Программа взаимодействия педагога – психолога с родителями подростков на этапе формирования Я-концепции


Программа взаимодействия педагога – психолога с родителями подростков на этапе формирования Я-концепции
Цель: информирование родителей о содержании нового этапа в развитии подростка – формировании Я-концепции
Целевая группа: родители учащихся 8-х классов
Форма взаимодействия: групповая (родительское собрание), индивидуальная (консультирование)
Оборудование: диаграммы с результатами диагностики самоидентичности (методика М.Куна), проектор, презентация Power Point
Содержание:
Основная линия развития восьмиклассника – начало осознавания подростками своей новой, взрослой Я-концепции. К этому времени у большинства подростков уже сформировалось формально-логическое мышление. Новое мышление и возрастающие рефлексивные возможности заставляют их задумываться о себе, своих способностях, способах взаимодействия с окружающими. Иногда эти размышления вызывают определенные переживания, поделиться которыми подросток не может даже с родителями.
С другой стороны, у родителей вызывает беспокойство тот факт, что ребенок «отдаляется», скрывает от них что-то, не делится своими переживаниями.
Предлагаемая модель способна оптимизировать взаимоотношения в системе психолог-подросток-родители.
Этапы:
Анкетирование родителей по поводу интересующих тем для выступления на родительских собраниях.
Анализ проблем, затрагиваемых на индивидуальных консультациях с родителями восьмиклассников.
Формулирование темы выступления, подбор диагностических методик для подростков и/или родителей.
Диагностика (Тест «Кто Я?» М.Куна, Т.Макпартленда в модификации Т.В.Румянцевой).
Индивидуальные консультации по результатам диагностики.
Рефлексия в подростковом возрасте — это анализ собственного состояния, переживания, мыслей по завершении деятельности. А также это попытка отразить происшедшее с моим «Я»: что я думал? что чувствовал? что приобрел? что меня удивило? что я понял и как строил поведение? и т.п. В содержание рефлексии входит и размышление о связи моего «Я» с другим «Я»: «Что значило для меня быть рядом с другими? Как воспринимал я иное поведение других?»
Можно сказать, что появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: на первом уровне находятся задатки и наследственность, на втором - окружающая среда, новые социальные контакты, а на третьем - рефлексия и самосознание.
Учащимся было предложено ответить на вопрос «Какие «Я» в себе ты считаешь наиболее значимыми?»
Анализ полученных ответов позволил сделать следующие выводы:
I. Референтные группы.
Референтная группа – это значимая группа для подростка. Сфера общения может быть представлена различными группами, с которыми подросток себя соотносит. Группы общения складываются у подростков на трех иерархических уровнях.
Первый уровень - малые референтные группы или группы непосредственного окружения, такие как семья, школа, неформальные группы подростков и т.д.
На этом уровне были выявлены следующие группы:
Gameplayer (игрок в компьютерные игры)
Посетитель чатов и форумов
Меломан
Дети указывали также «ники», под которыми они общаются в Интернете.
Второй уровень - группы, подчиненные нормам сообщества или корпораций, реально существующие, как правило, большие группы, такие как профессия, половая идентификация, группа по признаку территориальной принадлежности, национальные группы и т.д.
На этом уровне были выявлены следующие группы:
футболист
спортсмен
парень
девушка
Третий уровень - группы, соединенные с макросредой, т.е. не существующие в социальной реальности группы, однако представленные в некотором высшем смысловом пространстве, такие как мыслитель, творец, личность, свободолюбец и т.д.
Данная группа ограничилась лишь одним представителем
человек с чувством юмора
Таким образом, наиболее значимыми и желательными группами контакта для восьмиклассников являются те, в которых можно поиграть в компьютер, пообщаться с друзьями, посидеть в разных чатах и форумах. Особенности общения в Интернете – анонимность, добровольность, почти исключительно текстовый характер, возможность выступать в разных ролях дают подростку почувствовать себя гораздо свободнее и раскованнее, чем при обычном общении, пробовать разные способы общения, играть разные роли.
Кроме того, популярной референтной группой у мальчиков являются сверстники, занимающиеся спортом. Членство в такой группе значимо для подростка, а чувство принадлежности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общности имеет существенное значение для развития личности подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности.
Примечательно, что ни один подросток не причислил себя к такой группе как «ученик». Это обстоятельство имеет прямое отношение к учебной деятельности и учебной мотивации в старших классах. Этот период характеризуется снижением мотивации учения, что объясняется возрастанием интереса к окружающему миру, лежащему за пределами школы, а также увлеченностью общением со сверстниками.
II. «Я» - образ, самооценка
Кроме выделения референтных групп, были проанализированы высказывания, характеризующие следующие виды самооценки:
самооценка, основанная на рефлексии некоторых качеств личности.
Оценивая свои личностные качества, учащиеся 8 Б класса называют такие из них как: терпеливый, отзывчивый, любопытный, старательный, стремительный, ответственный, добрый, справедливый. Данные качества находятся в зоне принятия: подростки оценивают их наличие у себя как позитивные.
Однако, собственная критичность и формирующаяся рефлексия позволяют восьмиклассникам обнаружить в себе и негативные качества: морально слабый, не очень ответственный, ленивый, злой.
Следует отметить, что всего 33% учащихся использовали в оценке собственных личностных качеств только позитивные черты. 67% опрошенных упоминали как положительные, так и отрицательные особенности личностной сферы.
самооценка, основанная на рефлексии способов общения
Называя такие характеристики, как: веселый, болтливый, дружелюбный, общительный, отходчивый, подростки непреднамеренно оценивают качество своего общения со сверстниками.
В этот период для подростка особенно значимо групповое общение, а определение своего статуса в глазах ровесников является основной задачей и проблемой. Данные научных исследований показывают, что для приобретения высокого личного статуса в группе подросток должен быть, прежде всего, веселым и обладать чувством юмора. Именно эти качества и указывают ученики 8 Б класса.
Однако, особенность старшего подросткового возраста заключается в том, что соотношение «Я – идеального» и «Я – реального» в самооценке не совсем устойчиво. Каждая положительная и каждая отрицательная самооценка мгновенно приобретает глобальный характер, и дети порой просто не могут их разграничить.
Характеристики, данные себе одним и тем же подростком, очень наглядно доказывают эти слова: «Двуличная – иногда жутко веселая, а иногда – грустная». Другие примеры приведены ниже:
справедливая – вредная
злой – добрый
дружелюбный – задиристый
вспыльчивая – отходчивая
ответственная – забывчивая
терпеливая – бешеная
Таким образом, самооценка часто колеблется между двумя крайними полюсами: либо все, либо ничего – середины нет. Не зная о такой возрастной особенности, дети склонны принимать ее за двуличие.
Самооценка, основанная на рефлексии черт внешности
Большинство учащихся 8 Б класса, анализируя собственное «Я», говорили больше о нравственных понятиях и позитивных качествах личности. 100% опрошенных использовали в своих ответах именно эти категории.
Из этих 100% только 26% оценили свою внешность, используя следующие определения: милая, симпатичная, классный, крутой, красивый, спортивный, самая-самая.
Примечательно, что полярных самооценок относительно внешности получено не было. Следовательно, эти ответы давали те, у кого период недовольства внешностью уже миновал.
Внешность, качества собственного тела оцениваются как с точки зрения привлекательности, так и эффективности его использования для активного действия, причем у девушек преобладает первое, а у мальчиков – второе.
Не стоит думать, что самооценка внешности – второстепенный и малозначительный фактор для формирования самосознания подростка. Она играет очень важную роль, как в обретении психологического комфорта, так и в создании положительного «Я – образа».
III. Значимые события в жизни восьмиклассников.
Кроме этого, в ходе опроса были получены данные, касающиеся значимых событий для подростков. В первую очередь, необходимо отметить количество позитивно и негативно окрашенных событий. Представим данные в виде диаграммы:


Как видно из представленных данных, 90,2% перечисленных событий являются позитивно окрашенными, а 9,8% - негативно окрашенными.
Рассмотрим их более подробно.

1 – поступление в первый класс
2 – совместный отдых с родителями
3 – благоприятные изменения в жизни близких людей
4 – веселый день рождения
5 – появление на свет
6 – знакомство с лучшим другом (подругой)
7 – первая любовь
8 – приобретение новых умений
9 – осознание внутриличностных изменений
18,8% опрошенных считают самым ярким событием в своей жизни поступление в первый класс.
Это был волнующий момент и для самого ребенка, пока плохо представляющего, что именно его ждет, и для родителей. С одной стороны, перед ребенком открывалась масса новых интересных возможностей. Статус школьника казался очень престижным и заманчивым. Восьмиклассники прекрасно помнят, как они ощущали собственное взросление и гордились им.
С другой стороны, возникало и немало волнующих вопросов. Как сложатся отношения с одноклассниками, ведь там все незнакомые? Получится ли успешно учиться? Дети тревожные, чувствительные боялись оказаться в новой обстановке самостоятельно, без привычной поддержки родителей. Именно поэтому данное событие подростки считают значимым для себя.
16,6% подростков с удовольствием вспоминают совместный отдых с родителями.
Несмотря на то, что подростки начинают оказывать сопротивление по отношению к ранее выполняемым требованиям со стороны взрослых, активнее отстаивать свои права на самостоятельность, они испытывают острую потребность в поддержке.
Совместная деятельность, общее времяпрепровождение помогают подростку по-новому узнать сотрудничающих с ним взрослых. В результате создаются более глубокие эмоциональные и духовные контакты, поддерживающие подростка в жизни.
Подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Поэтому воспоминание о совместном отдыхе – своеобразная благодарность родителям, которая, возможно, не была озвучена лично им.
14,5% восьмиклассников считают значимыми события, происшедшие с их близкими родственниками. Это – брак сестры или брата, рождение племянников.
В данном случае событие приобретает особую значимость в связи с возникновением новой социальной роли и обретением нового социального статуса (дядя, тетя). Ведь известно, что чем богаче репертуар социальных ролей, тем богаче и сама личность.
13,5% учащихся 8 Б класса называют значимым событием празднование собственного дня рождения или дня рождения кого-то из одноклассников.
Скорее всего, самым запоминающимся праздником стал тот, где дети впервые остались без наблюдения родителей. Первое ощущение собственной взрослости и самостоятельности и могло стать фактором, определившим значимость этого события.
10,4% подростков считают значимым событием день своего появления на свет. «Ура! Я родился!» - так радостно и наивно комментируют они день своего рождения.
10,4% опрошенных считают значимым событием знакомство с лучшим другом (подругой).
В своей среде, взаимодействуя друг с другом, подростки учатся рефлексии на себя и сверстника. Взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друг друга становится самоценными. Общение оказывается настолько притягательным, что дети забывают об уроках и домашних обязанностях.
Связи с родителями, столь эмоциональные в детские годы, становятся не столь непосредственными. Подросток теперь менее зависит от родителей, чем в детстве. Свои дела, планы, тайны он доверяет уже не родителям, а обретенному другу. При этом в категорической форме отстаивает право на дружбу со своим сверстником, не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу не только недостатков, но и достоинств друга. Обсуждение личности друга в любой форме даже похвалы воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу.
8,3% восьмиклассников в числе значимых событий выделяют первую любовь.
Для подростков личные переживания часто важнее объекта привязанности. Их привлекают не столько представители противоположного пола сами по себе, сколько свои новые, волнующие ощущения от общения с ними. Но поскольку ощущения эти— первые в жизни, ни с чем ранее испытываемым не сравнимые, подростков мучает любопытство: а какие чувства переживают при этом другие сверстники того же пола? Конечно, подростки делятся своими впечатлениями друг с другом, стремятся подражать особенно популярным в классе или во дворе девушкам (юношам), а нередко хвастаются своими победами, чтобы повысить у сверстников собственный статус.
Настоящая любовь в подростковом возрасте встречается крайне редко, поскольку физиологическое взросление наступает быстрее интеллектуального. Чаще у подростков случается влюбленность или увлечение. Стремление выглядеть взрослыми вызывает соответствующее поведение: ухаживание и проявление интереса к противоположному полу, записки, первое свидание, первый поцелуй.
6,2% учащихся считают для себя значимым приобретение новых умений: катание на скейте, граффити, Интернет и т.д.
Подростковый период богат не только прыщиками и первыми поцелуями. Это время выбора компании.
Школа накладывает на подростка некоторые обязательства и ограничения. Кроме того, он должен усваивать только те знания, умения и навыки, которые предлагает ему школьная программа. А подростку нужна свобода!
В основном свобода выражается в том, что можно делать то, чего не делают дома и в школе. Дети слишком малы для вступления в партию, слишком импульсивны и несерьезны для религиозных течений, им остается одно - компания единомышленников. В ней подросток обретает уверенность и находит новых друзей.
Именно поэтому появление новых увлечений связано с вступлением в новые референтные группы, и, следовательно, очень значимо для восьмиклассника.
2,3% подростков осознают значимость внутриличностных изменений: «изменился характер».
Недаром подростковый возраст ученые назвали «вторым рождением личности»: ребенок начинает осознавать происходящие с ним изменения и способен давать им оценку.
Подросток переступает грань детства и входит в мир взрослых. Главными новообразованиями являются самосознание, чувство взрослости, самоопределение, обретение идентичности. Подросток открывает собственное «Я», возникает рефлексия и осознание собственной индивидуальности, интерес к собственным возможностям и способностям.
Что касается негативно окрашенных событий, то ими стали:
Развод родителей
Следует заметить, что расторжение брака между родителями для всех детей является одним из самых тяжелых переживаний.
     Развод родителей для ребенка глубокий психотравмирующий фактор. Реакции детей отличаются друг от друга, однако им присущи следующие характеристики.
Страх. Большинство детей испытывают страх, особенно в период выяснения отношений между родителями перед окончательным их разводом. Проявление насилия и враждебности. 
Самообвинение. Дети часто центр противоборства между родителями, что внушает им чувство вины. 
Самоуничижение. У ребенка возникает представление, что он нелюбим, и это снижает у него чувство собственного достоинства. Если один из родителей уходит из семьи. То ребенок считает, что покинули и обрели на одиночество именно его. 
Депрессия. Дети переживают развод родителей как утрату. В отличие от других печальных событий. Например, смерть одного из родителей, чувства, связанные с разводом, могут вновь оживать и повторяться в течение многих лет. 
Повышенная обидчивость и негативизм. Дети воспринимают развод родителей и нарушение привычного для них порядка жизни как хаос и реагируют на него, помимо депрессии, чувством гнева. Дети переживают развод как обиду и отказ родителей от любви к ним, на что реагируют повышенной чувствительностью, ранимостью и отказом воспринимать реальность. 
Аутсайдерство. В связи с семейными конфликтами дети чувствуют себя лишними. Сравнивая себя с другими, они воспринимают себя менее ценными и любимыми, чем их сверстники. У них возникает чувство, что они не такие как остальные.
Потеря близких.
Трагичность утраты, невозможность изменить ситуацию, чувство вины (не так сильно любил, как того заслуживал человек; не всегда говорил добрые слова; редко приходил в гости) без сомнения, являются причиной того, что подобные события остаются в памяти навсегда.
Выводы:
Таким образом, мы получили репертуар референтных групп учащихся 8 Б класса, с определеной долей вероятности определили сферу их общения , представление о проблемах, существующих в ней, и, соответственно, степень социальной адаптации.
Кроме того, была получена самооценка, основанная на рефлексии различных сторон личности. Следует отметить наличие позитивной самооценки с определением для себя некой ближайшей зоны развития, что можно охарактеризовать как процесс успешной адаптации, развивающий личность.

Литература:
Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. – СПб., 2006
Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я: Уроки психологии в средней школе (7-8 классы). – М., 2007