Представление педагогического опыта: «Технологическая компетентность педагога в индивидуализации и дифференциации учебного процесса»
Технологическая компетентность педагога в индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
Учитель начальных классов Мартовая Н. П. СОШ №22 п. Беркакит
Урочное применение электронных учебных материалов при обучении грамоте, русскому языку, математике и других предметов не только способствует развитию информационной компетентности учеников начальной школы, но и позволяет решить целый ряд психолого-педагогических проблем.
Практика показывает, что при условии дидактически продуманного применения новых информационных технологий в рамках традиционного урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории, происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.
Существенное влияние на результат включения современных средств обучения в традиционный урок оказывают содержание, структура и интерфейс применяемых учителем электронных учебных материалов.
В качестве примера рассмотрим диск с обучающей игрой для начальной школы «Весёлая Азбука». Я его использую на уроках обучения грамоте в 1 классе. Отдельные задания - могут использоваться для пропедевтической работы с дошкольниками.
При повторении основ звукобуквенного анализа, слоговой структуры слова, особенностей написания шипящих и в некоторых других случаях этот диск можно применять на уроках русского языка и во II классе.
Все слова, используемые в электронном учебном диске, проиллюстрированы и озвучены.
Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включенные в « Весёлую Азбуку» способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии.
Эффективному использованию «Весёлой Азбуки» на уроке для индивидуальной работы учеников будет способствовать наличие наушников.
Применение электронного учебного диска «Весёлая Азбука» в учебном процессе начальной школы не требует специальной подготовки учителя и учащихся. Интерфейс «Весёлой Азбуки» дружественный и не отвлекает от сути предложенных заданий.
Использование стандартных средств управления программой способствует формированию у школьников первой ступени обучения информационно-коммуникативной компетентности.
Одним из преимуществ данного диска является возможность свободного доступа к любой части программы, к каждому из многочисленных многовариантных заданий. Кроме того, следует отметить отсутствие временных ограничений при выполнении работы, а также дозирование заданий с учетом санитарно-гигиенических норм пребывания младших школьников за компьютером.
Дифференциация процесса обучения достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности из широкого спектра заданий, предложенных в электронном учебном диске « Весёлая Азбука».
Структурно «Азбука» состоит из иллюстраций к словам, которые начинаются на данную букву либо включают ее, и серии заданий для каждой буквы русского алфавита.
Для букв предусмотрены следующие виды заданий:
1. Поиск изучаемой буквы в словах.
2. Составление слова в результате выбора нужного слога с изучаемой буквой.
З. Определение мягкости или твердости звука в словах.
4. Вставка пропущенных букв в словах.
Для получения другого варианта каждого из заданий достаточно ещё раз нажать кнопку вызова этого задания. При этом иллюстрации внутри одного варианта задания распределяются случайным образом, что исключает механическое запоминание позиций правильного выбора.
Для эффективного применения электронного учебного диска « Весёлая Азбука» на уроках обучения грамоте в начальной школе мне пришлось решить ряд организационно-педагогических задач.
Во-первых, в кабинете, где занимаются учащиеся моего первого класса, установлен компьютер для организации индивидуальной работы на уроке.
Наилучшим по санитарно-гигиеническим требованиям и удобным для организации урока признано размещение компьютера таким образом, чтобы на экран монитора не попадали блики солнечного света, а учитель, стоящий у доски, мог визуально контролировать работу ученика за компьютером. В случае необходимости монитор развернуть к классу. Для фронтальной работы использую проекционную аппаратуру или телевизор большой диагональю, подключенный к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Включение новых информационных технологий в учебный процесс я начинаю с внимательного изучения содержания электронного учебного диска « Весёлая Азбука» и внесения в тематическое планирование соответствующих электронных тем и разделов. При разработке плана урока предусматриваю те этапы, на которых динамически целесообразно применение « Весёлой Азбуки» для фронтальной, индивидуальной, либо групповой работы.
При использовании проекционной аппаратуры для фронтальной работы или коллективного обсуждения учитываю два обстоятельства. Во-первых, применение технических средств обучения в начале урока активизирует внимание школьников, настраивает на продуктивную деятельность. Во-вторых, необходимо помнить, что для детей 6-7 лет продолжительность подобной учебной деятельности не должна превышать пяти минут. Например, при изучении темы Звуки [в] [в’] после фронтальной работы (просмотра на проекторе материала о них) дети закрепляют полученные знания об этих звуках в учебнике «Моя любимая Азбука» авторов Бунеев, Бунеева стр. 98. Они «одевают» схему- человечка буквы В. Рисуют жёлтый колокольчик. Один башмачок у человечка раскрашивают, синим, а другой - зелёным цветом.
Индивидуальную работу учащихся с электронным учебным пособием педагогически и психологически целесообразно начинать тогда, когда по ряду психолого-физиологических причин наступает спад активности учащихся. Например, после упражнения в чтении слов и слогов в учебнике Бунеева, Бунеевой «Моя любимая Азбука» стр. 98 наступает спад активности учащихся. Наиболее оправданно привлечь для выполнения тренировочных или исследовательских заданий в это время тех школьников, которые снизили активность и инициативность участия в учебном процессе. И я использую работу с диском найти на экране кубики с буквой В (щёлкнув на неё мышкой). Остальные ищут кубики с данной буквой на столе. Читающие дети ищут кубики слоги с новой буквой и составляют слова. Задания высокого уровня сложности предлагаю выполнить тем ученикам, которые быстрее и успешнее других справились с общим для класса заданием. Работа с диском - составить слово из букв А Р М У
Для выполнения заданий, включающих более четырех слов, можно приглашать учащихся, которые сидят, например, на первом ряду, поочередно. При этом предложить дублирующую работу у доски ученикам, которые сидят на втором, третьем ряду. Такая эстафета обычно вызывает интерес у младших школьников, а игровая форма способствует повышению уровня комфортности обучения. Для привлечения внимания использую такую работу: во время просмотра диска выключаю звук, где произносятся при чтении слоги и слова, прошу детей выборочно, или «цепочкой», или хором прочитать выделенный цветом слог или слово, предложение по слогам.
Еще один из эффективных приемов использования компьютера в учебном процессе работа с электронными учебными материалами в группе, чаще всего в паре. Например, при изучении темы «Звуки [н] [н’]» задание выложить мост из букв брёвен ученики работают в парах на компьютерах в кабинете информатики. Если предложить детям, работающим c «Весёлой Азбукой» задание исследовательского характера, требующее переноса знаний, обсуждения, то подобная совместная работа помимо учебных целей позволит достичь очень важных психолого-педагогических и воспитательных результатов. Речь идет о формировании и развитии умения работать в группе, о толерантности, взаимовыручке, о личной ответственности за коллективно полученный результат. Занятия с применёнием компьютерных технологий не только оживляют учебный процесс, что особенно важно, если учитывать психологические особенности учащихся младшего школьного возраста, в частности длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим, но и повышают мотивацию обучения, вызывают интерес к компьютеру, желание на учиться управлять им.
Приведу пример использования информационных технологий на уроках математики.
Вношу в тематическое планирование соответствующие мультимедийные развивающие игры. Тематическое планирование по математике к учебнику Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких «Моя математика» 1 класс [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1 четверть.
Например, на первых уроках при обучении счёту в прямом и обратном порядке использую мультимедийный диск «Алик, занимательная математика» игра «Змей Горыныч». В этой игре один ребёнок работает у монитора, который развернут к классу. Путём щелчка мыши на колокольчик пробуждается Змей Горыныч, он поднимает головы, а остальные ученики считают хором или только те, кого спросит учитель, сколько голов он разбудил. Если сидящий за компьютером правильно выбрал цифру в числовом ряду, то головы засыпают и дети считают их в обратном порядке. Это же задание можно выполнять индивидуально. Если ребёнок выполнит всё верно, то он заработает монеты и сможет купить на них игрушку в магазине на данном диске и поиграть с ней (щелкнув мышью на игрушку). Эта игра помогает не только освоить счёт в прямом и обратном порядке, но и соотносить число предметов с соответствующей цифрой, а также помогает быстрее запомнить цифры. Игра « Тропа»: задания на решение примеров на сложение и вычитание в пределах 10 при помощи натурального ряда чисел, применяю на уроке 20, 24, 32, 33,35,36. Дети первого ряда на уроке №20 (Тема «Вычитание»), работают в учебнике № 6 стр. 41 , ученики второго ряда - у доски « цепочкой» при помощи числового отрезка, третьего ряда - у компьютера « цепочкой». Игра сопровождается различным звуковым оформлением правильных и неправильных ответов. При неправильном ответе ученик возвращается на шаг назад. Первому, кто закончит работу в учебнике правильно, из первого ряда предоставляется право купить игрушку и поиграть с ней. Дети на данном уроке (№ 20) считают в пределах 4, а на компьютере примеры в пределах 10, однако, им не трудно выполнять эти вычисления, так как они используют натуральный ряд чисел, который расположен не экране монитора внизу игры. Эта игра учит находить значения выражений, содержащих одно действие (сложение или вычитание) Большой интерес у учеников вызывает игра « [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], в которой даны задания вида 1 4 = 5. Если вовремя не поставить нужный знак + или -, то Алик не перетянет колбасу себе. Он проиграет и останется голодным. Данную игру использую к заданиям из учебника: урок 29 стр. 59 № 7, урок 30 №5 стр. 61, урок 34 стр. 69 № 8 (Игра с этого же диска).
Игра «Самолёт» способствует понять, что такое равенства, неравенства, знаки «<, >, = », в которой даны задания на сравнение чисел (применяю на уроках 14,15,20, 29,23,28,38,32).
Например, 1класс, 1 часть, урок 14 стр. 28 № 6 тема: «Знаки <,>, =»
Для одного ребёнка задание с диска «Алик, занимательная математика» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Это задание оценивает компьютер. Если всё верно выполнено, напротив задания появляется зелёное лицо, неверно - красное. При верном ответе можно заработать монеты, купить игрушку и поиграть с ней.
Для четверых детей у доски даётся аналогичное задание с другими данными, остальные в учебнике. Я вызывала одного и того же ученика на одном уроке для выполнения такого задания к доске, он допустил из 5 заданий 1 ошибку, на другом уроке при работе с компьютером из 10 заданий им не было допущено ни 1-ой ошибки.
Как показали результаты работы, степень интереса младших школьников к познанию зависит от меры их активного включения в познавательную деятельность, от продуктивности способов ее организации, от их отношения к достигнутому результату. С использованием средств информационных технологий создаются благоприятные условия для внесения большего разнообразия в учебную деятельность школьников на уроке, более рационального сочетания индивидуальных и коллективных форм работы.
Список использованной литературы:
Апотова Н.В. Информационные технологии в школьном образовании – М., 2004
Беспалько В.П. Программированное обучение. Дидактические основы – М.,2001
Осин А.А. Новый носитель или новое явление? \\Библиотека в школе № 10
Роберт И.В.Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, песрпективы использования – М.: Школа – Пресс, 2011
Шеншев Л.В.Компьютерное обучение: прогресс или регресс? \\ Педагогика – 2014 - № 11
Ларских. З. П. Дидактические и технологические функции электронного учебника для начальных классов\\ Информатика и образование -2013-№10
Чижевская И. Н. Информационные технологии на уроках окружающего мира\\Начальная школа плюс до и после -2012-№5
Булгакова Н. Н. Интеграция информатики в учебную среду начальной школы\\ Информатика и образование -2014-№1
Молокова А. В. Компьютер на уроках обучения грамоте \\Начальная школа -2011-№ 8
D:\школа\ШКОЛА\Наташа\2презентация здоровье\Выступление перед нач школой с якутскиим семинаром\КОЛБАСА.avi
·DdЗаголовок 1Заголовок 215