Формирования профессионального самоопределения обучающихся на современном этапе развития общества в условиях получения образования в закрытом учреждении
Ланина Е.А.
г. Мариинск, Кемеровская область
Формирования профессионального самоопределения обучающихся на современном этапе развития общества в условиях получения образования в закрытом учреждении Получение общего образования в пенитенциарной системе (уголовно-исполнительной) регламентировано на законодательном уровне. Во-первых, это Конституция РФ. Ее ст. 43 гласит о том, что каждый имеет право на образование и получение основного общего образования гражданами обязательно [1]. Во-вторых, Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ, ст.5 – подтверждает, что у каждого гражданина есть право на образование. Ст. 80 гласит, что для лиц, осужденным к лишению свободы и содержащихся в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, обеспечиваются условия для получения общего образования путем создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации общеобразовательных организаций при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы [2]. И наконец, Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 года N 274/1525 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы» гласит, что обязательному обучению в школе подлежат осужденные к лишению свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие основного общего образования. Осужденные старше 30 лет и осужденные, являющиеся инвалидами первой или второй группы, получают основное общее или среднее (полное) общее образование по их желанию [3].
Таким образом, получение образования в школе является для осужденных обязательным. Основным направлением деятельности школы является воспитательная работа, целью которой является направление учащихся на ресоциализацию. И работа по профориентации занимает особое место.
Школа в УИС - это учреждение, где осуществляется коррекция нравственных ориентиров, ресоциализация оступившейся молодежи и осуществляется подготовка их к жизни на свободе. Ресоциализация – это повторная социализация, в ходе которой меняются установки, цели, нормы и ценности индивида. Отсутствие образования очень часто является одной из причин совершения человеком преступлений. В «Концепции развития уголовно-исполнительной системы (УИС) до 2020 года» ставится задача усиления психолого-педагогической работы с осужденными «в направлении обеспечения ресоциализации осужденных, освоения ими основных социальных функций как необходимого условия исправления и успешной адаптации в обществе после освобождения», т.е. помочь молодым людям, оказавшимся в местах лишения свободы, осознать свою значимость и полезность, дать им уверенность в возможности поступления в вузы; для жизни на свободе, необходимо, прежде всего, дать им образование и профессию.
Профориентационная работа с осужденными-учащимися имеет следующие особенности:
- несмотря на свой возраст (все совершеннолетние), большинство учащихся не имеют профессии и в жизни до заключения не работали, что в большинстве своем и является причиной совершения правонарушений;
- после окончания срока заключения высокая доля учащихся совершают рецидивы в преступлениях, так как не имеют профессии и уж тем более стремления к ее получению и трудоустройству;
- профориентационная работа с осужденными выражается в ознакомлении учащихся с тем перечнем профессий, которые они могли бы приобрести, находясь в местах лишения свободы, либо после освобождения из них.
Воспитание учащихся-осужденных посредством формирования профессиональных компетенций осуществляют учителя-предметники и классные руководители, которые проводят с ними классные часы, презентации рабочих профессий, общешкольные мероприятия, посвященные профессиональным праздникам.
Практически все учащиеся школы являются трудоустроенными в колонии. Среди женского контингента – это в основном занятые на фабрике – швеи, закройщицы и пр. Некоторые работают в доме малютки санитарками. Для таких учащихся проводится ознакомительная работа с такими профессиями, как повар, санитар, младший воспитатель, продавец, парикмахер. Среди мужского контингента – это работающие промышленной зоны колонии (повара, помощники поваров, грузчики). Этих ребят знакомят с профессиями водитель, санитар, сварщик, машинист и т.д.
Профориентационная работа имеет характер не только теоретический, но и практикоориентированный. Для каждого учащегося классные руководители стараются проработать индивидуальные профессиональные маршруты, которые отражают:
- какую профессию может иметь учащийся в соответствии со своими желаниями, потребностями, способностями;
- что можно сделать для приобретения этой профессии, находясь в колонии;
- как можно полученную профессию применять и трудоустроиться после освобождения из мест лишения свободы. Таким образом, осуществляя образовательную деятельность в школах при исправительных учреждениях, сотрудниками школ решается одна из главнейших задач пенитенциарной системы - ресоциализация осужденных. Профориентационная работа в этом направлении имеет важное значение, ведь если у человека есть занятость, обеспечивающая ему употребление первичных потребностей человека, у него нет желания и времени думать о совершении правонарушений.
Литература
1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ), ст. 43
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.12.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) ст,ст. 5, 80.
3. Приказ Минюста РФ и Министерства образования и науки РФ от 6 декабря 2016 года N 274/1525 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы».