Конспект урока технологии по теме «Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении»
Тема: Профессиональная проба,
ее роль в профессиональном самоопределении
Цели урока:
Познакомить учащихся с понятиями “профессиональная проба” и ее ролью в выборе профессии.
Расширить уровень социально- профессиональной адаптации личности учащихся.
Формирование мотивов труда, желания овладеть какой-либо профессией.
М.Т.О.
Кроссворды.
Карточки-задания.
Ход урока.
I. Организационная часть
1.1 Проверка списочного состава
1.2 Сообщение темы, целей урока
II. Изложение нового материала
Народная мудрость гласит: посеешь поступок - пожнешь привычку, посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу. Известно, что, упражняясь, тренируясь, человек формирует навыки и умения, которые обеспечивают ему успех в избранном деле. Личностные качества также развиваются, если человек настойчиво и систематически занят какой-либо деятельностью. Многое из того, что мы делаем, содержит в себе “частички” той или иной профессиональной деятельности, что дает возможность глубже обдумать свой выбор, “примерить” себя к различным видам трудовой деятельности. Кроме того, проба сил – самый непосредственный источник сведений и о профессии, и о себе. Черпать знания о трудовой деятельности можно из книг, из рассказов друзей, взрослых, можно создать для себя идеальный образ своей будущей профессии, но все это необходимо проверить реальным участием в работе по избранной профессии.
Непосредственное участие в деятельности по той или иной профессии называют профессиональной пробой.
Профессиональная проба является важнейшим этапом профессионального самоопределения, поскольку выступает своего рода “индикатором” правильности выбора. Ведь узнав свои возможности, имея широкое представление о профессиях и сделав для себя выбор, человек не сможет определить, нравится ему работа или нет и сможет ли он выполнять все ее требования, пока реально не попробует себя в ней.
Лучше всего “примерять” себя к различным видам трудовой деятельности, произвести как можно больше профессиональных проб и только после этого выбрать ту профессию, в которой его возможности раскроются максимально, а удовлетворенность трудом будет наиболее высокой.
Сейчас мы продолжим знакомство с профессиями, играя в КВН. Членами жюри приглашены старшеклассники.
Желаю вам успехов!
III. Профориентационный КВН
Класс разделен на 2 команды, дома команды готовят название, девиз, эмблему.
1. Представление команд: Название, девиз, эмблема.
2. Разминка
Члены команд получают карточки-задания, на которых написаны группы слов, обозначающих предметы, средства, результаты труда. По данным группам слов учащиеся должны определить, о какой профессии идет речь.
I команде
Чертеж, циркуль, конструкция (инженер-конструктор)
Животные, шприц, лечебница (ветеринарный врач)
Эскиз, игла, подиум (модельер)
II команде
Компьютер, текст, программа (программист, оператор ЭВМ)
Груз, река, штурвал (матрос, капитан, штурман)
Рисунок, ткань, швейная машина (швея, вышивальщица)
3. Конкурс “Профессиональный словарь”
Каждая команда получает список профориентационных терминов. После чтения и обсуждения задания в команде учащиеся объясняют значения слов-терминов. Время на обсуждение одного термина 1 минута.
I команде
Профессия, инструмент, условия труда, халтура.
II команде
Рабочий, орудия труда, мастер, зарплата.
4. Конкурс “ Эрудит”
Учитель называет первую букву профессии. Команды пытаются отгадать именно эту профессию (если не справляются, можно назвать вторую букву)
П (повар), М(модельер), Л(летчик), Ш(шофер), Б(библиотекарь), В(воспитатель), О(оператор), У(учитель), М(механизатор), Д(доярка), К(конюх), Х(хлебороб), Т(телеграфист), Т(ткач).
5. Конкурс капитанов.
Какую пословицу должен знать каждый закройщик?
( Семь раз отмерь, один раз отрежь)
Какую пословицу должен знать каждый водитель?
(Тише едешь - дальше будешь)
6. Конкурс кроссвордов
Используя уже имеющиеся буквы, заполните кроссворд с названиями некоторых профессий (см. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]).
7. Конкурс “Подумай – отгадай”
Первое и последнее слова в пословице даны, нужно отгадать всю пословицу. Вопросы задаются каждой команде по очереди.
Портной испортит – утюг загладит.
Больше дела – меньше слов.
Глаза боятся - руки делают.
Терпенье и труд все перетрут.
Велик телом, да мал делом.
Болтуна видать по слову, а рыбака - по улову.
8. Конкурс “Ищи друга”
Открытки, на которых написаны пословицы, разрезаются на две части, перемешиваются, и каждый берет половину. Задача: найти другую половину.
Без сноровки и ложку мимо уха пронесешь.
Золото познается в огне, человек – в труде.
Кукушка не ястреб, неуч – не мастер.
Кроить - не шить: после не распорешь.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой наживай.
С мастерством люди не родятся, но добытым мастерством гордятся.
Ленивый ложится с курами, а встает со свиньями.
Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
Захочешь – на гору вскочишь, а не захочешь – и горы не съедешь.
Ленивый одну работу два раза делает, скупой два раза платит.
Кто умеет хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.
Кто любит прохлаждаться, тому в хвосте оставаться.
Люби дело – мастером будешь.
К чему душа лежит, к тому и руки приложатся.
9. “Аукцион песен и стихов”
Команды по очереди исполняют строчки из песен или стихов о профессиях. Побеждает команда, исполнившая задание последней.
10. “Вопросы – загадки ”
За правильный ответ команда получает по 1 баллу.
Кто из русских царей владел четырнадцатью ремеслами? (Петр 1)
Кто по профессии был А.П.Чехов? (Врач)
Что общего в обслуживании коровы и ЭВМ? (Начало профессии: оператор машинного доения и оператор ЭВМ)
Назовите профессию, изменение окончания в названии которой совершенно меняет ее назначение. (Машинист – машинистка)
Определите профессию, для которой необходимы были следующие предметы: скальпель, огурец, одеколон, ножницы? (Парикмахер)
Чем занимается провизор? (Готовит лекарства)
Он не сеет и не пашет, но отвечает за урожай. Кто он? (Агроном)
Ходит по клеточкам конь и ладья ход свой последний готовит. О ком идет речь? (Шахматист)
11. “Подари подарок сопернику”
За 3 минуты подготовить подарок соперникам
IV. Подведение итогов КВНа, награждение победителей.
V. Домашнее задание: Ответить на вопросы теста “Опросник профессиональной готовности” Стр.60
Приложение 1
Кроссворды
13 EMBED Actrix.Document.1 1415
13 EMBED Actrix.Document.1 1415
Приложение 2
Ответы к кроссвордам
13 EMBED Actrix.Document.1 1415
13 EMBED Actrix.Document.1 1415
Root EntryThe VBA Project