.В 28.А
9.С 19.А 29.А 9.А 19.В 29.С 9.В 19.С 29.В
10.С 20.С 30.С 10.В 20.В 30.А 10.А 20.А 30.В
Интерпретация и пояснения к тесту Басса.
С помощью методики Басса выявляются следующие направленности:
1. Направленность на себя (Я) — ориентация на прямое вознаграждение безотносительно от содержания работы, склонность к соперничеству.
2. Направленность на общение (О) — стремление при любых условиях поддерживать отношения с людьми, ориентация на совместную деятельность.
3. Направленность на дело (Д) — заинтересованность в решении деловых проблем, выполнение работы как можно лучше, ориентация на деловое сотрудничество, способность отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели
Итоговая таблица (форма 2)
НС
ВД НЗ
Количество «+» Количество « - » Сумма +30 Итоговая таблица (пример) форма 3
НС
ВД НЗ
Количество «+» + 8 + 10 + 12
Количество « - » - 11 - 11 - 8
Сумма - 3 1 + 4
+30 + 27 + 29 + 34
Обработка результатов. Если указанная в ключе буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому ставится знак «+» по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак « - ». Затем подсчитывают количество «+» и записывают их в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД, или НЗ в зависимости от того, какой ключ использовался. Так же подсчитывается количество « - ». Количество «+» суммируется с количеством « - » (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака!). Этот показатель и характеризует уровень выраженности данного вида направленности. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. Проверка: общая сумма равна 27 + 29 + 34 = 90.
Г.В. Резапкина Анкета "Жизненные ценности"
Что для вас самое главное в жизни? (проранжируйте по степени значимости ценности)
Здоровье
Материальная обеспеченность
Возможность заниматься творчеством
Благополучие семьи и близкихКарьерный рост
Возможность помогать людям
Слава
Отдых и развлечения
Профориентационнный дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е.А.Климова
Дифференциально-диагностический опросник Климова предназначен для определения интересов и склонностей человека. В основе методики лежит предложенная Е.А.Климовым классификация профессий по предмету труда, на который они (профессии) направлены.
Опросник позволяет узнать, что Вы предпочитаете, к какой области приложения сил Вы сейчас более склонны, к какой — менее, но не насколько.
Инструкция к опроснику: "Из 20 пар предлагаемых видов деятельности необходимо выбрать только один вид (наиболее предпочтительный), а  в соответствующей клетке листа ответов поставить знак « + »". Над вопросами не следует долго задумываться.
1а. Ухаживать за животными.
или
1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).
2а. Помогать больным людям.
или
2б. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
3а. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток.
или
3б. Следить за состоянием, развитием растений.
4а. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
4б. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
5а. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
5б. Обсуждать художественные книги или пьесы, концерты.
6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
7а. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
8а. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или
8б. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
9б. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
или
15б. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (печатной машине, компьютере, телетайпе).
Лист ответов
I II III IV V
1а 1б 2а 2б 3а
3б 4а 4б 5а 5б
6а   6б   7а
  7б 8а   8б
  9а   9б  
10а     10б  
11а 11б 12а 12б 13а
13б 14а 14б 15а 15б
16а   16б   17а
  17б 18а   18б
  19а   19б  
20а     20б  
= Ч-П = = Ч-Т = = Ч-Ч = = Ч-З = = Ч-Х =
Интерпретация результатов опросника: "В каждом из 5-ти столбцов необходимо (по вертикали)  подсчитать число знаков «+».  Максимальное число знаков «+» в столбце соответствует определенному типу профессии".
I. «Человек-природа» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» – все технические профессии.
III. «Человек-человек» – все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знаковая система» – все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» – все творческие специальности.