Отчет о профессиональном самоопределении школьников
Отчет о профессиональном самоопределении школьников в предпрофильной подготовке и профильном обучении
Выбор профессии сложная и ответственная задача, встающая перед каждым старшеклассником и абитуриентом. Сложная потому, что школьникам не хватает знаний о мире профессий; о том, какие требования предъявляются к специальности в той или иной сфере труда. Молодежь недостаточно информирована о ситуации на рынке труда в городе, не готова к конкуренции при трудоустройстве. Сделать правильный выбор непросто. И самый главный выбор из всех предстоит сделать в подростковом и юношеском периодах.
Проблема подготовки подрастающих поколений к труду извечная проблема человеческого общества. Однако в различных общественно-экономических формациях она решалась по-разному, каждый раз наполняясь новым содержанием и обретая новые формы реализации на практике. Организация профессионального просвещения и воспитания учащихся, формирование у них общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов, соответствующих психофизиологическим особенностям личности, своевременное выявление и развитие профессиональных наклонностей составляют педагогическую направленность данной проблемы.
Суть психолого-педагогического подхода к решению задач профориентации молодёжи заключается, во-первых, в том, что каждый человек имеет свои, характерные лишь для него, психофизиологические особенности: направленность, темперамент, память, внимание, анатомо-физиологические возможности и т.д. Во-вторых, выбор профессии связан с социально-нравственным состоянием человека в будущем.
Подростковый возраст это время, когда ребёнок должен сам ставить цели и осуществлять их в действии. Целеполагание становится в этот период жизни важнейшим фактором условием общественного опыта. Именно формирование этого компонента деятельности обеспечивает интеллектуальное и социальное развитие личности.
Если в 15 лет жизнь кардинально не изменилась и старший подросток остался в школе, он тем самым отсрочил на два года выход во взрослую жизнь и, как правило, сам выбор дальнейшего пути. В этот относительно короткий период срок необходимо создать жизненный план решить вопросы кем быть (профессиональное самоопределение) и каким быть (личностное и моральное самоопределение). Старшеклассник должен не просто представлять себе своё будущее в общих чертах, а осознавать способы достижения поставленных целей.
В выпускном классе дети сосредотачиваются на профессиональном самоопределении. Оно предполагает самоограничение, отказ от фантазий, в которых ребёнок мог стать представителем любой, самой привлекательной профессии. Старшекласснику приходиться ориентироваться в различных профессиях, что совсем не просто, поскольку в основе отношения к профессиям лежит не свой собственный, а чужой опыт – сведения, полученные от родителей, друзей, знакомых, телепередач и т.п. этот опыт обычно абстрактен, не пережит, не выстрадан ребёнком. Кроме того, нужно верно оценить свои объективные возможности – уровень учебной подготовки, здоровье, материальные условия семьи и, главное, свои способности и склонности, т.е. оценки психических и физиологических особенностей человека, которые необходимы для освоения данной профессии. Интерес к определённому виду деятельности возбуждает непосредственно интерес, а тот, в свою очередь, обеспечивает овладение теоретическим материалом и способствует формированию объективного представления о профессии. Очень важно донести до сознания школьников основное содержание деятельности по интересующим их профессиям, требованиям к работникам, где и как эти профессии можно освоить.
Поэтому актуальность профориентационной помощи подросткам очевидна. Во-первых, важнейшая задача школы – формирование полноценных граждан своей страны, а это во многом зависит от того, чем будут заниматься повзрослевшие подростки, какую профессию они изберут, и где будут работать. Во-вторых, грамотно построенная профориентационная работа позволяет решать и многие насущные проблемы еще в период школьного обучения. Давно известно, что оптимистичная перспектива жизни уберегают многих подростков от необдуманных шагов, от глупостей и «соблазнов» еще в период обучения в школе. Например, если подросток серьезно намеревается приобрести сложную и престижную профессию, к которой ему следует готовиться, то он тысячу раз подумает, стоит ли ему включаться в негативные социальные проявления. Таким образом, профориентационная работа с подростками – это не только решение завтрашних проблем, но и важный вклад в решение проблем сегодняшних, да еще самых острых социальных проблем, которыми буквально пронизано наше общество.
Профориентационная работа в нашей школе является начальным этапом профессионального самоопределения учащихся. Основные трудности профессионального самоопределения в подростковом возрасте связаны с недостатком знаний о выбранной профессии, ее привлекательных и негативных сторонах, режиме работы, оплате труда, о возможностях профессионального роста. Изучая психолого-педагогическое обоснование профориентационной работы, пришли к выводам:
– выбор профессии означает активный поиск человеком своего предназначения, которое необходимо рассматривать с точки зрения его интересов, способностей, возможностей и индивидуальных особенностей, а также требований, предъявляемых к работнику в той или иной профессиональной сфере;
– важно актуализировать процессы самопознания, развивать систему представлений учащегося о себе как об активном субъекте трудовой деятельности;
важным аспектом профессионального самоопределения является профессиональный интерес, который возникает в результате знакомства с миром профессий и его положительных сторон;
– в профориентационной работе нам следует ориентироваться, не столько на конкретный выбор, сколько на формирование у учащихся готовности к профессиональному самоопределению, планированию и реализации перспектив своего развития;
– большинство людей выбирает не столько профессию, сколько образ жизни, круг общения, где профессия выступает в качестве одного из средств, путей к привлекательному образу жизни.
С целью выявления у обучающихся 8-11-х классов выраженного интереса к предмету или виду деятельности используется методика А.Е. Голомштока «Карта интересов». Совместно с диагностической работой проводится серия тренинговых занятий по программе «Психология и выбор профессии», направленных на нахождение своего образа «Я», приобретение умений, необходимых при выборе профессии.
Для получения информации об интересах, характере мотивации выбора профессии учащимися 9-х классов, используется дифференциально- диагностический опросник «Я предпочту». В основу опросника положена идея о делении всех существующих профессий на 5 типов по признаку предмета и объекта, с которым взаимодействует человек в процессе труда: «человек-природа», «человек-техника», «человек-человек», «человек-знаковая система», «человек-художественный образ».
Для более глубинного изучения склонностей и возможностей подростков, применяется компьютерное тестирование (Автоматизированная экспресс-диагностика по профориентации «Светофор»), по результатам которого выдаётся карта профессий, позволяющая учащимся выбрать направление профессиональной карьеры в соответствие с их способностями и потребностями современного российского рынка труда. В течение года, осенью и весной, обучающиеся 9-х классов, проходят анкетирование по выбору профиля дальнейшего обучения.
Весь комплекс диагностической работы сопровождается индивидуальным консультированием, как с обучающимися, так и их родителями. Ведь это необходимый процесс для анализа, рефлексии результатов диагностики и принятия решений подростков в будущем профессиональном самоопределении.
Помимо экскурсий, осуществляемых в рамках элективного курса, ведётся работа по организации встреч с представителями различных профессий, которые проходят как в форме классных часов, так и форме круглого стола, форума и различного рода конференций. Совместно с ними проводятся выставки на темы: «В помощь выпускнику», «Учебные заведения России», «Куда пойти учиться» и конкурс сочинений «Моя будущая профессия».
Также школа работает в соответствии с моделью социального партнерства с производственной сферой. В нашей модели социального партнерства отводится серьезная роль в решении задач профориентации. Школа сотрудничает с такими предприятиями сферы как ЗАО «Нижневартовскстройдеталь», ООО «Нижневартовскавиа», ЗАО «Венкона» и др. Предприятия участвуют в создании банка данных о тенденциях экономического развития города профориентации старшеклассников на профессии, востребованные на рынке труда г. Нижневартовска. После получения профессионального образования принимают наших выпускников на работу.
Социальное партнерство с учреждениями профессионального образования позволяет осуществить логичный переход от профильного к профессиональному образованию. Формы работы с ВУЗами пришли не сразу. Все это пришло с годами. Сегодня профессорско – преподавтельский коллектив вызов привлечен к сотрудничеству со школой в методическом сопровождении образовательного процесса, ведении элективных курсов. В практике работы нашей школы проведение совместных научно-практических конференций, олимпиад, конкурсов «Мой профиль», «КВН», «Ум + Красота=Выпускник и не только встречи с представителями ВУЗов и работодателей, но и центром занятости населения.
Большое значение уделяется привлечению специалистов из центра занятости населения, юриста и медицинского работника. Специалисты центра занятости населения предоставляют данные о реальной обстановке на рынке труда. Юрист в индивидуальной и групповой форме работы просвещает о юридических вопросах по трудовому законодательству и дальнейшему трудоустройству несовершеннолетних. Медицинский работник посредством лекционного материала сообщает о параметрах здоровья и соответствия их к различным видам профессий.
Таким образом, профориентационная работа с обучающимися 9-11-х классов МБОУ «СОШ № 2 -многопрофильная», дает возможность каждому подростку получить не только знания о мире профессионального труда, но и осознать свои профессиональные интересы, склонности и способности, выбрать и составить план своей будущей профессиональной карьеры.
И проводимый мониторинг по критерию сформированности у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению, показал, что в среднем за 2008-2013 годы 97% учащихся нашей школы удовлетворены условиями профильного обучения (содержанием, условиями, качеством обученности по профильным предметам). Мониторинг социализации старшеклассников за указанный период показывает, что в среднем у 98% имеется перспектива своей профессиональной карьеры, у 92% сформирована адекватная самооценка и способности к саморазвитию. Анализ самоопределения выпускников в соответствии с изучаем в школе профилем показывает, что в среднем за последние 5 лет 76% выпускников школы поступили в профессиональные учебные заведения в соответствии с изучаемыми в школе профилем.
Всей своей работой мы делаем все для того, чтобы сформировать у наших детей целевую установку на получение образования на протяжении всей жизни, понимание, что рост мобильности, доступности и качества образования является важным условием роста статуса человека в обществе и что образование- это путь к достижению личностного и профессионального успеха.
15