Статья: Роль здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении


Роль здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Москалева Татьяна Петровна
учитель физической культуры МБОУ г. Иркутска СОШ № 53
Система образования и каждый профессионально подготовленный педагог не могут относиться к неблагополучному и прогрессивно ухудшающемуся состоянию здоровья своих воспитанников. В связи с этим в последнее время здоровьесберегающие технологии и стали так востребованы в педагогической среде. Но следует помнить, что все мероприятия по внедрению здоровьесберегающихся технологий должны проводиться по четкой системе, а иначе мероприятия не дадут желаемого эффекта.
Здоровьесбережение, не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели – получения качественного образования.
Таким образом, необходимо стремиться к тому, чтобы наша педагогика стала здоровьесберегающей, чтобы получение обучающимся образования происходило без ущерба для здоровья.
Итак, что такое здоровьесбережение?
Здоровьесбережение – это целенаправленная системная деятельность школы по применению в практике различных здоровьесберегающих технологий, с целью минимизации воздействия на детей и подростков основных факторов нарушения здоровья.
А, что такое здоровьесберегающие технологии?
Здоровьесберегающие технологии – это системаразличных целенаправленных воздействий на целостный учебно-воспитательный процесс, организуемых образовательным учреждением для медикопсихолого-педагогической профилактики и коррекции негативных психофизиологических и личностных состояний школьников в системе образования.
Существует у многих мнение, что здоровьесбережение в образовательном учреждении – это направление работы учителей физической культуры, и все возникшие вопросы направлены именно им. Но у вы, это ошибочное мнение. Ведь, по сути, сам урок является здоровьесберегающим. Это урок, где учащиеся могут разгрузиться не только физически, но и эмоционально.
Я считаю, что здоровьесбережением должен заниматься весь педагогический коллектив.
Цель здоровьесберегающей деятельности:
1.Создоние механизма, позволяющего корректировать и совершенствовать образовательную систему школы, направленную на формирование культуры здоровья учащихся.
2. Обеспечить возможность сохранения и укрепления здоровья за период обучения.
3. Формирование у учащихся образовательного процесса знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни как одно из условий обеспечения качественного образования и жизненной успешности.
Задачи:
1. Создание, апробирования и внедрения системы условий, направленных на повышение эффективности системы управления и качества образовательных услуг учебно-воспитательного процесса.
2. Сохранение и приумножение психофизиологического и социального здоровья.
Принципы:
1. Системный подход- взаимодействия различных специалистов всех уровней (администрация школы, психолог, врач школы, классный руководитель, педагог дополнительного образования)
2. Комплексный подход- использование целого комплекса различных методик при организации здоровьесберегающей среды.
3.Индивидуальный подход- учет психофизиологических особенностей учеников на уроке.
4. Личностно ориентированный подход- опора на уже сформированные личностные структуры учеников. Их мотивацию, ценности, самосознание.
5. Позитивный подход-опора на сильные стороны в личности и поведении ребенка; учить тому, что нужно делать для сохранения своего здоровья.
6.Гуманистический подход – признание активной роли самого ребенка в сохранении собственного здоровья.
Основные направления:
1. Создание модели экологически комфортной образовательной среды.
2. Использовать оздоровительные технологии, для восстановления умственных и физических работоспособностей учащихся.
3. Формирования культуры здоровья и здорового образа жизни.
4. Организация психолого-педогогического сопровождения.
5. Мониторинг физического развития.
Рассмотрим внутришкольные факторы, которые воздействуют на школьника.
1. Гигиенические условия:
- освещенность;
- размер помещений, дизайн, цвет стен;
- мебель, её размеры;
- организация питания;
- ассортимент, качество пищи;
- экологическое состояние прилегающей к школе территории.
2.Учебно-организационные условия:
- объем учебной нагрузки;
- расписание уроков;
- организационно-педагогические условия проведения урока: плотность, чередование видов учебной деятельности, проведение физкультминуток
- медицинское обеспечение;
- психологическое обеспечение;
- участие родителей в жизни школы.
3. Педагогический фактор.
- стиль педагогического общения учителя с детьми: степень реализации учителем индивидуального подхода к ученикам, использование методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников;
- личностные, психологические особенности учителя, его характер, эмоциональные проявления;
- состояние здоровья учителя, его образ жизни и отношение к своему здоровью;
- возможности инновационной деятельности учителя, профессиональная подготовленность учителя по вопросам здоровьесберегающихся технологий.
Здоровьесберегающее образование детей в общеобразовательной школе осуществляется через урочные и внеурочные формы деятельности.
В школе элементы уроков здоровья могут быть включены в содержание следующих дисциплин: основы безопасности жизнедеятельности; природоведения; физическая культура; окружающий мир; биология; анатомия; химия.
Обучение здоровому образу жизни можно осуществлять через: урок, групповые занятия, кружковую работу, классные часы, внеклассные мероприятия, внутрешкольные мероприятия (день здоровья, олимпиады, праздники, интегрированные уроки, спортивные мероприятия).Материал любого общеобразовательного предмета с ориентацией знаний на здоровье может существенно повлиять на учебную мотивацию детей и выработку навыков здоровьесберегающего поведения.
В этой связи заслуживают внимания межпредметные связи, например, природоведения и ОБЖ, музыка и физическая культура.
На мой взгляд, недостаточное понимание учащимися значения правил посадки при письме, чтении, рисовании, выполнении работ по трудовому обучению, отсутствия навыка самоконтроля приводят к развитию переутомления и возникновению заболеваний, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Поэтому совместная работа с учителями физической культуры способствует формированию интереса учащихся к предметам, так как позволяет на собственном опыте понять значение физкультуры, знаний физиологии для здоровья. Характеризуя мышцы человека через проведение уроков анатомии, биологии и окружающего мира, в том числе и учитель физической культуры закрепляет знания о здоровом образе жизни путем выполнения упражнений и последующего выяснения, какие мышцы принимали в них участие.
Иногда в беседе с учащимися оказывается, что они не хотят заниматься спортом, так как отсутствует положительная мотивация к таким занятиям. Сформировать положительную мотивацию к таким занятиям позволяют уроки здоровья, проводимые в школе, которые создают условия, позволяющие ребенку осознать необходимость занятий физической культурой. Главная цель которых – формирование культуры двигательной активности учащихся, развитие интереса к занятиям физкультурой.
Совместная работа со школьным медицинским работником позволяет ощутить необходимость внимательного отношения к своему здоровью, формировать основы активной здоровой жизни, организовать осмотр обучающихся.
Здоровьесберегающие минутки – это обязательный компонент школьного урока. Такие паузы создают хорошее настроение, после них повышается работоспособность, не хочется спать. Поэтому используются элементы подвижного урока: физкультурные минутки, оздоровительные паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, которые очень быстро запоминаются детьми и с удовольствием ими выполняются в течении учебного дня под руководством и самостоятельно.
Каждый из нас знает, что организму ребенка свойственна незавершенность развития важных для обучения органов и функциональных систем: центральной нервной системы, зрительного и слухового анализаторов, опорно-двигательного аппарата. Поэтому правильно организованный учебно-воспитательный процесс способствует не только приобретению прочных знаний по основным школьным дисциплинам, но и благоприятному росту и развитию учащихся, укреплению их здоровья.
В оздоровительных целях, в нашей школе проводятся динамические паузы продолжительность 20 мин, во время которых учащиеся кушаю. Во время этой паузы проветриваются классные комнаты, выполняется влажная уборка, проводятся подвижные игры, позволяющие не только организовать детей, но и способствующие укреплению здоровья.
Ребенок, младших классов чрезвычайно подражателен и если родители следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребенок будет жить по тем же правилам. Когда ребенок в такой семье подрастает, его не нужно заставлять заниматься физкультурой. Он сам это делает с удовольствием по привычки, выработанной годами.
Зарядка по утрам, пешие прогулки, активный отдых – лекарство от всех болезней. Поэтому с первого класса ведется большая профилактическая и агитационная работа по укреплению здоровья детей с родителями через организацию совместных спортивных мероприятий и праздников.
Для растущего организма чрезвычайно важно рациональное питание. Именно для нормальной жизнедеятельности организма необходимо рациональное питание, обеспечивающее энергозатраты растущего организма, пищевой рацион которых должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, характера деятельности, величины нагрузок.
Научить ребенка быть здоровым душой и телом, стремиться творить свое здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы и бытия – вот основная цель школьного образования на современном этапе развития.
Литература:
1.Никифоров Г.С. «Психология здоровья» Москва – 2002г.
2.Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы» Москва. АРКТИ. – 2003-С.273.
3. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»
Москва -1991г.
4 Безруков М.М. «Здоровьесберегающая школа»
Москва. -2004г.