Статья: ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И КАК ЧАСТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Корякина Екатерина Сергеевна
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Ростовской области
«Волгодонский педагогический колледж»
Город Волгодонск, Ростовская область
ГРАЖДАНСКИЕ ИНИЦИАТИВЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ И КАК ЧАСТЬ ОБЩЕСТВОВЕДЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В России мало кто придает значение низовым гражданским инициативам: информация о них редко появляется в СМИ, власти их, как правило, игнорируют, для большинства общественных организаций и политических партий интереса они не представляют. Тем не менее, они существуют, и в последнее время роль их в политической жизни России заметно возросла. Вспомним хотя бы протесты против монетизации: люди немедленно стали объединяться. Ярким примером работы гражданских инициатив в российском обществе так же может служить консолидация общества в связи с оказанием помощи юго-востоку Украины.
Под гражданскими инициативами, таким образом, понимаются неформальные объединения, создаваемые людьми по собственной инициативе для решения важных для них проблем.
Вопреки широко распространенному убеждению, что общественная жизнь должна быть полностью регламентирована законами и поддерживаться государственными органами управления, в любом обществе есть значительные «пространства», которые или не предусмотрены в законодательстве, или не поддаются регулированию, или мало интересуют государство. Так появилось и сохраняется это самое «свободное от влияния государства пространство», в котором возникают низовые гражданские инициативы, объединяющие «просто людей» для решения своих проблем.
Основная причина появления гражданских инициатив - «человеческий фактор»: рядом с нами живут активные и неравнодушные люди, творческие личности, «борцы» и организаторы по природе. Задача современного образования заключается в том, чтобы воспитать из обучающихся таких неравнодушных людей и вооружить их знаниями о механизмах реализации гражданских инициатив. Кроме того, задача педагога создать ситуацию успеха, при которой реализация первой студенческой инициативы прошла бы успешно, побудив обучающегося к дальнейшим действиям. В связи с этим учебные инициативы должны быть личностно значимы для студентов их реализующих, просты и логичны в реализации, основная же задача педагога должна сводиться к координации действий обучающихся с тем, чтобы помочь им достичь максимально возможного результата.
В качестве примера студенческой гражданской инициативы можно привести проект гражданской инициативы «Озеленим город», разработанный и реализованный студентами 2 курса Волгодонского педагогического колледжа.
Алгоритм выполнения гражданской инициативы
«Озеленим город»
Определение проблемы и ее актуальность.
Разработка репертуара коллективных действий.
Реализация плана действий.
Итог и анализ.
I этап Определение проблемы и ее актуальность.
Проблема:Нехватка зеленых насаждений в связи с активным развитием и ростом города и связанным с этим ростом численности автомобилей.
Вырубка деревьев для освобождения территорий для строительства.
Актуальность:Гражданская инициатива, вызванная желанием актива ВПК создать и преумножить количество зеленых насаждений актуальна потому что в настоящий момент город не имеет достаточного количества ресурсов для решения возникшей проблемы острого дефицита зеленых насаждений в городе. К сожалению, в последнее время мы видим увядание и истощение окружающей нас природы, которая дает нам чистый воздух для жизни. Наша с Вами задача сохранить чистый воздух и увеличить численность зеленых растений. Мы не можем быть равнодушны к существующей проблеме, мы должны дать нашему городу цветущее будущееII этап Разработка репертуара коллективных действий.
Обращение в Администрацию города с просьбой в оказании поддержки организации общегородского субботника.
Обращение к предпринимателям города и «зеленым хозяйствам» района с просьбой предоставления посадочного материала.
Сотрудничество со СМИ города для популяризации проводимых мероприятий.
Организация добровольческого движения на постоянной основе.
III этап Реализация плана действий.В ходе реализации намеченных нами мероприятий нами были написаны и разосланы письма в Администрацию города, на основные предприятия, в СМИ и предпринимателям, с описанием нашей инициативы и возможного вклада каждого жителя города в ее реализацию.
IV этап Итог и анализ.Нам удалось собрать достаточное количество зеленых насаждений для организации субботника по их посадке, а широкий интерес общественности к проводимым мероприятиям позволяют надеяться на возможность организации постоянной инициативной группы по озеленению города.