Инновационный проект Модель школьного менеджерского центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС
Модель школьного менеджерского центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4» город ГубкинскийИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Номинация «Поддержка образовательных учреждений, внедряющих образовательные программы нового поколения в рамках ФГОС»
2013
Авторы: Полякова Т.Ю., директор школы, Лядова И.П., заместитель директора по воспитательной работе
Название проекта: «Модель школьного менеджерского центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС»
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время у российской школы возникла настоятельная необходимость в построении принципиально иной функциональной модели своей деятельности. Сегодня образованность человека определяется не столько специальными (предметными) знаниями, сколько разносторонним развитием личности, ориентирующейся в современной системе ценностей, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к самообразованию и самосовершенствованию.
Поэтому образовательный и воспитательный процесс должен быть направлен на разноплановое развитие ребенка, раскрытие его творческих возможностей и способностей. Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общего и дополнительного образования в единое образовательное пространство, где каждое учреждение является уникальным по своим целям, содержанию, методам и приемам. Актуальность и необходимость совершенствования форм, методов, технологий дополнительного образования в современной школе обусловлена тем, что именно оно раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует свое особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, способствует формированию творческой личности, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Необходимость интеграции обусловлена также тем, что на фоне кризисных явлений российского общества в детской, подростковой и молодежной среде в последние годы произошел катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Ощущается острая необходимость снижения напряженности, агрессивности среди детей и подростков. Для этого необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное образование детей представляет собой реальную социальную силу. Оно органически сочетает разнообразные виды организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники, творчество), с различными формами образовательной деятельности и, как следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей. Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени. Дополнительное образование детей — это поисковое образование, предоставляющее личности возможность выбора своей судьбы, стимулирующее процессы личностного саморазвития. У детей, которые прошли через дополнительное образование имеется больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.При интеграции основного и дополнительного образования, совместной работе с другими учреждениями и организациями результаты работы становятся более продуктивными и качественными.
Поэтому возникла идея - создание на базе школы Менеджерского центра дополнительного образования. Главной причиной включения школы в деятельность данного проекта является интерес к организации занятости детей, наличие запроса родителей по развитию вариативных форм образования, воспитания гармонично развитой личности. Обновление целей, методов и способов работы школы должно стать следствием создания единого образовательного пространства, необходимого для полноценного личностного (а не только интеллектуального!) развития каждого ребенка.
Актуальность инновационного проектаАнализ особенностей образовательной среды и инновационного опыта
Отличительной чертой школы является организация профильного обучения с 2003 года, эффективная работа по программе школы здоровья с 1996 года, высокая результативность спортивно-массовой работы на протяжении многих лет, стабильность коллектива работников с 1999 года, работа в режиме муниципальных экспериментальных площадок с 2003 года, федеральной площадки с 2009 года, совместная работа с предприятиями и учреждениями города. Высокий уровень оснащения школы позволяет организовать работу по самообразованию школьников и участию их в конкурсах и олимпиадах разного уровня заочно и дистанционно, что отражается на повышении качества ЗУН учащихся.
Особенности МАОУ СОШ №4
Школа с тремя ступенями обучения и разновозрастной средой, в современном здании с высоким уровнем оснащения и качественным дизайном образовательного пространства Преемственность в обучении на разных ступенях обучения;
Возможность создания образовательной среды, природосообразной возрасту;
Использование разных форм обучения, выход в Интернет, работа в локальной сети и АИУС «Сетевой город», подключение к комплексу «КОД», расширение образовательного пространства
Самая большая по численности обучающихся школа в городе, размещена в перспективном районе, рядом строятся детский сад, бассейн, Детская школа искусств. В цокольном этаже здания размещены лыжная и коньковая база, тир, военно – патриотический клуб «Форпост». На базе школы размещена Школа хореографического искусства, в которой
занимаются 250 уч-ся МАОУ СОШ № 4 Интеграция общего и дополнительного образования;
Организация внеурочной и внеучебной деятельности на базе ОУ;
Индивидуализацияобучения;
Широкий спектр программ дополнительного образования
Массовая школа с предпрофильными и профильными классами, имеющая давних социальных партнеров в лице бизнес-сообществаРеализация ООП на базовом и профильном уровне обучения;
РанняяпрофилизацияподростковИспользованиересурсовпартнеров Профессиональное самоопределение учащихся и выпуск мотивированных молодых людей
Статус федеральной, окружной, муниципальной экспериментальных и стажёрской площадок, пилотной площадки НК «Роснефть»Дважды обладатель Грантов Президента РФ и Главы города Дополнительноефинансирование в видеГрантовПривлечение ученых, использование современных технологий обучения, информационных ресурсов
Участник Всероссийских проектов, один из инициаторов Всероссийского движения «Дети - Духовно-нравственный потенциал России», реализующий проект «Шанс» по реабилитации подростков Создание среды, направленной на развитие личности, физически и нравственно здоровой
Обоснование актуальности инновационного проектаРассматривая дополнительное образование обучающихся, как основу процесса формирования гражданской позиции и социальной активности, следует заметить, что внеурочная деятельность, в первую очередь, должна провозглашать и гарантировать условия осуществления этого процесса. Во-вторых, внеурочная деятельность не должна быть догматической или насильственной (приказной) и формальной. В-третьих, при организации внеурочной деятельности необходимо максимально опираться на позитивный опыт ребёнка.
Следовательно, организация дополнительного образования требует от школы мобилизации всех ее кадровых, образовательных, организационных и материальных ресурсов. Проблема заключается в том, что школа только на 2% укомплектована педагогами дополнительного образования. В этих условиях встает вопрос об объединении всех образовательных ресурсов школы, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.
Таким образом, актуальность данного проекта обусловливается:
необходимостью создания менеджерского центра дополнительного образования по организации внеурочной деятельности совместно с учреждениями дополнительного образования, учреждениями культуры и спорта, так как взаимодействие образовательных учреждений способствует решению общих задач воспитания детей и подростков, помогает им в жизненном самоопределении, стимулирует их творческую и познавательную активность
необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, обучающихся и их родителей (законных представителей)
В основе проекта лежат различные образовательные пространства, моделирующие основные сферы деятельности человека: «Творческие Образовательные Пространства»
426085294005
Цели и задачи инновационного проекта
Цель проекта: создание школьного менеджерского центра дополнительного образования в рамках реализации ФГОС
Задачи проекта:
Разработка и апробирование модели деятельности школы как школьного менеджерского центра в пространстве дополнительного образования.
Создание и реализация модели современной развивающей среды (информационно - образовательной, творческой, зон предъявления социального успеха) для обеспечения системы условий введения ФГОС основного общего образования (в том числе с целью расширения образовательной среды за счет коридоров, фойе, социальных партнеров).
Модернизация содержания образования через эффективное сочетание урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, совершенствование рабочих программ по отдельным предметным областям, в том числе за счет усиления исследовательской, проектной и социально-значимой деятельности.
Создание условий для перехода от кружковой работы к эффективной модели клубных микросоциумов для повышения эффективности внеурочной деятельности.
Изменение системы оценки качества образования отдельных учеников, классных коллективов, деятельности учителей и других работников школы в рамках внедрения ФГОС основного общего образования (в том числе учет внеурочных достижений учащихся и оценка эффективности дистанционного образования).
Формирование условий для распространения опыта внедрения ФГОС основного общего образования в рамках сетевого взаимодействия школ Ямало – Ненецкого автономного округа посредством создания среды для повышения квалификации и самообразования учителей, в том числе в новых формах (развитие дистанционных форм, тьюторское сопровождение педагогов, вебинары).
Основная идея инновационного проекта
Широкий диапазон дополнительных образовательных услуг, значительно позволит расширить и углубить основной стандарт образования; компенсирует отсутствие или недостаток часов тех или иных учебных курсов, даст новые возможности для творческого развития ребенка, его самоопределения и самореализации. Поэтому так важно умело использовать возможности дополнительного образования, которое действительно позволяет получить возможность выбирать вид дополнительного образования, определить свой собственный образовательный путь. Таким образом, при сетевом взаимодействии дополнительное образование в школе способно решить целый комплекс задач, направленных на гуманизацию всей жизни школы:
интегрировать ресурсы дополнительного и общего образования;
выровнять стартовые возможности развития личности ребенка;
способствовать выбору его индивидуального образовательного пути;
обеспечить каждому ученику «ситуацию успеха»;
содействовать самореализации личности ребенка и педагога.
Данный проект позволяет выявить содержательные, методические и технологические возможности основного общего и дополнительного образования, использовать ресурсы учреждений дополнительного образования, необходимость их интеграции. Также позволяет развить индивидуальные творческие способности участников проекта, поддерживать детскую инициативу, развить полученные знания. Кроме того, воспитанники получают дополнительную информацию по изучаемым в школе предметам (литературе, истории, музыке, биологии, краеведению, экологии, физической культуры и т.д.)Новизна инновационного проекта
Новым в данном проекте является то, что вырабатывается педагогическая модель приобщения школьников к эстетической и физической культуре, устанавливаются уровни творческого потенциала личности школьника в пространстве дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, вырабатывается сетевая модель взаимодействия учреждений дополнительного образования.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Основная идея педагогической деятельностиВ основу концепции положены идеи ведущих ученых - практиков, такие как «личность, способна строить жизнь, достойную человека» (Н.Е. Щурковой) и «технологии личностно- ориентированного образования» (И.С. Якиманской); «любая воспитательная система является единством не только общего, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с его данным составом педагогов и школьников, с окружающей его средой» (В.А. Караковского); «о технологии развития личности» (И.П. Иванова); «о совместной работе над созданием для ребенка «социальной среды развития» (Л.С. Выготского); природосообразностиК.Д.Ушинского.
В основу инновационного проекта были положены следующие педагогические принципы:
природосообразности;
целостности;
вариативности;
творчества;
индивидуализации;
разновозрастногоединства;
системности во взаимодействии и взаимопроникновении базового и дополнительного образования;
сотрудничества;
непрерывности и преемственности процесса образования;
открытостисистемыШкола должна помочь ребенку на каждом его возрастном этапе успешно решать все задачи в шести основных сферах его жизнедеятельности:
познания, развития интеллекта (учеба, информация, знания);
практической деятельности (трудовая деятельность, умения и навыки);
искусства (танцы, хор, вокал, театр);
физического развития, здоровья (реализация физических возможностей);
отношений (познание себя, людей, взаимодействие с ними);
нравственно-этическихзнаний.
Данный проект охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность обучающихся, деятельность и общение за пределами школы с учетом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации.
Интеграция основного и дополнительного образования обеспечит в рамках работы школьного менеджерского центра:
целостность всей образовательной системы школы со всем её многообразии;
определённую стабильность и постоянное развитие;
сохранение определенного консерватизма системы и более активного использования инновационных педагогических идей, образовательных моделей, технологий;
поддержку существующих школьных традиций и поиск новых путей организации жизни ученического и педагогического коллективов;
сохранение лучших сил педагогического коллектива и приглашение новых людей, готовых работать с детьми.
Реализация данного проекта позволит создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения, для развития творческого потенциала личности школьника. Предлагаемые проектом формы деятельности обеспечивают реализацию творческих потребностей обучающихся и предусматривают различные уровни развития способностей в соответствии с возможностями детей.
Механизмы реализации целей и задач проектаОбучающиеся начальной, основной и старшей ступеней образования имеют возможность выбора посещения творческих объединений дополнительного образования. На занятия отводится от 4 до 6 часов в неделю. Состав групп 12-15 человек. Продолжительность занятия 45 минут. Занятия проводятся как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования. Возраст детей: от 7-17 лет.
В процессе занятий сочетаются групповая и индивидуальная формы работы. Планом предусмотрено участие в мероприятиях разного уровня: фестивалях, соревнованиях, проектах, выставках, концертах и др.
Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями детей, что предполагает возможную необходимую коррекцию времени и режима занятий. В результате освоения программы воспитанники получают целый комплекс знаний и приобретают определённые умения.
С учётом возрастных, психологических особенностей учащихся на каждом этапе обучения меняются задачи дополнительного образования:
Ступени развитияЗадачи1-ая ступень (начальная школа) Диагностика уровня познавательных возможностей детей, расширение их общих и специальных способностей, создание условий для последующего выбора творческих объединений дополнительного образования, своеобразная «проба сил», организация содержательного досуга школьников.
2-ая ступень(средняя школа) Формирование компетентностей практических навыков и раскрытию творческих способностей детей в избранной области деятельности, способствующейразвитию личностишкольника.
3-я ступень(старшая школа) Достижение повышенного уровня знаний, умений, навыков в избранной области, создание условий для самореализации, самоопределения личности, её профориентации.
Объект исследования: образовательный процесс творческих объединений в условиях интеграции основного и дополнительного образования, способствующий расширению спектра услуг дополнительного образования, организации содержания досуга обучающихся.
Предмет исследования: процесс интеграции дополнительного и основного общего образования способствующий развитию творческого потенциала личности школьников. Цель исследования: выявить, определить и обосновать возможности интеграции основного и дополнительного образования, максимально содействующие развитию творческого потенциала школьников для воспитания гармонично развитой личности.
Для решения поставленных задач нами будет использован комплекс методов исследования. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по различным аспектам исследуемой проблемы; системное изучение лучшего опыта школ и внешкольных учреждений; проектирование; моделирование.
Эмпирические методы: прямое, косвенное наблюдение; анкетирование; тестирование учащихся, учителей и родителей; анализ продуктов творческой деятельности школьников. Экспериментальные методы: констатирующий и формирующий эксперименты.
Данный проект рассчитан на 3 года. (2013 - 2016 годы). Он предполагает как исследование отдельных проблем, так и апробацию моделей, программ, технологий, методов и форм.
Этапы реализациипроекта
1 этап – подготовительный (май - декабрь 2013 г.)
2 этап – реализации (январь 2014 г. – июнь 2016 г.)
3 этап – обобщающий (июль - сентябрь 2016 г.)
Основные мероприятия проекта1 этап – подготовительный
(май-декабрь 2013 г.) Исполнители
Содержание деятельности- анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме проекта
- изучение социального заказа образовательного учреждения, учащихся и их родителей на определенные направления внеурочной деятельности (на дополнительные образовательные услуги в рамках внеурочной деятельности);
- анализ потенциала учреждения дополнительного образования детей в предоставлении дополнительных образовательных услуг;
- оценка ресурсов ОУ в реализации внеурочной деятельности;
- обобщение инновационного опыта педагогов ОУ по реализации основных направлений внеурочной деятельности
- выбор организационной модели интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;
- определение механизмов финансирования реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;
- создание нормативной базы реализации дополнительных общеобразовательных программ в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;
- решение вопросов кадрового сопровождения дополнительных программ через создание отделов по наравлениям;
- составление плана интеграционного взаимодействия образовательных учреждений и разработка сетевого расписания;
- планирование организации мониторинга процесса и результатов освоение дополнительных образовательных программ; Лядова И.П.
Пономарёва А.А.
Митрофанова Т.С.
Хайруллина Л.С.
Лядова И.П.
Полякова Т.Ю.
Лядова И.П.
Полякова Т.Ю.
Полякова Т.Ю.
Лядова И.П.
Григорская Е.Н.
Лядова И.П.
Лядова И.П.
Формы реализации- маркетинговое исследование образовательного заказа на определенные направления внеурочной деятельности;
- самообследование ОУ с целью оценки образовательных ресурсов необходимых для реализации внеурочной деятельности;
- общешкольные родительские собрания;
- педагогические советы «Школьное дополнительное образование: проблемы и перспективы развития»;
- проведение совместных установочных проблемных семинаров для педагогов общеобразовательных школ и педагогов дополнительного образования на основе интегративно-комплексных моделей организации внеурочной деятельности.
- Муниципальный семинар «Механизмы и условия интегративного взаимодействия УДО и ОУ в аспекте актуальных задач внедрения ФГОС». Пономарёва А.А.
Митрофанова Т.С.
Хайруллина Л.С.
Полякова Т.Ю.
Кузнецов А.П.
Лядова И.П.
Лядова И.П.
Шульга И.В.
Прогнозируемые результаты- разработка модели взаимодействия общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в условиях реализации ФГОС
- корректировка образовательной программы ОУ и УДО, циклограммы деятельности, расписания занятий;
- разработка нормативно-правовых документов: Положения о сетевом взаимодействии ОУ с УДО, учреждениями культуры и спорта по организации внеурочной деятельности школьников в условиях реализации ФГОС; Типового договора о сотрудничестве ОУ и УДО в условиях реализации ФГОС;
- создание методических рекомендации по организации внеурочной деятельности с учетом специфики организационной модели интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования; Лядова И.П.
Лядова И.П.
Лядова И.П.
Лядова И.П., методисты УДО
2 этап – реализации
(январь 2014 г. – июнь 2016 г.) Содержание деятельности- разработка и апробация программ внеурочной деятельности;
- консультационно-методическое сопровождение реализации проекта;
- организация социального партнерства с вузами, образовательными учреждениями начального и среднего профессионального образования, учреждениями дополнительного образования детей, предприятиями и организациями, а также учреждениями науки, культуры и спорта;
- информационное обеспечение интеграционного взаимодействия образовательных учреждений;
- совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Педагоги дополнительного образования
Лядова И.П.
Лядова И.П.
Шульга И.В.
Симагин О.А.
Лядова И.П., методисты УДОД
Формы реализации- педагогическая лаборатория педагогов ОУ и УДО, работающих в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;
- индивидуальные и групповые консультации для педагогов ОУ и УДО, работающих в условиях интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования;
- мониторинг результативности и качества внеурочной деятельности обучающихся; Лядова И.П., методисты УДОД
Методисты УДОД
Пономарёва А.А.
Митрофанова Т.С.
Хайруллина Л.С.
Прогнозируемые результаты- создание банка методик оценки результативности внеурочной деятельности обучающихся;
- создание банка методических материалов по организации внеурочной деятельности средствами дополнительного образования детей;
- разработка и последовательное внедрение показателей готовности учреждений дополнительного образования детей к взаимодействию с общеобразовательными учреждениями;
- создание единого информационного ресурса в сети Интернет по обмену творческим педагогическим опытом в области организации внеурочной деятельности; Пономарёва А.А.
Митрофанова Т.С.
Хайруллина Л.С.
Лядова И.П.. методисты УДОД
Лядова И.П.
Попов В.В.
3 этап - обобщающий (июль-сентябрь 2016г.) Содержание деятельности Оценка эффективности результатов интеграционного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования Полякова Т.Ю.
Лядова И.П.
Шульга И.В.
Формы реализацииМуниципальная научно-практическаяконференция Лядова И.П.
2.3.Продукты проекта:
1. Модель взаимодействия общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС – Школьный менеджерский центр дополнительного образования.
2. Программы повышения квалификации по овладению современными педагогическими технологиями.
3. Методические рекомендации по применению событийного подхода в осуществлении внеурочной деятельности.
2.4.Ожидаемые результаты реализации проекта:
На региональном уровне:
- образовательное учреждение, предъявляющее и распространяющее опыт работы по моделированию образовательного пространства посредством межступенной преемственности, интеграции основного и дополнительного образования, через внедрение деятельностных технологий.
На муниципальном уровне:
- организация и проведение муниципальных и зональных научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров по проблемам организации внеурочной деятельности;
- диссеминация инновационного педагогического опыта в городе и округе по вопросам интеграции ОУ и УДО.
На уровне ОУ:
- создание модели взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования (школьного менеджерского центра дополнительного образования) по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС;
- координация взаимодействия учреждений общего образования, дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности и учет внеучебных достижений обучающихся
- разработка и апробация образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности;
- обобщение передового педагогического опыта по теме проекта
На уровне обучающихся:
- достижение личностных и метапредметных результатов в освоении основной образовательной программы;
- формирование коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
- приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.2.5. Критерии и показатели оценки результативности и эффективности проекта
Уровни оценки результатовКритерии оценкиСредства оценивания и диагностикиНа муниципальном уровне
Количество научно-практических конференций, педагогических чтений, семинаров, круглых столов по проблемам организации внеурочной деятельности Аналитические справки, отчётыКоличество публикаций педагогов, направленных на диссеминацию инновационного педагогического опыта в области интеграции Аналитические справки, отчётыНа уровне ОУ
Соответствие модели взаимодействия учреждений дополнительного и общего образования по организации внеурочной деятельности в условиях ФГОС социальному заказу; Социологический опросКоличество социальных партнеров: школа и учреждения дополнительного образования детей, учреждений культуры и спорта, обеспечивающих организацию внеурочной деятельности Заключенные договоры, соглашения
Количество образовательных программ дополнительного образования по конкретным направлениям внеурочной деятельности; Аналитическиесправки, отчётыДоля обучающихся общеобразовательных школ, охваченных программами внеурочной деятельности, реализуемых педагогами УДО (%) Аналитические справки, отчеты, **индивидуальная карта занятости обучающегося во внеурочной деятельности
Удовлетворенность детей организацией внеурочной деятельности АнкетированиеУдовлетворенность родителей организацией внеурочной деятельности; АнкетированиеУдовлетворенность учреждений общего образования организацией внеурочной деятельности на базе УДО и ОУ. АнкетированиеНа уровне обучающихся Соответствие требованиям к результатам освоения основной образовательной программы общего образования (личностные и метапредметные результаты) Портфолио*, мониторинг и комплексная оценка академических достижений ученика, его компетенций и способностей в конце каждого учебного года
Уровень коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников Экспресс-диагностика социальных ценностей личности, экспресс-диагностика уровня социальной изолированности личности
(Д. Рассел и М. Фергюссон); диагностика коммуникативного контроля
(М. Шнайдер); диагностика коммуникативной толерантности
(В. В. Бойко); диагностика уровня поликоммуникативнойэмпатии; диагностика принятия других
(по шкале Фейя); диагностика доброжелательности (по шкале Кэмпбелла); экспресс-диагностика доверия
(по шкале Розенберга)
Уровень социальных знаний школьников (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни; МониторингсоциальныхзнанийшкольниковУровень и направленность мотивации личности Диагностика мотивационной структуры личности (В. Э. Мильман); определение жизненных ценностей личности (Must-тест) (П. Н. Иванов, Е. Ф. Колобова); диагностика мотивации достижения
(А. Мехрабиан); диагностика мотивации успеха и боязни неудачи; исследование деятельностной мотивационной структуры (К. Замфир)
2.6. Основными участниками реализации проекта и социальными партнёрами являются:
1) Управляющий совет школы и администрации ОУ И УДО:
осуществляетстратегическоеуправлениепроектом;
обеспечивает согласование и интеграцию ресурсного потенциала проекта;
инициирует и поддерживает необходимые изменения в системе управления учреждений - участников проекта;
принимает необходимые для реализации проекта нормативные документы.
2) Школьная стратегическая команда
3) Педагоги – участники проекта:
обеспечивают отработку моделей и технологий деятельности образовательных учреждений по внедрению модели;
обеспечивают мониторинг результатов деятельности по реализации проектных разработок;
тиражируют образцы новой практики образования;
участвуют в формировании образовательной политики в городе;
участвуют в формировании позитивного общественного отношения к реформам.
4) Общественные организации (родительская общественность, педагогическая общественность, ученическое сообщество)
обеспечивают действенность общественной составляющей в обеспечение качества образования: формирование и предъявление образовательных потребностей со стороны местного сообщества, участие в ресурсном обеспечении реализации образовательных программ в соответствии с выявленными потребностями.
5) Средства массовой информации:
обеспечивают информирование населения города о ходе реформирования образования;
участвуют в формировании позитивного общественного отношения к реформам, организации общественного обсуждения подготавливаемых решений.
2.7. Ресурсное обеспечение инновационного проекта
Материально- техническое обеспечение
34 учебных кабинета, которые оснащены компьютерами, видеопроекторами, электронно-интерактивными досками, телевизорами, музыкальными центрами;столовая на 308 мест, актовый зал на 450 мест, тренажерный и спортивный залы, малый и большой танцевальные залы, хоккейный корт, читальный зал, стоматологический кабинет, радиоузел, кабельное телевидение, мини-АТС, ресурсный центр, оборудованный цокольный этаж школы
Кадровое обеспечение проекта
руководитель проекта;
научный консультант;
педагоги дополнительного образованияшколы;
педагоги дополнительного образования учреждения и УДОД;
психологишколыФинансовое обеспечение проекта
Используется материальная база школы и учреждений дополнительного образования. Финансирование осуществляется:
заработная плата педагогов за счет бюджетных средств;
использование стимулирующего фонда учреждений;
использование благотворительной помощи родителей;
спонсорская помощьплатные услугигранты2.7. Финансовое обеспечение инновационного проекта
Наименование Источник финансирования Цена, руб.
Количество Стоимость, рубНАУЧНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
Оборудование для кружка «Легоконструирование», клубов «Юный изобретатель», «Инженерный»
Конструктор Lego MindstormsРобот NXT 2.08547 бюджет 12990 руб. 4 шт. 51960 руб.
Конструктор ПервоРоботLEGO WeDoбюджет 7050 руб. 4 шт. 28200 руб.
ПервоРоботNXT. Ресурсный набор бюджет 5380 руб. 4 шт. 21520 руб.
Конструктор TETRIX бюджет 82773 руб. 2 шт. 165546 руб.
Декорации LEGO спонсорские средства 4680 руб. 4 шт. 18720 руб.
Комплект LEGO NXT «Команда» Спонсорскиесредства31011 руб. 5 шт. 155055 руб.
Lego 9695 LEGO Mindstormsобразования (LEGO MindstormsEducation Resource Set) Спонсорские средства6690 руб. 3 шт. 20070 руб.
Комплект «технология и физика». Учебный класс, оптимальный бюджет 9000 руб. 3 шт. 135000 руб.
МайндстормсNXT 2- конструкторLegoMindstorms - Lego8547 Грант12999 руб. 5 шт. 64995 руб.
Конструктор ПервоРоботNXT – Lego 9797 v. 95 Грант 26999 руб. 5 шт. 134995 руб.
Электронный конструктор Знаток тм на 320 схем Грант 1152 руб. 15 шт. 17269 руб.
Электронный конструктор Знаток тм «Для школы и дома» Грант 1825 руб. 15 шт. 27375 руб.
Электронный конструктор «Альтернативные источники энергии» Грант 2125 руб. 15 шт. 31875 руб.
Комплект TETRIX «Команда», оптимальный Грант 440000 руб. 2 шт. 88000 руб.
Оборудование для мастерской по астрономии
Двухслойный планетарий NEW2
(с изображениемGalaxy (G))
D=4,0м.,H=2,7м. Спонсорские средства 70000 руб. 1 шт. 70000 руб.
Оборудование для «Школы лингвистики», кружка «Занимательный английский»
78” Интерактивный комплект ActivBoard с проектором 1024x768 2600 ANSILmПлатные услуги 59 999 руб. 1 шт. 59 999 руб.
Ноутбук (ACER 2304LC4 TOSHIBA PORTEGE R 200) бюджет25000 руб. 12 шт. 300000 руб.
Интерактивная доска Smart Board Спонсорские средства 185000 руб. 1 шт. 185000 руб.
Стол ученический с изменяемым наклоном столешницы, 2-ух местный бюджет 1310 руб. 6 шт. 7860 руб.
НоутбукSamsungбюджет 15000 руб. 1 шт. 15000 руб.
Компьютерный стол и стул бюджет 3500 руб.
1445 руб. 1 шт.
1 шт. 4945 руб.
Стол ученический бюджет 1299 руб. 12 шт. 15588 руб.
ИТОГО: 1618972 руб.
ОТДЕЛ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА
Оборудование для Школы народных ремёсел
Мольберт Средства Фонда поддержки школы 2500 руб. 10 шт. 25000 руб.
Рамки для картин Средства Фонда поддержки школы 500 руб. 20 шт. 10000 руб.
Телевизор Samsung UE32F6400 Грант 21000 руб. 1 шт. 21000 руб.
Наборы для работы «бисером», «батика», для выпиливания лобзиком Средства Фонда поддержки школы 500 руб. 40 шт. 20000 руб.
Оборудование для гончарной мастерской Спонсорские средства 114708 руб. 1 шт. 114708 руб.
Оборудование для вокальной студии, музыкально – хорового клуба «Голос»
АКУСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА PEAVEYPRO 15P спонсорские средства 25000 руб. 2 шт50000 руб.
СЦЕНИЧЕСКИЙ МОНИТОР ALTOELVIS 12MA Средства Фонда поддержки школы 8600 руб. 1 шт. 8600 руб.
МИКШЕРНЫЙ ПУЛЬТ MACKIE 1642 VLZ 3 Грант 32000 руб. 1 шт. 32000 руб.
ПРОЦЕССОР ЭФФЕКТОВ LEXICONMX200 Грант 11200 руб. 1 шт. 11200 руб.
КОМПРЕССОР TAPCO BY MACKIE SQ2 Средства от концертов6000 руб. 1 шт. 6000 руб.
МИКРОФОН SHURESM58 Грант5500 руб. 6 шт. 33000 руб.
МИКРОФОННАЯ СТОЙКА FORCEMSC-01 Грант900 руб. 8 шт. 7200 руб.
РАДИОМИКРОФОН SHUREPG288/PG58 Грант22000 руб. 1 шт. 22000 руб.
Цифровая клавиноваYamahaCLP-440B Средства Фонда поддержки школы 89910 руб. 1 шт. 89910 руб.
Оборудование для вокально – инструментальной группы
ударный инструмент Платные услуги 42000 руб.
1 шт. 97000 руб.
бас-гитара Платные услуги 10000 руб.
1 шт.
ритм-гитара Платные услуги 15000 руб.
1 шт.
соло гитара Платные услуги 15000 руб.
1 шт.
синтезатор Платные услуги 15000 руб.
1 шт.
Оборудование для театральной студии
Костюмы, реквизит к спектаклям, игровым программам театрального коллектива Спонсорские средства 3000 руб. 15 шт. 45000 руб.
Оборудование для театра на английском языке Бюджет 2675 руб.
2500 руб.
1490 руб.
1899 руб.
2719 руб.
3100 руб.
2500 руб.
3182 руб. 8 шт. 20065 руб.
Оборудование для кружка «Юный художник»
Парта – трансформер LIBAO CB - 001 бюджет 5 200 руб. 10 шт. 52 000 руб.
Стул L – Doctor бюджет 3 900 руб. 10 шт. 39 000 руб.
Выжигатель по дереву + гильоширование по ткани Узор-1, 220v (Артикул 01463) бюджет 290 руб. 10 шт. 2 900 руб.
Краситель для батика "Батик-Хобби"
ОАО "ГАММА" (Москва) бюджет 450 руб. 10 шт. 4 500 руб.
Краски Луч Витражные фантазии 6 цветов 20С-1344-08 Бюджет 410 руб. 10 шт. 4 100 руб.
ИТОГО: 715183 руб.
ПРОЕКТНО – СОЦИАЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
Оборудование для Центра социального проектирования
Монитор 24” wide Dell S2440L black VA LED HDMI Бюджет11000 руб. 1 шт. 11000 руб.
Системныйблок HP Bundle 3500 Pro Бюджет 15000 руб. 1 шт. 15000 руб.
Ноутбук Samsung 530U4E спонсорские 30000 руб. 2 шт. 60000 руб.
Фотоаппарат Canon EOS 600D KIT спонсорские24000руб. 1 шт. 24000руб.
ОбъективCanon EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS спонсорские11000 руб. 1 шт. 11000 руб.
Принтер HP Laseriet Pro 100 Color MFP 175nw Грант15000 руб. 1 шт. 15000 руб.
Информационнаясистема-стенд Игрок-2 Грант9000 руб. 1 шт. 9000 руб.
Сменный картридж
Расходные материалы на краску Платные услуги 2000 руб. 1 шт. 2000 руб.
ИТОГО: 288000 руб.
ОБЩЕСТВЕННО – ПОЛИТИЧЕСКИЙ ОТДЕЛ
Оборудование для клуба «Парламентские дебаты»
Ноутбук Acer ASPIRE V3-571G53236G75Ma бюджет30000 руб. 1 шт. 30000 руб.
МФУ бюджет10000 руб. 1 шт. 10000 руб.
Аудиосистема бюджет2000 руб. 1 шт. 2000 руб.
Оборудование для Школы вожатых, волонтёрского клуба (футболки, бейсболки, банданы, галстуки, флаг, древко, бейджи) Платные услуги
Спонсорские по 20 шт. 48000 руб.
ИТОГО: 90000 руб.
ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЙ ОТДЕЛ
Ноутбук Acer ASPIRE V3-571G53236G75Ma Бюджет30000 руб. 1 шт. 30000 руб.
Съёмный диск Спонсорские10000 руб. 1 шт. 10000 руб.
ИТОГО: 40000 руб.
ОТДЕЛ ШКОЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ
Оборудование для школьного телевидения «Альтернатива»
Осветительный комплект LogocamStudioKIT- 5000/8 спонсорские 205344руб. 1 шт. 205344руб.
Аудиомикшер Mackie ONYX 1220 спонсорские 12200 руб. 1 шт. 12200 руб.
Наушники Sony MDR-7506 спонсорские 4800 руб. 1 шт. 4800 руб.
ВидеомониторTVlogic LVM-172W Спонсорские 83328 руб. 1 шт. 83328 руб.
Компьютер PC Platform for DeckLinkбюджет118000 руб. 1 шт. 118000 руб.
Устройстваввода/выводавидеоBlackmagicDeckLink Studio2 + AdobeCS5 Production бюджет57600 руб. 1 шт. 57600 руб.
Акустическаясистема Roland DS-5 бюджет8960руб. 2 шт. 17920 руб.
ВидеокабельCanare LV-61S BNC/BNC L=3m бюджет512руб. 2 шт. 1024 руб.
ВидеокабельCanare LV-61S BNC/BNC L=10m бюджет896 руб. 2 шт. 1792 руб.
Видеокамера Sony HVR-Z1E Грант 143000 руб. 1 шт. 143000 руб.
Транспортный кофр Almi Кси PD 150 Грант 5900 руб. 1 шт. 5900 руб.
Микрофон Shure SM63LB Спонсорские 6600 руб. 2 шт. 13200 руб.
Видеомагнитофон Sony HVR M25E спонсорские 129000 руб. 1 шт. 129000 руб.
Накамерныйсвет ComerCM-LBPS900 спонсорские 6500 руб. 1 шт. 6500 руб.
Дождевик для видеокамеры Ката CRC-15 Платные услуги 5000 руб. 1 шт. 5000 руб.
Чехол зимний для видеокамеры Almi эпсилон Z 1 Платные услуги 10600 руб. 1 шт. 10600 руб.
ИТОГО: 815208 руб.
Курсовая переподготовка педагогов дополнительного образования
Курсовая переподготовка Бюджет средства ООО РН-ПНГ 100000 15 чел. 1500000 руб.
ИТОГО: 1500000 руб.
ИТОГО по реализации проекта: 2013 год – 1700
2014 год – 2367 (Грант 500 тыс. руб.)
2015 год - 10003635067363 руб.
2.8. Управление реализации инновационного проекта
Ф.И.О. специалистаДолжность, образованиеФункционалПопов А.А. Генеральный директор Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Открытое образование», руководитель авторской открытой школы Федеральной программы развития образования МОН РФ «Школа гуманитарного образования», профессор Федерального института развития образования МОН РФ, председатель Совета Гильдии Открытого образования, член правления Международной ассоциации развивающего обучения,руководитель и консультант ряда корпоративных программ кадрового развития и территориальных проектов открытого и дополнительного образования, доктор философских наук Научное консультирование
Полякова Т.Ю. Директор школы, Заслуженный учитель РФ, Заслуженный работник образования Ямало– Ненецкого автономного округа
создает нормативно – правовые условия функционирования инновационного в своем учреждении, кадровое обеспечение проекта, финансирование повышения квалификации педагогов, стимулирование педагогов
Шульга И.В. Заместитель директора по инновационной и экспериментальной работе организует научно – методическую работу с учетом проведения эксперимента
Лядова И.П. Заместитель директора по воспитательной работе создает нормативно – правовые условия функционирования инновационного проекта;; проводит анализ диагностики и мониторинга результатов инновационной деятельности в рамках инновационного проекта; осуществляет контроль инновационной деятельности педагогов, участников эксперимента; осуществляет анализ деятельности; направляет отчет (два раза в год) о результатах инновационной работы в рамках проекта в Департамент образования ЯНАО; сообщает об изменениях программы эксперимента и вносит коррективы в проект и инновационную карту.Хайруллина Л.С.
Пономорёва А.А.
Митрофанова Т.С. Психологидиагностика и мониторинг результатов инновационной деятельности в рамках проекта, по заявленным методикам и тестам в соответствии с планом инновационной деятельности.
Методисты УДО Методическое сопровождение и реализацию программ педагогов дополнительного образования
Педагоги дополнительного образованияшколы и УДО деятельностная2.9. Риски по реализации инновационного проекта
РискиПути преодоленияКадры.
Не все учителя готовы работать в инновационном режиме Обучение учителей, создание условий для творчества. Проведение методических совещаний с целью определения ценностных позиций при работе в школьном менеджерском центре дополнительного образования
Частичное отсутствие научно-методического сопровождения проекта. Создание научно-методического сопровождения, взаимодействие со специалистами научных учреждений, ВУЗами, АППО, разработка методических рекомендаций для педагогов.
Активизация инновационной деятельности Создание условий, стимулирующих развитие инновационной деятельности и обеспечивающих принятие ее результатов.
Материально-техническая база Постепенное приобретение необходимого оборудования за счет разных источников, в том числе и в результате привлечения бизнеса города.
Невостребованность продукта Популяризация, рекламирование через проведение семинаров, мастер-классов, выпуск газет для других ОУ, участие в конкурсах.
Вовлечение родителей Активизация работы с родителями и активное привлечение их к работе в школьном менеджерском центре дополнительного образования
Заключение
Основными особенностями нашего инновационного проекта является следующее:
Создание открытого пространства общеобразовательной школы, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, других школ города.
Разработка сетевой модели взаимодействия школы и учреждений дополнительного образования, культуры и спорта;
Разработка рабочих образовательных программ дополнительного образования, обеспечивающих процесс интеграции общего и дополнительного образования;
Создание условий для развития педагогических инициатив, повышения квалификации и мотивации к инновационной деятельности в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
Разработка модели мониторинга, диагностических материалов в условиях интеграции общего и дополнительного образования;
Ценностью для нас являются те образовательные технологии, которые проявляются в инновационных, экспериментальных и методических разработках педагогов.
Реализация проекта сопровождается целым комплексом условий, важнейшими из которых являются: профессиональное развитие педагога, создание развивающей среды и механизмы управления образовательными инновациями.
В результате реализации мероприятий инновационного проекта будет создано образовательное пространство, адекватное современным требованиям образования и воспитания.
Дополнительное образование станет целостной развивающейся системой, достаточно мобильно реагирующей на запрос со стороны общества и государства.
Будет смоделирован современный облик учреждений дополнительного образования детей, определена их роль в региональной системе образования, появятся новые перспективы их развития.
Мероприятия инновационного проекта призваны активизировать деятельность всех субъектов образования.
Юные жители города будут обеспечены новыми образовательными и личностными ресурсами, которые позволят им стать успешными, увеличится пространство развития их творческой и познавательной активности
Родители будут отмечать расширение спектра образовательных услуг, гарантию педагогической поддержки и помощи детям, нуждающимся в ней.
Жители города выразят поддержку проявлениям социальной активности и ответственности со стороны подрастающего поколения, будут удовлетворены снижением асоциальных проявлений в среде детей и молодежи.
Представители различных социальных институтов получат возможность действенной помощи в разработке и реализации совместных воспитательных программ и проектов.
Мероприятия, предлагаемые в рамках инновационного проекта, позволят эффективнее использовать имеющиеся и создать новые формы, средства и механизмы работы со школьниками области для формирования базовых национальных ценностей у детей и подростков.
ПРИЛОЖЕНИЕ1ШКОЛЬНЫЙ МЕНЕДЖЕРСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
-535940342265
ПРИЛОЖЕНИЕ2МУ «Управление по делам молодёжи и туризму», телерадиокомпания «Вектор»
МУ «Управление по делам молодёжи и туризму», КСК «Олимп», Православный храм Николая Мирликийского г. Губкинского, Тюменская Тобольская епархия, Свято – Знаменский Абалакский мужской монастырь», военно – спортивный клуб «Форпост»
Акционерный коммерческий Сберегательный банк РФ, Открытый корпоративный университет г. Москва, Администрация г. ГубкинскогоЦентр занятости населения, ООО «РН – Пурнефтегаз», Представительство ЯНАО г. Санкт – Петербург, Элитная гимназия «Михайловская»г. Санкт – Петербург
МБОУДОД «ДШИ № 2», МЦ «Факел», СОК «Ямал», КСК «Олимп», МОУДОД «ДШИ № 1», МУ «Управление по делам молодёжи и туризму»
МУ «Управление по делам молодёжи и туризму»
МБОУДОД ДЮСШ «Олимп», военно – спортивный клуб «Форпост», МУ «Управление по делам молодёжи и туризму», стрелковый тир «Фортуна», плавательный бассейн «Юность»
ВЫХОД
НА
РЕЗУЛЬТАТ
СТУПЕНИ ПРИЛОЖЕНИЕ3
ОТДЕЛЫ
НАУЧНО - ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТНО – СОЦИАЛЬНЫЙ ШКОЛЬНОЙ СЕТЕВОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ОБЩЕСТВЕННО - ПОЛИТИЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ ДУХОВНО - НРАВСТВЕННЫЙ
1 ступеньКружок «Легоконструирование»
Кружок «Информашка»
Компьютерная грамотность
Занимательный английский Проектные задачи Школьная газета «ВШКОЛЕ»
Школьное радио «Импульс» Студия вокального мастерства
Школа народных ремесёл
Изостудия
КляксографияШкольное самоуправление «Созвездие» Акробатика
Настольный теннис
Хоккейный клуб «Алмаз»
Мини- футбол
Плавание
Шахматная школа
Лыжи Клуб «Ровесник»
Клуб «Шанс»
Клуб «Ракурс»
2 ступень Клуб «Юный изобретатель»
Грамматический калейдоскоп
Мастерская по астрономии
Предметные лаборатории Центр
социального проектирования
Центр
управления карьерами подростков
Школьная газета «ВШКОЛЕ»
Школьное радио «Импульс»
Школьное телевидение «Альтернатива» Музыкально – хоровой клуб «Голос»
Вокально – инструментальный ансамбль
Кукольный театр «Люди.Руки.Куклы.»
Театральная студияна английском языке
Кружок «Умелые ручки»
Театральный кружок «Лира»
Школа вожатых
Волонтёрский клуб «Мы вместе»
Психологический клуб «Познай себя!»
Школьный музей
Школьное самоуправление «Созвездие» Акробатика
Настольный теннис
Хоккейный клуб «Алмаз»
Мини- футбол
Шахматная школа
Лыжи
Стрелковый клуб
Спортивно – туристический клуб Клуб «Ровесник»
Клуб «Шанс»
Клуб «Память»
Клуб «Ракурс»
Клуб «Патриот»
3 ступень Инженерный клуб Центр
социального проектирования
Школьная газета «ВШКОЛЕ»
Школьное радио «Импульс»
Школьное телевидение «Альтернатива» Вокально – инструментальный ансамбль
Театральный кружок
Клуб «Парламентские дебаты»
Школьное самоуправление «Созвездие» Баскетбол
Волейбол
Стрелковый клуб
Спортивно – турист. клуб Клуб «Память»
Клуб «Ракурс»
Клуб «Патриот»