Разработка проекта инклюзивной среды в общеобразовательном учреждении


«Разработка проекта инклюзивной среды в общеобразовательном учреждении.»ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование
проекта
Основания дляразработки проекта
Конституция РФ;
Конвенция о правах ребёнка (статья 13 (п.1), 27, 29, 31);
Закон РФ от 21.12.2012г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”;
Закон РФ от 24.07.1998г. № 124-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации”;
Национальная Образовательная инициатива “Наша новая школа” (в частности, направления “Переход на новые образовательные стандарты”, “Развитие системы поддержки талантливых детей”, “Сохранение и укрепление здоровья школьников” (04 февраля 2010г. Пр-271); Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 6.05.2005 г. № 137 «Об использовании
дистанционных образовательных технологий»
Автор – разработчик
Павлова А.В.-заместитель директора по воспитательной работе
Исполнители
Администрация и педагогические работники МБОУ «Лесогорская СОШ»
Сроки реализации
2017-2018 год
Цель проекта
Разработать и внедрить инклюзивную образовательную среду, обеспечивающую комфортные физические и эмоциональные условия для детей с ОВЗ, гарантирующей сохранение и укрепление физического и эмоционального состояния учащихся МБОУ «Лесогорская СОШ»
Задачи:
Разработать нормативно-правовую базу школы (локальные акты)
Обеспечить обучение педагогов и специалистов
Разработать всесторонний план внедрения инклюзивного образования
Провести расчеты и составить смету затрат на обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей
Разработать адаптированные программы обучения
Обеспечить взаимодействие с родителями, оказание своевременной помощи специалистами
Основные
мероприятия проекта
Подготовительный этап:
- Формирование нормативно-правовой базы
-Курсовая подготовка педагогов.
Подготовка учебных, методических, справочных пособий внутри школы (для педагогов)
- Создание “безбарьерной” среды (обеспечение доступности в помещениях школы, материально-техническое и информационное обеспечение, и т.п.);
- Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях .- Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
- Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе;
Этап запуска проекта:
- Диагностика, анкетирование
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов
Основной этап развертывания проекта:
- Создание волонтерских групп в образовательных учреждениях в целях формирования у школьников толерантного отношения к детям-инвалидам (старшекласснии, педагоги, которые на добровольных началах будут проводить различные мероприятия для учеников (не детей с ОВЗ), педагогов, родителей и тп. (чтобы рассказать об особенностях)- Совместные мероприятия- непосредственная работа с детьми ОВЗ;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Обеспечение социальной адаптации;
- Развитие системы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, ее просвещение и поддержка ( в том числе работа “Родительского клуба”)
- связь со специализированными группами инициативными в этой области
Завершающий этап проекта:
- Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
- Обобщение результатов и построение системы распространения опыта школой по вопросам инклюзивного образования;
- Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении.
Объемы и источники
финансирования
проекта
Муниципальный бюджет
Система контроля
Контроль за реализацией Проекта осуществляет администрация школы.
Контроль за целевым использованием финансовых средств осуществляет директор .Пояснительная записка
Введение
Новым стратегическим направлением современного образования в России, его программой развития до 2020 года становится инклюзивное образование .
«Инклюзивное образование в эпоху информационного общества, — указывает Э. Н. Фаттахов, — это реальный путь в будущее, где смогут учиться все, всегда, всю жизнь, для себя и для общества, создавая на основе знаний новое качество жизни людей планеты» . Это вызывает необходимость внедрения в российское образование инклюзивного подхода в деятельность образовательных организаций разных уровней, на основе научно-педагогической разработки всех его аспектов. Проблема инклюзивного образования обсуждается педагогами, политиками, родителями и общественными организациями.
Идеи инклюзивного обучения родились из насущной потребности общества обеспечивать возможность детям с проблемами в развитии интегрироваться в социум.
Без этого невозможно построение нового цивилизованного общества, системы образования отвечающей гуманистическим принципам. В таком обществе отличия сужаются и ценятся, а с дискриминацией и предрассудками в политике, повседневной жизни и деятельности учреждений ведется активная борьба.
Однако на пути создания инклюзивного общества, предоставляющего каждой личности равные возможности, в открытой, доступной, безбарьерной среде для самореализации встают серьёзные препятствия:
Особенности массового и индивидуального сознания людей по отношению к людям с инвалидностью в российском обществе.
Отрицательное отношение родителей обычных детей к включению ребёнка с инвалидностью в класс или группу, в которой обучается их ребёнок.
Отсутствие необходимой законодательной, экономической, социальной базы
Зачастую неготовность системы общего образования принять принципы инклюзии.
В настоящее время ведется активное внедрение инклюзивного образования и инклюзия воспринимается как процесс развития предельно доступного образования для каждого ребенка, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального развития его потенциала.
Следовательно, реализуется не только принцип доступности образования для всех, но и принцип поликультурности, который связан с многообразием культурно-этнического состава России и свидетельствует о том, что инклюзия школы готова к обучению детей, принадлежащих к различным этническим группам и культурам, говорящих на разных языках, имеющих различный социальный и экономический статус, с разными способностями, интересами и целями обучения.Актуальность проекта:
В настоящее время существует острая потребность во внедрении такой формы обучения, которая обеспечит равные возможности для получения образования всех детей, в том числе и с ОВЗ
Содержание проблемы и обоснование необходимости:
Каждый ребенок вне зависимости от своих особенностей (физических, психических, интеллектуальных или других) имеет право на получение общего образования. В настоящее время детям с ограниченными возможностями здоровья имеют право выбора и возможность получать образование в общеобразовательной школе, а не в специализированном учреждении
Цель и задачи проекта
Цель:
Разработать и внедрить инклюзивную образовательную среду, обеспечивающую комфортные физические и эмоциональные условия для детей с ОВЗ, гарантирующей сохранение и укрепление физического и эмоционального состояния учащихся МБОУ «Лесогорская СОШ»
Задачи:
1.Разработать нормативно-правовую базу школы (локальные акты)
2.Обеспечить обучение педагогов и специалистов
3.Разработать всесторонний план внедрения инклюзивного образования
4.Провести расчеты и составить смету затрат на обеспечение доступной среды для детей с ОВЗ
5.Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей
6.Разработать адаптированные программы обучения
7.Обеспечить взаимодействие с родителями, оказание своевременной помощи специалистами
Этапы реализации проекта
Этап Задачи Сроки
Подготовительный - Формирование нормативно-правовой базы
-Курсовая подготовка педагогов.
Подготовка учебных, методических, справочных пособий внутри школы (для педагогов)
- Создание “безбарьерной” среды (обеспечение доступности в помещениях школы, материально-техническое и информационное обеспечение, и т.п.);
- Адаптация содержания образовательной программы в различных предметных областях .- Формирование методической, образовательной, психолого-медико-социальной баз;
- Формирование банка данных передового опыта, имеющегося по инклюзивному образованию в мире, России, городе; Январь 2017г
Этап запуска
проекта - Диагностика, анкетирование
- Разработка индивидуальных образовательных маршрутов Сентябрь 2017г
Основной этап
развертывания проекта
- Создание волонтерских групп в школе в целях формирования у школьников толерантного отношения к детям с ОВЗ (старшеклассники, педагоги, которые на добровольных началах будут проводить различные мероприятия для учеников (не детей с ОВЗ), педагогов, родителей и тп. (чтобы рассказать об особенностях)- Совместные мероприятия- непосредственная работа с детьми ОВЗ;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Обеспечение социальной адаптации;
- Развитие системы взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ, ее просвещение и поддержка ( в том числе работа “Родительского клуба”)
- связь со специализированными группами инициативными в этой области Ноябрь 2017г
Завершающий
этап проекта
- Контроль и анализ результатов деятельности ОУ по инклюзивному образованию;
- Обобщение результатов и построение системы распространения опыта школой по вопросам инклюзивного образования;
- Составление перспективного план дальнейшей работы в этом направлении. Ноябрь 2018г- Декабрь 2018г.
Ожидаемые результаты:
Проведенная работа позволит детям с ОВЗ получить образование в условиях общеобразовательного учреждения. Родители смогут быть активными участниками образовательного процесса. Учащиеся школы приобретут ценный опыт общения, участия в судьбе другого человека, сострадания и толерантного поведения, гуманного отношения к людям с недостатками развития и здоровья.
Критерии оценки реализации проекта:
Критерий Показатели
Наличие комфортной среды для детей Кадровое обеспечение
Нормативно-правовая и учебно-методическая база
Благоприятный микроклимат
Информационное обеспечение
Материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение
Разработка системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве Психолого-педагогическое сопровождение
Использование адаптированных программ
Динамика эмоционального состояния ребенка.
Снижение школьной тревожности.
Изменение социального статуса ребенка в группе.
Повышение компетенции родителей по вопросам развития и обучения детей с ОВЗ Включение родителей детей с ОВЗ в родительский комитет
Количество родителей, посещающих «Родительский клуб» и совместные мероприятия
Мероприятия по реализации проекта
№ Наименование мероприятий Срок исполнения Исполнители
1. Нормативно – правовое и организационное обеспечение
1.1.
Формирование нормативно-правовой базы. Издание
распорядительных документов
Январь 2017г Администрация
1.2.
Формирование методической базы Январь-февраль 2017г Администрация
Методист
1.3.
Формирование психолого-медико-социальной базы До 01.09.2017г Администрация
Психолог, мед.сотрудники, кл.руководители1.4.
Создание адаптированных образовательных программ До 01.09 2017г Педагоги
1.5.
Накопление передового опыта, распространение собственного опыта школы Постоянно Администрация
Педагоги
1.6.
Курсовая подготовка педагогического состава До 1.09.2017г Педагоги
1.7.
Контроль и анализ деятельности школы по внедрению инклюзивного образования Раз в квартал Администрация
2. Работа с родителями
2.1. Диагностика Сентябрь-октябрь 2017г Администрация, психолог, социальный педагог, кл.руководители, привлеченные специалисты
2.2. Составление плана работы с родителями детей с ОВЗ До 01.09.2017г. 2.3. Работа «Родительского клуба» С 01.09.2017г,
Регулярно по плану 2.4. Проведение индивидуальных консультаций По плану 2.5. Планирование и проведение совместных мероприятий До 01.09.2017г
По составленному плану 3. Организация образовательного процесса
Обучающиеся 3.1. Диагностика Сентябрь-октябрь 2017г Психолог
3.2. Создание индивидуальных образовательных маршрутов Сентябрь 2017г. Педагоги, психолог
3.3. Консультации, тренинги, индивидуальные занятия По плану Администрация
Психолог, привлеченные специалисты
3.4. Обеспечение участия детей с ОВЗ в общешкольных мероприятиях Постоянно Зам.директора по ВР
Учителя 3.5. Участие в семинарах, конференциях, распространение собственного опыта, накопление базы передовых технологий Постоянно Администрация, педагоги
3.6 Создание адаптированных рабочих программ по предметам Сентябрь 2017г Педагоги,психолог3.7 Проведение «Уроков Добра» Регулярно во всех классах Зам.директора по ВР
3.8. Разработка и реализация индивидуальных образовательных маршрутов Сентябрь 2017г
В теч.годаПедагоги, психолог
3.9 Обеспечение педагогов и учащихся учебными пособиями До 01.09.2017г Администрация
3.10. Консультирование педагогов При необходимости Администрация
3.11. Разработка планов воспитательной работы в классах с учетом обучения в них детей с ОВЗ До 01.09.2017г Кл.руководители