«Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»


Варламова Роза Витальевна
г.Чистополь. ГАПОУ «Чистопольский многопрофильный колледж»,
преподаватель русского языка и литературы
Тема : «Проблемы духовно-нравственного воспитания студентов профессиональных учебных заведений на современном этапе развития общества»
Сегодня образование не может оставаться в «замкнутом пространстве», когда профессиональное образование живет само по себе, а духовно-нравственное воспитание студентов само по себе, возникают большие проблемы их стыковки. Вопрос духовно-нравственного воспитания обучающихся профессиональных образовательных учреждений является важной проблемой современного общества. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления будущих профессионалов о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными. Перед образовательными учреждениями стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности обучающегося.
Многие свойства личности на начальном этапе, несомненно, формируются в семье. Духовно пробудить ребенка – первостепенная  задача, не только преподавателя, но и родителей.  Вот как об этом пишет И.А. Ильин: “…из духа семьи и рода, из духовного приятия своих родителей и предков родится и утверждается в человеке чувство собственного духовного достоинства”, поэтому в   работе я стараюсь постоянно поддерживать связь с родителями. Параллельно с учебным процессом, происходит процесс изучения личности ребенка, взаимоотношения  между студентами в колледже, взаимоотношение студент – преподаватель. Необходимо выявить склонности, интересы, потребности подростков. Нередко поведение детей в общеобразавательной школе  отличается от поведения в колледже. Обучающийся попадает в атмосферу « обучение-производство», в условия наиболее приближенные к условиям взрослой жизни, он приобщается к знаниям о жизни,  что в свою очередь влияет на личность подростка. С одной стороны перед нами - обучающийся-подросток, с другой – подросток - «будущий специалист».
Студент, развивая свои профессиональные навыки, формирует свою  линию поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми в ходе общения с ними. В нашем колледже создается система отношения между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе, то есть обучающийся формируется как личность в процессе совместной деятельности с людьми. Вот почему очень важно уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая имеет существенное решающее значение для его развития и воспитания.
 Студент, развивая свои профессиональные навыки, формирует свою  линию поведения, ценностные ориентиры в процессе совместной деятельности с людьми в ходе общения с ними. В нашем колледже создается система отношения между людьми, которые порождают определенные отношения данной личности к другим людям, труду, обществу, самой себе, то есть ребенок формируется как личность в процессе совместной деятельности с людьми. Вот почему очень важно уметь организовать разнообразную деятельность детей, которая имеет существенное решающее значение для его развития и воспитания.
Никто не сомневается, что творение человека – это самая сложная и универсальная, самая благородная профессия. Это высшее напряжение всех духовных сил человека, это мудрость, это искусство. Еще одной проблемой в колледже является вопрос: на каком уроке осуществлять нравственное воспитание?
Большинство исследователей данной проблемы и педагогов-практиков считают, что нравственное воспитание осуществляется на уроках гуманитарного цикла. Существует также точка зрения, что нравственным воспитанием должна заниматься семья.
Я же придерживаюсь мнения, что нравственное воспитание осуществляется на каждом уроке, на каждой перемене, на каждом внеклассном мероприятии. Любое событие, любой случай может стать поводом дать детям урок нравственности.
В ГАПОУ « Чистопольский многопрофильный колледж» одним из главных аспектов учебно-воспитательной работы является воспитание студентов на народных традициях, а задача духовно-нравственного воспитания является одной из приоритетных в колледже. Педагогический коллектив стремится к формированию у студентов следующих качеств:
- нравственных чувств (долга, веры, совести, ответственности, патриотизма, гражданственности);
- нравственного облика (милосердия, толерантности);
- нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви);
- нравственного поведения (готовности служению людям, своей Родине).
Преподаватели в тесном союзе с общественностью работают над приобщением студентов к любви, гармонии, красоты в устроении мира, человека и общества.
Духовно-нравственное воспитание в колледже осуществляется через уроки, особенно через уроки литературы, истории, кружки, внеклассные мероприятия, классные часы, работу музеев.В основе духовно-нравственного воспитания в нашем колледже лежит удовлетворение потребности каждого студента в стремлении к гармоничному развитию через приобщение к богатейшему духовному опыту национальной культуры.
В колледже  стали традиционными  такие мероприятия, как проведение «Недели специальности», «Акция милосердия». Доминирующей составляющей моей воспитательной работы является художественно - эстетическая деятельность. Чем объясняется этот выбор? «Не хлебом единым жив человек». Эта старинная русская пословица, созданная самим  народом, как нельзя лучше показывает важность духовной составляющей в жизни каждого  человека. Эта духовная составляющая не появляется в человеке в одночасье. Она  воспитывается  посредством  воздействия на него нравственных идеалов и ценностей, представляющих собой основу  культуры общества.
Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что духовно-нравственное воспитание - это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.
Духовно-нравственное воспитание - это одна из главных задач, которую ставит перед собой колледж, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у студентов нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.
Специфика и ценность современной педагогики состоит в том, что ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, близкими людьми, своей страной и человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. В качестве главного целевого ориентира рассматривается содействие интеллектуальному, духовно-нравственному и физическому развитию личности студентов, становлению и проявлению их индивидуальности, накоплению субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности. Конкретные цели определяются педагогическим коллективом образовательного учреждения самостоятельно.
        В заключение хотелось бы привести слова Д. Лихачева «Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о памятниках, литературе, языке, живописи…Национальные отличия сохраняются и в XXI веке, если будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний…».
Список литературы
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009.
2. Корчак Я. Воспитание личности гражданина. Кн. для учителя.- М.: Просвещение. 2010.
3. Соловцова И.А. Духовное воспитание школьников: проблемы, перспективы, технологии./ И.А.Соловцова //Учебно-методическое пособие для педагогов и студентов. - Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2014. – С. 49.
4. Чернилевский Д.В. Духовно-нравственные ценности образовательной системы России XXI века./ Д.В.Чернилевский - М.: РИО МГТА, 2013.