СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОУ ДПО «САРАТОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ
ОБРАЗОВАНИЯ»
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЕМ ОБРАЗОВАНИЯ




СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ











Выполнил педагог-психолог
МАОУ«Прогимназия Кристаллик» Рыжкова Елена Сергеевна





г.Саратов
2015г.





Содержание
Введение...3
Глава 1. Основные составляющие здоровья школьника4
Глава 2. Образовательный процесс в условиях
здоровьесберегающей среды..5
2.1. Организации работы образовательного учреждения
по формирования у обучающихся культуры здорового
и безопасного образа жизни...5
2.2. Структура системной работы по формирования
культуры здорового и безопасного образа жизни
на ступени начального общего образования..9
2.2.1. Физкультурно-оздоровительная
и спортивно-массовая работа.9
2.2.2. Организация горячего питания..11
2.2.3. Медицинское обеспечение образовательного процесса..12
2.2.4.Психолого-педагогическое и социальное обеспечение ...13
2.2.5.Оценка организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения..14
Заключение.15
Литература.16









Введение

«Здоровье – это такое состояние организма, при котором он
биологически полноценен, трудоспособен, функции всех его
составляющих и систем уравновешены, отсутствуют болезненные
проявления. Основным признаком здоровья является уровень
адаптации организма к условиям внешней среды, физическим
и психоэмоциональным нагрузкам».
В.И.Дубровский

В настоящее время в средствах массовой информации очень много информации о здоровье нации России, но, к большому сожалению, здоровый образ жизни в нашем обществе не является пока основной ценностью человека. Практически каждый обучающий начальной школы уже знает основные принципы здорового образа жизни. Но много ли людей живут по этим принципам? Чтобы будущие поколения были более здоровы и развиты личностно, интеллектуально, духовно и физически, мы взрослые, должны личным примером демонстрировать здоровый образ жизни нашим детям с самого раннего возраста.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза. И это одна из основных проблем современного образования, которую необходимо решать в тесном сотрудничестве семьи, школы и государства.
В нашем образовательном учреждении МАОУ прогимназия «Кристаллик» состоянию здоровья и физическому развитию воспитанников и обучающихся уделяется очень много внимания. В данной работе я излагаю материал по созданию здоровьесберегающей среды для детей младшего школьного возраста.




Глава 1.Основные составляющие здоровья школьника.
В современной литературе выделяют три основных составляющих здоровья школьника:
1.Здоровье характеризуется оптимальным и соответствующим возрасту развитием и совершенной работой всех органов и систем организма;
2.Высокий уровень интеллектуального развития, способность к постоянному самообразованию и самовоспитанию, стремление и умение в любом возрасте учиться и познавать мир;
3.Здоровье психологическое или нравственное, или социальное - умение контактировать с людьми, доброжелательность и уважение ко всем окружающим, готовность к сотрудничеству и способность к эффективной совместной деятельности.
Совершенно здоровый человек должен быть обязательно и ярко умён, и разносторонне талантлив, и добр. Что может сделать человек и, что очень важно, его родители и образовательное учреждение для создания этого «багажа здоровья»?
Первым и очень важным является правильное питание, которое обеспечивает организм всеми необходимыми питательными веществами для роста, развития, и оптимальной работы всех органов и систем. Питание должно быть полноценным и в качественном и количественном отношении. Второе- это наличие оптимальной тренирующей нагрузки на все мышцы, органы чувств, функциональные структуры и органы. Например, для мышц - это тренировка и физические упражнения; для головного мозга – обучение, внешние впечатления, общение; для иммунной системы-прививки и опыт перенесенных инфекционных заболеваний. И, наконец, для сохранения и приумножения здоровья необходимо медицинское и гигиеническое образование человека, воспитание навыков поведения, сберегающего здоровья.
На основе этих трёх составляющих и необходимо строить образовательный процесс в условиях здоровьесберегающей среды.
Глава 2. Образовательный процесс в условиях здоровьесберегающей среды.

2.1. Организации работы образовательного учреждения по формирования у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни
Забота о здоровье школьника закреплена в статье 51 Закона РФ от 10.07.1992 №3266-1 «Об образовании» (в редакции от 29.01.2010), образовательное учреждение создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом данного образовательного учреждения.
Организация работы в нашем образовательном учреждении по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни строится в соответствии с программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни, которая является составляющей основной образовательной программы начального общего образования.
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни представляет собой комплексную программу формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся на ступени начального общего образования как одной из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обеспечивает:
пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью);
формирование установки на использование здорового питания;
использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом их возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
применение рекомендуемого врачами режима дня;
формирование знаний негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
становление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.
Программа ставит ряд задач к работе по созданию здоровьесберегающей среды со всеми участниками образовательного процесса:
В работе с обучающимися:
Формировать личность школьника, способную самостоятельно развивать себя духовно и физически в течение всей жизни:
обучать жизненно важным умениям и навыкам;
развивать двигательные качества;
обеспечивать получение знаний в области физической культуры и спорта;
формировать умения контролировать и корректировать изменения своего физического состояния.
Придать занятиям физическими упражнениями оздоровительно-профилактическую направленность, благодаря реализации специальных программ для разных категорий обучающихся:
школьников с ослабленным здоровьем;
с отставанием в физическом развитии;
школьников специальной медицинской группы;
школьников, демонстрирующих значительные успехи в спорте.
В работе с педагогическим коллективом:
1. Морально и материально стимулировать педагогов, которые успешно организуют физкультурно-оздоровительную работу с учащимися и сами ведут здоровый образ жизни.
Организуя и оценивая работу учителей физической культуры, педагогов дополнительного образования особое внимание уделить:
эффективности уроков физической культуры и занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп;
приросту физической подготовленности учащихся (по тестам, нормативам) за разные отрезки времени – триместр, полугодие, год;
охвату обучающихся внеклассной и внешкольной массово-оздоровительной работой;
педагогической активности учителя (участию в заседаниях педсовета школы, изучению и пропаганде опыта работы и т.д.). Организовывать циклы профессиональных занятий (семинар, конференция, круглый стол и т.д.) по теме «Физическая культура учителя как часть его общепедагогической культуры». Привлечь к организации этих занятий специалистов в области педагогики, психологии, валеологии, а также врачей.
2. Подготовить и провести физкультурно-оздоровительные мероприятия для педагогического коллектива:
совместные соревнования учителей и учеников прогимназии (матчи, турниры, эстафеты) с освещением результатов на школьном информационном стенде, на сайте прогимназии;
участие учителей прогимназии в спартакиаде работников образования района, города по различным видам спорта.
3. Систематически проводить консультации для педагогов по вопросам здорового образа жизни и физического воспитания детей. Включить такие консультации в совещания методических объединений.
В работе с родителями:
Достичь тесного сотрудничества педагогического коллектива, учеников и родителей в организации здорового образа жизни детей путем:
демонстрации личного примера родителей и педагогов в пропаганде здорового образа жизни;
проведения совместных занятий детей и родителей, участия в играх на воздухе, походах, спортивных соревнованиях, праздниках, организуемых в прогимназии;
организации выступлений учителей физкультуры, педагогов ДО на родительских собраниях с тематическими сообщениями: «Если хочешь быть здоров...», «Я здоровье берегу, сам себе я помогу» и т.п.;
проведения консультирования родителей по вопросам здоровья детей, их физического развития, соблюдения оптимального двигательного режима;
установления тесного контакта в работе между сотрудниками медицинского кабинета школы, учителями физкультуры, педагогами ДО и родителями учеников;
приглашения родителей на уроки физической культуры, оздоровительные мероприятия и соревнования;
разработки индивидуальных рекомендаций для родителей по оздоровлению их детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья;
активного использования возможностей школьных информационных ресурсов: сайта, стендов; написания информационных материалов и статей, посвященных укреплению здоровья и пропаганде здорового образа жизни.



2.2. Структура системной работы по формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.
2.2.1. Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа.
В процессе реализации программы в нашем учреждении используются следующие формы физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы:
1.Занятия физической культуры. В соответствии с учебным планом на 2010-2011 учебный год в расписании обучающихся в рамках функционирования школы полного дня (режим функционирования школы с 8.00 до 18.00) 3 часа отводится на занятия физкультурой: 2 часа в первой половине дня, в рамках учебной деятельности, и 1 час - Оздоровительная физкультура, во второй половине дня, в рамках внеучебной деятельности. Программа по оздоровительной физкультуре основывается на ряде нетрадиционных методик, позволяющих решить комплекс задач и проблем в вопросе оздоровления учащихся начальной школы. Основная цель программы: Общее оздоровление организма обучающихся через нетрадиционные методы на дополнительном физкультурном занятии.
Оздоровительная физкультура проводится один раз в неделю по одному часу во второй половине дня, в связи с тем, что утомление школьников в процессе учебного дня наступает после двух часов дня и ведет к снижению работоспособности на 45-58% от исходного уровня. Занятия проходит с учетом физических индивидуальных данных учащихся, нагрузка может варьироваться.
Занятия по оздоровительной физкультуре проводятся с музыкальным сопровождением. Специально подобранная музыка положительно стимулирует физиологические процессы в центральной нервной системе и создает положительный эмоциональный настрой у занимающихся. Одним из разделов данной программы является «Обучение детей плаванию».
2.Занятие в системе дополнительного образования - это посещение обучающимися спортивных кружков и секций. В МАОУ прогимназия «Кристаллик» функционирует множество спортивных кружков и секций, организованных педагогами прогимназии или педагогами школы олимпийского резерва, с которой прогимназия достаточно тесно сотрудничает (Приложение № 1). Особенно хочется отметить работу секции дартс, которую на протяжении многих лет в прогимназии возглавляет тренер высшей квалификационной категории Устинова Ирина Венариевна, которая проводит обучение по своей авторской программе «Дартс –игра для всех». Процесс овладения искусством метания, а затем игры в кругу друзей и близких, товарищей по классу, приносит массу удовольствий, позволяя испытывать разнообразную гамму чувств. Для играющих не существует языковых и возрастных барьеров. С одинаковым азартом соревноваться между собой могут взрослые и дети. Главное преимущество – доступность и простота в достижении цели. В это время игроки получают заряд положительных эмоций, находятся в постоянном движении, без перенапряжения проходя во время игры по 2-3 км. После подобных занятий значительно улучшается координация, стабилизируется ритм дыхания и работа сердца. Расцветка мишени положительно и успокаивающе влияет на зрение, постоянные переключения взгляда с дротика на мишень и многократный перевод взгляда в цель способствует укреплению глазной мышцы.
3. Мероприятия в режиме работы школы полного дня (физкультурные минутки во время уроков, физкультурно-оздоровительные паузы, подвижные игры на переменах, физкультурные занятия в группах продленного дня, прогулки);
4.Занятия с обучающимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе;
5. Спортивные праздники. Особенно хочется отметить спортивные праздники совместно с родителями, которые стали традициями прогимназии: «Мама, папа, я спортивная семья», «Праздники к 23 февраля»;
6. Соревнования по различным видам спорта. Очень часто обучающиеся прогимназии участвуют в соревнованиях по дартсу, боксу, художественной гимнастике и завоевывают призовые места на всероссийском уровне;
7. Туристические походы, экскурсии;
8. «Дни здоровья» - являются традиционными для прогимназии, проводится регулярно. Особенным для учащихся, педагогов и родителей является день здоровья с выездом в лечебно-оздоровительный комплекс «Волжские дали», с которым также сотрудничает прогимназия. В рамках выездного дня здоровья, а его продолжительность составляет не менее 3 дней, дети посещают аквапарк, соляную пещеру, участвуют во многих спортивных мероприятиях на свежем воздухе, которые организуются педагогами прогимназии.
9.Спортивные викторины;
10.Теоретические занятия:
- с обучающимися ( изучение ОЗОЖ во 2-4 классах), проведение внеклассных мероприятий.
- с педагогами регулярно проводятся семинары, заседания педагогических советов по формированию здоровьесберегающей среды;
- с родителями - родительские собрания по данной тематике
11. Тестирование уровня физического развития и двигательных качеств у обучающихся;
12. Наглядная агитация (стенды, плакаты, достижения).

2.2.2. Организация горячего питания.
Правильно организованное питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми ему пищевыми веществами и энергией, является необходимым условием гармоничного роста и развития детей, способствует повышению устойчивости организма к действию инфекций и других неблагоприятных внешних факторов.
В рамках функционирования школы полного дня для обучающихся прогимназии организовано 3-х разовое горячее вариативное питание. Для приготовление пищи в прогимназии функционирует пищеблок, полностью оснащённый технологическим и холодильным оборудованием. В штате прогимназии: 3повара и диетсестра. Приём пищи осуществляется в школьной столовой. Охват горячим питанием составляет 100%. Детям предоставляется на выбор 2 меню на день и они сами выбирают, что именно будут есть.  В основе каждого, как и положено, холодная закуска, суп, мясное или рыбное блюдо с гарниром, напиток, фрукты.
В рамках Федеральной программы обучающие получают «Школьное молоко», которое выпивают в столовой на третьей перемене, в период между завтраком и обедом.

2.2.3. Медицинское обеспечение образовательного процесса.
Сотрудники медицинского кабинета (старшая медсестра, диетсестра, медсестра физиопроцедур) реализуют программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в соответствии с планом (Приложение № 2) через следующую деятельность:
С первого класса на каждого ученика (воспитанника) прогимназии заводится личная медицинская карта, в которую при каждом медицинском осмотре вносятся все показатели состояния здоровья. Медицинское обеспечение включает:
распределение обучающихся по группам здоровья;
составление списков обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой;
беседы врача и медицинской сестры с обучающимися о личной гигиене и вредных привычках;
профилактические прививки обучающихся и учителей;
заполнение листов здоровья классов;
проведение совместных воспитательных мероприятий в классах;
проведение тематических родительских собраний, приглашение специалистов по вопросам здоровья детей и подростков;
контроль качества питания в столовой;
диспансеризацию педагогического коллектива прогимназии.

2.2.4.Психолого-педагогическое и социальное обеспечение.
Психолого-педагогическое и социальное обеспечение программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни предполагает:
тесное сотрудничество всех участников учебно-воспитательного процесса с педагогом-психологом с целью выработки общей стратегии деятельности, реализации совместных мероприятий, направленных на укрепление психо-физического здоровья школьников;
предупреждение конфликтных ситуаций «учитель – ученик», «ученик – ученик», «ребенок – родитель»; реализацию программ, направленных на установление доброжелательных отношений в классном и во всем школьном коллективе;
решение проблем, связанных с трудностями, возникающими у учащихся в процессе занятий физической культурой; помощь в преодолении психологического барьера при занятиях физкультурой (к примеру, закомплексованность учеников в связи с лишним весом, неуспешностью и т.п.), ориентация на успех в физическом развитии;
организацию психологических консультаций для обучающихся на определенном возрастном этапе;
работа логопедического кабинета;
психологические консультации для родителей.

2.2.5.Оценка организации здоровьесберегающей деятельности образовательного учреждения.
Эффективность организации здоровьесберегающей деятельности в МАОУ прогимназия «Кристаллик» проверяется 2 раза в год в (сентябре и в мае) по направлениям: материально-технические условия ОУ, кадровоое обеспечение ОУ, медицинское обслуживание в ОУ, двигательная активность и физическое развитие детей, организация питания в ОУ, политика содействия здоровью в ОУ, обучение здоровью в ОУ, взаимоотношение ОУ с родителями, внешние связи ОУ.
Каждый критерий оценивается по 3-балльной шкале, где: 0 баллов – критерий отсутствует; 1 балл – школой ведется определенная работа по данному критерию;2 балла – школой полностью выполняются требования критерия. В оценки здоровьесберегающей среды образовательного учреждения участвуют педагоги, родители обучающиеся (Приложение №3).
Результатом оценки здоровьесберегающей деятельности школы является причисление ОУ к одной из групп: 1)ОУ в своей практической деятельности мало ориентируется на сохранение и укрепление здоровья учащихся; 2) ОУ организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствует системность и последовательность; 3) минимально достаточный уровень организации здоровьесберегающей деятельности ОУ; 4)высокий уровень организации здоровьесберегающей деятельности ОУ; 5)ОУ достигло уровня “Школа – территория здоровья”.
По результатам анкетирования участников образовательного процесса МАОУ прогимназия «Кристаллик», проводимого в сентябре 2010 года, наше учреждение относится к 4 группе. Несмотря на то, что принадлежность к данной группе говорит о высоком уровне организации здоровьесберегающей деятельности в учреждении, нам есть ещё к чему стремиться и над чем поработать в ближайшее время.




Заключение.

Здоровье человека - важный показатель его личного успеха. Подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. И не случайно, сохранение и укрепление здоровья школьников, стало одним из основных направлений развития общего образования, которое отметил Дмитрий Медведев в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»: «Намного важнее пробудить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе курсов, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь станет важнейшим условием сохранения и укрепления здоровья».
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что именно учитель, педагог, в состоянии сделать для здоровья современного ученика больше чем врач. И это вовсе не значит, что педагог должен выполнять обязанности медицинского работника, учебный процесс нужно организовать таким образом, чтобы он не наносил ущерба здоровью человека, то есть создать благоприятную здоровьесберегающую среду.










Литература.
Клишина С.И. Особенности психолого-педагогического и медицинского сопровождения ребёнка в рамках образовательного учреждения «Начальная школа – детский сад» // Завуч начальной школы - 2009. - №8. –с.30.
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – Москва «ВАКО», 2004. - 3с.
Здоровье школьника // Материалы НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ГУ НЦЗД РАМН - Москва,2009.
Образовательная программа начального общего образования МАОУ прогимназия «Кристаллик» - Саратов, 2010.










13 PAGE 14115










15