Развитие здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС дошкольного образования.
Л.Н.Чекольских
1 квалификационная категория
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 9
комбинированного вида «Березка»,
заведующая.
Развитие здоровьесберегающей среды в дошкольной образовательной организации в условиях ФГОС дошкольного образования.
"Я не боюсь еще и еще раз повторить:
забота о здоровье ребенка –
это важнейший труд воспитателя"
В.А. Сухомлинский
В настоящее время проблемы оздоровления и подготовки детей к школе стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией к ухудшению здоровья дошкольников. В детских садах используются инновационные технологии, вариативные и дополнительные программы, направленные на здоровьесбережение детей. Но пока на настоящий момент мы не можем сказать, что здоровье детей – это уже не проблема. Это задача, которая требует постоянного поиска новых форм и методов работы, поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию.
А между тем, дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребёнка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Дошкольный возраст самый поддающийся воздействиям период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает.
В современном дошкольном образовании наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, несомненно, отражающийся на состоянии здоровья дошкольника, которое напрямую зависит от уровня его двигательной активности. Данные научных публикаций показывают, что около 3035% дошкольников 56 лет имеют низкий уровень развития основных физических качеств, у них отмечается недостаток двигательной активности на физкультурных занятиях.
Результаты некоторых исследований указывают на тот факт, что потребность дошкольников в движениях удовлетворяется лишь на 2638%; дети двигаются лишь около 30% времени пребывания в детском саду, остальное время они находятся в малоподвижном состоянии. Это не соответствует биологической потребности детского организма в движении. Поэтому для решения задачи сохранения и укрепления здоровья ребенка необходимо обеспечить оптимальный двигательный режим в детском саду, достаточное время в режиме дня для осуществления оздоровительных мероприятий.
Возникает необходимость создания такой системы работы, при которой происходила бы интеграция оздоровительной деятельности в образовательную, что в конечном итоге способствовало сохранению и укреплению физического и психического здоровья ребенка, его физическому развитию, формированию привычки здорового образа жизни, а общий объем двигательной активности ребенка составлял не менее 60% времени пребывания в ДОУ.
С декабря 2013г. наше учреждение включено в состав пилотных площадок по внедрению ФГОС ДО. Направление, которое нам было определено Региональным институтом развития образования для разработки и внедрения - «Физическое развитие детей дошкольного возраста в условиях современной здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации». Наш детский сад много лет работал над этой задачей, это являлось приоритетным направлением работы нашего ДОУ. Сложилась определенная система оздоровительной работы по формированию физически здоровой личности ребенка.
Нашей основной целью в рамках пилотной площадки является оптимизация физического развития детей дошкольного возраста в условиях современной здоровьесберегающей среды дошкольной образовательной организации.
Задачи работы детского сада в рамках пилотной площадки:
1.Оптимизировать оздоровительную деятельность в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
2.Осуществить выбор оздоровительных технологий с учетом особенностей ДОУ.
3.Разработать и апробировать систему педагогических воздействий, направленных на формирование компетентности здоровьесбережения дошкольников.
4.Обеспечить системный подход, призванный в комплексе решать как медико-социальные, так и психолого-педагогические проблемы детей дошкольного возраста.
5.Разработать систему мер, направленных на управление развитием оздоровительной деятельности, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
6.Способствовать сохранению и укреплению здоровья детей путем развития здоровьесберегающих навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье.
Работу в пилотном проекте мы начали по следующим направлениям:
1.анализ кадрового состава педагогических работников
2.анализ материально-технического обеспечения
3.анализа используемых и поиск и внедрение новых здоровьесберегающих технологий.
Анализ кадрового состава показал, что в учреждении есть все специалисты, необходимые для организации и проведения работы по здоровьесбережению детей.
Состав воспитателей за последние 3 года немного обновился: пришли молодые специалисты, а также молодые педагоги (с небольшим стажем педагогической работы). Поэтому на первый план вышла задача методического сопровождения молодых и начинающих педагогов в вопросах внедрения здоровьесберегающих технологий, поиске новых форм работы с родителями и детьми, организация работы по курсовой подготовке педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В детском саду есть группы компенсирующей направленности для детей с ограниченными возможностями здоровья (2 группы для детей с тяжелыми нарушениями речи, 1 группа для детей с задержкой психического развития). Успех коррекционной работы в группах компенсирующей направленности заключается в тесном взаимодействии всех специалистов и воспитателей детского сада, создании единого коррекционно-развивающего пространства, организации коррекционно-образовательного процесса на основе комплексно-тематического планирования, с учетом данных комплексной диагностики, организацию здоровьесберегающей среды, стимулирующей развитие ребенка в соответствии с ФГОС ДО. Например, инструктор по физкультуре проводит педагогическую диагностику, развивает двигательную активность с помощью подвижных игр разной сложности, совершенствует моторные навыки, формирует игровые навыки, проводит упражнения для выработки правильного физиологического дыхания. Благодаря комплексному подходу всех специалистов в ДОУ для детей с ограниченными возможностями здоровья создаются благоприятные условия для успешного всестороннего развития каждого ребенка.
Так как, у нас уже активно велась работа по инновационной деятельности, создан и работал координационный совет, то не понадобилось создавать в рамках методической службы новые структуры для организации работы. Координационный совет разработал план работы по внедрению ФГОС ДО, проведено обновление организационной структуры управления здоровьесберегающей деятельностью в ДОУ по следующим направлениям:
1.Педагогическое:
-внедрение принципов здоровьесберегающей педагогики;
-валеологическое просвещение педагогов, детей, родителей;
-повышение профессиональной квалификации педагогов, координация действий специалистов.
2.Психологическое
-переориентация психологической службы;
-проведении цикла тренингов с педагогами и детьми;
-обучение сотрудников приемам здоровьесбережения;
-работа с семьями дошкольников.
3.Медицинское
-мониторинг состояния здоровья детей;
-организация рационального питания;
-лектории для родителей и педагогов
Анализ материально-технической базы, предметной развивающей среды показал, что в детском саду на настоящий момент созданы хорошие условия для сохранения и укрепления здоровья детей: спортивный и тренажерный залы, бассейн и сауна, музыкальный зал, есть кабинеты учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога. Есть медицинский блок с медицинским персоналом (2 старшие медсестры и 1 медсестра бассейна). В каждой группе есть спортивные уголки с физкультурным оборудованием и атрибутами для проведения подвижных игр и спортивных упражнений, дорожки здоровья.
Следующим важным этапом работы встал вопрос - как организовать окружающую предметную среду, чтобы она имела максимальное здоровьесберегающее направление.
В основе концепции развития детского сада лежит создание эффективного здоровьесберегающего пространства и обновление отдельных направлений жизнедеятельности ДОУ. Говоря о создании здоровье сберегающей развивающей среды, мы подразумеваем следующие направления:
комфортность пребывания ребёнка в учреждении.
создание безопасной предметно-развивающей среды
реализацию потребностей ребенка в движении
предоставление детям возможности развиваться в индивидуальном темпе.
Успешность организации здоровьесберегающей развивающей среды в первую очередь зависит не только от материального обеспечения, но и от личности педагога, его умения моделировать свои знания с окружающим.
Педагогический коллектив ДОУ реализует Основную общеобразовательную программу, разработанную на основе комплексной программы «Детство», одной из задач которой – является укрепление физического и психического здоровья ребёнка, формирование основ двигательной и гигиенической культуры и развитие представлений о здоровом образе жизни.
Создавая предметно-развивающую среду, мы учитывали все пространственные объёмы детского сада для активной двигательной деятельности детей. В режим дня введено свободное посещение залов (это различные подвижные и спортивные игры, тренажёры, игры с модулями). При групповом зонировании старались по возможности учитывать все принципы построения предметно-развивающей среды. В каждой группе нашлось место для зон уединения, физкультурных уголков, игровых, театрализованных, зон экспериментальной деятельности, экологических, национальных и других. Спальные помещения используются для самостоятельных занятий с нестандартным физкультурным оборудованием, для игр и упражнений малой двигательной активности.
Каждое учреждение решает задачу создания здоровьесберегающего пространства исходя из своих материально-технических и кадровых условий. В нашем учреждении уже много лет эта задача решается через реализацию программ дополнительного образования детей:
«Семейная спортивная школа»
«Хатха-йога для малышей»,
«Преодоление водобоязни у малышей»,
«Коррекция плоскостопия и осанки».
Программы кружков разработаны инструкторами по физической культуре высшей категории нашего детского сада Ереминой Г.А. и Храмовой Т.В., получены рецензии специалистов кафедры дошкольного и начального образования МОИПКРО.
Семейная спортивная школа организована в нашем детском саду более 15 лет назад, инструктором по физической культуре Ереминой Г.А. Цель ее - сохранение и укрепление здоровья ребенка в процессе формирования валеологической культуры семьи. Занятия в семейной спортивной школе пользуется огромной популярностью и посещают ее воспитанники вместе с родителями ,братьями и сестрами. Педагог использует разнообразные варианты проведения занятий: традиционные, занятия – соревнования, занятия, состоящие из подвижных игр, занятия из серии «здоровье» (профилактика и коррекция плоскостопии и осанки). Детям и родителям предоставляется также возможность самостоятельно выполнять упражнения на тренажерах. Во время занятий инструктор по физической культуре осуществляет и валеологическое просвещение родителей, проводя консультации о закаливании, режиме дня и др.
Оздоровительные занятия по преодолению водобоязни мы начинаем с детьми 2-х лет. Т.к. малыши долго адаптируются к большому водному пространству, занятия с малышами 2-х лет помогают сократить время подготовки к обучению плавательным умениям и навыкам во второй младшей группе и также способствуют укреплению организма ребенка в целом. Игровые занятия с малышами 2-х лет по преодолению водобоязни, которые проводит инструктор по физической культуре Храмова Т.В., начинаются с сентября и уже в конце ноября наши малыши начинают оздоровительное купание в бассейне. Занятия строятся в сюжетно-игровой форме с обязательным включением простейших приемов самомассажа, пальчиковой гимнастики, фольклорных форм. Педагог уделяет огромное внимание взаимодействию с родителями и первое занятие в чаше бассейна проходит обязательно с участием родителей.
Занятия по коррекции плоскостопия и осанки также очень актуальны в связи с низкой двигательной активностью детей и достаточно высокой статичной нагрузкой. Проводит занятия инструктор по физической культуре Еремина Г.А. Занятия с детьми проводятся два раза в неделю, во второй половине дня. Продолжительность занятий от 15 мин (младший возраст) до 25 минут (старший возраст). Отбор детей на занятия осуществляется по направлению врача-педиатра, по результатам проведенной плантографии.
Занятия в кружке «Хатха-йога» – это профилактика сколиоза, астмы, простудных заболеваний. Главная задача оздоровительной гимнастики: формирование навыков здорового образа жизни и укрепления здоровья детей. Программа кружка разработана инструктором по физической культуре Еремной Г.А. Занятия проводятся три раза в неделю от 15 до 30 минут и включает несколько сменяющихся учебных комплексов, а так же беседы о здоровом образе жизни. Занятия проводятся со средней группы.
90 % детей занимаются в различных оздоровительных кружках.
Одно из основных направлений по созданию здоровьесберегающей развивающей среды это взаимодействие с родителями, понимание и поддерживание начинаний детского сада дома. У нас регулярно проводятся дни открытых дверей с использованием ИКТ, показ занятий для родителей, совместные работы, презентации этих работ, привлечение родителей к организации и участию в спортивных праздниках и развлечениях. Помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи активно используются инновационные технологии. С 2010 года в детском саду выпускается журнал «Березкины вести», который знакомит родителей с жизнью детского сада, с опытом воспитания в других семьях, советами специалистов по вопросам здоровьесбережения. Сайт детского сада также является активной площадкой для трансляции принципов здорового образа жизни.
Ожидаемые результаты:
Повышение профессиональной культуры педагогов в вопросах здоровьесбережения.
Повышение валеологической грамотности родителей.
Улучшение здоровья детей, физического развития дошкольников, сформированность у выпускников ДОУ навыков личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым), повышение уровня адаптации к современным условиям жизни.
Свое выступление хочу закончить словами-обращением Жан-Жака Руссо ко всем педагогам: "Прежде чем сделать ребенка умным, сделай его здоровым и крепким".
Цените и берегите свое здоровье и здоровье наших детей.