Конспект урока по экономике на тему:Предпринимательская идея. Технология создания предприятия.(10 класс)

Аннотация: конспект урока технологии
Учитель: Кутровская Татьяна Николаевна, учитель экономики
МБОУ СОШ №12 г. Донецка РО
УМК - базовая программа образовательной области «Технология» под редакцией Симоненко В.Д. с учетом регионального компонента.
Класс: 10 Занятие: 2-3 Четверть: 1
Раздел: Основы предпринимательской деятельности.
Тема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятия.
I. Дидактическое обоснование урока
Цели:
образовательная  сформировать знания по основам предпринимательства и умения свободной ориентации на современном рынке труда
воспитательная  познакомить с экономическими терминами и правилами их применения
развивающая  развивать познавательную активность в технологии создания предприятия
профориентационная  прививать навыки ориентации на современном рынке труда.
Методы проведения занятия: устные, демонстрационные, проблемные.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
творческая работа учащихся, игра-аукцион.
Объект труда: создание и разработка идеи «Мое предприятие».
Словарная работа: бизнес, основные средства, оборотные средства.
Межпредметные связи: экономика, математика.
Тип урока: комбинированный.
II. Дидактическое сопровождение урока
Список литературы:
И.Липсиц. Экономика. Учебник для 10-11 классов. Просвещение. 2010
Трудовой кодекс РФ. 2009
Симоненко В.Д.Технология. 8 класс-учебник для 8 класса. 2007
План урока

Тема раздела: Основы предпринимательской деятельности.

Тема урока: Предпринимательская идея. Технология создания предприятия.


Цели урока:
Сформировать знания по основам предпринимательства и умения свободной ориентации на современном рынке труда.
Познакомить с экономическими терминами и правилами их применения.
Развивать познавательную активность в технологии создания предприятия.
Оснащение урока: логотипы предприятий, карточки для деловой игры
«Моё предприятие».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент
А) проверка готовности к уроку
Б) настрой учащихся: приветствие при помощи обмена улыбками
Учитель: «Сегодня я рада встрече с вами, у меня прекрасное настроение и я хочу поделиться им с вами. Для этого шлю вам свою улыбку, и вы мне можете переслать такую же.
2. Активизация познавательной деятельности
Ответьте на вопрос: «Что называется предпринимательством?»
Дайте характеристику своего будущего предприятия, учитывая основы предпринимательства, показанные на данной схеме и с учетом логотипов, разработанных дома вами.
Что производить?
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Как производить? Для кого производить?

3.Объяснение нового материала:
Учитель: «Как вы считаете, в чем цель нашего урока?»
Бизнес  благородное дело.
Процесс создания товаров и оказания услуг, продуктов питания, жилья, бытовых, информационных и других услуг, обладает конкретными потребительскими свойствами и имеет определенную стоимость, разнообразные потребности людей.
Оказывая разнообразные услуги гражданам и организациям, бизнес способствует повышению благосостояния общества.
Предпринимательство помогает отыскать новые способы приложения труда и разрешить проблему занятости.
Предприниматели в основном содержат государство, уплачивая ему большую долю налогов, что позволяет решить социальную защиту населения.
Прибыли от бизнеса дают возможность развития науки, образования, культуры, здравоохранения.
«Ум этого человека никогда не дремал. Не сходя с этого места, он открыл мне идею, которая осенила его. Вот тогда мы и основали трест, а потом вернулись в город и пустили в ход свою идею» писал О. Генри.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Основа для предпринимателя  информация
Инновационная идея может быть связана с намерением улучшить качество выпускаемой продукции.
Исследования рынка позволят предпринимателю выявить возможную прибыль.
Анализ рынка.
Определение соотношения на рынке между спросом и предложением товара.
Выявление потенциальной цены товара.
Определение собственных расходов.
Стоимость рабочей силы.
Накладные расходы.
Выявление возможного эффекта от реализации идеи.
Экспертная оценка полученной информации и принятие предпринимательского решения.
Каждый предприниматель, прежде чем приступить к организации свое дело, должен проанализировать свою идею.
Предприятие  это самостоятельный хозяйственный субъект, предназначенный для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Индивидуальный предприниматель может быть физическим лицом  любой свободный человек, гражданин данной страны, иностранец, который действует в экономике самостоятельно, обладает правом осуществлять хозяйственные мероприятия, вступать в хозяйственные отношения с другими физическими и юридическими лицами. Он должен иметь разрешение на вид деятельности, вести бухучет, состоять на учете в налоговых органах.
Самостоятельность предприятия заключается в его статусе, т.е. оно должно быть юридическим лицом, иметь Устав, расчетный счет в банке, печать, юридический адрес, вести бухучет.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Виды предприятий:
ООО - уставной капитал поделен на доли. Участники общества несут риск убытков своими вкладами.
Корпорация – правовая форма бизнеса, созданная с целью защиты каких-либо привлечений ее участников.
АО - общество, уставной капитал которого разделен на определенное количество частей( акций) равной номинальной стоимости.
ОАО - акции продаются по открытой подписке, их свободно можно продавать.
ЗАО - акции распространяются обычно между членами коллектива
а. Производственное предпринимательство-вид деятельности для производства какого-либо товара
Основные средства  здания, оборудование, станки, машины. Они используются долгое время.
Оборотные средства  сырье, материалы, полуфабрикаты, которые используются для производства товара.
б. Коммерческое (торговое) предпринимательство  товар является основным фактором бизнеса.
в. Финансовое предпринимательство  объект купли-продажи являются деньги, валюта, ценные бумаги.
г. Посредничество  посредник сводит продавца с покупателем.
д. Страховое предпринимательство - выступает в качестве продавца страховых услуг.
4. Практическая работа учащихся №1.
А. Укажите способы получения прибыли, не противоречащие предпринимательской этике:
Увеличение прибыли за счет стоимости товара.
Увеличение доходов за счет расширения бизнеса.
Уменьшение расходов за счет уменьшения оплаты труда наемным рабочим.
Уменьшение расходов за счет выплаты налогов.
Отказ от участия в благотворительности.
Привлечение денежных средств инвесторов.
Знаете ли Вы российских промышленников и купцов, известных своей благотворительностью? Назовите их.
Практическая работа учащихся №2. Аукцион «Мое предприятие».
Составить предпринимательскую идею для заданного предприятия, с последующей защитой по следующему плану:
Название предприятия
Логотип предприятия
Вид деятельности
Основные средства
Вид предприятия
Владельцы предприятия
Оборотные средства



Карточки с заданными предприятиями:
Предприятие общественного питания, уставной капитал  1 550 000 рублей.
Предприятие по продаже недвижимости, уставной капитал  3 500 000 рублей .
Предприятие торговли, уставной капитал  640 000 рублей
строительное предприятие, уставной капитал  2 380 000 рублей.
Предприятие культуры и спорта, уставной капитал  80 000 рублей.
Предприятие по переработке сельскохозяйственной продукции, уставной капитал  965 000 рублей.
Семейная ферма, уставной капитал  850 000 рублей.
7. Подведение итогов урока
Оценка работ
Типичные ошибки в работах
Лучшие работы
8. Рефлексия: сделайте рисунок маски в цвете в зависимости от вашего настроения на уроке:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
оранжевый  хорошее, голубой  нормальное, зеленый  плохое

15