Статья Модель здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении
«Модель здоровьесберегающей среды в школе»
Цыпленкова Н.А., педагог-психолог МБОУ Школа № 29 г.о. Самара
Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально- экономического развития страны.
Понятие «здоровье» имеет множество оттенков, а его содержание не несет в себе общепринятого и четкого наполнения. С учетом сопоставления и анализа различных литературных источников и позиций различных авторов, в понятии «здоровье» можно выделить следующие компоненты:
а) биологическое здоровье (характеризуется способностью к размножению, воспроизведению себе подобных);
б) физическое здоровье (связано с дыханием, питанием, выделением и кровообращением);
в) психическое здоровье (связано с восприятием, памятью, мышлением и другими психическими процессами);
г) социальное здоровье (характеризуется трудоспособностью, социальной активностью и нравственным здоровьем личности) [7, с 13-19]
В Уставе Всемирной организации здравоохранения записаны важнейшие постулаты, рекомендуемые все странам:
здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов;
обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав каждого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения;
правительства стран несут ответственность за здоровье своих народов, и эта ответственность требует принятия определенных социальных и медико-санитарных мероприятий.
Здоровье человека отражает одну из наиболее приоритетных сторон жизни общества и тесно переплетается с фундаментальным правом человека на физическое, духовное, социальное благополучие при максимальной продолжительности его активной жизни. [4, с 59]
В данной работе здоровье рассматривается как комплексное и, вместе с тем, целостное, многомерное динамическое состояние, развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его социальные функции.
НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:
1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний за последние 10 лет во всех возрастных группах. Частота функциональных нарушений увеличилось в 1.5 раза, хронических болезней - в 2 раза. Половина школьников 7-9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
3. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников - подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.
Обозначенные проблемы здоровья современных детей и подростков нуждаются в пристальном внимании не только медицинских работников, но и педагогов, родителей, общественности. Особое место и ответственность в этом оздоровительном процессе отводится образовательной системе, которая должна и может сделать образовательный процесс здоровьесберегающим.
Школа, являясь важнейшим звеном социализации детей должна способствовать формированию индивидуального способа здорового образа жизни. Принцип сохранения и укрепления здоровья, связанный с педагогическим воздействием, является интегративным: его соблюдение обеспечивает человеку совершенствование механизмов сохранения и повышения адаптационных резервов своего организма путем целенаправленного оздоровления собственного образа жизни.
Таким образом, оценка современного состояния и тенденций здоровья детей и подростков свидетельствует о серьезно неблагополучии, которое может привести к существенным ограничениям в реализации ими в будущем биологических и социальных функций.
Опираясь на определение образовательной среды, данное В.А. Ясвиным, можно выделить основные характеристики образовательной оздоровительной среды. Он пишет: «образовательная среда – это система влияний и условий формирования личности, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении». [5, c 61-62] Исходя из этого определения, можно утверждать, что организованное в образовательном учреждении социальное и пространственное окружение должно отвечать задачам здоровьесбережения и здоровьеформирования.
Здоровьесберегающая, здоровьеформирующая среда образовательного учреждения определяется как совокупности управленческих, организационных, обучающих условий, направленных на формирование, укрепление и сохранение социального, физического, психического здоровья и адаптации школьников на основе психолого-педагогических и медико-физиологических средств и методов сопровождения образовательного процесса, профилактики факторов «риска», реализации комплекса межведомственных оздоровительных мероприятий. [3, c 164-165]
Здоровьесохраняющее образование возможно только при создании в общеобразовательном учреждении благоприятной здоровьесберегающей среды, обеспечивающей сохранение и развитие здоровья школьников. Существенными признаками такой среды являются социально-медицинские, психофизиологические и педагогические условия. Единство названных условий во времени и образовательном пространстве позволяет относиться к сохранению и развитию здоровья школьника как целостному медико-психолого-педагогическому явлению. [4, 59]
Моделирование здоровьесберегающей среды – установление системы показателей, отражающих специфику структуры и функционирования образовательной среды во взаимосвязи всех ее компонентов с целью сохранения и укрепления здоровья учащихся.
Выделяют параметрические и характеристические модели. Для создания параметрической модели необходимо выделение всех частных параметров (температуру воздуха и относительную его влажность, окраску стен и т.д.), что затрудняет использование модели в практических целях ввиду их большого количества.
Наиболее приемлемой является характеристическая модель, в которой группы параметров обобщаются и «сворачиваются» по определенным принципам в характеристики, которые обозначаются как компоненты. Характеристическая модель более наглядна и удобна для практического применения в целях оптимизации образовательной среды направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Каковы же средовые отношения для учащихся? Рассматривать их необходимо с обозначения значимых для школьника потребностей. В основе потребностей лежит пирамида А. Маслоу. На нижней ступени пирамиды лежат биологические потребности, которые должны быть удовлетворены в первую очередь. Это потребности в двигательной активности, в режиме дня и смене деятельности, питании, оптимальных параметрах физических факторов среды. Выше располагаются потребности в безопасности, любви и признании, которые значимы всегда и для всех они также должны удовлетворяться в ходе образовательной деятельности. [3, c 184-188]
Согласно концепции Г.К. Зайцева необходимо создавать условия для удовлетворения специфических возрастных базовых потребностей школьников. Для младших школьников – это потребности в игре, подражании, свободе выбора и др.
Для среднего школьного возраста доминирующее значение имеют потребности в свободе и актуализируются потребности в самопознании и поиске смысла, для старшего школьного возраста – социальные потребности в самосовершенствовании, самоуважении, самовыражении и самоопределении, а также вспомогательные – в саморегуляции деятельности и творческой активности. [2, 94-96]
431165260985Инновационная деятельность в направлении здоровьесбережения
00Инновационная деятельность в направлении здоровьесбереженияМодель «Здоровьесбережения»
23933150Учебная деятельность на основе здоровьесберегающих технологий
00Учебная деятельность на основе здоровьесберегающих технологий
451739066675Обеспечение безопасности образовательного пространства
00Обеспечение безопасности образовательного пространства
209804015240003383915152400019304093346Физическая культура и спорт
00Физическая культура и спорт
419290518415Пропаганда ЗОЖ
00Пропаганда ЗОЖ
213614041910Здоровьесберегающая среда в школе
00Здоровьесберегающая среда в школе
193040186690Медицинское
сопровождение учебно-воспитательного процесса
00Медицинское
сопровождение учебно-воспитательного процесса
4384040131445Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
00Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса
19304064771Сотрудничество с родителями
00Сотрудничество с родителями
419354045720Мониторинг здоровья: психического и физического развития
00Мониторинг здоровья: психического и физического развития
Исходя из потребностей ребенка, можно выделить характеристики образовательной среды, значимые для сохранения его здоровья и рассматривать их как описательную компонентную модель образовательной здоровьесберегающей среды.
Необходимо также выделить основных субъектов образовательной среды, деятельность которых определяется содержанием, степенью и оптимальность компонентов модели. Это администрация, педагоги, учащиеся, родители. В определенной степени влияют на здоровье школьников также школьный психолог, социальный педагог, медицинский и другой персонал школы.
Главным критерием психологического благополучия образовательного пространства является безопасная среда, атмосфера комфорта, в которой исчезают барьеры, снимаются психологические защиты и энергия ребенка тратится не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество. Никакие успехи не принесут пользы, если они основаны на страхе перед взрослыми, на подавлении личности ребенка. [8, c 88]
К сожалению, традиционная организация образовательного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки, которые приводят к поломке механизмов саморегуляции физиологических функций и способствуют развитию хронических болезней. В результате существующая система школьного образования имеет здоровьезатратный характер.
Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учёбы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приёмов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учётом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни[5, 200]
Здоровьесберегающие технологии – это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, подходов к реализации возможных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию. Учебно - образовательный процесс осуществляется по здоровьесберегающим технологиям, если при реализации системы решается задача сохранения здоровья учащихся и педагогов. [7, 24]
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Здоровьесберегающая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся. Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на четыре основные группы:
1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса.
2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и воспитателями.
4. образовательные технологии здоровьесберегающей направленности.
Из всего вышесказанного следует, что нужна реальная, продуманная система мер по изменению отношения общества и каждого его члена к проблеме здоровья. Необходимо, чтобы сохранение и укрепление здоровья стали элементом национальной культуры, важнейшей задачей экологического, нравственного, патриотического воспитания и рассматривались в логике сохранения благополучия нации и государства.
Список литературы
Ананьев В.А. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2006. – 384с.
Гладышева, О. Системная модель здоровьесберегающей школы //Директор школы.-2009.-№7.-С.94-100
Дыхан Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе. – Ростов н /Д: Феникс, 2009.
Никифоров Г.С. Психология здоровья. – СПб.: Речь, 2002. – 256с.
Середина Л.В. Психологическая комфортность урока – элемент здоровьесберегающей педагогической технологии //Начальная школа.- 2010. -№11.-С.61-63
Севрук А.И., Юнина Е.А. Здоровьесберегающий урок: концепция, технологии, мониторинг//Школьные технологии, 2004, №2, С.200-208.
Соловова Н.А. Здоровьесберегающая деятельность педагога: формы, методы, средства. Учебно-методическое пособие. – Самара: ГОУ СИПКРО, 2007.
Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365с.