Актуальные вопросы реализации ФГОС в условиях сетевого взаимодействия

МКОУ «Гончаровская средняя общеобразовательная школа»
Суджанского района Курской области









Актуальные вопросы
реализации ФГОС в условиях
сетевого взаимодействия
(доклад на конференции 28.08.14г.)








Докладчик Шелудченко А.В.










2013 – 2014 учебный год

Сетевое взаимодействие в области образования сегодня выступает в качестве инновационной технологии, позволяющей образовательным учреждениям динамично развиваться и соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). Организация сетевого взаимодействия отвечает этой тенденции и способствует реализации основного принципа современного образования.
Введение в школы Российской Федерации профильного обучения (слайд №2) - это попытка признать, что дети наши разные, с разными интересами, способностями, талантами, а профильная школа - это способ дифференциации обучения.
Модернизация системы образования способствует перестройке деятельности образовательных учреждений. (слайд №3) Введение на старшей ступени общего образования двухуровневого Федерального компонента государственного образовательного стандарта (базовый и профильный) и нового Базисного учебного плана приводит к возникновению разнообразных моделей организации профильного обучения. (слайд №4) Образовательными учреждениями района были сформированы профильные классы, предлагающие обучающимся единый учебный план того или иного профиля. Выпускники этих классов показали достаточно высокие результаты на ЕГЭ. Но для небольших школ, где 10-е классы малочисленны, набор в профильные классы вызывает трудности.
Кроме того, введение профильного обучения предполагает(слайд №5) соответствующее кадровое обеспечение, специальные учебные кабинеты и технические средства обучения. И не всегда необходимые условия могут быть созданы в пределах одной школы. Верным путём достижения указанных целей является организация сетевого взаимодействия между образовательными учреждениями.
(слайд №6) Сетевое взаимодействие школ представляет собой их совместную деятельность, обеспечивающую обучающемуся возможность осваивать образовательную программу определенного уровня с использованием ресурсов нескольких школ. Сетевое взаимодействие в Суджанском районе (слайд №7) осуществляется на базе трёх школ: МКОУ «Гончаровская СОШ», МКОУ «Суджанская СОШ №1» и МКОУ «Суджанская СОШ №2». В этом году элективные курсы в данных учебных заведениях посетили около 120 обучающиеся школ района. Организационной работой в сети образовательных учреждений занимается координационный совет, в состав которого входят представители Управления образования и администрация школ.
Сетевая организация профильного обучения строится на следующих принципах: (слайд №8)
удовлетворения запросов и потребностей учащихся;
добровольности;
открытости;
взаимодействия;
объединения и доступности образовательных ресурсов;
практической направленности и целесообразности;
роста уровня результатов выпускников;
усиления социальной роли школ;
формирования ключевых компетенций старшеклассников;
роста профессиональной компетентности и мастерства учителей;
(слайд №9) В условиях сетевого обучения старшеклассники, поставленные в ситуацию выбора индивидуального образовательного маршрута, должны принять решение, которое в будущем обеспечит успешное продолжение образования.
Сегодня социальная ситуация диктует необходимость в организации сетевого взаимодействия, диалога между образовательными учреждениями.
Ситуация также усугубляется вследствие демографического спада, ведущего к сокращению контингента учащихся. К тому же выбор профиля, к сожалению, у отдельных учащихся случаен. (слайд №10)
В связи с тем, что образовательная деятельность в рамках сетевого взаимодействия выходит за пределы отдельно взятой школы, меняется и традиционный характер организации образовательного процесса. (слайд №11)
Анализируя ученические предпочтения на предмет возможности реализации данного социального заказа в школе определяется набор предметов конкретного профиля. Таким образом, сама жизнь, её социальные, экономические, информационные стороны диктуют необходимость появления сетевого взаимодействия. Идея создания сети образовательных учреждений нашла своё отражение в приоритетном национальном проекте «Образование».
Какой же эффект (слайд № 12) мы ждем от сетевого взаимодействия? Ответ таков: создание условий для осознанного выбора направления дальнейшего обучения и повышения готовности подростков к социальному, профессиональному и культурному самоопределению в целом.
Реализация возможности выбирать индивидуальную образовательную траекторию (слайд №13)
· на основе вариативности образовательных программ с учётом возможности сетевого взаимодействия и кооперации образовательных ресурсов территории называется ВАРИАТИВНОСТЬЮ ОБРАЗОВАНИЯ.
Инновационно - активная (слайд №14) школа - это школа, которая имеет свой собственный стиль образовательной деятельности. Главными критериями инновационно - активной школы можно считать:
стабильный высококвалифицированный пед. коллектив;
высокий уровень качества образования;
значительный воспитательный потенциал;
корпоративный дух педагогического коллектива;
авторитет образовательного учреждения в сообществе.
Таким образом, сегодня инновационно - активная школа - это: (слайд №15)
школа новых воспитательных и образовательных технологий, сочетающая новаторские программы и лучшие достижения отечественной педагогики на базе государственных образовательных стандартов нового поколения;
школа, которая развивается вместе с российским государством;
школа, где интересно учиться школьникам и работать творческим педагогам;
это стартовая площадка для конкурентоспособной и творческой личности;
школа, где успешным становится каждый ученик;
школа, которая воспитывает самостоятельную и ответственную личность и готовит выпускников к активной жизни;
школа, формирующая гражданское и национально-культурное сознание личности;
школа, активно использующая информационные технологии в обучении и воспитании личности.
Использование индивидуального учебного плана при профильном обучении позволяет реализовывать различные образовательные потребности обучающихся.
Под индивидуальным учебным планом (ИУП) (слайд №16) понимается совокупность учебных предметов отдельно взятого ученика.
Выбор конкретной модели организации профильного обучения определяется прежде всего ресурсами, которыми располагает школа и её партнеры, муниципальная система образования в целом. (слайд №17)
При составлении ИУП следует обратить внимание на то, что имеет место ситуация выбора, при которой изменить набор предметов можно только при получении соответствующих оценок при промежуточной аттестации. (слайд №18)
В последние десятилетия изменились приоритетные ценности образования: школа начинает переориентироваться на формирование ключевых компетентностей в интеллектуальной, гражданско - правовой, коммуникационной, информационной и прочих сферах. А для достижения этой цели необходимы развитие познавательной активности, самостоятельности учеников, отслеживание динамики развития их познавательных интересов.
То есть у каждого школьника должны быть сформированы «Ресурсы успеха ученика» (слайд №19):
«знаю» - объём и качество знаний;
«умею» - предметные и общеучебные навыки;
«могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы; и самый важный ресурс - «хочу».
И когда у каждого из наших учеников в большей или меньшей степени будут эти ресурсы, то высказывание знаменитого мыслителя Сенеки (слайд №20): «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным» будет адресовано не им.
А всем нам, педагогам 21 века, века инноваций и технологий, учителям третьего тысячелетия, (слайд №21) нельзя забывать простую истину «Когда дует ветер перемен, ставь не стены, а паруса».
Не бойтесь перемен, эти новшества в области образования принесут нашим детям только пользу. Три базовые школы муниципального образовательного округа предлагают старшеклассникам района 6 предметных элективных курсов, которые ведут высококвалифицированные педагоги. (слайд №22)
Результаты от этих занятий уже есть: во-первых, школьники получают прочные знания и теряют страх перед ГИА; во-вторых, становятся призёрами и победителями предметных олимпиад; в-третьих, дети из малокомплектных сельских школ, общаясь со сверстниками, перестают теряться в аудитории;
в-четвёртых, запись в аттестате об освоении программы того или иного элективного курса даёт дополнительные бонусы при поступлении в вуз. И самое важное – удовлетворенность собственными достижениями приводит к повышению самооценки, то есть школьник становится успешным человеком. А минусов в сетевом взаимодействии нет