Нравственно — патриотическое воспитание на современном этапе развития общества в условиях детского сада


Нравственно – патриотическое воспитание на современном этапе развития общества в условиях детского сада.
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения №11 «Березка».
Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю. Явно недостаточной является работа с родителями по проблеме нравственно-патриотического воспитания в семье.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу, формировать чувство гордости за достижения Республики, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою Республику, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
В дошкольном учреждении №11 «Березка» работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям проводится согласно программе «От рождения до школы» и начинается с раннего возраста. Согласно поставленной проблеме определены основные цели и задачи нравственно - патриотического воспитания:
- воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного города;
-способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного города;
- учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;
- воспитывать уважение к труду разных профессий;
- развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;
- формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать;
- знакомить с символикой Республики и ее значением для народа;
- дать представления о правах ребенка, направленных на защиту интересов каждого дошкольника;
-расширить представления детей о городах Республики;
- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Для создания условий по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ №11 «Березка» г.Шахтёрска воспитателями групп были подготовлены уголки патриотического воспитания: «О чудный край – Донбасс непокорённый!», «Родина в сердце моём», «Пусть поколения знают», подобранны разнообразные демонстрационные материалы, презентации, занятия, игры и беседы с детьми на эту тему.
Считаю необходимым заранее разработать и установить последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей всех возрастных групп. Для реализации этой цели и с целью углубленного изучения истории, природы и людей, живущих в родном городе, воспитателями ДОУ «Березка»были подготовлены мини – проекты: «Любовь к родному краю безгранична», «Этих дней не смолкнет слава», «Семья – первая ступень морального и патриотического роста», «Люби и знай родной свой край».
Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большую роль воспитатели отводят созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Мы уверенны, что начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
В своей работе используем различные технологии:
игровые,
информационные,
коммуникативные,
проблемные,
развивающего обучения,
консультативные,
визуальные,
проектные,
ИКТ.
В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, народным играм, устному народному творчеству, прикладному искусству.
Планируя занятия в детском саду, я стараюсь учитывать основные принципы работы с детьми:
- непрерывности;
- доступности;
- научности;
- целостности;
- системности;
- преемственности;
- стимулирования детской деятельности.
В своей работе использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, незнание истории, непонимание социальных явлений и др.).
Считаю целесообразным в своей работе учитывать то, что воспитывать любовь к Родине, родному городу – это значит связывать воспитательную работу с социальной жизнью, которая окружает ребенка. В своей работе использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Своей работой стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с народным творчеством, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством и фольклором. Педагоги ДОУ «Березка» поставили перед собой задачу – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки.
Совместно с педагогами ДОУ провожу работу по ознакомлению детей с народными праздниками и обрядами – Рождеством, Масленицей, Пасхой. Детям приносит радость не только сам праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. В народных праздниках, обрядах, играх нет зрителей: разнообразие ролей позволяет каждому стать действующим лицом в соответствии со своими склонностями и способностями: кто-то лучший плясун, и он первый в пляске, кто-то знает много частушек и с удовольствием исполняет их, а у кого-то замечательные актерские способности, и он исполняет роли главных героев. На «посиделках» и других праздниках в разных формах и разными способами осуществляется социализация детей, им сообщаются те этические и эстетические нормы, в соответствии с которыми развивается их мировоззрение, прививаются моральные нормы и принципы, которые пригодятся им в будущем.
В старшей группе проводится цикл познавательных занятий и бесед «Путешествие в историю», с целью поддержания интереса к жизни наших предков, обогащения детей знаниями об исторических событиях и конкретных личностях: «Город чудный, город древний», «Полководцы и герои», «Богатыри».
Согласно сегодняшним реалиям и задачам,поставленным программой «От рождения до школы», знакомлю детей с государственной символикой Донецкой Народной Республики, закрепляю представления детей о гербе, гимне и флаге, рассказываюо истории родного города и республики в целом.
В рамках нравственно-патриотического воспитания проводятся развивающие беседы и занятия:«Прошлое и настоящее города», «Угледобывающая промышленность города сегодня и вчера», «От шахтёрского посёлка Катык – до современного Шахтерска». В работе использую фотографии прошлых лет, книги о родном городе, такие как «Шахтёрск: время, события, люди», «Шахтёрск – Родина моя». Основная цель таких бесед и занятий – учить сравнивать характерные особенности старого и современного города, развивать мышление, речь, закреплять знания о родном городе, воспитывать интерес к настоящему и прошлому: «Как выглядели улицы раньше и какие они сейчас» (проезжая часть, тротуары, цветники, газоны); «Старинные и современные здания» (старинные дома и современные, благоустроенные здания).
Совместно с педагогами ДОУ я стремлюсь показать подрастающему поколению, что Шахтёрск – красивый современный город, что это город-труженик, поэтому знакомлю детей с профессиями их родителей и предприятиями, на которых они работают: «Все работы хороши» (знакомство с различными профессиями), «Мы – маленькие следопыты» (знакомство с угледобывающей промышленностью города).
В нашем детском саду была разработана и внедрена работа, посвященная 70-летию Победы. Педагоги ДОУ вообще много внимания уделяют Великой Отечественной войне, ими проведена большая краеведческая работа. В детском саду совместными усилиями создан уголок «Пусть поколения знают», который заставляет наших воспитанников задуматься над такими понятиями, как честь, долг, формирует уважение к героям, отдавшим жизнь за Родину. Дети узнают о том, когда и как началась война, какие сражения сыграли важнейшую роль в ходе военных операций, о роли женщин и детей в войне, о том, какой ценой досталась нашем народу Победа. Воспитатели рассказывают детям о бесстрашных героях войны, о тысячах солдат, погибших в годы войны, о братских могилах, оставшихся на полях сражений. Разработаны занятия-беседы, которые проводятся в апреле и мае «Детям о Великой Победе»: «Почему война называется Великой Отечественной?», «Сталинградская битва», «Взятие высоты 277,9 м Саур – Могила», « Освобождение Сталино», «Женщины на защите Отечества», «Дети и война», «Праздник День Победы».
Особенно хочется отметить работу с детьми, которая посвящена происходящим в данный момент военным событиям. Очень печально, что наши дети на себе смогли узнать и почувствовать, что такое война и все тяготы и лишения связанные с нею. Поэтому считаю необходимым рассказывать детям о людях, которые героически защищающих нас, нашу историю и нашу жизнь, наши города и улицы. В работе использую фото и видеоматериалы о нашем городе и республике до войны и сейчас; рассказываю о подвиге героев – ополченцев, которые защищали Саур– Могилу; о праздниках которые отмечаются в нашей республике; о помощи Российской Федерации по доставке гуманитарных грузов и какую роль они играют для жизни и здоровья людей; о необходимости поддерживать и делится с людьми, которые все потеряли в ходе этой войны.
Уверена, что эти знания будут способствовать нравственно-патриотическому развитию и воспитанию детей, помогут им лучше узнать историю, почувствовать гордость за свой народ, за свою Отчизну.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Педагогами ДОУ выпускается стенгазета для детей, родителей и воспитателей «Растим патриотов с детства» (родители активно участвуют в конкурсах, выставках рисунков, фотовыставках, проводимых в детском саду, предоставляют материал для стенгазеты).
Объявлен фотоконкурс «Город, в котором я живу» (фото на фоне узнаваемого места в городе и комментарии к нему), для которого родители предоставили фотографии: «Памятник летчику Баранову в Алексеево – Орловке», «Солдатам погибшим за Родину» - возле монументов в городском парке и в парке поселка «2-2 Бис», «День защиты детей в Шахтёрске» и многие другие. По результатам конкурса будет проведена выставка фотографий, запланирован выход стенгазеты, лучшие работы будут отмечены поощрительными призами.
В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагается очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.Благодаря тесной связи с родителями, их активной помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Мы стремимся к тому, чтобы в результате нашей работы у ребенка появилось или укрепилось сознание собственной индивидуальности, повысилась самооценка, чтобы он почувствовал интерес и уважение к себе со стороны окружающих, как взрослых, так и ровесников.
Результатом проводимой работы ожидаем от своих воспитанников знаний и умений:
в каком городе живут, где находится их дом;
объекты культурного назначения города;
где работают родители, что они делают на производстве;
бережного отношения к природным ресурсам;
имеют свои обязанности в доме, заботятся о домашних животных. Знают, какие предприятия находятся в городе, что на них выпускают;
знакомы с ветеранами войны и труда, знают, какие праздники им посвящены. Рассказывают о корнях своей семьи, ее традициях и своем участии в семейных праздниках;
знают символику ДНР, флаг (значение его цветов), герб своей Республики.